Научная статья на тему 'Классификация аварийно-спасательной техники и ее применение по видам выполняемых работ'

Классификация аварийно-спасательной техники и ее применение по видам выполняемых работ Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
3241
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Классификация аварийно-спасательной техники и ее применение по видам выполняемых работ»

Список использованной литературы

1. Федеральный закон РФ от 22 июля 2008 г. № 12Э-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

2. Кочегаров А.В., Малышев И.Ю. Методы оценки групповых неоднородностей для оптимального варианта управления // Вестник ВГТУ. 2009. Вып. 4. - С. 60-62.

3. Кочегаров А.В., Малышев И.Ю. Методы обработки экспериментальных данных с неуправляемыми входными переменными при моделировании технологического процесса // Вестник ВГТУ. 2012. Вып. 2. С. 149-152.

КЛАССИФИКАЦИЯ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ И ЕЕ ПРИМЕНЕНИЕ ПО ВИДАМ ВЫПОЛНЯЕМЫХ РАБОТ

Д.П. Некрасов, доцент, к.т.н., А.В. Петров, преподаватель, Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж

Машины технической службы в зависимости от вида выполняемых работ разделяют на следующие группы: аварийные, аварийно-ремонтные, оперативные машины и машины вспомогательного назначения. Разновидностью аварийно-ремонтных машин являются ремонтные машины. Общей функцией всех групп машин является быстрое перемещение бригады рабочих для выполнения необходимых работ.

Аварийные машины предназначены для быстрого выполнения работ по ликвидации аварий и повреждений, возникающих при эксплуатации различных устройств в жилищно-коммунальном хозяйстве. Для этого машина, снабженная необходимым оборудованием и инструментом для устранения аварий, в течение короткого времени доставляет к месту выполнения работ бригаду. Промышленность в настоящее время изготовляет аварийные машины для газового хозяйства и водопроводных сетей (рис. 1).

Аварийные машины смонтированы на автомобильном шасси и представляют собой кузов-фургон, в котором расположены оборудование, инструмент и другое оснащение, необходимое для устранения аварий.

Аварийно-ремонтные машины предназначены для выполнения профилактических, плановых ремонтных и аварийно-восстановительных работ, необходимых для бесперебойной работоспособности различных устройств в отраслях жилищно-коммунального хозяйства (рис. 2). Для этого аварийно-ремонтные машины обеспечивают быструю доставку бригад рабочих к месту работы и снабжаются комплектом необходимых устройств, механизмов, оборудования и инструмента.

Рис. 1 Рис. 2

Независимо от отраслей, для которых предназначена машина, она представляет собой автомобильное шасси с установленным на нем кузовом-фургоном и размещенным в нем необходимым оснащением. Номенклатура этого оборудования определяется характером выполняемых работ. Машины этого назначения оснащены проблесковыми фонарями и сиренами тревожной сигнализации.

Оперативные машины предназначены для быстрого оперативного выполнения работ, связанных с эксплуатацией различных устройств в отраслях жилищно-коммунального хозяйства городов (рис. 3). Для этого машина обеспечивает быструю доставку к месту аварий и неисправностей бригады рабочих с инструментом, приспособлениям и материалами, необходимыми для выполнения наиболее типичных часто встречающихся работ.

В настоящее время промышленность изготовляет оперативные машины для следующих отраслей жилищно-коммунального хозяйства: водопроводного хозяйства, теплосетей и котельных, электросетей, электробытового и газового хозяйства. Все оперативные машины представляют собой автомобильное шасси малой грузоподъемностью с кузовом-фургоном, в котором смонтировано необходимое оборудование и находятся материалы, а также места для размещения бригады рабочих. Вместе с тем каждая из перечисленных оперативных машин в зависимости от характера выполняемых работ имеет свою конструкцию и номенклатуру оборудования и материалов.

Илососные машины (илососы) предназначены для очистки колодцев водосточной сети от ила и других загрязнений, а также для транспортирования загрязнений к местам выгрузки.

Илососная машина (рис. 4) отделяет ил от жидкости и утилизирует этот загрязнитель. Ил весьма тяжёлый загрязнитель, поэтому илосос оборудуется и выкачивающим, и резервирующим инструментом: насос, работающий с помощью привода, стрелой, засасывающей загрязнения и отходы, и сосудом большого объёма, который собирает ил. Кроме того, машина оборудована ёмкостью для жидкости; с её помощью осуществляется сбивка илососной массы.

Классифицируются илососные машины по ряду признаков. Первый -марка грузового автомобиля, на платформе которого устанавливается оборудование для очистки. Это известные марки - КамАЗ, ЗИЛ и другие.

Второй признак - наличие защитного навеса над ёмкостью для сбора ила (бывают открытые и закрытые формы). Может быть и другое оборудование, кроме навеса - это зависит от времени года и погодных условий, в которых проводятся работы.

Рис. 3 Рис. 4

В зависимости от степени загрязнения и типа трубы в системе применяют илососы различной мощности.

Экскаваторами называются землеройные машины, предназначенные для копания грунта с последующей его выгрузкой в отвал или в какие-либо транспортные средства, например автосамосвалы.

Экскаваторы могут вести разработку грунта как выше уровня площадки, на которой они стоят, так и ниже этого уровня. Они могут действовать в стесненных условиях и разрабатывать грунт под слоем воды, выгружать выкопанный грунт в транспортные средства и отсыпать его на значительное расстояние от места копания в отвал, могут окончательно отделывать уклон и поверхность стенок траншей и котлованов, а также с достаточной точностью планировать горизонтальную поверхность строительной площадки или дна траншей и котлованов.

Поливочно-моечные машины предназначены для увлажнения и мойки твердых покрытий всех типов, а также для поливки зеленых насаждений. Кроме того, поливочно-моечные машины могут быть использованы при тушении пожаров. В зимнее время поливочно-моечные машины оснащают плужно-щеточным оборудованием и используют для снегоуборочных работ.

По назначению поливочно-моечные машины разделяют на специализированные поливочные и моечные и наиболее распространенные универсальные поливочно-моечные.

Поливочно-моечные машины базируются на автомобильных шасси, а также на грузовых полуприцепах и прицепах. По типу насосной установки поливочно-моечные машины можно разделить на машины с низким (до 1,0 МПа) и с высоким (более 1,0 МПа) давлением воды. Повышенное давление воды при мойке дорожных покрытий позволяет уменьшить расход воды на единицу площади покрытия вследствие более высокой кинетической энергии водяных струй, однако требует дополнительных конструктивных мер,

предупреждающих преждевременное дробление этих струй и их аэродинамическое торможение.

Рис. 5 Рис. 6

Поливочно-моечные машины оборудованы сменными рабочими органами в виде щелевых поливочных и моечных насадков. Поливочные насадки обычно устанавливают симметрично относительно продольной оси машины, повернутыми вверх под утлом 15-20° и более к горизонту, и разворачивают в стороны на угол 10°.

Моечные насадки обычно устанавливают повернутыми вниз под утлом 10-12° к горизонту и несимметрично повернутыми вправо относительно продольной оси машины для перемещения смываемых загрязнений с проезжей части дороги в сторону дорожного лотка, откуда загрязнения удаляются с помощью подметально-уборочных машин.

В последнее время на поливочно-моечных машинах применяют принципиально новый вид рабочего органа - водяное сопло для мойки дорожных лотков. Такое сопло позволяет создать при движении машины вдоль лотка перемещающийся водяной вал. Накапливающийся избыток воды с мусором периодически уходит в сточные колодцы ливневой канализации.

Дополнительное оборудование поливочно-моечных машин включает передний косоустановленный отвал снегоочистителя, цилиндрическую подметальную щетку со стальным или синтетическим ворсом. Некоторые зарубежные модели поливочно-моечных машин оборудованы водосгонным косоустановленным ножом, что улучшает качество очистки сильно загрязненных поверхностей и позволяет уменьшить удельный расход воды. Дополнительным также является оборудование для поливки зеленых насаждений и тушения пожаров. Рабочее оборудование поливочно-моечной машины содержит сварную цистерну с верхней горловиной и нижним центральным клапаном с механическим, гидравлическим и электрогидравлическим управлением из кабины водителя для перекрытия подачи воды к насосу. Центральный клапан оборудован сетчатым фильтром. Центробежный водяной насос с приводом от коробки отбора мощности устанавливают на раме автомобиля.

Сечение трубопроводов должно обеспечивать скорость воды не менее 0,2-0,3 м/с при минимальных местных сопротивлениях. Поливочные и моечные насадки имеют шарнирное или конусное крепление для установки под необходимыми углами во взаимно перпендикулярных плоскостях.

Поливочно-моечная машина состоит (рис. 6) из цистерны с системой всасывания и подачи воды к распределительным насадкам, трансмиссии, включающей коробку отбора мощности, конический редуктор и цепную передачу; гидравлической системы управления рабочими процессами; дополнительного снегоочистительного оборудования. Цистерна овальной формы сварена из листового проката. Сверху в передней части цистерны расположен люк, обеспечивающий доступ внутрь для ее очистки, обслуживания и ремонта. Внутри цистерны расположены контрольная трубка, трубопровод, фильтр и ряд других элементов системы подачи воды. Для гашения инерции воды при резком изменении скорости движения машины в цистерне установлены специальные волнорезы. Цистерна наполняется из водопроводной сети через заливную трубу, расположенную с правой стороны машины. Для наполнения цистерны на заливную трубу надевают гофрированный резиновый рукав; в транспортном и рабочем положении на его место устанавливают заглушку.

Поливальное оборудование поливочно-моечной машины работает следующим образом. Вода из водопроводной сети через заливной патрубок заполняет цистерну. Для предупреждения переполнения цистерны служит контрольная труба. При проведении поливочно-моечных работ вода из цистерны через фильтр и центральный клапан с помощью насоса, приводимого в действие от вала отбора мощности двигателя базовой машины, подается по напорному трубопроводу к моечным насадкам.

Автовышки (автогидроподъёмники) (рис. 7) применяются в тех случаях, когда требуется произвести монтажные или демонтажные работы на высоте, при происшествиях связанных с эвакуацией людей с высоты (здания, сооружения), при проведении городских праздников (украшение города) без привлечения альпинистов и снаряжения, монтаж линий электропередач и сетей связи, кронирования деревьев и монтаж наружной рекламы.

Рис. 7

Основное же назначение автовышки (автогидроподъёмника) остаётся неизменным - подъём и спуск людей и малогабаритных грузов на высоту. Грузоподъёмность автовышки (автогидроподъёмника) в среднем составляет 250-300 килограмм. Существуют и более мощные Автовышки (автогидроподъёмники), грузоподъёмность и высота подъёма груза (людей,

оборудования) зависит от конструкции шасси и особенностей стрелы автовышки.

Список использованной литературы

1. Безбородько М.Д. Пожарная техника. - М.: АГПС МЧС России, 2004. - С. 550.

2. Виноградов А.Ю., Аварийно-спасательные и специальные машины для оснащения формирований МЧС России. / Технологии гражданской безопасности, № 1. Т. 3. - 2006. - С. 33-39

МЕЖВЕДОМСТВЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ИЛИ УПРАВЛЕНИЕ ПРИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ

СИТУАЦИЙ?

Н.Н. Павлова, старший юрисконсульт, Главное управление МЧС России по Воронежской области,

г. Воронеж

С современном мире достаточно часто используется термин «взаимодействие» органов государственной власти, местного самоуправления. Но что он значит применительно к сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера?

В ведении Российской Федерации находятся вопросы безопасности (пункт «м» статьи 71 Конституции Российской Федерации), в совместном ведении Российской Федерации и её субъектов Российской Федерации -осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий (пункт «з» статьи 72 Конституции Российской Федерации). Наряду с органами государственной власти органы местного самоуправления входят в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Возможность определения принципа построения, состав органов управления, сил и средств, порядок выполнения задач и взаимодействия основных элементов, а также иные вопросы функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Федеральный закон РФ от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предоставляется Российской Федерации (статья 4). Одним из основных нормативных актов федерального значения в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций является постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций». Единая система, состоящая из функциональных и территориальных подсистем, действует на

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.