Научная статья на тему 'Классификация методической продукции библиотек'

Классификация методической продукции библиотек Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1539
236
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Классификация методической продукции библиотек»

Таким образом, масонство - неоднородное и неоднозначное явление в русском обществе, оказавшее большое влияние на формирование общественного мировоззрения. Каждая наличествующая в усадебной библиотеке масонская книга - свидетельство определенных контактов и личных связей владельцев с масонской средой. Такие книги создавали духовную систему для формирования личности дворян с полной свободой выбора образа мышления, поступков и действий.

Примечания

1. Геннадии, Г. Н. Указатель библиотек в России [Текст] / Г.Н. Геннадии. - СПб., 1864; Геннадии, Г. Н. Справочный словарь о русских писателях и ученых [Текст] / Г.Н. Геннадии. - Берлин, 1876. - Т. 1-2; Бокачев, Н. Ф. Описи русских библиотек и библиографических изданий [Текст] / Н.Ф. Бокачев. - СПб., 1890; Эксгольц, Ф. К. Частные библиотеки [Текст] / Ф.К. Эксгольц // Русская библиография. - № 55 (3). - СПб., 1880; Параделов, М. Я. Адресная книга русских библиофилов [Текст] / М.Я. Параделов. - М., 1904; Шуманский, Е. А. Справочная книга для русских библиофилов [Текст] / Е.А. Шуманский. - Одесса, 1905; Аничков, И. В. Описание помещичьих усадеб Новгородской губ. [Текст] / И.В. Аничков. - СПб., 1915.

2. Фихте, И. Г. Наставление к блаженной жизни [Текст] / И.Г. Фихте. - М., 1997.

3. Толстой, Л. Н. ПСС. [Текст] / Л.Н. Толстой. - М., 1938. - Т. 83.

4. Турчин, В. С. Взгляд русского масона на природу естественную и искусственную [Текст] / В.С. Турчин // Русская усадьба. - Вып. 8 (24). - С. 41-48.

Л.Л. Диденко

КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ

БИБЛИОТЕК

Ни одна область знания не может обойтись без упорядочения изучаемых объектов, их сортировки по тем или иным признакам. Классификация является инструментом и результатом познавательной деятельности. Цель классификации - определить существенные свойства и отношения с другими объектами.

Анализ современной методической продукции свидетельствует, что, при наличии большого видового разнообразия библиотечной методической продукции, единые требования к ее разработке отсутствуют.

Классификация методической продукции, разработанная А.Н. Ванеевым, включает 21 жанр методических материалов, объединенных в группы по признаку целевого назначения. Автор делит все методические издания на 7 групп: методические пособия, инструктивно-методические пособия, учебно-методические пособия, информационные пособия, описания библиотечных новшеств, библиографические пособия и издания комплексного характера. Данной классификацией методической документации практики и исследователи пользуются многие годы. Изменения, произошедшие за последние десятилетия в библиотечной деятельности и ее методическом осмыслении, требуют, во-первых, включения в классификацию новых жанров методической продукции, во-вторых, предъявления четких требований к отдельным жанрам методической документации.

Исследование методического документального потока показало, что трудно уловить различия между некоторыми жанрами, например, методическими рекомендациями и методическими пособиями, - они не отличаются по структуре и содержанию. Тогда возникает вопрос о целесообразности большого жанрового разнообразия методической продукции.

В связи с этим становится актуальным уточнение классификации методической продукции библиотек. Разработке данной классификации предшествовало изучение массива методических документов объемом 25 наименований, который включал элементы методического знания, дифференцированные на обязательные (цели, задачи, продукты и услуги, методы, процессы и др.) и факультативные (тематика, актуальность, общая характеристика, технологические операции).

В ГОСТ7.60-2003 «Издания. Основные виды. Термины и определения» представлена классификация по различным признакам: по целевому назначению (официальные, научные, производственно-практические, учебные); по характеру информации (тезисы док-

ладов/сообщений научной конференции, инструкции, практические руководства и др.).

ГОСТ 7.83-2001 «Электронные издания. Основные виды и выходные сведения» дает классификацию электронных изданий по различным признакам: наличию печатного эквивалента (электронный аналог печатного издания, самостоятельное электронное издание); природе основной информации (тестовое электронное издание, изобразительное электронное издание, звуковое электронное издание и др.); целевому назначению (официальное, научное, производственно-практическое, учебное, рекламное и др.).

Классификация методических документов, отражающая библиотечные инновации, строится по признаку структуры и формы документа (инновационная заявка и инновационное предложение; инновационный проект, инвестиционный проект, проект внедрения (бизнес-план) или освоения новшества; методическая разработка (указания, рекомендации) по внедрению и распространению новшества и др.).

Общероссийский классификатор управленческой документации регламентирует структуру служебных документов: отчетов о численности трудового коллектива, о деятельности трудового коллектива и др.

Изучая классификационные категории документа «тип, вид, род, жанр», был про-

Таблица 1. Классификация методической продукции библиотек

№ я/я Виды методической документации Жанры методической документации

1. Официальные Инструкции (типовые, органов управления)

2. Научные (научно-методические, научно-аналитические) Тезисы докладов или сообщений научно-практических конференций. Обзоры методических изданий. Рецензии на методические издания. Отчеты о выполнении инновационных проектов, исследований. Результаты экспертизы проектов. Научные, аналитические статьи.

3. Производственно-практические Методические рекомендации. Практические руководства. Методические разработки. Инструктивно-методические материалы. Описания библиотечных новшеств. Методические письма. Статьи об опыте работы библиотек. Инновационные предложения.

4. Учебно-методические Учебные планы (курсов, семинаров, практикумов). Учебные программы (курсов, семинаров, практикумов). Учебно-методические пособия (материалы в помощь организации и проведению занятий в системе повышения квалификации и переподготовки кадров).

5. Информационные Информационные листовки. Информационные бюллетени.

6. Рекламные Проспекты. Рекламные бюллетени.

7. Издания комплексного характера Методико-библиографические пособия. Научно-методические сборники. Сборники методических материалов (методические, практические пособия).

анализирован массив справочной, учебной литературы объемом35 наименований.

Понятие «вид» в издательских словарях определяется как группа изданий, обладающих одинаковыми существенными видовыми признаками: 1) социально-функциональным назначением; 2) материальной конструкцией; 3) читательским адресом; 4) знаковой природной информацией; 5) связанностью или несвязанностью с другими изданиями и временными особенностями выпуска [1].

В учебнике Н.Н. Кушнаренко «Документоведение» дается определение понятия «род» - это совокупность документов, имеющих определенный общий признак, отличающий эту совокупность от других объектов [2].

Понятие «жанр» в источниках документоведческого содержания трактуется следующим образом: это особенность внутренней структуры издания и стиль изложения материала [2].

В словаре издательских терминов «тип» характеризуется как модель, отражающая существенные признаки, свойственные группе изданий, объединенных общим функциональным назначением, которое понимается как совокупность целевого назначения, читательского адреса, характера информации и структуры издания [3].

В предлагаемом нами варианте использованы классификационные категории «вид», «жанр», которые отвечают задачам классификации. Опытная классификация методической продукции включает 7 видов методической документации (официальные, научные, производственно-практические, учебные, информационные, рекламные и издания комплексного характера) и 25 жанров (см. табл.1).

Раскроем характеристику каждого вида методической продукции.

Официальные документы представлены инструкциями, которые издаются от имени государственных органов, учреждений, ведомств или общественных организаций и содержат материалы нормативного или директивного характера. Например, инструкция об учете библиотечного фонда, которая содержит элементы методического знания (общая характеристика продуктов, методы, регламентирующие документы, средства, процессы). Требования, предъявляемые к официальным документам, можно найти в официальных источниках.

Научные (научно-методические, научно-аналитические) документы включают следующие жанры методической продукции: тезисы докладов или сообщений научно-практических конференций; обзоры методических изданий; рецензии на методические издания; отчеты о выполнении инновационных проектов, исследований; результаты экспертизы проектов; научные, аналитические статьи. Перечисленные жанры содержат аналитические материалы, результаты теоретических и эмпирических исследований, экспертные заключения. Требования к научным документам опубликованы в книговедческой, документоведческой литературе, ГОСТах, справочных изданиях, публикациях Е.Ю. Качановой [4], учебно-практическом пособии В.В. Брежневой и В.А. Минкиной [5] .

Производственно-практические документы включают жанры, содержащие сведения о методике, технологии и организации производства: методические рекомендации, инструктивно-методические материалы, описания библиотечных новшеств, методические письма, инновационные предложения; статьи об опыте работы библиотек, практические руководства, методические разработки. В Институте информационных и библиотечных технологий Кемеровского государственного университета культуры и искусств уделяется серьезное внимание документам данной группы. В публикациях И.Л. Скипор, Л.Л. Диденко, И.С. Валялиной [6, 7, 8] представлены требования к структуре и содержанию инструктивно-методических материалов, методических рекомендаций, описания опыта работы библиотек. В публикациях Е.Ю. Качановой и А.А. Грузовой сформулированы требования к описанию библиотечных новшеств и инновационным предложениям

[4, 9].

Учебно-методические документы включают следующие жанры: учебные планы (курсов, семинаров, практикумов); учебные программы (курсов, семинаров, практикумов); учебно-методические пособия (материалы в помощь организации и проведению занятий в системе повышения квалификации и переподготовки кадров). Они содержат систематизированные сведения научного, учебного, прикладного характера. В учебно-методических документах представлены отдельные элементы методического знания: цель, тематика, общая характеристика курсов.

Информационные документы: (информационные листки и информационные бюллетени) сообщают о новациях в библиотечном деле, информируют о состоянии библио-

течной работы. Анализ потока информационных документов позволил выявить элементы методического знания: цели деятельности, средства, продукты и услуги, методы, средства, регламентирующие документы, исполнители, процессы.

Рекламные методические документы представлены проспектами и рекламными бюллетенями. Они содержат изложенные в популярной форме сведения об изделиях, услугах, мероприятиях с целью создания спроса на них. Анализ рекламной продукции позволил выявить элементы методического знания: общая характеристика продуктов и услуг, мероприятий.

Издания комплексного характера (методико-библиографические пособия, научно-методические сборники, сборники методических материалов, практические пособия) включают разнообразные материалы: методические консультации, разработки, инструктивные и информационные материалы, описание библиотечных новшеств и др. Требования к данным жанрам содержатся в учебном пособии А.Н. Ванеева [10].

В предложенном нами варианте классификации представлены новые жанры методической документации (тезисы докладов или сообщений научно-практических конференций; отчеты о выполнении инновационных проектов, исследований; результаты экспертизы проектов; инновационные предложения и др.), не отраженные в классификации А.Н. Ванеева. Классификация методической продукции библиотек будет иметь практическую значимость в случае предъявления конкретных требований к содержанию и структуре каждого жанра методической документации. Таким образом, классификация современной методической продукции требует серьезного научного обоснования.

Примечания

1. Мильчин, А. Э. Издательский словарь-справочник [Текст] / А.Э. Мильчин. - М.: Юристь, 1998. - 472 с.

2. Кушнаренко, Н. Н. Документоведение [Текст]: учебник / Н.Н. Кушнаренко. - 2-е изд., перераб. и доп. - Киев: Знание, 2000. - 460 с.

3. Словарь издательских терминов [Текст] / под ред. А.Э. Мильчина. - М.: Книга, 1983 . - 206 с.

4. Качанова, Е. Ю. Инновации в библиотеках [Текст] / Е. Ю. Качанова. - СПб: Профессия, 2003. - 318 с.

5. Брежнева, В. В. Информационное обслуживание: продукты и услуги, предоставляемые библиотеками и службами информации предприятий [Текст]: учеб.-практ. пособие / В.В. Брежнева, В.А. Минкина; СПбГУКИ. - 2-е изд., перераб. - СПб.: Профессия, 2006. - 303 с.

6. Скипор, И. Л. Использование формализованных методов при создании инструктивно-методической базы лингвистического обеспечения информационно-библиотечных сетей [Текст] / И.Л. Скипор // Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества: тр. 9 междунар. конф. «Крым-2002», Судак, 8-16 июня 2002 г. - М., 2002. - Т.1. - С. 374-378.

7. Диденко, Л. Л. Методическая библиотечная документация: требования к структуре и содержанию [Текст] / Л.Л. Диденко // Вузовская наука - библиотечной практике: науч.-практ. сб. / КемГУКИ. - Кемерово: КемГУКИ, 2007. - С. 143-148.

8. Валялина, И. С. Описание практического опыта как способ документирования инновационной деятельности библиотек [Текст] / И.С. Валялина // Вузовская наука - библиотечной практике: науч.-практ. сб. / КемГУКИ. - Кемерово: КемГУКИ, 2007. - С.149-154.

9. Грузова, А. А. Документальное сопровождение инновационного цикла высоких технологий [Текст]: автореф. дис. канд. пед. наук: 05.25.02 / А.А. Грузова. - СПб.: РНБ, 2006. - 20 с.

10. Ванеев, А. Н. Методическое обеспечение библиотечной деятельности [Текст]: учеб. пособие / А.Н. Ванеев. - М.: Изд-во ИПО «Профиздат», 2001. - 144 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.