Научная статья на тему 'Классификация образовательных технологий'

Классификация образовательных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
12624
1347
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Классификация образовательных технологий»

РАЗДЕЛ V

ИНФОРМАЦИОННЫЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

УДК 37.0+371

Г. К. Селевко

КЛАССИФИКАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Образовательная технология - явление многомерное: в теории и практике работы образовательных учреждений сегодня существует большое разнообразие вариантов учебно-воспитательного процесса. Каждый автор и исполнитель привносит в педагогический процесс что-то свое, индивидуальное, в связи с чем говорят, что у каждого автора имеется своя конкретная технология.

Научный подход к этому явлению должен опираться на классификацию -упорядоченное многообразие существующих технологий на основе общих и специфических, существенных и случайных, теоретических и практических и других признаков.

В основу объединения технологий в классы нами положены наиболее существенные стороны и признаки:

1) уровень применения;

2) философская основа;

3) методологический подход;

4) ведущий фактор развития личности;

5) научная концепция (механизм) передачи и освоения опыта;

6) ориентация на личностные сферы и структуры индивида;

7) характер содержания и структуры;

8) основной вид социально-педагогической деятельности;

9) тип управления учебно-воспитательным процессом;

10) преобладающие методы и способы;

11) организационные формы;

12) средства обучения;

13) подход к ребенку и ориентация педагогического взаимодействия;

14) направления модернизации;

15) категория педагогических объектов, для которых предназначена технология.

В каждый класс входит ряд сходных по данному признаку групп педагогических технологий. Этот ряд образует горизонтальную структуру данного класса технологий; иногда он содержит однородные элементы, иногда представляет некоторую шкалу разновидностей (моделей).

Предлагаемая классификация не является исчерпывающей, поэтому некоторые ряды остаются открытыми, допускающими дополнения.

1. Уровень применения. По уровню и характеру применения образовательные технологии образуют вертикальную структуру - иерархию: метатехнологии (социально-педагогические, общепедагогические), макро-

технологии (отраслевые, частнометодические, предметные) мезотех-нологии (модульные, локальные) и микротехнологии (конкретно-личностные).

2. Философская основа. По философской основе выделяются следующие наиболее яркие типы технологий: материалистические, идеалистические, диалектические, метафизические, сциентистские (технократические), гуманистические, природосообразные, прагматические, экзистенциалистские, религиозные, антропологические, эзотерические, космистские, коэволюционные.

3. Методологический подход определяет ведущие принципы организации педагогического процесса и деятельность его участников. В соответствии с этим подходом получает характеристику и технология. Наиболее распространенные методологические подходы: гуманистический, деятелъностный, системный, личностно-ориентированный, групповой, знаниевьш, ситуативный, алгоритмический, социокультурный, информационный, природосообразный, дифференцированный, ценностный, поисковый, средовой, валеологический, задачный, практико-ориентирован-ный, исследовательский, детерминистский, коммуникативный, маиипуля-тивный, интегральный, индивидуальный, компетентностный, стратегический, творческий, синергетический, диагностический. Для различных аспектов одной и той же технологии могут применяться разные принципы (комплексный подход).

4. Ведущий фактор развития личности. По ведущему фактору психического развития различаются: биогенные, социогенные, психогенные и идеалистские технологии. Сегодня общепринято, что развитие индивида есть результат совокупного влияния биогенных, социогенных и психогенных факторов, но конкретная технология может учитывать или делать акцент, опираться на какой-либо один из них.

5. Научная концепция освоения опыта. По научной концепции процессов обучения, воспитания и социализации (освоения опыта и отражения окружающего мира) выделяются следующие технологии: ассоциативно-рефлекторные, деятельностные, развивающие, интериоризаторс-кие, бихевиористские, гештальттехнологии, технологии нейролингвистического программирования, суггестивные, психоаналитические, генетические, социоэнергетические и др.

6. Ориентация на сферы и структуры индивида. По целевой ориентации на сферы и структуры индивида выделяют следующие технологии: информационные - формирование знаний, умений, навыков по основам наук; операционные - формирование способов умственных действий; эмоционально-художественные и эмоционально-нравственные -формирование сферы эстетических и нравственных отношений; технологии саморазвития - формирование самоуправляющих механизмов личности; эвристические - развитие сферы творческих способностей; практические - формирование действенно-практической сферы; здоровьесберегаю-щие и др.

7. Характер содержания. По характеру содержания и структуры выделяются технологии: светские и религиозные, общеобразовательные и профессионально-ориентированные, гуманитарные и технократические, ва-леологические и экологические, различные отраслевые (частнопредметные);

Классификация образовательных технологи¡1

можно выделить также монотехнологии, комплексные (политехнологии) и проникающие технологии.

В монотехнологиях весь учебно-воспитательный процесс строится на какой-либо одной приоритетной, доминирующей концепции, в комплексных - комбинируется из элементов различных монотехнологий. Технологии, элементы которых наиболее часто включаются в другие технологии и играют для них роль катализаторов и активизаторов, называют проникающими.

8. Вид педагогической деятельности. По основному виду социально-педагогической деятельности субъектов и объектов образовательного процесса в настоящее время различают:

- обучаюгцие (дидактические), воспитательные и развивающие технологии;

технологии педагогической поддержки (сопровождения), заключающиеся в совместной с ребенком деятельности по определению его интересов, возможностей и путей развития; технологии реабилитации как восстановления каких-либо утраченных способностей или функций; технологии педагогической помощи - традиционный вид деятельности учителя;

- технологии социализации; возможны акценты (адаптации, автоматизации, согщального закаливания);

- управленческие (диагностики, мониторинговые, компенсирующие). Педагогическая деятельность в некоторых случаях неотделима от психологической, социальной, медицинской, культурологической, экономической технологий: отсюда возникают соответствующие названия технологий: социально-педагогические, психолого-педагогические и т. п.

9. Тип управления. По типу управления учебно-воспитательным процессом академиком В. П. Беспалько предложена классификация педагогических систем по типу управления. Взаимодействие учителя с учеником (управление) может быть разомкнутым (неконтролируемая и некорректируемая деятельность учащихся), цикличным (с контролем, самоконтролем и взаимоконтролем),рассеянным (фронтальным) или направленным (индивидуальным) и, наконец, ручным (вербальным) или автоматизированным (с помощью учебных средств). По комбинации этих признаков можно представить следующие виды педагогических технологий:

- классическое традиционное, классно-урочное лекционное обучение (управление - разомкнутое, рассеянное, ручное);

- современное традиционное обучение с помогцью учебной книги (цикличное, направленное, ручное; книга > ученик), т. е. самостоятельная работа;

- обучение с применением лекции, книги и аудиовизуальных технических средств;

- система «малых групп» (цикличное, рассеянное, ручное);

- система «консультант» (разомкнутое, направленное, ручное);

- система «репетитор» (цикличное, направленное, ручное);

- компьютерное программированное обучение (цикличное, направленное, автоматизированное);

- самообучение (самоуправление).

В практике обычно выступают различные комбинации этих «монодидактических» систем.

10. Методы и способы обучения и воспитания определяют названия многих существующих технологий: догматические, репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, принуждения, свободного выбора, программированного образования, проблемные, поисковые, исследовательские, развивающие, саморазвития, групповые, коллективные, информационные, диалогические, коммуникативные, интерактивные, игровые, трудовые, творческие, арттехнологии и др.

11. Организационные формы. По организационным формам учебно-воспитательного процесса наиболее яркими типами технологии являются: традиг(ионные классно-урочные (лекционно-семинарские), альтернативные им академические и клубные, индивидуальные, групповые и коллективные, открытые и закрытые, дифференцированное обучение.

12. Средства обучения и воспитания. Современные средства обучения и воспитания кладутся в основу классификации технологий по их типам: вербальные (аудио), наглядные (видеообучение), аудиовизуальные, программированные, электронно-обучающие, компьютерные, телекоммуникационные, дистанционные, спутниковые и разнообразные действенно-практические.

13. Подход к ребенку. По подходу к обучаемому и воспитательной ориентации (характеру воспитательных взаимодействий) выделяются несколько типов технологий: субъект-объектные и субъект-субъектные, авторитарные, технологии свободного воспитания, дидактоцентрические, социоцентрические, антропоцентрические и педоцентричские, личност-но-ориентированные, средо-ориентированные и деятелыюстно-ориенти-рованные технологии, технологии коллективного и индивидуального воспитания, сотрудничества, самовоспитания.

Авторитарные технологии - такие, в которых педагог является единоличным субъектом учебно-воспитательного процесса, а обучаемый есть лишь «объект». Они отличаются жесткой организацией внутриучреждев-ческой жизни, подавлением инициативы и самостоятельности учащихся, применением требований и принуждения.

Технологии свободного воспитания (обучения) делают акцент на предоставление обучающемуся свободы выбора и самостоятельности в большей или меньшей сфере его жизнедеятельности. Осуществляя выбор, человек наилучшим способом реализует позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия.

Высокой степенью невнимания к личности обучаемого отличаются дидактоцентрические технологии, в которых также господствуют субъект -объектные отношения педагога и ученика, приоритет обучения над воспитанием, где самыми главными факторами формирования личности считаются дидактические средства. Дидактоцентрические технологии в ряде источников называют технократическими.

Социоцентрические технологии нацелены на улучшение и преобразование социально-педагогических условий и параметров жизнедеятельности ребенка.

Антропоцентрические и педоцентрические технологии, напротив, отличаются высокой степенью внимания к обучаемому, исходят из приоритета его интересов и потребностей.

Кл ассификация образован/ельных техн аяоги й

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей образовательной системы личность обучаемого, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализацию ее природных потенциалов. Личность человека в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели (что имеет место в авторитарных и дидактоцентрических технологиях). Деятельностно-ори-ентированные технологии направлены на совершенствование деятельности субъектов и объектов образовательного процесса.

Средо-ориентированные технологии направлены на преобразование среды, создание благоприятных условий развития обучаемого через окружающую среду.

Характер применяемых воспитательных воздействий на ребенка определяет также технологии коллективного и индивидуального воспитания и обучения, сотрудничества, субъект - объектного и субъект - субъектного взаимодействия, самовоспитания (самообразования).

14. Направление модернизации. Можно выделить группы технологий по направлению и содержанию тех модернизаций и модификаций, которым в них подвергается традиционная классно-урочная (лекционно-семинарс-кая) педагогическая система:

- педагогические технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений - это технологии с процессуальной ориентацией, приоритетом личностных отношений, индивидуального подхода, нежестким, демократическим управлением и яркой гуманистической направленностью содержания;

- педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (игровые технологии, проблемное обучение и др.);

- педагогические технологии на основе эффективности организации и управления процессом обучения (программированное обучение, технологии дифференцированного обучения, технологии индивидуализации обучения и др.);

- педагогические технологии на основе методического усовершенствования и дидактического реконструирования учебного материала;

- педагогические технологии на основе усиления социально-воспитательных функций образовательных учреждений (технология адаптивной школы, здоровъесберегающие технологии и др.);

- педагогические технологии на основе современных информационно -телекоммуникационных средств.

Технологии на основе усиления социально-воспитательных функций образования подразумевают целенаправленно организованные воздействия (взаимодействия) со стороны среды, социальных субъектов воспитания (семья, общественность, средства массовой информации и т. п.).

Альтернативные технологии радикально изменяют учебный процесс (природосообразные, технологии свободного воспитания, вальдорфская педагогика, технология авторизованного образования и др.).

15. Категория педагогических объектов. Наконец, совершенно четко выделяются технологии, предназначенные для различных

категорий педагогических объектов, отличающихся возрастом, социальным статусом, способностями, здоровьем и т. д.

Данная классификация не во всем удовлетворяет строгим требованиям единства оснований, однородности (рядоположенности) и взаимоисключа-емости объектов и поэтому требует дальнейшей доработки. Она может служить базой для осуществления технологического подхода и ориентации в мире образовательных технологий. Одни классификационные единицы больше пригодны для решения практических задач учебно-воспитательного процесса, другие представляют лишь теоретический интерес.

При идентификации конкретной образовательной технологии надо иметь в виду, что классификационные типы далеко не всегда существуют в чистом виде (в моноварианте), а чаще интегрируются, комплексируются, проникают друг в друга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.