Научная статья на тему 'Китайско-российское сотрудничество в Арктике (по материалам российской печати)'

Китайско-российское сотрудничество в Арктике (по материалам российской печати) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
76
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Китайская Народная Республика / Российская Федерация / Арктика / сотрудничество / историография / российские исследователи / People's Republic of China / Russian Federation / Arctic / cooperation / historiography / Russian press

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Лун Цуй

Роль Арктики в мировой политике и международных отношениях за последние десятилетия существенно возросла. Располагая большими природными ресурсами арктический регион имеет важное геополитическое, стратегическое и экономическое значение, что определяет заинтересованность в нем не только арктических государств, но и государств, находящихся далеко от региона. Одним из таких государств является – Китайская Народная Республика. Отношения между Китаем и Россией в последние десятилетия строятся на основе стратегического партнерства. Важнейшим приоритетным направлением этого партнерства стали совместные проекты в Арктике в транспортной и энергетической областях. Китайско-российскому арктическому сотрудничеству посвящено значительное количество работ российских ученых. Большинство авторов рассматривают сотрудничество как гарант стабильности отношений для Китая и России в условиях глобализированного мира. Однако есть исследователи, считающие наличие отдельных противоречий в отношениях между арктическими и неарктическими странами. По их мнению, Китай иногда выступает конкурентом, а его деятельность становится экспансионистской. В целом, по мнению российских авторов, китайско-российское сотрудничество является взаимовыгодным и находится в стадии развития, обеим странам предстоит долгий путь в вопросе устойчивого развития Арктики. В статье представлены результаты историографического анализа опубликованных материалов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sino-Russian Cooperation in the Arctic (Based on the Materials of the Russian Press)

The role of the Arctic in world politics and international relations has increased significantly over the past decades. With its large natural resources, the Arctic region has important geopolitical, strategic and economic significance. All this determines the interest in it not only of the Arctic states, but also of states located far from the Arctic. One of these states is the People's Republic of China. Relations between China and Russia in recent decades have been built on the basis of strategic partnership. Joint projects in the Arctic have become the most important priority area of this partnership. These are projects in the transport and energy fields. A large number of works by Russian scientists are devoted to the Sino-Russian Arctic cooperation. Most authors consider cooperation as a guarantee of stability for China and Russia in a globalized world. However, there are authors who believe that there are separate contradictions in the relations between the Arctic and non-Arctic countries. In their opinion, China sometimes acts as a competitor, and its activities become expansionist. In general, according to the Russian authors, the Sino-Russian cooperation is mutually beneficial and is under development. China and Russia have a long way to go in the issue of sustainable development of the Arctic.

Текст научной работы на тему «Китайско-российское сотрудничество в Арктике (по материалам российской печати)»

ЕВРАЗИИСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ EURASION INTEGRATION

научная статья УДК: 327.8

DOI: 10.48612/rg/RGW.26.3.4

Китайско-российское сотрудничество в Арктике (по материалам российской печати)

Лун Цуй н

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого,

Санкт-Петербург, Россия н [email protected]; https://orcid.org/0000-0002-5342-8495

Аннотация. Роль Арктики в мировой политике и международных отношениях за последние десятилетия существенно возросла. Располагая большими природными ресурсами арктический регион имеет важное геополитическое, стратегическое и экономическое значение, что определяет заинтересованность в нем не только арктических государств, но и государств, находящихся далеко от региона. Одним из таких государств является - Китайская Народная Республика. Отношения между Китаем и Россией в последние десятилетия строятся на основе стратегического партнерства. Важнейшим приоритетным направлением этого партнерства стали совместные проекты в Арктике в транспортной и энергетической областях. Китайско-российскому арктическому сотрудничеству посвящено значительное количество работ российских ученых. Большинство авторов рассматривают сотрудничество как гарант стабильности отношений для Китая и России в условиях глобализированного мира. Однако есть исследователи, считающие наличие отдельных противоречий в отношениях между арктическими и неарктическими странами. По их мнению, Китай иногда выступает конкурентом, а его деятельность становится экспансионистской. В целом, по мнению российских авторов, китайско-российское сотрудничество является взаимовыгодным и находится в стадии развития, обеим странам предстоит долгий путь в вопросе устойчивого развития Арктики. В статье представлены результаты историографического анализа опубликованных материалов.

Ключевые слова: Китайская Народная Республика; Российская Федерация; Арктика; сотрудничество; историография; российские исследователи

Для цитирования: Лун Цуй. Китайско-российское сотрудничество в Арктике (по материалам российской печати) // Россия в глобальном мире. 2023. Т. 26. Вып. 3. С. 43-57. DOI: 10.48612/rg/RGW.26.3.4

© Лун Цуй, 2023. Издатель: Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого.

research article UDC: 327.8

DOI: 10.48612/rg/RGW.26.3.4

Sino-Russian Cooperation in the Arctic (Based on the Materials of the Russian Press)

Long Cui H

Peter the Great Saint Petersburg Polytechnic University, Saint Petersburg, Russia H [email protected]; https://orcid.org/0000-0002-5342-8495

Abstract. The role of the Arctic in world politics and international relations has increased significantly over the past decades. With its large natural resources, the Arctic region has important geopolitical, strategic and economic significance. All this determines the interest in it not only of the Arctic states, but also of states located far from the Arctic. One of these states is the People's Republic of China. Relations between China and Russia in recent decades have been built on the basis of strategic partnership. Joint projects in the Arctic have become the most important priority area of this partnership. These are projects in the transport and energy fields. A large number of works by Russian scientists are devoted to the Sino-Russian Arctic cooperation. Most authors consider cooperation as a guarantee of stability for China and Russia in a globalized world. However, there are authors who believe that there are separate contradictions in the relations between the Arctic and non-Arctic countries. In their opinion, China sometimes acts as a competitor, and its activities become expansionist. In general, according to the Russian authors, the Sino-Russian cooperation is mutually beneficial and is under development. China and Russia have a long way to go in the issue of sustainable development of the Arctic.

Keywords: People's Republic of China; Russian Federation; Arctic; cooperation; historiography; Russian press

For citation: Long Cui. Sino-Russian Cooperation in the Arctic (Based on the Materials of the Russian Press). Russia in the Global World. 2023. Vol. 26. Iss. 3. P. 43-57. DOI: 10.48612/rg/RGW.26.3.4

© Long Cui, 2023. Published by Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University.

Введение

Арктика является регионом богатым природными ресурсами, имеющими важное геополитическое, стратегическое и экономическое значение. В последние десятилетия отношения между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой характеризуются многосторонними партнерскими отношениями. Эти отношения основаны на принципе стратегического сотрудничества. Одним из приоритетных направлений является реализация совместных проектов в Арктике.

Внешнеполитическая деятельность Китайской Народной Республики в Арктике получила широкое освещение в работах отечественных ученых -П.А. Гудева [1], А.А. Забеллы [2], А.В. Загорского [3], В.В. Карлусова [4], М.Ю. Гутенева [5], Е.В. Киенко [6; 7; 8], М.А. Кобзевой [9; 10; 11; 12], И.Н. Комиссиной [13] и других. В этих исследованиях проанализирована политика КНР в Арктике и определены основные ее направления и состояние в XXI веке. Особого внимания заслуживают исследования В.Н. Конышева и М.А. Кобзевой [14; 15]. В частности, в монографии М.А. Кобзевой, дан глубокий системный анализ современной политике Китая посвященной современной китайской политике в Арктике [16].

Данная статья ставит задачу проанализировать китайско-российское сотрудничество в Арктике по опубликованным материалам российских исследователей.

Материалы и результаты исследования

Китайская Народная Республика, не являясь арктическим государством, выдвигает права на освоение Арктики. В.Н. Конышев и А.А. Сергунин в статье «Освоение природных ресурсов Арктики: пути сотрудничества России с Китаем в интересах будущего» [17], отмечают возможности и пути сотрудничества между двумя странами в этом регионе. В частности, они пишут: «Арктическая политика Китая открыта для взаимовыгодного сотрудничества с Россией, но в ней потенциально присутствует и антироссийский вектор» [17, с. 9]. Однако Китай может добиваться некоторых целей: «КНР обладает значительным финансово-экономическим и научно-технологическим потенциалом, который может оказаться полезным России в деле освоения Арктики. Конечно, России необходимо избирательно подходить к использованию этого потенциала и вырабатывать механизмы «тонкой настройки» для взаимодействия с КНР в Арктике, памятуя при этом о необходимости установления определенных пределов для сотрудничества с этим государством» [17, с. 9].

Важным направлением сотрудничества Китая и России в Арктике является освоение Северного морского пути. Для реализации этого направления, по мнению Н.Р. Максимова [18], необходимо: «привлечение китайских инвестиций к инфраструктурному развитию Арктики, освоение и экспорт на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона дефицитных

полезных ископаемых, сосредоточенных в пределах Арктической зоны Российской Федерации» [18, с. 29].

Вопросам российско-китайского сотрудничества в области коммерческого освоения Северного морского пути, посвящена статья А.Л. Вороненко [19]. Автор отмечает: «Для Китая как для ведущего торгового партнёра Европейского союза и США данный маршрут представляет собой отличную альтернативу и дополнение традиционным путям доставки продукции на крупнейшие мировые рынки» [19, с. 42], и далее: «Для России значение СМП1 трудно переоценить. Именно он является национальной морской транспортной магистралью России в Арктике. От его функционирования во многом зависит жизнеобеспечение полярных регионов Российской Федерации» [19, с. 42]. В заключении статьи отмечается: «Подводя итог, хотелось бы сказать, что существует много мнений о том, что китайская навигация по СМП несёт угрозу интересам России. В частности, что Китай, построив свои ледоколы, не будет нуждаться в российских услугах и выдавит Россию с арктических маршрутов. Однако я полагаю, что это не так. Китайское присутствие на СМП означает его оживление, развитие. А какая же страна может препятствовать развитию своего национального транспортного коридора, коридора жизни для своих северных территорий. Ведь освоение Северного Морского пути, помимо прочего, будет способствовать социально-экономическому развитию арктической зоны РФ, а это одна из заявленных стратегических целей Правительства РФ. Поэтому СМП - это не вопрос конфронтации между Россией и Китаем, это вопрос взаимовыгодного сотрудничества» [19, с. 49].

В статье О.Б. Александрова [20] анализируются санкции Запада в отношении России и в этой связи рассматриваются вопросы стратегического альянса России и Китая. Автор приходит к следующим выводам: «Исходя из вышесказанного, можно сделать ряд выводов. Прежде всего, можно констатировать, что дальнейшее сплочение западных держав в Арктике на антироссийской основе, то есть продолжение их нынешнего политического курса, способствует сближению геостратегических интересов России и Китая в этом регионе. Во-вторых,

1 Северный морской путь.

экономические интересы Москвы и Пекина в Арктике в значительной степени пересекаются, но совпадают далеко не по всем вопросам. Однако обе стороны имеют возможность пойти друг другу навстречу и сблизить позиции, особенно если убедятся в том, что альтернативные варианты коалиций не столь надежны в долгосрочном плане и не сочетаются с интересами безопасности. В-третьих, многие инфраструктурные проекты в Арктике Россия не в состоянии осуществить в одиночку. Западные санкции ставят ее перед дилеммой: либо отложить реализацию ряда намеченных программ на отдаленную перспективу, либо привлекать внешнего партнера, который был бы, как и Россия, заинтересован в реализации совместных программ по развитию Арктики, включая проект СМП. Учитывая это, перспективы стратегического альянса с Китаем в Арктике выглядят вполне реалистичными» [20, с. 35].

Китайско-российское научное сотрудничество по освоению и развитию Арктики, развивается успешно и динамично. Этому направлению сотрудничества посвящена статья В.Л. Ерохина [21]. Приоритетными направлениями являются: разработка месторождений природных ресурсов, исследования в вопросах навигации в северных широтах, использование современных видов транспорта и машиностроение для Арктики. Автор приходит к выводу: «Для России и Китая в свете реализации своих арктических стратегий важно увязать участие в международных арктических исследовательских проектов с приоритетными интересами двухстороннего сотрудничества по развитию и освоению Арктики, ее природных ресурсов и транспортных возможностей» [21, с. 49].

Опубликованная в январе 2018 г. «Белая книга КНР по арктической политике», детально анализируется в статье В.Е. Петровского и Л.В. Филипповой [22]. «Ряд положений Белой книги имеют принципиальное значение в контексте развития Арктической зоны Российской Федерации, и на основе их анализа авторы приходят к выводу о том, что, поскольку подход КНР к освоению Арктики отличается особым прагматизмом, то российской стороне в целях качественного углубления российско-китайского регионального взаимодействия необходимо обратить пристальное внимание на повышение конкурентных преимуществ предлагаемых ею кооперационных проектов, особенно в экономической

сфере» [22, с. 171]. И далее авторы отмечают: «Диалог России и Китая по Арктике способен стать примером действительно взаимовыгодного сотрудничества. РФ не только сможет переложить на партнера часть финансовой нагрузки по освоению Арктики, но и получит средства для модернизации существующих и строительства новых международных морских портов на всем протяжении СМП. КНР же обретет новые возможности по оптимизации межконтинентальной транспортировки китайской продукции, общему расширению ее ВЭС и созданию новых объектов своей ресурсной базы за рубежом» [22, с. 180].

В настоящее время Китай становиться главным региональным инвестором в разработку природных ресурсов, строительство портов, развитие судоходства, железных дорог, инфраструктуры Арктики. Этим вопросам регионального развития посвящена работа Т.Л. Савостовой и А.Л. Бирюковой [23]. По мнению авторов, между КНР и РФ и европейскими странами Арктического региона формируется новая политическая система на основе принципа "сдержек и противовесов"» [23, с. 86]. В заключении авторы приходят к выводу: «Управление устойчивым развитием территорий Арктики способствует минимизации возможных рисков, связанных с активизацией техногенной деятельности в арктическом регионе. В современных условиях приоритетом развития региональных систем становится создание высокотехнологичной базы, обеспечивающей рентабельное получение новых продуктов и возможность экономически обоснованной их транспортировки как в внутри страны, так и за ее пределами» [23, с. 90].

Приоритетными направлениями в сотрудничестве Китая и России проявляются в «высокотехнологической сфере, в сфере транспорта, инфраструктуры, сельского хозяйства, финансов и предполагает конкретные проекты, механизмы взаимной защиты инвестиций в евразийском пространстве, включая Арктический регион» [24, с. 69]. Так считают В.Б. Митько и М.В. Минина [24]. Они приходят к выводу: «Объективная оценка геополитической ситуации и реальных процессов позволяют сделать вывод, что российско-китайское сотрудничество в Арктике является важнейшим фактором устойчивого развития региона и обеспечения национальной, региональной и глобальной безопасности. Руководствуясь решениями глав государств и правительств Китайской

Народной Республики и Российской Федерации о перспективных проектах в рамках сопряжения концепции «Один пояс, один путь» и Евразийского экономического союза, а также учитывая необходимость сотрудничества в области совместного освоения и использования Северного морского пути и разработки концепции «Ледовой трассы Шелкового пути», других направлений российско-китайского сотрудничества» [24, с. 76].

Председатель КНР Си Цзиньпин в 2013 г. обнародовал проект «Один пояс, один путь». Этот проект стал самым значимым и перспективным в истории международных проектов. Он включает два проекта: «Экономический пояс Шелкового пути» и «Морской Шелковый путь XXI века». Их цели, по мнению лидера Китая: «углубление экономической интеграции в регионе, упразднение барьеров в сферах торговли и инвестиций, построение единой транспортной инфраструктуры, усиление значимости национальных валют, повышение уровня сотрудничества в гуманитарной сфере» [25].

Анализу этих проектов посвящены работы К.М. Михайличенко [26], А.Л. Козиной и А.А. Миндубаевой [27], В.Л. Ерохина [28]. К.М. Михайличенко приходит к следующему выводу: «Китайский проект «Ледового Шелкового пути» в рамках инициативы «Один пояс и один путь», учитывая российские и китайские интересы, может дать большой толчок в развитии Арктики и получении выгод Россией и Китаем» [26, с. 342]. К аналогичному выводу приходят и А.Л. Козина и А.А. Миндубаева: «Двусторонние отношения можно назвать самодостаточными. Москва и Пекин будут и дальше углублять сотрудничество как гарант стабильности в мире и для российского, и китайского народов в условиях глобализированного мира» [27, с. 192]. По мнению В.Л. Ерохина, в последние годы проект «Один пояс и один путь» был распространен на северные регионы, что было обусловлено стратегическими партнерскими отношениями между Китаем и Россией в Арктике. Автор статьи пишет: «у российско-китайского политического и экономического сотрудничества в Арктике имеются как хорошая основа, так и значительные перспективы. Выдвинутые Китаем инициативы «Пояса и Пути» и развития арктических транспортно-экономических коридоров в условиях их сопряжения с российскими интересами в регионе имеют многообещающий потенциал реализации в целях устойчивого развития и освоения северных

территорий. Видение Китаем своей роли в Арктике убедительно демонстрирует готовность и открытость страны к развитию сотрудничества с Россией на принципах всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия» [28, с. 34].

Проект «Морской Шелковый путь XXI века» предусматривает сотрудничество между двумя странами в области арктического судоходства. Этой проблеме посвящена статья М.А. Кобзевой [29]. Автор отмечает: «Благодаря новым механизмам взаимодействия и совместным политическим решениям, формат предоставляет целый ряд дополнительных возможностей для диалога и реализации проектов. При этом двустороннее сотрудничество постепенно сосредотачивается вокруг созвучных инициатив: развитие Северного морского пути и строительство Ледового Шелкового пути» [29, с. 108].

Перспективам сотрудничества Китая и России в Арктике посвящена статья Г.О. Халовой и Т.А. Жучковой [30]. Авторы считают: «Китай проявляет большой интерес в развитии отношений с Россией, страной, которая владеет СМП и большими запасами арктических углеводородов, Россия в свою очередь проявляет заинтересованность в поддержке Китая, как одного из основных инвесторов и страной, которая владеет передовыми технологиями. Северный морской путь играет ключевую роль в перспективах развития отношений России и Китая в Арктике» [30, с. 109].

Проблемы защиты окружающей среды, и в первую очередь Арктического региона, всегда были в центре внимания Китая и России. Д.Н. Веселова в статье «Государственная экологическая политика России и Китая в Арктике общее и особенное» [31], приходит к заключению: «Национальные интересы обеих стран в Арктике связаны с экономикой и геополитикой, но завуалированы под интересы решения экологических проблем. Актуальными вопросами в Арктике значатся защита окружающей среды, борьба с изменением климата и развитие международного сотрудничества. Нерешенными проблемами и Китая, и России при осуществлении арктической экологической политики остаются декларативный, программный характер основных документов по вопросам защиты окружающей среды региона, а также отсутствие совместного компетентного органа, осуществляющего совместную деятельность рассматриваемых государств в Арктике» [31, с. 130].

Дискуссия

Российские эксперты О.Б. Александров [20], А.В. Загорский [3], Ю.В. Морозов, А.Ф. Клименко [32] занимающиеся проблемами Арктики, отмечают наличие отдельных противоречий в отношениях между арктическими и неарктическими странами. Они считают Китай конкурентом, а его деятельность экспансионистской.

В своей статье А.В. Загорский рассматривает только два вопроса, вызывающие серьезные противоречия между КНР и РФ и другими арктическими государствами, это общий правовой режим в Арктике и судоходство по Северному морскому пути. Исследуя эти вопросы, автор приходит к следующим выводам: «Во-первых, существующие или мнимые разногласия между Китаем и арктическими государствами не следует обобщать. Там, где такие разногласия существуют, они носят вполне конкретный характер, а не являются отражением каких-то глубинных противоречий между странами. Конкретные же различия в позициях сторон преодолимы на основе рационального диалога» [3, с. 68] и «Во -вторых, подчеркивание каких-то проблемных аспектов и различий в подходах к решению тех или иных вопросов зачастую не столько отражает действительные противоречия в интересах, сколько является естественной реакцией китайских экспертов на подчеркивание арктическими государствами их особых прав в регионе» [3, с. 68].

Негативный взгляд, на арктическую политику Китая, высказал эксперт по морскому праву П.А. Гудев [1]. Он считает, что политика КНР сводиться к максимальной интернационализации Арктического региона, а это затрагивает национальные интересы РФ и арктических государств. Анализируя "Белую книгу по Арктической политике Китая" [1], П. Гудев считает ее в "излишней претенциозности, необоснованных амбициях, непоследовательности, а также ряде правовых ошибок и географических нелепостях" [1]. Далее автор статьи отмечает необоснованность с юридической и географической точек зрения, ввод Китаем понятия "околоарктическое государство" [1], в отношении себя.

Своеобразный итог по вопросу дискуссии о сотрудничестве между Китаем и Россией можно найти в статье В.А. Эпштейн и А.Р. Дагаев «Арктические интересы Российской Федерации и Китайской Народной

Республики: взаимная выгода и стратегические противоречия» [32]. Автор отмечают: «Сотрудничество России и Китая в Арктике носит неизбежный и исторически обусловленный характер. На данном этапе Китай, желающий обеспечить собственную энергетическую безопасность и снизить себестоимость доставки товаров в развитые страны Европы, будет активнее участвовать в арктических делах» [32, с. 98].

Заключение

Проанализировав работы российских исследователей по вопросу сотрудничества Китая и России в Арктике можно сделать следующие выводы. Первое, в основе китайско-российского сотрудничества лежит принцип стратегического партнерства, правительства двух стран прилагают большие усилия для его реализации. Второе, это сотрудничество является взаимовыгодным, так как национальные интересы двух стран совпадают. Третье, потенциал китайско-российского сотрудничества в Арктике еще не до конца использован и находится в стадии развития. Китайской Народной Республики и Российской Федерации предстоит еще долгий путь в вопросе устойчивого развития в Арктике.

В заключении приведем слова из выступления министра иностранных дел России С.В. Лаврова, посвященного 25-летию Арктического Совета, 19 мая 2021 года: «Арктика - наш общий дом, и сберечь его для нынешнего и будущего поколений - наша прямая обязанность» [33]. Российская Федерация и Китайская Народная Республика руководствуются этим принципом в комплексном, совместном освоении Арктики.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Гудев П.А. Арктические амбиции Поднебесной // Россия в глобальной политике.

2018. Т. 16. № 5. С. 174-184.

2. Забелла А.А. Цели и интересы Китая в Арктике // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки.

2019. № 4. С. 166-175.

3. Загорский А.В. Китай принимает условия в Арктике // Мировая экономика и международные отношения. 2019. Т. 63. № 7. С. 76-83.

4. Karlusov, V.V., Yarkov, D.A. Russia and China: Interests, Potential and Prospects of Interaction in the Arctic // International Journal of Civil Engineering and Technology. 2019. Vol. 10. Iss. 2. P. 1740-1746.

5. Гутенев М.Ю. «Мягкие механизмы» реализации арктической стратегии Китая // Сравнительная политика. 2018. Т. 9. No. 4. С. 147-154.

6. Киенко Е.В. Международно-правовая характеристика арктической политики Китая // Московский журнал международного права. 2017. № 3. С. 18-30.

7. Киенко Е.В. Китай о применимости к Арктике режима управления «общим наследием человечества» // Право и управление. XXI век. 2018. № 2(47). С. 13-21.

8. Киенко Е.В. Международно-правовые основы сотрудничества Китая с арктическими государствами // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2019. № 2. С. 64-68.

9. Кобзева М.А. Арктический вектор в политике Китая при новом руководстве // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2017. Т. 13. Вып. 5. С. 962974.

10. Кобзева М.А. Противоречия в оценках арктической политики КНР // Конфликтология. 2017. № 2. С. 201-219.

11. Кобзева М.А. Китай как возможный партнер США в Арктике: настоящее и будущее // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2018. Т. 14. №. 9. С. 1762-1778.

12. Kobzeva M. China's Arctic policy: Present and Future // The Polar Journal. 2019. Vol. 9. Iss. 1. P. 94-112. DOI: 10.1080/2154896X.2019.1618558.

13. Комиссина И.Н. Арктический вектор внешней политики Китая // Проблемы национальной стратегии. 2015. № 1(28). С. 54-73.

14. Конышев ВН., Кобзева М.А. Шпицберген в арктической политике Китая // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: История. Политология. Социология. 2016. № 4. С. 48-54.

15. Конышев ВН., Кобзева М.А. Политика Китая в Арктике: традиции и современность // Сравнительная политика. 2017. Т. 8. № 1. С. 77-92.

16. Кобзева М.А. Современная арктическая политика Китая. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2019. 226 с.

17. Конышев В.Н., Сергунин А.А. Освоение природных ресурсов Арктики: пути сотрудничества России с Китаем в интересах будущего // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2012. № 39. С. 2-9.

18. Максимов Н.Р. Арктика в XXI веке: интересы России и Китая // Арктика XXI век. Гуманитарные науки. 2013. № 1(1). С. 22-29.

19. Вороненко А.Л. Перспективы российско-китайского сотрудничества в области коммерческого освоения Северного морского пути // Вестник Хабаровского государственного университета экономики и права. 2018. № 2(94). С. 41-50.

20. Александров О.Б. Перспективы стратегического альянса России и Китая в Арктике // Россия XXI. 2015. № 2. С. 24-35.

21. Ерохин В.Л. Международное научное сотрудничество по развитию Арктики: возможности объединения усилий для России и Китая // Маркетинг и логистика. 2018. № 3(17). С. 40-56.

22. Петровский В.Е., Филиппова Л.В. Стратегия Китая по освоению Арктики и перспективы российско-китайского сотрудничества в регионе // Китай в мировой и региональной политике. История и современность. 2018. Т. 23. № 23. С. 171-182.

23. Савостова Т.Л., Бирюкова А.Л. Российско-китайское сотрудничество в Арктике: эффективное управление развитием региональных систем // Инновации и инвестиции. 2019. № 7. С. 8б-91.

24. Митько В.Б., Минина М.В. Российско-китайское сотрудничество в Арктике и безопасность морской деятельности // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2019. № 2(28). С. б9-78.

25. Проект «Один пояс, один путь». Досье. 03.07.2017 // Информационное агентство ТАСС: [сайт]. URL: http://tass.ru/info/4383152 (дата обращения: 27.0б.202З).

26. Михайличенко К.М. Проект «Ледовый Шелковый путь» в рамках инициативы «Один пояс и один путь» как реализация интересов России и Китая в Арктическом регионе // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2019. Т. 21. № 2. С. 333-345.

27. Колзина А.Л., Миндубаева А.А. «Полярный Шелковый путь» как сфера стратегического партнерства Российской Федерации и КНР // Вестник Удмуртского университета. Социология. Политология. Международные отношения. 2020. Т. 4. Вып. 2. С. 18б-195.

28. Ерохин В.Л. Арктика в российско-китайских отношениях: от политики к экономике // Мир русскоговорящих стран. 2020. № 2 (4). С. 2б-36.

29. Кобзева М.А. Сотрудничество России и КНР в сфере арктического судоходства: состояние и перспективы // Арктика и Север. 2021. № 43. С. 89-108.

30. Халова Г.О., Жучкова Т.А. Перспективы сотрудничества России и Китая в освоении Арктики: вызовы и риски // Вестник Института экономики, управления и права Российского государственного гуманитарного университета. 2021. № 1. С. 101-110.

31. Веселова Д.Н. Государственная экологическая политика России и Китая в Арктике общее и особенное // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2022. Т. 1б. № 2. С. 130-139.

32. Морозов Ю.В. Клименко А.Ф. Китай и другие государства Северо-Восточной Азии в «Арктической гонке» // Китай в мировой и региональной политике. История и современность. 2015. Т. 20. № 20. С. 173-191.

33. Выступление Министра иностранных дел Российской Федерации С.В. Лаврова, посвященное 25-летию Арктического совета. 19.05.2021 // Министерство иностранных дел Российской Федерации: [сайт]. URL: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/rso/arkticeskij-sovet/1422628/ (дата обращения: 17.07.2023).

REFERENCES

1. Gudev P.A. Arkticheskie ambicii Podnebesnoj [Arctic Ambitions of the Celestial Empire] Rossija v global'nojpolitike. 2018. T. 1б. № 5. P. 174-184. (In Russ.).

2. Zabella A.A. Celi i interesy Kitaja v Arktike [Goals and interests of China in the Arctic]. VestnikMoskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Serija: Istorija i politicheskie nauki. 2019. № 4. P. 1бб-175. (In Russ.).

3. Zagorskiy A.V. Kitay prinimayet usloviya v Arktike [China Accepts Conditions in the Arctic]. Mirovajajekonomika i mezhdunarodnye otnoshenija. 2019. T. бЗ. № 7. P. 7б-83. (In Russ.).

4. Karlusov, V.V., Yarkov, D.A. Russia and China: Interests, Potential and Prospects of Interaction in the Arctic. International Journal of Civil Engineering and Technology. 2019. Vol. 10. Iss. 2. P. 1740-1746.

5. Gutenev M.Ju. «Mjagkie mehanizmy» realizacii arkticheskoj strategii Kitaja ["Soft Mechanisms" for Implementing China's Arctic Strategy]. Sravnitel'najapolitika. 2018. T. 9. № 4. P. 147-154. (In Russ.).

6. Kienko E.V. Mezhdunarodno-pravovaja harakteristika arkticheskoj politiki Kitaja [International Legal Framework of the Arctic Policy of the People's Republic of China]. Moskovskij zhurnal mezhdunarodnogoprava. 2017. № 3. P. 18-30. (In Russ.).

7. Kienko E.V. Kitaj o primenimosti k Arktike rezhima upravlenija «obshhim naslediem chelovechestva» [China's Stance Towards the Applicability of the Common Heritage of Mankind Governance Regime to the Arctic]. Pravo i upravlenie. XXI vek. 2018. № 2(47). P. 13-21. (In Russ.).

8. Kienko E.V. Mezhdunarodno-pravovye osnovy sotrudnichestva Kitaja s arkticheskimi gosudarstvami [International Legal Framework for Cooperation of China with Arctic States]. Zhurnal zarubezhnogo zakonodatel'stva i sravnitel'nogo pravovedenija. 2019. № 2. P. 64-68. (In Russ.).

9. Kobzeva M.A. Arkticheskij vektor v politike Kitaja pri novom rukovodstve [The Arctic Vector in China's Policy under the New Leadership]. Nacional'nye interesy: prioritety i bezopasnost'. 2017. Vol. 13. Iss. 5. P. 962-974. (In Russ.).

10. Kobzeva M.A. Protivorechija v ocenkah arkticheskoj politiki KNR [Contradictions in Assessments of China's Arctic Policy]. Konfliktologija. 2017. № 2. P. 201-219. (In Russ.).

11. Kobzeva M.A. Kitaj kak vozmozhnyj partner SShA v Arktike: nastojashhee i budushhee [China as a Possible US Partner in the Arctic: Present and Future]. Nacional'nye interesy: prioritety i bezopasnost'. 2018. T. 14. №. 9. P. 1762-1778. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Kobzeva M. China's Arctic policy: Present and Future. The Polar Journal. 2019. Vol. 9. Iss. 1. P. 94-112. DOI: 10.1080/2154896X.2019.1618558.

13. Komissina I.N. Arkticheskij vektor vneshnej politiki Kitaja [The Arctic Vector of China's Foreign Policy]. Problemy nacional'noj strategii. 2015. № 1(28). P. 54-73. (In Russ.).

14. Konyshev V.N., Kobzeva M.A. Shpicbergen v arkticheskoj politike Kitaja [Svalbard in China's Arctic Policy]. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Istorija. Politologija. Sociologija. 2016. № 4. P. 48-54. (In Russ.).

15. Konyshev V.N., Kobzeva M.A. Politika Kitaja v Arktike: tradicii i sovremennost' [China's Arctic Policy: T raditions and Modernity]. Sravnitel'naja politika. 2017. T. 8. № 1. P. 77-92. (In Russ.).

16. Kobzeva M.A. Sovremennaja arkticheskaja politika Kitaja [China's Modern Arctic Policy]. SPb.: Izdatel'stvo Sankt-Peterburgskogo universiteta, 2019. 226 p. (In Russ.).

17. Konyshev V.N., Sergunin A.A. Osvoenie prirodnyh resursov Arktiki: puti sotrudnichestva Rossii s Kitaem v interesah budushhego [Development of Natural Resources in the Arctic: Ways of Cooperation between Russia and China in the Interests of the Future]. Nacional'nye interesy: prioritety i bezopasnost'. 2012. № 39. P. 2-9. (In Russ.).

18. Maksimov N.R. Arktika v XXI veke: interesy Rossii i Kitaja [The Arctic in the XXI Century: the Interests of Russia and China]. Arktika XXI vek. Gumanitarnye nauki. 2013. № 1(1). P. 22-29. (In Russ.).

19. Voronenko A.L. Perspektivy rossijsko-kitajskogo sotrudnichestva v oblasti kommercheskogo osvoenija Severnogo morskogo puti [Prospects for Russian-Chinese Cooperation in the Field of Commercial Development of the Northern Sea Route]. Vestnik Habarovskogo gosudarstvennogo universiteta jekonomiki i prava. 2018. № 2(94). P. 4150. (In Russ.).

20. Aleksandrov O.B. Perspektivy strategicheskogo al'jansa Rossii i Kitaja v Arktike [Prospects for a Strategic Alliance between Russia and China in the Arctic]. Rossija XXI. 2015. № 2. P. 24-35. (In Russ.).

21. Erohin V.L. Mezhdunarodnoe nauchnoe sotrudnichestvo po razvitiju Arktiki: vozmozhnosti objedinenija usilij dlja Rossii i Kitaja [International Scientific Cooperation on the Development of the Arctic: Opportunities for Russia and China to Integrate Their Efforts]. Marketing i logistika. 2018. № 3(17). P. 40-56. (In Russ.).

22. Petrovskij V.E., Filippova L.V. Strategija Kitaja po osvoeniju Arktiki i perspektivy rossijsko-kitajskogo sotrudnichestva v regione [China's Strategy for the Development of the Arctic and Prospects for Russian-Chinese Cooperation in the Region]. Kitaj v mirovoj i regional'nojpolitike. Istorija i sovremennost'. 2018. T. 23. № 23. P. 171-182. (In Russ.).

23. Savostova T.L., Birjukova A.L. Rossijsko-kitajskoe sotrudnichestvo v Arktike: jeffektivnoe upravlenie razvitiem regional'nyh sistem [Russian-Chinese Cooperation in the Arctic: Effective Management of the Development of Regional Systems]. Innovacii i investicii. 2019. № 7. P. 86-91. (In Russ.).

24. Mit'ko V.B., Minina M.V. Rossijsko-kitajskoe sotrudnichestvo v Arktike i bezopasnost' morskoj dejatel'nosti [Russian Chinese Cooperation in the Arctic and Maritime Security] Evrazijskaja integracija: jekonomika, pravo, politika. 2019. № 2(28). P. 69-78. (In Russ.).

25. Proekt «Odin pojas, odin put'». Dos'e. [One Belt, One Road Project. Dossier]. 03.07.2017. Informacionnoe agentstvo TASS. Available at http://tass.ru/info/4383152 (accessed: 27.06.2023). (In Russ.).

26. Mihajlichenko K.M. Proekt «Ledovyj Shelkovyj put'» v ramkah iniciativy «Odin pojas i odin put'» kak realizacija interesov Rossii i Kitaja v Arkticheskom regione [The Project «Ice Silk Road» within the Framework of the Initiative «One Belt and One Road» as the Realization of the Interests of Russia and China in the Arctic Region]. Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Serija: Politologija. 2019. T. 21. № 2. P. 333-345. (In Russ.).

27. Kolzina A.L., Mindubaeva A.A. «Poljarnyj Shelkovyj put'» kak sfera strategicheskogo partnerstva Rossijskoj Federacii i KNR [The Polar Silk Road as a Sphere of Strategic Partnership between the Russian Federation and China]. Vestnik Udmurtskogo universiteta. Sociologija. Politologija. Mezhdunarodnye otnoshenija. 2020. Vol. 4. Iss. 2. P. 186-195. (In Russ.).

28. Erohin V.L. Arktika v rossijsko-kitajskih otnoshenijah: ot politiki k jekonomike [Arctic in Russia-China Relations: From Politics to Economics]. Mir russkogovorjashhih stran. 2020. № 2(4). P. 26-36. (In Russ.).

29. Kobzeva M.A. Sotrudnichestvo Rossii i KNR v sfere arkticheskogo sudohodstva: sostojanie i perspektivy [Cooperation between Russia and China in Arctic Shipping: Current State and Prospects]. Arktika i Sever. 2021. № 43. P. 89-108. (In Russ.).

30. Halova G.O., Zhuchkova T.A. Perspektivy sotrudnichestva Rossii i Kitaja v osvoenii Arktiki: vyzovy i riski [Prospects of Cooperation between Russia and China in the Development of the Arctic: Challenges and Risks]. Vestnik Instituta jekonomiki, upravlenija i prava Rossijskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta. 2021. № 1. P. 101-110. (In Russ.).

31. Veselova D.N. Gosudarstvennaja jekologicheskaja politika Rossii i Kitaja v Arktike obshhee i osobennoe [State Environmental Policy of Russia and China in the Arctic: General and Special]. Evrazijskaja integracija: jekonomika, pravo, politika. 2022. Vol. 16. № 2. P. 130-139. (In Russ.).

32. Morozov Ju.V. Klimenko A.F. Kitaj i drugie gosudarstva Severo-Vostochnoj Azii v «Arkticheskoj gonke» [China and Other Northeast Asian States in the "Arctic Race"]. Kitaj v mirovoj i regional'noj politike. Istorija i sovremennost'. 2015. Vol. 20. № 20. P. 173-191. (In Russ.).

33. Vystuplenie Ministra inostrannyh del Rossijskoj Federacii S.V. Lavrova, posvjashhennoe 25-letiju Arkticheskogo soveta [Speech by the Minister of Foreign Affairs of the Russian Federation S.V. Lavrov, Dedicated to the 25th Anniversary of the Arctic Council]. 19.05.2021. Ministerstvo inostrannyh del Rossijskoj Federacii. Available at https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/rso/arkticeskij-sovet/1422628/ (accessed: 17.07.2023). (In Russ.).

Сведения об авторах / Information about authors

Лун Цуй - аспирант Высшей школы международных отношений. Санкт-Петербургский

политехнический университет Петра Великого.

E-mail: [email protected]; ORCID: 0000-0002-5342-8495

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Long Cui - Postgraduate student of the Higher School of International Relations. Peter the Great

Saint Petersburg Polytechnic University.

E-mail: [email protected]; ORCID: 0000-0002-5342-8495

The authors declare no conflict of interests.

Статья поступила в редакцию 18.07.2023. Одобрена после рецензирования 29.07.2023. Принята 07.08.2023. Received 18.07.2023. Approved after reviewing 29.07.2023. Accepted 07.08.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.