Научная статья на тему 'Классификация графических источников в контексте реставрации историко-архитектурного наследия'

Классификация графических источников в контексте реставрации историко-архитектурного наследия Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
графический источник / классификация графических источников / реставрация объектов культурного наследия / теория и история архитектуры / graphic source / classification of graphic sources / restoration of cultural heritage / theory and history of architecture

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Анна Александровна Качемцева

Постановка задачи. Наиболее полную информацию о реставрируемом объекте историко-культурного наследия содержат источники, в которых данные представлены графическим способом. Однако, не смотря на богатую историю изучения графических источников их научно-обоснованная классификация до сих пор не была сформирована. Предмет исследования – графические источники в реставрации историко-архитектурного наследия. Цель работы заключается в разработке классификации графических источников в контексте реставрации историко-архитектурного наследия. Задачами исследования являются: уточнение множества объектов классификации, выделение признака классификации, упорядоченное расположение объектов классификации по соответствующим видам и подвидам, описание каждого классификационного вида. Предполагается, что классификация может быть разработана двухуровневой, с выделением элементов на основе признака функции. В соответствии с гипотезой, для достижения поставленной цели был применен системно-функциональный метод. В ходе исследования были получены следующие научные результаты: разработана классификация графических источников в контексте реставрации историко-архитектурного наследия, отвечающая требованиям универсальности и включающая в себя: проектные, фиксационные и научные виды. При неизменном основании классификации, обеспечивающем полноту охвата классифицируемых объектов, выделены четко определяемые виды графических источников и описано их содержание. Выводы. Разработанная классификация графических источников позволяет однозначно определить принадлежность графического источника к определенному классификационному виду. Это, в свою очередь, обеспечивает более высокую эффективность сбора графического материала и проведения предпроектного историко-культурного анализа. Области применения результатов: 1) для разработки методики оценки информационного потенциала графических источников каждого вида; 2) в практической деятельности по использованию графических источников в качестве основы реставрации историко-архитектурного наследия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Анна Александровна Качемцева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Classification of graphic sources in the context of restoration of historical and architectural heritage

Problem statement. The most comprehensive information about a historical and cultural heritage site to be restored can be found in the sources that present its data graphically. However, despite the rich history of graphic sources studying, their science-based classification has not yet been formed. The subject of the research is graphic sources in the restoration of the historic and architectural heritage. The goal of the work is to develop a classification of graphic sources in the context of restoration of the historic and architectural heritage. The aims of the study are specifying the set of classification objects, identifying the feature of the classification, arranging the objects of the classification by their respective types and subtypes, describing each classification type. It is assumed that the classification can be developed in two levels, with the allocation of elements based on the feature of the function. In accordance with the hypothesis, the system-functional method was applied to achieve the objective. During the study the following scientific results have been obtained: the classification of graphic sources in the context of restoration of historical and architectural heritage has been developed, which meets the requirements of universality and which includes design, fixation and scientific types. With the unchanged basis of classification, which ensures the completeness of coverage of the classified objects, the clearly defined types of graphic sources have been identified and their content has been described. Conclusions. The developed classification of graphic sources makes it possible to determine unambiguously that the graphic source belongs to a certain classification type. This, in turn, provides a more efficient collection of graphic material and pre-project historical and cultural analysis. Areas of application of the results: 1) development of a methodology for assessing the information potential of graphic sources of each type; 2) in practical activities on the use of graphic sources as the basis for the restoration of historical and architectural heritage.

Текст научной работы на тему «Классификация графических источников в контексте реставрации историко-архитектурного наследия»

(<pZ0Zl ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ, РЕСТАКРАЦИЯ

И РЕКОНСТРУКЦИЯ ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРИОГО НАСЛЕДИЯ

УДК: 72.01

DOI: 10.52409/20731523_2023_2_135 EDN: VYOAYE

Классификация графических источников в контексте реставрации историко-архитектурного наследия

А.А. Качемцева1

Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет, г. Нижний Новгород, Российская Федерация

Аннотация: Постановка задачи. Наиболее полную информацию о реставрируемом объекте историко-культурного наследия содержат источники, в которых данные представлены графическим способом. Однако, не смотря на богатую историю изучения графических источников их научно-обоснованная классификация до сих пор не была сформирована.

Предмет исследования - графические источники в реставрации историко-архитектурного наследия. Цель работы заключается в разработке классификации графических источников в контексте реставрации историко-архитектурного наследия. Задачами исследования являются: уточнение множества объектов классификации, выделение признака классификации, упорядоченное расположение объектов классификации по соответствующим видам и подвидам, описание каждого классификационного вида. Предполагается, что классификация может быть разработана двухуровневой, с выделением элементов на основе признака функции. В соответствии с гипотезой, для достижения поставленной цели был применен системно-функциональный метод. В ходе исследования были получены следующие научные результаты: разработана классификация графических источников в контексте реставрации историко-архитектурного наследия, отвечающая требованиям универсальности и включающая в себя: проектные, фиксационные и научные виды. При неизменном основании классификации, обеспечивающем полноту охвата классифицируемых объектов, выделены четко определяемые виды графических источников и описано их содержание. Выводы. Разработанная классификация графических источников позволяет однозначно определить принадлежность графического источника к определенному классификационному виду. Это, в свою очередь, обеспечивает более высокую эффективность сбора графического материала и проведения предпроектного историко-культурного анализа.

Области применения результатов: 1) для разработки методики оценки информационного потенциала графических источников каждого вида; 2) в практической деятельности по использованию графических источников в качестве основы реставрации историко-архитектурного наследия.

Ключевые слова: графический источник, классификация графических источников, реставрация объектов культурного наследия, теория и история архитектуры

Для цитирования: Качемцева А.А. Классификация графических источников в контексте реставрации историко-архитектурного наследия // Известия КГАСУ 2023 № 2 (64), с. 135145, DOI: 10.52409/20731523_2023_2_135, EDN: VYOAYE

Classification of graphic sources in the context of restoration of historical and architectural heritage

A.A. Kachemtseva1

1 Nizhny Novgorod State University of Architecture and Civil Engineering, Nizhny Novgorod, Russian Federation

Abstract: Problem statement. The most comprehensive information about a historical and cultural heritage site to be restored can be found in the sources that present its data graphically. However, despite the rich history of graphic sources studying, their science-based classification has not yet been formed.

The subject of the research is graphic sources in the restoration of the historic and architectural heritage. The goal of the work is to develop a classification of graphic sources in the context of restoration of the historic and architectural heritage. The aims of the study are specifying the set of classification objects, identifying the feature of the classification, arranging the objects of the classification by their respective types and subtypes, describing each classification type. It is assumed that the classification can be developed in two levels, with the allocation of elements based on the feature of the function. In accordance with the hypothesis, the system-functional method was applied to achieve the objective. During the study the following scientific results have been obtained: the classification of graphic sources in the context of restoration of historical and architectural heritage has been developed, which meets the requirements of universality and which includes design, fixation and scientific types. With the unchanged basis of classification, which ensures the completeness of coverage of the classified objects, the clearly defined types of graphic sources have been identified and their content has been described.

Conclusions. The developed classification of graphic sources makes it possible to determine unambiguously that the graphic source belongs to a certain classification type. This, in turn, provides a more efficient collection of graphic material and pre-project historical and cultural analysis.

Areas of application of the results: 1) development of a methodology for assessing the information potential of graphic sources of each type; 2) in practical activities on the use of graphic sources as the basis for the restoration of historical and architectural heritage.

Keywords: graphic source, classification of graphic sources, restoration of cultural heritage, theory and history of architecture

For citation: Kachemtseva A.A. Classification of graphic sources in the context of restoration of historical and architectural heritage // News KSUAE 2023 № 2 (64), p.135-145, DOI: 10.52409/20731523_2023_2_135, EDN: VYOAYE

1. Введение

Научная статья относится к области предпроектных историко-теоретических и научно-методических разработок. Актуальность разработки классификации графических источников, применяемых при реставрации историко-архитектурного наследия, сопряжена с вопросами теоретико-методологической зрелости реставрационной науки, так как не только систематизирует источники в удобные для изучения группы, но и способствует их познанию, а также является важным способом и средством этого познания. Актуальность исследования обусловлена также практическими соображениями: во-первых, разработка подобной классификации призвана обеспечить более высокую эффективность сбора графического материала и проведения предпроектного историко-культурного анализа. Во-вторых, предложенная классификация будет востребована в исследовательско-прикладном аспекте, который заключается в повышении информационной отдачи графических источников, в частности в дальнейшем изучении вопросов оценки информационного потенциала различных видов графических

источников. И, в-третьих, подготовка нового поколения архитекторов-реставраторов непрерывно ставит задачи по совершенствованию подходов к исследованию объектов архитектурного наследия и включению этих подходов в образовательный процесс. Соответственно, разработка классификации графических источников может найти свое применение при решении как теоретических, так практических и педагогических задач.

Исследование различных видов графических источников неоднократно проводилось в рамках изучения теории и истории архитектуры, вместе с тем научно-обоснованная классификация графических источников до сих пор не сформирована. На первом этапе исследования, связанного с разработкой классификации графических источников, была поставлена задача отбора материалов для обзора разработанности проблемы в научной литературе. Так как рассматриваемая предметная область находится на стыке различных направлений научного знания, источники по ним были рассмотрены отдельными блоками.

Вопросам изучения теории, методики, техники и истории изучения исторических источников (включая графические) посвящена отдельная отрасль исторической науки -источниковедение. Из числа исследователей, работавших в XIX - начале XX веков, наиболее общую, обладающую чертами универсальности классификацию исторических источников дал Э. Бернгейм [1]. Самое значительное исследование отечественной науки этого периода, оказавшее во многом определяющее влияние на развитие всего источниковедения в ХХ века, это источниковедческая концепция А.С. Лаппо-Данилев-ского [2]. С середины ХХ века в источниковедении существенно увеличилось количество трудов по исследованию исторических источников. Начал формироваться широкий интерес к графическим материалам. И, если в классификации Л.Н. Пушкарева [3] еще осторожно выделялись лишь фото- и кинодокументы, то С.О. Шмидт [4] в своей классификации исторических источников уже рассматривал графические (называя их изобразительными) источники, как полностью самостоятельный тип, подразделяя их на художественно-изобразительные, изобразительно-графические и изобразительно-натуральные. Обоснование применения понятия «графические источники» взамен «изобразительных» и «иконографических» было приведено автором в предыдущих публикациях [5]. Современный этап источниковедения характеризуется многообразием публикуемых трудов как теоретического, так и практического направления, посвященных роли графических источников в различных исторических дисциплинах. Однако, В.В. Алексеев указывает что, не смотря на появление в типологической классификации самостоятельного изобразительного типа, информационный потенциал таких источников до сих пор не реализуется в полной мере по причине недостаточной разработанности теоретико-методологических основ их источниковедческого изучения [6]. Что дополнительно подчеркивает актуальность проводимого исследования по классификации графических источников.

Вторым блоком научных трудов, изученных для выявления разработанности проблемы, являются работы историков и искусствоведов, посвященные вопросам изображения архитектурных объектов в графических источниках. Ю.Ю. Юмашева провела исследование, определившее место научно-технической документации в классификации исторических источников [7]. Отдельная ценность проведенной ею работы заключена в том, что классификацию источников она рассматривала применительно к решению вопросов виртуальных исторических реконструкций объектов историко-культурного наследия. Проблемы исследования источниковой базы при выполнении виртуальных реконструкций освещены также в диссертационном исследовании и последующих статьях Д.И. Жеребятьева [8] и исследованиях Х.Г. Надыровой [9].

Третий блок исследований, рассмотренный для составления обзора, сформирован из работ архитекторов, которые в своих текстах обращались к теме использования графических источников в реставрации. Для полноценного обзора были изучены теоретические исследования признанных мастеров реставрации. Возможность привлечения графических источников при изучении русской архитектуры рассматривалась исследователями уже в XIX столетии. А.М. Павлинов в своей работе "История русской архитектуры" [10] анализировал изображение архитектуры на

миниатюрах церковных рукописей и в исторических гравюрах. И.И. Горностаев одним из первых отечественных исследователей высказал мысль о возможности использования иконы "для реставрации древних форм" [11]. Системным исследованием по изображению памятников архитектуры в графических источниках можно назвать объединенные в одном издании статьи М.И. Мильчика 1973-2017 годов [12]. Возможности привлечения графических источников для задач исследования и реставрации архитектурных объектов, а также датировки отдельных памятников истории и культуры рассматривались в работах Г.Н. Айдаровой-Волковой [13]. Однако, подавляющая масса работ по данной проблематике имеют конкретно-прикладной характер и отличаются некоторой фрагментарностью.

Зарубежные исследователи в вопросах изучения графических источников также в значительной степени ориентированы на локальные объекты или территории, и рассматривают отдельные узкие вопросы такие как: виртуальная реконструкция конкретных утраченных объектов историко-культурного наследия на основе графических и текстовых материалов [14], или сбор, систематизацию и анализ графических источников по историческим объектам [15]. Даже глобальные вопросы городского развития при условии бережного отношения и сохранения ценных исторических ландшафтов зачастую рассматриваются авторами через призму изучения графических источников, связанных с одним населенным пунктом или регионом [16-18].

Разумеется, неверно было бы заявлять об отсутствии общетеоретических разработок, связанных с изучением графических источников - они широко рассматриваются в иноязычных исторических, культурологических, искусствоведческих или даже географических [19-20] аспектах. Однако не смотря на столь разноплановые направления исследований графических источников среди проанализированной литературы не было обнаружено работ, соответствующих поставленной цели исследования и содержащих научно-обоснованную классификацию графических источников в аспекте реставрации историко-архитектурного наследия.

В результате проведенного анализа можно заключить, что две выявленные тенденции в анализируемых работах заключаются в диаметрально противоположных подходах к разработке классификации графических источников. Исследования по источниковедению носят максимально общий характер, позволяющий встроить графические источники, как один из типов в систему источников исторических. Но они не решают конкретных прикладных и практических задач, присущих реставрации историко-архитектурного наследия. Архитектурные, реставрационные и искусствоведческие исследования, напротив, тяготеют к решению конкретных задач, зачастую стилистически, хронологически или типологически ограниченных. Это, в свою очередь, не позволяет разработать классификацию, способную однозначно определить принадлежность графического источника к определенному классификационному виду.

Таким образом, цель настоящего исследования заключается в разработке классификации графических источников, отвечающей требованиям универсальности, в аспекте реставрации историко-архитектурного наследия. Для ее достижения были поставлены следующие задачи исследования: 1) уточнить исходное множество объектов классификации; 2) определить и обосновать признак классификации; 3) выделить и разграничить классификационные виды; 4) рамочно обозначить и описать подвиды второго порядка; 5) сравнить полученный результат с существующими классификациями источников.

2. Материалы и методы

Предполагается, что универсальная классификация графических источников может быть разработана на основе авторского определения понятия «графические источники», сконструированного при помощи методов формально-логического определения понятия и двухуровневой триадической дешифровки. В результате их синтеза было заключено, что графические источники в реставрации архитектурного наследия - это исторические источники проектного, фиксационного или исследовательского назначения, в которых функциональная, конструктивная и эстетическая информация об объекте наследия, имеющем историческую, архитектурно-градостроительную и культурологическую

ценность, представлена в виде изображения [5]. Конструирование подобной дефиниции представляет собой первый этап в разработке классификации - определение исходного множества объектов классификации.

В рамках настоящей статьи вся совокупность исторических графических источников рассматривается, как целостная система, которая может быть расчленена и исследована при помощи метода системно-функционального анализа. Он позволяет выделить элементы системы, имеющие определенное функциональное назначение, которое в свою очередь служит признаком классификации. Признак функционального назначения был выбран для преодоления сложности в делении графических источников на виды из-за их глубокой органической взаимосвязи между собой. При выделении в качестве признака классификации внешней или внутренней формы графических источников, подлинности, степени детализации, цветности, материала исполнения или средств изображения, многие виды образовывали комплексы близких по своему характеру источников, что противоречило требованию к чистоте деления элементов классификации и могло существенно нарушить логическую строгость структурного деления и упорядоченное расположение объектов.

Использование в качестве признака классификации единства происхождения, содержания, назначения источника при его создании - то есть его функции, позволило, во-первых, добиться однозначной принадлежности графического источника к определённому классификационному виду, во-вторых - классификационные виды согласовать с задачами реставрации объектов архитектурного наследия.

Исходя из признака классификации графических источников в аспекте реставрации архитектурного наследия, материалами исследования выступили не столько сами чертежи, обмеры, эскизы, фотографии и другие изображения памятников архитектуры, сколько данные об их назначении и функциональном использовании.

3. Результаты

Уточнение множества объектов классификации, определение основного научного метода и выбор признака классификации позволяют в совокупности с проанализированными материалами приступить непосредственно к разработке классификации графических источников.

В связи с тем, что разрабатываемая классификация графических источников должна в первую очередь отвечать задачам реставрации историко-архитектурного наследия, было рассмотрено базовое определение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, приведенное в основном нормативно-правовом акте Российской Федерации, регулирующем отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.

К объектам культурного наследия данным документом относятся объекты недвижимого имущества и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры [Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25.06.2002 N 73-Ф3].

На основании этого определения можно констатировать, что рассматриваемые в классификации графические источники должны соотноситься с объектами, которые, в первую очередь, были полностью или частично реализованы, во-вторых, были признаны несомненной ценностью с точки зрения одной из перечисленных наук (преимущественно, архитектуры и градостроительства).

Следовательно, каждый из объектов, применительно к которым будут рассмотрены вопросы реставрации и реконструкции на базе графических источников, должен был

пройти в своем жизненном цикле стадии от генерирования проектного замысла до включения в область исследования реставрационной науки. Причем, если выделение подобных стадий справедливо для любого объекта историко-культурного наследия, допустимо предположить, что классификация, основанная на этих стадиях, будет отвечать требованию полноты охвата классифицируемых объектов. Таким образом, последовательно рассмотрев каждую стадию и выделив в самостоятельный вид связанные с ней графические источники, можно получить универсальную классификацию графических источников.

Первым этапом графического отображения будущего объекта культурного наследия является формирование проектного замысла. Графические источники, связанные с этим этапом, будут представлять собой проектный вид. К нему относятся графические материалы, в которых предметом изображения служат не материализованные проектные поиски, идеи и разработки. Эскизы, наброски, проектные чертежи, аксонометрии, перспективы и схемы - все, что предваряет собой процесс строительства, реставрации, ремонта или реконструкции. А также обеспечивает взаимодействие автора архитектурного сооружения с другими участниками процесса проектирования. Таким образом, основные функции графических источников проектного вида - прогностическая и коммуникативная.

Одним из древнейших и, несомненно, основным источником проектной графической информации служат чертежи. Они являются, пожалуй, наиболее изученной частью всех графических источников, анализируемых при проведении реставрационных работ. В качестве подвидов к графическим источникам проектного вида могут быть отнесены, как чертежи уникальных зданий, так и чертежи типовой рядовой застройки или «образцовые» проекты. Отдельным подвидом можно выделить материалы, отражающие проектные творческие поиски авторов архитектурных сооружений: архитектурные рисунки, наброски и эскизы. Также к проектному виду необходимо отнести чертежи различных вариантов решений, отвергнутые на стадии проектирования и в дальнейшем не реализованные.

Вторым этапом отображения объекта культурного наследия можно считать его изображение «с натуры» в процессе строительства, существования объекта или его разрушения. Эти графические источники включаются в фиксационный вид, так как представляют собой художественную или документальную фиксацию существующего объекта. Четкой границей, позволяющей отнести конкретный графический источник к проектному или фиксационному виду, будет являться факт материального наличия изображаемого им объекта. Основные функции графических источников фиксационного вида - документальная и репродуктивная.

Для источников проектного вида первична информация, знание, замысел - которые посредством применения графических материалов материализуются в постройках. Для источников фиксационного вида, напротив, первичными будут постройки, которые дают возможность посредством графических источников получить новую информацию и новые знания об объекте.

К разным подвидам фиксационного вида графических источников будут принадлежать графические материалы, достоверно документирующие изменения, происходящие со зданиями и сооружениями: натурные рисунки, архитектурные акварели, гравюры, фотографии, фиксационные и обмерные чертежи, прориси, эстампажи и т.д. и отдельно - художественные произведения, изображающие объекты архитектурного наследия.

С одной стороны, фиксационный вид графических источников наиболее разнообразен и представляет наибольшие методические затруднения с точки зрения построения классификации второго порядка. С другой - выбранный метод системно-функционального анализа позволяет четко разграничивать графические источники документального и художественного подвидов фиксационных графических источников.

Это выделенное функциональное различие позволяет в значительной степени разрешить дилемму, возникающую в процессе оценки информационного потенциала художественных графических источников, степени их достоверности и возможностей их привлечения к реставрации объектов историко-культурного наследия. В частности

рисунки, акварели, фотографии фиксационного подвида предлагается отличать от рисунков, акварелей и фотографий художественного подвида. Проводя аналогичное разграничение между всеми графическими источниками, обладающими общей структурой, но изначально создававшимися с различными функциями.

Разумно предположить, что степень достоверности документальной и художественной фотографии не будет существенно отличаться. Однако ракурс съемки, технические особенности камеры, композиция кадра, наличие уточняющей информации - все это будет определять различную степень применимости найденных графических источников в реставрационных работах.

В настоящее время анализ материалов фиксации, масштабные обмерные чертежи планов, фасадов, разрезов и деталей здания служат основой для разработки проектов реставрации объектов историко-культурного наследия в тех случаях, когда проектные графические источники не были выявлены. Помимо этого, фиксация следов переделок и проведенных раскрытий позволяет представить документальные основания для проекта реставрации, без которых невозможна его научная апробация и утверждение.

Также с точки зрения разработки классификации графических источников в аспекте реставрации архитектурного наследия ключевым служит тот факт, что всю профессиональную реставрационную деятельность можно представить в виде взаимосвязи двух сфер: практической и теоретической, или, иначе говоря, научной. Практическая сфера реализует процесс применения результатов познания, в то время как научная - непосредственно сам процесс познания.

Таким образом, среди всех графических источников, рассматриваемых в аспекте реставрации архитектурного наследия, можно выделить те, что относятся преимущественно к области познавательной деятельности теоретиков и направлены на получение, обоснование и систематизацию специализированных знаний. Эти графические источники образуют научный вид и связаны с третьим этапом - введением объекта культурного наследия в предметную область архитектурно-реставрационной науки. В дополнение к художественной и эстетической ценности объекта на этом этапе должно быть признано его значение в качестве свидетельства эпох и цивилизаций или подлинного источника информации о зарождении и развитии архитектуры. Для этого вида первичной будет информация, которая посредством графических источников научного вида послужит приращению нового научного знания. Основные функции графических источников научного вида - аналитическая и когнитивная.

Таблица 1

Классификация графических источников

Вид

Проектный вид

Фиксационный вид_

Научный вид

а

ч о

И

§

ч а

и «

¡а а

« к

й 3

^ а к «

о

ев >К

& ЕЙ

О о £ §

£

а н

8 о

к

к

«

к

У, £

и ^

о и

,5 ев

«2 «

к

£

_ а

& и ер а

ев <Ц

а а

« «

о я

ч к

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

рр

о «

^ о « «

1-3

К ¡г

« 3 о к

ев т К

& «

<и К

5Т >К ' ¡Г "

Л ^

I Н

Е? и

о

о ^ Р о к а

х ю

Л ев е? К

« И

и о к я

ев

ё

К «

и

Л

ч

•е

ев

Л О

<ц н

Й о

о

Л

£ ё

св р

2 $ ™

« &

^ ¡5

Ч

ев

«

3 и и

н , ^ о

# I

& 18

ев

£ К

ч

5@ а

Ь5 о

£ *

Щ о

л Я

к

н н

Фун кция

Прогностическая/ Коммуникативная

Документальная/ Репродуктивная

Аналитиче ская/ Когнитивная

С позиций реставрации в этом блоке могут быть рассмотрены проекты предполагаемого вида исторического здания. Этот жанр графического изображения,

появившийся в XIX столетии, требует к себе особо критического отношения, поскольку почти всегда в какой-то мере неизбежно отражает субъективную интерпретацию позднейшим исследователем форм древней архитектуры. Научные графические источники могут рассматриваться как финальная группа в исчерпывающем перечне графических материалов, применимых для реставрации объектов историко-архитектурного наследия. Схематическое деление графических источников на виды и подвиды в соответствии с разработанной классификацией приведено в таблице 1.

4. Обсуждение

Разработанная классификация графических источников не вступает в противоречие с существующими классификациями исторических источников, принятыми в источниковедении, а дополняет их. Отметим, что ряд исследователей, проанализированных во введении статьи, (в частности, С.О. Шмидт) отмечали, что их разработки ориентированы в первую очередь на «источниковедческую практику» и не были предназначены для углубленного изучения исторических источников определенного типа [4]. Они рассматривались авторами, как предпосылки для создания более сложных, многоаспектных классификаций, составной частью которых в полной мере может служить видовая классификация графических источников, предложенная в рамках настоящей работы. Наибольшее соответствие предложенной классификации обнаруживается при рассмотрении циклической схемы классификации источников Л.Н. Пушкарева [3], так как в процессе разработки классификации графических источников также была применен подход, основанный на этапах цикла существования объекта культурного наследия.

Помимо этого, полученные результаты согласуются с приведенными постулатами мэтров архитектурно-реставрационной науки о необходимости сбора, изучения и систематизации всех видов графических источников при работе с историко-культурным наследием. Таким образом, выполненная работа развивает и дополняет сформированное в отечественной реставрационной школе научное представление о предпроектных историко-теоретических исследованиях.

Виды графических источников были выделены и описаны на основе применения системно-функционального научного метода. Подвиды графических источников в тексте настоящей статьи перечислены рамочно и требуют дальнейших исследований, уточнений и детализации. Несмотря на это, можно утверждать, что полученный результат уже представляет собой углубление существующих научно-методических разработок и может быть востребован при поиске и сборе информации во время работы с конкретными историко-культурными объектами.

Новизна разработанной классификации графических источников заключается в том, что впервые предложен классификационный критерий, который позволяет, во-первых, четко разделять графические источники на виды и подвиды в соответствии с их функциями, во-вторых, структурировать современные графические источники, выполняющие функции в соответствии с выбранным классификационным критерием, что позволит не только систематизировать накопленную источниковую базу, но и пополнять её в рамках отдельных видов и подвидов, сохраняя предложенную классификацию.

Разработанная классификация графических источников вносит существенный вклад, как в развитие отечественного источниковедения, так и в реставрационную науку, поскольку не просто систематизирует разрозненные источники, но способствует задачам их поиска, отбора и изучения. Каждый вид графических источников, выделенный на основе признака функции, обособлен от других и, следовательно, может быть самостоятельно рассмотрен на следующем этапе исследований. Таким образом, предложенная классификация может выступать в качестве научного фундамента для построения видовых классификаций графических источников второго (и, при необходимости углубленного изучения, - третьего) порядка.

Практическая ценность полученных научных результатов обусловлена возможностью повышения эффективности сбора и анализа графических источников при разработке проектов реставрации историко-культурного наследия, а также усилением информационной отдачи графических источников при их изучении в рамках выделенных

видов. Продолжение исследований в этой области позволит перейти к разработке методики оценки информационного потенциала различных видов графических источников, что будет востребовано при реставрации историко-культурных объектов любого уровня.

5. Заключение

1. В ходе проведенного исследования уточнено множество объектов классификации.

2. Определен и обоснован признак классификации, позволивший добиться однозначной принадлежности графического источника к определённому классификационному виду.

3. В качестве классификационных видов на основе применения системно-функционального научного метода выделены: проектный, фиксационный и научный виды графических источников.

4. Обособлены и описаны подвиды, которые могут быть самостоятельно изучены на следующем этапе исследований.

5. Разработана классификация графических источников в контексте реставрации историко-архитектурного наследия.

6. Классификация рассмотрена в сравнении с существующими классификациями исторических источников. В результате установлено, что она обладает новизной, и не вступает в противоречие с научной базой проведенного исследования.

Список литературы/ References

1. Бернгейм Э. Введение в историческую науку. М. : Ленанд, 2023. 72 с. [Bemgejm E. Introduction to historical science. Moscow: Lenand, 2023. 72 p.].

2. Методология истории: Н. И. Кареев, А. С. Лаппо-Данилевский, Д. М. Петрушевский, В. М. Хвостов / Ин-т философии РАН, Некоммерч. фонд "Ин-т развития им. Г. П. Щедровицкого" ; под ред. Т. Г. Щедриной, Б. И. Пружинина. - М. : РОССПЭН, 2019. 399 с. [Methodology of History: N. I. Kareev, A. S. Lappo-Danilevsky, D. M. Petrushevsky, V. M. Khvostov / Institute of Philosophy of Russian Academy of Sciences, Noncommercial fund " Institute of Development named after G.P. Shchedrovickiy". - M. : ROSSPEN, 2019. 399 p.].

3. Пушкарев, Л. Н. Классификация русских письменных источников по отечественной истории. М. : Наука, 1975. 281 с. [Pushkarev, L. N. Classification of Russian written sources on national history. M. : Nauka, 1975. 281 p.].

4. Шмидт, С. О. Путь историка: избранные труды по источниковедению и историографии. М. : РГГУ, 1997. 612 с. [Shmidt, S. O. The path of the historian: selected works on source studies and historiography. M. : RGGU, 1997. 612 p.].

5. Качемцева, А. А. Разработка определения понятия "графические источники" в аспекте реставрации архитектурного наследия // Приволжский научный журнал. 2022. № 3 (63) С. 128-134. [Kachemceva, A. A. Development of the definition of the concept of "graphic sources" in the aspect of restoration of architectural heritage // Privolzhsky scientific journal. 2022. № 3 (63) P. 128-134].

6. Алексеев, В. В. Феномен изобразительных источников / визуальных источников: к вопросу о терминологии и классификации: сб. ст. Роль изобразительных источников в информационном обеспечении исторической науки / М., 2019. С. 90-101. [Alekseev, V. V. The phenomenon of visual sources / visual sources: on the issue of terminology and classification: collection of articles. The role of visual sources in the information support of historical science / M., 2019. P. 90-101].

7. Юмашева Ю. Ю. Источниковая база виртуальных исторических реконструкций объектов историко-культурного наследия: к постановке проблемы // Историческая информатика. 2020. № 3(33). С. 21-50. DOI: 10.7256/2585-7797.2020.3.33473. [Yumasheva Yu. Yu. Source database of virtual historical reconstructions of objects of historical and cultural heritage: to the formulation of the problem // Historical computer science. 2020. № 3(33). P. 2150. DOI: 10.7256/2585-7797.2020.3.33473].

8. Borodkin L. I., Zherebyatyev D. I., Entin A. L. Virtual reconstruction of the historical landscape and urban development of Moscow Bely Gorodin the 17th - 18th centuries: sources and methods : сб. ст. научно-практической конференции, Москва, 11 февраля 2021 года -История Москвы: методология, источниковедение, историография. Роль просветительской деятельности в формировании образа Москвы / Парламентская библиотека Московской городской Думы. М., 2021. С. 147-161. [Borodkin L. I., Zherebyatyev D. I., Entin A. L. Virtual reconstruction of the historical landscape and urban development of Moscow Bely Gorodin the 17th - 18th centuries: sources and methods: proceedings of the scientific and practical conference, Moscow, February 11, 2021 - History of Moscow: methodology, source studies, historiography. The role of educational activities in shaping the image of Moscow / Parliamentary Library of the Moscow City Duma. M., 2021. P. 147-161].

9. Надырова, Х. Г. Виртуальная реконструкция памятников архитектуры и градостроительства как форма сохранения архитектурного наследия Татарстана: сб. ст. Материалы 16-ой Международной научно-практической конференции - Цифровая трансформация в высшем и профессиональном образовании / Казанский государственный архитектурно-строительный университет. Казань, 2022. С. 498-501. [Nadyrova, H. G. Virtual reconstruction of architectural monuments and urban planning as a form of preserving the architectural heritage of Tatarstan: Proceedings of the 16th International Scientific and Practical Conference - Digital Transformation in Higher and Professional Education / Kazan State University of Architecture and Engineering. Kazan, 2022. P. 498-501].

10. Павлинов А.М. История русской архитектуры. М. : Бином. Лаборатория знаний / Олма, 2020. 256 с. [Pavlinov A.M. History of Russian architecture. M. : Binom. Knowledge Lab / Olma, 2020. 256 p.].

11. Горностаев, И. И. План Новгорода на иконе Знамения Божией Матери в Новгородском Знаменском соборе // Известия Императорского Археологического общества. 1864. Т. 5. Вып. 3. С. 145-150. [Gornostaev, I. I. The plan of Novgorod on the icon of the Sign of the Mother of God in the Novgorod Znamensky Cathedral // Proceedings of the Imperial Archaeological Society. 1864. Vol. 5. Iss. 3. P. 145-150].

12. Мильчик, М.И. Древнерусская иконография монастырей, храмов и городов XVI-XVIII веков : статьи 1973-2017. Санкт-Петербург : Коло, 2017. 376 с. [Mil'chik, M.I. Ancient Russian iconography of monasteries, temples and cities of the XVI-XVIII centuries : articles 1973-2017. Saint-Petersburg : Kolo, 2017. 376 p.]

13. Айдарова-Волкова, Г. Н. Историко-архитектурный анализ изображения Казани голландским мастером Корнелисом де Брейном // Вестник Санкт-Петербургского университета. История. 2020. Т. 65. № 2. С. 566-583. DOI: 10.21638/11701/spbu02.2020.214. [Ajdarova-Volkova, G. N. Historical and architectural analysis of the image of Kazan by the Dutch master Cornelis de Bruijn // Bulletin of St. Petersburg University. History. 2020. Vol. 65. № 2. P. 566-583. DOI: 10.21638/11701/spbu02.2020.214].

14. Lillo Giner, S., Rodrigo Molina, Ángeles, & Esteve Sendra, C. Metodología para la restitución gráfica de un edificio desaparecido. La Casa de Armas de Valencia. // EGA Expresión Gráfica Arquitectónica. 2021. Vol. 26, no. 43. P. 96-109. DOI: https://doi.org/10.4995/ega.2021.13797

15. Rozalem J. F. M., Rodríguez F. A., Guisado A. A.. Graphic sources as the sole testament to forgotten architectural heritage: border architecture in the Kingdom of Seville in the late Middle Ages // EGA Expresión Gráfica Arquitectónica. 2021. Vol. 26, no. 41. P. 92101. DOI: https://doi.org/10.4995/ega.2021.14625.

16. Gamiz Gordo, Antonio & Ruiz Padrón, Luis. The First Views of Malaga in the 16th Century: Graphic Sources for Research // Architectural Draughtsmanship. 2018. P.1325-1337. DOI: 10.1007/978-3-319-58856-8_104.

17. López Sánchez, M., Linares Gómez del Pulgar, M. y Tejedor Cabrera, A. Acknowledging heritage through the landscape: towards a networked interpretation of the historical context of the territory // DisegnareCON. Vol. 14, no. 26. 2021. DOI: https://doi.org/10.20365/disegnarecon.26.2021.10.

18. Beltramo S. Describing and 'Mapping the Town' Using Sonographic and Literary Sources. Cities in the Late Middle Ages in Italy // Portraits of the City. 2014. P.143-158. D0I:10.1484/M.SEUH-EB.5.101617.

19. Hryniewicz M. Cartography and landscape painting of the 17th and 18th centuries as iconographic sources // Czasopismo Techniczne. 2019. Vol. 5. P. 23-32. DOI: 10.4467/2353737XCT.19.051.10575.

20. Veronica della Dora. Topia: Landscape before Linear Perspective // Annals of the Association of American Geographers. 2013. 103:3, P. 688-709. DOI: 10.1080/00045608.2011.652882.

Информация об авторах Анна Александровна Качемцева, доцент, Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет, г. Нижний Новгород, Российская Федерация Email: kachemtseva@yandex.ru

Information about the authors Anna Alexandrovna Kachemtseva, Associate Professor, Nizhny Novgorod State University of Architecture and Civil Engineering, Nizhny Novgorod, Russian Federation Email: kachemtseva@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.