Научная статья на тему 'Классификация инноваций на городском пассажирском транспорте'

Классификация инноваций на городском пассажирском транспорте Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1369
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРОДСКОЙ ПАССАЖИРСКИЙ ТРАНСПОРТ (ГПТ) / ИННОВАЦИИ / КЛАССИФИКАЦИЯ ИННОВАЦИЙ / ИННОВАЦИИ НА ГПТ / ТРАНСПОРТ / ПЕРЕВОЗКА ПАССАЖИРОВ / CITY PUBLIC TRANSPORT / INNOVATIONS / CLASSIFICATION OF INNOVATIONS / INNOVATIONS ON TRANSPORT / PASSENGER TRANSPORTATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Будрина Е.В., Рубцова К.А.

Систематизация имеющихся знаний о видах и типах инноваций продолжает оставаться ключевым вопросом в изучении инновационных процессов. Целесообразное разделение их на группы дает возможность более эффективного управления городским пассажирским транспортом и реагирования на окружающую ситуацию. В статье проводится сравнительный анализ имеющихся классификаций, на основании которого разрабатывается классификация инновационных технологий на городском пассажирском транспорте. Структуризация видов инноваций выступает основой выбора предприятиями транспорта инновации для внедрения. Переход городского пассажирского транспорта на инновационный путь развития позволит в полной мере удовлетворить потребности населения в качественных перевозках и обеспечить рост эффективности деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Будрина Е.В., Рубцова К.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLASSIFICATION OF INNOVATIONS ON CITY PUBLIC TRANSPORT

Systematization of existing knowledge about the kinds and types of innovations continues to be a key issue in the study of innovation processes. Expedient division them into groups enables to manage city public transport more effective and to respond to the environmental situation. The article presents a comparative analysis of existing classifications, which makes possible to develop a classification of innovative technologies for city passenger transport. It is aimed at outlining the types of innovation in order to further their effective implementation. Transition of urban passenger transport to innovative development allow to satisfy the needs of population in high-quality transport services. The organization-carriers, in turn, will be able to develop their businesses, getting positive results.

Текст научной работы на тему «Классификация инноваций на городском пассажирском транспорте»

УДК 338

КЛАССИФИКАЦИЯ ИННОВАЦИЙ НА ГОРОДСКОМ ПАССАЖИРСКОМ

ТРАНСПОРТЕ

Будрина Е.В., д.э.н., профессор, заведующая кафедрой Управления транспортными системами, ФГАОУВО «Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики»

Рубцова К.А., соискатель, ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики», e-mail: katerina.rubtcova@gmail.com

Систематизация имеющихся знаний о видах и типах инноваций продолжает оставаться ключевым вопросом в изучении инновационных процессов. Целесообразное разделение их на группы дает возможность более эффективного управления городским пассажирским транспортом и реагирования на окружающую ситуацию. В статье проводится сравнительный анализ имеющихся классификаций, на основании которого разрабатывается классификация инновационных технологий на городском пассажирском транспорте. Структуризация видов инноваций выступает основой выбора предприятиями транспорта инновации для внедрения. Переход городского пассажирского транспорта на инновационный путь развития позволит в полной мере удовлетворить потребности населения в качественных перевозках и обеспечить рост эффективности деятельности.

Ключевые слова: городской пассажирский транспорт (ГПТ), инновации, классификация инноваций, инновации на ГПТ, транспорт, перевозка пассажиров.

CLASSIFICATION OF INNOVATIONS ON CITY PUBLIC TRANSPORT

Boudrina E., Doctor of Economics, Professor, head of the Management of transport systems chair, FSAEI HE «Saint Petersburg National Research University of Information Technologies, Mechanics and Optics» Rubtsova K., the applicant, FSAEI HE «Saint Petersburg National Research University of Information Technologies, Mechanics and Optics»,

e-mail: katerina.rubtcova@gmail.com

Systematization of existing knowledge about the kinds and types of innovations continues to be a key issue in the study of innovation processes. Expedient division them into groups enables to manage city public transport more effective and to respond to the environmental situation. The article presents a comparative analysis of existing classifications, which makes possible to develop a classification of innovative technologies for city passenger transport. It is aimed at outlining the types of innovation in order to further their effective implementation. Transition of urban passenger transport to innovative development allow to satisfy the needs of population in high-quality transport services. The organization-carriers, in turn, will be able to develop their businesses, getting positive results.

Keywords: city public transport, innovations, classification of innovations, innovations on transport, passenger transportation.

Формирование банка данных о инновациях для развития транспорта и их систематизация или классификация является неотъемлемой частью изучения и управления инновационными процессами. Выявление и систематизация инноваций дает возможность более точной идентификации каждого нововведения. В данном вопросе практически все имеющиеся характеристики являются существенными. Полученная в результате корректной классификации системность позволяет сравнивать возможности и риски того или иного вида инноваций, оценивать его место среди других, определять преимущества и недостатки при выборе конкретного вида для использования в предприятии. Очень важным аспектом является сравнение видов инноваций в различных сферах общественной жизни по определенным показателям, наблюдение за их динамикой при разных условиях и в различные временные отрезки. Все это позволяет грамотно и эффективно оценивать существующую ситуацию на рынке и в обществе, своевременно реагировать на изменения и планировать будущее.

В современной специальной литературе по данной проблематике предлагается несколько подходов к классификации инноваций. Особого внимания заслуживают основополагающие, по мнению авторов, классификации, разработанные А.И. Пригожиным и П.Н. Завлиным [4, 2]. Более современные классификации в той или иной степени опираются на представленные ранее. Необходимо отметить, что различными авторами рассматриваются оригинальные схемы классификаций, при этом некоторые признаки являются неотъемлемой частью классификаций почти каждого автора. К таким признакам относятся: тип новшества, место в производственном цикле, инновационный потенциал и др. В табл. 1 представлены четыре вида классификаций инноваций отечественных авторов, которые в полной мере охватывают все значимые характеристики инноваций.

Из четырех классификаций, представленных в таблице 1, две являются основополагающими (Пригожин А.И. [4], Завлин П.Н. [2]) и две представляют позицию современных авторов (Фатхутдинов Р.А. [6], Ильенкова С.Д. [3]), которые в той или иной степени опираются на первые две. Необходимо отметить, что некоторые классификационные признаки у разных авторов повторяются, каждая из предложенных классификаций имеет явные элементы развития, дополнения, углубления.

Рассматривая и сравнивая подходы авторов мы выделили три признака, которые все авторы посчитали необходимым учесть при группировке инноваций. Как отмечалось выше, к ним относятся: тип новшества, место в производственном цикле, инновационный потенциал.

Классификацией инноваций по инновационному потенциалу или, иначе говоря, по уровню (степени) новизны является разделение инноваций на базисные (радикальные), улучшающие и модифи-кационные (рационализирующие). Классификация инноваций по степени новизны может рассматриваться и по технологическим параметрам, т.е. по месту в производственном цикле. С этой точки зрения инновации разделяют на процессные и продуктовые. Следующим безусловно важным классификационным признаком для всех авторов является область применения (тип новшества). Согласно этой характеристике инновации могут быть технические, технологические, информационные, производственные, социальные, педагогические, экономические, управленческие и др. в зависимости от места их применения.

С точки зрения эффективности инновации, как и в зависимости от области их применения, могут быть техническими, экономическими, социальными, интегральными и т.д. Только оцениваются они не в процессе, а как результат их внедрения, полученный в той или иной сфере.

По особенностям инновационного процесса или организационным границам инновации могут подразделяться на внутриоргани-зационные и межорганизационные, на инновации «на входе» и «на выходе». В первом случае подразумевается место осуществления инноваций, во втором - место и время в производственном процессе.

В зависимости от масштаба инновации могут быть мировые, страновые, отраслевые и для фирмы.

По повторяемости инновации рассматривают Пригожин А.И. и Фатхутдинов Р.А. Они могут быть единичными и диффузными. По результативности (Пригожин А.И., Завлин П.Н.) - результативными и нерезультативными (высокий, средний и низкий уровень результата).

Также Пригожин А.И. рассматривает инновации с точки зрения завершенности как завершенные и незавершенные; по источнику

Таблица 1. Классификации инноваций

Прпгожпн А.И. Завлин П.Н. Фатхутдинов P.A. Ильенкова С.Д.

1. По тиражируемости: 1. Степень радикальности: 1. Уровень новизны: 1. По типу новизны:

- единичные; - базисные; - радикальные; - новые для мира;

- диффузные. - улучшающие; - ординарные. - для страны;

2. По завершенности: - рационализирующие. 2. Стадия ЖЦТ. на кото- - предприятия.

- завершенные; 2. Направленность результатов: рой внедряется или разра- 2. По месту в системе:

- незавершенные. - инновации как научный инстру- батывается: - на входе;

3. По результативности: ментарий; - на стадии стратегического - на выходе;

- результативные; - процессы; маркетинга; - системной структуры.

- нерезультативные. - продукты. - НИОКР; 3. Глубина вносимых изме-

4. Организационные границы: 3. Область применения: - организационно- нений:

- внутриорганизационные; - управленческие; технологическая подготов- - радикальные (базовые);

- межорганизационные. - организационные; ка производства; - улучшающие;

5. Источник инициативы: - социальные; - производство; - модификационные (част-

- заказные; - промышленные и т.д. - сервис. ные).

- авторские. 4. Этапы НТП, результатом 3. Масштаб новизны: 4. По сферам деятельно-

6. По типу новшества: которых стали инновации: - мировые; сти:

- материально-технические (техни- - научные; - страновые; - технологические;

ческие, технологические, матери- - технические; - отраслевые; - производственные;

альные); - технологические; - новые для фирмы. - экономические;

- социальные (педагогические, - конструкторские; 4. Отрасль, где внедряет- - торговые;

правовые, социально- - производственные; ся: - социальные;

управленческие, организационно- - информационные. - сфера науки; - в области управления.

управленческие, экономические). 5. Степень интенсивности: - образование; 5. По технологическим

7. По месту в производственном - «бум»; - социальная сфера; параметрам:

цикле: - равномерная; - материальное производст- - процессные;

- обеспечивающие; - слабая; во. - продуктовые.

- продуктовые. - массовая. 5. Сфера применения:

8. По преемственности: 6. Темпы осуществления: - для внутреннего примене-

- заменяющие; - быстрые; ния;

- отменяющие; - замедленные; - для накопления на фирме;

- возвратные; - затухающие; - на продажу.

- открывающие; - нарастающие; 6. Частота применения:

- ретровведения. - равномерные; - разовые;

9. По инновационному потенциалу: - скачкообразные. - повторяющиеся.

- радикальные; 7. Масштаб инноваций: 7. Форма новшества -

- комбинаторные; - трансконтинентальные; основа инновации:

- совершенствующие. - транснациональные; - открытия, изобретения,

10. По объему: - региональные; патенты;

- точечные; - крупные; - рационализаторские пред-

- системные; - средние; ложения;

- стратегические. - мелкие. - ноу-хау;

11. Цели: 8. Результативность: - товарные знаки, торговые

- эффективность производства; - высокая; марки, эмблемы;

- эффективность управления; - низкая; - новые документы, описы-

- улучшение условий труда; - стабильная. вающие процессы.

- обогащение содержания труда; 9. Эффективность: 8. Вид эффекта от внедре-

- качество продукции; - экономическая; ния:

- сохранение здоровья; - социальная; - научно-технический;

- улучшение досуга; - экологическая; - социальный;

- улучшение образования; - интегральная. - экологический;

- экономия; - экономический;

- экологические цели; - интегральный.

- многоцелевые нововведения. 9. Подсистема системы

12. Социальные последствия: инновационного менедж-

- дающие социальные преимущест- мента. в которой внедря-

ва; ется:

- вызывающие социальные издерж- - научного сопровождения;

ки. - целевая; - обеспечивающая; - управляемая; - управляющая.

инициативы как заказные и авторские; по объему как точечные, системные и стратегические; по социальным последствиям как дающие преимущества и издержки. По преемственности инновации подразделяются на: заменяющие (полное вытеснение предыдущего варианта), отменяющие (исключают имеющееся средство без замены на новое), возвратные (после некоторого использования нового средства происходит возврат к прежнему), открывающие (не имеющие сопоставимых предшественников), ретровведения (воспроизводство давно исчерпавших себя средств).

Завлин П.Н. [2] также рассматривает три классификационные группы, которые не повторяются у других авторов: по степени интенсивности, по темпам осуществления и инновации, которые стали результатом определенных этапов НТП. При этом многие авторы полагают, что классификацию по этапам НТП можно отнести к области применения инноваций.

Фатхутдинов Р.А. [6] также представляет в своей классифика-

ции две независимые группы инноваций: в зависимости от стадии жизненного цикла товара, на которой внедряется, и по форме новшества. Разделение по стадиям жизненного цикла товара в некотором смысле походит на деление по месту в производственном цикле, но охватывает гораздо больший процесс, чем непосредственно производство.

Рассматривая различные подходы к классификации инноваций, необходимо учитывать, что обобщение и систематизация классификационных признаков и создание на основе этого научно обоснованной классификации инноваций имеет существенную практическую значимость, поскольку обладает потенциальной способностью дать детальное представление о характеристиках того или иного прогрессивного нововведения. А это, в свою очередь, необходимо для осуществления адекватной поддержки со стороны государства внедрения инноваций на предприятиях страны.

Безусловно, инновации и в сфере городского пассажирского

транспорта могут быть классифицированы по всем описанным выше схемам. Но необходимо отметить, что инновационные технологии в данной сфере имеют ряд характерных особенностей и потому должны быть детально рассмотрены в более узкой классификационной группе.

Спецификой отрасли городского пассажирского транспорта является то, что существует длительный процесс подготовки к осуществлению услуг по перевозке, а лишь затем происходит непосредственно оказание самой услуги. Ее качественное осуществление, что является одной из главных целей, поскольку влечет за собой ряд положительных результатов, невозможно без правильной подготовки, т.е. без надлежащего создания транспортной инфраструктуры, приведения подвижного состава к требуемым характеристикам, без разработки законодательства, тарифной политики и т.д. В каждой из этих сфер должны применяться продвинутые технологии и средства, инновационные методы как строительства и обеспечения, так и всестороннего управления. При этом последующее оказание услуги не является само по себе независимым процессом и требует постоянного сопровождения и оперативного регулирования. Безусловно, помимо технологической и технической, а также управленческой составляющей, важную роль играет информационная. В первую очередь, поставщик услуг нуждается как в оперативном, так и в регулярном получении информации о происходящем на дороге, о состоянии подвижного состава и водителей, о состоянии дорожной инфраструктуры. Это необходимо как с точки зрения безопасности, так и для более конструктивного построения управленческой деятельности. Также осведомленность пассажиров по возможным вариантам получения ими услуг по перевозке городским пассажирским транспортом, информировании их непосредственно в данном процессе и о данном процессе имеет важное значение. Все это позволяет подразделять инновационные технологии на городском пассажирском транспорте на три основные группы: технологиче-

ские, управленческие и информационные.

Технологическими инновациями мы будем называть инновации в технологическом процессе производства услуг городского пассажирского транспорта. Управленческие инновации и продукты, позволяют существенно улучшить усовершенствовать процесс управления как на предприятиях ГПТ, так и в системе ГПТ. И наконец, к информационным мы будем относить все инновации, которые позволяют управлять информацией как основным ресурсом предприятия и обеспечивать гибкую управляемость, согласованность и эффективность управленческих решений в сфере ГПТ.

На рис. 1 представлена разработанная нами классификация инновационных технологий для городского пассажирского транспорта. Как отмечалось выше, все обилие инноваций на ГПТ возможно подразделить на три основные группы. Первой из них являются технологические инновации, которые в свою очередь подразделяются на инновации, направленные на совершенствование дорожной инфраструктуры и прилегающих территорий, подвижного состава, пунктов управления передвижениями. Вся совокупность этих инноваций включает в себя изменение технических характеристик тех или иных объектов, их модернизацию или замену на более современные, соответствующие требованиям поставщика и потребителя услуг. В строительстве и обслуживании дорожной инфраструктуры и прилегающих территорий, которые включают в себя остановочные пункты и перехватывающие парковки, должны использоваться наиболее совершенные материалы и средства, которые сделают возможным использование транспортной техники нового поколения, а также интеллектуальных систем управления новыми видами транспорта. Необходимо отметить, что использование подобных систем относится к критическим технологиям согласно Указу Президента РФ от 07.07.2011 г. «Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в РФ и перечня критических технологий РФ» [5].

Рис. 1. Классификация инноваций на городском пассажирском транспорте

Также в данном Указе [5] особенное место отводится защите окружающей среды и предотвращению ее загрязнения. Достижение требуемых качественных характеристик по экологичности и безопасности ГПТ возможно только благодаря использованию интеллектуальных транспортных систем и средств управления ими, а также благодаря более совершенным транспортным средствам, использующим новые и возобновляемые источники энергии. Деление инноваций внутри первой группы на инновации дорожной инфраструктуры, подвижного состава и пунктов управления говорит лишь о конкретном направлении воздействия этих инноваций, но стоит отметить, что все их обилие необходимо для достижения тех или иных управленческих целей путем воздействия на определенную составную часть. Собственно, на это же направлены и информационные инновационные технологии на ГПТ.

К информационным технологиям относятся методы и способы сбора и обработки необходимой информации с использованием средств вычислительной техники. Соответственно, к данной группе относятся все инновации, направленные на изучение и донесение до адресата того или иного вида требуемой информации. По мнению авторов, обилие этой информации целесообразно разделить по ее конечному получателю, к которым относятся непосредственно перевозчики, пассажиры и управляющие организации.

Инновационные технологии информационного характера для перевозчика возможно разделить на три группы: описывающие ситуацию на дороге и остановочных пунктах, о подвижном составе и водителе и пассажирах в нем, инновации в проведении опросов пассажиров. К первой подгруппе относятся способы сбора информации о происшествиях на пути следования маршрутов, о загруженности дорог и количестве ожидающих транспортное средство пассажиров на остановочных пунктах. В Указе, упомянутом выше, к критическим технологиям относятся также технологии информационных, управленческих и навигационных систем. Именно они направлены на сбор и обработку информации о ситуации на дорогах, а также на состояние подвижного состава и водителя и пассажиров в нем, что относится ко второй подгруппе. Навигационные системы, которые уже получили широкое распространение и используются перевозчиками, способны максимально точно определять положение и передвижение транспорта по маршруту, его отклонение, в том числе и с учетом временных интервалов. Способы учета пассажиропотока, видеонаблюдения за водителем и его состоянием также направлены на более полное описание обстановки и используются перевозчиками для координации деятельности. К третьей подгруппе относятся инновационные технологии, направленные на современные методы сбора и обработки информации от пассажиров, которая требуется перевозчикам, т.е. на опросы. Их возможно проводить в процессе осуществления перевозки пассажиров или в момент и ожидания транспорта на остановочных пунктах, также возможно создать мобильные приложения, в которых пассажиры смогут отвечать на те или иные вопросы, актуальные для перевозчика с целью совершенствования деятельности. Проводить подобные опросы возможно и целесообразно с использованием современных информационных систем, отвечающих всем требуемым характеристикам.

Инновационные информационные технологии для пассажиров также возможно поделить на три группы: о времени прибытия транспорта, об альтернативных вариантах поездки и тарифах, рекламного характера. Методы сбора и обработки информации по первым двум подгруппам данной группы возможно использовать те же, что и для перевозчика, но с иным оформлением информации на выходе. В некоторых городах России уже работают мобильные приложения, в которых пассажиры имеют возможность узнать время прибытия ожидаемого транспорта. Необходимо повсеместное распространение данной услуги и ее совершенствование, что является не менее сложной задачей, поскольку наладить бесперебойную работу таких систем достаточно непросто. Для информации об альтернативных вариантах поездки и тарифах возможно создавать информационные стенды на остановочных пунктах. Более современным аналогом данной услуги могут стать стационарные мультимедийные табло на остановочных пунктах. Необходимо отметить, что аналогичные мобильные приложения уже существуют на рынке, но они не являются общедоступными, поскольку не все граждане имеют требуемые для данных приложений мобильные устройства, а установка подобных панелей на непосредственном месте ожидания транспорта значительно упростила бы задачу по доступности всем категориям граждан. Третья подгруппа инноваций, направленных на рекламу товаров и услуг массового потребления, не имеющих косвенное

отношение к перевозкам, является важной составляющей всего комплекса информационных инноваций на ГПТ. В процессе ожидания транспорта и в процессе следования пассажиры смогут иметь возможность получать информацию о тех или иных видах продуктов и услуг. Чем современнее и приятнее будет данная информация для восприятия, тем выше будет ее положительный эффект, в том числе и для перевозчиков, поскольку это является источником привлечения дополнительных ресурсов.

Очень важной составляющей информационных инноваций являются инновации, направленные на сбор, обработку и донесение информации до вышестоящих над перевозчиками управляющих структур и инвесторов. Необходимо отметить, что привлечение дополнительных инвесторов, помимо государства и местного бюджета, является крайне важной задачей для перевозчиков. Соответственно, такие структуры нуждаются в получении как оперативной, так и сводной информации по результатам деятельности предприятий, осуществляющих перевозки населения в городе. Необходимо отметить, что сама по себе информация имеет ценность с точки зрения ее последующего применения, т.е. инновационные методы сбора и обработки требуемой информации являются подготовительным этапом при принятии каких-то управленческих решений или же завершением, при оценке результатов тех или иных решений.

Еще одной группой инновационных технологий на ГПТ являются управленческие инновации. Разделение инноваций в разрезе данной группы является наиболее сложным, поскольку любые инновации тем или иным образом имеют отношению к управлению всеми процессами на.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Управленческие инновации в сфере законодательства возможно разделить на две основные группы: регулирования движения и административных санкций. Под регулированием движения понимается вся область происходящего на дороге и воздействующего на движение общественного транспорта. Существуют определенные правила, которые направлены на создание порядка на дороге, и этих правил должны придерживаться все без исключения участники движения. Но также необходимо рассмотреть возможность приоритета движения общественного транспорта над личным, например, на перекрестках. Безусловно, все это должно проводиться только после всестороннего изучения и оценки ситуаций, происходящих на дорогах. При этом необходимо отметить, что это в значительной степени позволило бы в некоторых случаях упростить передвижение общественному транспорту, тем самым позволив ему поддерживать качество предоставляемых услуг на высоком уровне. Также важным аспектом является применение административных санкций за ненадлежащее использование дорожной инфраструктуры, которое приводит к образованию на дороге серьезных заторов. Сами по себе законодательные инновации имеют косвенное отношение к непосредственно управлению на ГПТ, и, скажем, собранные за нарушение правил штрафы не увеличивают бюджета данной отрасли. Но наведение порядка в данной сфере будет иметь непосредственный положительный эффект на осуществление перевозок.

Очень важной группой управленческих инноваций являются экономические методы управления. Можно выделить основные группы: тарифные и инвестиционные. К тарифным инновациям соответственно относятся возможные варианты регулирования тарифов на перевозки пассажиров в зависимости от, например, частоты использования транспорта или дальности осуществления поездки, частоты пересадок, количества перевозимых пассажиров и прочее. Также необходимо рассмотреть способы формирования этих тарифов, возможность их составления таким образом, чтобы они не были убыточными для перевозчиков, ведь это является одной из главных проблем для очень весомой доли перевозчиков. К инвестиционным инновациям относятся методы и способы привлечения дополнительных инвесторов в сферу осуществления пассажирских перевозок, их мотивация. Сегодня данная сфера не представляет особо интереса для бизнеса, поскольку не является прибыльной и может повлечь выгоду от вложения в нее средств. Но совокупность мероприятий по развитию данной отрасли должна сделать ее интересной для вложения не только государственных, но и частных средств. Это могут быть как прямые методы, которые повлекут за собой прибыль для инвесторов, так и косвенные, например, влекущие налоговые послабления и т.д.

Под производственными инновационными технологиями управленческого характера на ГПТ подразумеваются все инновации, касающиеся планирования и управления осуществлением пассажирских перевозок. Их можно подразделить на инновации

контроля, регулирования и качества. Это совокупность действий в тот или иной момент подготовки к перевозке пассажиров и ее непосредственного осуществления, использующих более современные или неизвестные ранее данной фирме или на данном рынке методы управления.

Маркетинговые инновации подразделяются также на три группы: составление маршрутов и расписаний, рекламы и опросов. Составление маршрутов и расписаний возможно было бы включить в группу производственных инноваций, поскольку это является текущим управлением, но их целесообразно выделить в отдельную, поскольку данное составление должно опираться на проведение предварительных исследований в рамках данной группы. Опросы должны проводиться по разным направлениям не только пассажиров, но сотрудников, непосредственно вовлеченных в процесс перевозки. В некотором роде данная группа инноваций перекликается с группой информационных инноваций для перевозчиков. Но в том случае это больше техническая возможность осуществления данных опросов, а в случае маркетинга - это определение важных аспектов и подведение итогов с последующим их применением. Также весьма важным фактором является реклама общественного транспорта, которая практически отсутствует в нашей стране. Для начала введение тех или иных технологических и информационных инноваций позволило бы рассказывать потенциальным пассажирам о них, привлекая граждан к использованию общественного транспорта, а последующий планомерный рост качества осуществления услуг по перевозке городским пассажирским транспортом способствовал бы его все большей востребованности.

Следует отметить, что определение признаков отнесения той или иной инновации к определенной группе процесс сложный,

но позволяющий ясно определить какие задачи решает каждая из групп инноваций и каждая из них в отдельности. Из этого следует, что для достижения целей инновационного развития и повышения эффективности ГПТ требуется слаженная работа всех сотрудников при подготовке и непосредственном осуществлении деятельности по перевозке, а имеющаяся классификация инновационных технологий может, в свою очередь, позволить воздействовать непосредственно на проблемные зоны в технологическом процессе с целью максимально эффективного управления процессом перевозки пассажиров.

Литература:

1. Будрина Е.В., Логинова Н.А. Механизм управления системой городского пассажирского транспорта // Транспорт Российской Федерации, № 3-4 (40-41), 2012.

2. Инновационный менеджмент: Справ. пособие/ под ред. П.Н. За-влина, А.К. Казанцева, Л.Э. Миндели. - СПб.: Наука, 1997. - 560 с.

3. Инновационный менеджмент: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Менеджмент», специальностям экономики и управления / под ред. С.Д. Ильенковой. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 392 с.

4. Пригожин А.И. Нововведения: стимулы и препятствия (Социальные проблемы инноватики). - М.: Политиздат, 1989. - 271 с.

5. Указ Президента РФ от 07.07.2011 г. «Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в РФ и перечня критических технологий РФ»

6. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. 6-е изд. - СПб.: Питер, 2012. - 448 с.: ил. ISBN 978-5-459-01083-1

УДК 332.133

ПРОТИВОРЕЧИЯ КЛАСТЕРНОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ

Бубнов А.В., аспирант кафедры «Экономическая теория» ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный технический университет»,

e-mail: bubnovat@yandex.ru

В статье проанализированы основные противоречия кластерного развития экономики России тормозящие не только процесс кластеризации, но и развитие национальной экономической системы в целом. Выявлены причины их возникновения, предлагается ряд направлений для их преодоления.

Ключевые слова: кластеризация, противоречие, конкурентоспособность, сотрудничество, институциональная среда, инновационная активность, комплементарность, интеграция предпринимательских структур, ресурсы.

CLUSTER DEVELOPMENT CONTRADICTIONS OF THE RUSSIAN ECONOMY

Bubnov A., the post-graduate student, Economic theory chair, FSEIHPE «Ulyanovsk State Technical University»

The article analyzes the main controversies of cluster development of the Russian economy hindering not only the clustering process, but also the development of the national economic system as a whole. Identified their causes, and some approaches to overcome them.

Keywords: clustering, contradiction, competitiveness, cooperation, institutional environment, innovative activity, complementarity, integration of business structures, resources.

Кластеризация как инновационный процесс в российской реальности сталкивается с ря-дом трудностей в своей реализации. Одной из глобальных причин "пробуксовывания" кластерных инициатив является целая система противоречий, актуализировавшихся сразу при первых же попытках проектирования и создания кластерных структур. При этом про-тиворечия складываются как во внутренней среде кластеризованного пространства (сис-темы взаимодействующих между собой кластеров), так и во взаимодействии кластерных структур с внешней, чаще институциональной средой. Выделим и рассмотрим основные противоречия кластерного развития экономики России, определим векторные сценарии их разрешения в инновационном контексте.

Одно из наиболее актуальных противоречий связано с несоответствием отраслевого принципа создания кластеров принципу территориальному и выражается в том, что воз-никновение кластеров развивается чаще всего по портеровской модели - то есть на основе территориальной близости, тогда как в основу самого явления кластеризации должен быть положен отраслевой принцип. Для небольших регионов и стран объединение предприятий по территориальному и отраслевому принципам не представляет

сложностей, тогда как для России кластеризация с учетом сразу двух принципов превращается в серьезную проблему.

Д. А. Ялов, к примеру, предлагает вообще уходить от отраслевого принципа, говоря о том, что "отраслевая логика управления экономическим развитием устарела. Теперь отрасль становится понятием виртуальным - нет ни объекта, ни субъекта ее развития. Невозможно больше говорить об "управлении" отраслью. Отсутствуют границы между секторами и видами деятельности и все они рассматриваются во взаимосвязи" [1]. То есть развитие кластерного принципа автором рассматривается как вытеснение, уход в прошлое отраслевого принципа, с развитием территориального и функционального.

Для преодоления противоречия между отраслевым и территориальным принципами орга-низации кластерного развития следует: а) уделить наибольшее внимание организационно-управленческой составляющей кластера; б) совершенствовать информационно-коммуникационное пространство кластера; в) усилить степень интеграции и кооперирования участников кластера; г) повысить степень предпринимательской и организационной культуры участников кластера; д) всесторонне развивать и поддерживать интеллектуальную составляющую кластера и т. д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.