Научная статья на тему 'Классификация индивидуальных и практических работ студентов при изучении СУБД'

Классификация индивидуальных и практических работ студентов при изучении СУБД Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
60
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЛГЕБРЫ ОТНОШЕНИЙ / ЛОГИКИ / СТРУКТУРЫ / СИСТЕМЫ ДАННЫХ И ЗНАНИЙ / МОДЕЛИ ДАННЫХ / ALGEBRAS OF RELATIONS / LOGIC / STRUCTURE / SYSTEMS / DATA AND KNOWLEDGE / DATA MODELS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мосягина Т. В.

Данная статья описывает классификацию индивидуальных и практических работ студентов обучающихся по направлению ИВиТ при изучении дисциплин «Базы данных», «Системы управления базами данных».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мосягина Т. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLASSIFICATION OF INDIVIDUAL AND PRACTICAL WORKS OF STUDENTS AT STUDYING OF DBMS

This article describes the classification of individual and practical works of students enrolled in the direction of IWT in the study of such disciplines as «Database», «Database managemen Systems».

Текст научной работы на тему «Классификация индивидуальных и практических работ студентов при изучении СУБД»

коллективом, обеспечивает большую эмоциональную включенность студентов в образовательный процесс. Мы использовали учебные деловые игры в процессе изучения студентами курса «Возрастная и педагогическая психология» в ходе изучения тем: «Варианты развития личности школьника, «Готовность ребенка к школьному обучению», «Психологическая готовность ребенка к школе, «Психология личности учителя». В ходе организации учебной деловой игры мы применяли технологию В.А. Трайнева [7].

Таким образом, реализация компетентностного подхода отражается в определенных результатах в формировании профессионального самосознания будущих учителей начальных классов, соответствующих содержанию и целям данного подхода, а также степени овладения студентами определенными педагогическими умениями. Так использование метода кейсов способствует развитию умения анализировать реальные педагогические ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальное решение и планировать его осуществление. Применение учебных деловых игр способствует активизации учебного процесса, более прочному усвоению теоретических знаний, формированию мотивов учебной деятельности и стремления овладеть знаниями, необходимыми для осуществления будущей профессиональной деятельности, развитию умению осуществлять совместную деятельность в группе. Педагогическое проектирование способствует развитию умения проектировать и планировать деятельность, анализировать и обосновывать свои суждения, прогнозировать свои действия и, в целом, умения переносить теоретические знания в практическую педагогическую деятельность.

Литература

1. Иванов, Д.А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2003. - 101с.

2. Кузнецов, М.Е. Личностно ориентированная подготовка учителя: теоретико-методологический аспект. - Брянск: Изд-во БГПУ, 200. - 375с.

3. Педагогика: Большая современная энциклопедия / Сост. Е.С. Рапацевич. - Мн.: Современное слово, 2005. - 720с.

4. Психологическая энциклопедия. 2-ое изд. / Под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. - СПб.: Питер, 2003. - 1096с.

5. Селевко, Г.К. Компетентности и их классификация // Народное образование. - 2004. - № 4. - С.138-143.

6. Современный словарь иностранных слов. - СПб.: Дуэт, 1994. - 752с.

7. Трайнев, В.А. Деловые игры в учебном процессе: Методология разработки и практика проведения. - М.: МАН ИПТ, 2002. -360с.

References

1. Ivanov, D. A. Competence approach in education. Problems, concepts, tools. Training handbook. - Omsk: Publishing house OmGPU, 2003. - 101p.

2. Kuznetsov, M. E. Personally oriented teacher training: theoretical and methodological aspect. - Bryansk: Publishing House of Belarusian State Pedagogical University, 200 - 375p.

3. Pedagogy: A modern encyclopedia / Comp. E. S. Rapatsevich. - Mn .: The modern word, 2005. - 720p.

4. Psychological Encyclopedia. 2nd ed. / Ed. R. Corsini, A. Auerbach. - SPb .: Peter, 2003 - 1096p.

5. Seleucus G. K. Competence and their classification // Education. - 2004. - № 4. - P.138-143.

6. Modern Dictionary of Foreign Words. - St. Petersburg .: The duo, 1994. - 752p.

7. Traynev, V. A. Business games in the educational process: design methodology and practice. - M.: MAN IPT, 2002. - 360p.

Мосягина T.B.

Аспирант, Нижневартовский государственный университет

КЛАССИФИКАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ СУБД

Аннотация

Данная статья описывает классификацию индивидуальных и практических работ студентов обучающихся по направлению ИВиТпри изучении дисциплин «Базы данных», «Системыуправления базами данных».

Ключевые слова: алгебры отношений, логики, структуры, системы данных и знаний, модели данных.

Mosyagina T.V.

Graduate, Nizhnevartovsk state University

CLASSIFICATION OF INDIVIDUAL AND PRACTICAL WORKS OF STUDENTS AT STUDYING OF DBMS

Abstract

This article describes the classification of individual and practical works of students enrolled in the direction of IWT in the study of such disciplines as «Database», «Database managemen Systems».

Keywords: Algebras of relations, logic, structure, systems, data and knowledge, data models.

Прежде чем рассмотреть классификацию индивидуальных и практических задач при изучении СУБД, необходимо отметить, что моделирование баз данных, реализация нормализации баз данных, построение связей между сущностями баз данных отражены как компоненты профессиональных компетенций в стандартах ВПО по направлению информатика и вычислительная техника. При изучении баз данных мы строим на следующих модулях, содержательно которые входят в различные учебные дисциплины:

• Модели баз данных. Реляционные базы данных;

• Обзор возможностей и особенностей СУБД Microsoft SQL-cервер;

• Методы хранения и доступа к данным;

• Основные компоненты языка SQL;

• Использование технологии “клиент-сервер”;

• Разработка клиент-серверных систем обработки баз данных средствами DELPHI, Visual studio. Net.

• Обработка баз данных в Web приложениях.

Следовательно, необходимо задания строить с учетом сформированного уровня профессиональных компетенций. Мы предлагаем 5 уровней профессиональных компетенций:

• Базовый

• Прикладной

• Многообъектный(системный)

• Профессиональный

• Проблемный.

Базовый уровень предполагает владение основными инвариантными знаниями дисциплины, инструментарием реализации задачи

Прикладной уровень - это приведение задачи к формализуемому ввиду используя достигнутые знания, умения и навыки на базовом уровне.

29

Многообъектный или системный уровень - это владение технологией реализации задачи автоматизации по частям, выделяя в каждой части модели данных, связи, инструментарий реализации, решение которых дает создание всей системы.

Профессиональный уровень - это решение профессиональных задач, умело используя современные подходы автоматизации (клиент-серверные системы, проблемы сохранности и целостности баз данных, кроссплатформенность приложений, кроссбраузерность web компонент системы и другие)

Проблемный уровень - это самостоятельное выделение возникающих в задачах автоматизации проблем и их самостоятельное (в том числе и коллективно) решение с описанием методик решения этих проблем.

Если первые 2 уровня легко можно определить, то последующие уровни требует осмысленного научно-обоснованного комплекса измерительных материалов, над чем мы и работаем.

Даже формирования базового уровня профессиональной компетенции требует построения определенной логически и методически выстроенной системы заданий.

Рассмотрим некоторые аспекты сказанного на конкретных примерах.

При изучении основ языка SQL можно использовать и инструменты и непосредственно инструкции на языке SQL, а именно, создание запросов не с помощью мастера, но прямо вводом SQL запросов в соответствующем режиме. Здесь можно рассматривать создание SQL-запрсов на выборку, обновление, добавление, деление. Особенностью сред является и то, что запросы, созданные в режиме конструктора или мастеров можно просматривать как SQL-запросы. Связывание таблиц(отношений) требует знания реляционной алгебры. Инструменты современных СУБД позволяют реализацию основных операций реляционной алгебры и средствами языка SQL. Например, операцию пересечения для отношений можно реализовать следующим образом.

SELECT new_tab.*

FROM new_tab, new_tab1

WHERE ((new_tab.fio=new_tab1.fio) And (new_tab.okl=new_tab1.okl) And (new_tab.prem=new_tab1.prem));

Такая конструкция позволяет посмотреть на операцию пересечения для таблиц изнутри, опираться на операцию пересечения для множеств.

Далее можно использовать вложение запросов и инструкцию IN. Результаты предыдущего и следующего запроса одинаковы.

SELECT new_tab.*

FROM new_tab

WHERE (fio in (select fio from new_tab1));

Таким образом, мы можем конструировать все основные операции двумя способами: реализуя непосредственное определение операции c помощью сложных логических конструкций и в дальнейшем после изучения структуры языка SQL использованием вложений запросов и использованием конструкций вхождения IN, кванторов exist,ani.

SELECT *

FROM Salespeople

WHERE city=ANY(select city from customers);

SELECT *

FROM Customers

WHERE EXISTS(select * from customers where city="Нижневартовск");

Очень важно, чтобы все операции по созданию таблиц, по добавлению удалению записей, полей, по обновлению таблиц были выполнены с помощью инструкций SQL.

Например, запрос Create table new_tab112(fio char(20),okl money,prem money) создает таблицу с именем new_tabl12 c полями fio,okl,prem.

Важным вопросом остается изучение форматов файлов баз данных, так как в дальнейшем при изучении СУБД SQL сервер размещение данных, первичные, вторичные файлы являются обязательными. Размещение данных также становится управляемым.

После изучения языка SQL в среде SQL сервер важно использовать эти знания при разработке компонентов баз данных.

Для формирования основ знаний о клиент-северных информационных системах необходимо продумывать индивидуальные и групповые задания, по разработке таких систем используя среду Delphi или Microsoft Visual Studio.Net. В Delphi набор классов для разработки тонких клиентов.

Использование технологии ADO позволяет понять сущность серверного хранения данных и управления базой данных клиентом.

Задания, рассматриваемые в курсе должны быть долгосрочными и групповыми.

Рассмотрим примеры типичных заданий.

При изучении любого компонента дисциплины СУБД мы предлагаем построить задания в следующей последовательности:

• Задания погружения в среду (в язык, инструментарий, инвариант дисциплины)

• Задания по проектированию, нормализации данных

• Практическая проверка реализации основных операций реляционной алгебры

• Разработка практико-ориентированных клиент-серверных приложений

• Разработка профессиональных клиен-серверных систем управления базой данных с удаленных компьютеров используя в виде клиента браузер, клиентскую часть приложения.

• Изучение проблемы кроссплатформенности разработанных приложений (клиенской части).

Некоторые типичные задания приводим ниже.

Задания погружения в среду Microssoft SQL сервер и DELPHI.

1. Создать простую базу данных на Microssoft SQL сервере следующей структуры

Fio-строка

Курс-число

предмет1 ,предмет2,предмет3, предмет4,предмет5-целые числа(оценки по предметам)

2. Использовать технологию АДО Delphi и реализовать:

• Добавить 2 расчетных поля : средняя оценка, статус(отличник, хорошист, неуспевающийся)

• Построить диаграмму (ФИО, средняя оценка)

• Построить отчет

Пример задания по проектированию баз данных и формирования основ профессиональных компетенций по разработке клиентсерверных систем.

Первое задание выполнить, выделив 2 сущности: Студент, Предмет. База данных хранится на Microssoft SQL cервере. Установить между ними отношение один ко многим. Создать запросы: Oтличник, Хорошист

Построить отчет.

30

Очень важно формирование умений комплексного использования всех доступных инструментов для управления базами данных, для создания запросов, отчетов. Необходимо научить студентов использовать офисные технологии для ввода данных в базу и для вывода отчетов в Microsoft Excel или Word. Приведем пример интеграции c EXCEL при обработке табличных данных.

Для интеграции с офисными технологиями нужно использовать модуль ComObj. Приведем код модуля.

unit Demoexcel;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

interface

uses

Windows, Messages, SysUtils, Variants, Classes, Graphics, Controls, Forms,

Dialogs, comobj, StdCtrls, Grids;

type

TForm1 = class(TForm)

Button1: TButton;

StringGrid1: TStringGrid;

procedure Button1Click(Sender: TObject);

private

{ Private declarations } public

{ Public declarations } end; var

Form1: TForm1; implementation

{$R *.dfm}

procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject); var

xpapp, sheet, colum.variant;

i,j: integer;

begin

xpapp: =createoleobject('excel.application'); xpapp. workbooks. add(-4167);

xpapp. workbooks[1 ]. worksheets[1]. name: = 'ОТЧЕТ'; sheet: =xpapp. workbooks[1 ]. worksheets['OT4ET']; colum: =xpapp.workbooks[1 ].worksheets['OT4ET'].columns; colum. columns[1 ]. columnwidth: =100; for i: =1 to 30 do begin

colum. columns[i]. columnwidth: =int(stringgrid1. ColWidths[i]/10); for j: =1 to 300 do

sheet. cells[j, i]: =stringgrid1. Cells[ij];

xpapp. •visible: =true;

end;

end;

end.

Литература

1. Казиахмедов Т.Б. Программирование на Турбо-Паскаль и Дельфи. Издательство НГГУ, Нижневартовск, 2007, 250 с.

2. Мосягина Т.В. Изучение моделей данных и СУБД в профильных курсах по информатике, Информационные ресурсы в образовании: Материалы Международной научно-практической конференции (Нижневартовск 27 - 29 марта 2012 г.) / Отв.ред. Т.Б. Казиахмедов. - Нижневартовск: НГГУ, 2012 г. - 196с

31

References

1. Kaziahmedov T.B. Programmirovanie na Turbo-Paskal' i Del'fi. Izdatel'stvo NGGU, Nizhnevartovsk, 2007, 250 s.

2. Mosjagina T.V. Izuchenie modelej dannyh i SUBD v profil'nyh kursah po informatike, Informacionnye resursy v obrazovanii: Materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (Nizhnevartovsk 27 - 29 marta 2012 g.) / Otv.red. T.B. Kaziahmedov. -Nizhnevartovsk: NGGU, 2012 g. - 196s

Николаева А.Д.1, Романов Н.Н.2

Доктор педагогических наук, 2кандидат педагогических наук,

Северо-Восточный федеральный университет ПРОТЕСТАНТСКИЙ МОТИВ В ТЕОРИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация

В статье на основе анализа теоретических, методологических, мировоззренческих оснований теории деятельности ставится вопрос о возможности наличия в указанной теории протестантского мотива. В статье обосновывается, что вся российская педагогика давно пронизана духом протестантства; что ближе всего к материализму оказалась идеология протестантизма с ее возвеличиванием труда во благо общества. Описывается ситуация, когда теория деятельности оказалась между воинствующим материализмом и сохраняющимися ростками идеализма; между протестантским классно-урочно-предметным обучением, католическим свободным воспитанием и православными традициями.

Ключевые слова: вера, слово и дело, протестантизм, идеальное и материальное, деятельность, методология.

Nikolaeva A.D., Romanov N.N.,

'PhD in Pedagogy, Professor, 2PhD in Pedagogy, Associate professor,

Northeast Federal University IN THEORY THE MOTIF OF THE PROTESTANT

Abstract

The authors of the article on the basis of an analysis of the theoretical, methodological and philosophical bases of the theory of call options of the protestant theory article is justified motive that all russian pedagogy has long permeated by the spirit of Protestantism; that the closest thing to materialism was the ideology of protestantism, with its devotion of labour for the good of society. describes the situation when the activity theory was among the militant materialism and idealism; shoots between the persistent protestant great-urocno-focused training, catholic free education and the orthodox tradition.

Keywords : faith, word and deed, protestantism, the ideal and material activity, methodology.

Слишком долгое время образование рассматривается в отрыве от своих же духовных, культурно-исторических корней. Теперь мало кто даже обращает свое внимание на теологические истоки практически всех педагогических идей (по убеждению всех известных философов, любая идея религиозна), хотя можно было предполагать, что учить можно только тому, чему сам веришь. Поэтому не приходится удивляться постоянно появляющимся различного рода повторам давно известных положений общепризнанных теоретических обобщений. Возникают мимикрии, даже «симулякры», уже мимикрирующие копии копий [1].

Особое место занимает понимание нами основных положений теории деятельности (Б.Г.Ананьев, М.Я.Басов (впервые вместо термина «поведение» предложил термин «деятельность»), В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, Я.А.Пономарев, С.Л.Рубинштейн, В.В.Рубцов, Г.П.Щедровицкий, Д.Б.Эльконин и др.), вышедших из недр теории культурно-исторического развития психики и поведения человека Л.С.Выготского, обосновавшего ведущую роль социально-исторической среды в процессе становления феномена личности. Сам Л.С.Выготский много перенял от своего учителя, наставника П.П.Блонского, гештальтпсихологии К.Коффки, психоанализа З.Фрейда (особенно по механизму вытеснения), был наиболее известным в стране педологом.

Зададимся вопросом: возможен ли протестантский мотив в становлении теории деятельности? Начнем с того, что мы до сих пор продолжаем учить детей как нам «завещал» Я.А.Коменский еще в середине XVII столетия. И мало кто принимает его как протестантского священника, в общем, как человека верующего, но вышедшего из контекста догм католицизма. Связь веры с образованием он выразил следующим образом: «От чувственного восприятия к мысли и вере - таков процесс образования» [2]. Далее рассмотрим очерк Г.Н.Волкова «Мартин Лютер: отношение к нему в России» [3, с. 170-179], который заставляет задуматься как о прошлом, так и о будущем, и не только образования. Здесь стоит вспомнить уроки истории относительно идей Кальвина и Лютера, о которых мы практически не вспоминаем, и тем более, не обсуждаем, раскрывающих жизненный путь протестанта. Вся история капитализации государства и общества строилась на изменении отношения людей к своему труду, а не только благодаря накоплению капитала в руках элиты по К.Марксу. Эта история учит, что иное отношение к труду должно было быть тогда понято людьми религиозно, а если философски - то с точки зрения этики. Протестантизм возвел труд, исполнение своих профессиональных обязанностей как жизненное призвание, как путь к спасению. Православие трактует, что спасения в загробной жизни можно достичь усердной молитвой, постом, аскетизмом, покаянием, соблюдением библейских заповедей, уходом от мира, благостью созерцания, а не своим трудом («богатство нажить - в аду быть»), приносящим прибыль как в протестантизме. Поэтому вспоминается удивление Л.Н.Толстого: «меня давно уже поражало то удивительное, утвердившееся особенно в Западной Европе, мнение, что труд есть что-то вроде добродетели» [4]. С.Ю .Витте вспоминал атмосферу, характерную для русского образованного общества в 70-е годы XIX века, когда над всем довлел «дух известной ненависти к лицам, которые по своему положению или материальному достатку выдаются из ряда средних людей... это настроение царило во всем интеллигентном либеральном слое» [5].

В буддизме жизненный путь человека проходит сквозь череду испытаний, сама жизнь представляется страданием (для якута -это уход от внешнего мира в свой внутренний нравственный мир как спасение от страданий). Тем не менее, нужно понимать, что жизнь проходит разные состояния страдания: неудовлетворенности, восприятие причины страдания, освобождение от страдания и нахождение пути к освобождению от страдания. Иными словами, только тот, который проходит (испытывает) в жизни первые три стадии, может достичь понимания пути к освобождению от страдания (в буддизме - нирваны). Поэтому нужно искать, сомневаться и ошибаться, чтобы приобретать личностный (социальный) опыт.

В России всегда были попытки «освобождения труда» если не революционного, то, как минимум, реформаторского толка. Во многом копировались западные образцы: Р.Оуэна, Дж.Смита, К.Маркса, Р.Штейнера, З.Бжезинского, В.Леонтьева, Дж.Сороса, Т.Шульца [6]. Но, начатые как гуманистические, антропоцентрические идеи рано или поздно загонялись и загоняются в рамки практически существующих норм и правил.

В образовании мы учим тому, чему верим. В своем очерке Г.Н.Волков приводит запись Л.Н.Толстого от 19 июля 1860 года в Киссигене: «Читал историю педагогики. Лютер велик» [3, с. 171]. По мнению Г.Н.Волкова Толстой считал, что Лютер велик не просто как реформатор, но, скорее, даже как педагог. Нас не должна беспокоить загадка отречения Л.Н.Толстого от церкви, а то, что это дало появлению Яснополянской школы с Федькой, Филиппком (во многом перенятого от французов и немцев). Такие своеобразные школы для внуков в России создавались всегда, как Царскосельский лицей для внуков Екатерины Великой, как

32

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.