№ 1. С. 4—10.
23. Шугуров М. В. Всемирная торговая организация: на пути к институту глобального развития // Право ВТО. 2012. № 2. С. 2—11.
24. Цишковский Е. А. О балансе представительной демократии и профессионализма в федеральном законодательном процессе // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2013. № 3. С. 21—35.
25. Ярославцева С. В. Современное состояние информационно-правового обеспечения деятельности арбитражных судов России // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2011. № 4. С. 23—28.
26. Hoekman B. The WTO: Functions and Basic Principles // Hoekman B., Mattoo A. and English P. (eds.). Development, Trade and the WTO: A Handbook. Washington, D. C.: The World Bank, 2002.
27. Understanding the WTO: The Organization. Membersand Observers [Электронный ресурс] // ВТО: сайт. URL: http://wto.org/english/thewto_e/whatis_e/tif_e/org6_e.htm (дата обращения: 13.04.13).
28. United States — Import Prohibition of Certain Shrimp and Shrimp Products. WT/DS58/AB/R. Adopted 6 November 1998.
© Казаченок С. Ю., 2014
А. И. Сабитова
КЛАССИФИКАЦИЯ ИМУЩЕСТВА РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
В статье рассматриваются виды имущества религиозных организаций. Особое внимание уделяется понятию имущества религиозного назначения с точки зрения закона о передаче имущества религиозного назначения, так как основанием для передачи религиозной организации запрашиваемого имущества является изначальное строительство недвижимого имущества, подлежащего передаче религиозной организации, в целях осуществления и (или) обеспечения конкретных видов деятельности религиозных организаций. Целью работы является проведение классификации имущества религиозных организаций в зависимости от его назначения. Не всякое имущество религиозных организаций служит религиозным целям. Так как религиозные организации могут иметь в собственности не только имущество религиозного назначения, но и иное имущество, для обозначения иного имущества автор предлагает использовать понятие «имущество религиозных организаций общего назначения» и дает авторское определение этого понятия. Поскольку в нормативных актах до сих пор не установлены четкие критерии, позволяющие разграничить имущества религиозного назначения от иного вида имущества, результаты работы могут применяться практическими работниками для дифференциации имущества религиозного назначения от иного вида имущества религиозных организаций.
Ключевые слова: имущество, религиозная организация, субъект права собственности, священные вещи, освященные вещи, имущество богослужебного назначения
A. I. Sabitova
CLASSIFICATION OF A PROPERTY OF RELIGIOUS ORGANIZATIONS
The article discusses the types of property of religious organizations. An emphasis is given to the notion of a religious property in terms of the Law on transfer of a religious purposes property, as the basis for transferring the requested property to the religious organization is an original construction of real-estate property subjected to transferring to a religious organization, with a view to implement and (or) provide specific activities of religious organizations. The aim is to classify the property of religious organizations, depending on its purpose. Not every property of religious organizations is used for religious purposes. Religious organizations may own a religious property and other property as well, to indicate that the author recommends using the concept «general stores of a religious organization» and gives the author's definition of this concept. As the regulations still have no clear criteria to distinguish between religious property from another kind of property, the results can be used by practitioners to differentiate religious property from another kind of property of religious organizations.
Keywords: property, a religious organization, the subject of property rights; sacred things: the consecrated things: liturgical purposes property.
В связи с принятием Федерального закона № 327-ФЗ от 30 ноября 2010 г. «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» [4] (далее — Закон о передаче имущества религиозного назначения) наибольшие споры стали возникать относительно того, что же вообще является имуществом религиозного назначения.
Религиозные организации существуют не обособленно, а в правовом поле конкретного государства. Ст. 8 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ (ред. от 1 июля 2011 г.) «О свободе совести и о религиозных объединениях» [6] признает религиозной организацией добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица.
Таким образом, религиозная организация является разновидностью юридических лиц и, соответственно, должна обладать всеми признаками юридического лица.
Основные признаки юридического лица перечислены в ст. 48 ГКРФ [2].
Религиозные организации являются разновидностью таких юридических лиц, в отношении которых их учредители (участники) не имеют имущественных прав. Ст. 117 ГК РФ [2] признает общественными и религиозными организациями (объединениями) добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей.
А. Я. Рыженков, А. Н. Садков, В. Н. Цирульников предлагают отличие юридической природы религиозных организаций от правовой природы других субъектов гражданского права рассматривать с учетом общего понятия юридического лица по функциям, целям, способам обособления имущества, организационному единству и другим критериям [8, с. 8].
Наличие обособленного имущества позволяет
религиозной организации реализовывать свои уставные цели и участвовать в гражданско-правовых отношениях.
Как справедливо отмечает В. Н. Цирульников, «для нормальной жизнедеятельности религиозные организации должны обладать обособленным имуществом, что является конструктивным элементом юридического лица» [8, с. 107].
Существенным, на наш взгляд, именно в целях настоящего исследования является классификация имущества религиозных организаций по назначению.
Несмотря на то, что основной целью деятельности религиозных организаций является совместное исповедание и распространение веры, действующим законодательством не запрещается ведение религиозными организациями иной деятельности, в т. ч. и предпринимательской. Таким образом, не всякое имущество религиозных организаций служит религиозным целям.
Соответственно, всякое имущество, принадлежащее религиозным организациям, можно разделить на две большие группы: имущество религиозного назначения и имущество общего назначения.
Имущество религиозной организации общего назначения — это такое имущество религиозной организации, которое в соответствии с внутренними установлениями религиозной организации не запрещено использовать для других целей, отличных от религиозных, в соответствии с функциональным назначением данного имущества.
Например, скамейки, столы, расположенные в культовых зданиях, которые не предназначены, например, как алтарь или купель, для конкретной религиозной цели, но в ту же очередь могут служить во время богослужений религиозным целям, а в остальное время использоваться в каких-то общих целях в рамках своего функционального назначения.
Ряд исследователей непосредственно имущество религиозного назначения делят на вещи священные (ressacrae) — вещи, которые специально предназначены для использования их при богослужении и для совершения религиозных обрядов, и вещи церковные — любые имущественные объекты, служащие религиозным целям вообще [8, с. 116].
Священные вещи делятся на вещи непосредственно священные и вещи освященные. Авторы ссылаются на «Уложения о наказаниях уголовных и исправительных» 1845 г. [8, с. 117]
В тексте уложений предусмотрены наказания за кражу вещей священных и освященных и дается деление этих вещей [9].
Однако такое деление справедливо только для имущества православных религиозных организаций, и перечень вещей освященных остается открытым.
В любом случае данная классификация важна. Так как вещи священные и освященные являются частью имущества религиозного назначения.
В. Цыпин, придерживающийся такого же деления вещей на священные и освященные, из недвижимого имущества к священным относит здания храмов и церквей, а к освященным — молитвенные дома, часовни, кладбища [10].
Согласно канонам римского права resdiviniiuris — вещи, предназначенные служить религиозным целям (храмы, жертвенники) или вообще признаваемые священными (городские стены, могилы и др.), относились к категории вещей, изъятых из оборота [3, с. 92].
«Главным делением римляне считали деление вещей на вещи божественного права и вещи человеческого права. К вещам божественного права принадлежат три вида: вещи священные 0^-sacrae) — посвященные богам, в т. ч. храмы, рощи, алтари, статуи, культовые предметы; вещи святые (г. sanctaе) — священно неприкосновенные, находящиеся под защитой богов, главным образом, городские стены и ворота, межи; вещи религиозные — посвященные подземным богам, особенно гробницы и могилы, в т. ч. рабов.
Священной вещь делается только вследствие утверждения и признания со стороны римского народа (закона). Религиозной вещь делаем мы сами, хороня умершего» [1].
Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» [6] вводит еще одно понятие — «имущество богослужебного назначения». Перечень данного вида имущества, на которое не может быть обращено взыскание по претензиям кредиторов, должен быть установлен Правительством Российской Федерации по предложениям религиозных организаций. Однако до сих пор данный перечень не утвержден.
Ряд авторов полагает, что изъятие «богослужебного имущества» из гражданского оборота явля-
ется нарушением принципа равенства субъектов гражданского права, и предлагает особенность правового положения «богослужебного имущества» религиозных организаций определять иным образом, а именно: в случае если «богослужебное имущество» обладает определенной стоимостью, то предусмотреть возможность возложения на такое имущество взыскания по требованиям кредиторов с предоставлением преимущественного права покупки данных вещей религиозным организациям того же вероисповедания по ценам, установленным судом. В случае возникновения споров принадлежность имущества к «богослужебному» должна определяться на основании заключения религиоведческой экспертизы [8, с. 117, 118].
Мы согласны с мнением, что, изымая определенное имущество из гражданского оборота, на самом деле нарушается принцип равенства сторон. Однако, как отмечает М. О. Шахов, законодатель отступил от прямолинейного применения принципа равенства перед законом и учел, что богослужебные предметы не должны продаваться за долги религиозной организации во избежание оскорбления религиозных чувств [11].
Именно поэтому существовало древнецерков-ное правило, что церковные сосуды дозволялось продавать лишь для выкупа пленных и переплавив предварительно сосуды в слиток [8, с. 117].
Следовательно, существующий запрет на обращение взыскания на имущество религиозных организаций «богослужебного назначения» по претензиям кредиторов обусловлен особым предназначением «богослужебного имущества», обычное употребление которых запрещено религиозными канонами и оскорбляет чувства верующих.
Анализируя вышесказанное, можно сделать вывод, что имущество религиозных организаций религиозного назначения может быть разделено на имущество, предназначенное непосредственно для совершения богослужений, религиозных обрядов и церемоний (богослужебное имущество, к которым, в частности в православии, относятся вещи священные и освященные), и имущество, предназначенное для реализации иных религиозных целей.
Дать закрытый перечень иных религиозных целей, на наш взгляд, не представляется возможным, так как существует большое многообразие религиозных организаций. Однако таким иным религиозным целям служат, по нашему мнению, религиозное образование, проведение молитвенных и религиозных собраний, деятельность церковного
хора или оркестра, монашеская жизнедеятельность, религиозное почитание (паломничество) и др.
В ст. 2 Закона о передаче имущества религиозного назначения [4], равно как и действовавшем ранее Постановлении Правительства Российской Федерации № 490 [5], законодатель для разграничения недвижимого имущества религиозного назначения, подлежащего передаче религиозным организациям, от прочего имущества установил критерий — изначальное строительство недвижимого имущества, подлежащего передаче религиозной организации, в целях осуществления и (или) обеспечения конкретных видов деятельности религиозных организаций. Виды деятельности, для осуществления и (или) обеспечения которых должно быть построено недвижимое имущество, указаны посредством перечисления, перечень этих видов деятельности расширительному толкованию не подлежит. К таким видам деятельности относятся: совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, проведение молитвенных и религиозных собраний, обучение религии, профессиональное религиозное образование, монашес-кая жизнедеятельность, религиозное почитание (паломничество), в т. ч. здания для временного проживания паломников.
Было бы ясно для понимания, если бы законодатель ограничился критерием «осуществление» перечисленных в Законе о передаче имущества религиозного назначения [4] видов деятельности религиозной организации. Но мы сталкиваемся с более сложной конструкцией «осуществление и (или) обеспечение». Именно оценка того, служило имущество для обеспечения перечисленных видов деятельности или нет, может вызвать большего
Список библиографических ссылок
всего споров и субъективных толкований.
Обратимся, например, к имуществу Рязанского кремля. Религиозная организация просила передать здание, построенное для пребывания (проживания) священнослужителей — правящих архиереев, и это обстоятельство было подтверждено исторической справкой. Территориальное управление Росимущества по Рязанской области в передаче этого имущества религиозной организации отказало [7], посчитав ненадлежащим документом дополненную редакцию исторической справки Архивного управления Рязанской области с приложениями, так как, по мнению территориального управления Росимущества по Рязанской области, справка не содержит доказательства о культовом назначении здания, а только указывают на его принадлежность для пребывания (проживания) священнослужителей — правящих архиереев. Но, с другой стороны, если изначально здание было построено для проживания священнослужителей, которые непосредственно обеспечивают проведение богослужений, обрядов и церемоний, то и здание предназначено для обеспечения богослужений.
Для правоприменителей будет сложно однозначно определять, служило ли здание для обеспечения перечисленных в Законе о передаче имущества религиозного назначения [4] видов деятельности религиозной организации или нет. Каждый раз такие вопросы, на наш взгляд, будут решаться, исходя из внутренних убеждений лица, ответственного за принятие такого решения.
1. Баринов М. А., Максименко С. Т. Римское частное право: учеб. пособие для вузов [Электронный ресурс] // URL: http://ez2www. com/book_651_chapter_39_%C2%A7_2. _Ponjatie_i_vidy_veshhejj. html (дата обращения: 01.10. 013).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): федер. закон Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51 -ФЗ // Рос. газ. 1994. 8 дек.
3. Новиций И. Б. Римское право. Изд. 6-е, стереотипное. М., 1997. 245 с.
4. О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности: федер. закон от 30 ноября 2010 г. № 327-Ф3 // Рос. газ. 2010. 3 дек.
5. О порядке передачи религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения: постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2001 г. № 490 // Рос. газ. 2001. 11 июля.
6. О свободе совести и о религиозных объединениях: федер. закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ (ред. от 1 июля 2011 г.) // Рос. газ. 1997. 1 окт.
7. Письмо главы Теруправления Росимущества по Рязанской области архиепископу РПЦ МП Павлу об отказе в передаче имущества в Рязанском кремле [Электронный ресурс] // URL: http://www.portal-credo.ru/site/print.php?act=news&id=66651 (дата обращения: 02.03.2012).
8. Рыженков А. Я., Садков А. Н., Цирюльников В. Н. Юридическая личность религиозной организации / под общ. ред. д. ю. н. А. Я. Рыженкова. Волгоград: Югполитиздат, 2004. 224 с.
9. Свод Законов Российской Империи. Т. XV. Ст. 221, 222 [Электронный ресурс] // URL: http://civil. consultant. ru/reprint/books/229/25. html (дата обращения: 12.04.2014).
10. Цыпин Владислав протоиерей. Церковное право [Электронный ресурс] // URL: http://www.klikovo. ru/db/book/msg/4154 (дата обращения: 02.10.2013).
11. Шахов М. О. Мусульманские религиозные объединения в Российской Федерации и закон [Электронный ресурс] // URL: http://www.idmedina.ru/books/materials/75309 (дата обращения: 02.10.2013).
© Сабитова А. И., 2014