зарубежный опыт
УДК 631.1
КЛАССИФИКАЦИЯ ФЕРМЕРСКИХ ХОЗЯЙСТВ С УЧЕТОМ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА ВЕДЕНИЯ ФЕРМЕРСТВА
А. А. НИКИТИНА, кандидат экономических наук,
доцент кафедры бухгалтерского учета и анализа
E-mail: aa_nikitina@mail. ru Башкирский государственный аграрный университет
Предпринята попытка на основании зарубежного опыта, в частности США, разработать собственный методологический подход к определению величины производства в фермерских хозяйствах. Отмечено, что структурная дифференциация фермерского сектора показывает, что наибольшими возможностями для дальнейшего роста в сельском хозяйстве обладают крупные хозяйства. Их доля имеет тенденцию к увеличению за счет перерегистрации банкротных сельскохозяйственных организаций и группы средних фермерских хозяйств.
Ключевые слова: фермерские хозяйства, классификация, размер производства, семейные фермы, товарность, объем продаж.
По данным Американского агентства экономических исследований, в Соединенных Штатах Америки принята классификация ферм с учетом цели, стратегий достижения этой цели, использования и контролирования ресурсов, а также экономических результатов. Типология американских ферм приведена на рисунке.
В основе данной классификации лежит принадлежность той или иной фермы к семейному бизнесу или к партнерству и правам собственности. Согласно данным аналитического агентства, в
США около 90 % всех ферм являлись семейными, которые исключают организацию фермерского хозяйства на основе кооперации, или корпорацию с внедрением высокоорганизованной системы управления. Семейные фермы являются достаточно закрытыми организационно-правовыми формами, контролируемыми главой (владельцем) фермерского хозяйства. Весь производственный процесс в этом случае зависит от эффективности ежедневного принятия решений одним собственником - главой семьи и труда членов семьи.
Что же касается прочих семейных или несемейных ферм, то здесь возникают такие классификационные черты, как наличие наемной рабочей силы, контрактные соглашения, неполный рабочий день и прочие источники доходов.
Показатель объема продаж для оценки размеров ферм чаще всего учитывается при изменении сельскохозяйственных цен, которые влияют на доход фермера, но при постоянном объеме производства в натуральном выражении.
В Германии семейное крестьянское хозяйство представляет собой единоличное, управляемое одним человеком хозяйство. По закону о сельскохозяйственной статистике в Германии как фермерское учитывается хозяйство, в котором не менее 1 га
сельскохозяйственных угодий или 8 голов крупного рогатого скота на откорме, или 8 свиней, или 50 голов овец, или 200 кур-несушек, или 0,3 га садов, или 0,1 га теплиц, или сочетание разных видов деятельности, обеспечивающей получение продукции не менее средней стоимости товарной продукции с 1 га сельскохозяйственных угодий. В среднем на одно фермерское хозяйство в Германии приходится 27,4 га сельскохозяйственных угодий, а годовая выручка крестьянского хозяйства составляет 114 тыс. евро [1, с. 117].
В Германии статистика подразделяет крестьянские хозяйства на две группы:
1) с основной занятостью, которая обеспечивает не менее чем 75 %-ную среднегодовую занятость работника и не менее 50 % доходов семьи;
2) фермерские хозяйства с дополнительной занятостью, т. е. по существу подсобные [2, с. 39].
Германия - страна преимущественно мелких семейных ферм. Более крупные по размерам фермерские хозяйства располагаются в основном в Шлезвиг-Гольштейне и на востоке Нижней Саксонии. Небольшие фермы преобладают в Центральной и Южной Германии.
Сельское хозяйство Польши отличается большой неоднородностью размеров фермерских хозяйств: от хозяйств площадью в 1 га до хозяйств площадью в несколько тысяч гектаров. Последние имеются как в частном, так и в общественном секторе. Крупнейшие хозяйства были созданы на базе бывших государственных сельскохозяйственных организаций. Проблема раздробленности хозяйств
имеется лишь в секторе семейных хозяйств. Средний размер индивидуального сельского хозяйства составляет 7,5 га сельскохозяйственных угодий при большой региональной неоднородности. На юге Польши среднее хозяйство насчитывает 3,3 га сельскохозяйственных угодий, на северо-западе -более 20 га сельскохозяйственных угодий.
Хотя количество хозяйств площадью свыше 10 га составляет только 20 %, они используют более 60 % сельскохозяйственных угодий. Укрупнение хозяйств является постоянным процессом, который поддерживается преференциальными кредитами.
В Венгрии увеличилось число фермеров и мелких единоличных хозяйств, но почти половина из них работают, по существу, как подрядные подразделения тех же сельскохозяйственных кооперативов. Этот тип отношений частников и сельскохозяйственных организаций, который никак не прививается в России, возник в Венгрии еще задолго до 1990-х гг. Производительность труда в кооперативах Венгрии за последние 10 лет резко возросла, а число работников сократилось в 3 раза. Здесь не было реституции земель, как в Германии, но прежние владельцы национализированной земли получили компенсацию в виде ценных бумаг — бонов. На эти боны можно было купить землю, магазин, ресторан, можно было заложить их в банк и т. д. Около 40 % получивших боны потратили их на покупку земли, часть из них сдали ее в аренду кооперативам и имеют от этого доход. Земельный рынок расширяется, хотя есть определенные ограничения: площадь частного владения не может превышать 300 га.
На основе проведенного сравнительного анализа можно сделать следующие выводы.
Рыночные преобразования в странах Центральной Европы и США привели к модернизации сельского хозяйства в пользу фермерства, но и с сохранением части кооперативов (Венгрия, Германия). Наиболее успешно, с ростом производительности труда, прошло реформирование в Чехии, Словакии, Венгрии и в восточных землях Германии. Но и там не обошлось без негативных последствий: общие объемы агропромышленного производства снизились, увеличилось число безработных.
В России институт крестьянского (фермерского) хозяйства был введен Гражданским кодексом Российской Федерации в начале 1990-х гг. и закреплен Федеральным законом от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», которые
по своей сути не стимулируют сельскохозяйственных производителей иметь статус крестьянского (фермерского) хозяйства.
Многим фермерам выгоднее работать в форме личного подсобного хозяйства, чем иметь статус крестьянского (фермерского) хозяйства. Это объясняется тем, что ведение товарного личного подсобного хозяйства не предполагает формирования бухгалтерской отчетности, освобождает от уплаты налогов и государственных пошлин, оформления налоговой декларации и т. д., — глава личного подсобного хозяйства свободен от бумажной волокиты и лишних расходов. В основном крестьянские (фермерские) хозяйства регистрируются в случае объединения нескольких граждан, один из которых и становится главой фермерского хозяйства.
Устранение институциональных дефектов за счет совершенствования законодательства было бы выгодно и фермерам, и государству, поскольку это позволит устранить искажение статистики. При этом можно принять во внимание опыт Германии, где принят закон «О сельскохозяйственной статистике», который регулирует вопросы классификации крестьянских хозяйств на семейные и фермерские в зависимости от площади сельскохозяйственных угодий и поголовья сельскохозяйственных животных. Поскольку в России фермерские хозяйства создаются без образования юридического лица, то данный подход позволил бы перевести крупные, товарные личные подсобные хозяйства в категорию фермерских хозяйств.
Исходя из опыта ведения фермерских хозяйств в зарубежных странах, по мнению автора, целесообразно в основу оценки величины производства в фермерских хозяйствах России взять три основных признака:
1) площадь сельскохозяйственных угодий;
2) совокупный доход;
3) товарность.
Результаты исследования показывают, что 72,1 % фермерских хозяйств в Республике Башкортостан имеют земельные участки площадью до 50 га и являются малоземельными, занимающими лишь 10,4 % земельной площади, предоставленной фермерским хозяйствам Республики Башкортостан.
Крупные фермерские хозяйства Республики Башкортостан, располагающие земельными участками площадью от 200 га и более, составляют 8,7 % от общего числа фермерских хозяйств, но занимают 76,1 % общей площади земельных участков (табл. 1).
Таблица 1
Группировка крестьянских (фермерских) хозяйств по размеру предоставляемых им земельных участков в Республике Башкортостан в 2010 г.
Площадь предоставленного участка, га Число хозяйств Площадь предоставляемых земельных участков
Всего, ед. Доля в общем числе хозяйств, % Всего, га Доля в общей площади всех хозяйств, °%
До 3 192 4,1 311 0,1
4-5 315 6,7 1 433 0,2
6-10 900 19,0 7 111 1,1
11-20 761 16,1 11 926 1,8
21-50 1 264 26,7 46 130 7,2
51-70 315 6,7 18 721 2,9
71-100 255 5,4 22 145 3,4
101-200 313 6,6 46 253 7,2
Свыше 200 412 8,7 491 192 76,1
Итого... 4 727 100,0 645 222 100,0
По размеру обрабатываемых земельных участков можно выделить следующие классификационные группы:
1) мелкие - с размером земельного участка до 50 га;
2) средние - с размером земельного участка от 51 до 200 га;
3) крупные - с размером земельного участка свыше 200 га.
По величине совокупного дохода в США мелкими считаются фермы с объемом продаж до 100 тыс. долл. в год. Фермы с объемом продаж более 250 тыс. долл. считаются коммерческими или товарными (от 250 до 499 тыс. долл. - средними, а свыше 500 тыс. долл. - крупными).
Если применить данную шкалу в России при переводе по курсу валют, то для мелких фермеров это соответствует около 3 000 тыс. руб., для средних -от 7 500 до 14 970 тыс. руб., для крупных - свыше 15 000 тыс. руб.
В российских условиях подобного рода показатели недостижимы.
По совокупному доходу исследованные фермерские хозяйства можно разделить на три группы: 1) мелкие хозяйства (с доходом до 100 тыс. руб.);
2) средние хозяйства (100-500 тыс. руб.);
3) крупные хозяйства (свыше 500 тыс. руб.).
Совокупный доход определяется автором как
объем ежегодных продаж фермерским хозяйством сельскохозяйственной продукции, при этом в расчет не принимается доход от иных видов деятельности.
Свойственные фермерским хозяйствам усредненные показатели производственной деятельности увеличиваются по мере роста совокупного дохода (табл. 2). Мелкие и средние хозяйства (59 и 32 % от обследованных хозяйств соответственно) являются наиболее распространенными. Крупные хозяйства составляют 9 %, но производят 65,5 % валовой продукции сельского хозяйства в обследованной совокупности хозяйств в Республике Башкортостан.
Третьим признаком, взятым автором за основу определения величины фермерского хозяйства, является товарность. Средняя доля товарной продукции в фермерских хозяйствах составляет около 70 %, в отдельных крупных товарных хозяйствах этот показатель приближается к 95 %. По этому признаку можно выделить следующие типы фермерских хозяйств: 1) крупнотоварные (с объемом товарной продукции не менее 70 %),
Таблица 2
Усредненные производственные показатели по типам фермерских хозяйств
Тип хозяйств Посевная площадь, га Условное поголовье сельскохозяйственных животных, гол. Валовая продукция, тыс. руб. Уровень товарности, % Численность работающих, чел.
Мелкие 58,4 10,2 94,4 До 50 3,9
Средние 198,3 41,5 404,4 51-69 11
Крупные 485,8 86,2 2 366,5 Свыше 70 39,3
2) среднетоварные (51—69 %),
3) мелкотоварные (менее 50 %).
Главными товарными видами сельскохозяйственной продукции в крупных фермерских хозяйствах являются зерно, овощи, мясо; в среднетоварных -мясо и шерсть, реализация которых мелким оптом более приемлема для данного типа хозяйств.
Рассмотрение структурной дифференциации фермерского сектора показывает, что наибольшими возможностями для дальнейшего роста в сельском хозяйстве обладают крупные хозяйства, доля которых имеет тенденцию к увеличению за счет перерегистрации банкротных сельскохозяйственных ор-
ганизаций и группы средних фермерских хозяйств, увеличивающих объемы производства.
Список литературы
1. Кзаки С. Сельскохозяйственные реформы и их перспективы в Центральной и Восточной Европе и бывшем Советском Союзе // Европейская экономика. 2007. № 12. С. 117.
2. Национальная исследовательская программа для сельскохозяйственной системы конкурентоспособности и устойчивого развития // Сельскохозяйственный исследовательский журнал. URL: http://www. ars. usda. gov/is/AR.