Т.ВМосягина
Нижневартовск, Россия
T. VMosjagina
Nizhnevartovsk, Russia
КОМПЛЕКСНЫЙ подход a complex approach to organization
ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФИЛЬНОГО OF TEACHING COMPUTER SCIENCE
ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ AS A CORE ACADEMIC SUBJECT
В 10—11 КЛАССАХ IN THE 10th AND 11th GRADES
Аннотация. В статье рассматриваются методология Abstract. The article covers methodology and organiza-организации профильных курсов по информатике в tion of core computer science courses in the context of условиях перехода школ на ФГОС нового поколения. new generation federal state educational standards. It Подробно рассматривается система организации про- considers in detail a system of teaching computer science фильного обучения информатике через комплексный as a core discipline by means of a complex approach to подход построения содержания этих курсов. its content creation.
Ключевые слова: комплексный подход; профильное Key words: complex approach; teaching of a core sub-обучение; методы представления знаний; логическая ject; methods of knowledge representation; logic scheme схема понятий; информатика; программирование; of concepts; computer science; programming; web-tech-
веб-технологии; клиент-серверная система._____nologies; client-server system._______________
Сведения об авторе: Мосягина Татьяна Васильевна, About the author: Mosjagina Tatiana Vasilievna, a mas-магистрант. ter’s candidate.
Место работы: Нижневартовский государственный Place of employment: Nizhnevartovsk State University
гуманитарный университет._____________________of Humanities.________________________________
Контактная информация: 628611, г. Нижневартовск, ул. Дзержинского, д. 11; тел. 919 5302886.
E-mail: mt.skorp@yandex.ru
Переход на новые федеральные стандарты общего образования требует внедрения новых подходов в отборе содержания и выборе форм и методов организации профильных курсов по информатике. Имеются разные точки зрения и подходы в вопросе выбора профильных курсов по информатике. Особенно эта проблема актуальна сегодня. Некоторые авторы предлагают адаптацию содержания к профессиональной области выпускника. Т.Б.Казиахмедов предлагает содержание профильных курсов по информатике для старшеклассников структурировать следующими подходами:
• алгоритмический;
• знаниевый;
• фундаментальный;
• технологический;
• комплексный.
Каждый подход связан с конкретной предметной областью будущей профессиональной деятельности выпускников Мы остановимся на комплексном подходе организации профильных курсов. Т.Б.Казиахмедов понимает под ним следующее.
Бурное развитие информационных технологий и систем объектно-ориентированного событийного программирования позволило появиться таким технологиям, как OLE(COM), взаимодействие системы программирования c документами XML, HTML, c СУБД, с различными серверами, разработка клиент-серверных приложений и др.
В школьном курсе информатики и ИКТ эти компоненты изучаются как самостоятельные темы, и порой учитель не в состоянии указать учащимся, что все эти технологии являются компонентами одной информационной системы.
Глубина содержания профильных курсов может быть разной — выделяют базовый, прикладной, системный, профессиональный, проблемный уровни [2].
Мы рассмотрим комплексный подход отбора содержания для профильных курсов по информатике в школе естественно-математического или информационно-технологического профилей.
Итак, на базовом уровне информатики учащиеся изучают информационные технологии обработки текстовой, графической, табличной информации. Они владеют основами We б, основами программирования. Как показать им, что все их знания — это разные стороны одной информационной системы. Это возможно, если мы разработаем с ними такую информационную систему, которая включала бы в себя весь комплекс знаний учащихся. Для этого мы должны иметь среду разработки, которая позволяет реализовать высказанную нами идею. К таким средам относятся среды визуальных языков программирования. Для школьников наиболее приемлемым мы считаем Delphi 7.0.
Как передать данные из одной системы в другую, как организовать клиент-серверные системы на основе сервера баз данных, Web-сервера, как совместно в системе использовать оба сервера — вот некоторые вопросы, которые показывают необходимость комплексного подхода при организации профильных курсов.
Рассмотрим сказанное на примере приложения Delphi. Пусть требуется передать данные из базы данных в Excel на We б-сервер или клиенту в браузер.
Приведем код модуля, предназначенного для чтения данных из базы Books.mdf, и представление этой базы пользователю в браузер.
unit Udemovarweb;
interface
uses
Windows, Messages, SysUtils, Variants, Classes, Graphics, Controls, Forms,
Dialogs, StdCtrls, OleCtrls, SHDocVw, DB, ADODB;
type
TForml = class(TForm)
WebBrowser1: TWebBrowser;
Button1: TButton;
ADOTablel: TADOTable;
ADOTable1Fio_avtor: TWideStringField;
ADOTable1Books_name: TWideStringField;
ADOTable1Year_iz: TDateTimeField;
ADOTablelizdatelstvo: TWideStringField; procedure Button1Click(Sender: TObject); private I Private declarations } public I Public declarations } end; var
Forml: TForml; implementation |$R *.dfm}
procedure TForml.ButtonlClick(Sender: TObject);
var i:integer;
f:textfile;
begin
assignfile(f,'c:/my.htm');
rewrite(f);
writeln(f,'<HTML>');
writeln(f,'<BODY>');
adotable1.First;
for i:=0 to adotable1.RecordCount-1 do begin
adotable1.Fields[0].Value;
writeln(f,'<p>', adotable1.Fields[0].Value,adotable1.Fields[1].Value,'</p>');
adotable1.Next;
end;
writeln(f,'</BODY>');
writeln(f,'</HTM>');
closefile(f);
(1) //winexec('Explorer c:\my.htm',SW_SHOW);
(2) winexec('Explorer c:\my.htm',SW_RESTORE);
(3) //form1.WebBrowser1.Navigate('c:/my.htm');
(4) //Notepad c:\my.htm end;
В строках ((1)-(4)) демонстрируется использование функции WinExec для отображения данных в Microsoft Internet Explorer, в объекте класса Twebbrowse, в редакторе «Блокнот».
Данное приложение можно усложнить, передав сформированный файл на Web-сервер с последующим формированием PHP-файла. После через функцию Winexec активизировать это серверный запрос. Для этого требуется наличие Web-сервера. Но для учебных целей можно использовать локальный сервер, установив на компьютере свободно распространяемый комплекс «DENVER».
Чтобы передать данные в офисные технологии или получить данные из них, можно использовать две технологии: позднее и раннее связывание. При раннем связывании используются объекты палитры Servers, при позднем — библиотека ComObj.
Рассмотрим пример передачи данных из объекта Stringgrid в Excel поздним связыванием. Для этого добавляем в секцию Uses модуль ComObj.
unit Demo_excel; interface
uses
Windows, Messages, SysUtils, Variants, Classes, Graphics, Controls, Forms, Dialogs,ComObj, StdCtrls, Grids;
type
TForm1 = class(TForm)
Button1: TButton;
StringGrid1: TStringGrid; procedure Button1Click(Sender: TObject); private { Private declarations } public { Public declarations } end;
var
Form1: TForm1;
implementation {$R *.dfm}
procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject); var
xpapp,sheet,colum :variant;
i,j:integer;
begin
xpapp:=createoleobject('excel.application');
xpapp.workbooks.add(-4167);
xpapp.workbooks[1].worksheets[1].name:='ОТЧЕТ';
sheet:=xpapp.workbooks[1].worksheets['ОТЧЕТ'];
colum: =xpapp.workbooks[1].worksheets['ОТЧЕТ'].columns;
colum. columns[1].columnwidth:=100; for i:=1 to 30 do begin
colum.columns[i].columnwidth:=int(stringgrid1.ColWidths[i]/10); for j:=1 to 300 do
sheet.cells[j,i]:=stringgrid1.Cells[i,j];
xpapp.visible:=true;
end;
end;
end.
Можно рассматривать и обратную задачу — чтение данных из офисных приложений в разрабатываемые приложения.
Проектирование такого профильного курса требует логического обоснования содержания. Это можно представить, используя модели знаний.
Основные содержательные компоненты профильного курса
При проектировании профильного курса необходимо определить уровень погружения в предметную область, для чего следует учитывать индивидуальные особенности учащихся, в том числе их учебно-исследовательские навыки.
ЛИТЕРАТУРА
1. Архангельский А.Я. Программирование в БеірЬі 7. М., 2004.
2. Казиахмедов Т.Б. Региональный и национальный аспекты обучения информатике: методология, методика, информационные ресурсы. Саарбрюкен, 2011.
3. Озеров В. БеірЬі. Советы программистов. СПб., 2004.
4. Осипов Д. БеірЬі. Профессиональное программирование. СПб., 2006.
5. Фаронов В.В. БеірЬі. Программирование на языке высокого уровня: Учебник для вызов. СПб., 2006.
6. Хомоненко А. Д. и др. БеірЬі 7. СПб., 2003.