Научная статья на тему 'КЛАССИФИКАЦИЯ БЕСПОЛЕТНЫХ АКРОБАТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ В АКРОБАТИЧЕСКОМ РОК-Н-РОЛЛЕ'

КЛАССИФИКАЦИЯ БЕСПОЛЕТНЫХ АКРОБАТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ В АКРОБАТИЧЕСКОМ РОК-Н-РОЛЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
93
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
акробатический рок-н-ролл / «А класс-микст» / классификация / алгоритм обучения / двигательные действия / акробатические упражнения / последовательность обучения / acrobatic rock-n-roll / "A class-mix" / classification / learning algorithm / motor actions / acrobatic exercises / learning sequence

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Руденко Татьяна Викторовна

Рассмотрены двигательные действия партнера и партнерши в акробатическом рок-н-ролле. Составлена классификация бесполетных акробатических упражнений для «А класс-микст» на основе двигательных действий, выполняемых партнершей в акробатических упражнениях в паре. Составлен алгоритм последовательности обучения бесполетным акробатическим упражнениям на основе разработанной классификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Руденко Татьяна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLASSIFICATION OF FREE ACROBATIC EXERCISES IN ACROBATIC ROCK AND ROLL

The motional actions of a partner and a partner in acrobatic rock and roll are considered. The classification of non-flying acrobatic exercises for "A class-mixed" was made on the basis of motor actions performed by a female partner in acrobatic exercises in pairs. An algorithm for the sequence of training in non-flying acrobatic exercises based on the developed classification has been compiled.

Текст научной работы на тему «КЛАССИФИКАЦИЯ БЕСПОЛЕТНЫХ АКРОБАТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ В АКРОБАТИЧЕСКОМ РОК-Н-РОЛЛЕ»

УДК 796.417.4 DOI: 10.24412/2305-8404-2022-10-104-110

КЛАССИФИКАЦИЯ БЕСПОЛЕТНЫХ АКРОБАТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ В АКРОБАТИЧЕСКОМ РОК-Н-РОЛЛЕ

Т.В. Руденко

Рассмотрены двигательные действия партнера и партнерши в акробатическом рок-н-ролле. Составлена классификация бесполетных акробатических упражнений для «А класс-микст» на основе двигательных действий, выполняемых партнершей в акробатических упражнениях в паре. Составлен алгоритм последовательности обучения бесполетным акробатическим упражнениям на основе разработанной классификации.

Ключевые слова: акробатический рок-н-ролл, «А класс-микст», классификация, алгоритм обучения, двигательные действия, акробатические упражнения, последовательность обучения.

Руденко Татьяна Викторовна, аспирант, tanja 904r@gmail.com, Россия, Омск, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта.

Научный руководитель: Кравчук Анатолий Иосифович, д-р пед. наук, проф., kravchuk-prof@mail.ru, Россия, Омск, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта

Разнообразие и большое количество акробатических упражнений в акробатическом рок-н-ролле вызывают необходимость их ранжирования и, следовательно, классификации, что позволит разработать более рациональную последовательность освоения упражнений. С другой стороны, большая разновидность акробатических упражнений в данном виде спорта не дает вероятности разработать единую, универсальную классификацию, в которую могли бы войти все движения без исключений. Это зависит от того, что для составления клас -сификации невозможно выделить один главный признак, потому что большинство акробатических упражнений сочетают в себе несколько механизмов двигательных действий, а следовательно, несколько характерных признаков [1, 3, 6, 7].

Цель исследования заключается в разработке классификации бесполетных акробатических упражнений в акробатическом рок-н-ролле для определения последовательности и формирования структуры их качественного освоения.

CLASSIFICATION OF FREE ACROBATIC EXERCISES IN ACROBATIC ROCK AND ROLL

Rudenko T.V., post-graduate student, tanja 904r@gmail.com, Russia, Omsk Siberian State University of Physical Culture and Sports

The motional actions of a partner and a partner in acrobatic rock and roll are considered. The classification of non-flying acrobatic exercises for "A class-mixed" was made on the basis of motor actions performed by a female partner in acrobatic exercises in pairs. An algorithm for the sequence of training in non-flying acrobatic exercises based on the developed classification has been compiled.

Key words: acrobatic rock-n-roll, "A class-mix", classification, learning algorithm, motor actions, acrobatic exercises, learning sequence.

Задачи исследования:

1) рассмотреть классификацию упражнений в смежных видах спорта, таких как спортивная гимнастика, спортивная акробатика, спортивная аэробика и т. д.;

2) выделить основные признаки и составить классификацию бесполетных акробатических упражнений в акробатическом рок-н-ролле);

3) сформировать алгоритм обучения бесполетным акробатическим упражнениям в акробатическом рок-н-ролле на основе разработанной классификации.

Методика и организация исследования. В исследовании использовался теоретический анализ научной и методической литературы, имеющихся классификаций в сложнокоординационных видах спорта, на основе которых разработана классификация для бесполетных акробатических упражнений в акробатическом рок-н-ролле [2, 4, 5, 8].

Все акробатические упражнения в данном виде спорта можно раз -делить на две большие группы: полетные (имеющие фазу полета) и бесполетные (выполняемые в постоянном контакте партнера с партнершей).

Полетные упражнения разделяются по двум признакам: по исходному положению (фус, баттерини) и по характеру вращения партнерши (без вращения, вращение вперед, вращение назад, вращение по продольной оси).

Результаты исследования и их обсуждение. Проанализировав бесполетные акробатические упражнения, выявили, что партнер и партнерша выполняют разные действия. Действиями партнера во всех упражнениях являются броски, толчки, ловли, поддержка партнерши. Действия партнерши разнообразнее и требуют более детального анализа.

Исходные положения для начала акробатических упражнений по действию партнерши делятся на три группы: стоя на полу, на уровне бедер партнера, на уровне плеч партнера. Положение «стоя на полу» включают положения лицом друг к другу, друг за другом (стоя спиной к партнеру, стоя лицом к спине партнера), спина к спине и боком друг к другу. Поло -жение «на уровне бедер» делятся на такие положения, как сед на бедрах лицом к партнеру, сед на бедрах спиной к партнеру (колодец), сед на спине лицом к партнеру (лошадка). Положение «на уровне плеч партнера» подразделяются на сед на руках ноги врозь лицом к партнеру, сед на руках ноги врозь спиной к партнеру, сед на руках боком к партнеру (углом), лежа на плече партнера, сед на плечах лицом к партнеру, сед на плечах, стоя на коленях на плече партнера, стоя на плечах партнера.

Статические положения - позы, представленные правилами соревнований, включают следующие положения партнерши: «свечка», «свечка на согнутых руках», «свечка с пассе», «свечка ноги врозь», «обратная свечка», «свечка 2 руки 2 ноги», «свечка 1 рука 1 нога», «угол», «ласточка», «обратная ласточка», «флажок 2 руки», «флажок 1 рука», «стойка

на руках». Эти же положения, позы можно описать в соответствии с гимнастической терминологией: «свечка» - упор в плечах партнера с поддержкой под таз спереди, «свечка на согнутых руках» - упор на согнутых руках в плечах партнера с поддержкой под таз спереди, «свечка с пассе» -упор в плечах партнера с поддержкой под таз спереди, нога согнута вперед, «свечка ноги врозь» - упор в плечах партнера с поддержкой под таз спереди, ноги врозь, «свечка 2 руки 2 ноги» - упор в плечах партнера, ноги согнуты вперед, с поддержкой под колени, «свечка 1 рука 1 нога» - упор в плечах партнера, одна нога согнута вперед, с поддержкой одной рукой под полено, «угол» - упор сзади в плечах партнера, ноги веред, с поддержкой под таз, ласточка - прогнувшись, руки вверх, с поддержкой под таз, «флажок 2 руки» - упор одной рукой в плечо партнера, боком, поперек с поддержкой партнера под таз двумя руками, ноги врозь, «флажок 1 рука» -упор одной рукой в плечо партнера, боком, с поддержкой партнера под таз одной рукой, ноги врозь.

Выходы из акробатических упражнений делятся на четыре группы: на пол, на бедра партнера, в руки партнера, на плечи партнера, между ног партнера. Первые три группы имеют те же разделения, что и исходные положения. Положение «между ног партнера» делятся на положения: лицом, спиной, с касанием пола одной ногой (лицом), без касания пола (лицом).

Основные действия партнерши в бесполетных акробатических упражнениях в категориях юниоры и юниорки, мужчины и женщины «А класс-микст» делятся на группы: вперед, назад, вращения. В категории юноши и девушки «А класс-микст» такого разделения нет, а представлен список разрешенных элементов.

После проведенного анализа всех бесполетных акробатических упражнений были обнаружены сходства и различия в выполнении упражнений. В процессе выполнения акробатических упражнений партнер выполняет относительно одинаковые действия: броски, толчки, ловли, а вот действия партнерши имеют ряд значительных отличий. Основываясь на этих отличиях, предлагаем разделить бесполетные акробатические упражнения по действию партнерши на три большие группы: по начальному действию партнерши, по основному действию партнерши, по завер -шающему действию партнерши (рис. 1).

По начальному действию партнерши упражнения можно поделить на три подгруппы: от партнера, на партнера, вокруг партнера. Группа дей -ствий «от партнера» делится еще на три подгруппы: разгибаясь махом вперед, сгибаясь махом назад, махом в сторону. Группа начальных действий «на партнера» включает четыре подгруппы: разгибаясь махом вперед, сгибаясь махом назад, махом в сторону и статическое положение. В группу «вокруг партнера» входят три подгруппы: махом вперед, махом в сторону и махом назад.

Рис. 1. Классификация бесполетных упражнений по характеру движений партнерши в акробатическом рок-н-ролле

Проведя сравнительный анализ бесполетных акробатических упражнений и выделив основные действия партнерши в каждом акробати -ческом упражнении, упорядочив все сходства и различия двигательных действий, разделили их на четыре группы: выход в стойку на руках с пере -воротом (вперед/назад), удержание исходного положения тела, вращение в сагитальной и фронтальной плоскостях тела, перевороты (вперед/назад/ боком). Вращение в сагитальной и горизонтальной плоскостях делится еще на две подгруппы: на партнере и под партнера.

Анализ завершающих действий партнерши позволил выделить пять подгрупп по этому признаку: соскоки; сед на бедра/предплечья партнера; скольжение по спине партнера, лицом, головой вперед; скольжение по животу партнера, лицом, головой вперед; скольжение по животу партнера, лицом, ногами вперед.

Классификация бесполетных акробатических упражнений по характеру движения партнерши позволяет разрабатывать рациональную методику и последовательность обучения двигательным действиям (рис. 2).

От партнера Выход в стойку Соскоки

\ на руках/плечах

X

На партнере Удержание исходного положения Сед на бедра /

предплечья партнера

Вокруг Вращение в согитальной

партнера и горизонтальной

проскостях тела

Скольжение по спине партнера, лицом, головой вперед

Скольжение по животу партнера, лицом, головой вперед

Скольжение по животу партнера, лицом, ногами вперед

Рис. 2. Алгоритм обучения бесполетным акробатическим упражнениям в акробатическом рок-н-ролле

Авторская классификация бесполетных акробатических упражнений на основании движения партнерши в акробатическом рок-н-ролле позволила разработать алгоритм для обучения акробатическим упражне -ниям. На основании этого алгоритма были составлены комплексы упражнений, которые позволят ускорить процесс обучения акробатическим упражнениям, сформировать у спортсменов навыки двигательных действий сразу для группы акробатических элементов, вместо того чтобы изучать каждое упражнение в отдельности. Комбинации этих комплексов способствуют быстрому и качественному изучению акробатических упражнений как на начальном, так и на последующих этапах подготовки.

Выводы. Разработанная классификация бесполетных акробатических упражнений по характеру действий партнерши позволила сгруппиро -вать акробатические упражнения и определить последовательность обуче -ния этим упражнениям.

Сформирован алгоритм обучения бесполетным акробатическим упражнениям, на основе которого были разработаны комплексы специальных и акробатических упражнений, позволяющие более быстрому и каче -ственному освоению акробатических упражнений, входящих в соревновательную программу.

Список литературы

1. Акробатика: учебник для ин-тов физ. культ. 2-е изд. / под ред. Е.Г. Соколова. М.: Физкультура и спорт, 1973. 160 с.

2. Акробатический рок-н-ролл: правила соревнований [Электронный ресурс]. URL: http://www.fdsarr.ru (дата обращения: 24.03.2020).

3. Коренберг В.Б. Классификация гимнастических упражнений // Совершенствование учебно-тренировочного процесса в спортивной гимнастике: сб. науч. трудов. М., 1982. С. 116-121.

4. Кравчук А.И. Правила реализации принципов обучения физическим упражнениям // Физкультурное образование Сибири. 2016. Т. 1 (35). С. 24-26.

5. Программа спортивной подготовки по виду спорта «акробатический рок-н-ролл» // Всерос. федерация акробат. рок-н-ролла. М.: Спорт, 2016. 112 с.

6. Руденко Т.В. Состояние общей физической подготовленности детей 7-9 лет, занимающихся акробатическим рок-н-роллом // Наука в XXI веке: инновационный потенциал развития: сб. статей по материалам II Междунар. науч.-практ. конф. Уфа: Вестник науки, 2020. С. 247-255.

7. Теория и методика акробатического рок-н-ролла. Актуальные проблемы подготовки спортсменов: учеб. пособие / В.С. Терехин [и др.]. М.: Человек, 2015. 80 с.

8. Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта «акробатический рок-н-ролл» [Электронный ресурс]. URL: http://www. fdsarr.ru (дата обращения: 24.03.2020).

References

1. Akrobatika [Acrobatics]: a textbook for in-t nat. cult. 2nd ed. / ed. E.G. Sokolov. M.: Fizkultura i sport, 1973. 160 p.

2. Akrobaticheskij rok-n-roll: pravila sorevnovanij [Acrobatic rock and roll: competition rules] [Electronic resource]. URL: http://www.fdsarr.ru (date of access: 03/24/2020).

3. Korenberg V.B. Klassifikaciya gimnasticheskih uprazhnenij [Classification of gymnastic exercises] // Improvement of the training process in gymnastics: sat. scientific works. M., 1982. P. 116-121.

4. Kravchuk A.I. Pravila realizacii principov obucheniya fizicheskim uprazhneniyam [Rules for the implementation of the principles of teaching physical exercises] // Fizkul'turnoe obrazovanie Sibiri [Physical education in Siberia]. 2016. Vol. 1 (35). P. 24-26.

5. Programma sportivnoj podgotovki po vidu sporta «akrobaticheskij rok-n-roll» [The program of sports training in the sport "acrobatic rock and roll"] // Vseros. Acrobat Federation. rock and roll. M.: Sport, 2016. 112 p.

6. Rudenko T.V. Sostoyanie obshchej fizicheskoj podgotovlennosti detej 7-9 let, za-nimayushchihsya akrobaticheskim rok-n-rollom [The state of general physical fitness of children 7-9 years old involved in acrobatic rock and roll] // Science in the XXI century: innovative development potential: coll. articles based on the II Intern. scientific-practical. conf. Ufa: Bulletin of Science, 2020. P. 247-255.

7. Teoriya i metodika akrobaticheskogo rok-n-rolla. Aktual'nye problemy podgotovki sportsmenov [Theory and methodology of acrobatic rock and roll. Actual problems of training athletes]: textbook. allowance / V.S. Terekhin [et al.]. M.: Man, 2015. 80 p.

8. Federal'nyj standart sportivnoj podgotovki po vidu sporta «akrobaticheskij rok-n-roll» [Federal standard of sports training for the sport "acrobatic rock and roll"]. [Electronic resource]. URL: http://www. fdsarr.ru (date of access: 03/24/2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.