Научная статья на тему 'Классификация правоохранительных органов, обеспечивающих предупреждение и пресечение групповых нарушений общественного порядка при проведении публичных мероприятий'

Классификация правоохранительных органов, обеспечивающих предупреждение и пресечение групповых нарушений общественного порядка при проведении публичных мероприятий Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1598
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Васин Константин Львович, Чепурной Александр Александрович

Статья посвящена классификации правоохранительных органов, обеспечивающих предупреждение и пресечение групповых нарушений общественного порядка

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Классификация правоохранительных органов, обеспечивающих предупреждение и пресечение групповых нарушений общественного порядка при проведении публичных мероприятий»

Раздел II. Политические и юридические науки

УДК 351.745 © К. Л. Васин, А. А. Чепурной, 2012

К. Л. Васин, А. А. Чепурной

классификация правоохранительных органов, обеспечивающих предупреждение и пресечение групповых нарушений общественного порядка

при проведении публичных мероприятий

Статья посвящена классификации правоохранительных органов, обеспечивающих предупреждение и

пресечение групповых нарушений общественного порядка.

В механизме предупреждения и пресечения групповых нарушений общественного порядка возникают различные правоотношения. Следовательно, имеет место насущная необходимость их непосредственного рассмотрения. Органы внутренних дел - это основной субъект охраны общественного порядка при проведении публичных мероприятий. В ходе правоохранительной деятельности органов внутренних дел в рассматриваемой сфере возникает комплекс внутри-организационных правоотношений, от содержания которых зависит эффективность предупреждения и пресечения групповых нарушений общественного порядка при проведении публичных мероприятий.

В соответствии с действующими нормативными актами МВД России для обеспечения общественного порядка при проведении массовых мероприятий могут использоваться следующие силы: наряды патрульно-постовой службы полиции; подразделения ГИБДД; подразделения вневедомственной охраны; подразделения криминальной полиции; служба участковых уполномоченных полиции (на этапе проведения предупредительно-профилактических мероприятий); подразделения по делам несовершеннолетних (во время спортивно-массовых мероприятий организуется взаимодействие с органами внутренних дел на транспорте для контроля за перемещением болельщиков); органы внутренних дел на транспорте; подразделения ОМОН (для обеспечения силового решения задач); курсанты (слушатели) учебных заведений системы МВД России (в зависимости от ситуации); подразделения внутренних войск МВД России; представители частных охранных предприятий; общественные формирования правоохранительной направленности [1, с. 180].

Основными видами нарядов, обеспечивающих общественный порядок при проведении массовых мероприятий являются: пост, патруль, патрульная группа и полицейская цепочка. При проведении массовых мероприятий применяются цепочки, группы сопровождения, посты наблюдения, резерв, заграждения, группы патрулирования, ограничения движе-

ния транспорта, разъяснения законов, обеспечения связи, оцепления (блокирования), фиксации правонарушений и другие. Каждую группу возглавляет старший, назначаемый заблаговременно уполномоченным представителем ОВД.

Цепочка выставляется для оцепления территории, на которой проводится массовое мероприятие, с целью недопущения посторонних лиц, а также для построения направляющих коридоров, обеспечивающих организованное продвижение участников мероприятий, зрителей или разграничительных квадратов (прямоугольников) в местах размещения участников мероприятий и зрителей. В состав цепочек могут входить работники полиции, военнослужащие, представители общественности. Цепочки подразделяются на редкие, когда личный состав располагается с интервалом более 2 м, нормальные - при интервале 1-2 м, усиленные - при интервале менее 1 м, многорядные - в два и более рядов.

Пост наблюдения обеспечивает своевременную информацию о ходе проведения массового мероприятия и изменениях обстановки. Он устанавливается в пункте, обеспечивающем хороший обзор территории, и оснащается необходимыми техническими средствами.

Резерв предназначается для решения задач охраны общественного порядка в случаях осложнений обстановки во время проведения массовых мероприятий. Резерв должен располагаться в местах, откуда он может быстро ввестись в действие. В состав резерва, находящегося в распоряжении начальника оперативного штаба, может выделяться до 20% всех привлекаемых к охране общественного порядка сил и средств. Резервы, находящиеся в распоряжении начальников секторов, участков или направлений, составляют 10-15% сил и средств, используемых на службе в данном секторе, участке или направлении. Задействованные резервы немедленно восполняются за счет высвобождения сил и средств с менее важных участков и направлений.

Группа патрулирования формируется из личного состава органов внутренних дел для осущест-

вления охраны общественного порядка на прилегающей к району проведения массовых мероприятий территории.

Группа ограничения движения транспорта формируется из работников дорожно-патрульной службы ГИБДД и организует движение транспорта, пешеходов в обход зоны блокирования, а также обеспечивает беспрепятственный проезд к месту проведения специальных мероприятий автотранспорта органов внутренних дел и аварийно-спасательных служб.

Группа ведения переговоров формируется из числа наиболее подготовленных сотрудников органов внутренних дел. Основной задачей этой группы является проведение разъяснительной работы среди участников массовых мероприятий.

Группа обеспечения связи формируется из сотрудников подразделений связи и специальной техники, а также личного состава, имеющего навыки работы со средствами связи. Она призвана обеспечить надежное управление силами и средствами. Порядок использования связи и режим работы радиосредств определяются руководителем оперативного штаба.

Группа оцепления (блокирования) формируется из личного состава подразделений патрульно-постовой службы, участковых инспекторов полиции, учебных заведений, а также частей и подразделений внутренних войск (в случае их привлечения). Группа осуществляет оцепление (блокирование) соответствующего района местности с целью ограничения доступа граждан, направления на фильтрационный пункт лиц, активно пытающихся проникнуть в район оцепления (блокирования), задержания правонарушителей, прекращения проезда в район мероприятия постороннего транспорта. В необходимых местах создаются КПП для организованного пропуска граждан, транспорта, выявления (задержания) организаторов и активных участников противоправных действий [2, с. 249].

Группа документирования формируется из сотрудников подразделений криминальной полиции, оснащается средствами визуального наблюдения, фотографирования, видео- и звуковой записи. Обеспечивает документирование противоправных действий на месте происшествия, проверку доставленных правонарушителей (ст. 182 Устава ППСМ МВД РФ).

Для обеспечения общественного порядка и безопасности во время проведения массового мероприятия привлекается лишь реально необходимое количество сил и средств. Наряды вводятся в действие по мере развертывания проводимого мероприятия, а по миновании надобности немедленно снимаются и переводятся в резерв. Организация управления силами, участвующими в охране общественного порядка при проведении крупных массовых мероприятий, включает в себя создание оперативного штаба, пунктов управления подразделениями, разработку планирующих документов, подготовку личного состава

к службе и организацию взаимодействия с другими структурами и ведомствами.

Под организацией взаимодействия между службами и подразделениями ОВД необходимо подразумевать совместную, согласованную по месту, времени и цели деятельность служб и подразделений, направленную на наиболее оптимальное использование имеющихся возможностей в охране общественного порядка и общественной безопасности на обслуживаемых объектах [3, с. 38].

Так как все вышеперечисленные силы имеют свою внутриведомственную подчиненность и свои непосредственные задачи, то для организации единого управления и взаимодействия между ними, а также осуществления четкого контроля за их предстоящей деятельностью в период проведения массового мероприятия, создается специальный орган, который будет впоследствии координировать всю предстоящую работу. В зависимости от масштабов проводимых мероприятий и организационно-подготовительных работ таким органом может быть оперативный штаб или группа под руководством начальника ОВД или его заместителя, в которую включаются представители различных министерств и ведомств, привлеченных на данное мероприятие и непосредственно заинтересованных в обеспечении общественного порядка.

Для решения всего объема задач управленческой деятельности при проведении массовых мероприятий на оперативный штаб ОВД возлагаются следующие функции:

- введение в действие плана сбора и приведени] в готовность личного состава, участвующего в обеспечении общественного порядка при проведении массового мероприятия;

- развертывание пунктов управления и организация связи;

- информирование личного состава об обстановке, объявление решения, постановка задач к выполнению намеченных мероприятий, порядок, маршруты и время выдвижения сил и средств к местам несения службы;

- контроль за исполнением отданных распоряжений, оказание помощи в выполнении поставленных задач и поддержание взаимодействия;

- разбор выполнения поставленных задач и подведение итогов несения службы.

Оперативный штаб осуществляет руководство подразделениями и нарядами с одного или нескольких (при необходимости) пунктов управления, которые размещаются в месте, откуда наиболее удобно визуально наблюдать за обстановкой и действиями нарядов на основных участках несения службы, а также осуществлять непосредственное руководство ими. В свою очередь, пункт управления может быть подвижным (на базе специального транспортного средства) либо неподвижным. В последнее время широко используются подвижные пункты управления для контроля за обстановкой, складывающейся

38

Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий

на территории, прилегающей к месту проведения массового мероприятия.

Вся поступающая на пункт управления и исходящая по каналам проводной и радиосвязи информация фиксируется в журналах и записывается на магнитные носители информации, что позволяет по окончании мероприятия провести детальный разбор действий оперативного штаба, вскрыть допущенные недостатки по руководству силами и принять меры к недопущению их впредь.

Оперативный штаб в своей деятельности использует следующие основные формы взаимодействия между подразделениями, задействованными в обеспечении проведения массовых мероприятий:

- взаимный обмен информацией - предоставление сотрудникам подразделений взаимодействующих структур необходимых им сведений;

- совместное обсуждение имеющейся информации для принятия решения на оперативных совещаниях с участием представителей заинтересованных служб и ведомств. При этом оцениваются достоверность и достаточность полученных сведений для выработки конкретного решения, намечаются пути их использования при проведении необходимых действий. На основе выводов такого обсуждения организуется и совершенствуется дальнейшее взаимодействие соответствующих сил и средств;

- выполнение отдельных мероприятий по запросу какой-либо службы в случае, когда необходимо предпринять меры, реализация которых является исключительной компетенцией определенного субъекта взаимодействия;

- согласованное планирование мероприятий. Оно осуществляется двумя основными способами. Первый - самостоятельное составление службами планов взаимодействия, в которых намечаемые виды работы согласованы по целям, месту, времени, выделяемым силам и средствам. Второй - подготовка единого совместного плана, утверждаемого начальником ОВД. Способ, вид планирования избираются руководителями взаимодействующих служб исходя из реальной обстановки и поставленных перед ними целей. Здесь учитываются значимость и полнота исходной информации, сложность решаемых задач, возможности маневра силами, средствами и другие факторы. Так, единый совместный план составляется, как правило, при проведении особо важных массовых мероприятий [4, с. 276];

- содействие в совместной работе другим службам в трех основных его видах, связанных с оказанием помощи: при информационном обеспечении; при выделении дополнительных сил и средств; при создании необходимых условий для проведения какого-либо мероприятия;

- организация отдельных совместных действий. При этом взаимодействующими службами вырабатывается общая тактика осуществления конкретных мер, уточняются способы обмена информацией;

- создание специальных групп для решения

определенных задач. Их функционирование рассчитано на более или менее продолжительное время и не ограничивается проведением отдельного мероприятия, например, распространено формирование групп: следственно-оперативных, закрепляемых за конкретными объектами массового мероприятия; по применению специальных средств; по изъятию оружия и т.д.

Таким образом, начальник ОВД (заместитель начальника ОВД) как руководитель оперативного штаба является основным субъектом организации комплексного использования сил и средств. Именно он определяет и уточняет задачи, которые предстоит решать каждой службе или подразделению, участвующим в обслуживании массового мероприятия. Он осуществляет единое руководство указанными группами, координирует их деятельность, вносит изменения в расстановку нарядов, маневрирует силами при осложнении оперативной обстановки, при необходимости вводит в действие резервы, дает указания об установлении и снятии предусмотренных ограничений движения транспорта и пешеходов.

В целях активизации совместной работы органов внутренних дел в сфере предупреждения и пресечения групповых нарушений общественного порядка при проведении публичных мероприятий каждая служба органов внутренних дел должна проявлять инициативу и, не ожидая официальных запросов, предоставлять сотрудникам других задействованных подразделений сведения, которые могут быть ими использованы в интересах службы.

В целях повышения уровня подготовки сил и средств органов внутренних дел к действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций проводятся командно-штабные и тактико-специальные учения при участии руководящего состава взаимодействующих подразделений. В ходе учений отрабатываются вопросы совершенствования умений и навыков руководящего состава органов внутренних дел в организации выполнения поставленных задач, повышении уровня слаженности и взаимодействия сил и средств проводится проверка их готовности к совместным действиям. Помимо этого, отрабатывается механизм действий оперативных штабов по управлению силами и средствами, схемы радиосвязи и действия дежурной смены, организация управления силами и средствами, задействованными в системе единой дислокации при получении сигналов о возможном возникновении групповых нарушений общественного порядка; организуется обучение сотрудников подразделений тактике действий во время проведения массовых мероприятий, в том числе во время возникновения возможных групповых нарушений общественного порядка.

В целях повышения эффективности деятельности органов внутренних дел в сфере предупреждения и пресечения групповых нарушений общественного порядка при проведении публичных мероприятий необходимо проведение постоянной работы по сле-

дующим направлениям: выявление и пресечение деятельности террористических и экстремистских группировок, а также организаций и лиц, вынашивающих намерения организовать или участвовать в групповых правонарушениях общественного порядка; установление и привлечение к ответственности участников групповых нарушений общественного порядка, совершенных ранее; выявление и проведение профилактической работы среди лиц, распространяющих ложные слухи, вызывающие нагнетание социальной напряженности, провоцирующие граждан на участие в групповых правонарушениях

и других насильственных или противоправных действиях; выявление фактов и привлечение виновных к ответственности за незаконное ношение, хранение, приобретение, изготовление или сбыт оружия, боевых припасов или взрывчатых веществ; выявление и привлечение виновных к ответственности за хищение огнестрельного оружия, боевых припасов или взрывчатых веществ; проведение профилактической работы с лицами, состоящими на учетах в органах внутренних дел; усиление борьбы с изготовлением, перевозкой, а также распространением наркотических средств.

Сведения об авторах:

Васин Константин Львович - кандидат исторических наук, директор Центра дополнительного профессионального образования Сибирского института бизнеса и информационных технологий, e-mail: vassin.KL@ yandex.ru (г. Омск, Российская Федерация);

Чепурной Александр Александрович - магистрант направления «Правовое образование» Омского государственного педагогического университета (г. Омск, Российская Федерация).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.