ПЕРЕВОДЫ
Клара и Фуко. Затвор как гетеротопия1
Алессандра Бартоломеи Романьоли Chiara е Foucault. La clausura come eterotopia
Alessandra Bartolomei Romagnoli.
1. Бонифаций VIII, законодатель
"Peliculoso ас detestabili quarumdam monialium statui"2. Таково знаменитое incipit буллы Бонифация VIII от 1298 года, которая в виде вставки в Шестую книгу Декреталий, возводит затвор к постоянной и универсальной норме Церкви3. Не в первый раз понтифик устанавливал такие положения, но меры, принятые ранее имели особый характер и направлялись на точные юридические субъекты4. Теперь затвор становился
1 От редакции: Мы публикуем статью известного историка католической церкви проф. Алессандры Бартоломеи Романьоли (Alessandra Bartolomei Romagnoli). "Chiara e Foucault. La clausura come eterotopia" in "Da santa Chiara a suor Francesca Farnese. R francescanesimo femminile e il rrwnastero di Fara in. Sabina", a cura di Sofia Boesch Gajano e Tersilio Leggio. Viella. Librería editrice Via delle Alpi, 32. 1-00198, pp. 47-68) - извлечение из материалов Конференции «От святой Клары к сестре Франческе Фарнезе. Женское францисканское движение и монастырь Фара в Сабине», под редакцией Софьи Боэш Гай-ано и Терсильо Леджо, опубликованных отдельным томом в римском издательстве «Виелла». Мы благодарим автора проф. Алессандру Бартоломеи Романьоли за разрешение перевести и опубликовать данный ее труд. Мы благодарим издательство «Виелла» за предоставленное право опубликовать статью. Перевод с итальянского языка выполнен А.А. Клестовым. *Сокращения: RegAb: Regola di Abelardo, в Rególe monastiche femminili, a cura di L.Cremaschi, Torino, 2003, pp. 287-373; RegCes: Regola per le vergini, ibidem, pp. 27-65. RegCl: Regola di Chiara, in La letteratura francescana, I a cura di C. Leonardi, Milano, 2004, pp.304-331; RegFon: Regola di Fontevraud, in Rególe monastiche femminili, pp.385-391; Reglnn: Regola di Innocenzo IV, в Escritos de Santa Clara y documentos conplementarios, ed. I. Omaechevarria, Madrid 1982 (Biblioteca de autores cristianos, 314); RegUg: Costituzioni di Ugolino, ibidem, pp. 214-229.
2 Sextus liber Decretalium, 1.. II, tit. XVI. éd., A. Freidberg, Corpus Iuris Canonici, II, Leipzig, 1922, coll. 1053-1054; 1053.
3 E. M. Makowski, Canon Law and Cloistered Women: Peliculoso and Its Commentators, 1298-1545, Catholic University of America Press 1997; G. Huighe, La clôture des moniales des origines à la fin du Х1П ème siècle, Roubaix 1944; S. Hamilton, A. Spicer, Defininig the Holy: Sacred Space in Medieval and Early Modern Europe, Farnham 2005.
4 Таким является случай английской конгрегации гилбертинцев, строгий затворнический устав которой утвержден Евгением III в XII веке и затем подтвержден Александром III, также и в связи с досадным эпизодом сбежавшей
общим законом, и поскольку он предназначен монахиням, то не должен был содержать полурелигиозного статуса, т. е., касаться женщин, стремящихся вести жизнь сообща, но без особых узаконений. Хотя в скором времени по этому пункту будут уточнения папы Иоанна XXII. В 1317 году в контексте борьбы против fratres de paupere vita, этот папа буллой Sancta romana, стремясь упорядочить изменения в опыте терциари-ев5, запретил еремитико-затворническую жизнь для тех, кто следовали Правилу Николая IV6. В начале Треченто освященная женская жизнь, кажется, предусматривается в пределах двух видов обязанностей, по двум взаимосвязям: монашество по Правилу, затвор и общие обеты или полумонашеская жизни в собственном доме.
[Булла] Periculoso имела и высокую символическую ценность, хотя она и не везде прилагалась с одинаковой последовательностью и логичностью. Эта булла натолкнулась на значительное противодействие монашеских кругов, бенедиктинской, культурно эластичной в отношении затвора традицией; те, хотя реформированные сообщества, но слабые, подверженные риску с точки зрения экономической, будут сожалеть, что не имеют средств, чтобы «huiusmodi clausuram facere»7. На самом деле введение фиксированного числа лиц допущенных в монастырь, среди прочих непосредственных причин, содействовало распространению открытых женских сообществ. В Треченто и Кватроченто их стремительный рост породит канонические противоречия в ориентациях высших церковных властей, запреты которых останутся в массе своей не действенными. Речь шла о движении в противоположном направлении, о структурах, которые действовали на грани законности, но обладали устойчивым самосознанием, отвечающим объективным потребностям коммунальной реальности. Отбросив прямую зависимость между доходом и числом
из монастыря Ваттон монахини. Cfr. G. Constable, Aelred of Rievaulx and the Nun of Watton: an Episode in the Early History of the Gilbertine Order, in Medieval Women, ed. D. Baker, Oxford 1978, pp. 205-226.
5 Bullariumfrancescanum,V, CCXCVII, pp. 134-135.
6 M. Sensi, La regola di Niccolo dalla costituzione "Periculoso" alia bolla "Pastoralis officii" (1298-1447) в Id., "Mulleres in Ecclesia". Storie di monache e bizzoche, Spoleto 2010, pp. 385-436.
7 Цит., по: J. Leclercq, R monachesimo femminile nei secoli XII e ХШ, in Movimento religioso femminile e francescanesimo riel secóla Х1П, Atti del VII Convegno della Societä internazionale di studi francescani (Assisi, 11-13 ottobre 1979), Assisi 1980, pp. 63-99: 87.
монахинь, с введением труда в общинную экономику, эти образования нового типа - спонтанные, слабые и самостоятельные - допускали даже выход [из общины] женщин низкого сословия, монашеский выбор традиционного типа которым был ограничен8. Для новых женских конгрегаций - после, как прибегли к некоторой правовой уловке, благоприятной из-за тяжелейшего кризиса церковных структур на исходе Треченто - откроются неслыханные просторы, которые вновь породят дискуссию в пору Обсервации9. И только с утверждением Контрреформации восстановлению буллы Бонифация сопутствовала твердая и последовательная политическая воля строго применять и хранить [это уложение], какое было вверено управлению диоцеза. После Circa pastoralis Пия V в 1566 г. даже общества терциариев выведут за ограды и стены монастырей10. Установление затворнической жизни в эпоху Три-денского собора, поддержанное солидной юридической базой, однако, не было единственной целью открытых монастырей, поскольку возврат этой нормы определил глубокие изменения в соответствующих равновесных состояниях, и означал «качественный скачок» в отношении того, что установила древняя средневековая практика. Поверх аспектов контроля со стороны власти диоцеза, ограничения властных полномочий аббатис, строгого подчинения и верности монахинь монашеским обетам, работы по обучению верующих на основании принятых компактных и единых моделей, отчетливо разграничивались также и харизматические роли посредничеств и духовных советов, составляющих единство женского монастыря Позднего Средневековья. Как справедливо отмечалось, меры Пия V свидетельствовали о сложном переходе европейского сознания, об упадке религии Матери Божьей и приходе религии отцов, весьма заметному вниманию к культу в процессе интериоризации, рационализации и формализации религиоз-
8 G. Casagrande, Religiosità penitenziale e città al tempo dei comurú, Roma, 1995, p. 229 e passim.
9 M. Sensi, "Dalle bizzoche aile "Clarisse dell'Osseruanza", in "Mulieres in Ecclesia", pp. 283-335.
10 R. Creytens, La riforma dei monasteri femmimli dopo i decreti tridentini, b 7! Concilio di Trento e la Riforma tridentina. Atti del Convegno storico internazionale (Trento, 2-6 settembre 1963), a cura di I. Rogger, Roma 1965, pp. 45-83; F. Medioli, La clausura delle monache nell'amministrazione délia Congregazione romana sopra i Regolari, b R monachesimo femminile in Italia dall'alto medio evo al secolo XVII a confronto con l'oggi, a cura di G. Zarri, Negarine (Verona), 1997, pp. 249-282; S. Evangelisti, Nuns: A History of Convent Life, 1450-1700, Oxford 2007.
ного переживания, направление которого предполагало исключительное внимание к мужскому отцовскому началу11. В общем, после Триденского собора монашество стало эквивалентно клерикальным структурам Церкви.
2. Наследие Средних веков
В Средние века затворническая жизнь выполняла совершенно иные задачи и имела иной характер в отношении тех, какие появился у нее в Новое время, и чтобы вполне понять значимость опыта святой Клары и pauperes dominae S. Damiani, я считаю полезно коснуться основных положений выбора, какой, кажется, с самого начала принимался, как одно из отличительных и неотъемлемых частей освященной женской жизни.
Затворническая жизнь была введена в юридическую практику Чезарио из Арля, который записал Regula ad virgines для сестры Чезарии около 513 года и где торжественно освящалось такое условие уже в начале текста:
«Если женщина после того, как оставит своих родных, пожелает отречься от мира и войти в святую овчарню, чтобы можно было избежать пасти духовных волков с помощью Божьей, то пусть не покидает она монастырь до самой смерти, кроме, как при посещении церкви, куда, как известно, там имеется вход» (RegCes. р. 13).
Повод к изложению Правила - первого нормативного кодекса, независящего от мужских моделей - был дан епископом Арля во время реконструкции монастыря св. Иоанна Крестителя после того, как первоначальное здание, расположенное за городскими стенами, было разрушено во время атак бургунд-цев и франков. Чезарио отталкивался от урока Августина и Кассиана, хотя в его нормативном кодексе формулировки строгого затворнического режима составляли совершенно оригинальную часть. В замыслах епископа Арля не было особых побуждений дисциплинарного характера, но скорее была необходимость способствовать целомудрию и жизни в молитве девственных жен Христовых. Он намеревался воссоздать место неприкосновенное, священное, в котором верующие женщины могли бы исполнить вполне свободно собственные обеты. В этом случае, усиливая значимость практик, Чезарио воссоздавал символ неприкосновенности и неуязвимости sta-
11 G. Zarri, Dalla profezia alla disciplina (1450-1650), b Donne efede. Santità e vita religiosa in Italia, a cura di L. Scaraffia, G. Zarri, Roma - Bari 1994, pp. 177-225.
tus жизни, он усиливал сакральность, какая могла оказывать психологически сдерживающее воздействие даже на сознание вторгшихся варваров. Хотя предложенный Чезарио выход имел и значительные приложения в плане упорядочения управления. Трудом монахинь было созерцание; оно не должно быть запачкано угодливым обслуживанием чужаков, собственных семьей и представителей клира12. В центре внимания законодателя лежали не столько опасности, проистекающие на выходе, сколько всякое возможное вмешательство или вторжение внешнего мира. После гарантий материального благополучия сообщества, избавления от всякой деятельности, не являющейся созерцанием или учением, Чезарио заложил как раз положение общей и полной автономии монастыря. Он освободил женскую общину от зависимости диоцеза и поставил монастырь Арля со всей его собственностью под управление епископа Рима папы Гормизда13. Таким образом, создавался важный прецедент: protectio b. Pietri устанавливалась прямая связь между монашеским движением женщин и папством14. Может быть, такое привилегированное положение отдалило церковные власти от руководства временными делами монастыря и стало основанием успеха Правила Чезарио в меровингской Галлии. Таким образом, понятен тот видимый парадокс, что даже женщина выдающегося ума, как королева Радегонда, с ее устойчивым положением в мире и политике, пожелала принять Правило - более поздний вариант - для собственного монастыря в Пуатье15. Совершенно иной была ирландская монашеская модель, Правила которой от Вальдеберта до Доната - зеркало культуры в принципе
12 RegCes, р. 47: «Никогда в монастыре или вне монастыря не готовьте пишу ни для кого из следующих персон: епископов, аббатов, монахов, клириков, светских людей, женщин в мирском одеянии, для родственников аббатис или какой-нибудь монахини. Пусть не подается еда ни епископу города и даже эконому самого монастыря и верующим женщинам города, если только они не ведут святую жизнь и не прославляют монастырь, но это бывает редко. Равным образом, аббатиса может отправляться в помещение для встреч н иначе, как «встретить посетителей достойно, как ей подобает, то есть, с двумя или с тремя сестрами» (Ibidem).
13 Cfr. Lettres d'Ormisde, II-III, in Césaire d'Arles, Oeuvres monastiques, a cura di A. de Vogüé, J. Coureau, Paris, 1988.
14 Cfr. E. Pásztor, I papi del Duecento e del Trecento di fronte alla vita religiosa femminile, в Ead., Donne e santé. Studi sulla religiosità femminile nel Medio Evo, Roma 2000, pp. 97-126: 105-106.
15 P. SantoreUi, La Vita Radegundis di Baudonivia, Napoli 1999, pp. 54-61.
равных полов - оставляли обширные поля для заботы о больных и для труда. В этом участвовали и женщины, заботясь о пропитании и раздавая милостыню16. На англосаксонской почве, где, кроме прочего, расцвел феномен двойных (мужских и женских) монастырей, женские монашеские образования смогли развить заметную культурную и политическую активность, какой не было аналога на континенте17.
Ограниченное число монастырских образований и их редкое присутствие, будь то во франкском мире или в лангобард-ской Италии, не стимулирует особые рассуждения об освещенной женской жизни. Даже в каролингскую эпоху реформаторская направленность на стабилизацию многочисленных обсерваций приняла существенные [юридические] меры - в пределах материнского правила - о sa.nctimonia.les, которые вновь накладываются на гибкий порядок бенедиктинского устава18. Таким образом, к строгому наблюдению за запретом доступа в святые ограды лиц внешнего мира, никак не соответствует строгость выхода, тем более, что аббатисы были связаны не меньше, чем аббаты земными административными делами и руководством огромными имениями. В Высокое Средневековье затворническая жизнь имела, по-существу, практический и защитный характер и направлялась на физическое сохранение [женщин] при полной внешней неуверенности [жизни] и при постоянном насилии19.
И только с образованием монашеских орденов в собственном значении, то есть, начиная с XII века, затвор начинает обогащаться символами, какие ему придали устойчивую фи-
16 Правило Вальдеберта было написано в первые десятилетия VII века учеником Коломбана, который в 629 г. стал аббатом Люкселя. Режим устава был строгим, но столь же решительным был призыв к евангельской обязанности «заботиться о бедных, странниках и больных» (Regola diValdeberto, в Regole monastiche feminili, pp. 139-175: 145). Донат написал Правило для монастыря Джуссамотье. Он опирался на предшествующие кодексы, но не изменил положение затвора, как это выглядит со всей ясностью в предполагаемых телесных наказаниях монахинь, которые при выходе и возвращении в монастырь не преклоняются и не испрашивают молитв (Regola di Donato, Ibidem, pp. 173-222: 196).
17 S. Foot, Veiled Women, 2 voll., Aldershot 2000; B. Yorke, Nunneries and the Anglo-Saxon Houses, London 2003.
18 G. Barone, Sodetd. e religiositd. femminile (750-1450), в Donne efede, pp. 61113: 61-69.
19 J. Tibbetts Schulenburg, Strict Active Enclosure and its Effects on the Female Monastic Experience (ca. 50-1100), в Medieval Religious Women, a cura di J. A. Nichols, L. T. Shank, I, Distant Echoes, Kalamazoo, 1984.
зиономию: двери, окна, ограды, засовы20. Об исключительном значении в таком переходе свидетельствуют рассуждения Роберта д'Арбрисселя и Абеляра - выдающихся законодателей реформированного монашества. Будучи свободным проповедником, первый в 1101 году выбрал к югу от Луары в лесу Фонтевро, место, где в отдельных строениях могли проживать мужчины и женщины, увлеченные его радикальным евангельским свидетельством и последовавшие за ним21. Жак Деларан недавно открыл древнейшую запись обычаев Фонтевро, подтвержденную буллой Каллиста II в 1119 году22. Текст лаконичен и существенен во всей своей наготе, как и тот, кто его диктовал. Первый парадокс: человек проповеди и свидетельства выбирает полное и совершенно молчание «на всякое время» (RegFon, р. 387), отметающее даже язык знаков и жестов, восполнявших в традиции монашества смысл слов. В эпоху Роберта сублимированная мимика жестов достигла высшего уровня развития: наиболее древний ее список Клю-ни, восходит, примерно, к 1075 году и насчитывает около 118 знаков23. Но Роберт работает над выведением [всего лишнего], как скульптор. Он закрывает тела женщин покрывалом и длинным плащом до кончиков пальцев. Аскеза и самоуничижение являются ключевыми словами духовности Фонтевро: чтобы santimoniales не касались бы и не должны касаться, не показывались бы во внешнем мире - им следует скрываться (RegFon, р. 389). Единственная возможность встречи мужской и женской частей составляющих затвор появляется на общей молитве в церкви - исключения не предусмотрены для больных и умирающих, или даже чтобы сопроводить умершую сестру на кладбище (RegFon, р. 390).
Молчание является целью и для Абеляра после трагической и напряженной, полной компромиссов жизни в миру. Принужденный окончательно оставить Параклет - небольшой мона-
20 M. de Fontette, Les religieuses à l'âge classique du droit canon. Recherches sur les structures juridiques des branches feminines des Ordres, Parus 1967.
21 Robert d'Arbrissel et la vie religieuse dans l'ouest de la France. Actes du Colloque (Fontevraud, 13-16, décembre 2001), ed. J. Dalarun, Turnhout 2004 .
22 J. Dalarun, Capitula regularva magistri Roberti: de Fontevruad au Paraclet, in "Academia des inscriptions et des belles lettres. Contes rendus de l'année 2003", pp. 1607-1612 ; Id., Claire d'Assise et le mouvement féminin contemporain, in Clara claris preclara. Atti del Convegno internazionale in occasione del 750° anniversario délia morte (Assisi, 20-22 novembre 2003), numéro unico di "Convivium Assisiense", 6 (2004), pp. 381-404: 396-400.
23 J.C1. Schmitt, Il gesto nel Medioevo, Roma-Bari 1999, p. 230.
стырь, какой он основал в болотистой долине Труайа, недалеко от Сены, кажется, между 1132-1133 гг. - он пишет Правило для аббатисы общины Элоизы, которая сама его об этом попросила24. Более, чем нормативный документ, Правило Параклета является трактатом о духовной жизни. И насколько Роберт является сухим и строгим [в своем уставе], настолько интеллектуал Абеляр трудится для собирания [всех ценностей]. Он пытается прятаться за auctoritates, и в действительности в который раз переписывает свою автобиографию. После того, как он прошел области логики и диалектики, он идет к vóozog, некому возвращению к истокам, к мудрости отцов пустынников. И даже здесь у него война со словами, терзаемый которыми, он прямо показывает «male inquieto» (RegAb, p. 295) языка25: следует всегда соблюдать тишину в молитвенной комнате, в затворе, в спальне, в столовой и даже в кухне. Философ языка в конце жизни, он регистрирует их важность:
Слова помогают более глубокой части души выходить наружу, когда они в согласии с тем, что является предметом восприятия и единения с мыслью. И как мы в действительности разговариваем с Богом при помощи слов, так и с людьми мы говорим при помощи слов. Когда мы обращаемся к людям., незримо мы отдаляемся от мысли о Боге, потому мы не в состоянии одновременно обращаться к Богу и к человеку (RegAb. р. 294).
Больший бенедиктинец в душе, чем Роберт д'Арбриссель, Абеляр исходит из евангельских обычаев, и в аскезе исключительно мягок - свежий хлеб и хорошие овощи. Параклет является сном Абеляра - вместо дома, какой он не смог дать Элои-зе, он создает для нее городок одиночества, самодостаточный микрокосм, где она может, наконец, вести «жизнь свободную и тихую» (RegAb, р. 303), в какой созерцание и излечение «памяти сердца» являются единственной настоящей проблемой для ее благородной души (RegAb, р. 300). Но не меньше, чем в Фонтевро, в Параклете затвор от мира является полным, а также внутри «семьи» приняты всевозможные предосторожности, чтобы монахи «не имели связи с женщинами». Они
24 J. Т. Mückle, The Personal Letters between Abelard and Heloise, в "Medieval Studies", 15 (1953), pp. 47-94.
25 Lerlercq, R monachesimo femminile nei secoli XII e XIII, pp. 83-87. В более обобщенном виде, см: J. Dalarun, La donna vista dai chierici, in Storia delle donne. R Medioevo, a cura di Chr. KLapisch Zuber, Roma - Bari 1990, pp. 24-55.
должны быть «действительно далеки и разделены, и готовы только к управлению сестрами» (RegAb. Р. 317).
Падре Аеклерк, при написании истории затвора, пришел к тому выводу, что возрастающее число ограничений было одним из результатов григорианской реформы - *ростом преобладания мужского начала» в жизни Церкви, и кроме того симптомом защитной мизогамии, какую духовные учителя на монашеских площадках прививали своим ученикам»26. Усиление режима затвора поэтому представляется одним из аспектов того общего процесса надзора и сохранения женского тела, какой, кажется, характеризует последние века Средневековья27. Предписание Бонифация VIII представляет в этом ряду некий момент проверки с решительным призывом к необходимости убрать повод всякого lasciviendi opportunitas. С другой стороны, заботы о сохранении целомудрия предполагают обширную казуистику, и даже Абеляр не может уклониться от груза общих мест о fragilitas sexus, которые есть также в Правиле Параклета.
По своим целям ситуация представляется сложной, даже если не принимать в расчет груз символов в организации общества. Самое множество кодификаций в XII веке показывает наличии осознания проблемы женщины. Элоиза отчетливо сформулировала ее, заявляя о законнической пустоте, когда просит новое правило для своего учреждения. И хотя не удавалось полностью освободиться от предрассудков, но глубокие побуждения этих монахов - реформаторов содержали пожелания воссоздать такое положение, чтобы женщины без больших затруднений могли посвятить себя Богу. Роберт д'Арбриссель учреждает строгий затворнический режим, но в то же время он выворачивает на изнанку социальные и культурные устои и доверяет ведение конгрегации Фонтевро аббатисе, которая имеет над своими монахинями абсолютную власть28. Абеляр более традиционен, он не осмеливается возмущать порядок творения, назначивший мужчину главой женщины (RegAb., рр. 316-319). Поэтому он утверждает, что
26 C. Casagrande, La donna custodita, Ibidem, pp. 88 - 128.
27 J. T. Muckle, The Letter ofHeloise on Religious Life and Abelard's First Reply, in "Medieval Studies", 15 (1953), pp. 240-281.
28 J. Dalarun, Pouvoir et autorité dans l'Ordre double de Fontevraud, in Les religieuses dans le cloitre et dans le monde (Poiters, 29 september-2 octobre 1988), Saint- Etienne 1994, pp. 335-351.
женские монастыри должны всегда подчиняться мужским [монастырям], но при этом добавляет:
Мы желаем, чтобы главный из монахов, который называется аббатом, управлял бы также монахинями в том отношении, что он (аббат) известен, как хозяин тех, кто есть супруги Христа, слугой Которого он является, и наслаждался бы не господством [над ними], а тем, что приносит пользу (RegAb, р. 318).
Для Леклерка эта законническая деятельность всегда была работой «людей, которые вовсе не понимают жизни женщин в затворе и тем не менее их учат»29. Но это наблюдение частично соответствует реальности. Бригитта Шведская основала двойной монашеский орден по матриархальной структуре, в котором аббатиса была caput ас domina общины и также Regula Sancti Salvatoris Вадстены, весьма смелое в определенных аспектам, побуждало к строгой аскетике затвора30. Катерина Сиенская, весьма благоговевшая перед монахиней Агнессой из Монтепульчано, рекомендовала духовным ученицам подчинение правилу, содержание которого в conversatio, «более верное и совершенное» 31, от чего сама она сделала жизненный выбор в исторической ситуации совершенно исключительной. В конце Треченто пизанки Кьяры Гамбакорты, воспитанные в божьей школе Сиены, вступят на путь затвора, они создадут из затворнической общины главный элемент обновления доминиканской монашеской жизни. В 1387 году, они испросят и получат от папы Урбана VI буллу, которая углубит еще более строго, древние доминиканские положения 1259 года, где допуск дозволенных лиц: капеллана и исповедников осуществляется исключительно в случае миропомазания и похорон. Соответственно, в 1426 году затворницы посчитали, что даже в особенных обстоятельствах достаточно было бы пользоваться «оконцами», через которые они получают причастие. Введение вощеной холстины на решетке исповедальни, как у кларисс, не предусмотренное древним доминиканским уложением, должно сделать видимым отделение монахинь от мира и семьи, и было действенным средством
29 Leclercq, П movimento femminile nei secoli ХП e ХШ, p. 87.
30 Sancta Brigitta, Opera minora, I: Regula Salvatoris, ed. St. Eklund, Upssala, 1975.
31 S. Caterina da Siena, Le lettere, a cura di U. Meattini, Milano 1987, lett. 262, pp. 607-610: 610.
против вторжений и проникновений тех благородных и драчливых пизанских компаний, из которых происходили и сами затворницы32. Режим arcta observantia в доминиканском доме получил подтверждение в 1397 году в установлениях Раймон-до да Капуа Pro clausura monasteriorum monialium nostri ordinis regulariter reparando33, но важно подчеркнуть в актуализации конкретных моделей затвора полную взаимосвязь целей главного реформатора с духовными толчками снизу. Таким образом, если в конце Кватроченто при устройстве коллегиальной жизни в Перудже, терциарка Коломба да Риети выразила твердое, пожелание не закрываться в монастырь, чтобы можно было продолжить труды любви и помощи: «Мы никому не позволим удалиться в затвор»34, то в те же годы, другая доминиканка - монахиня Томмазина Фиески, теоретически обосновывает функцию церковной работы, исполнявшейся в беседах у решетки. Затвор - инструмент ограничения внешнего присутствия и внешнего давления, отвечал задаче духовного управления, поставленной на службу окружающему миру35.
3. Затвор - пространство инаковости
Здесь кратко воспроизведены только некоторые явные этапы тысячелетнего пути, которые устанавливают своеобразие женской практики в затворнической жизни, какую следовало все время скрывать, чтобы, по возможности, развернуть собственную роль и собственные функции на вполне законных основаниях. С применением категории other space Фуко внутри открывается гетеротопное пространство, дающее возможность женщинам производить символы и разные ценности, альтернативные в отношении ценностей и символов власти и доминирующей культуры. Особые альтернативные места выступают по отношению к доминирующему простран-
32 S. Duval, Chiara Gairibacorta e le prime domenicane del monastero di San Domenico di Pisa: l'Osservanza domenicana al femminile, in II veto, la penna e la parola. Le domenicane: storia, istituzioni e scritture, a cura di G. Zerri, G. Festa, Firenze 2009, pp. 93-112.
33 Raymundus de Vineis, Opuscula et litterae, Romae 1899, pp. 125-130.
34 Colomba da Rieti, Consuetudini, cap. XXI. О жизни «открытого» монастыря св. Катерины Сиенской, ср., G. Casagrande, Terziarie domenicane a Perugia (Perugia), in Una santa, una città. Atti del convegno (Perugia, 10-12 novembre 1989), a cura di G. Casagrande, E. Menestô, Perugia-Firenze 1990, pp. 109-159.
35 S. Mostaccio, Delle"visitationi spirituali" di una monaca. Le lettere di Tommasina Fieschi OP, в Per lettera. La scrittura epistolare femminile tra archivio e tipografia (secoli XV-XVII), a cura di G. Zarri, Roma 1999, pp. 287-311.
ству, как театр представления инаковости, как места, «противостоящие всему другому, предназначенные для того, чтобы убрать, заменить и нейтрализовать или очистить другое»36. Отсюда в такой перспективе будет заново рассмотрена проблема затворнической жизни, даже за пределами разных схем нормирования и упорядочения. И нет у нас стремления минимизировать трудности и проблемы, какие явятся [например] в противоречивой жизнедеятельности терциариев -обсервантов Кватроченто или в сложных драматических поворотах монашества в эпоху Триденского собора и какие в парадигме затворнической жизни, сопровождали развитие и опыт, содержащий побуждения и сопутствующие мотивации в основе своей весьма различные. Были моменты, в какие оппозиция между Уложением и подчиненными телами достигает акме в собирании в общее кодифицированное пространство всех жизненных органических и психических проявлений индивида. И, однако, история затворнической жизни будет пересмотрена, двигаясь к оценке одного к другому случаю, не пренебрегая тем фактом, что, как мы отметили, предельный и радикальный выбор был часто более желателен и востребован женщинами, действующими в положении открытый/закрытый для защиты автономии собственной судьбы. Отсюда диахроническая проекция позволяет выбрать устойчивую, однако, изменяющуюся характеристику феномена по возможности однородного, в реальности разделенного сегментом пространства и времени, ценностными ориентациями, линиями, диалектикой институциональных и социальных связей. Эта проекция меняет свои функции и смысл на длительный период и в связи с изменением положения в контексте, в каком она утверждается.
4. Правило Клары как историографическая проблема
В этом обрамлении тема затворничества дамианиток выглядит хрупким истореографическим сплетением. Высвечивается структурная противоречивость режима затвора и полного отказа от собственности - знак благородной и твердой преданности первоначальному идеалу, но который заводит проект Сан Дамиано в область утопии. И потом, в духовном плане, как согласуется монашеский выбор Клары с ангельским вдохновением и желанием вполне разделить собствен-
36 M. Foucault, Utopie. Eterotopie, Napoli 2006 (ed., итал. две конференции 1966.) , р. 12.
ный опыт с fraternitas Франциска? Для многих ученых превращение Сан Дамиано в затворническую общину, сосредоточенность Клары на молчании, и ее пример затворнической жизни, посвященной созерцанию вне активной установки на любовь и обращение ближнего, являются ответом на устремления Григория IX и на его понимание церкви, чему святая должна уступать даже ценой мучительных отказов.
Показательна позиция Клары Фругони, согласно которой есть два образа Клары Ассизской: один - из произведений, а другой - из агиографии. Действительно, есть Legenda Ciarae, в которой булла о папской канонизации, тексты, построенные «по модели жития верующей, утвержденной папством», где Кларе «следует быть совершенно безобидной, скрытой в футляре собственного молчаливого затворнического целомудрия». Согласно первоначального плана, отмеченного «твердой волей [...] эта модель не выглядит, как затворническая община, созданная под руководством Святого Престола, но чтобы разделить с братьями одно и то же христинское приношение, даже если оно дано женскому роду». Приношение Клары отсюда стало некой недостающей революцией37. И все же не совсем верно, что в своих произведениях Клара не упоминает затвор, как «особенное наименование». В первом письме Агнессе Богемской, между 1234 и 1235 годами38, она представляет Сан Дамиано, как общину dominarum inclusarum. И напротив, она вовсе не использует понятие sórores Minores -признак заметной внутренней отдаленности от моделей жизни, предложенной кающимся в пределах францисканства, какой в 40 - е годы притягивает преимущественное внимание Апостольского Престола39. Кроме того, проект «женского Ордена, который не будет вторым, следующим за мужским францисканским Орденом, но будет единственным орденом монахинь в затворе, связанным с францисканцами» и прямое папское подчинение не являются конструкцией из буллы канонизации, как утверждает Фругони, а [есть] результат выбора, точно сделанного Кларой в противовес предложению Иннокентия IV (1247). Что было равноценно включению во францисканский Орден, с предпочтительной поддержкой Сан
37 С. Frugoni, Una solitudine abitata. Chiara d'Assisi, Roma-Bari 2006, pp. 10-16.
38 Lettern I ad Agnese di Praga, в La letteratura francescana, I, p. 280.
39 M. P. Alberzoni, Chiara e San Damiano ira ordine minoritico e curia papale, в Clara claris praeclara, pp. 27-70:60-61.
Дамиано, как правового автономного субъекта. Это важнейший пункт, к которому нам следует обратиться.
В понятиях скорее неясных, по линии наложения «от высшей» нормативности, допускающей субстанциональное изменение первоначального идеала, принятого, как «призыв служить людям в лепрозориях и в приютах», выступает интерпретация Марии Пиа Альберцони40, заново прочитавшей жизнь Клары в терминах долгой и одинокой борьбы, в стремлениях остаться не поглощённой «в папский орден», где стратегия Апостольского Престола направлена на то, чтобы в традиционных схемах монашеской культуры принять новизну и оригинальность ее опыта и, в общем, некоторым образом, «нейтрализовать его». Этот ключ историографического прочтения, кажется, находит впечатляющее подтверждение в археологических и архитектурных исследованиях, проведенных в комплексе Сан Дамиано. Марина Ригетти Тости Кроче - после установления связи между превратностями первичного поселения и институциональным развитием Сан Дамиано -предположила переход из «открытой структуры»: приют и лепрозорий, в котором практиковался стиль жизни с новыми чувствованиями в любви и поддержке, где /га^еэ и Боготев жили в тесной актуализации их евангельских идеалов, в поселение монастырско-затворнического типа41. Хотя такая реконструкция вступает в противоречие с новыми археологическими данными42, да и скудость сведений о начальном периоде, предложенных историческими источниками, наводит на определенную осторожность. Недавно Джованна Каза-гранде, вновь обратилась к проблеме происхождения дамиа-ниток, как актуальной на основании существующих документов, таких, как единичное институциональное положение Сан Паоло делле Аббатессе, в качестве бенедиктинского монастыря, а также «церквей» Сан Анджело ди Панцо и Сан Дамиано (поздние Уложения имеют условную ценность). Ис-
40 Ibidem, pp. 32-33.
41 M. Righetti Tosti-Croce, La chiesa di Santa Chiara ad Assisi: arch.itettu.ra, в Santa Chiara d'Assisi. Architettura e decorazione, a cura di A. Tomei, Cinisello Balsamo 2002, pp. 21-41.
42 Cfr. Indagini archeologiche nella chiesa di San Damiano in Assisi, a cura di L. P. Ermini, M. G. Fichera, M. L. Mancinelli, Assisi, 2005, по которым Сан Дамиано - это маленькая романская церквушка, входящая в XI веке в культовый комплекс, используемый во времена Высокого Средневековья, в качестве церкви для отпевания покойников.
следовательница предпочитает говорить об определенных этапах, переходах, имея ввиду порядок Сан Дамиано, где может быть единственная определенная данность: вызревшее пожелание Клары о том, что древнее бенедиктинское монашество, которое она знала в Сан Паоло делле Аббадессе, не соответствует ее духовным потребностям43.
С начала периода Дученто присутствует глубокий структурный кризис, поразивший женское монашеское движение, так что следует говорить о действительном чрезвычайном положении, бывшем у mulieres religiosae, какое толкает к непростым решениям структурных и организационных проблем. Первый очевидный диагноз ситуации предложен Жаком де Витри в Historia occidentalis, где объявляется о кризисе древнего бенедиктинского монашества и о практике «торговли» дарами44. На севере Европы значительный запрос на участие в религиозной жизни проистекал от белого монашества между 1200 и 1248 годами: только на территории Фландрии и Брабанта возникают пятьдесят женских монастырей, при наличии двух мужских образований45, и это, вопреки сопротивлению цистерцианцев, которые в 1228 году, по соборному решению, отказывали новым инкорпорациям46. В Италии необходимость придать лицо новому женскому монашескому движению была напрямую в ответственности Апостольского Престола со времени Григория IX (Уголино), согласно редакции движения записей, имеющих целью единое и согласованное описание моделей организации общинной жизни и сети женских затворов, входящих в римскую юрисдикцию и связанных органической связью с Меньшими братьями. С другой стороны в кругах Доминиканского ордена принимаются аналогичные меры, и не без значительных препятствий в инкор-
43 G. Casagrande, Chiara cuino 1211, в Ead., Interno a Chiara. R tempo délia svolta: le compagne, i monasteri, la devozione, a cura di A. Bartolomei Romagnoli, S. Maria degli Angeli, Assisi, 2011, pp. 42-43.
44 Jacques de Vitiy, Historia Occidentalis, ed. J. F. Hinnebush, Fribourg 1972, pp. 116-117.
45 J. M. Canivez, L'ordre de Citeaux en Belgique des origines (1132) au XXe siècle, Forges-les- Chimay 1936; S. Roisin, L'efßorescence cistercienne dans la diocèse de Liège au XIIP™ siècle, в "Revue d'histoire ecclesiastique", 39 (1943), pp. 342-378.
46 J. M. Canivez, Statuta Capitulorum generalium ordinis Cisterciensis, II, Louvain 1934, p. 68, n. 64. Они таким образом следуют примеру премонстранцев, которые в 1198 году закрыли опыт двойных монастырей. Cfr. Die Inrwcenz Ш, ed. О. Hageneder, A. Haidacher, Graz-Köln, 1964, pp. 286-287, п. 198
порированности со стороны Ордена [цистерцианцев]47. Если в намерениях Григория IX монастырю Сан Дамиано следовало выражать символическую и харизматическую суть единого проекта устройств женских religiones, то со стороны Клары и связанных с нею ближних обстоятельств как раз и идет наибольшее сопротивление. Главный узел проблем относится, очевидно, к собственности и это тема, где разыгрывается прямое противостояние с Апостольским Престолом. Факты широко известны. Но, мне представляется, что (придерживаясь источников) между Кларой и папством все-таки диалектический разворот происходит на почве монашеско-затворнической жизни, а не в сфере альтернативы активной / созерцательной жизни. Тогда главный вопрос выглядит так: какой вид монашества [предполагается]?
Несомненно, Клара является носительницей вйдения, отличного от вйдения папы. Но, мне кажется, что дело написания Правила - больше, чем прямое противостояние - свидетельствует наоборот о такой сети практик, какие даже в молчании и в латентном состоянии ведут к обретению власти, преобразуя ее на основе собственных целей и ценностей. В Заметках на каждый день Мишель Серто показал, что, если власть стремится со всяческим тщанием скрупулезно определять правила и смысл кодекса [поведения], то способ такого ее действия, выходит за пространство, в каком создаются главные положения48. А если слушающий или говорящий может не делать многого из-за состояния устройств, какие создает язык, то можно, ведь, проявить собственную свободу, обретя новый язык, используя ресурсы, какие тот дает, чтобы донести суждения своим собственном словарем и грамматикой, т.
47 G. Cariboni, Osservazioni sui percorsi normativi per le comunità religiose femminili nell'ambilo dei Predicatori fino a Umberto di Romans, in Л velo, la penna e la parola, pp. 31-48; M. Rainini, La fondazione e i primi anni del monastero di San Sisto: Ugolino di Ostia e Domenico di Caleruega, ibidem, pp. 49-70.
48 Существенным для Серто является дистинкция между стратегиями и тактиками. «Первые являются действиями, которые постулируют власть, вторые являются процедурами, действующими от более слабого, кому следует применять ухищрения на площадке, поставленной таким образом, как это создает закон чужой силы. И именно на этом уровне развивается «интеллектуальная: творческая деятельность», столь же мягкая, сколь и хрупкая, неутомимая, мобильная ввиду всех случаев, рассеянная по площадкам доминирующих порядков, чуждая правил, какие даются и какие накладывает рациональность, основанная на праве, из некоего своего собственного места» (M. De Certeau, L'invenzione del quotidiano, Roma 2010, p. 75.
е., говоря иначе, «иное» теми же словами. Тысячи действий, технических приемов, работая в молчании и закрытости, «за кулисами», творят контур на институциональной сцене. Практика отклонений, почти не воспринимается чувствами и разумом, разъедает устойчивость системы почти до основания. И тот рассказ, наконец, даже mythos о пергаменте Клары, какой положат с ней в могилу, спрячут в складках ее одежды -это и есть молчаливое свидетельство того духа, ее пережившего49.
5. Затвор согласно Клары
В свете именно таких суждений будет сейчас рассмотрено Правило - плод новых размышлений о всей правовой традиции в свете конкретного опыта жизни [монашеской] общины, а также личных религиозных и духовных убеждений Клары50. В теме затвора существенными отсылами являются consuetudines Уголино и Правило Иннокентия IV51 - две основных опоры папского [понимания] затворнической жизни, которые последовательно вырабатывались в течение XIII века, включая следствия - нужно это подчеркнуть - не только касающиеся Ордена бедных дам, но и женщин-цистерцианок и доминиканок. Действительно, положение Бонифация VIII формализует долгий и сложный эволюционный процесс. Еще в начале Дученто агиографические записи Сито (имеется ввиду житие Иды из Нивеля и Житие Иды из Лео) показывают нам перемещение монахинь, направленных на работу в поля весной и осенью, в хозяйственные пристройки52. Но генеральные капитулы Ордена цистерцианцев весьма быстро переделывают объединения в свободно принятый затвор. Когда Томмазо ди Кантимпре пишет житие Лютгарды из Эвьара около середины века - почти в те же годы, в которые Клара ожидает утверждения своего Правила - то одной из целей его работы является объяснение цитерцианкам Фландрии, при-
49 Правдивость эпизода авторитетно установлена в дискуссии, но сам рассказ сохраняет глубоко символическое значение. Cfr. S. Brufani, A. Bartoli Langeli, La lettera "Solet annuere" di Innocemx> IV per Chiara d'Assisi (9 agosto 1253) в "Franciscana", 8 (2006), pp. 65-106.
50 Точное знание источников, см. Федерация Св. Клары Ассизской кларисс Умбрии-Сардинии: Chiara di Assisi е le sue fonti legislative. Sinossi cromatica, Padova 2003. Cfr. П vangelo come forma di vita. In ascolto di Chiara e della sua Regola, Padova 2007.
51 Casagrande, La regola di Innocenzo IV, в Clara claris praeclara, pp. 71-82.
52 Cfr. Vita Idae Lewensis, в AASS, Octobris, XIII, Parisiis 1859, pp. 100-135; 116-117.
выкшим к бенедиктинской затворнической жизни, глубокое значение новой затворнической дисциплины53. Непреложность затвора торжественно санкционируется Кларой уже в начальной части Правила, во II главе, в которой устанавливаются критерии его принятия. После, как сестра принята в общину: «Deinceps extra monasterium sine utili, rationabili, manifesta et probabili causa eidem exire non liceat» (RegCl 2, 11). Принимается торжественное обязательство не уходить уже с момента тонзуры; тогда как в Правиле Иннокентия IV - согласно с бенедиктинским обычаям - это обязательство принимается только после года новициата, когда и делается торжественное заявление (Reglnn 1). К преобладающим юридическим аспектам прилагаются и иные суждения, такие, как требование, чтобы новички, начиная с прихода в монастырь, не нарушали жизни сообщества54. Согласно Уголино пожизненный затвор можно испрашивать, только чтобы идти основывать новый монастырь (RedUg 4), для Иннокентия IV -после разрешения глав Ордена Меньших Братьев (Reglnn 1). В Правиле Клары заключительное решение ложится на рассмотрение аббатисы, которая решит на основе нескольких обоснованных мотивов. Это усиление авторитета аббатисы вписывается в поддержание авторитета сообщества, где внешние вмешательства сведены к главному, и не ведут к превышению власти аббатисы, но только показывает тот факт, что в деле затвора, старшая сестра подчиняется тем же нормам, какие регулируют поступки сестер.
Практика затвора излагается специально в V главе (активное затворничество) и в XI главе (пассивное затворничество). Целых две главы Правила посвящены этому аспекту: детальная забота и нормативное уточнение являются показателем исключительной важности затвора в видении Клары, в каком [присутствуют] утвержденный, сущностный компоненты общинной жизни и условие их скорректированного развития. Таковы два эти отдела Правила, в которых святая наиболее свободна от Апостольского Престола, даже если небольшие детали, бесчисленные, ничтожные исправления изменяют положение об уходе и искажают смысл полученной канонической записи. В этом случае Клара выглядит, если такое необ-
53 A. Bartolomei Romagnoli, Lutgarda nella mística femminile medievale, в "Hagiographica", 19 (2012), pp. 217-274: 247.
54 Cfr. Я Vangelo come forma di vita, pp. 136-137.
ходимо, даже более строгой в отношении папской нормативности. Но наиболее значительная инновация в Правиле Клары относится к modus loquendi - проблеме, которая излагается в главе V:
1Ab hora Completen usque ad Tertium sorores silentium teneant, exceptis seriuintibus extra monasterium. 2 Sileant etiam continué in ecclesia, dormitorio, in refectorio tantum dum comedunt; 3 praeterquam in infirmaría, in que pro recreatione et seruitio infirmarum loqui discrete semper sororibus liceat. 4 Possint tamen semper et ubique breviter submissa voce quod necesse fuerit insinuare 5
1C часа Повечерия до Третьего часа [ночи] сестры соблюдают молчание, исключая причетников вне монастыря. 2Сестры молчат в церкви, в спальне, в столовой, но они не соблюдают обет молчания 3во время болезни из-за восстановления здоровья и служения сестер [больной сестре]. 4 Но, они могут всегда и везде кратко и тихим голосом обмениваться словами, если это необходимо5
Отрыв от папских правил является очевидным. В то время, как в уложениях Уголино и Иннокентия IV молчание являются постоянным и может быть прервано только с разрешения аббатисы (RegUg 6; Reglnn 3), для Клары полное молчание соблюдается только с вечерни до третьего часа, времени отдыха, бдения и молитвы. В течение дня сестры молчат в церкви, в спальне и в столовой, но только во время приема пищи. Особенность Сан Дамиано заметна в отношении других монастырей, таких, как Параклет, Грандмонт и доминиканок Монтер-гис: сестры в монастырском дворе не придерживаются молчания и в лечебнице могут говорить всегда и в любом случае. В сообществе, где все отличия упраздняются, и только больные пользуются некоторым иммунитетом (речь идет о соблюдении поста), хотя привилегированное положение, каким они пользуются, является штрихом нежной человечности, наполняющей всю forma uitae, и может быть, отражением непосредственного опыта, какой сама Клара приобрела в испытаниях и в болезни. Различный режим молчания не следует считать облегчением монашеской дисциплины. Он помогает созерцательной жизни, хотя слово - мелочь и разделение - является существенным инструментом братского обмена внутри сообщества и Клара его не отвергает. Правило очень строго в пунктуальном соблюдении отделения затвора и вполне оправдано в качестве метафоры «смерти для мира». Но есть три
места связи с внешним миром: двор, ограда и дверь - символические пространства закрытой жизни, которые во времена Дученто интегрировались в монастырскую практику55. В Сан Дамиано Клара принимает еще и четвертый характеризующий элемент постоянного пребывания в затворе: сад. В кельях это пространство служило, чтобы немного подышать свежим воздухом, поработать руками и вырастить необходимую зелень впрок. Дело идет об исключении абсолютного запрета на обладание землей; что Клара связывала с «высшей необходимостью», а также и как соблюдение чести и как уединенный уголок монастыря.
5Non liceat sororibus loqui ad locutorium vel ad cratem, sine licentia abbatisse vel eius vicariae. 6Et licentate ad locutorium loqui non audeant, nisi praesentibus et audentibus duabuas sororibus. 7Ad vero accedere non paesumant, nisi praerentibus tribus ad minus per abbatissam vel eius vicariam assegnatis de illis octo discretis, quae sunt electae ab omnibus sororibus pro consilio abbatissae. 8 Hanc formam loquendi teneatur pro se abbatissa et eius vicaria observare. 9Et hoc de crate rarissime. Ad portam vero nullatenus fiat. 10Ad quam cratem pannus interius apponatur, qui removeatur nisi cum proponitur verbum Dei, vel aliqua alicui loqueretur. 11Habeat etiam hostium ligneum duabus diversis seris ferreis, valuis et vectibus optime communitum, 12ut in nocte maxime duabus clavibus obseretur, quarum unam habeat abbatissa, aliam vero sacrista; 13et maneat semper observatum, nisi cum auditur divinum Officium et pro causis superius memoratis. 14Nulla ante solis ortum vel post solis occasuloqui ad cratem alcui ullatenus debeat. 15Ad locutorium vero semper pannus, qui non removeatur, interius maneat. 16In quadragesima sancti Martini et quadragesima maiori nulla loquantur ad locutorium. 17 nisi sacerdoti causa confessionis vel alterius manifestae necessaitatis, quo reservetir in prudentia abbatissae vel eius vicariae.
55 Мы плохо информированы о реальных изменениях, в каких протекает закрытая жизнь в келье. В качестве первого, весьма полезного ориентира См., Aelredo di Rievaulensis, Regola delle recluse, a cura di D. Pezzini, Milano 2003. Спонтанный выбор указывал на вариативность, возможность упадка жизни в келье и мог носить временный или даже микроассоциативный характер, становясь в этом случае пунктом институализации. Чрезвычайно редки были случаи выхода из индивидуального полного затвора, например, такой случай, как Вердиана из Кастельфьорентино.
5 В комнате для свиданий и у решетки сестрам не следует разговаривать, если нет на то позволения аббатисы или ее помощницы. 6 Когда же сестру приглашают в комнату для свиданий, то пусть она не осмеливается говорить без двух сестер, которые ее слушают. 7 И это касается также нахождения у ограды хотя бы трех из восьми сестер, скромных и наученных аббатисой или ее помощницей. 8Это положение подтверждается также аббатисой и ее помощницей. [Место] у решетки используется очень редко. 9 К двери никогда не подходят. 10 К решетке изнутри добавляется вощеная холстина-занавесь, которую отодвигают во время какого-нибудь духовного собрания или когда какая-то сестра ведет беседу с кем-нибудь внешним. 11 И точно также дверь закрыта двумя различными засовами и ночью, 12 поэтому она закрывается двумя ключами, один из которых находится у аббатисы, а другой - у монахини, 13 всегда спрятанным, исключая божественной службы по причине божественной службы, сказанной выше.14 Никто не может разговаривать (по любому поводу) у решетки с восхода и до захода солнца. 15 В комнате для свиданий с внутренней стороны всегда есть занавесь, какую никогда не следует поднимать. 16 В пост святого Мартина и в Великой пост, никто не испрашивает разрешения присутствовать в комнате для свиданий, 17 если не исповедуется у исповедника, или другой необходимости по духовному разрешению аббатисы и ее помощницы.
Монахиням контакты с внешним миром разрешаются исключительно через двор и ограду по согласию аббатисы и в присутствии двух сестер. Просьба [получить] согласие старшей сестры усиливает папскую нормативность, в которой говорится только об обязанности информировать [старшую сестру]. В этом случае Клара показывает себя более строгой и, однако, поддерживает особенность записи и не настаивает на том факте, что в течение беседы присутствующие сестры «должны все видеть и слышать». В этой глубинной хронике двор еще не предполагает особенной площадки для бесед. Также окно затвора - 1осии>гшт - является тонким листом с отверстиями, закрытым вуалью, которую нельзя снимать. И наоборот, материю можно снимать с другого окна, выходящего в церковь, «когда излагается слово Божье или кто-то говорит». Клара хочет, чтобы сестры видели и участвовали в праздновании мессы и также видели священника, читающего и объясняющего Евангелие. Важность таких духовных момен-
тов превалирует над дисциплинарными и нормативными аспектами. Впрочем, рассуждение о решетке заканчиваются, поскольку разговоры около нее случаются «очень редко» или только между родственниками. Другим элементом высокой символической ценности затворнического плана является дверь, охране которой посвящена глава XI, это относится к пассивному затвору. В обиталище затвора дверь запечатывалась в конце церемонии входа в келью - настоящий покаянный ритуал, смоделированный с погребальной литургии, имеющий кульминацией точку, когда празднующие [его] ставили печати. И также в forma vitae молчаливо отвергался всякий контакт через дверь. Главный вход должен быть закрыт днем одним ключом, а ночью двумя и охраняем привратницей и ее помощницей.
1 Ostiaria sit matura moribus et discrete, sitque convenientis aetatis, quae ibidemin cellula aperta sine ostio in die residiat. 2 Sit ei et aliqua soda idónea assignata quae, cum necesse fuerit, eius vicem in omnibus exsequatur. 3Sit autem hostium diversis duabus seris ferreis, valius et vectibus optime communitum, 4ut in nocte maxime duabus clavibus obseretur, quorum unam habeat portanria, aliam abbatissam. 5Et in die sine custodia minime dimittatur, et una clave fermiter obsequetur. 6Caveant autem studiosissime et procurent ne hostium stet apertum, nisi quanto minus fieri poterit congruenter. 7Nec omnino aperiatur alicui intrare volenti, nisi cui concesso fuerit a summo pontífice, vel a nostro domino cardinali. 8Nec ante solis ortum monasterium ingradi пес post solis occasum sorores intus aliquem remanere permettant, nisi exigente manifasta, rationebili et invitabili causa.9Si pro benedictione abbatissae, vel pro aliqua sororum in monialem consecrando, vel alio etiam modo, concessum fuerit alicui episcopomissam interius celebrare, quam paucioribus et honestioribus poterit sit contentus sociis et ministris. 10Cum autem intera monasterium ad opus faciendum necesse fuerit aliquos introire, statuat tunc sollicite abbatissa personam convenentem ad portam, 11 quae tantum illis, et non allis, et non aliis, ad opus deputatis aperiat.12 Caveant studiosissime omnes sorores ne tunc ab ingradientibus videantur.
1Привратница должна быть скромной, в обычаях опытной монахиней, соответствующего возраста, днем оставаться в открытой комнате. 2 Ей следует назначить другую, подходящую сестру, которая во всех случаях поддержит ее. 3Дверь снабжается двумя различными засовами, с двумя створками
и задвижками, 4 и затем ночью она закрывается двумя ключами, один из которых у привратница, а другой - у настоятельницы монастыря. 5 Днем дверь никогда не остается без надзора. б[Сторож же] пусть внимательно следит, чтобы дверь не оставалась всегда открытой и была закрыта на ключ исключая того минимального времени, когда это необходимо. 7Дверь вообще не открывается тому, кто хочет войти, если у него нет разрешения Высшего Понтифика или же нашего синьора кардинала. 8Не позволительно входить в монастырь рано утром и после захода солнца, исключая случаев очевидной, разумной и непредвиденной необходимости. 9 В случае благословения аббатисы или при посвящении какой-нибудь сестры или [ином] простом случае, и если разрешено какому-нибудь епископу отпраздновать мессу внутри монастыря, то он берет товарищей и министров в очень небольшом числе. 10 Затем, если кому-то необходимо зайти в монастырь, чтобы поработать, аббатиса тщательно выбирает соответствующее лицо [для наблюдения]. 11 И это лицо открывает дверь только тем, кому назначено, а не другим. 12Затем, сестры внимательно наблюдают за выходом тех, кто вошли.
Разрешение на вход может быть получено только от папы или кардинала - протектора. Никому иному, без разрешения, не позволено входить в монастырь от восхода, до захода солнца, кроме, как по очень важному поводу. Дело идет о важном варианте правила невинности, наделяющего этими качествами министров генерального и провинциального Ордена Меньших Братьев (Reglnn 6). Напротив, Клара санкционирует право на юридическую связь Сан Дамиано с Апостольским Престолом через фигуру кардинала-протектора. Чрезвычайно важный пункт Правила, поскольку он полностью освобождает Сан Дамиано от контроля мужского Ордена. Речь идет об ином выборе, чем предусмотрено в доминиканском уложении, где юридическая ответственность за женский монастырь возлагается на генерального министра56. Кроме того, возможность принятия в монастырь передается в редких случаях: епископу для благословения аббатисы или посвящения сестры и соответственно для небольшого числа сопровождающих или
56 Liber Constitutionum Sororum Ordinis Praedicarorum, in Andlecta sancti Ordinis Fratrum Praedicatorum sen Vetera Monumenta recentioraque Acta, ed. A. Fiihwirth, III, Romae 1897, pp. 337-349.
для людей, какие должны выполнять работы по уходу внутри монастыря. Но решение принимается по рекомендации. «Все сестры с большим вниманием стараются наблюдать за теми, кто входят». В правиле невинности предполагается разрешение также и различным лицам: кардиналу и сопровождающему его прелату, врачу и его помощнику, который делает кровопускание, людям, которые необходимы для защиты монахинь в случае большой опасности (Reglnn б). Клара пропускает этих лиц; речь идет о красноречивом умолчании, которое идет напрямую и ориентировано в известном смысле на дела пассивного затвора.
Заключение
Прочтение Правила показывает, что затворническая жизнь не является дополнительным элементом Сан Дамиано, но она всецело пронизывает Правило. Папское уложение по - существу принимается не механически и пассивно, и его нормы являются плодом глубокого прочтения в свете конкретного опыта и практической жизни. В отдельных случаях режим затвора напрямую усиливается в аспектах пассивного подвижничества. Речь не идет о произвольном ограничении, но о выборе, который способствует побуждению сестер к молитве, духовной концентрации, единению с Богом в состоянии абсолютного удаления от мира. Из еремитской практики жизни Клара переносит радикальную часть подвижничества. Сан Дамиано перенимает arcta sollitudo кельи - выбор, полностью совпадающий с религиозностью ее времени57, однако, подвергнув эту модель решительной коррекции, увеличив пространство общинной жизни. Что и является францисканским компонентом Правила, в призыве к согласию и братскому изменению. Однако из затворнической жизни Клара меняет и другой аспект, какой является выходом к полному доверию Boiy и зависимости от других в своем собственном содержании. Тотально «Иное», по отношению к городу, Сан Дамиано остается с ним неразрывно связанным, потому что не предполагалось, чтобы то был самодостаточный микрокосмос, каким был еремиторий в древней бенедиктинской традиции. Этой перспективе соответствует и радикальное различие модели Сан Дамиано и монашества Высокого Средневековья, также реформированного. В видении Клары бедность не противоре-
57 A. Benvenuti Papi, "In castro paenitentiae". Santitá в societá femminile neü'Italia medievale, Roma 1990.
чит затвору, и в этом смысле, у нее иное лицо. Создать пустынь в миру, «в затворе и оставаться открытыми, невидимыми, однако, тень за занавесью окна позволяла войти в контакт с ними - эти мужчины и эти женщины [ ... ] были ежедневным вызовом тому, что было истинным центром христианского существования»58. Апостольское измерение выбора Клары, поэтому, является вполне собранным в скрытом и молчаливом призыве к центру парадоксального христианского опыта, какой мать вбирает в свое сущностное ядро как бытие в мире, но, не для мира. Это и есть Сан Дамиано - молчаливая проповедь сестер указывающих городу, что «есть Иное»*.
От переводчика
Об авторе и ее трудах. Деятельность проф. Алессандры Бартоломеи Романьоли весьма многообразна. Она выступает как педагог и много читает: ведет лекционный курс по истории религиозных движений, агиографии и мистической литературе Средних веков в Папском Григорианском университете (Опдогеапит), также ведет курс духовной литературы в Папском теологическом факультете (Тегезгапит). Проф. Бартоломеи Романьоли осуществляет большую научную и научно-организаторскую работу: она является членом административного Совета Папского университета св. Фомы Аквинского (АпдеИсит), членом научного совета Фонда Энцо Франческини во Флоренци, также Итальянского исследовательского Центра по Позднему Средневековью в Тоди, членом научного Совета «Журнала по истории церкви в Италии», жур. «Доминиканские воспоминания», «Коллектанея Франческана». Кроме того А. Бартоломеи Романьоли является вице-президентом Итальянской Ассоциации по исследованию святости и культов (АШвСА).
58А. К. Warren, Anchorites and their Patrons in Medieval England, Berkley-Los Angeles - London, 1985, p. 7.
*Когда эта статья была подписана к печати, пришло сообщение о публикации двух статей по данной теме: Р. Maranesi, La clausura di Chiara di Assisi, Assisi, Porziuncola, 2012; С. A. Acquadro, С. D. Tiberio, La clausura nella spiritualitá di Chiara. Tra storia e profezia, in Chiara di Assisi: memoria, storia e attualitá, a cura di P. Maranesi, Assisi, pp. 2012, pp. 135-184 и 185-233. Я решила оставить текст в варианте, представленном на Конференцию, предполагая вернуться к этим исследованиям в последующей углубленной разработке данной темы.