Гражданское право и гражданский процесс
УДК- 347.21.
А.В. Бушманова*
Классификация мер охраны культурных ценностей
В статье приводится классификация мер охраны культурных ценностей, которые подразделятся на две основные группы: международная охрана и внутригосударственная охрана. При анализе различных способов охраны культурных ценностей автором раскрываются основные принципы международной охраны; общие и гражданско-правовые меры охраны частного характера; а также определено место деятельности вневедомственной охраны при органах внутренних дел в системе мер охраны культурных ценностей; культурных ценностей.
Ключевые слова: культурные ценности; международная охрана культурных ценностей; государственная охрана культурных ценностей; право собственности на культурные ценности; вневедомственная охрана.
A.V. Bushmanova*. Classification of measures of defense of cultural values
In article classification of measures of protection of cultural values which will be subdivided on two basic groups is resulted: the international protection and interstate protection. At the analysis of various ways of protection of cultural values the author main principles of the international protection reveal; the general and civil-law measures of protection of private character; and also the place of activity of extradepartment guards police in system of Internal Affairs of cultural values; cultural values.
Keywords: cultural values, international guard of cultural values, state defense of cultural values, right of ownership on cultural values, extra-department guards police.
История свидетельствует, что, к сожалению, долгое время в нашей стране охране культурных ценностей не придавалось особого значения, что привело к неоправданным и невосполнимым потерям их значительной части в результате войн, разграбления в целях наживы, нерационального (хозяйственного) использования, а также попыток уничтожения прошлого.
В результате смены поколений отношение к культурным ценностям менялось от полного презрения и уничтожения к осмыслению их значения для всего человечества.
Прискорбно, что о безопасности культурных ценностей заговорили как на международном, так и на внутригосударственном уровне сравнительно недавно.
Появлению международной охраны (защиты) культурных ценностей послужили события Первой мировой войны, когда между главами государств остро встал вопрос о сохранности культурных ценностей, расположенных на их территориях. Именно в этот период были приняты первые международные акты, направленные на охрану культурных ценностей (Конвенция о законах и обычаях сухопутной войны и Конвенция о бомбардировании морскими силами во время войны [1]), в которых раскрывалось их понятие, а также предусматривалось наделение таких объектов особым привилегированным статусом и, соответственно, обеспечение защиты.
Однако наиболее полное отражение международно-правовые положения по охране культурных ценностей нашли в Гаагской конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного
* Бушманова, Александра Владимировна, адъюнкт кафедры гражданского права Санкт-Петербургского университета МВД России, старший лейтенант юстиции. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, 1. Тел. 744-70-41. E-mail: [email protected].
* An adjunct of department of civil law of the Saint Petersburg university is Ministry of Internal Affairs of Russia, the senior lieutenant of j ustice.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России М 2 (42) 2009
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (42) 2009
конфликта 1954 г. [2] Конвенция содержит ряд норм, посвященных правовой охране культурных ценностей и их защиты в рамках общего, специального и усиленного режимов.
Общий режим защиты не имеет каких-либо ограничений в отношении категорий культурных ценностей и включает в себя разработку и применение мер охраны культурных ценностей как в период проведения боевых действий, так и в мирное время.
Хотя охрана культурных ценностей в мирное время предоставлена на «усмотрение каждой страны», однако многие ее положения нашли конкретизацию и в самой Конвенции. Например, она обязывает государства ввести в уставы или инструкции, которыми пользуются их войска, положения, направленные на обеспечение ее соблюдения, а также уважения культуры и культурных ценностей во время войны. Наряду с этим в Конвенции предусматривается обязанность стран создать в своих войсках службы или специальный персонал, которые должны обеспечивать данный процесс и поддерживать сотрудничество с гражданскими властями.
Принятый в 1999 г. Второй Протокол к рассматриваемой Конвенции дополнил меры общей защиты указанием на составление перечней, планирование чрезвычайных мер по защите от пожаров и разрушения конструкций, подготовку к вывозу движимых культурных ценностей или обеспечение должной защиты этих ценностей на местах и назначение компетентных властей, отвечающих за охрану культурных ценностей [3].
Специальная защита культурных ценностей предполагает «ограниченное числа укрытий, предназначенных для сохранения движимых культурных ценностей в случае вооруженного конфликта, центры сосредоточения культурных ценностей и других недвижимых культурных ценностей, имеющих очень большое значение» для каждого государства (ст. 8).
Данный режим предусматривает повышенную степень защиты, которая распространяется на культурные ценности, находящиеся под иммунитетом по отношению к воюющим сторонам. Конвенция закрепляет положение, согласно которому с момента включения культурных ценностей в Международный Реестр стороны обязаны воздержаться от любого враждебного акта, направленного против них, а также воздерживаться от использования таких ценностей и прилегающих к ним участков в военных целях.
В отличие от общего режима, специальный режим направлен на урегулирование отношений по защите культурных ценностей в период военных действий [4], что позволяет говорить о существенном сужении сферы его действия.
Вместе с тем принятие соответствующих мер охраны и защиты в мирное время имеет целью, помимо воздержания от враждебных действий, не допустить разрушения и повреждения культурных ценностей, что фактически отражается в понятии иммунитета культурных ценностей, т.е. в придании им особого статуса «специальной защиты».
Усиленная защита, в отличие от специальной и общей защиты, имеет своим объектом культурные ценности, которые «являются культурным наследием и имеют огромное значение для человечества». Они охраняются благодаря принятию на национальном уровне надлежащих правовых и административных мер, признающих их исключительную культурную и историческую ценность и обеспечивающих защиту на самом высоком уровне. Культурные ценности данной категории «.. .не используются для военных целей или прикрытия военных объектов и Сторона, осуществляющая контроль над культурными ценностями, сделала заявление в подтверждение того, что они не будут использоваться подобным образом» [5].
Есть и еще одна категория культурных ценностей, охрана и защита которых требует принятия наиболее действенных мер от мирового сообщества. Это международная охрана всемирного культурного наследия.
Международная охрана всемирного культурного и природного наследия включает в себя создание системы международного сотрудничества и помощи для оказания государствам-участникам помощи в усилиях, направленных на сохранение и выявление этого наследия.
Определение объектов всемирного культурного и природного наследия, а также меры их охраны (защиты) содержатся в Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 г. [6].
Данная Конвенция предоставляет каждому государству право самостоятельно определять и разграничивать культурные и природные ценности, расположенные на его территории, в соответствии с указанными в ней критериями. На основе предоставленных государствами перечней Комитет всемирного наследия составляет, обновляет и публикует «Список всемирного наследия», включая в него объекты, которые, по его мнению, имеют выдающуюся универсальную ценность в соответствии с установленными им критериями.
Конвенция также признает неотъемлемым правом каждого государства-участника классифицировать и объявлять некоторые культурные ценности неотчуждаемыми и не подлежащими вывозу.
Согласно ст. 4 данной Конвенции, каждое государство-участник принимает на себя обязательство обеспечивать выявление, охрану, сохранение, популяризацию и передачу будущим поколениям культурного и природного наследия, которое расположено на его территории. В качестве гарантии сохранности культурных ценностей, расположенных на территории других государств-участников, и невмешательства в их суверенитет Конвенция предусматривает, что каждое государство-участник обязуется не принимать каких-либо преднамеренных действий, которые могли бы причинить прямо или косвенно ущерб культурному и природному наследию, расположенному на территории других государств-участников [7].
В названных выше международных актах содержатся указания о необходимости создания национальных служб охраны культурного наследия, которые должны содействовать разработке проектов нормативных актов, обеспечивающих защиту культурного наследия и пресечение незаконных ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности. К субъектам охраны культурного наследия относятся и подразделения вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации, призванные посредством оказания охранных услуг защищать публичные интересы государства в данной области.
Основываясь на положениях представленных международно-правовых актов, можно выделить следующие принципы международной охраны культурных ценностей:
- признание ущерба, причиненного культурным ценностям каждого народа, как ущерба, причиненного культурному наследию всего человечества;
- охрана и защита культурных ценностей должна быть организована заблаговременно, еще в мирное время, с принятием соответствующих как международных, так и национальных норм, поскольку их исполнение требует выработки соответствующих мер по их реализации;
- каждое государство ответственно за сохранность культурных ценностей, находящихся на его территории, в т.ч. принятых на хранение от другого государства, т.е. неизменность их физического состояния путем применения мер комплексного характера, в частности, охраны культурных ценностей от вредных внешних воздействий и противоправных посягательств, могущих повлечь их повреждение или утрату;
- никакие изменения в форме государственного устройства, смены правительства, осуществившего передачу на хранение в другую страну, не должны влиять на решение вопроса о возврате культурных ценностей в страну происхождения,
- установление контроля за исполнением и мер ответственности за нарушение положений, касающихся международной охраны культурных ценностей.
Внутригосударственные меры охраны культурных ценностей включают в себя также несколько уровней: общие меры охраны культурных ценностей; гражданско-правовые, которые включают в себя различные меры частного характера; специальные, предусмотренные в отношении определенных категорий культурных ценностей.
Обеспечение сохранности культурных ценностей является одной из приоритетных задач нашего государства. В ч. 2 ст. 44 Конституции РФ [8] сказано, что «каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры», «на доступ к культурным ценностям», что дает возможность удовлетворения духовных потребностей человека и гарантируют его внутреннее развитие. Этому праву корреспондирует закрепленная в ч. 3 той же статьи обязанность каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Данные положения нашли отражение в Законе РФ «Основы законодательства о культуре» [9], а также в Федеральном законе «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» [10], в обеспечение исполнения которых предусмотрено, что государственные органы обязаны разработать основы федеральной культурной политики, принять федеральное законодательство в области культуры и федеральные государственные программы сохранения и развития культуры.
Общие меры охраны предусмотрены в отношении всех культурных ценностей, находящихся на территории Российской Федерации. Они направлены на обеспечение нормального функционирования общественных отношений, складывающихся по поводу культурных ценностей, включая обеспечение их физической сохранности.
Вместе с тем охрана культурных ценностей носит межотраслевой характер: меры охраны содержатся в различных видах законодательства - уголовном, административном, земельном и т.д. Значительная часть правовых норм, посвященных охране рассматриваемых объектов, находится и в гражданском законодательстве. При этом всю совокупность гражданско-правовых мер охраны можно условно разделить на две группы: в первой - культурные ценности выступают в качестве объектов права собственности, а во второй - обязательственных отношений.
Согласно Конституции РФ, культурные ценности могут находиться в государственной, муниципальной, частной и иной собственности (п. 2 ст. 8). Закон об объектах культурного наследия, конкретизировал данное положение и установил, что объекты культурного наследия, независимо от категории их историко-культурного значения, могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом (п. 1 ст. 48).
Однако вопрос об отнесении памятников истории и культуры к различным видам собственности до сих пор не решен. Сложность в определении данных категорий состоит в отсутствии на федеральном уровне единого законодательного акта, регулирующего порядок передачи объектов федеральной собственности в собственность субъектов РФ и муниципальную собственность [11]. Согласно п. 6 Положения об особо ценных объектах культурного наследия народов РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 30 ноября 1992 г. № 1487 «Об особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации» [12], в состав федеральной собственности входят объекты, внесенные в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов РФ, а также памятники истории и культуры общероссийского значения расположенные на территории Российской Федерации, включенные в Перечень, утвержденный Указом Президента РФ от 20.02.1995 г. № 176 [13].
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (42) 2009
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (42) 2009
Собственность субъектов РФ составляют объекты культурного наследия регионального значения, а муниципальную собственность - культурные ценности, принадлежащие на праве собственности муниципальным образованиям, в соответствии с Федеральным законом РФ от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [14].
Такое деление памятников истории и культуры (федерального, регионального и местного значения) предусмотрено Законом об объектах культурного наследия, однако без каких-либо разъяснений. В настоящем законе содержится лишь отсылка к несуществующему пока федеральному закону, призванному разграничить объекты федеральной собственности и собственности субъектов Российской Федерации (ст. 63).
В юридической литературе развернулась полемика о разрешении данной проблемы [15]. Но практически все авторы едины во мнении, что при решении вопроса о разграничении собственности должна учитываться возможность обеспечения будущим собственником необходимого уровня финансирования и сохранности культурных ценностей.
Данное основание является главным условием приобретения субъектами гражданского права собственности на культурную ценность. Поэтому, если лицо - обладатель культурной ценности не может обеспечить ее сохранность, а в некоторых случаях и доступ к ней общественности, то государство имеет право выкупить такую культурную ценность или, в случае бесхозяйственного содержания, изъять ее из владения данного лица без возмещения материальной стоимости.
Культурные ценности могут выступать в качестве объекта различных гражданско-правовых обязательств. При этом следует заметить, что ГК РФ [16] не содержит каких-либо правил в отношении формы и содержания сделок с культурными ценностями, впрочем, как и не выделяет данные объекты среди других объектов гражданских прав. Данные отношения регулируются специальными нормами.
Так, в ч. 3 ст. 45 Закона «О вывозе и ввозе культурных ценностей»[16] закреплено обязательное соблюдение письменной формы сделок, осуществляемых в отношении движимых культурных ценностей, обозначенных в законе. При этом в качестве последствий несоблюдения установленного порядка предусмотрено признание таких сделок недействительными.
Особые правила совершения сделок содержатся и в отношении музейных объектов (предметов). Если объектом обязательственных отношений выступают музейные предметы или музейные коллекции, включенные в состав Музейного фонда Российской Федерации, то передача прав собственности и другие действия физических и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей в отношении них производятся только после регистрации сделки в Государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации [17]. Согласно Положению о Государственном каталоге Музейного фонда [18], в реестре сделок регистрируются следующие сделки с музейными предметами и коллекциями: купля-продажа, дарение, мена, передача во временное или бессрочное владение или пользование, наследование.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона РФ «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации», музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав Музейного фонда Российской Федерации, могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства либо иным способом только по специальному разрешению федерального органа исполнительной власти, на который возложено государственное регулирование в области культуры [19].
Если же сделка совершается в отношении музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации, то обязательными условиями ее являются переход обязательств в отношении этих объектов, имевшихся у предыдущих собственников, а также предусмотрена их обязательная государственная регистрация в Государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации.
Что касается остальной части культурных ценностей, не входящих в указанные категории, требования в отношении них законодательством не установлены. В научной литературе обосновывается необходимость ведения государственного реестрового учета всех культурных ценностей без исключения, что позволит решить ряд задач, связанных с незаконным оборотом культурных ценностей, определением их добросовестного приобретения, а также осуществить реальный контроль над состоянием культурных ценностей и применением мер, направленных на обеспечение их сохранности [20]. Однако сделать это сложно, т.к. отсутствует общепринятое определение как самих культурных ценностей, так и оснований их квалификации. К тому же, если подвергнуть регистрации все без исключения культурные ценности, резко увеличится загруженность регистрационных органов, возникнут длительные задержки при оформлении документации.
Вместе с тем упоминание культурных ценностей в отдельных статьях ГК РФ ставит вопрос не только об их унифицированном определении, но - с учетом специфики и значения их - и о детализации отношений, связанных с их оборотом.
Разрешить данную проблему можно путем прямого указания в ГК РФ на культурные ценности как особые объекты гражданских прав. В связи с этим предлагается дополнить ст. 128 ГК РФ словами «культурные ценности» и включить в ГК РФ статью 141.1 следующего содержания: «1. Культурными ценностями признается уникальное в своем роде движимое и недвижимое имущество, имеющее особую научную, историческую, художественную или иную социальную значимость для общества». При этом указать, что виды культурных ценностей и порядок совершения сделок с ними определяются как общими нормами ГК РФ, так и специальными законами, направленными на урегулирование данных отношений.
Сделки по отчуждению недвижимых культурных ценностей подлежат обязательной государственной регистрации в силу действия общих норм гражданского законодательства (ст. 164 ГК РФ).
При отчуждении объектов культурного наследия из государственной или муниципальной собственности новый собственник принимает на себя обязательства по сохранению объекта культурного наследия, которые являются ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываются в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия (п. 8 ст. 48 и п. 4 ст. 50 Закона об объектах культурного наследия). Сведения об ограничениях (обременениях) права собственности на объект культурного наследия или выявленного объекта культурного наследия указываются в подразделе III Реестра и включают в себя содержание обязательств по сохранению объекта культурного наследия или выявленного объекта культурного наследия и наименование документа, на основании которого внесена запись о содержании указанных обязательств (п. 6 ст. 12 Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество).
Охранные обязательства являются обязательным условием заключения и договора аренды объекта культурного наследия (п. 5 ст. 55 Закона об объектах культурного наследия). Охранное обязательство пользователя объектом культурного наследия оформляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия, в отношении объектов культурного наследия федерального значения (по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере массовых коммуникаций и по охране культурного наследия) и объектов культурного наследия регионального значения; местной администрацией муниципального образования - в отношении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения. Внесенные в ст. 63 Закона об объектах культуры Федеральным законом РФ от 29.12.2006 № 258-ФЗ [21] изменения исключили указание на обязательное заключение охранных договоров в соответствии с Положением об охране и использовании памятников истории и культуры [22] от 16 сентября 1982 г. Однако теперь, в отсутствие этого правила, действует указание, в соответствии с которым охранное обязательство должно включать в себя требования к содержанию объекта культурного наследия, условиям доступа к нему граждан, порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ по его сохранению.
Примечательно, что согласно Проекту Федерального закона о внесении изменений в Закон об объектах культурного наследия [23], в его содержание включаются нормы, устанавливающие существенные условия охранного обязательства, а также требования по содержанию и использованию объекта культурного наследия в целях обеспечения сохранности такого объекта. Считаем целесообразным в качестве предложений по усилению мер охраны и защиты культурных ценностей указать, в зависимости от значения (категоризации) объекта культуры, в качестве обязанности собственника культурной ценности обеспечение ее безопасности от противоправных посягательств посторонних лиц и использование специализированной охраны с целью минимизации риска потери (порчи, повреждения) культурной ценности.
Для построения классификации мер охраны культурных ценностей особого внимания заслуживают обязательства, возникающие из договора хранения культурных ценностей. Определенная часть культурных ценностей, в силу их особой значимости для общества, подлежит обязательному хранению в специальных учреждениях - музеях, архивах, библиотеках.
Хранение выступает одним из основных видов деятельности музея, предполагающим создание материальных и юридических условий, при которых обеспечивается сохранность музейного предмета и музейной коллекций [24].
На особом режиме охраны, хранения и использования в соответствии с законодательством Российской Федерации [25] находятся библиотечные фонды, отнесенные к памятникам истории и культуры (ст. 16 ФЗ о библиотечной деле).
Документы Архивного фонда Российской Федерации [26], находящиеся в государственной или муниципальной собственности, подлежат обязательному хранению в государственном и муниципальном архиве [27] (ст. 3 ФЗ об архивном деле в Российской Федерации).
В зависимости от условий нахождения культурных ценностей в собственности того или иного субъекта существуют различные виды отношений хранения. Так, если культурные ценности принадлежат на праве собственности учредителю музея, архива, библиотеки, то такие отношения носят вещный характер, и хранитель выступает в качестве лица, получившего на ограниченном вещном праве культурную ценность и обеспечивающего ее сохранность.
Например, согласно ст. 16 Закона о музейном фонде и музеях, музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав государственной части Музейного фонда РФ, закрепляются за государственными музеями, иными государственными учреждениями на праве оперативного управления.
Отношения, возникающие в связи с хранением культурных ценностей, входящие в негосударственную часть музейного фонда Российской Федерации, возникают на основании договора хранения и носят обязательственный характер.
Рассматриваемый договор по своей юридической природе является консенсуальным, двусторонним, взаимным и возмездным. В то же время в силу особой значимости объекта и заинтересованности государства в его сохранности и публичной демонстрации государственные музеи, архивы, библиотеки, или же заинтересованные негосударственные учреждения могут заключать с собственником безвозмездные договоры хранения. Культурные ценности могут сдаваться в государственные учреждения на постоянное и временное хранение (п. 13 Положения о Музейном фонде).
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (42) 2009
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (42) 2009
Согласно заключенному договору, музей, архив или библиотека обязаны обеспечить сохранность принятых на хранение культурных ценностей, где одним из обязательных условий сохранности культурных ценностей, может выступать договор об охране объектов культуры вневедомственной охраной при органах внутренних дел.
Нормы, регулирующие данные отношения, содержатся преимущественно в специальных нормативно-правовых актах и распространяют свое действие на определенную часть культурных ценностей. Так, например, в настоящее время подготовлен и проходит согласование проект Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении критериев и порядка категорирования объектов, подлежащих обязательной охране органами внутренних дел Российской Федерации», где одним из критериев включения в перечень является наличие на объекте культурных ценностей, относящихся к всемирному культурному наследию, культурному наследию народов Российской Федерации.
Рассматриваемые гражданско-правовые обязательства по охране культурных ценностей вневедомственной охраной при ОВД следует отнести к специальным мерам охраны культурных ценностей, которые, с учетом специфики деятельности органов внутренних дел, имеют два направления.
Первое направление реализуется в рамках охраны общественного порядка, обязанности по обеспечению которого возложены на органы внутренних дел Законом РФ «О милиции» [28]. Данные отношения носят административный характер, но в некоторых случаях по воле субъектов гражданских правоотношений могут быть оформлены в виде гражданско-правового договора.
Суровая действительность современной жизни обусловила необходимость договорного сопровождения охраны культурных ценностей. Например, в течение нескольких месяцев в г. Санкт-Петербурге были повреждены памятник композитору Андрею Петрову (4 декабря 2008 г.) и памятник
В.И. Ленину у Финляндского вокзала (1 апреля 2009 г.), для восстановления которого требуется выделение из федерального бюджета около 8 млн. рублей. Разрешить данную проблему возможно путем введения в практику деятельности районных администраций городов (поселков) обязанности заключения договоров по охране культурных ценностей как с государственными, так и частными охранными организациями. Предметом такого договора могут выступать действия услугодателя, направленные на недопущение причинения ущерба охраняемому объекту, т.е. обеспечение его физической неприкосновенности путем установления на объекте видеонаблюдения или использования физической охраны.
Второе направление связано с охраной определенных категорий культурных ценностей, осуществляемой подразделениями вневедомственной охраны, структурно входящей в милицию общественной безопасности. Основной обязанностью данных подразделений является охрана имущества физических и юридических лиц на основе договоров. Вместе с тем вневедомственная охрана как специальная государственная структура призвана защищать в первую интересы публичных образований. Поэтому место гражданско-правовых обязательств по охране культурных ценностей вневедомственной охраной при ОВД в системе мер охраны культурных ценностей должно определяться с учетом приоритетов защиты публичных интересов государства в сохранении культурного наследия, как неотъемлемой части его истории и самоопределения в мировой цивилизации.
Список литературы
1. Конвенция о законах и обычаях сухопутной войны от 18 октября 1907 г.; Конвенция о бомбардировании морскими силами во время войны от 18 октября 1907 г. // Ведение боевых действий. Сборник Гаагских конвенций и иных соглашений. - М., 1996.
2. Конвенция защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта от 14 мая 1954 г. // Свод нормативных актов ЮНЕСКО. - М.: Международные отношения, 1991.
3. Ст. 5 Второго протокола к Конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954 г. от 26 марта 1999 г. // СПС «Консультант Плюс».
4. Там же. Ст. 9.
5. Там же. Ст. 10.
6. Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия (принята в г. Париже 16 ноября 1972 г. на 17-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО) // Международные нормативные акты ЮНЕСКО. - М.: Логос, 1993.
7. П. 3 ст. 6 Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия.
8. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1992 г. (в ред. от 13 декабря 2008 г.) // СЗ РФ. - 2009. - № 4. - Ст. 445.
9. Закон Российской Федерации от 9 октября 1992 г. № 3612-1 «Основы законодательства о культуре» (в ред. от 23 июля 2008 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. - 1992. - № 46. - Ст. 2615; СЗ РФ. - 1999. - № 26. - Ст. 3172.
10. Федеральный закон от 25 июня 2002 г. №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (в ред. от 23 июля 2008 г.) // СЗ РФ. - 2002. - № 26. - Ст. 2519. Далее - Закон об объектах культурного наследия.
11. Некоторые разъяснения в отношении порядка разграничения прав собственности на федеральную, субъектов и муниципальных образований внес Федеральный закон от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием
Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которому главным принципами такого деления выступает возможность нахождения имущества в федеральной собственности, собственности субъектов и муниципальной собственности, а также необходимость для обеспечения осуществления субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями установленных федеральными законами полномочий // СЗ РФ. - 2004. - № 35. - Ст. 3607.
12. Указ Президента РФ от 30 ноября 1992 г. № 1487 «Об особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации» (в ред. от 17 мая 2007 г.) // Собрание актов Президента и Правительства РФ. - 1992. - № 23. - Ст. 1961.
13. Распоряжение Правительства РФ от 10 июня 1999 г. № 910-р «О списке находящихся в г. Санкт-Петербурге объектов, исключаемых из числа памятников истории и культуры федерального (общероссийского) значения // СЗ РФ. - 1999. - № 24. - Ст. 3039; Указ Президента РФ от 5 мая 1997 г. № 452 «Об уточнении состава объектов исторического и культурного наследия Федерального (общероссийского) значения» // СЗ РФ. - 1997. - № 19. - Ст. 2219.
14. Федеральный закон РФ от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. от 25 декабря 2008 г.) // СЗ РФ. - 2003.
- № 40. - Ст. 3822.
15. Есенина, О. А. Проблемы разграничения собственности на памятники истории и культуры // Право и экономика. - 2001. - № 4. - С. 6-7; Звоненко Д. Памятники истории и культуры: административно-правовые аспекты // Законность. - 2003. - № 1. - С. 38; Силина Т.Б. Установление ответственности при разграничении публичных форм собственности // Научный вестник Тюменского юридического института. - 2005. - Вып. 4. - С. 14.
16. Закон Российской Федерации от 15 апреля 1993 г. № 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей» // Ведомости СНД и Вс РФ. - 1993. - № 20. - Ст. 718 (в ред. от 23 июля 2008 г.).
17. Ст. 11 Положения о Музейном фонде Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1998 г. № 179 // СЗ РФ. - 1998. - № 8. - Ст. 949. Далее - Закон о музейном фонде и музеях.
18. Положение о государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1998 г. № 179 // СЗ РФ. - 1998. - № 8. - Ст. 949.
19. Федеральный закон РФ от 26 мая 1996 года № 54-ФЗ «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» (в ред. 23 июля 2008 г.) // СЗ РФ. - 1996. - № 22. - Ст. 2591.
20. Головизнин, А. В. Гражданский оборот культурных ценностей / Под ред. Е.П. Чорновола. - Екатеринбург: УрАГС, 2006; Мазеин Д.В. Некоторые проблемы правового регулирования гражданского оборота движимых культурных ценностей // Журнал российского права. - 2004; Масевич М.Г. Основания приобретения права собственности на бесхозяйные вещи // Проблемы современного гражданского права: Сборник статей. М.: Городец, 2000.
21. Федеральный закон РФ от 29 декабря 2006 г. № 258-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» (в ред. от 28 июля 2008 г.) // СЗ РФ. - 2007. - № 1 (ч. 1). - Ст. 21; 2008. - № 30 (ч. 1). - Ст. 3597.
22. Постановление Совета Министров СССР от 16 сентября 2002 г. № 865 «Об утверждении Положения об охране и использовании памятников истории и культуры» (в ред. от 25 июня 2002 г.) // СП СССР. - № 26. - 1982. - Ст. 133; СЗ РФ. - 2002. - № 26. - Ст. 2519.
23. Проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 163864-5. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.duma.gov.ru/.
24. Ст. 3 Федерального закона от 26 мая 1996 года № 54-ФЗ «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» // СЗ РФ. -1996. - № 22. - Ст. 2591.
25. Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. № 78-ФЗ «О библиотечном деле» (в ред. 27 октября 2008 г.) // СЗ РФ. - 1995. - № 1. - Ст. 2.
26. Согласно п. 8 ст. 3 Архивный фонд Российской Федерации - исторически сложившаяся и постоянно пополняющаяся совокупность архивных документов, отражающих материальную и духовную жизнь общества, имеющих историческое, научное, социальное, экономическое, политическое и культурное значение, являющихся неотъемлемой частью историко-культурного наследия народов Российской Федерации, относящихся к информационным ресурсам и подлежащих постоянному хранению // Федеральный закон РФ от 22 октября 2004 г. № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» (в ред. от 13 мая 2008 г.) // СЗ РФ. - 2004. - № 43. - Ст. 4169.
27. П. 15 ст. 3 ФЗ «Об архивном деле» допускает депозитарный вид хранения, когда хранение документов Архивного фонда Российской Федерации осуществляется федеральными органами исполнительной власти и организациями (в т.ч. государственными академиями наук, за исключением Российской академии наук) в течение сроков и на условиях, определенных соответствующими договорами между ними и специально уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (42) 2009
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (42) 2009
28. Закон Российской Федерации «О милиции» от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 (в ред. от 22 декабря 2008 г.) // Ведомости СНД и ВС РСФСР. - 1991. - № 16. - Ст. 503; 2008. - № 52 (ч. 2).
- Ст. 6227.
Literature
1. The convention on laws and customs of overland war from 18.10.1907 г; the Convention on bombing by naval forces during war from 18.10.1907 // Conducting operations. The collection ofthe Hague conventions and other agreements. - M., 1996.
2. The convention to protection of cultural values in case of a confrontation from May, 14th, 1954//the Arch of statutory acts of UNESCO. - М., 1991.
3. Article 5 of the Second report to the Convention on protection of cultural values in case of a confrontation of 1954 from March, 26th, 1999 / SPS «The Adviser Plus».
4. Article 9 see in the same place.
5. Article 10 see in the same place.
6. Conventions on protection ofthe world cultural and natural heritage. (It is accepted in Paris 16.11.1972 at 17th session of General conference of UNESCO) // The International statutory acts of UNESCO. - М., 1993.
7. Point 3 of article 6 of the Convention on protection of the world cultural and natural heritage.
8. The constitution ofthe Russian Federation from December, 12th 1992 (in edition from 13.12.2008) // СЬ RF 26.01.2009. № 4. St. 445.
9. The law of the Russian Federation from 09.10.1992 № 3612-1 «Bases of the legislation on culture» (in edition from 23.07.2008) // Sheets of Congress of People’s Deputies of the Russian Federation and the Supreme body of the Russian Federation, 1992. № 46. St. 2615; СЬ RF. 1999. № 26. St. 3172.
10. The federal law from June, 25th, 2002 №73-ФЗ «About objects of a cultural heritage (history and culture monuments) people ofthe Russian Federation» (in edition from 23.07.2008) // СЬ RF. 2002. № 26. St. 2519. Further the law on objects of a cultural heritage.
11. Some explanations concerning an order of differentiation of the property rights on federal, subjects and municipal unions were introduced by the Federal law from 22.08.2004 № 122-FL «About modification ofacts ofthe Russian Federation and a recognition become invalid for some acts of the Russian Federation in connection with acceptance ofFederal laws« About modification and additions in the Federal law «About the general principles ofthe organization legislative (representative) and executive powers ofthe government ofsubjects ofthe Russian Federation» and «About the general principles of the organization of local government in the Russian Federation» according to which as the main thing principles ofsuch division possibility ofa finding ofproperty in the federal property, properties of subjects and the municipal property, and also necessity for maintenance of realization of the Russian Federation with subjects acts, Municipal unions ofthe powers established by federal laws // СЬ RF. 30.08.2004. № 35. St. 3607.
12. The decree of the President of the Russian Federation from 30.11.1992 № 1487 «About especially valuable objects ofa cultural heritage ofthe people ofthe Russian Federation» (in edition from 17.05.2007) // Meeting of certificates ofthe President and the Government ofthe Russian Federation. 07.12.1992. № 23. St. 1961.
13. The order ofthe Government ofthe Russian Federation from 10.06.1999 № 910-r «About the list of the objects being in St.-Petersburg excluded from number of monuments stories and cultures of federal (all-Russian) value // СЬ RF. 14.06.1999. № 24. St. 3039; the Decree of the President of the Russian Federation from 05.05.1997 № 452 «About specification of structure of objects historical and a cultural heritage of Federal (all-Russian) value» // СЬ RF. 12.05.1997. № 19. St. 2219.
14. The federal law ofthe Russian Federation from 06.10.2003 №131-ФЗ «About the general principles of the organization of local government in the Russian Federation» (in edition from 25.12.2008) // СЬ RF. 06.10.2003. № 40. St. 3822.
15. Yesenin, O. A. Problems of differentiation of the property on history and culture monuments // The Right and economy. - 2001. № 4; Svonenko D. Monuments of history and cultures: is administrative-legal aspects // Legality. - 2003, №1; Silina T.B. Responsibility establishment of at differentiation of public patterns of ownership // Scientific bulletin of the Tyumen legal institute, 2005, Issue 4.
16. The law of the Russian Federation from April, 15th, 1993 № 4804-I «About export and import of cultural values» // Sheets CPD and ВС the Russian Federation. 20.05.1993. № 20. St. 718. (in edition from 23.07.2008).
17. Article 11 of Position about Museum fund of the Russian Federation, confirmed by the Governmental order of the Russian Federation from February, 12th, 1998 № 179//^ RF. 23.02.1998. № 8. St. 949. Further the law on museum fund and museums.
18. Position about the state catalogue of Museum fund of the Russian Federation, The Governmental order of the Russian Federation from February, 12th, 1998 № 179//СЬ RF. 23.02.1998. № 8. St. 949.
19. The federal law of the Russian Federation from May, 26th, 1996 № 54-FZ «About museum fund of the Russian Federation and museums in the Russian Federation» (in edition from 23.07.2008)//СЬ RF. 27.05.1996. № 22. St. 2591.
20. Goloviznin,A.V. Civil a turn of cultural values / Ed. E.P. Chornovol. - Ekaterinburg. URaGS. 2006; Mazein D.V. Some of a problem of legal regulation of a civil turn of movable cultural values // Magazine of the Russian right, 2004; Masevich M.G. The bases of buying of the property ownerless things // Problems of modern civil law: Collection of articles. - М., 2000.
21. The federal law ofthe Russian Federation from 29.12.2006№ 258-FT «About modification ofseparate acts ofthe Russian Federation in connection with perfection ofdfferentiation ofpowers» (in edition from 28.07.2008)//СЬ RF. 2007. № 1 (1 P.). St. 21; 2008. № 30 (P.1). St. 3597.
22. The decision of ministerial council ofthe USSR from 16.09.2002 № 865 «About the Position statement about protection and use ofmonuments ofhistory and culture» (in edition from 25.06.2002) // The joint venture ofthe USSR. № 26. 1982. St. 133; CL RF. 2002. № 26. St. 2519.
23. The project ofthe Federal law «About modification ofthe Federal law «About objects ofa cultural heritage (history and culture monuments) people ofthe Russian Federation» and in separate acts ofthe Russian Federation» № 163864-5. -URL: http://www.duma.gov.ru/.
25. Article 3 ofthe Federal law from May, 26th, 1996 № 54-FL «About museum fund ofthe Russian Federation and museums in the Russian Federation» // CL RF. 27.05.1996. № 22. St. 2591.
26. The federal law from December, 29th, 1994 № 78-FL «About a library science» (in edition from 27.10.2008)//CL RF. 02.01.1995. № 1. St. 2.
26. According to article 3 point 8 Archival fund of the Russian Federation - historically developed and constantly replenishing set ofthe archival documents reflecting a material and spiritual life ofa society, the having historical, scientific, social, economic, political and cultural value, being an integral part of a historical and cultural heritage ofthe people of the Russian Federation which is concerning information resources and subject to constant storage // The Federal law of the Russian Federation from22.10.2004№ 125-FL ««AboutArchival business in the Russian Federation» (in edition from 13.05.2008) // CL RF. 25.10.2004. № 43. St. 4169.
27. Point 15 of article 3 03 on Archival business supposes depositary a storage kind when storage ofdocuments of Archival fund ofthe Russian Federation is carried out by federal enforcement authorities and the organizations (including the state academies of sciences, except for the Russian Academy of Sciences) during terms and on the conditions defined by corresponding contracts of them and the special representative by the Government of the Russian Federation by federal enforcement authority.
28. The law ofthe Russian Federation «Aboutmilitia» fromApril, 18th, 1991 № 1026-1 (in edition from 22.12.2008) / / Sheets CPD and BC RSFSR. 1991. №16. St. 503; 2008. № 52. St. 6227.
УДК 67.404.2 Е.В. Мишина*
Роль хозяйственных договоров в деятельности учреждений МВД России
Данная статья посвящена исследованию исторического развития хозяйственного договора в отечественном гражданском законодательстве и науке гражданского права предреволюционного, советского и постсоветского периодов. Рассмотрены основные взгляды ученых-цивилистов за данный период по вопросу самостоятельности хозяйственных договоров.
Сделаны существенные выводы о современной градации хозяйственных договоров в деятельности учреждений МВД России.
Ключевые слова: хозяйственный договор, предпринимательский договор, хозяйствующие субъекты, хозяйственно-договорная деятельность учреждений МВД России.
H.V. Mishina*. The role of the economic contracts in activity of the institutions of the Ministry of Internal Affairs.
This research paper is devoted to study of historical development of the economic contract in home civil legislation and in civil science of pre-revolutionary, soviet and post-soviet periods. The basic civil scientist’s views have discussed about question of independence of the economic contracts. The essential conclusions have drawn about present gradation of economic contracts in activity of the institutions of the Ministry of Internal Affairs.
Keywords: the economic contract, the enterprise contract, managing subjects, economic-contractual activity of establishments of the Ministry of Internal Affairs of Russia.
Проблема определения сущности договора привлекает к себе пристальное внимание ученых-юристов до сих пор, чем, естественно, подтверждается актуальность выяснения данного вопроса. Нельзя не отметить то обстоятельство, что указанная проблема все-таки получила определенное
* Мишина, Елена Владимировна, адъюнкт кафедры ГПиП Саратовского юридического института МВД России, старший лейтенант милиции. Научный руководитель доктор юридических наук, профессор, академик ЕААН Коваленко Алла Георгиевна. Адрес: 410034, г. Саратов, ул. Соколовая, 339, Саратовский юридический институт МВД России, тел. 8-917-982-67-08, e-mail: [email protected].
* Mishina, Elena Vladimirovna, the graduated of the Saratov legal institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, the senior lieutenant of militia. E-mail: [email protected].
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (42) 2009