Научная статья на тему 'Классификация и особенности современных медицинских услуг'

Классификация и особенности современных медицинских услуг Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
5579
1191
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКИЕ УСЛУГИ / КЛАССИФИКАЦИЯ / ОСОБЕННОСТИ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ / СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Искандарян Гоар Овсеповна

В статье представлена авторская классификация медицинских услуг, выполненная с позиций их ориентации на конечного потребителя, а также раскрыты специфические особенности медицинских услуг, которые необходимо учитывать при разработке стратегии их развития в экономике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLASSIFICATION AND FEATURES OF MODERN MEDICAL SERVICES

The article presents the author's classification of medical services performed in terms of their focus on the end user, as well as specific features disclosed medical services that must be considered when developing a strategy for their development in the economy.

Текст научной работы на тему «Классификация и особенности современных медицинских услуг»

УДК 61:338

Г.О. Искандарян КЛАССИФИКАЦИЯ И ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННЫХ

МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ

Аннотация. В статье представлена авторская классификация медицинских услуг, выполненная с позиций их ориентации на конечного потребителя, а также раскрыты специфические особенности медицинских услуг, которые необходимо учитывать при разработке стратегии их развития в экономике.

Ключевые слова: медицинские услуги, классификация, особенности медицинских услуг, спрос и предложение.

Gohar Iskandaryan CLASSIFICATION AND FEATURES OF MODERN

MEDICAL SERVICES

Abstract. The article presents the author's classification of medical services performed in terms of their focus on the end user, as well as specific features disclosed medical services that must be considered when developing a strategy for their development in the economy. Keywords: medical services, classification, especially medical services, supply and demand.

Сложившееся к настоящему времени многообразие медицинских услуг предопределяет необходимость их классификации для целей систематизации фрагментарного научного базиса данной предметной области. При общей скудности научно-исследовательской литературы по исследуемой тематике отметим, что существует ряд классификаций медицинских услуг. Со стороны естественно-полезного содержания медицинские услуги делятся на различные виды медицинской помощи, которые отличаются друг от друга местом, субъектами и технологией исполнения. Они предполагают предварительную подготовку, лабораторно-диагностическое исследование и постановку диагноза. Н. Сабитов даже подчеркивает, что в медицине «фаза производства логически опережает потребление» [1].

Систематизировав существующие взгляды, позиции и концепции о медицинских услугах, сформулируем следующую их классификацию.

По характеру медицинские услуги делятся на профилактические, экспертные, организационные, статистические, диагностические, лечебные, комбинированные, транспортные, реабилитационные.

По сегментам структуры здравоохранения - на санитарно-гигиенические, эпидемиологические, амбулаторные, поликлинические, стационарные.

По уровням медицинской помощи - доврачебные, врачебные, квалифицированные, специализированные.

По интенсивности во времени - на скорые, неотложные, плановые.

По квалификации источника медицинских услуг - на низкая, средняя, высокая.

По технологии - на рутинные, высокотехнологические.

По инвазивности - на неинвазивные, инвазивные.

По соблюдению стандарта - на соответствие стандарту, несоответствие стандарту (обоснованное, необоснованное, ошибочное).

По времени достижения конечного результата - на соответствующее срокам, несоответствующее срокам.

По конечному результату - на адекватное, частично адекватное, неадекватное.

По соответствию правовым нормам - на соответствующие функциям исполнителя, несоответствующие функциям исполнителя, ошибочные, халатные (повлекшие ущерб здоровью или смерть потребителя).

© Искандарян Г.О., 2014

В зависимости от характера удовлетворения потребностей населения и общества медицинские услуги делятся на взаимозаменяемые, взаимодополняющие, независимые.

По условиям оказания медицинские услуги можно разделить на оказываемые на дому, в ам-булаторно-поликлинических условиях, в процессе транспортировки («скорая помощь», «санитарная авиация»), в условиях стационара, в условиях интенсивной терапии и реанимации, в условиях карантина и т.д.

Медицинская услуга может быть простой, комплексной.

Кроме того, различают стандартные и индивидуальные медицинские услуги. Стандартные (общественные) медицинские услуги в основном оказывают по унифицированной технологии для подавляющего большинства пациентов; они имеют относительно устойчивое ценообразование.

Индивидуальные (частные) медицинские услуги обладают широким спектром манипуляций диагностических, лечебных процедур, большим набором лекарственных средств и изделий медицинского назначения.

Проведенный классификационный анализ сущности медицинской услуги не может быть окончательным применительно к рыночной экономике. Конкуренция как неотъемлемый элемент рынка побуждает к достижению не только качества, но и конкурентоспособности медицинской услуги. Для этого важно понимание ее специфических особенностей (см. рис.).

Одной из основных особенностей медицинских услуг выступает изменчивость и неоднородность качества, поскольку результат диагностических мероприятий или эффект лечебно-профилактической деятельности может изменяться в зависимости от того, кто ее предоставляет и кому. Результат медицинской услуги непосредственно обусловлен степенью развития болезни, анамнезом, сопутствующими заболеваниями, реактивностью, резистентностью и другими индиви-

дуальными особенностями организма. Кроме этого, определенное влияние на качество оказания медицинской помощи оказывают внешние условия: наличие вредных привычек, дисциплинированность по отношению к выполнению рекомендаций врача, характер, отсутствие или наличие дополнительных стресс-факторов. Поэтому при предоставлении медицинских услуг всегда есть риск неоднородности качества.

Единство производства и потребления услуги говорит о том, что предоставление услуги -это и есть сама производственная деятельность. Поэтому многие авторы справедливо отождествляют термины «производство» и «предоставление» услуг, а врачей и лечебные учреждения считают их производителями и поставщиками. Это соответствует системе национальных счетов (СНС), согласно которой ВВП производится не только в сфере материального производства, но и в сфере услуг. В процесс создания ВВП включается также производство нематериальных, или чистых услуг, к которым относятся и медицинские услуги. Производство медицинских услуг (кратко - медицинское производство), таким образом, следует отнести к нематериальному производству, роль которого в современной постиндустриальной экономике очень высока. При этом, несмотря на правомерность термина «медицинское производство» и с целью выделения именно особенностей услуг, мы часто употребляем его эквивалент - медицинское обслуживание, под которым понимается совокупность медицинских услуг, предоставляемых (производимых) разнообразным потребителям на постоянной основе. Его субъектами выступают поставщики (производители) и потребители медицинских услуг.

Неосязаемость услуги говорит о том, что она не принимает вещественной формы. Медицинскую услугу невозможно увидеть, услышать, потрогать, осязать до момента ее потребления. Поэтому оценка качества медицинских услуг представляет существенную сложность. Ни одному пациенту никогда не удастся заранее узнать абсолютно все о потребительских свойствах оказываемых ему услуг. Любая информация об этом, даже исходящая от лечащего врача, всегда будет иметь вероятностный характер. Следовательно, неосязаемость сориентирована на авансированное доверие потребителя производителю медицинской услуги, что часто затрудняет процесс потребительского выбора и повышает субъективность в ее оценке результативности (полезного эффекта и побочных действий) из-за ощущений и эмоциональных переживаний пациентов. Совершенствование медицинской услуги предполагает снижение уровня ее неосязаемости. Терапия и хирургия сопровождаются написанием историй болезни, которые являются подтверждением проведенного лечения и анализируются с целью выбора методов дальнейшей медицинской деятельности.

Неотделимость от исполнителя объясняется более значительной индивидуализацией медицинской услуги, так как нет ни одного тождественного иному человеческого организма. Медицина -это творческий процесс, который отличается высокой индивидуальностью и нестандартностью профессионального подхода к пациенту, а в итоге порой - непредсказуемостью результатов. Именно врач несет повышенную ответственность за последствия каждой лечебной процедуры, ибо ее нельзя переделать. Прямой контакт между потребителем и производителем медицинской услуги является одной из предпосылок роста расходов на здравоохранение. Несмотря на строгую регламентацию медицинской деятельности в здравоохранении не может быть единого, обезличенного подхода к лечению больных даже с одной и той же патологией, поэтому в диагностическом и прогностическом аспектах качество медицинских услуг может колебаться в широких пределах. Оно зависит, прежде всего, от квалификации медицинского работника, оснащенности лечебно-профилактического учреждения, доступности медицинской помощи, времени и места оказания услуги, от того, кто является ее потребителем, и многих других факторов.

Несохраняемость услуг усиливает риск потери дохода для исполнителя. В отличие от товаров как медицинского, так и немедицинского предназначения, которые сначала производятся, затем какое-то время могут храниться на складе или стоять в магазине с целью продажи, медицинская ус-

луга характеризуется тем, что процесс ее производства совпадает с процессом реализации. Медицинские услуги не подлежат хранению и накоплению с целью последующей реализации. Нельзя, например, воспользовавшись возросшим спросом на тот или иной вид медицинских услуг, вначале накопить, а затем мгновенно «выбросить» их со склада на рынок. Поэтому издержки потерянного времени, как правило, включаются в цену услуги. Возможны также их дефицит и образование очереди. Это утомляет людей, что особенно опасно для больного человека.

Таким образом, выделяемые нами специфические особенности медицинских услуг целесообразно учитывать при разработке программ и проектов по их развитию с позиций общей поддержки третичного сектора экономики.

Библиографический список

1. Сабитов Н.Х. Организация и экономика сферы медицинских услуг: вопросы теории и практики / Н.Х. Сабитов. - Казань: Медицина, 2000. - С. 11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.