Научная статья на тему 'КИТАЙСКО-ВОСТОЧНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА И РАСПРОСТРАНЕНИЕ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ В КИТАЕ'

КИТАЙСКО-ВОСТОЧНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА И РАСПРОСТРАНЕНИЕ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ В КИТАЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
49
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Российская империя / русская культура / русско-китайское сотрудничество / Китайско-Восточная железная дорога / Русская Православная церковь / русская пресса / Russian Empire / Russian culture / Russian-Chinese cooperation / Chinese-Eastern Railway / Russian Orthodox Church / Russian press

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Го Юйчунь

После Японо-китайской войны (1894-1895) «Союзный договор между Российской империей и Китаем» предоставил Российской империи право на постройку Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД). По мере строительства КВЖД, большое количество выходцев из России оказались в регионе вдоль этой железнодорожной магистрали. Его центром являлся Харбин. Показано, что, в связи с притоком значительного количества русских людей, в указанном регионе начала распространяться русская культура. Как важная составляющая часть русской культуры, в широком смысле этого понятия, в первую очередь в районе вдоль КВЖД распространялось Русское Православие. Создание русскими на отмеченных территориях периодической прессы и школ также способствовало распространению русской культуры вдоль КВЖД. Обоснован вывод о том, что русская культура оказала большое влияние на архитектуру, жизненные привычки и язык в регионе. Являясь продуктом колониальной политики, распространение русской культуры вдоль КВЖД тем не менее объективно способствовало культурному развитию региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CHINA-ORIENTAL RAILROAD AND THE SPREAD OF RUSSIAN CULTURE IN CHINA

After the Sino-Japanese War (1894-1895), the “Treaty of Union between the Russian Empire and China” granted the Russian Empire the right to build the Chinese Eastern Railway (CER). As the CER was built, a large number of immigrants from Russia found themselves in the region along this railway line. Its center was Harbin. It is shown that, due to the influx of a significant number of Russian people, Russian culture began to spread in this region. As an important component of Russian culture, in the broad sense of this concept, Russian Orthodoxy spread primarily in the area along the CER. The creation by Russians of the periodical press and schools in the designated territories also contributed to the spread of Russian culture along the Chinese Eastern Railway. The conclusion is substantiated that Russian culture had a great influence on the architecture, living habits and language in the region. Being a product of colonial policy, the spread of Russian culture along the CER nevertheless objectively contributed to the cultural development of the region.

Текст научной работы на тему «КИТАЙСКО-ВОСТОЧНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА И РАСПРОСТРАНЕНИЕ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ В КИТАЕ»

26. Aliyeva Sevinc. Kuzey Kafkasya devletleri'nin olu^umu: Türkiye ve Azerbaycan'in yardimindan Rusya'nin i^galine kadar (1918 -1920). Monoqrafiya. Ankara, Gazi Kitap Evi, 2022.

27. Kazim Karabekir. Istiklal Harbimiz, Istanbul, 1988.

28. Aliyeva Sevinj. Muslim Caucasus in 1918-1920: in the knot of the angloturkish confrontation // Journal of Anglo-Turkish Relations Volume 3 Number 1 January 2022.

29. MehmetSaray. Azerbaycan Türkleri Tarihi, Istanbul, 1993.

30. Cemal Albayrak. Muallim Cevdet'in Azerbaijan Education Contributions, Unpublished Master's Thesis, Marmara University, Institute of Social Sciences, 1998.

31. Zeki Arikan. Muhittin Birgen and Azerbaijan // Toplumsal Tarih, No:29, May 1996.

32. Buluthan Halilov. Birinci Beynelhalk Turkology Kurultayi, Baku, Elm Publications, 1999.

33. FahriKiliç. "Azerbaycanin Latin alfabesine geçiçinin Türkiyede'ki alfabe tartimalarina etkisi", Atatürk Araçtirma Merkezi Dergisi, cilt 35, Sayi 100, 2019, s. 479-504.

АГАЕВ МЕХМАН САНАН - кандидат исторических наук, старший преподаватель, Азербайджанский государственный педагогический университет (mehman.agayev@adpu.edu.az)

АЛИЕВА СЕВИНДЖ ИСРАФИЛ ГЫЗЫ - доктор исторических наук, доцент, заведующая кафедрой всеобщей истории и технологии преподавания истории, Азербайджанский государственный педагогический университет (sevinc.aliyeva@adpu. edu.az)

AGAYEV, MEHMAN SANAN - Ph.D. in History, Senior Lecturer, Azerbaijan State Pedagogical University (mehman.agayev@adpu.edu.az).

ALIYEVA, SEVING ISRAFIL GYZI - Doctor of History, Associate Professor, Head of the Department of General History and Technology of Teaching History, Azerbaijan State Pedagogical University (sevinc.aliyeva@adpu.edu.az).

УДК 94(510+47)« 1897/1930» DOI: 10.24412/2308-264X-2023-5-54-59

ГО ЮЙЧУНЬ

КИТАЙСКО-ВОСТОЧНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА И РАСПРОСТРАНЕНИЕ

РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ В КИТАЕ

Ключевые слова: Российская империя, русская культура, русско-китайское сотрудничество, Китайско-Восточная железная дорога, Русская Православная церковь, русская пресса.

После Японо-китайской войны (1894-1895) «Союзный договор между Российской империей и Китаем» предоставил Российской империи право на постройку Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД). По мере строительства КВЖД, большое количество выходцев из России оказались в регионе вдоль этой железнодорожной магистрали. Его центром являлся Харбин. Показано, что, в связи с притоком значительного количества руских людей, в указанном регионе начала распространяться русская культура. Как важная составляющая часть русской культуры, в широком смысле этого понятия, в первую очередь в районе вдоль КВЖД распространялось Русское Православие. Создание русскими на отмеченных территориях периодической прессы и школ также способствовало распространению русской культуры вдоль КВЖД. Обоснован вывод о том, что русская культура оказала большое влияние на архитектуру, жизненные привычки и язык в регионе. Являясь продуктом колониальной политики, распространение русской культуры вдоль КВЖД тем не менее объективно способствовало культурному развитию региона.

GUO YUCHUN

THE CHINA-ORIENTAL RAILROAD AND THE SPREAD OF RUSSIAN CULTURE IN CHINA

Key words: Russian Empire, Russian culture, Russian-Chinese cooperation, Chinese-Eastern Railway, Russian Orthodox Church, Russian press.

After the Sino-Japanese War (1894-1895), the "Treaty of Union between the Russian Empire and China" granted the Russian Empire the right to build the Chinese Eastern Railway (CER). As the CER was built, a large number of immigrants from Russia found themselves in the region along this railway line. Its center was Harbin. It is shown that, due to the influx of a significant number of Russian people, Russian culture began to spread in this region. As an important component of Russian culture, in the broad sense of this concept, Russian Orthodoxy spread primarily in the area along the CER. The creation by Russians of the periodical press and schools in the designated territories also contributed to the spread of Russian culture along the Chinese Eastern Railway. The conclusion is substantiated that Russian culture had a great influence on the architecture, living habits and language in the region. Being a product of colonial policy, the spread of Russian culture along the CER nevertheless objectively contributed to the cultural development of the region.

Широкое распространение русской культуры в Северно-Восточном Китае, особеннопрежде всего вдоль Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД) с конца XIX века первой трети XX века, несомненно, было связанно с постройкой и эксплуатацией КВЖД, и осуществилось одновременно с прибытием в этот регион русских специалистов.

1. «Союзный договор между Российской империей и Китаем» и Китайско-Восточная железная дорога

После Японо-китайской войны (1894-1895 гг.), особенно после заключения между Японией и Цинской империей в 1895 г. Симоносекского договора, ведущие западные державы, убедившиеся в слабости империи, сразу приступили к разделу Китая. Российская империя тогда тоже претендовала на участие в колониальном разделе. Прежде всего, она стремилась заключить с Китаем договор, дающий легальное право на строительство железной дороги, позволяющей продолжить Сибирскую железную дорогу по кратчайчему пути - через Северо-Восточный Китай.

В октябре 1895 г. министр финансов Российской империи Сергей Юльевич Витте впервые предъявил данное требование в Санкт-Петербурге Сюй Цзинчэну - посланнику Цинской империи в Российской империи. В это же время посланник Российской империи в Китае Артур Павлович Кассини также неоднократно высказывал подобные требования в Пекине. В целом, ситуация оказалась для России благоприятной. Правящая клика Цинской империи во главе с вдовствующей императрицей Цыси, чувствуя угрозы со стороны соседней Японии, а также непрочность позиций внутри страны, надеялась сдружиться с мировыми державами, опереться на них в своем противостоянии с Японией. Чтобы достигнуть успеха в переговорах, власти Российской империи пригласили на коронацию Николая II, которая должна была состоятся в мае 1896 г., видного китайского сановника, Ли Хунчжана, оказывавшего серьезное воздействие на внешнюю политику Цинского правительства. В марте 1896 г. по приглашению Российской империи делегация специально выбранных китайских и иностранных посланников, возглавляемая Ли Хунчжаном, отправилась из Шанхая в Россию [1, с. 128].

После проведенных переговоров, 3 июня 1896 г. Ли Хунчжан, министр иностранных дел Российской империи А.Б. Лобанов-Ростовский и министр финансов С.Ю. Витте в Москве заключили «Союзный договор между Российской империей и Китаем», известный также как «Секретный договор между Россией и Китаем». В результате заключения договора Российская империя получила привилегию построить в Северно-Восточном Китае магистраль КВЖД. Заставив Цинское правительство заключить «Русско-китайскую конвенцию» от 27 марта 1898 г., Российская империя получила привилегию построить железную дорогу от одного из пунктов КВЖД к портам Порт-Артур (Люйшунь) и Дальний (Далянь). 9 июня 1898 г. Строительное управление КВЖД переехало из Владивостока в Харбин. В то же время КВЖД была разделена на три линии - восточную, западную и южную, и с шести концов (с Харбином в качестве центра) строилась одновременно. В конце 1901 г. железная дорога была практически построена, и в июле 1903 г. введена в постоянную эксплуатацию. Магистраль КВЖД на западе начинается от станции Маньчжурия, проходит через Харбин и заканчивается в Суйфэньхэ на востоке. От Харбина на юг была проложена ветка, проходящая через Чанчунь, Шэньян и заканчивавшаяся в Луюшунькоу. Общая протяженность дороги составила 2489 км; на ее строительство затратили 370 млн. рублей.

По мере строительства КВЖД, вдоль этой железнодорожной магистрали, центром которой был Харбин, разместилось большое количество русских специалистов. А вместе с их появлением в регионе начала распространяться русская культура.

2. Распространение русской культуры вдоль КВЖД.

В первую очередь, как важная составная часть русской культуры в широком смысле, в регионе вдоль КВЖД распространялось Русское Православие. С начала строительства железной дороги, численность русских эмигрантов в Харбине, в частности железнодорожных инженерно-технических работников, рабочих железнодорожных путей, путевых обходчиков, быстро увеличивалась, превысив 10 тыс. чел. Чтобы обеспечивать религиозную жизнь русских в Харбине, 1 августа 1898 г. на проспекте Цзюньгуань в местности Сянфан Старого Харбина построили Николаевскую церковь - первый по времени православный приход вдоль КВЖД. В связи с увеличением количества русских эмигрантов, одна церковь не смогла удовлетворить потребность верующих, а потому в октябре 1899 г. на проспекте Синьши Харбина состоялась торжественная закладка Свято-Николаевского собора, в народе называнного Ламатай. Это восьмигранное деревянное здание в традиционном русском стиле, построенное в конце 1900 г., имело уникальный и неповторимый облик. Всего к 1917 г. в Харбине было построено 8 православных храмов.

После Октябрьской революции численность русских людей, эмигрировавших в район КВЖД, особенно в Харбин, стремительно росла. Согласно статистике, если в 1918 г. в Харбине

проживали 60 200 русских эмигрантов, то к 1920 г. их количество увеличилось до 131 073 чел., а в 1922 г. - до 155 402 человек. Чтобы удовлетворить потребности русских эмигрантов в религиозной жизни, в период 1918-1928 гг. в Харбине построили еще 10 православных храмов.

Кроме постройки православных храмов в Харбине, немалое их количество было построено также вдоль КВЖД. Начиная с 1901 г., когда построили Церковь Казанской иконы Божией Матери на станции Юйцзюнь и Церковь Сергия Радонежского на станции Имяньпо, до Октябрьской революции 1917 г. всего построили 16 церквей на таких станциях, как Бокэту, Маньчжурия, Хэндаохэцзы, Хайлар, Суйфэньхэ [2, с. 318].

После Октябрьской революции в 1920-х гг. вдоль КВЖД построили еще большее количество православных храмов. Помимо этого, Российская православная епархия в российском сеттльменте Ляодунского полуострова построила также два собора и один монастырь, в Чанчуне построила Свято-Николаевский собор. Три собора в Даляне и Чанчуне были довольно большими, по масштабу уступавшими только нескольким соборам Харбина [2, с. 271]. Хотя основную часть православных верующих составляли русские, воздействие православия вышло далеко за рамки собственно русских кругов, что объяснялось принятием православия китайцами, поддерживавшими тесные контакты и общавшимися с русскими.

Поскольку много зданий в регионе было построено в русском стиле (в том числе, соборы, храмы и церкви), Харбин даже назывался порой «Восточной Москвой». В дополнение к этому российская епархия быстро расширила воздействие православия с помощью открытия школ, создания благотворительных организаций и периодических изданий. В сентябре 1922 г. была учреждена Харбинская и Маньчжурская епархия, которой подчинился регион вдоль КВЖД. По статистике, Харбинская и Маньчжурская епархия учредила 12 общественных благотворительных обществ, среди которых 9 находились в Харбине, 3 - вдоль железной дороги. Также она имела 2 школы и 1 специальный монастырь. Общее количество священников и верующих составило 200 тыс. человек [2, с. 318].

Создание периодической печати и школ русскими в этом регионе способствовало распространению русской культуры вдоль КВЖД. Согласно неполной статистике, приведенной русским ученым И.Г. Стрюченко, в течение 17 лет с 1901 по 1917 г. общее количество изданий русской периодической печати вдоль КВЖД достигло 71 . В том числе в Харбине выходили 27 журналов и 39 газет [3].

Самой первой русскоязычной газетой в районе КВЖД был «Харбинский листок ежедневных телеграмм и объявлений», который выходил с 14 августа 1901 г. (издатель - П.В. Ровенский). Впрочем, менее чем через год он был закрыт. 23 июня 1903 г., накануне достройки и ввода в эксплуатацию КВЖД, вышла в свет гзета - орган Управления КВЖД «Харбинский вестник». Эта газета, выходившая в течение почти 20 лет и сообщавшая читателям самые различные общественные, политические и экономические новости, распространялась в широких масштабах, и оказала значительное влияние на жизнь региона. В феврале 1909 г. Российское общество востоковедения издало журнал «Вестник Азии». После Первой русской революции 1905-1907 гг., российские революционные организации в Харбине выпускали революционные издания. Газеты «Революционная мысль» и «Досуги Заамурца», появившиеся в 1908 г., «Голос труда», учрежденный Харбинским советом российских рабочих и солдатских депутатов в апреле 1917 г., впервые познакомили китайцев с идеями марксизма-ленинизма.

После победы Октябрьской революции развернулась крупномасштабная эмиграция русских в район КВЖД. Соответственно, в 1920-х гг. здесь появились новые периодические издания, принадлежавшие представителям разных классов и слоев общества. В частности, в это время появились и религиозные издания, например, «Путь Христов», «Вера и жизнь» и др.

Кроме периодики на русском языке, русские издатели выпускали также небольшое количество периодических изданий на китайском языке. Например, отметим орган Управления КВЖД «Юаньдунбао» («Дальневосточная газета»), вышедший в свет 14 марта 1906 г., в качестве комплексной газеты, охватывающей политические, военные, экономические, коммерческие, культурные, общественные и другие новости, который являлся голосом КВЖД и всей российской политики на Дальнем Востоке на протяжении 15 лет. Благодаря мощным финансовым возможностям, качественной редакции, значительным тиражам, его влияние вышло за рамки КВЖД. Газета стала одной из крупнейших в Харбине.

Русские эмигранты открыли вдоль КВЖД много школ. Особенно значительным их число было в Харбине, где находилось Управление КВЖД. По неполным статическим данным, в период 1898-1917 гг. русские только в Харбине открыли больше 20 школ разных типов. Управление КВЖД открыло первую в истории Харбина начальную школу для детей русских жителей в городском районе Сянфан 10 октября 1898 года. До 1903 г., накануне достройки КВЖД, русских эмигрантов в Харбине уже жило 30 тыс. человек, в связи с чем последовательно открылось еще несколько начальных школ. После Русско-японской войны промышленность и торговля в Харбине быстро развивались, КВЖД была максимально загружена. Соответственно, здесь были срочно востребованы коммерческие кадры. В целях подготовки таковых, в 1906 г. Управление КВЖД в районе Наньган Харбина открыло Мужское и Женское коммерческие училища. В августе 1907 г. была открыта гимназия, названная именем управляющего КВЖД Д.Л. Хорвата, в которой ежегодно обучались более 500 учеников. В 1917 г. открыли еще 3 образовательных учреждения.

Кроме бюджетных образовательных учреждений, появились и открытые русскими частные школы. Первым частным учебным заведением стала Первая частная женская гимназия М.С. Генерозовой, открывшаяся в районе Даоли Харбина в августе 1903 года. В 1905 г. открыли Коммерческое бухгалтерское училище на Коммерческой улице Харбина - первый русский частный колледж вдоль КВЖД. Не только в Харбине, но и на больших станциях КВЖД также открылись частные училища. Согласно данным статистики из «Истории образования в Маньчжурии», изданной в 1935 г., в том году в Харбине имелось 14 созданных россиянами бюджетных школ и разных частных училищ. Всего же в Харбине и вдоль КВЖД имелось свыше 60 различных учебных заведений [4].

Наряду с выпуском периодической печати и открытием образовательных учреждений, вдоль КВЖД и появилось много русских культурных объектов и культурно-художественных объединений. В 1901 г. на Харбинском железнодорожном заводе построили библиотеку и клуб, общая площадь которых составила 4670 квадратных метров, а также театр с 1030 постоянными местами. Здесь рабьотали также ресторан, кафе, танцевальный зал, бильярдная. В том же году русский кинопрокатчик П.В. Кобцов создал кинотеатр - первый, учрежденный иностранцами в Китае - в котором показывали немые фильмы. 14 июня 1903 г., накануне полной достройки и ввода в эксплуатацию КВЖД, начальник девятого участка КВЖД С.Н. Хилков и другие в районе Даоли открыли первый коммерческий театр в Харбине на более чем 500 человек. В 1905 г. в Харбине русскими было создано Общество поощрения коннозаводства и построен ипподром. В 1908 г. русские эмигранты М.Я. Алексеев и Б.Н. Аветиков открыли кинотеатр в районе Наньган Харбина на 708 человек. В 1909 г. русскими был открыт кинотеатр Толстого в районе Даоли. Согласно статистике, на 1917 г. в Харбине работали более русских 20 культурно-художественных объединений. В дополнение к этому, русские художники приезжали в Харбин организовать выставки, русские балетные труппы также часто выступали в Харбине.

Привилегия русских вдоль КВЖД позволила русской культуре распространяться в этом регионе с значительно выгодным статусом. Возьмем в качестве примера архитектуру. Кроме многочисленных уникальных русских православных храмов, в регионе также построили много зданий в русском, готическом и римском стилях. Например, возьмем торговый дом «И.Я. Чурин и Ко», магазин «Москва» (ныне Музей провинции Хэйлунцзян), гравийную дорогу на Центральном проспекте Харбина, деревянные дома в русском стиле на берегах реки Сунгари. - Все они создавали уникальный стиль ранней харбинской архитектуры.

Русские эмигранты также вносили в регион вдоль КВЖД свои жизненные привычки, оказав тем самым значительное влияние на жизнь китайского населения. Например, после приезда русских эмигрантов крестьяне вдоль КВЖД начали выращивать любимые русскими помидоры и капусту. Эти два вида овощей не только были любимы русскими, и быстро были приняты китайцами. Быстро росла и площадь выращивания картофеля. Русские продукты, в частности, хлеб, колбаса, пиво, конфеты, печенье, без которых не могли русские, также стали популярными и среди китайцев. Российский рубль был самой устойчивой валютой на рынке. В рублях не только выплачивалась заработная плата железнодорожникам; рубли были нужны также пассажирам для покупки билетов на поезд и оплаты фрахта. Торговые сделки тоже рассчитывали в рублях.

Что касается языка, то при общении китайского и русского народов в местную языковую систему по линии железной дороги вошло много русских слов, некоторые из них используются и

по сей день. Например, платье, хлеб, квас, семя, полиция, вагон, машина и т.д. Многие из них составили часть иноязычных слов в китайском языке.

Нужно также отметить, что в то время много российских девушек из числа мигранток вышли замуж за добрых и трудолюбивых китайских парней. В общем, распространение русской культуры вдоль КВЖД отмечалось во всех сферах общественной жизни.

3. Влияние распространения русской культуры.

Как упомянуто выше, распространение русской культуры вдоль КВЖД явилось продуктом колониальной политики. Несомненно, у каждой страны, каждой нации имеются свои преимущества в процессе взаимного общения, и каждая нация должна уделить больше внимания заимствованию преимуществ других наций, что обязательно способствует ее развитию. По словам В.И. Ленина: «В каждой национальной культуре есть, хотя бы не развитые, элементы демократической и социалистической культуры, ибо в каждой нации есть трудящаяся и эксплуатируемая масса, условия жизни которой неизбежно порождают идеологию демократическую и социалистическую. Но в каждой нации есть также культура буржуазная» [5, с. 6-7]. Эти два элемента в русской культуре оказали влияние на регион вдоль КВЖД.

Россия - Родина ленинизма. Российская социал-демократическая рабочая партия создавала в Харбине еще в 1909 г. первую ячейку, силами которой проводила революционную агитацию среди китайских и русских рабочих и солдат, организовывала забастовочную борьбу. Забастовочная борьба рабочих постепенно превращалась из спонтанной экономической борьбы в сознательную политическую борьбу. В повестку дня были поставлены требования борьбы с дискриминацией, за политическое равенство. Забастовки рабочих КВЖД способствовали развитию рабочего движения по всей линии железной дороги.

Уже 1 мая 1907 г. рабочие двух стран совместно организовали массовое собрание на северном берегу реки Сунгари в Харбине, чтобы отпраздновать День международной солидарности трудящихся Первое мая. В этом собрании китайские пролетарии впервые отмечали первомайский праздник - более чем на 10 лет раньше, чем в других городах Китая. А после победы Октябрьской революции 12 ноября 1917 г. харбинская ячейка РСДРП опубликовала обращение «Ко всем гражданам Маньчжурии», в котором призвала китайский народ к поддержке российской революционной борьбы. Победа Октябрьской революции не только значительно подняла дух русских рабочих вдоль КВЖД, но и получила теплую поддержку китайских рабочих. В борьбе, набиравшей силу после Октябрьской революции, не только закалялись российские рабочие. Она развивала сознание китайских рабочих. Если говорить, что залпы Октябрьской революции принесли в Китай марксизм-ленинизм, то следует отметить, что распространение марксизма-ленинизма в местах вдоль КВЖД происходило намного раньше и быстрее.

Русские открыли десятки образовательных учреждений вдоль КВЖД, что объективно сыграло определенную стимулирующую роль для развития раннего образования в этом регионе, в частности в Харбине. Учебные заведения, созданные русскими, несомненно, в основном для детей русских жителей, принимали также небольшие контингенты китайских детей. Например, в «Юаньдунбао» от 24 ноября 1910 г. было опубликовано: «В харбинской второй начальной школе, открытой русскими, учатся более 200 китайских и русских учеников, в том числе китайских больше 20» [6]. В харбинских мужских и женских коммерческих училищах учились и китайские ученики. В 1911 г. от Фэнтяня (ныне Шэньян) отправили 20 подобранных китайских учеников в харбинские коммерческие училища, чтобы развивать китайско-российские коммерческие связи. Открытие русскими первых женских учебных заведений в этом регионе играло положительную роль в реализации равноправия мужчин и женщин и развитии образования среди женщин.

Как отмечалось, русские выпускали огромное количество периодических изданий, среди которых важное место занимала влиятельная китайскоязычная газета «Юаньдунбао Управления КВЖД. Безусловно, она стимулировала развитие первых китайских периодических изданий в Харбине. Так, именно в то время в Харбине вышла первая газета на китайском языке «Дунфан Сяобао», организованная совместно правительством и предпринимателями. После этого в Харбине стали возникать и другие китайские периодические издания.

Периодическая печать, организованная русскими появилась однако же раньше, продолжилась дольше и с большим тиражами. Хотя большинство из этих изданий служило осуществлению колониальной политики Российской империи, они также отражали политические,

экономические, культурные и общественные условия того времени с разных сторон, и предоставляют важные исторические материалы для изучения истории Северо-Восточного Китая, истории КВЖД и истории китайско-российских отношений и в настоящее время.

С одной стороны, русские - нация с оптимистичным и веселым характером, принимающая всякое. Русский народ открыт, не мелочен, имеет широкие увлечения. При долгом общении и взаимодействии между китайским и русским народами в совместной жизни, много жизненных привычек русских, в том числе и много хорошего, вскоре впиталось в северо-восточную китайскую культуру с различными культурными характеристиками. Например, любовь харбинских жителей к музыке, зимнему плаванию, ледяной скульптуре, пиву и их высокие технологии приготовления хлеба, калбас, конфет, неотделимы от влияния русских эмигрантов. Открытый русскими пивоваренный завод в Харбине в 1900 г. считается первым пивоваренным заводом в Китае. Кинотеатр, созданный русским П.В. Кобцовым в Харбине в 1901 г., оказался первым кинотеатром во всем Китае, и появился раньше более чем на 6 лет кинотеатра Хункоу, созданного испанским бизнесменом Antonio Ramos Espejo в Шанхае.

Но с другой стороны, необходимо отметить и отрицательные стороны. В частности, во время правления японского и марионеточного правительств, японские захватчики активно использовали русскую православную церковь для обслуживания своего реакционного правления, поощряя священнослужителей шпионить в интересах Японии. Основанный в 1934 г. в Харбине Богословский институт святого Владимира номинально возглавлял русский архиепископ, но реальная власть находилась в руках агентов японской Квантунской армии.

В целом, по своему составу, проживающий вдоль КВЖД большой контингент русских, являлся очень сложным. Помимо инженеров, учителей, государственных чиновников, военнослужащих, бизнесменов, в нем оказалось известное число алкоголиков, тунеядцев и бывших каторжников, действия которых имели только негативные последствия.

Литература и источники

1. Интерпретация международных договоров о Северо-восточном Китае (1689-1919 гг.)/ Бу Пин, Го Юньшэнь и др. - Харбин: Хэйлунцзянское народное издательство, 1987. (на кит. яз).

2. Чжан Суй. Православие и православные в Китае. - Шанхай: Издательство Сюелинь, 1986. (на кит. яз).

3. СтрюченкоИ.Г. Периодическая печать Дальнего Востока и Забайкалья эпохи капитализма (1861-1917 гг.). - Владивосток: ДВНЦ АН СССР, 1983 (вып. дан. 1984).

4. История образования в Маньчжурии / 10-й год эры Сёва, 1935. (на япон. языке)

5. Полное собрание сочинений В.И. Ленина. т. 20. - Пекин: Народное издательство, 1961. (на кит. яз).

6. Юаньдунбао. - 1910. - 24 ноября. (на кит.яз).

References and Sources

1. Interpretaciya mezhdunarodnyh dogovorov o Severo-vostochnom Kitae (1689-1919 gg.)/ Bu Pin, Go Yun'shen' i dr. - Harbin: Hejlunczyanskoe narodnoe izdatel'stvo, 1987. (na kit. yaz).

2. Chzhan Suj. Pravoslavie i pravoslavnye v Kitae. - Shanhaj: Izdatel'stvo Syuelin', 1986. (na kit. yaz).

3. Stryuchenko I.G. Periodicheskaya pechat' Dal'nego Vostoka i Zabajkal'ya epohi kapitalizma (1861-1917 gg.). - Vladivostok: DVNC AN SSSR, 1983 (vyp. dan. 1984).

4. Istoriya obrazovaniya v Man'chzhurii / 10-j god ery Syova, 1935. (na yapon. yazyke)

5. Polnoe sobranie sochinenij V.I. Lenina. t. 20. - Pekin: Narodnoe izdatel'stvo, 1961. (na kit. yaz).

6. Yuan'dunbao. - 1910. - 24 noyabrya. (na kit.yaz).

ГО ЮИЧУНЬ - доктор истории, младший научный сотрудник, Академия общественных наук провинции Хэйлунцзян. GUO, YUCHUN - Doctor of History, Junior Researcher, Heilongjiang Provincial Academy of Social Sciences (info@helri.com).

УДК 37.014.3:378 (510) «1912/1969» Б01: 10.24412/2308-264Х-2023-5-59-68

АСТАНИНА Л.В., НОВИКОВА И.В. К ВОПРОСУ ОБ ИДЕОЛОГИЧЕСКОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ В КИТАЕ В 1910-1960-Е ГГ. (ПО МАТЕРИАЛАМ ЗАПАДНЫХ АНАЛИТИКОВ-

СОВРЕМЕННИКОВ)

Ключевые слова: история образования в Китае, Гоминьдан, коммунисты Китая, коммунистическая идеология и образование, научно-технический прогресс.

В статье проводится анализ влияния идеологии на развитие сферы образования в Китае в период Китайской Республики и на этапе становления Китайской Народной Республики. Авторы акцентируют внимание на переходе от принципов организации и стратегии образования при националистах к коммунистической модели образования, в рамках которой сокращалась теоретическая подготовка, увеличивалось время на идеологическую подготовку с целью создание нового китайского гражданина. Авторы считают, что центральной причиной известного отставания Китая в сфере образования при Мао Цзэдуне стало буквальное применение идей К. Маркса в процессе реформирования системы образования КНР. Свое негативное влияние на развитие образования в Китае оказал скрытый конфликт Коммунистической партии Китая со старой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.