44
Педагогические науки
УДК 371.3:37.016
Т. А. Христолюбова
Марийский государственный университет, Йошкар-Ола
Классификации синтаксических ошибок
В ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Данная статья посвящена проблеме классификации синтаксических ошибок в лингвистической и методической литературе. Синтаксические ошибки как разновидность грамматических рассматриваются в работах Н. Н. Алгазиной, С. А. Арефьевой, М. Т. Баранова, С. Н. Цейтлин и других исследователей. Одни виды синтаксических ошибок изучены более подробно, другие -менее. В наиболее полном виде классификация синтаксических ошибок представлена в работах Н. Н. Алгазиной и С. А. Арефьевой. Анализ литературы по проблеме синтаксических ошибок позволяет сделать вывод, что большинство работ посвящено ошибкам в управлении. Наиболее полной классификацией ошибок в управлении является классификация Г. А. Фомичевой. Ошибки в согласовании рассматриваются в работах Н. М. Белянковой, Л. Варковицкой, Л. В. Требуховской и других. А. П. Еремеева и Г. И. Мишурова подробно описывают синтаксические ошибки в предложениях, осложненных однородными членами. Заслуживает внимания классификация А. П. Еремеевой. Ошибки в нарушении границ предложения, причины, в результате которых она возникает, исследованы Л. П. Алексенко, Н. М. Белянковой и другими. Вместе с тем некоторые исследователи, например, О. Е. Гайбарян и А. В. Кузнецова, М. Я. Крючкова, употребляют понятия «нарушение границ предложения» и «парцелляция» в качестве синонимов. Ошибки в порядке слов описаны в работах Л. И. Величко, Б. С. Мучника, З. Д. Поповой, О. Б. Сиротининой и других. При этом ученые разграничивают ошибки в порядке слов как нарушение норм синтаксиса и норм стилистики. Неоднозначно решается вопрос о квалификации ошибок, связанных с пропуском членов предложения. Так, пропуски слов одни исследователи относят к логическим, другие - к синтаксическим ошибкам. Кроме того, некоторые ученые к синтаксическим ошибкам относят такие ошибки, которые допускаются детьми при синтаксическом разборе предложений. Таким образом, предупреждение и преодоление грамматических ошибок в речи учащихся должно опираться на педагогическое прогнозирование возможных грамматических ошибок учащихся определенного возраста на основе учета особенностей формирования грамматического строя их речи путем ознакомления учащихся с видами грамматических ошибок. Для этих целей необходима классификация морфологических и синтаксических ошибок, построенная в соответствии с изучаемыми грамматическими темами школьного курса русского языка.
Ключевые слова: классификация ошибок, грамматические ошибки, синтаксические ошибки, виды синтаксических ошибок.
Проблема классификации ошибок в речи учащихся имеет свою историю и традиции, ей посвящено немало научно-методических и психологопедагогических исследований. Однако в настоящее время в методической литературе нет единой (научно обоснованной, внутренне непротиворечивой и общепризнанной) классификации ошибок, обнаруживаемых в устной и письменной речи учащихся, поскольку среди исследователей нет единства в отборе принципов группировки ошибок школьников и основания для их классификации.
В качестве рабочего в школьной практике обучения русскому языку может быть использо-
вано предлагаемое нами определение, сформулированное на основе данного В. И. Капинос [9]: «Грамматические ошибки - это нарушения норм грамматики в образовании слова, словосочетания и предложения, а также в употреблении форм слов».
Внутри грамматических ошибок традиционно выделяются морфологические и синтаксические. При этом обе группы ошибок изучены еще пока недостаточно. При толковании понятий «морфологическая ошибка» и «синтаксическая ошибка» среди ученых также нет единства.
Морфологические ошибки рассматриваются в работах П. П. Иванова, А. А. Комисарова,
Т А. Христолюбова
45
Л. Б. Парубченко, Л. Л. Покровского, Н. Н. Ушакова и других. Многие исследователи считают морфологическими ошибками словообразовательные, которые до настоящего времени изучены недостаточно. Большинство исследователей относит словообразовательные ошибки к грамматическим, другие - к речевым. Наиболее весомым исследованием словообразовательных ошибок в рамках речевых является работа С. Н. Цейтлин [16]. К словообразовательным она относит ошибки, «состоящие в неоправданном словосочинительстве или видоизменении слов нормативного языка» [16, с. 13]. Мы считаем, что словообразовательные ошибки относятся к морфологическим и вместе с синтаксическими составляют группу грамматических нарушений.
Синтаксические ошибки как разновидность грамматических изучены более подробно. Они рассматриваются в работах Н. Н. Алгазиной, С. А. Арефьевой, М. Т. Баранова, М. Т. Воронина, С. Н. Цейтлин и других исследователей. Одни виды синтаксических ошибок изучены более подробно, другие - менее. В наиболее полном виде классификация синтаксических ошибок представлена в работах Н. Н. Алгазиной [1] и С. А. Арефьевой [3].
В основу классификации синтаксических ошибок, предложенной Н. Н. Алгазиной, положен традиционный (формальный) принцип, т. е. соотнесение ошибок с уровнями языка. Классификация отличается стройностью, поскольку основывается на системе языка.
С. А. Арефьева предлагает классифицировать синтаксические ошибки «в соответствии с изучаемыми в школе разделами и темами синтаксиса русского литературного языка» [2, с. 8]. Данная классификация облегчает труд школьных учителей при квалификации синтаксических ошибок в письменных работах учащихся.
Анализ литературы по проблеме синтаксических ошибок позволяет сделать вывод, что большинство работ посвящено ошибкам в управлении, например, исследования А. И. Арбузовой, П. М. Баева, М. Е. Дарбанова, Е. Н. Пучковой, Ф. П. Сергеева, Г. А. Фомичевой, Е. П. Шейниной и других. Так, М. Е. Дарбанов [6] делит ошибки в управлении на две группы: 1) ошибки интерферирующего характера; 2) ошибки методического характера. Такая классификация, на наш взгляд, не приемлема для школьной практики, поскольку она не раскрывает характер синтаксических ошибок, а лишь указывает на причины их появления
в речи учащихся. Наиболее полной классификацией ошибок в управлении является классификация Г. А. Фомичевой [15].
Ошибки в согласовании рассматриваются в работах Н. М. Белянковой, Л. Варковицкой, Л. В. Тре-буховской, Г. А. Фомичевой и других.
А. П. Еремеева и Г. И. Мишурова подробно описывают синтаксические ошибки в предложениях, осложненных однородными членами. Заслуживает внимания классификация А. П. Еремеевой, в которой ошибки в предложениях с однородными членами делятся на четыре группы:
1) нарушение единства основания деления при построении предложений с однородными членами;
2) лексико-стилистические ошибки;
3) морфолого-стилистические ошибки;
4) синтаксико-стилистические ошибки [7].
Ошибки в употреблении местоимений подробно анализируются в работах А. Ф. Волкова, Т. С. Жбанковой, А. Ю. Купаловой и других.
Ошибки в нарушении границ предложения, причины, в результате которых она возникает, исследованы Л. П. Алексенко, Н. М. Белянковой и другими. Вместе с тем некоторые исследователи, например, О. Е. Гайбарян и А. В. Кузнецова,
М. Я. Крючкова, употребляют понятия «нарушение границ предложения» и «парцелляция» в качестве синонимов. Известно, что парцелляция - это «интонационное - а очень часто и позиционное - вычленение словоформы или словосочетания, при котором этот отчлененный и вынесенный в конец элемент приобретает интонационный контур и информационную нагрузку самостоятельного высказывания» [5, с. 621-622]. Синтаксическая ошибка «нарушение границ предложения» - искажение синтаксической структуры предложения, не вызванное стилистическими целями. Появление в речи детей парцелляции, по словам М. С. Соловейчик, «это не сознательный прием, а невольное отражение в письменной речи особенностей устной» [14, с. 25].
Ошибки в порядке слов описаны в работах Л. И. Величко, К. З. Закирьянова, Б. С. Мучника, А. Н. Назарова, З. Д. Поповой, Т. В. Симашко,
О. Б. Сиротининой, Т. И. Чижовой и других. При этом ученые разграничивают ошибки в порядке слов как нарушение норм синтаксиса и норм стилистики. Так, О. А. Крылова указывает, что «надо различать два типа ошибок в порядке слов: синтаксические - когда неверное
46
Педагогические науки
расположение слов нарушает коммуникативный смысл высказывания вследствие того, что изменяется состав темы и ремы, - и стилистические, когда в результате неудачного расположения высказывание приобретает чуждую контексту стилистическую окраску» [12, с. 58].
Б. С. Мучник в своей статье анализирует причины неудачного построения предложений, приводящие к нарушению их смысла:
1) неправильное понимание значения отдельного слова или формы;
2) неправильное понимание актуального членения (или смещенное логическое ударение);
3) ошибочная смысловая связь слов;
4) ошибочное смысловое разъединение слов [13, с. 47].
Ошибки, связанные с употреблением обособленных членов предложения, рассматриваются в работах А. Ф. Волкова, Г. Г. Граник, П. С. Си-яльской, Г. М. Шипицыной и других.
Неоднозначно решается вопрос о квалификации ошибок, связанных с пропуском членов предложения. Так, пропуски слов одни исследователи (М. Р. Львов и другие) относят к логическим, другие (С. А. Арефьева, Е. П. Артеменко, Г. К. Лидман-Орлова, Н. Ю. Русова, Н. К. Соколова и другие) - к синтаксическим ошибкам. Кроме того, некоторые ученые, например, Л. Ф. Казакова, к синтаксическим ошибкам относят такие ошибки, которые допускаются детьми при синтаксическом разборе предложений, т. е. ошибки в определении синтаксической функции слов [8].
При квалификации синтаксических нарушений речи часто возникают трудности, к какому виду ошибок они относятся: к синтаксическим или стилистическим? Многие ошибки синтаксического характера могут быть отнесены к стилистическим в области синтаксиса. Критерием определения вида ошибки (синтаксическая или стилистическая) является соотнесение ее с нормами русского литературного языка: синтаксиса или стилистики. Этим проблемам посвящена работа М. Н. Кожиной [10].
Н. А. Жданов, Л. П. Комиссарова и другие к стилистическим ошибкам синтаксического характера относят «ошибки в построении предложений (в согласовании, управлении, употреблении причастных и деепричастных оборотов, в порядке слов, в структуре сложного предложения)» [11, с. 6]. К ошибкам синтаксического характера они причисляют ошибки в пунктуации.
Некоторые исследователи, например, Е. П. Артеменко и Н. К. Соколова, называют морфологические и синтаксические ошибки «речевыми ошибками грамматического характера» [4, с. 42].
При квалификации синтаксических нарушений речи часто возникают трудности, к какому виду ошибок они относятся: к синтаксическим или стилистическим? Многие ошибки синтаксического характера могут быть отнесены к стилистическим в области синтаксиса. Критерием определения вида ошибки (синтаксическая или стилистическая) является соотнесение ее с нормами русского литературного языка: синтаксиса или стилистики. Этим проблемам посвящена работа М. Н. Кожиной «Грамматика или стиль?» [10].
Н. А. Жданов, Л. П. Комиссарова и другие к стилистическим ошибкам синтаксического характера относят «ошибки в построении предложений (в согласовании, управлении, употреблении причастных и деепричастных оборотов, в порядке слов, в структуре сложного предложения)» [11, с. 6]. К ошибкам синтаксического характера они причисляют ошибки в пунктуации.
Некоторые исследователи называют морфологические и синтаксические ошибки «речевыми ошибками грамматического характера» [4, с. 42].
В целях повышения эффективности работы по предупреждению и преодолению грамматических ошибок в речи учащихся необходимо разграничивать внутри грамматических ошибок морфологические и синтаксические. Морфологические ошибки - нарушения норм образования и употребления форм слов, синтаксические -нарушения в построении словосочетаний и предложений.
В письменной речи грамматические ошибки учитываются при оценке работ по развитию речи: изложений и сочинений. Как пишет С. А. Арефьева, «в процессе проверки сочинений школьников учитель сталкивается с рядом трудностей, основные из которых - отыскать ошибки в работах учащихся и правильно квалифицировать допущенные нарушения» [3, с. 295].
Таким образом, предупреждение и преодоление грамматических ошибок в речи учащихся должно опираться на педагогическое прогнозирование возможных грамматических ошибок учащихся определенного возраста на основе учета особенностей формирования грамматического строя их речи путем ознакомления учащихся
Т А. Христолюбова
47
с видами грамматических ошибок. Для этих целей необходима классификация морфологических и синтаксических ошибок, построенная в соответствии с изучаемыми грамматическими (морфологическими и синтаксическими) темами школьного курса русского языка. Это также важно в условиях ЕГЭ по русскому языку для выполнения задания 7, связанного с разграничением видов грамматических ошибок.
Ш
1. Алгазина Н. Н. Предупреждение ошибок в построении словосочетаний и предложений. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. 120 с.
2. Арефьева С. А. Виды синтаксических ошибок в ученических изложениях и сочинениях // Русский язык в школе. 1998. № 3. С. 8-12.
3. Арефьева С. А. Синтактико-стилистическая подготовка учащихся к сочинениям разных типов. М., 1998. 342 с.
4. Артеменко Е. П., Соколова Н. К. Как готовиться к сочинению по русскому языку и литературе: пособие для поступающих в вузы. Воронеж, 1971. 135 с.
5. Грамматика современного русского языка. М.: Наука, 1970. 768 с.
6. Дарбанов М. Е. Классификация и пути преодоления речевых ошибок // Русский язык в национальной школе. 1982. № 2. С. 35-39.
7. Еремеева А. П. Развитие речи учащихся при изучении предложений с однородными членами: пособие для учителя. М., 1974. 111 с.
8. Казакова Л. Ф. Синтаксические ошибки учащихся 4-10 классов и возможные пути их преодоления // Русский язык в школе. 1984. № 5. С. 32-37.
9. Капинос В. И. Об оценке речевых навыков учащихся // Русский язык в школе. 1973. № 6. С. 73-76.
10. Кожина М. Н. Грамматика или стиль (К вопросу о классификации ошибок) // Русский язык в школе. 1962. № 4. С. 50-54.
11. Комиссарова Л. П., Собинникова В. И., Соколова Н. К., Фетисова К. М. Типичные ошибки в сочинениях учащихся: в помощь поступающим в высшие учебные заведения. Воронеж, 1960. 28 с.
12. Крылова О. А. Какое расположение слов считать ошибочным? // Русский язык в школе. 1972. № 3. С. 56-59.
13. Мучник Б. С. Обучение приемам умственной деятельности в практической стилистике // Русский язык в школе. 1977. № 3. С. 47-52.
14. Соловейчик М. С. Нарушение языковых норм в письменной речи младших школьников // Начальная школа. 1979. № 4. С. 23-29.
15. Фомичева Г. А. Изучение словосочетаний в восьмилетней школе. М.: Просвещение, 1973. 111 с.
16. Цейтлин С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение: пособие для учителей. М.: Просвещение, 1982. 143 с.
1. Algazina N. N. Preduprezhdenie oshibok v postroenii slovosochetanii i predlozhenii, M.: Izd-vo APN RSFSR, 1962,
120 p.
2. Arefeva S. A. Vidy sintaksicheskikh oshibok v ucheniches-kikh izlozheniyakh i sochineniyakh, Russkii yazyk v shkole. 1998, No. 3, pp. 8-12.
3. Arefeva S. A. Sintaktiko-stilisticheskaya podgotovka uchash-chikhsya k sochineniyam raznykh tipov, M., 1998, 342 p.
4. Artemenko E. P., Sokolova N. K. Kak gotovit'sya k sochine-niyu po russkomu yazyku i literature: posobie dlya postupayush-chikh v vuzy, Voronezh, 1971, 135 p.
5. Grammatika sovremennogo russkogo yazyka, M.: Nauka, 1970, 768 p.
6. Darbanov M. E. Klassifikatsiya i puti preodoleniya re-chevykh oshibok, Russkii yazyk v natsional'noi shkole, 1982, No. 2, pp. 35-39.
7. Eremeeva A. P. Razvitie rechi uchashchikhsya pri izuchenii predlozhenii s odnorodnymi chlenami: posobie dlya uchitelya, M., 1974, 111 p.
8. Kazakova L. F. Sintaksicheskie oshibki uchashchikhsya 4-10 klassov i vozmozhnye puti ikh preodoleniya, Russkii yazyk v shkole, 1984, No. 5, pp. 32-37.
9. Kapinos V. I. Ob otsenke rechevykh navykov uchashchikh-sya, Russkii yazyk v shkole, 1973, No. 6, pp. 73-76.
10. Kozhina M. N. Grammatika ili stil' (K voprosu o klas-sifikatsii oshibok), Russkii yazyk v shkole, 1962, No. 4, pp. 50-54.
11. Komissarova L. P., Sobinnikova V. I., Sokolova N. K., Fetisova K. M. Tipichnye oshibki v sochineniyakh uchashchikhsya: v pomoshch' postupayushchim v vysshie uchebnye zavedeniya, Voronezh, 1960, 28 p.
12. Krylova O. A. Kakoe raspolozhenie slov schitat' oshiboch-nym?, Russkii yazyk v shkole, 1972, No. 3, pp. 56-59.
13. MuchnikB. S. Obuchenie priemam umstvennoi deyatel'nosti v prakticheskoi stilistike, Russkii yazyk v shkole, 1977, No. 3, pp. 47-52.
14. Soloveichik M. S. Narushenie yazykovykh norm v pis'-mennoi rechi mladshikh shkol'nikov, Nachal'naya shkola, 1979, No. 4, pp. 23-29.
15. Fomicheva G. A. Izuchenie slovosochetanii v vos'miletnei shkole, M.: Prosveshchenie, 1973, 111 p.
16. Tseitlin S. N. Rechevye oshibki i ikh preduprezhdenie: posobie dlya uchitelei, M.: Prosveshchenie, 1982, 143 p.
48
Педагогические науки
UDK 371.3:37.016
T. A. Khristolyubova
Mari State University, Yoshkar-Ola
Classifications of syntactic mistakes
IN LINGUISTIC AND METHODICAL LITERATURE
This article is devoted to the problem of classification of syntactic mistakes in linguistic and methodical literature. Syntactic mistakes as a kind of grammar ones are considered in N. N. Algazina, S. A. Arefyeva, M. T. Baranov, S. N. Tseitlin’s works and the works of other researchers. Some types of syntactic mistakes are studied in more detail, others - less. The classification of syntactic mistakes is presented in the fullest form in the works of N. N. Algazina and S. A. Arefyeva. The analysis of literature on a problem of syntactic mistakes allows to come to a conclusion that the majority of works is devoted to mistakes in government. The fullest classification of mistakes in government is G. A. Fomicheva's classification. The mistakes in agreement are considered in the works of N. M. Belyankova, L. Varkovitskaya, L. V. Trebukhovskaya and others. A. P. Yeremeyeva and G. I. Mishurova describe syntactic mistakes in the sentences complicated by homogeneous parts in detail. A. P. Yeremeyeva's classification deserves attention. The mistakes in the violation of sentence limits, the reasons which lead to it, are studied by L. P. Aleksenko, N. M. Belyankova and others. At the same time some researchers, for example, O. E. Gaybaryan and A. V. Kuznetsova, M. Ya. Kryuchkova, use the concepts “violation of sentence limits” and “parceling” as synonyms. The mistakes in a word order are described in the works of L. I. Velichko, B. S. Muchnik, Z. D. Popova, O. B. Sirotinina and others. At the same time scientists differentiate the mistakes in a word order as the violation of the norms of both syntax and stylistics. The issue of the qualification of mistakes connected with the omission of sentence parts is solved ambiguously. So, some researchers refer the omissions of words to logical mistakes, others - to syntactic ones. Besides, some scientists refer to syntactic mistakes the mistakes made by children when they do the syntactic analysis of sentences. Thus, the prevention and overcoming of grammar mistakes in the speech of pupils has to rely on the pedagogical forecasting of possible grammar mistakes of pupils of a certain age on the basis of the accounting of the features of formation of a grammar system of their speech by the acquaintance of pupils with the types of grammar mistakes. The classification of morphological and syntactic mistakes constructed according to the studied grammar subjects of a school course of the Russian language is needed for these purposes.
Keywords: classification of mistakes, grammar mistakes, syntactic mistakes, types of syntactic mistakes.