Научная статья на тему 'Классический рационализм: генезис и эволюция'

Классический рационализм: генезис и эволюция Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
3329
289
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЦИОНАЛИЗМ / КЛАССИЧЕСКИЙ РАЦИОНАЛИЗМ / ИДЕЯ / ФОРМА / СУБСТАНЦИЯ / ПАНЛОГИЗМ / RATIONALISM / CLASSICAL RATIONALISM / IDEA / FORM / SUBSTANCE / PANLOGISM

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Рахматуллин Рафаэль Юсупович, Семенова Эльвира Разифовна

Статья посвящена исследованию генезиса и развития классического рационализма. Исходной идеей этой философской парадигмы является принцип тождества мышления и бытия, восходящий к теории идей Платона и учению Аристотеля о форме. Отмечается большой вклад Спинозы, которому удалось объединить две субстанции (Бога и Природу) в одну Бога-Природу. Пантеизм Спинозы нашел свое продолжение в панлогической системе Гегеля, представляющего собой вершину классического рационализма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLASSICAL RATIONALISM: GENESIS AND EVOLUTION

The article investigates genesis and development of classical rationalism. The initial idea of this philosophical paradigm is the principle of identity of thinking and being, which goes back to Plato's theory of ideas and Aristotle's teachings about the form. The paper notes a great contribution made by Spinoza, who managed to unite two substances (God and Nature) into one God-Nature. Spinoza's pantheism found its continuation in Hegel's panlogical system that represents the top of classical rationalism.

Текст научной работы на тему «Классический рационализм: генезис и эволюция»

Рахматуллин Рафаэль Юсупович, Семенова Эльвира Разифовна КЛАССИЧЕСКИЙ РАЦИОНАЛИЗМ: ГЕНЕЗИС И ЭВОЛЮЦИЯ

Статья посвящена исследованию генезиса и развития классического рационализма. Исходной идеей этой философской парадигмы является принцип тождества мышления и бытия, восходящий к теории идей Платона и учению Аристотеля о форме. Отмечается большой вклад Спинозы, которому удалось объединить две субстанции (Бога и Природу) в одну - Бога-Природу. Пантеизм Спинозы нашел свое продолжение в панлогической системе Гегеля, представляющего собой вершину классического рационализма. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/372017/3-2/33.html

Источник

Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2017. № 3(77): в 2-х ч. Ч. 2. C. 129-131. ISSN 1997-292X.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/3/2017/3-2/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net

14. Савосина Е. Мечты за год до круглой даты // Технология дела. Южно-Сахалинск, 2008. № 2. С. 24-25.

15. СИТАЛЛ: качественная полиграфия. Красноярск: Ситалл, 1996. 5 с.

16. Старовойтова В. Долгий путь в профессии: беседа с генеральным директором ИПК «Дальпресс» М. В. Щекиной // Печатный двор. Дальний Восток России. 2004. № 4. С. 29-31.

17. Черников В. Книга перемен издательства «Советская Сибирь» // Стратегия успеха: деловой журнал. Новосибирск, 2004. № 2 (апрель). С. 37-40.

18. Чернявский А. Что за тип этот «РИОТИП»?: беседа с главным редактором издательства «РИОТИП» Н. Чековитовым // Тихоокеанская звезда. Хабаровск, 1995. 23 февраля.

19. Шапинова Н. Мы не роняем свой престиж: беседа с директором издательства «Советская Сибирь» В. Ф. Комовым // Полиграфия. 1994. № 4. С. 9-10.

PRINTING HOUSES IN THE ROLE OF PUBLISHERS: PHENOMENON OF PUBLISHING LIFE OF RUSSIA IN THE 1990-2010S (BY THE MATERIALS OF SIBERIA AND THE FAR EAST)

Posadskov Aleksandr Leonidovich, Doctor in History, Professor The State Public Scientific Technological Library of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences

knigoved@spsl. nsc.ru

The paper examines one of distinguishing features of book industry of Russian regions, which was noted during reforms of the late XX - the early XXI century: printing houses that had been only technical executors of publishing orders in the Soviet period began to position themselves as independent publishers. According to the author, invasion of typographers in professional publishing environment had ambiguous consequences. Developing book publishing in remote regions to an average level, they were not in general creators of the book, conductors of book culture.

Key words and phrases: book publishing; printing houses; Siberia and the Far East; polygraphic production; book production; reforms of the late XX - the early XXI century.

УДК 113

Философские науки

Статья посвящена исследованию генезиса и развития классического рационализма. Исходной идеей этой философской парадигмы является принцип тождества мышления и бытия, восходящий к теории идей Платона и учению Аристотеля о форме. Отмечается большой вклад Спинозы, которому удалось объединить две субстанции (Бога и Природу) в одну - Бога-Природу. Пантеизм Спинозы нашел свое продолжение в панлогической системе Гегеля, представляющего собой вершину классического рационализма.

Ключевые слова и фразы: рационализм; классический рационализм; идея; форма; субстанция; панлогизм.

Рахматуллин Рафаэль Юсупович, д. филос. н., профессор Семенова Эльвира Разифовна, к. филос. н.

Башкирский государственный аграрный университет, г. Уфа rafat54@mail.ru; elvira_zin@mail.ru

КЛАССИЧЕСКИЙ РАЦИОНАЛИЗМ: ГЕНЕЗИС И ЭВОЛЮЦИЯ

Рационализм - одна из важнейших философских парадигм, согласно которой разум составляет основу объективного мира, познания и деятельности человека. Разум в такой трактовке приобретает не только гносеологический, но и онтологический статус. В. С. Стёпин предлагает различать рационализм классический, неклассический и постнеклассический [11, с. 326-328]. Классический рационализм возник еще в античности и основывается на принципе тождества мышления и бытия. Его сторонники защищают тезис о познаваемости мира на том основании, что объективный мир и мышление функционируют по одним и тем же алгоритмам. При этом первичным объявляется внешний по отношению к мышлению человека мир, по законам которого скроены законы человеческого разума.

Неклассический рационализм зарождается в Новое время и основывается на принципе невозможности абсолютно объективного знания в силу того, что всякий продукт познания несет в себе особенности субъекта. Формула классического рационализма «объективное ^ субъективное» меняется на противоположную -«субъективное ^ объективное».

Постнеклассический рационализм основывается на принципе детерминированности знания его социокультурным окружением и ценностными ориентациями субъекта познания. Не подвергая сомнению важность неклассической формулы рациональности, сторонники постнеклассического рационализма говорят о важности учета влияния реальных событий на принятие решений. Выражаясь языком логики, здесь имеет место формула (субъективное ^ объективное) & (объективное ^ субъективное).

Главная идея классического рационализма была заложена еще в философии Платона. В диалоге «Государство» он пишет о существовании идеи кровати, обитающей в мире сущего, ее материального воплощения в виде изготовленных плотниками кроватей и изображения этой материальной кровати живописцем: «Кровати

130

Издательство ГРАМОТА

www.gramota.net

бывают троякими: одна существует в самой природе, и ее мы признали бы, думаю я, произведением бога <...>. Другая - это произведение плотника <...>. Третья - произведение живописца <...>. Живописец, плотник, бог -вот три создателя этих трех видов кровати» [6, с. 423-424]. Существование двух последних видов зависит от наличия первого (идеи), который служит образцом-идеалом для всех видимых зрением человека кроватей. В онтологии Платона мир удваивается на два вида реальности: мир сущностей (идей, первообразов) и мир их воплощений в чувственно-воспринимаемые предметы (материальные вещи или духовные творения человека). При этом мир идей - «первичный мир» - определяет вид и структуру «вторичного мира». Поскольку «вторичный мир» сконструирован по образцам «мира первичного», то они тождественны точно так, как, например, тождественны оригинал и его рисунок. Важно заметить, что Платон считает, что «первичный мир» не зрим, но умопостигаем. В диалоге «Федр» Платон пишет, что он расположен в области, которая «занимает бесцветная, без очертаний, неосязаемая сущность, подлинно существующая, зримая лишь кормчему души - уму» [5, с. 183]. Это дает повод характеризовать Платона, во-первых, как рационалиста, во-вторых, как основателя классического рационализма.

Аристотель пытался избежать идеи удваивания мира, сформулированной Платоном. Он старается объединить в вещи телесное и бестелесное начала. Первое он называет материей, второе - формой. И сутью вещи называет форму: «Здоровье возникает из здоровья, а дом - из дома, а именно дом, имеющий материю, из дома без материи, ибо врачебное искусство есть форма здоровья, а искусство домостроительное - форма дома; а под сущностью без материи я разумею суть бытия вещи» [1, с. 199]. Если сравнить этот фрагмент из «Метафизики» Аристотеля с приведенным выше фрагментом из работы Платона о существовании «небесной кровати», то можно утверждать, что Аристотелю не удалось преодолеть платоновскую онтологию. Думается, прав Б. Рассел, который замечает: «Форма, говорят нам, более реальна, чем материя; она представляет собой воспоминание о единственной реальности идей. Изменение, которое Аристотель вносит в метафизику Платона, по-видимому, в действительности меньше, чем он хочет его представить <...>. Как "идеи" для Платона, так и "формы" для Аристотеля имели собственное метафизическое существование, которое обуславливает все отдельные вещи» [7, с. 219]. Как и Платон, Аристотель - рационалист, считающий, что формы человеческой мысли соответствуют изначальным формам бытия.

В средневековой философии рационализм является доминирующим течением. Разум здесь рассматривается как божий дар. В средневековом суфизме, как и у Платона и Аристотеля, вместилищем разума объявляется душа человека. А душа единосущна с Богом, является его «представителем» в человеке [8; 9]. По этой причине мир, сотворенный разумом Бога, познаваем и при помощи тождественного ему человеческого разума, правда, обладающего меньшей мощью, чем божественный разум.

Расцвет классического рационализма происходит в Новое время и связан с именами Декарта, Спинозы и Гегеля. Девизом и ключевым принципом философии Декарта является провозглашенный им в «Первоначалах философии» тезис «Я мыслю, следовательно, я существую». Руководствуясь методом подвергать все сомнению, Декарт приходит к выводу, что только осознание себя мыслящим существом невозможно подвергнуть сомнению: «Полагать, что мыслящая вещь в то самое время, как она мыслит, не существует, будет явным противоречием. А посему положение "я мыслю, следовательно, я существую" - первичное и досто-вернейшее из всех, какие могут представиться кому-либо в ходе философствования» [3, с. 316]. Рационализм Декарта основывается на его концепции «врожденных идей» - очевидных знаниях, имеющих божественное происхождение. Лучший путь к истине, по его мнению, - дедуктивные выводы, основанные на «врожденных идеях». Декарту, как и Аристотелю, не удалось преодолеть платоновскую концепцию удвоенности мира. По его мнению, существуют два параллельных мира: «мир ума» и «мир материи», которые могут взаимодействовать между собой при помощи Бога, имеющего рациональную природу. Избавиться от дуальной онтологии удалось лишь Б. Спинозе, которого Б. Рассел называет «самым благородным и привлекательным из великих философов» [7, с. 670].

Главным произведением Спинозы является посмертно изданная «Этика», в которой в концентрированном виде изложены его философские взгляды. Именно там мы находим самую точную и емкую характеристику классического рационализма: «Порядок и связь идей те же, что порядок и связь вещей» [10, с. 59]. Но если у Платона порядок и связь идей первичны и определяют порядок и связь вещей, а в марксизме -наоборот, то для Спинозы нет противоречия между этими двумя противоположными суждениями. Для него Бог и материя - суть одно. Существование и есть сущность Бога, и «кроме Бога нет и не может быть представлена никакая субстанция» [Там же, с. 17]. Кроме того, и Природа, и Бог как две ипостаси одной сущности подчиняются одним и тем же законам разума: «Вещи не могли быть произведены Богом никаким другим образом и ни в каком другом порядке, как в том, в каком они произведены» [Там же, с. 39].

Пантеистический рационализм Спинозы был доведен до совершенства Г. В. Ф. Гегелем, которому удалось построить стройную панлогическую онтологию. Из философии Спинозы Гегель заимствует самую важную идею - единства субстанции, представляющей собой разум: «Разум есть субстанция, а именно - то, благодаря чему и в чем действительность имеет свое бытие <...>. Разум есть бесконечное содержание, вся суть и истина, и он является для самого себя тем предметом, на обработку которого направлена его деятельность» [2, с. 10]. Философия Гегеля есть развернутое описание этой субстанции, названной им абсолютной идеей. Вся история Вселенной, согласно его учению, представляет собой эволюцию абсолютной идеи от ее первичного состояния чистой мысли (логики) до ее материализации (природы) и переход от последней к состоянию абсолютного духа. Вся эта онтологическая триада по своей сути является трансформацией единой субстанции - разума. В первом состоянии разум предстает как чистая логика (разум в виде чистой мысли), во втором - его существование в ином (природе), в третьем, наиболее развитом состоянии, - осознании себя и своей истории при помощи

таких феноменов культуры, как искусство, религия и философия. Именно в философии, считает Гегель, завершается процесс самопостижения абсолютной идеи. Таким образом, природа, будучи инобытием разума, функционирует по тем же законам, что и мышление. Гегель формулирует всеобщие законы развития, которые представляют собой законы диалектической логики. В соответствии с этими законами и неживая природа, и биологический мир, и общество, и мышление человека развиваются по одним и тем же алгоритмам, представляющим собой модификации законов всеобщего разума. На эту идею обратил внимание В. И. Ленин, когда конспектировал работу Гегеля «Наука логики»: «Логика есть учение не о внешних формах мышления, а о законах развития "всех материальных, природных и духовных вещей", т.е. развития всего конкретного содержания мира и познания его, т.е. итог, сумма, вывод истории познания мира» [4, с. 84].

Вывод: классический рационализм представляет собой форму объяснения мира, основанную на идее тождества мышления и бытия. Мышлению в этой концепции придается онтологический статус как основы и условия существования объективной реальности. В пантеизме Спинозы и в панлогической системе Гегеля мышление и бытие рассматриваются как две ипостаси единой субстанции.

Список источников

1. Аристотель. Сочинения: в 4-х т. М.: Мысль, 1976. Т. 1. 550 с.

2. Гегель Г. В. Ф. Сочинения: в 14-ти т. М. - Л.: Государственное социально-экономическое изд-во, 1935. Т. 8. Философия истории. 468 с.

3. Декарт Р. Сочинения: в 2-х т. М.: Мысль, 1989. Т. 1. 654 с.

4. Ленин В. И. Полное собрание сочинений: в 55-ти т. М.: Изд-во политической литературы, 1959. Т. 29. 782 с.

5. Платон. Сочинения: в 3-х т. М.: Мысль, 1970. Т. 2. 611 с.

6. Платон. Сочинения: в 3-х т. М.: Мысль, 1970. Т. 3. Ч. 1. 687 с.

7. Рассел Б. История западной философии. СПб.: Азбука, 2001. 960 с.

8. Рахматуллин Р. Ю. Философия суфизма // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2015. № 10 (60). Ч. 3. С. 165-167.

9. Рахматуллин Р. Ю. Al-Ghazali's Gnoseology // Вестник Восточной экономико-юридической гуманитарной академии. 2015. № 5 (79). С. 147-156.

10. Спиноза Б. Этика. Мн.: Харвест; М.: АСТ, 2001. 336 с.

11. Стёпин В. С. Философия науки. Общие проблемы. М.: Гардарики, 2007. 384 с.

CLASSICAL RATIONALISM: GENESIS AND EVOLUTION

Rakhmatullin Rafael' Yusupovich, Doctor in Philosophy, Professor Semenova El'vira Razifovna, Ph. D. in Philosophy Bashkir State Agrarian University in Ufa rafat54@mail. ru; elvira_zin@mail. ru

The article investigates genesis and development of classical rationalism. The initial idea of this philosophical paradigm is the principle of identity of thinking and being, which goes back to Plato's theory of ideas and Aristotle's teachings about the form. The paper notes a great contribution made by Spinoza, who managed to unite two substances (God and Nature) into one -God-Nature. Spinoza's pantheism found its continuation in Hegel's panlogical system that represents the top of classical rationalism.

Key words and phrases: rationalism; classical rationalism; idea; form; substance; panlogism.

УДК 791.43.03 Искусствоведение

В статье рассматриваются идейно-художественные особенности фильма Фрица Ланга «Шпионы». Авторы уделяют особое внимание структурным элементам, сближающим киноленту с предыдущей работой режиссера «Метрополис». Анализируются причины обращения создателей картины к художественным приёмам, характерным для раннего киноэкспрессионизма. Обосновывается положение о том, что создание фильма являлось важным этапом развития творческой манеры Ланга.

Ключевые слова и фразы: киноискусство; история художественно-игрового кино; экспрессионизм; приключенческий фильм; Фриц Ланг.

Роман Сергей Николаевич, к. филол. н. Булавкин Клим Валерьевич, к. филол. н.

Государственный гуманитарно-технологический университет, г. Орехово-Зуево berbertolu44i@mail. гы

ЗНАЧЕНИЕ ФИЛЬМА «ШПИОНЫ» (1928) ДЛЯ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МИРА ФРИЦА ЛАНГА

В 1927 году, после выхода на экраны самого дорогого на тот момент немецкого кинофильма «Метрополис» режиссер Фриц Ланг оказывается вынужден осознать: сложный, аллегорический язык картины чужд массовому

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.