Научная статья на тему 'КИТАЙСКОЕ ОПЕРНОЕ ИСКУССТВО: ЖАНРОВОЕ РАЗНООБРАЗИЕ'

КИТАЙСКОЕ ОПЕРНОЕ ИСКУССТВО: ЖАНРОВОЕ РАЗНООБРАЗИЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
53
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
китайская опера / вокальное искусство / музыкальный театр / театр масок. / сhinese opera / vocal art / musical theater / mask theater.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Чжу Сян Хун

опера как одна из разновидностей музыкально-сценического искусства объединяет музыку, поэзию, пение, актёрское мастерство, пластику. Так же, как и театры других стран, театр Китая возник из религиозных культов и обрядов, однако рождение его состоялось намного раньше, чем в большинстве других государств. Формирование китайского театра шло несколькими путями. Первый – мистерии-карнавалы, одной из составных частей которых были шествия ряженых. Они облачались в звериные шкуры с соответствующими масками. Второй – мистерии-инсценировки, в которых изображались различные эпизоды жизни богов и мифических персонажей. Сегодня элементы китайского древнего театра можно найти в народных танцах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHINESE OPERA ART: GENRE DIVERSITY

оpera as one of the varieties of musical and scenic art combines music, poetry, singing, acting, plasticity. Just like the theaters of other countries, the theater of China originated from religious cults and rituals, but its birth took place much earlier than in most other states. The formation of the Chinese theater went in several ways. The first is the mystery carnivals, one of the components of which were processions of mummers. They dressed in animal skins with appropriate masks. The second one was mystery dramatizations, in which various episodes of the life of gods and mythical characters were depicted. Today, elements of the Chinese ancient theater can be found in folk dances.

Текст научной работы на тему «КИТАЙСКОЕ ОПЕРНОЕ ИСКУССТВО: ЖАНРОВОЕ РАЗНООБРАЗИЕ»

КИТАЙСКОЕ ОПЕРНОЕ ИСКУССТВО: ЖАНРОВОЕ РАЗНООБРАЗИЕ

1 2 Мирхайдарова З.М. , Чжу Сян Хун

1Мирхайдарова Закия Мирхамидовна - доцент, кафедра истории музыки и критики; 2 Чжу Сян Хун - магистрант, кафедра академического вокала и оперной подготовки, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: опера как одна из разновидностей музыкально-сценического искусства объединяет музыку, поэзию, пение, актёрское мастерство, пластику.

Так же, как и театры других стран, театр Китая возник из религиозных культов и обрядов, однако рождение его состоялось намного раньше, чем в большинстве других государств. Формирование китайского театра шло несколькими путями. Первый - мистерии-карнавалы, одной из составных частей которых были шествия ряженых. Они облачались в звериные шкуры с соответствующими масками. Второй - мистерии-инсценировки, в которых изображались различные эпизоды жизни богов и мифических персонажей. Сегодня элементы китайского древнего театра можно найти в народных танцах.

Ключевые слова: китайская опера, вокальное искусство, музыкальный театр, театр масок.

CHINESE OPERA ART: GENRE DIVERSITY Мirkhaidarova Z-М.1, Zhu Xiang Hong2

1Mirkhaidarova Zakiya Mirhamidovna - Associate Professor, DEPARTMENT OF MUSIC HISTORY AND CRITICISM; 2Zhu Xiang Hong - Master's Student, DEPARTMENT OF ACADEMIC VOCAL AND OPERA TRAINING, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: оpera as one of the varieties of musical and scenic art combines music, poetry, singing, acting, plasticity. Just like the theaters of other countries, the theater of China originatedfrom religious cults and rituals, but its birth took place much earlier than in most other states. The formation of the Chinese theater went in several ways. The first is the mystery carnivals, one of the components of which were processions of mummers. They dressed in animal skins with appropriate masks. The second one was mystery dramatizations, in which various episodes of the life of gods and mythical characters were depicted. Today, elements of the Chinese ancient theater can be found in folk dances.

Keywords: Mnese opera, vocal art, musical theater, mask theater.

УДК 078

В период Цяньлун династии Цин экономика была процветающей, общество было стабильным, и соответственно развивались культура и искусство. Особенно после шестнадцатого года царствования

Цяньлуна (1751 г.) шесть южных путешествий императора Цяньлуна не только способствовали экономическому общению между Севером и Югом, но и способствовали культурному обмену между Севером и Югом. Например: в год первых южных гастролей императора Цяньлуна, в день 60-летия вдовствующей императрицы, в Пекин приехала поздравить южная оперная труппа. На каждом шагу есть сцена, акцент с юга на север, и есть много художников» (см. «Разное экспозиции карнизов» Чжао И), к 80-летию вдовствующей императрицы на тридцать шестом году правления Цяньлуна (1771 г.) «Собрание многих художников в Пекине еще более великолепно. чем 20 лет назад. «На 40-м году правления Цяньлуна (1779 г.) артист Циньской оперы Вэй Чаншэн приехал в Пекин из провинции Сычуань, где исполнил «Катающиеся башни» для переноса столицы. В это время популярность пекинской оперы в Пекине также сильно поубавилась. См. "Яньлань Сяопу"). На пятьдесят пятом году правления Цяньлуна, в 1790 году, императору Цяньлуну исполнилось 80 лет. Чтобы поздравить императора Цяньлуна с днем рождения, Цзян Хэтин, торговец солью в Янчжоу, организовал известного актера, руководившего Гао Лантин, осенью того же года Хуэйская оперная труппа Саньцина приехала в Пекин, чтобы исполнить поздравления императору Цяньлуну (см. «Книгу Мэнхуа Суо»). Это также ключ к тому, чтобы труппа хуэй постепенно превратилась в пекинскую оперу. Одним словом, до образования пекинской оперы, с середины 18 века до начала 19 века, крупные оперы, которые были популярной в Пекине, в дополнение к опере Куньцюй, которая доминировала в театре в то время, были также пекинская опера, Опера Цинь, Хуэй Дяо и Ханьская опера, Мелодия и небольшие местные оперы, такие как Опера Люжи и Опера Луолуо, среди которых спектакли оперной труппы Хуэй являются самыми быстрорастущими и популярными в массах.

Выступление Хуэйской оперной труппы приветствуется широкой публикой в Пекине, потому что оно имеет следующие характеристики: богатые и красивые вокальные мелодии. Родным городом Хуэйской оперной труппы был Аньцин, столица Аньхоя в то время, расположенный в центре процветающего города, в среднем течении реки Янцзы, а также являющийся узлом водного и наземного транспорта. С обращением торгового хозяйства через это место проходят и передвижные гастроли южных оперных трупп. Например, уже во времена династии Мин мелодия Иян в Цзянси и мелодия Куньшань в Цзянсу распространились на Аньхой. Позже Бэйцюй на севере и Банцзы на западе распространились на Аньхой. В частности, во время шести южных гастролей императора Цяньлуна в Янчжоу концентрировались труппы из Шэньси, Сычуани, Хубэя, Цзянси и других мест, и все они проходили через Аньцин. Таким образом, благодаря своему превосходному географическому положению, Huixi Opera имеет все условия для того, чтобы широко впитать особенности китайских оперных голосов и мелодий в различных местах моей страны, что делает их голоса богатыми и красочными. Судя по тому времени, когда хуэйская труппа прибыла в Пекин, она включала Эрхуан, Куньцюйскую оперу, чуйскую мелодию, Гао Пяоцзы... всевозможные мелодии. Что касается ее мелодии, то она не только высокая и интенсивная, но также богатая и глубокая, что не только подчеркивает красоту вокальной музыки, но, что более важно, усиливает выразительность вокальной мелодии. Труппа оперы Хуэй прибыла в Пекин. По сравнению с унылой оперой Куньцюй, простая, высокая и напряженная пекинская опера демонстрирует богатство первой оперы и ее мощную выразительную способность, поэтому она была встречена массами в Пекине. Причина, по которой оперная труппа Хуэй пользуется популярностью у пекинских масс, заключается в том, что у нее богатые и простые для понимания сценарии.

Список литературы /References

1. ДрускинМ.С. О китайском музыкальном театре // Друскин М. История и современность. Статьи о музыке. Л.: Сов. композитор, 1960. С. 93 100.

2. ДубровскаяМ.Ю. Музыка в традиционном театре Японии (на материале Но и Кабуки): Автореф. дис. . канд. иск. / Всесоюзный НИИ искусствознания. М., 1985. 19 с.

3. История зарубежной музыки. XX век. Хрестоматия. М.: Московская консерватория, 2010. 260 с.

4. КравцоваM.Е. История культуры Китая: Учебное пособие. СПб.: Лань, 1999. 416 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.