Научная статья на тему 'Классификация инвестиционных проектов, осуществляемых с использованием бюджетных средств, как способ контроля за государственными капитальными расходами'

Классификация инвестиционных проектов, осуществляемых с использованием бюджетных средств, как способ контроля за государственными капитальными расходами Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
140
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Матвеева Е. Ю.

Обосновывается целесообразность внесения соответствующих изменений в постановление Правительства Калининградской области от 28 июня 2007 года № 403 «Об оценке эффективности планируемых к реализации и реализуемых инвестиционных проектов с участием средств областного бюджета» с целью внедрения в Калининградской области классификации бюджетных инвестиций (инвестиционных проектов).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Classification of investment projects financed by budget as a way of control for state capital expenditures

The author proves necessity of making changes and amendments to the Statute of the Government of the Kaliningrad region of the 28th of June, 2007 № 403 «On effectiveness estimation of investment projects planned and being financed by regional budget». Such amendments may stimulate implementation of classification of budget investments (investment projects) in the Kaliningrad region.

Текст научной работы на тему «Классификация инвестиционных проектов, осуществляемых с использованием бюджетных средств, как способ контроля за государственными капитальными расходами»

Классификация инвестиционных проектов

УДК 330.322

Е. Ю. Матвеева

КЛАССИФИКАЦИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ, КАК СПОСОБ КОНТРОЛЯ ЗА ГОСУДАРСТВЕННЫМИ КАПИТАЛЬНЫМИ РАСХОДАМИ

Обосновывается целесообразность внесения соответствующих изменений в постановление Правительства Калининградской области от 28 июня 2GG7 года № 4G3 «Об оценке эффективности планируемых к реализации и реализуемых инвестиционных проектов с участием средств областного бюджета» с целью внедрения в Калининградской области классификации бюджетных инвестиций (инвестиционных проектов).

The author proves necessity of making changes and amendments to the Statute of the Government of the Kaliningrad region of the 28th of June, 2GG7 № 4G3 «On effectiveness estimation of investment projects planned and being financed by regional budget». Such amendments may stimulate implementation of classification of budget investments (investment projects) in the Kaliningrad region.

Важнейшим направлением совершенствования системы управления инвестиционными расходами на региональном и местном уровнях бюджетной системы является введение нового понятийного аппарата, обеспечивающего соотношение базовых понятий, используемых при осуществлении инвестиционной политики государства.

В 2006 году Институтом экономики переходного периода в рамках субпроекта «Реформа общественных инвестиций на региональном (муниципальном) уровне» проекта «Техническое содействие реформе бюджетной системы на региональном уровне» были подготовлены «Временные методические рекомендации по вопросам инвестиционной деятельности региональных и местных органов власти».

Указанные методические рекомендации предлагали делить инвестиционные проекты на некоммерческие (предусматривающие капитальные вложения в объекты, находящиеся или поступающие в оперативное управление органов государственной власти (органов местного самоуправления) или учреждений, финансируемых из бюджета субъекта РФ или местного бюджета) и коммерческие проекты (любые инвестиционные проекты, не признаваемые некоммерческими). Данная классификация была принята за основу при разработке реформы системы государственных инвестиций в ряде субъектов РФ:

— в Амурской области (постановление Губернатора Амурской области от 24 мая 2006 года № 259 «Об утверждении порядка оценки эффективности планируемых и реализуемых инвестиционных проектов»,

Вестник РГУ им. И. Канта. 2GG8. Вып. 3. Экономические и юридические науки. С. 39 — 42.

40

редакции постановления от 13 июля 2006 года № 379 и от 15.09.2006 года №496);

— в Кировской области (закон от 28 декабря 2005 года № 399-30 «О регулировании инвестиционной деятельности в Кировской области», редакции законов от 02.06.2006 года № 17-30, от 01.08.2006 года №30-30, от 27.03.2007 года № 95-30);

— в Красноярском крае (постановление Администрации города Красноярска от 27 июня 2006 года №580 «О порядке оценки эффективности планируемых и реализуемых инвестиционных проектов»);

— в Калининградской области (постановление Правительства Калининградской области 28 июня 2007 года №403 «Об оценке эффективности планируемых к реализации и реализуемых инвестиционных проектов с участием средств областного бюджета»).

По мнению автора статьи, предложенная Институтом экономики переходного периода классификация инвестиционных проектов (с их делением на две группы — некоммерческие и коммерческие) не является оптимальной и не отражает сущность государственных (муниципальных) инвестиций.

С 01 января 2008 года вступила в действие новая редакция Бюджетного кодекса РФ (БК РФ), в которой статья 6 «Понятия и термины, применяемые в настоящем кодексе» определяет, что бюджетные инвестиции — это бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного (муниципального) имущества. Статьями 79 и 80 Бюджетного кодекса в новой редакции определены нормы, регулирующие осуществление бюджетных инвестиций в объекты государственной и муниципальной собственности и предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными и муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями.

В соответствии с пунктом 7 статьи 79 БК РФ в новой редакции не допускается осуществление инвестиций из бюджета субъекта Российской Федерации в объекты, которые не относятся (не могут быть отнесены) к государственной собственности субъекта РФ, муниципальной собственности. Таким образом, осуществление бюджетных инвестиций всегда должно приводить к увеличению государственной или муниципальной собственности.

Из этого следует, что классифицировать бюджетные инвестиции необходимо по форме вложений в государственное (муниципальное) имущество. Именно это является основным отличительным признаком бюджетных инвестиций.

Таким образом, можно предложить следующую классификацию инвестиционных проектов, финансируемых из бюджета субъекта РФ:

— капитальные вложения в основные средства, являющиеся государственной собственностью субъекта Федерации;

— инвестиции, предоставляемые государственным унитарным предприятиям с соответствующим увеличением их уставного капитала;

Классификация инвестиционных проектов

— субсидии местным бюджетам на софинансирование объектов капитального строительства муниципальной собственности;

— инвестиции, предоставляемые юридическим лицам, не являющимся государственными учреждениями и государственными унитарными предприятиями, с обязательным возникновением права государственной собственности на эквивалентную часть уставных (складочных) капиталов указанных юридических лиц.

По классификации бюджетных инвестиций, подлежащей применению начиная с 01.01.2008 года, был произведен анализ расходов бюджета Калининградской области за 2007 год в части инвестиционных расходов (расходов на капитальное строительство и реконструкцию). Все инвестиционные расходы бюджета Калининградской области в 2007 году были сосредоточены в рамках областной инвестиционной программы, которая утверждена Постановлением Правительства Калининградской области № 1003 от 25.12.2006 года (с изменениями от

26.10.2007 года), и направлены на реализацию 129 инвестиционных объектов (табл. 1).

Таблица 1

Расходование бюджетных средств на инвестиционные проекты в Калининградской области в 2007 году

Инвестиционные проекты (согласно предлагаемой классификации) Количество проектов Доля, %

Капитальные вложения в основные средства, являющиеся государственной собственностью субъекта Федерации 24 18,6

Инвестиции, предоставляемые государственным унитарным предприятиям с соответствующим увеличением их уставного капитала 0 0

Субсидии местным бюджетам на софинансирование объектов капитального строительства муниципальной собственности 102 79,1

Инвестиции, предоставляемые юридическим лицам, не являющимся государственными учреждениями и государственными унитарными предприятиями, с обязательным возникновением права государственной собственности на эквивалентную часть уставных (складочных) капиталов указанных юридических лиц 0 0

Объекты, не подлежащие классификации 3 2,3

Всего 129 100

Анализ показывает, что из четырех возможных видов государственных инвестиций в 2007 году осуществлялись два: бюджетные инвестиции в основные средства, являющиеся собственностью Калининградской области и бюджетные инвестиции в муниципальные объекты. Вместе с тем необходимо отметить, что проведенная классификация выявила наличие бюджетных инвестиций, осуществление которых с

01.01.2008 года запрещено нормами Бюджетного кодекса (табл. 2).

Таблица 2

Объекты, финансирование которых не отвечает требованиям БК РФ с 01.01.2008 года

42

Объект Количе- ство объектов Финансирование в рамках ОИП, тыс. руб.

ОБ ФБ МБ ПИ Итого

Проектирование и строительство физкультурно-оздоровительного комплекса РГУ им. И. Канта 1 30 116 0 0 0 30 116

Федеральный центр сердечнососудистой хирургии, г. Калининград 1 180 477 2 442 100 0 0 2 622 577

Кафедральный собор Христа Спасителя в г. Калининграде 1 7 900 0 0 0 7 900

Резерв и предпроектные работы 0 24 476 0 0 0 24 476

Всего 3 242 969 2 442 100 0 0 2 685 069

Примечание: ОИП — областная инвестиционная программа; ОБ — областной бюджет; ФБ — федеральный бюджет; МП — муниципальный бюджет; ПИ — прочие источники.

Как уже указывалось, с 1 января 2008 года новой редакцией статьи 79 БК РФ (п. 7) вводится запрет на осуществление инвестиций из бюджета субъекта Российской Федерации в объекты, которые не могут быть отнесены к собственности субъекта Федерации. Исключение составляют инвестиции в муниципальные объекты, переданные в бюджеты муниципальных образований в виде субсидий.

Относительно расходов на предпроектные работы и созданные резервы следует указать, что они не должны отражаться в составе областной инвестиционной программы без привязки к конкретным инвестиционным проектам.

Таким образом, приведенная классификация объектов позволила на основе сделанного анализа начиная с 2008 года выявить объекты и расходы, не подлежащие финансированию из бюджета Калининградской области.

Используемая в настоящее время в Калининградской области классификация бюджетных инвестиций (с делением их на коммерческие и некоммерческие проекты) не позволяет осуществлять контроль за инвестиционными расходами на стадии принятия решения об их осуществлении. В этой связи в 2008 году необходимо внести соответствующие изменения в постановление Правительства Калининградской области от 28 июня 2007 года №403 «Об оценке эффективности планируемых к реализации и реализуемых инвестиционных проектов с участием средств областного бюджета» с целью внедрения в Калининградской области классификации бюджетных инвестиций (инвестиционных проектов).

Об авторе

Е. Ю. Матвеева — министр финансов Калининградской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.