Научная статья на тему 'Классификации нарушений интеллекта (исторический аспект)'

Классификации нарушений интеллекта (исторический аспект) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3614
319
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРУШЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТА / ОЛИГОФРЕНИЯ / ДЕМЕНЦИЯ / КЛАССИФИКАЦИИ НАРУШЕНИЙ ИНТЕЛЛЕКТА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ташина Т.М.

В статье на основе историографического анализа отечественной и зарубежной литературы описаны подходы к систематике нарушений интеллекта и различных их форм, что имеет как теоретическое, так и практическое значение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Классификации нарушений интеллекта (исторический аспект)»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070

УДК 159. 973

Т.М.Ташина

К.пс.наук, доцент, Факультет педагогики и психологии Шуйский филиал ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет»

г. Шуя, Российская Федерация

КЛАССИФИКАЦИИ НАРУШЕНИЙ ИНТЕЛЛЕКТА (ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)

Аннотация

В статье на основе историографического анализа отечественной и зарубежной литературы описаны подходы к систематике нарушений интеллекта и различных их форм, что имеет как теоретическое, так и практическое значение.

Ключевые слова

Нарушения интеллекта, олигофрения, деменция, классификации нарушений интеллекта

Хорошо известно, что ни одна область человеческой деятельности не может успешно развиваться без глубокого изучения предшествующих этапов развития этой науки или деятельности. К настоящему времени достигнуты значительные успехи в изучении, обучении и воспитании детей с нарушениями интеллекта. Сформированы самостоятельные отрасли науки - олигофренопедагогика и психология детей с отклонениями в интеллектуальном развитии (олигофренопсихология). Одной из центральных проблем олигофренопсихологии и олигофренопедагогики, а также смежных с ними отраслей знаний, по нашему мнению, является проблема определения сущности умственной отсталости и ее систематизации. Решение этой проблемы имеет не только теоретическое, но и огромное практическое значение. Чем точнее будет описана феноменология умственной отсталости, чем значимее и адекватнее будет выбран критерий ее классификации, тем грамотнее и эффективнее будет осуществляться процесс дифференциальной диагностики сходных нарушений развития и определяться соответствующий состоянию ребенка образовательный маршрут. Все это, конечно, невозможно без анализа накопленных в науке и практике данных, поэтому мы решили проследить эволюцию взглядов на умственную отсталость и возможности ее классификации.

В результате проведенного историографического анализа литературы [1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10; 11; 12; 13; 14] в рамках заявленной темы мы пришли к следующим выводам.

1.В истории изучения людей с нарушением интеллекта существовало много подходов к определению понятия «умственная отсталость»:

• одни ученые (Ph. Pinel, J.E.D. Esguirol [15], G.Jervis [7] и др.) считали, что своеобразие умственно отсталых лиц сводится лишь к количественным недостаткам интеллектуального развития;

• другие (E.Seguin, K. Lewin и др. [7]) к основным симптомам умственной отсталости относили нарушение аффективной и волевой сфер;

• третьи (E.Scholz-Ehrman [7], Л.С.Выготский [2] и др.) утверждали, что при умственной отсталости в разной степени нарушены познавательная, эмоционально-волевая сферы, деятельность и личность в целом.

До сих пор нет единого мнения относительно того, что считать умственной отсталостью. При этом в качестве классического, наиболее принятого в отечественной олигофренопсихологии можно рассматривать определение, согласно которому умственная отсталость - это стойкое и необратимое нарушение преимущественно познавательной деятельности в результате органического поражения ЦНС [4; 5; 13].

2.Традиционно в умственной отсталости различают такие основные клинические формы, как олигофрения и деменция [3; 11; 12]; кроме этого, некоторые авторы считают необходимым добавить в этот перечень пограничную умственную отсталость [9].

3.Более всего в психолого-педагогической науке исследована олигофрения, под которой понимают непрогредиентное (законченное), рано приобретенное общее недоразвитие интеллектуальных способностей.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070

При этом наблюдается историческая преемственность в развитии взглядов на развитие психики детей с олигофренией. Достаточно глубоко изучены высшие психические функции детей этой категории, предложены концептуальные модели их коррекционно-развивающего обучения. Однако большое многообразие клинических форм олигофрении, а также различных подходов к ее изучению привели к созданию значительного числа классификаций олигофрений. Например, только в англогоязычных странах их насчитывается свыше 20 [8]. В основу существующих классификаций положены разные критерии в зависимости от того, для каких целей она создавалась. Это нередко приводит к тому, что представители разных специальностей относят одни и те же состояния в разные группы или объединяют в различные формы олигофрении. Олигофрения чаще всего систематизируется по следующим критериям:

• степень снижения интеллекта (Ph. Pinel; J.E.D. Esguirol [15]; S.A.Kirk; D.Wechsler; Н.И.Озерецкий [7; 8]; М.О.Гуревич; МКБ - 9; МКБ - 10);

• обучаемость и степень социальной адаптации (C.Ingram; M.Clough; K.Gassel [7; 8] и др.);

• структура дефекта (клинико-патогенетическая классификация М.С.Певзнер, 1959, 1965, 1979 [3; 12]);

• время действия патогенного фактора (S. de Sanctis [6; 7]; этиопатогенетическая классификация Г.Е.Сухаревой, 1965 [14]).

4.Менее изученной в психолого-педагогической науке является деменция - состояние, приобретенное вследствие позднего органического поражения ЦНС и проявляющееся в нарушении мышления, памяти, речи и других познавательных функций. Долгое время деменция являлась чисто медицинской и социальной проблемой, однако в современных олигофренопсихологии и олигофренопедагогике ей стали уделять больше внимания.

Деменция обычно классифицируется по:

• локализации (корковая, подкорковая, корково-подкорковая, мультифокальная);

• степени тяжести (легкая, умеренная, тяжелая);

• особенностям клинической картины (органическая, шизофреническая, эпилептическая) [8; 9; 10; 14].

5.Несмотря на то, что сегодня существует множество разных подходов и классификаций умственной отсталости, наиболее подходящей для решения практических учебно-воспитательных и коррекционных задач, по нашему мнению, является классификация, предложенная С.Я.Рубинштейн [13]. Предложенный автором в данной систематике критерий выделения типологических групп (наличие/отсутствие прогредиентности) позволяет прогнозировать динамику развития детей с нарушением интеллекта и в соответствии с этим прогнозом строить коррекционно-развивающий и образовательный процессы.

Список использованной литературы:

1. Азбукин, Д.И. Клиника олигофрении : Учеб. пособие для пед. ин -тов и педагогов-дефектологов / Д. И. Азбукин . - М. : Учпедгиз, 1936 . - 127 с.

2. Выготский, Л.С. Собрание сочинений : В 6-ти томах. Т. 5. Основы дефектологии / под ред. Т.А.Власовой. - М. : Педагогика, 1983. - 368 с.

3. Дети с отклонениями в развитии (отграничение олигофрении от сходных состояний) / Под ред. проф. М.С.Певзнер. - М. : Просвещение, 1966. - 271 с.

4. Забрамная, С.Д. Отбор умственно отсталых детей в специальные учреждения. - М. : Просвещение, 1988. - 96 с.

5. Забрамная, С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей: Учеб. для студентов дефектол. фак. педвузов и ун-тов. — 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение: Владос, 1995.— 112 с.

6. Замский, Х.С. История олигофренопедагогики / Х.С.Замский. - М.: Просвещение, 1974. - 392 с.

7. Замский, Х.С. Умственно отсталые дети : История их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины XX века / Х.С.Замский; предисловие Н.П.Коняевой. - М. : Издательский центр «Академия», 2008. - 368 с.

8. Исаев, Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство. - СПб. : Речь, 2003. - 391 с.

9. Ковалев, В.В. Психиатрия детского возраста. - М. : Медицина, 1979. - 608 с.

10. Маринчева, Г.С., Гаврилов, В.И. Умственная отсталость при наследственных болезнях. - М.: Медицина, 1988.

11. Отбор детей во вспомогательную школу : Пособие для учителя / Сост.: Т.А. Власова, К.С.Лебединская, В.Ф.Мачихина. - М.: Просвещение, 1983. - 176 с.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070

12.Певзнер, М.С. Дети-олигофрены : Изучение детей-олигофренов в процессе их воспитания и обучения / М.С. Певзнер. - М. : Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1959. - 484 с.

13. Рубинштейн, С.Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Просвещение, 1986.-192 с.

14. Сухарева Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста, т. I - III. - М.: Медгиз, 1955 - 1965

15. Esguirol J.E.D. Des maladies mentales/ Paris, 1838

© Ташина Т.М., 2015

УДК 159.9:35

В.Ю.Целикова

магистр, кафедра психологии и философии Факультет управления и социальных коммуникаций Тверской государственный технический университет, г. Тверь, Российская Федерация E-mail: viktoria.tselikova@yandex.ru

СТРЕСС ФАКТОРЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕНЕДЖЕРА

Аннотация

В современных экономических реалиях профессии связанные с руководством и управлением представляют особый интерес для исследований. Новые социально-экономические, политические условия повлияли на содержание управленческой деятельности, значительно усложнив ее реализацию. Указанные обстоятельства поддерживают возрастающую актуальность к изучению особенностей специфики профессиональной управленческой деятельности, а также социально-психологическим особенностям личности специалиста в области управления, способствующих выходу из стрессовых ситуаций, а также адаптации к изменениям окружающей среды.

Ключевые слова

Менеджер, управленческая деятельность, профессиональный стресс, стресс-реакции, средства управления.

Теоретический анализ по проблеме профессиональной деятельности менеджера как специалиста в области управления показал, что она сложна и многофункциональна, а одна из ее сторон связана с принятием решений в условиях неопределенности. Одними из немногочисленных факторов усложняющих ее является насыщенность многочисленными контактами и взаимодействиями с разными категориями людей (клиенты, сотрудники, посетители), а также возможность финансовой ответственности [1; 2].

Еще одним отличительным моментом, указывающим на специфичность профессиональной управленческой деятельности, является необходимость воздействовать не только на подчиненных как субъектов управления, координировать их деятельность, но и владеть экономическими, информационными, организационными средствами управления для максимального достижения целей организации.

Как видно, многие из перечисленных нами особенностей создают условия для возникновения и развития профессионального стресса у руководящего состава организации. Следует также учитывать, что некоторые профессионально-важные качества способствующие эффективности менеджера в профессиональной деятельности, также могут приводить к стрессовым реакциям. Этими качествами могут быть способность принимать нестандартные, непопулярные, инновационные, инновационные, а также жесткие решения в процессе управления [2; 4].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.