Научная статья на тему 'Предупреждение и преодоление грамматических ошибок в устной и письменной речи учащихся'

Предупреждение и преодоление грамматических ошибок в устной и письменной речи учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4555
473
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ / ВИДЫ ГРАММАТИЧЕСКИХ ОШИБОК (МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ И СИНТАКСИЧЕСКИЕ ОШИБКИ) / ПРОПЕДЕВТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ПРЕОДОЛЕНИЮ ГРАММАТИЧЕСКИХ ОШИБОК В РЕЧИ УЧАЩИХСЯ / GRAMMATICAL MISTAKES / TYPES OF GRAMMATICAL MISTAKES (MORPHOLOGICAL AND SYNTACTICAL) / PROPAEDEUTIC WORK AT GRAMMATICAL MISTAKES (PREVENTION AND OVERCOMING)

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Христолюбова Татьяна Анатольевна

Данная научная статья посвящена одному из актуальных разделов методики развития речи пропедевтической работе над грамматическими ошибками (предупреждению и преодолению). Формирование умений и навыков, необходимых учащимся в работе над ошибками, осуществляется на основе совершенствования учебно-языковых и речевых (коммуникативных) умений и навыков. Пропедевтическая работа представляет собой одно из направлений работы над грамматическими ошибками, реализующейся в школьной практике попутно с работой по устранению уже имеющихся в речи детей грамматических ошибок, опирающейся на знание учителем типичных грамматических ошибок и причин их появления. В содержание пропедевтической работы над грамматическими ошибками входят: состав школьного курса грамматики; общедидактические и специфические принципы методики; система понятий и упражнений; специальные и общедидактические умения и навыки; организационные формы (урок и самостоятельная работа); педагогические условия. Все это характеризует пропедевтическую работу по предупреждению грамматических ошибок как систему.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Христолюбова Татьяна Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

How to Prevent and Overcome Grammatical Mistakes in Schoolchildren’s Oral and Written Speech

The present article is devoted to one of the urgent questions of speech development teaching techniques propaedeutic work at grammatical mistakes (prevention and overcoming). Experience and skills necessary for schoolchildren in their work at mistakes are formed on the basis of language and communicative experience and skills development. In school practice, propaedeutic work is realized together with the elimination of mistakes that children already have due to the fact that teachers are familiar with children’s typical mistakes and they know what they are caused by. Propaedeutic work at grammatical mistakes includes: school course of Grammar, general didactical and specific principles of teaching techniques, system of concepts and exercises, special and general didactical experience and skills; organizational forms (lessons and individual work), pedagogical conditions due to which it may be considered as a system.

Текст научной работы на тему «Предупреждение и преодоление грамматических ошибок в устной и письменной речи учащихся»

УДК 371.3:37.016

Т. А. Христолюбова Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола

Предупреждение и преодоление грамматических ошибок

в устной и письменной речи учащихся

Данная научная статья посвящена одному из актуальных разделов методики развития речи — пропедевтической работе над грамматическими ошибками (предупреждению и преодолению). Формирование умений и навыков, необходимых учащимся в работе над ошибками, осуществляется на основе совершенствования учебно-языковых и речевых (коммуникативных) умений и навыков. Пропедевтическая работа представляет собой одно из направлений работы над грамматическими ошибками, реализующейся в школьной практике попутно с работой по устранению уже имеющихся в речи детей грамматических ошибок, опирающейся на знание учителем типичных грамматических ошибок и причин их появления. В содержание пропедевтической работы над грамматическими ошибками входят: состав школьного курса грамматики; общедидактические и специфические принципы методики; система понятий и упражнений; специальные и общедидактические умения и навыки; организационные формы (урок и самостоятельная работа); педагогические условия. Все это характеризует пропедевтическую работу по предупреждению грамматических ошибок как систему.

Ключевые слова: грамматические ошибки, виды грамматических ошибок (морфологические и синтаксические ошибки), пропедевтическая работа по предупреждению и преодолению грамматических ошибок в речи учащихся.

В школьном изучении морфологии пропедевтическая работа над грамматическими ошибками реализуется как методическая система, направленная на предотвращение в речи учащихся грамматических (морфологических и синтаксических) ошибок путем введения элементарных сведений по синтаксису на уроках морфологии и ознакомления школьников с видами грамматических ошибок (морфологическими и синтаксическими) в процессе выполнения упражнений. Данная работа по предупреждению грамматических ошибок строится с учетом тенденций и закономерностей развития грамматического строя речи учащихся, типичных грамматических ошибок в речи детей и причин их появления, видов грамматических ошибок и способов их квалификации.

Изучение грамматики предоставляет неограниченные возможности для предупреждения в речи учащихся грамматических ошибок, поскольку главная цель изучения грамматики в школе — формирование грамматических норм речи учащихся в процессе усвоения ими грамматических понятий, правил и определений как основы для овладения специальными и общедидактическими умениями и навыками, необходимыми для речевой деятельности. Роль грамматики в формировании грамматического строя речи неоспорима, как неоспорима связь языка и речи.

Язык — важнейшее средство материального воплощения мысли. Вместе с тем возможности школьного курса грамматики для целей развития речи учащихся до конца не исчерпаны, подтверждением чему является частотность грамматических ошибок в речи школьников. Как свидетельствует школьная практика, материалы ЕГЭ по русскому языку (анализ грамотности учащихся при выполнении ими творческого задания — часть С), результаты проведенного нами констатирующего эксперимента, грамматические ошибки принадлежат к числу распространенных и устойчивых. Соответственно нашим данным, по частотности они занимают второе место после речевых, однако в методической литературе нет единой классификации грамматических ошибок, которая значительно облегчила бы работу учителя по их предупреждению и преодолению. Это отмечает и Г. А. Анисимов: «Только верная квалификация каждой речевой неточности, допускаемой школьником, выявление ее причины позволяют определить и рациональные пути, и способы ее предотвращения» [2, с. 25].

Актуальность исследуемой проблемы определяется потребностями современного общества в выпускниках средних образовательных учреждений, свободно владеющих речью как средством познания окружающей действительности и способных к продолжению обучения в высших

учебных заведениях, к самостоятельной общественной деятельности: «...ни один специалист, чем бы он ни занимался в профессиональном плане, не может обойтись без совершенствования речи, устной и письменной, так как от этого зависит его взаимопонимание с другими людьми, а значит, и успех собственной деятельности» [1, с. 4]. Овладение нормами грамматически правильной речи невозможно без пропедевтической работы над грамматическими ошибками.

В современной лингвистике и методике существуют различные определения понятия «грамматические ошибки». В качестве рабочего в школьной практике обучения русскому языку может быть использовано предлагаемое нами определение, сформулированное на основе данного В. И. Капинос: «Грамматические ошибки — это нарушения норм грамматики в образовании и употреблении форм слов, в образовании словосочетаний и предложений» [4].

В целях повышения эффективности работы по предупреждению и преодолению грамматических ошибок в речи учащихся необходимо разграничивать внутри грамматических ошибок морфологические и синтаксические и вести работу над каждым видом грамматических ошибок на понятийно-терминологической основе. Морфологические ошибки — нарушения в образовании форм слов, синтаксические — нарушения в построении словосочетании и предложении.

Работа над грамматическими ошибками (предупреждение и преодоление) — один из разделов методики развития речи. Формирование умений и навыков, необходимых учащимся в работе над ошибками, осуществляется на основе совершенствования учебно-языковых и речевых (коммуникативных) умений и навыков, развивая, по словам Л. Г. Антоновой, «у говорящего и пишущего определенную коммуникативную компетентность... А в целом это обеспечивает воспитание грамотной языковой личности» [3, с. 27]. Пропедевтическая работа над грамматическими ошибками — одно из направлений работы над грамматическими ошибками, которое реализуется в школьной практике попутно с работой по устранению уже имеющихся в речи детей грамматических ошибок, опирается на знание учителем типичных грамматических ошибок и причин их появления.

Тема «Имя существительное» позволяет организовать работу по предупреждению наиболее частотных грамматических ошибок в речи уча-

щихся с опорой на принцип изучения морфологии на синтаксической основе. Нами было выявлено, что самыми распространенными грамматическими ошибками учащихся являются синтаксические (необоснованный пропуск членов предложения, нарушение границ предложения, ошибки в согласовании и управлении). Синтаксическая функция имени существительного многообразна: оно может быть любым членом предложения. Это позволяет организовать пропедевтическую работу над возможными грамматическими (морфологическими и синтаксическими) ошибками, связанными с употреблением имени существительного в речи, на уроках морфологии еще до систематического изучения синтаксиса в 8-9 классах путем предварительного ознакомления учащихся с синтаксическими связями и отношениями, в которые вступает имя существительное с другими частями речи в составе предложения.

Уроки изучения грамматики (имени существительного) имеют потенциальные возможности для работы над грамматическими ошибками путем предварительного ознакомления учащихся с синтаксическими связями и отношениями имени существительного с другими частями речи в составе предложения до систематического изучения синтаксиса и видами грамматических ошибок при изучении грамматических тем.

Проблеме изучения и развития речи детей посвящена обширная психолого-педагогическая и научно-методическая литература. Исследованием данной проблемы занимались известные ученые-психологи (Д. Н. Богоявленский, П. П. Блонский, Л. С. Выготский, М. М. Гохлернер, Н. И. Жинкин,

A. А. Леонтьев, В. Е. Мамушин и другие), ученые-методисты (Н. Н. Алгазина, Г. А. Анисимов, Л. Г. Антонова, С. А. Арефьева, М. Т. Баранов,

B. А. Добромыслов, В. И. Капинос, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов, Г. А. Фомичева, С. Н. Цейтлин и др.) и лингвисты (А. Н. Гвоздев, Л. В. Щерба и другие).

Пропедевтическая работа над грамматическими ошибками является специальным разделом методики развития речи учащихся, в содержание которого входят:

- состав школьного курса грамматики;

- общедидактические принципы (систематичность, сознательность и активность учащихся в обучении; индивидуализация обучения; связь теории с практикой) и специфические принципы методики (принцип изучения морфологии на синтаксической основе, принцип сочетания

коллективной и индивидуальной работы учащихся над ошибками);

- система понятий («грамматические ошибки», «морфологические ошибки», «виды морфологических ошибок», «синтаксические ошибки», «виды синтаксических ошибок») и упражнений;

- специальные и общедидактические умения и навыки;

- организационные формы (урок и самостоятельная работа);

- педагогические условия.

Изучение и анализ психолого-педагогической литературы определили основные направления работы над грамматическими ошибками учащихся: предупреждение грамматических ошибок учащихся при изучении основного курса грамматики; преодоление допущенных учащимися грамматических ошибок на уроках анализа письменных работ и в самостоятельной работе учащихся; предупреждение и преодоление грамматических ошибок в процессе самостоятельной работы учащихся (воспроизводящей, реконструктивно-вариативной и творческой).

Предупреждение грамматических ошибок учащихся предполагает опору на принцип систематичности и последовательности в обучении, принцип связи теории с практикой, принцип взаимосвязи в изучении морфологии и синтаксиса и предусматривает такие формы работы, как уроки разных типов (урок изучения нового материала, повтори-тельно-обобщающий урок, комбинированный урок, урок развития речи) и самостоятельную работу (воспроизводящую, реконструктивно-вариативную, творческую).

Преодоление грамматических ошибок, имеющихся в речи школьников и выявленных учителем в ходе проверки письменных работ учащихся, должно строится с учетом принципа сознательности и активности учащихся в обучении, принципа индивидуализации в обучении, принципа сочетания коллективной и индивидуальной работы учащихся над грамматическими ошибками на уроках русского языка (повторительно-обобщающем уроке, комбинированном уроке, уроке анализа письменных работ учащихся) и в процессе разных видов самостоятельной работы.

Специальные и общедидактические умения и навыки, необходимые учащимся в работе над грамматическими ошибками, успешно формируются в учебной деятельности, предполагаю-

щей пропорциональное сочетание коллективной и индивидуальной (самостоятельной) работы, учет причин появления грамматических ошибок в речи учащихся и педагогических условий их предупреждения, знание тенденций и закономерностей формирования грамматического строя речи детей.

Действующие учебники по русскому языку для школы (теоретический и практический материал) обладают потенциальными возможностями для систематической работы над грамматическими ошибками. При изучении грамматических тем, в частности имени существительного, возможно и необходимо проведение пропедевтической работы над грамматическими ошибками на понятийно-терминологической основе путем ознакомления учащихся с понятиями «грамматические ошибки», «морфологические ошибки», «виды морфологических ошибок», «синтаксические ошибки», «виды синтаксических ошибок» в процессе реализации принципов связи теории с практикой, систематичности и последовательности в обучении, взаимосвязи в изучении морфологии и синтаксиса. Вместе с тем анализ школьных учебников позволил сделать вывод, что упражнения во всех действующих учебниках позволяют предупредить лишь отдельные виды грамматических ошибок. В школьных учебниках почти отсутствуют упражнения на преодоление (устранение) грамматических ошибок. Следовательно, дидактический материал действующих учебников для школы нуждается в дополнении его специальными упражнениями, выполнение которых способствовало бы предупреждению и преодолению грамматических ошибок в речи учащихся.

Таким образом, на основе изучения психолого-педагогической и научно-методической литературы мы пришли к выводу, что методика работы по предупреждению грамматических ошибок в речи учащихся должна строиться с учетом следующих требований:

- опираться на базовые знания учащихся по русскому языку, общедидактические и специальные умения и навыки;

- способствовать развитию познавательных процессов личности школьников (внимания, памяти, мышления и речи);

- быть направлена на овладение учащимися приемами мыслительной деятельности (анализом, синтезом, сравнением, сопоставлением и обобщением);

- учитывать причины возникновения грамматических ошибок в речи учащихся;

- опираться на тенденции и закономерности развития грамматического строя речи детей.

-чэ—-

1. Аверьянова А. П., Воинова Е. И. Стилистические ошибки в сочинениях поступающих в высшие учебные заведения // Русский язык в школе. 1964. № 2. С. 57-60.

2. Анисимов Г. А. О классификации речевых ошибок // Русский язык в национальной школе. 1989. № 3. С. 25-31.

3. Антонова Л. Г. Опыты жанра: историческая и современная практика решения // Русский язык в школе. 2000. № 3. С. 21-27.

4. Оценка знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку: сб. ст. / сост.: В. И. Капинос, Т. А. Костяева. М.: Просвещение, 1986.

1. Averyanova Л. P., Voinova E. I. 8Ш18ЙсЬе8к1е (мЫЬЫ V 80сЫпешуакЪ рс^ираушИсЫкЬ V vysshie исИеЪпуе zavedeniya // Russkiy уа7ук V shkole. 1964. № 2. Б. 57-60.

2. Лnisimov О. Л. О klassifikatsii rechevykh oshibok // Russkiy yazyk V natsionalnoy shkole. 1989. № 3. Б. 25-31.

3. ЛШопауа Ь. О. Ору!у zhanra: istoricheskaya i sovremen-naya praktika resheniya // Russkiy yazyk V shkole. 2000. № 3. Б. 21-27.

4. Otsenka znaniy, umeniy i navykov uchashchikhsya po russkomu yazyku: sЪ. st. / sost.: V. I. Клрт«, Т. А. Kostyaeva. М.: Prosveshchenie, 1986.

Tatyana A. Khristolyubova Mari State University, Yoshkar-Ola

How to Prevent and Overcome Grammatical Mistakes in Schoolchildren's Oral and Written Speech

The present article is devoted to one of the urgent questions of speech development teaching techniques -propaedeutic work at grammatical mistakes (prevention and overcoming). Experience and skills necessary for schoolchildren in their work at mistakes are formed on the basis of language and communicative experience and skills development. In school practice, propaedeutic work is realized together with the elimination of mistakes that children already have due to the fact that teachers are familiar with children's typical mistakes and they know what they are caused by. Propaedeutic work at grammatical mistakes includes: school course of Grammar, general didactical and specific principles of teaching techniques, system of concepts and exercises, special and general didactical experience and skills; organizational forms (lessons and individual work), pedagogical conditions due to which it may be considered as a system.

Key words: grammatical mistakes, types of grammatical mistakes (morphological and syntactical), propaedeutic work at grammatical mistakes (prevention and overcoming).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.