Научная статья на тему 'Классификация подходов к оценке конкурентоспособности субъекта рыночной деятельности'

Классификация подходов к оценке конкурентоспособности субъекта рыночной деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
406
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / МЕТОДЫ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / COMPETITIVENESS / METHODS FOR ASSESSING COMPETITIVENESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Щепакин М.Б., Баженов Ю.В.

В статье рассмотрены методы и подходы к оценке конкурентоспособности. Представлена характеристика подходов к оценке конкурентоспособности субъекта рыночной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Щепакин М.Б., Баженов Ю.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Классификация подходов к оценке конкурентоспособности субъекта рыночной деятельности»

Щепакин М.Б., Баженов Ю.В.

1) д. экон. наук, профессор, 2) аспирант Кубанский Государственный Технологический Университет

КЛАССИФИКАЦИЯ ПОДХОДОВ К ОЦЕНКЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СУБЪЕКТА РЫНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация

В статье рассмотрены методы и подходы к оценке конкурентоспособности. Представлена характеристика подходов к оценке конкурентоспособности субъекта рыночной деятельности.

Ключевые слова: конкурентоспособность, методы оценки конкурентоспособности.

Keywords: competitiveness, methods for assessing competitiveness.

В условиях развивающейся экономики и ужесточения конкуренции актуализировалась потребность в расширении масштабов деятельности экономического субъекта темпами, соответствующими или опережающими темпы роста рынка. Управление конкурентоспособностью субъекта рыночной деятельности, ее перманентное повышение - одна из главных задач, стоящих перед менеджментом предприятия. Решение обозначенной задачи предусматривает формирование соответствующего современным условиям хозяйствования представления об оценке конкурентоспособности на предприятии.

Конкурентоспособность предприятия - это оцененная в данный момент времени реальная и потенциальная способность предприятия без нарушения действующего законодательства и в соответствии с принятой бизнес-этикой эффективнее конкурентов адаптироваться к условиям динамично развивающийся внешней среды по различным направлениям деятельности предприя-

тия, интегрироваться в единое пространство участников рыночных отношений, реализовывать свой совокупный потенциал [1].

На современном этапе развития как отечественной, так и зарубежной наукой не разработан универсальный общепринятый метод оценки конкурентоспособности субъекта рыночной деятельности, что обусловлено сложностью выявления и оценки влияния разнообразных факторов внешней и внутренней среды предприятия. Ученые выделяют группы факторов конкурентоспособности, подлежащие формализации, оставляя без внимания другие группы факторов, сложнее подлежащие формализации либо неформализуемые вовсе. Все вышеуказанное обусловило существование различных методических подходов к оценке конкурентоспособности субъекта рыночной деятельности, классификация которых также является объектом исследования ученых, которые следует рассмотреть подробнее.

Мы считаем, что наиболее полную классификацию методических подходов к оценке конкурентоспособности экономических субъектов рыночной деятельности представлена в работе «К разработке методического подхода к оценке конкурентоспособности корпораций в условиях развивающихся маркетинговых коммуникаций» [2, с. 399]. В качестве классификационных признаков авторами были выделены: а) форма осуществления оценки уровня конкурентоспособности и представления ее результатов; б) сущность методического подхода; в) используемые методы формализации и обработки данных, а также определения результата конкурентоспособности.

Рассмотрев подробно группы методов оценки конкурентоспособности, классифицированные по трем указанным признакам, и оценив достоинства и недостатки каждого метода, авторами был сделан вывод о том, что в большинстве из них экзогенные (внешние) факторы не учитываются или учитываются в недостаточной степени [2, с. 399]. Также авторы отмечают, что предложенная классификация может быть использована при совершенствовании имеющихся и разработке новых методических подходов к оценке кон-

курентоспособности экономических субъектов. Новые подходы к оценке конкурентоспособности субъекта рыночной деятельности должны, по мнению авторов, учитывать влияние на конкурентоспособность экономического субъекта динамично развивающейся внешней среды.

Группа ученых, выявляя экономическую сущность конкурентоспособности предприятия, подчеркивают, что конкурентоспособность предприятий выступает инструментом адаптации хозяйствующего субъекта к изменяющимся факторам внешней среды, позволяющим эффективно использовать имеющиеся и вовлекаемые ресурсы, формировать предпосылки устойчивого роста предприятий и обеспечивать им конкурентные позиции на отраслевом рынке [3]. Авторы выделяют четыре основные группы методических подходов к оценке конкурентоспособности субъекта рыночной деятельности: а) подходы, основанные на расчете сводного (интегрального) показателя; б) подходы, основанные на расчете частных (единичных) показателей; в) экспертные подходы; г) матричные подходы. На основе проведенного анализа различных подходов к оценке конкурентоспособности предприятий ученые сделали основной вывод о том, что все рассмотренные подходы сужают область оценки факторов, определяющих уровень конкурентоспособности предприятий, и не учитывают их маркетинговую ориентацию на остальных участников рыночного пространства. Кроме того, по мнению авторов, рассмотренные подходы не делают акцент на ключевые региональные или отраслевые факторы, а каждый подход имеет ограничения по учету тех или иных факторов конкурентоспособности. Сформулированный авторами подход к оценке конкурентоспособности предприятий, выделяющий внутренние и внешние факторы, определяющие конкурентоспособность предприятий применительно к той отрасли, в которой действует субъект хозяйствования. Внутренние факторы - совокупность параметров, оказывающих регулирующее воздействие на деятельность субъекта, функционирующего в экономических, трудовых, организационных и коммуникационных взаимоотношениях.

Внешние факторы - набор не поддающихся влиянию условий и сил, требующих систематического адаптационно-коммуникационного приспособления к ним всех участников рыночного пространства [3]. Каждая группа факторов, определяющих конкурентоспособность предприятий, в свою очередь, делится на «жесткие», напрямую определяющие эффективность предприятия в замкнутом контакте с элементами маркетинговой среды, и «мягкие», обеспечивающие возможность своевременной адаптации предприятия к условиям внешней среды. Указанные факторы, сгруппированные в следующие подсистемы: подсистема показателей итоговых результатов (экономических, технических, финансовых); подсистема показателей менеджмента предприятий; подсистема показателей инвестиционно-инновационных факторов и подсистема региональных показателей, объединены в интегральный показатель [3].

Считая основной задачей современного этапа развития методологии оценки конкурентоспособности предприятий выделение внешних (экзогенных) факторов при сборе данных для анализа конкурентоспособности субъекта рыночной деятельности, а также учет данных факторов при формировании методики оценки конкурентоспособности и интерпретации ее результатов, рассмотрим представленные методы оценки конкурентоспособности субъекта рыночной деятельности с точки зрения учета в методиках оценки внешних (экзогенных) факторов и формализации и объективности процедуры исследования. За основу классификации методов оценки конкурентоспособности субъекта рыночной деятельности возьмем классификацию, предложенную М.Б. Щепакиным, Э.Ф. Хандамовой, Л.В. Хараджян [2, с. 400].

Характеризуя методические подходы к оценке конкурентоспособности субъекта рыночной деятельности с точки зрения учета внешних (экзогенных) факторов, важно отметить, что прослеживается закономерность использования внешних (экзогенных) факторов для оценки конкурентоспособности в определенных подгруппах методов. К примеру, подавляющее большинство матричных методов учитывает внешние (экзогенные) факторы для оценки

конкурентоспособности рыночных агентов. Среди экзогенных факторов, учитываемых матричными методами, можно назвать: относительную долю рынка, темп роста рынка, привлекательность отрасли, стабильность и перспектива рынка, потребность в товаре (услуге), микро- и макросреду предприятия, анализ поведения конкурентов, пять сил конкуренции М. Портера. Проведенная нами характеристика подходов к оценке конкурентоспособности субъекта рыночной деятельности представлена в таблице 1.

Таблица 1 Классификация подходов к оценке конкурентоспособности субъекта рыночной деятельности с точки зрения учета внешних (экзогенных)

факторов и формализации и объективности процедуры исследования

Классификационный признак Методы оценки конкурентоспособности субъекта хозяйственной деятельности Учитываемые факторы внешней среды Возможность формализации и объективность процедуры исследования

Форма осуществления оценки уровня конкурентоспособности субъекта хозяйственной деятельности и представления ее результатов 1.1. Матричные:

матрица БКГ; Относительная доля рынка, темп роста рынка Трудно формализуем, т.к. сложно получить достоверную информацию об объемах продаж конкурентов

матрица GE / McKinsey; Позиция рыночного агента в конкуренции Привлекательность отрасли Трудно формализуем, т.к. отсутствует возможность количественно измерить большинство показателей, основан на субъективных оценках экспертов о критериях привлекательности отрасли

матрица консультационной фирмы «А. Нильсен»; Стабильность и перспектива рынка, потребность в товаре (услуге) Трудно формализуем, т.к. основан на субъективных оценках экспертов о градации принадлежности объекта оценки к определенной категории

SWOT-анализ; Микросреда (потребители, конкуренты, поставщики, посредники, государственные и муниципальные организации) и макросреда фирмы (правовые, политические, социальные, экономические и др.) факторы Трудно формализуем, т.к. основан на субъективных оценках экспертов

матрица эластичности конкурентной реакции Ж.-Ж. Ламбена; Анализ поведения конкурентов Трудно формализуем, т.к. основан на субъективных оценках экспертов

матрица (модель) базовых стратегий М. Портера; Пять конкурентных сил (угроза появления новых конкурентов, рыночная власть потребителей, рыночная власть поставщи- Трудно формализуем, т.к. оценка носит качественный характер

ков, угроза появления товаров-субститутов, соперничество между действующими в отрасли агентами)

матрица Shell (матрица направленной политики); Перспективы отрасли, конкурентоспособность бизнеса Трудно формализуем, т.к. основан на субъективных оценках экспертов

матрица Хинтерхубера; Не учитываются Трудно формализуем, т.к. основан на субъективных оценках экспертов значения производства

матрица конкурентного преимущества. Не учитываются Трудно формализуем, т.к. основан на субъективных оценках экспертов о конкурентных преимуществах предприятия

1.2. Графические:

- метод, основанный на исследовании жизненных циклов товаров (технологий, отраслей); Не учитываются Легко формализуем, т.к. основан на количественной информации о динамике жизненных циклов (технологий, отраслей)

- метод построения многоугольника конкурентоспособности; Не учитываются Трудно формализуем, т.к. основан на балльных оценках экспертов

- метод построения радара конкурентоспособности; Не учитываются Трудно формализуем, т.к. основан на балльных оценках экспертов

- метод составления карты стратегических групп. Не учитываются Трудно формализуем, т.к. основан на субъективных оценках экспертами критериев дифференциации стратегических групп

1.3. Профильные методы:

- метод профиль требований; Доля рынка Трудно формализуем, т.к. основан на субъективных оценках экспертов

- метод профиль полярностей. Доля рынка Трудно формализуем, т.к. основан на субъективных оценках экспертов

1.4. Описательные методы:

- бенчмаркинг конкурентоспособности; Исследование бизнеспроцессов конкурентов Трудно формализуем из-за разноплановости собираемой информации

- PIMS-модель; Базы данных о функционировании предприятий Трудно формализуем, т.к. рыночные условия функционирования отечественных предприятий сильно отличаются от условий развитых стран

- LOTS-анализ; Не учитываются Трудно формализуем, т.к. основан на субъективных оценках экспертов

- GAP-анализ. Не учитываются Трудно формализуем, т.к. основан на субъективных оценках экспертов

1.5. Рейтинговые (балльные) методы:

- рейтинговые методы, оценивающие объекты в абсолютной форме; Не учитываются Трудно формализуемы, т.к. основан на субъективных балльных (рейтинговых) оценках экспертов

- рейтинговые методы, оценивающие объекты в относительной форме. Не учитываются

1.6. Расчетные методы:

- основанные на расчете интегрального (сводного) показателя; Не учитываются Легко формализуемы, т.к. содержат количественные показатели деятельности предприятия, кото-

- основанные на расчете частных (единичных) показателей. Не учитываются рые путем расчетов превращаются в сводный или единичный показатель конкурентоспособности

Сущность метода (заложенные в основу методического подхода теории, а также 2.1. Методы оценки конкурентоспособности субъектов хозяйственной деятельности, основанные на теории сравнительных преимуществ доля рынка, климатические условия, природные ресурсы Легко формализуем, т.к. можно рассчитать относительные издержки производства и реализации

критерии оценки конку-рентоспособности и их сочетания) 2.2. Методы оценки конкурентоспособности субъектов хозяйственной деятельности, основанные на теории равновесия Не учитываются Легко формализуем, т.к. можно расчетным путем оценить эффективность использования факторов производства

2.3. Методы оценки конкурентоспособности субъектов хозяйственной деятельности, основанные на теории эффективной конкуренции: а) структурный подход; б) функциональный подход. Не учитываются Трудно формализуем, т.к. сложно получить количественные показатели, характеризующие интенсивность конкуренции

2.4. Методы оценки конкурентоспособности субъектов хозяйственной деятельности, учитывающие интенсивность конкуренции:

- индекс концентрации; Рыночная доля четырех наиболее крупных предприятий отрасли Легко формализуемы, т. к. можно получить достоверные данные и выполнить необходимые расчеты

- индекс Херфиндаля-Хиршмана; Доля рынка

- индекс Розенблюта Доля рынка

- показатель энтропии (упорядоченности); Доля рынка

- коэффициент Дэрше; Доля рынка

- коэффициент вариации; Доля рынка

- метод оценки конкурентоспособности субъекта хозяйственной деятельности на основе учета его рыночной доли Г. Л. Азое-ва; Доля рынка, уровень монополизации рынка, концентрация производства, барьеры входа-выхода Трудно формализуем, т.к. не до конца проработана методика расчета интегрального показателя интенсивности конкуренции

- метод оценки конкурентоспособности субъекта хозяйственной деятельности М. О. Ермолова. Доля рынка, уровень монополизации рынка, концентрация производства, барьеры входа-выхода Трудно формализуем, т.к. не до конца проработана методика расчета характеристики рынка

2.5. Методы оценки конкурентоспособности субъектов хозяйственной деятельности, сводящие ее к качеству / конкурентоспособности их товаров (услуг):

- метод оценки конкурентоспособности субъекта хозяйственной деятельности на базе качества товаров (услуг); Не учитываются Трудно формализуем, т.к. основан на субъективных оценках потребителями потребительских свойств товаров (услуг) и удовлетворенности ими

- метод оценки конкурентоспособности товаров (услуг), связанный с рас- Не учитываются Легко формализуем, т. к. групповые показатели по техническим и экономическим параметрам со-

четом интегрального коэффициента конкурентоспособности; держат объективную информацию

- метод оценки конкурентоспособности товаров (услуг) с учетом нормативных параметров; Не учитываются Легко формализуем, т. к. групповые показатели по техническим, экономическим и нормативным параметрам содержат объективную информацию

- метод С. Г. Светунькова, определяющий связь между потребительскими свойствами и ценой товара (услуги); Не учитываются Легко формализуем, т.к. можно получить объективную информацию о цене и потребительских свойствах товаров (услуг)

- метод оценки конкурентоспособности товара (услуг) Ш. Ш. Магомедова; Не учитываются Легко формализуем в части оценки экономических параметров товаров (услуг)

- метод функции полезности; Не учитываются Трудно формализуем, т.к. основан на субъективных оценках экспертов

- метод Е. Т. Гребнева, Д. Т. Новикова, А. Н. Захарова; Не учитываются Трудно формализуем, т.к. основан на субъективном выборе показателей качества и субъективных оценках экспертов уровня потребительского эффекта

- метод оценки конкурентоспособности предприятия А. А. Воронова; Не учитываются Легко формализуем, т.к. можно получить объективную информацию о параметрах товаров (услуг)

- метод оценки конкурентоспособности товаров (услуг) путем сравнения с показателями базового года В. В. Кислицыной. Не учитываются Легко формализуем, т.к. можно получить объективную информацию о параметрах и ценах товаров (услуг)

2.6. Методы оценки конкурентоспособности субъектов хозяйственной деятельности, учитывающие помимо ее товарной составляющей и другие факторы (критерии):

- метод оценки конкурентоспособности субъекта хозяйственной деятельности Л. В. Целиковой; Не учитываются Легко формализуем, т.к. можно получить объективные данные о большинстве показателей

- метод В. А. Уланова и М. О. Ермолова; Не учитываются Трудно формализуем, т.к. основан на субъективных оценках экспертов

- метод Э. А. Поповой, Б. В. Красильникова и Г. И. Струниной; Не учитываются Легко формализуем, т. к. можно получить объективные данные о большинстве показателей

- метод оценки конкурентоспособности субъекта хозяйственной деятельности И. В. Максимовой; Не учитываются Легко формализуем, т.к. можно получить объективные данные о большинстве групп показателей

- метод оценки конкурентоспособности субъекта хозяйственной деятельности М. Г. Миронова; Не учитываются

- модель управления конкурентоспособность предприятия Х. А. Фасхиева и Е. В. Поповой Не учитываются Трудно формализуем, т.к. основан на субъективных оценках экспертов коэффициента предпочтения (ценности) фактора

2.7. Методы оценки конкурентоспособности предприятий, учитывающие состояние различных сфер его дея-

тельности, но не выделяющие товарную составляющую:

- метод оценки конкурентоспособности предприятия В. П. Еферина и В. В. Мотина; Доля рынка Легко формализуем, т.к. можно получить объективные данные для расчета показателей

- комплекснокомбинированный метод В. М. Мишина и Д. А. Егорова: а) в абсолютной форме; б) в относительной форме Доля рынка Легко формализуем, т.к. можно получить объективные данные для расчета показателей

2.8. Прочие методы:

- метод определения конкурентного статуса фирмы И. Ансоффа; Не учитываются Трудно формализуем, т.к. основан на субъективных оценках экспертов

- метод оценки конкурентоспособности субъекта хозяйственной деятельности, основанный на учете рентабельности товаров (услуг) и индекса изменения прибыли: а) по видам деятельности (структурным подразделениям); б) по видам расходов предприятия. Доля рынка Легко формализуем, т.к. можно получить объективные данные для расчета показателей

- метод определения интегральной конкурентоспособности предприятия на основе доступной информации о его деятельности; Учитывается доступная информация Легко формализуем, т.к. можно получить объективные данные для расчета показателей

- метод идеальной точки; Не учитываются Трудно формализуем, т.к. основан на представлениях экспертов об эталонном рыночном агенте

- метод оценки конкурентоспособности предприятия на основе весомости услуг и рынков Р. А. Фатхутдинова; Значимость рынка Трудно формализуем, т.к. основан на субъективных оценках экспертов

- метод «издержки - прибыль»; Не учитываются Легко формализуем, т.к. можно получить объективные данные для расчета издержек производства и реализации

- метод оценки конкурентоспособности субъекта хозяйственной деятельности на основе учета роста стоимости бизнеса. Не учитываются Легко формализуем, т.к. можно получить объективные данные для расчета стоимости бизнеса

Представленная классификация подходов к оценке конкурентоспособности субъекта рыночной деятельности с точки зрения учета внешних (экзогенных) факторов и формализации и объективности процедуры исследования позволяет выделить смысловые составляющие подгруппы (элементы), методов оценки конкурентоспособности субъекта рыночной деятельности, не

учитывающие внешние (экзогенные) факторы. К этой категории можно отнести подгруппы методов, среди которых: а) графические; б) рейтинговые; (балльные); в) расчетные; г) методы оценки конкурентоспособности субъектов хозяйственной деятельности, основанных на теории равновесия; д) методы оценки конкурентоспособности, основанных на теории эффективной конкуренции; е) методы оценки конкурентоспособности субъектов хозяйственной деятельности, сводящих ее к качеству конкурентоспособности их товаров (услуг); ж) методы оценки конкурентоспособности субъектов хозяйственной деятельности.

Из всех внешних (экзогенных) факторов наиболее часто используется фактор доли рынка. Последнюю учитывают подгруппы профильных методов, методов оценки конкурентоспособности субъектов хозяйственной деятельности, основанных на теории сравнительных преимуществ, методов оценки конкурентоспособности предприятий, учитывающих состояние различных сфер его деятельности, но не выделяющие товарную составляющую. Фактор доли рынка является определяющим для оценки конкурентоспособности субъекта рыночной деятельности в подгруппе методов, учитывающих интенсивность конкуренции. В подгруппе описательных методов применяются такие внешние факторы, как бизнес-процессы конкурентов, используются ранее сформированные базы данных о функционировании предприятий.

В матричных методах использование внешних (экзогенных) факторов для оценки конкурентоспособности субъекта рыночной деятельности применяется наиболее полно, а в подгруппе методов, учитывающих интенсивность конкуренции, фактор доли рынка является определяющим для выполнения необходимых расчетов оценки конкурентоспособности.

Таким образом, нами выявлены подгруппы факторов конкурентоспособности, которые характеризуют влияние взаимодействия составляющих субъекта рыночной деятельности между собой и с субъектами окружения на конкурентоспособность. Это позволяет расширить представления, как о са-

мих факторах, так и об источниках их формирования. Последнее, в свою очередь, дает возможность разрабатывать и применять в конкурентной борьбе новые инструменты, методы, а также стратегии, что может стать драйвером роста уровня конкурентоспособности субъекта рыночной деятельности. Классификация подходов к оценке конкурентоспособности субъекта рыночной деятельности с точки зрения учета внешних (экзогенных) факторов и формализации и объективности процедуры исследования, разработанная с учетом вновь выявленных подсистем позволяет менеджменту учитывать факторы, которые ранее не рассматривались. На основе предлагаемой классификации, оказывающих определяющее влияние на уровень конкурентоспособности, может быть разработано методическое обеспечение управления конкурентоспособностью субъекта рыночной деятельности.

Используемая литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Хандамова, Э.Ф. Экономическая природа конкуренции и конкурентоспособности предприятия (корпорации). [Текст] / Л. В. Хараджян // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета - 2012. - № 82.

2. Щепакин М.Б. К разработке методического подхода к оценке конку-

рентоспособности корпораций в условиях развивающихся маркетинговых коммуникаций [Текст] / Э.Ф. Хандамова, Л.В. Хараджян // Экономика и предпринимательство. - 2013. - № 10. C. 398-400.

3. Щепакин М.Б. К разработке методического подхода к оценке конкурентоспособности предприятия в условиях маркетинговой ориентации [Текст] / Е.В. Кривошеева, Р.М. Третьяков // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета // 2012. - № 81.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.