№ 2(27), 2013 г.
МАТЕРИАЛЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ INTERNET-КОНФЕРЕНЦИИ «НОВЫЕ ВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ ДЕМОКРАТИИ»
Секция I. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
ДЕМИЧЕВ Д. М.
КЛАССИФИКАЦИЯ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫХ НОРМ:
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
CLASSIFICATION OF CONSTITUTIONAL AND LEGAL NORMS: THEORY AND
PRACTICE
Аннотация: В статье исследуются особенности, признаки, свойства, внутренняя структура, общие и особенные черты конституционно-правовых норм в конституционном праве Республики Беларусь, Российской Федерации и некоторых других государствах, выделяются их ключевые позиции в правовом механизме конституционного права.
Ключевые слова: Конституция, конституционно-правовые отношения, конституционно-правовые нормы, гипотеза, диспозиция, санкция.
Annotation: The article investigates the characteristics, features, properties, internal structure, general and specific features of constitutional and legal norms of the constitutional law of the Republic of Belarus, the Russian Federation and some other countries, their key positions in the legal mechanism of constitutional law are highlighted.
Keywords: Constitution, constitutional and legal relations, constitutional and legal norms, hypothesis, disposition, sanction.
В объективно необходимой цепи событий социальной действительности общества постоянно возникают, изменяются и прекращаются фактические общественные отношения - различные по своему виду, характеру связей и содержанию. Данные отношения приобретают правовой характер лишь в тех случаях, когда речь идет об актах поведения, имеющих социальную значимость. Правоотношение является такой разновидностью общественного отношения, которое формируется на основе правовых норм как первичного элемента всей системы права. Норма права - это общеобязательное правило поведения, содержащееся в нормативном юридическом акте.
В процессе функционирования и взаимодействия государства, его органов, политических партий, общественных объединений и граждан различные субъекты вступают в многообразные отношения, которые регулируются конституционно-правовыми нормами.
Конституционно-правовым нормам присущи признаки, свойственные всем правовым нормам. В то же время в отличие, скажем, от гражданского права, нормы которого регулируют имущественные и некоторые неимущественные отношения физических и юридических лиц (или, к примеру, в отличие от уголовного права, нормы которого устанавливают, прежде всего, правила ведения судебного процесса по уголовным делам), конституционно-правовые нормы относятся в первую очередь к наиболее важным, принципиальным общественным отношениям, к деятельности, имеющей особое значение для общества, государства, коллектива и личности. Данные нормы распространяются на все сферы общественной жизни: политику, экономику, идеологию, иные социальные отношения. Кроме того, конституционно-правовые нормы устанавливают: систему и виды органов государственной власти, местного управления и самоуправления, правовой статус органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядок их образования, полномочия и формы деятельности, а также регламентируют отношения между указанными органами.
Как и иные правовые нормы, конституционные нормы имеют свою внутреннюю структуру и связанные между собой определенным логическим содержанием составные части (элементы).
В юридической литературе высказываются различные подходы к классификации конституционноправовых норм. Большинство авторов (как в Российской Федерации, так и в Республике Беларусь) придерживаются традиционной их классификации по степени определенности содержащихся в них предписаний на две большие группы: диспозитивные и императивные нормы [1].
55
ВЕСТНИК ИНСТИТУТА
Помимо данной классификации можно выделить классификацию норм конституционного права на нормы положительного регулирования (или регулятивные нормы) и правоохранительные нормы.
Регулятивные нормы - это нормы, устанавливающие права и обязанности позитивного свойства, т.е. возможность либо необходимость осуществлять какие-либо действия. Данные нормы рассчитаны на правомерное поведение субъектов и устанавливают юридические права и обязанности физических и юридических лиц и составляют большинство конституционных норм. К ним относятся: нормы-принципы; нормы-декларации; нормы-правила; нормы-определения; нормы-разъяснения; нормы-справки; нормы-цели; нормы-программы.
В нормах-принципах и нормах-декларациях содержатся основополагающие положения конституций. «Государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга», - гласит статья 6 Конституции Республики Беларусь [2]. Нормы-декларации, в значительном количестве содержащиеся в конституционном праве в силу его назначения и характера, чаще всего не порождают правоотношений, через которые происходит реализация права. Вместе с тем они чрезвычайно важны для установления соответствующего порядка в соответствующей сфере общественных отношений, прежде всего путем провозглашения наиболее общих принципов, которые воздействуют на создание конкретных норм. Нормой-декларацией являются установления статьи 2 Конституции Российской Федерации и статьи 2 Конституции Республики Беларусь о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью
[3].
Нормы-правила получили наибольшее распространение и составляют большинство в конституционном праве. «Депутатом Палаты представителей может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 21 года. Членом Совета Республики может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 30 лет и проживший на территории соответствующей области, города Минска не менее 5 лет», - гласит статья 92 Конституции Республики Беларусь. «...Японский народ на вечные времена отказывается от войны как суверенного права нации, а также от угрозы или применения вооруженной силы как средства разрешения международных споров», - установила статья 9 Конституции Японии [4, с. 464].
Нормы-определения содержатся, например, в статье 1 Конституции Итальянской Республики от 27 декабря 1947 г.: «Италия - демократическая Республика, основывающаяся на труде» [5, с. 102].
Конституционно-правовые нормы содержат положения, в которых даются разъяснения того или иного положения. Для этого используются нормы-разъяснения и нормы-справки.
Нормы-разъяснения содержатся, например, в статье 90 Конституции Республики Беларусь: «Парламент - Национальное собрание Республики Беларусь является представительным и законодательным органом Республики Беларусь». «Немцем, по смыслу настоящего Основного Закона, является, если иное не установлено законом, тот, кто обладает германским гражданством или кто был принят на территории Германской империи, по ее состоянию на 31 декабря 1937 г., в качестве беженца или перемещенного лица немецкой национальности, или в качестве супруга или потомка одного из этих лиц», -говорится в статье 116 Основного Закона ФРГ [6, с. 217].
Нормы-справки можно встретить в преамбулах конституций или иных законодательных актов. В них отмечаются важнейшие вехи национальной истории, эпохальные события в жизни страны. Например, в преамбуле Конституции Республики Беларусь имеется упоминание о многовековой истории развития белорусской государственности, а также разъяснение о том, что Республика Беларусь является полноправным субъектом мирового сообщества и подтверждает свою приверженность ее общечеловеческим ценностям.
Нормы-цели и нормы-программы были характерны для советских конституций и конституций стран социалистического содружества, в которых содержались программные цели о построении, например, коммунизма. Зачастую указанные нормы переносились из программных документов правящей коммунистической партии. Так, Программа КПСС, принятая XXII съездом КПСС в 1961 г., ставила целью построение бесклассового коммунистического общества, в котором получит развитие общественное коммунистическое самоуправление. Эта цель была зафиксирована в преамбуле Конституции СССР от 7 октября 1977 г. [7, с. 16].
Вместе с тем нормы-цели можно встретить и в современных конституциях. В частности, в преамбуле Конституции Республики Беларусь речь идет о стремлении белорусского народа утвердить права и свободы каждого гражданина, обеспечить гражданское согласие, а также незыблемые устои народовластия и
56
№ 2(27), 2013 г.
правового государства. О стремлении многонационального народа России обеспечить ее благополучие и процветание упоминается в преамбуле Конституции Российской Федерации [8, c. 18].
Конституционно-правовые нормы отличаются особой структурой и внутренним содержанием их составных частей. Если большинство правовых норм, как правило, устанавливают права, обязанности и ответственность участников тех или иных отношений и содержат диспозицию, гипотезу и санкцию, то конституционное право содержит преимущественно два первых элемента.
Гипотеза (от греч. hypothesis - основание, предположение) представляет собой предельно краткое описание условий действия правовой нормы; это указание на условия, при наличии которых эта норма должна действовать. Как структурная часть нормы права гипотеза определяет категорию лиц, которым адресована данная норма, а также фактические обстоятельства, событие либо действие, при наличии которых она применяется. Например, фактическим обстоятельством, содержащимся в статье 11 Конституции Республики Беларусь, может быть то, что «иностранные граждане и лица без гражданства на территории Беларуси пользуются правами и свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией, законами и международными договорами». Юридическим фактом может быть предоставление права «...убежища лицам, преследуемым в других государствах за политические, религиозные убеждения или национальную принадлежность» (статья 12 Конституции Республики Беларусь).
В содержании гипотезы в ряде случаев присутствует слово «если», указывающее на определенное условие. К примеру, в соответствии со статьей 10 Основного Закона нашей страны гражданин Республики Беларусь не может быть выдан иностранному государству, если это не предусмотрено международным договором. Однако присутствие данного слова в гипотезе правовой нормы даже при его фактическом отсутствии обычно предполагается.
Вторым элементом правовой нормы является диспозиция (от лат. dispositio - расположение). Диспозиция нормы права как ее структурная составляющая представляет собой изложение самого правила поведения, прав и обязанностей сторон, регулируемого данной нормой общественного отношения, приведенного полностью или частично, но всегда логически воссоздаваемого. В диспозиции указывается на то, каким должно быть поведение участников конкретных общественных отношений при наличии предусмотренных гипотезой фактических обстоятельств или условий. Например, статья 61 Конституции Республики Беларусь устанавливает, что «каждый вправе в соответствии с международно-правовыми актами, ратифицированными Республикой Беларусь, обращаться в международные организации с целью защиты своих прав и свобод, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты». Гипотеза этой нормы - «.если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты»; диспозиция -«каждый вправе в соответствии с международно-правовыми актами, ратифицированными Республикой Беларусь, обращаться в международные организации с целью защиты своих прав и свобод. ».
Зачастую структурные элементы конституционно-правовой нормы содержатся не только в различных статьях Конституции, но и в различных нормативных правовых актах. К примеру, статья 75 Конституции Республики Беларусь устанавливает, что «местные референдумы назначаются соответствующими местными представительными органами по своей инициативе либо по предложению не менее 10% граждан, обладающих избирательным правом и проживающих на соответствующей территории». Эта статья в целом является гипотезой. Однако ответ на вопрос - когда, как и при каких условиях проводятся местные референдумы - диспозиция - содержится в статьях 126 и 127 Избирательного кодекса Республики Беларусь: «Если граждане выступают с инициативой о проведении местного референдума, ими образуется инициативная группа из числа лиц, имеющих право участвовать в референдуме, в количестве: в области и городе Минске - не менее 50 человек; в районе, городе, районе в городе - не менее 20 человек; в поселке, сельсовете - не менее 10 человек»; «Решение о назначении областного, Минского городского, районного, городского, поселкового, сельского референдума принимается соответствующим местным Советом депутатов, а решение о назначении районного референдума в городе с районным делением -городским Советом депутатов не позднее 30 дней со дня внесения в соответствии с требованиями настоящего Кодекса и иных актов законодательства Республики Беларусь такого предложения. Юридическая сила решения, принятого местным референдумом, определяется в решении местного Совета депутатов о назначении референдума. Местный Совет депутатов, принимая решение о назначении референдума, обеспечивает ознакомление граждан с содержанием вопроса (проекта решения), вынесенного на референдум» [9].
В зависимости от характера устанавливаемых прав и обязанностей, т.е. от характера предписываемых правил поведения, форм предписания или способов воздействия на конституционные отношения,
57
ВЕСТНИК ИНСТИТУТА
регулятивные нормы можно подразделить на: управомочивающие; императивные (обязывающие); запрещающие; бланкетные; отсылочные.
Управомочивающие нормы представляют собой право на совершение определенных действий. Они предписывают определенный вид и меру возможного поведения субъекта в регулируемом общественном отношении. Иными словами, это нормы, которыми предоставляется соответствующее право. В юридической науке XIX в. управомочивающие нормы права назывались «ненастоящими» нормами, поскольку считалось, что право должно предписывать обязательный вариант поведения: или что-то обязывать, или что-то запрещать, не оставляя свободы для самостоятельного выбора участникам правового общения. При изложении управомочивающих норм обычно употребляются выражения «имеет право», «может», «вправе», «возможно». Например, в соответствии со статьей 84 Конституции Республики Беларусь (п. 15) Президент имеет право председательствовать на заседаниях Правительства. Или другой пример: в соответствии со статьей 106 Конституции «Правительство или любой член Правительства вправе заявить Президенту о своей отставке, если считают невозможным дальнейшее осуществление возложенных на них обязанностей».
При этом зачастую, будучи управомочивающей для одних субъектов та или иная норма может быть обязывающей для других субъектов. Например, статья 99 Конституции Республики Беларусь (часть третья) предоставляет право Президенту либо по его поручению Правительству «.. .вносить предложения в Палату представителей и Совет Республики об объявлении рассмотрения проекта закона срочным». Данная норма является управомочивающей для Главы государства. Однако в этой же части указанной статьи Конституции устанавливается, что «Палата представителей и Совет Республики в этом случае должны рассмотреть данный проект в течение 10 дней со дня внесения на их рассмотрение».
Императивные (обязывающие) нормы устанавливают конкретные обязанности субъекта права совершать определенные действия, требуют активного обязательного поведения. В данных нормах диспозиция выражается в категорично-властной форме. Императивные нормы права содержат абсолютно определенное правило, которое не может быть изменено в процессе их реализации. При изложении императивных норм обычно используются глаголы «обязан», «должен» и т.д. Например, статья 59 Конституции Республики Беларусь обязывает государство «.принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией. Государственные органы, должностные и иные лица, которым доверено исполнение государственных функций, обязаны в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности. Эти органы и лица несут ответственность за действия, нарушающие права и свободы личности».
Запрещающие нормы в отличие от обязывающих норм, требующих активных действий, предписывают субъектам права воздерживаться от совершения определенных действий, нежелательных с точки зрения законодателя. При их изложении обычно используются глаголы «воспрещается», «запрещаются», «не допускается» и т. п. Например, статья 86 Конституции Республики Беларусь по существу запрещает Президенту Республики Беларусь «.занимать другие должности, получать помимо заработной платы денежные вознаграждения, за исключением гонораров за произведения науки, литературы и искусства». Кроме того, часть вторая этой же статьи Конституции Республики Беларусь запрещает Президенту на весь срок его полномочий быть членом политических партий и других общественных объединений, преследующих политические цели.
Кроме того, в регулировании конституционных отношений могут участвовать и так называемые бланкетные нормы, которые не содержат определенного правила поведения и предоставляют полномочным государственным органам, должностным лицам право самостоятельно устанавливать правила поведения, запреты и т.д. Например, статья 94 Конституции Республики Беларусь (часть вторая) предусматривает, что полномочия Палаты представителей либо Совета Республики могут быть досрочно прекращены на основании заключения Конституционного Суда в случае систематического или грубого нарушения палатами Парламента Конституции, а в третьей части данной статьи устанавливается, что решения по этим вопросам Президент Республики Беларусь принимает не позднее, чем в двухмесячный срок после официальных консультаций с председателями палат.
В конституционном праве встречаются также отсылочные нормы, не содержащие определенного правила поведения и отсылающие к установлениям другой статьи данного или иного нормативного правового акта. Например, статья 63 Конституции Республики Беларусь предусматривает, что осуществление «.прав и свобод личности может быть приостановлено только в условиях чрезвычайного или военного положения в порядке и пределах, определенных Конституцией и законом. При осуществлении особых мер в период чрезвычайного положения не могут ограничиваться права, предусмотренные в статье 24, части третьей статьи 25, статьях 26, 31 Конституции».
58
№ 2(27), 2013 г.
В данном случае указанная статья «отсылает» субъектов конституционно-правовых отношений к правилам статей 24, 25, 26 и 31 Основного Закона нашей страны.
Отсылочная норма содержится, к примеру, в статье 105 Конституции Республики Беларусь, которая предусматривает, что порядок деятельности Парламента определяется не только Конституцией, но и регламентами палат. Статья 108 Конституции установила, что компетенция Правительства Республики Беларусь, порядок его организации и деятельности определяются помимо Конституции и Законом о Совете Министров. Отсылочные нормы содержатся также в статьях 78, 116 (часть одиннадцатая), 124, 128, 131 Конституции Республики Беларусь.
Кроме того, в конституционном праве применяются охранительные (правоохранительные) нормы, которые обеспечивают действие других норм и устанавливают меры ответственности за их нарушение. Охранительная норма предусматривает меры воздействия к нарушителям конституционного законодательства, т. е. к физическим и юридическим лицам, не выполняющим предписания регулятивной нормы.
Важнейшим составным элементом правоохранительной правовой нормы является санкция (лат. sanctio - строжайшее постановление). Санкции отсутствуют в тех правовых нормах, которые рассчитаны на положительное регулирование. Санкция выступает вторым элементом правоохранительной нормы, указывающим на юридические последствия совершенного правонарушения. Например, статья 88 Конституции (часть вторая) предусматривает, что Президент может быть смещен с должности в связи с совершением государственной измены или иного тяжкого преступления. Решение о выдвижении обвинения и его расследовании в этом случае считается принятым, если за него проголосовало большинство от полного состава Палаты представителей по предложению не менее 1/3 ее депутатов. Расследование обвинения организуется Советом Республики. Президент считается смещенным с должности, если за это решение проголосовало не менее 2/3 от полного состава Совета Республики, а также не менее 2/3 от полного состава Палаты представителей.
Первым элементом в правоохранительной норме может выступать либо диспозиция, указывающая на запрещенное правом действие, либо гипотеза, содержащая описание правонарушения. Суть санкции заключается в лишении правонарушителя определенных благ, ввозложении на него особых обязанностей, во властном осуждении, порицании его противоправного поведения.
При этом санкции бывают не только карательными, «штрафными» (например, в соответствии со статьей 98 Конституции Республики Беларусь (п. 6) Совет Республики Национального собрания принимает решение о роспуске местного Совета депутатов в случае систематического или грубого нарушения им требований законодательства), но и правовосстановительными, то есть могут быть направлены на восстановление нарушенных прав (например, отмена незаконного акта). Так, в соответствии со статьей 84 Конституции Республики Беларусь Президент имеет право отменять акты Правительства. Такие случаи имели место в политической практике Республики Беларусь после принятия в 1994 г. Конституции суверенного белорусского государства. Так, Указом Президента Республики Беларусь от 2 августа 1994 г. № 17 было приостановлено действие постановления Совета Министров Республики Беларусь от 18 июля 1994 г. № 548 «Об утверждении Положения о порядке предоставления служащим государственного аппарата льготных кредитов на строительство (приобретение) индивидуальных жилых домов (квартир)» [10]. Согласно Указу Президента Республики Беларусь от 11 августа 1994 г. № 41 было отменено распоряжение Совета Министров Республики Беларусь от 27 мая 1994 г. № 527р, закрепляющее за Председателем Верховного Совета Республики Беларусь Грибом М.И. и Председателем Совета Министров Республики Беларусь Кебичем В.Ф. в пожизненное пользование дачи в административно-жилом комплексе «Дрозды», как противоречащее постановлению Президиума Верховного Совета Республики Беларусь от 25 июня 1991 г. [11]. По предложению Кабинета Министров Республики Беларусь Указом Президента Республики Беларусь от 25 августа 1994 г. № 66 были отменены постановления Совета Министров Республики Беларусь: от 5 июля 1994 г. № 518 и от 14 июля 1994 г. № 530 о присвоении воинских званий некоторым военнослужащим [12]. В целях предотвращения необоснованной приватизации Указом Президента Республики Беларусь от 24 августа 1994 г. № 63 отменено распоряжение Совета Министров Республики Беларусь от 24 мая 1994 г. № 505р, предусматривающее реализацию части здания БелНИПИэнергопрома частному научнопроизводственному предприятию «АДЛ» [13].
Кроме предложенных выше классификаций конституционно-правовых норм в науке конституционного права существует их разделение по назначению в механизме правового регулирования на материальные и процессуальные.
59
ВЕСТНИК ИНСТИТУТА
Материальные нормы предусматривают содержание действий по правовому регулированию общественных отношений, т.е. то, что подлежит регулированию. Например, статьи 97 и 98 Конституции Республики Беларусь предусматривают, что Палата представителей рассматривает проекты законов, а Совет Республики их одобряет или отклоняет.
Процессуальные же нормы устанавливают порядок и формы, в которых данная материальная норма будет реализована: «Законопроект, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией, становится законом после принятия Палатой представителей и одобрения Советом Республики большинством голосов от полного состава каждой палаты» (статья 100, часть вторая Конституции Республики Беларусь).
Нормы конституционного права могут классифицироваться по времени их действия на постоянные и временные.
Временными являются такие нормы, которые обычно отражаются в переходных положениях конституций либо содержатся в иных нормативных актах временного действия. Так, статья 91 Конституции Франции от 4 октября 1958 г. установила, что институты Республики, предусмотренные Конституцией, будут созданы в течение 4 месяцев со дня ее промульгации [14]. «В месячный срок со дня вступления в силу настоящей Конституции, - отмечается в статье 143 Конституции Республики Беларусь, - Верховный Совет Республики Беларусь и Президент Республики Беларусь формируют Палату представителей из числа депутатов Верховного Совета, избранных ко дню назначения даты проведения республиканского референдума 1996 г. При этом депутаты Верховного Совета Республики Беларусь сохраняют свои полномочия в течение срока, предусмотренного настоящей Конституцией. Срок их полномочий исчисляется со дня вступления в силу настоящей Конституции». Временная конституционная норма содержится в статье 84 действующей Конституции Республики Беларусь (п. 23), которая предусматривает, что Президент Республики Беларусь в случаях, предусмотренных законодательством, вправе отложить проведение забастовки или приостановить ее, но не более чем на 3-месячный срок. В Законе Республики Беларусь от 24 июня 2002 г. «О чрезвычайном положении» (с измен. и дополн.) [15] также устанавливается, что срок действия чрезвычайного положения, вводимого на всей территории Республики Беларусь, не может превышать 30 суток, а вводимого в ее отдельных местностях, - 60 суток (статья 9 Закона).
Постоянные нормы конституционного права не содержат установлений относительно определенного срока действия, рассчитаны на длительные периоды их регулирования общественных отношений и могут быть изменены лишь в результате внесения изменений и дополнений в конституции.
Кроме того, конституционно-правовые нормы различаются на нормы, действующие на территории всей страны, и нормы, действующие на территории отдельных административно-территориальных единиц.
В соответствии со статьей 84 Конституции Республики Беларусь (п. 22) Президент имеет право в случае стихийного бедствия, катастрофы, а также беспорядков, сопровождающихся насилием либо угрозой насилия со стороны группы лиц и организаций, в результате которых возникает опасность жизни и здоровью людей, территориальной целостности и существованию государства, ввести на территории Республики Беларусь или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с внесением в трехдневный срок принятого решения на утверждение Совета Республики.
На всей территории страны действует абсолютное большинство законов, включая Конституцию Республики Беларусь. На территориях определенных административно-территориальных единиц могут действовать какие-либо локальные правовые акты. Например, решения местных референдумов, постановления о введении чрезвычайного положения в связи с наводнением и проч.
Таким образом, конституционно-правовые нормы представляют собой санкционированные государством и обеспеченные силой государственного принуждения общеобязательные правила поведения участников конституционных отношений. Данные нормы занимают ключевые позиции в правовом механизме конституционного права, обеспечивая взаимодействие всех его элементов, ибо содержание конкретных конституционных отношений во многом зависит от той или иной правовой нормы. Конституционноправовые нормы выступают средством правового регулирования конституционных отношений и устанавливают правила поведения их участников.
Конституционно-правовым нормам, как разновидности социальных норм, свойственны как общие признаки, присущие всем правовым нормам, так и специфические признаки. Они отличаются от норм иных отраслей права своим содержанием, сферой общественных отношений, источниками, субъектами, особенностями структуры и учредительным характером содержащихся в них предписаний. К общим признакам, характерным всем правовым нормам, можно отнести выражение воли народа и государства; подкрепление силой государства; обязательность их исполнения; внутреннее строение; наличие формальной определенности, выраженной в письменной форме и др.
60
№ 2(27), 2013 г.
Вместе с тем для конституционно-правовых норм характерны специфические черты и особенности, присущие исключительно данному виду норм. Во-первых, конституционно-правовые нормы отличаются особым юридическим содержанием и включают особую сферу регулирования, связанную, прежде всего, с предметом конституционного права, закрепляющим и регулирующим главные устои государства и общества. Во-вторых, нормы конституционного права содержатся в Конституции - основном источнике не только конституционного, но и других отраслей права. В-третьих, нормам конституционного права присущ учредительный характер: они определяют основы конституционного строя; устанавливают основные права и свободы человека и гражданина и их гарантии; устанавливают полномочия Главы государства, органов законодательной, исполнительной и судебной власти, контрольно-надзорных органов, органов местного управления и самоуправления, финансово-кредитную систему. В-четвертых, нормы конституционного права регулируют общественные отношения в меньшей степени путем прямого воздействия и в большей степени - через иные отрасли права. В-пятых, нормы конституционного права являются общеобязательными не только для субъектов конституционно-правовых отношений, но и для участников гражданско-правовых, административно-правовых, трудовых, уголовно-правовых и иных видов правоотношений. В-шестых, для конституционно-правовых отношений характерны специфические субъекты: народ, государство, гражданин, человек, личность, Глава государства, Парламент, Правительство, суды, депутат, местные органы управления и самоуправления, общественные объединения, политические партии, иностранцы, лица без гражданства, беженцы и др.
1. Козлов А. Е. Конституционное право как отрасль национального права / Конституционное право. Учебник / Отв. ред. А. Е. Козлов. - М. Изд-во БЕК, 1997. - С. 5; Василевич Г. А. Конституционное право Республики Беларусь. Учебник. - Минск: Книжный Дом, 2010. - С. 8; Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. 4-е изд., изм. и доп. - М.: Норма, 2004. - С. 13-14.
2. Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 1999. - № 1. - 1/0; 2004. - № 188. - 1/6032.
3. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Конституции государств Европы. Том 3. - М.: Изд-во «Норма», 2001; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. -1999. - № 1. - 1/0; 2004. - № 188. - 1/6032.
4. Конституция Японии от 3 мая 1947 г. // Конституции зарубежных стран. - Минск: ИООО «Право и экономика», 2007.
5. Конституция Итальянской Республики от 27 декабря 1947 г. // Конституции зарубежных стран.
- Минск: ИООО «Право и экономика», 2007.
6. Основной Закон ФРГ от 23 мая 1949 г. // Конституции зарубежных стран. - Минск: ИООО «Право и экономика», 2007.
7. Конституция (Основной Закон) СССР. Конституции (Основные Законы) союзных республик. -М.: Юрид. лит-ра, 1978.
8. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Конституции государств Европы. Том 3. - М.: Изд-во «Норма», 2001.
9. Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2000.- № 25.- 2/145; 2011. - № 127. - 2/1861.
10. Собрание указов Президента и постановлений Кабинета Министров Республики Беларусь. -1994. - № 1. - Ст. 17.
11. Собрание указов Президента и постановлений Кабинета Министров Республики Беларусь. -1994. - № 2. - Ст. 42.
12. Собрание указов Президента и постановлений Кабинета Министров Республики Беларусь. -1994. - № 3. - Ст. 68.
13. Собрание указов Президента и постановлений Кабинета Министров Республики Беларусь. -1994. - № 3. - Ст. 66.
14. Конституция Франции от 4 октября 1958 г. // Конституции зарубежных стран: Учебное пособие.
- М.: Изд-во БЕК, 1996. - С. 130.
15. Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2002. - № 75. - 2/866; 2010. - № 15. - 2/1666.
61