Научная статья на тему 'КИТАЙСКО-РОССИЙСКОЕ ГУМАНИТАРНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В РАМКАХ ШОС (2001–2020 гг.)'

КИТАЙСКО-РОССИЙСКОЕ ГУМАНИТАРНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В РАМКАХ ШОС (2001–2020 гг.) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
китайско-российское взаимодействие / культурно-гуманитарное сотрудничество / Шанхайская организация сотрудничества / Chinese-Russian interaction / cultural and humanitarian cooperation / Shanghai Cooperation Organization

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Хэ Юэцзе

Рассматривается китайско-российское гуманитарное сотрудничество в рамках Шанхайской организации сотрудничества. Анализируются взаимодействия Китайской Народной Республики и Российской Федерации на платформе ШОС в аспекте образования и науки, культуры и туризма, здравоохранения и спорта. Особое внимание уделяется характеристике средств массовой информации и развитию молодежной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SINO-RUSSIAN HUMANITARIAN COOPERATION WITHIN THE SCO FRAMEWORK (2001–2020)

Sino-Russian humanitarian cooperation within the framework of the Shanghai Cooperation Organization (SCO) is considered. The interaction between the People’s Republic of China (PRC) and the Russian Federation (RF) on the SCO platform is analyzed in terms of education and science, culture and tourism, healthcare and physical education. Particular attention is paid to the characterization of the media and youth policy development.

Текст научной работы на тему «КИТАЙСКО-РОССИЙСКОЕ ГУМАНИТАРНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В РАМКАХ ШОС (2001–2020 гг.)»

УДК 327 ББК 66.4(0)

DOI 10.22394/1682-2358-2023-4-15-27

He Yuejie, post-graduate student of the Faculty of International Relations, Belarusian State University

SINO-RUSSIAN HUMANITARIAN COOPERATION WITHIN

THE SCO FRAMEWORK (2001-2020)

Sino-Russian humanitarian cooperation within the framework of the Shanghai Cooperation Organization (SCO) is considered. The interaction between the People's Republic of China (PRC) and the Russian Federation (RF) on the SCO platform is analyzed in terms of education and science, culture and tourism, healthcare and physical education. Particular attention is paid to the characterization of the media and youth policy development.

Key words and word-combinations: Chinese-Russian interaction, cultural and humanitarian cooperation, Shanghai Cooperation Organization.

Хэ Юэцзе, аспирант факультета международных отношений Белорусского государственного университета (email-: klarapetrovna9@gmail.com)

КИТАЙСКО-РОССИЙСКОЕ ГУМАНИТАРНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В РАМКАХ ШОС (2001-2020 гг.)

Аннотация. Рассматривается китайско-российское гуманитарное сотрудничество в рамках Шанхайской организации сотрудничества. Анализируются взаимодействия Китайской Народной Республики и Российской Федерации на платформе ШОС в аспекте образования и науки, культуры и туризма, здравоохранения и спорта. Особое внимание уделяется характеристике средств массовой информации и развитию молодежной политики.

Ключевые слова и словосочетания: китайско-российское взаимодействие, культурно-гуманитарное сотрудничество, Шанхайская организация сотрудничества.

В

2001 г. на основе общих интересов в Азиатско-Тихоокеанском регионе Китай, Россия и другие государства — члены Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) разработали механизмы встреч государственных властей на всех уровнях, подписали соглашения в гуманитарной области. Культурно-гуманитарное сотрудничество между Китаем и Россией в рамках ШОС охваты-

Вестник Поволжского института управления • 2023. Том 23. № 4

15

вает широкий спектр областей, и процесс взаимодействия динамично развивается, хотя в 2020 г. двустороннее сотрудничество было приостановлено из-за распространения эпидемической пневмонии. Исследование гуманитарных обменов между Китайской Народной Республикой и Российской Федерацией в рамках ШОС актуально в содействии дальнейшему развитию взаимодействия между двумя странами на региональном и международном уровнях. Изучение китайско-российского гуманитарного взаимодействия в рамках ШОС интересно не только через призму ряда таких традиционных областей, как образование, наука, туризм, но и с учетом актуальных вопросов здравоохранения, обмена между молодежью, повышения роли женщин в общественной жизни.

В течение последних двадцати лет китайско-российские отношения в гуманитарной сфере и двусторонние взаимодействия в рамках ШОС привлекали существенное внимание широких научных кругов. В трудах таких российских ученых, как О.Ю. Колегова, С.К. Песцов, Г.И. Цвык, Ю.В. Морозов, Е.И. Сафронова, рассматриваются проблемы гуманитарных связей между Россией и КНР, характеризуются перспективные направления (научно-техническое, туристическое, культурное и др.) сотрудничества государств — членов ШОС [1—4]. Среди китайских ученых проблемами гуманитарного сотрудничества в рамках ШОС занимаются такие исследователи, как Цзэн Сянхун, Ло Цзинь, Ли Жуйсы, Ли Ци, Ван Шо, Ван Чжиюн, Сун Синьян, Лу Есинь [5—8]. В их работах культурно-гуманитарные связи в рамках ШОС трактуются как важный элемент китайско-российских отношений и ключевое средство консолидации партнерства и дружбы двух стран.

Поступательное развитие культурно-гуманитарного сотрудничества в рамках ШОС в разных отраслях экономики является безусловным приоритетом во внешней политике Китайской Народной Республики и Российской Федерации.

Образование и наука — ключевые направления гуманитарного сотрудничества в рамках ШОС. С 2006 г., момента подписания Соглашения между правительствами государств — членов ШОС о сотрудничестве в области образования (г. Шанхай, 15 июня 2006 г.) [9], сформирован механизм проведения международных саммитов министров образования, что способствует упорядочению китайско-российского взаимодействия в области образования [9]. Данное соглашение заложило правовую основу для развития регионального образовательного сотрудничества между странами — членами ШОС. В ходе Совещания министров образования государств-членов в 2018 г. была принята Дорожная карта Университета ШОС на период 2019—2020 гг. [10].

16 Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2023. Vol. 23. № 4

В документе зафиксировано, что Китай, Россия и другие государства-члены будут продолжать систематически продвигать многостороннее взаимодействие в области образования, которое имеет немаловажное значение в долгосрочной перспективе китайско-российских отношений.

Китайско-российское образовательное взаимодействие в рамках ШОС в основном осуществляется через программу Университета ШОС (УШОС), инициатива о создании которого была выдвинута Президентом РФ В.В. Путиным на саммите глав государств-членов в Бишкеке в августе 2007 г. [11]. В качестве инициатора Правительство РФ приняло постановление от 25 августа 2008 г. № 638 «Об установлении квоты на образование иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» [12], вместо которого в настоящее время действует постановление Правительства РФ от 18 декабря 2020 г. № 2150 «Об установлении квоты на образование иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» [13]. С помощью Китайского стипендиального совета Пекин также поддерживает и продвигает развитие инициативы УШОС через такие республиканские бюджетные проекты, как «Стипендия Университета Шанхайской организации сотрудничества», «Стипендия правительств Китайской Народной Республики и Российской Федерации» и другие. В настоящее время 78 учебных заведений включены в систему Университета ШОС [11], который является необходимой платформой для подготовки региональных высококвалифицированных кадров.

Кроме того, Китай и Россия наращивают обмен научно-техническими ресурсами, создают условия для взаимодействия ученых и осуществляют совместные научно-исследовательские проекты в рамках ШОС. В 2010 г. в Пекине состоялась первая встреча министров науки и технологий стран — членов ШОС [14], что официально открыло новую страницу китайско-российского научно-технического сотрудничества. 13 сентября 2013 г. министры науки и технологий подписали Соглашение между правительствами государств — членов Шанхайской организации сотрудничества о научно-техническом сотрудничестве [15], где были утверждены приоритетные направления научно-технического сотрудничества между государствами — членами ШОС: науки о Земле, энергетика и энергосбережение, сельскохозяйственные науки, на-носистемы и материалы, информационные и телекоммуникационные технологии и другие взаимосогласованные области взаимодействия. Руководители министерств и ведомств науки и техники стран — членов ШОС одобрили План практических мер (Дорожную карту) по сотрудничеству научно-исследовательских учреждений государств — чле-

Вестник Поволжского института управления • 2023. Том 23. № 4 1у

нов ШОС на 2019—2020 гг. [16]. Создание Российско-китайского научно-исследовательского центра материалов и технологий для охраны окружающей среды, Российско-китайского центра по научно-техническому и инновационному сотрудничеству при Русско-Азиатском Союзе промышленников и предпринимателей (РАСПП) — существенный результат динамичного процесса китайско-российского научно-технического сотрудничества [17; 18].

Организация взаимодействия между научно-педагогическими и студенческими сообществами, научно-исследовательскими и аналитическими центрами отвечает социально-экономическим интересам государств — членов ШОС. В целом китайско-российское научно-техническое и инновационное сотрудничество в рамках ШОС развивается позитивно и перспективно, однако при этом имеются определенные препятствия. Во-первых, различие между китайской и российской системами образования, теоретическими основами научных исследований, академическими дисциплинарными структурами, методами обучения затрудняет процесс двустороннего научно-технического обмена. Во-вторых, языковой барьер и разные социокультурные традиции затрудняют достижение положительных результатов в обмене обучающихся и научно-исследовательских групп двух стран. В-третьих, пандемия коронавирусной инфекции COVID-19 нанесла тяжелый удар по китайско-российскому взаимодействию в сфере образования и науки. В условиях периодических карантинов научно-техническая деятельность с помощью современных информационно-коммуникационных технологий была переведена в онлайн-обучение и онлайн-конферен-ции, что, с одной стороны, обеспечило большее удобство для научной деятельности, а с другой — отсутствие живого общения и технические проблемы снизили эффективность китайско-российского научно-технического взаимодействия в дистанционном режиме.

Культура и туризм. В рамках ШОС китайско-российское взаимодействие в сфере культуры осуществляется через механизм, выработанный Совещанием министров культуры. В 2002 г. состоялось первое Совещание министров культуры, в рамках которого началось регулирование общего интереса государств — членов ШОС в культурном сотрудничестве. Первым официальным документом, составляющим правовую основу культурного взаимодействия между Китаем и Россией на платформе ШОС, является Соглашение между правительствами государств — членов ШОС о сотрудничестве в области культуры, принятое в 2007 г. [19]. В мае 2018 г. был принят План мероприятий по реализации Соглашения между правительствами государств — членов ШОС о сотрудничестве в области культуры на 2018—2020 гг., в котором уточнялись

18 Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2023. Vol. 23. № 4

категории дальнейшего китайско-российского культурного сотрудничества в рамках ШОС. Активизируется гуманитарная политика КНР и России: проводятся совместные культурные фестивали и дни культуры; растет количество институтов Конфуция в Российской Федерации и центров русского языка в китайских вузах; развивается сотрудничества в области музыкального, театрального и изобразительного искусства, кинематографии, литературы, музейного и библиотечного дела.

Китай и Россия обладают богатым культурным наследием и привлекательными природными ландшафтами, что позволяет сфере туризма стать одним из важнейших элементов китайско-российского стратегического партнерства в рамках ШОС. В области экономики интенсификация туристических связей способствует созданию новых рабочих мест, подготовке квалифицированных кадров, росту доходов населения. Кроме того, туристические обмены благоприятствуют углублению взаимопонимания и дружбы между российским и китайским народами, при этом раскрывается потенциал развития городов, обладающих богатым культурно-историческим наследием, а также привлекаются инвестиции в построение туристской инфраструктуры страны.

В марте 2015 г. в Москве состоялась встреча руководителей национальных туристических администраций государств — членов ШОС [20], а в июне 2016 г. подписана Программа по развитию сотрудничества государств — членов Шанхайской организации сотрудничества в сфере туризма [21] — первый официальный документ, направленный на развитие регионального туризма. Китайско-российское взаимодействие в сфере культуры и туризма в рамках ШОС не ограничивается региональным уровнем, но предполагает и международный масштаб. Подписание Меморандума о взаимопонимании по сотрудничеству между Секретариатом ШОС и ЮНЕСКО [22], серия мероприятий «Восемь чудес Шанхайской организации сотрудничества», Год культуры ШОС повысили международную известность туристических ресурсов и уникального культурного наследия народов Азиатско-Тихоокеанского региона. Сотрудничество с ЮНЕСКО, безусловно, стимулирует интерес людей к посещению достопримечательностей в государствах ШОС, а развитие туристической индустрии способствует сохранению культурно-исторических памятников региона.

Сотрудничество в отрасли культуры и туризма имеет значительный потенциал для укрепления взаимопонимания между китайским и российским народами. Наращивание связей в культурной и туристической сферах способствует дальнейшему развитию отношений добрососедства, дружбы и сотрудничества; общественные предрассудки и когни-

Вестник Поволжского института управления • 2023. Том 23. № 4 19

тивный разрыв, влияющие на региональную гармонию, снижаются в процессе культурных и туристических обменов. Китайско-российское взаимодействие в области культуры и туризма в рамках ШОС является ключевой составляющей гуманитарного сотрудничества Организации. Стороны уже провели ряд мероприятий, фестивалей, форумов в сфере культуры и туризма. Тем не менее в настоящее время культурное и туристическое сотрудничество между Китаем и Россией в рамках ШОС сдерживаются рядом проблем. Во-первых, визовые процедуры между двумя странами достаточно громоздки, а действие безвизового режима носит условный характер, что не соответствует уровню китайско-российских отношений всеобъемлющего двустороннего стратегического партнерства. Это затрудняет свободный культурный обмен между китайскими и российскими специалистами и туристами. Во-вторых, отсутствие туристских экскурсоводов, профессионально знающих язык, культуру страны и ее достопримечательности. В-третьих, негативное воздействие распространения коронавирусной инфекции COVID-19, что в 2020 г., по сути, привело к тупиковому состоянию.

Здравоохранение и физическая культура.. В последнее время качественное здравоохранение и обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия приобретают особую актуальность. Взаимодействию в сфере профилактики и мониторинга инфекционных заболеваний, внедрению дистанционных высоких технологий, эффективному реагированию на глобальные политические и социально-экономические последствия при крупномасштабных вспышках инфекционных заболеваний отводится значимое место во внешней деятельности Китая и России. Продуктивное сотрудничество обеих стран в области здравоохранения на платформе ШОС началось достаточно давно. В 2007 г. на заседании Совета глав государств-членов Президент РФ В.В. Путин предложил создать Шанхайскую организацию здравоохранения [23]. В 2009 г. в Пекине было опубликовано Совместное заявление о борьбе с инфекционными болезнями на пространстве Шанхайской организации сотрудничества, в котором определялись основные направления деятельности в области профилактики эпидемий, в том числе синдрома приобретенного иммунодефицита (СПИД), а также принималось решение об укреплении взаимодействия в вопросах оказания взаимопомощи в организационно-методической работе [24]. В ноябре 2010 г. состоялось первое Совещание министров здравоохранения государств — членов ШОС, на котором был утвержден Регламент работы экспертной рабочей группы государств — членов ШОС по вопросам здравоохранения [25], реально способствовавший китайско-российскому взаимодействию в сфере здравоохранения.

20 Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2023. Vol. 23. № 4

В июне 2011 г. на заседании Совета глав государств — членов ШОС было подписано Соглашение между правительствами государств — членов Шанхайской организации сотрудничества о взаимодействии в сфере здравоохранения, что позволило сформировать правовую основу для китайско-российской деятельности в области здравоохранения в рамках ШОС [26]. В 2018 г. опубликовано Заявление глав государств — членов Шанхайской организации сотрудничества о совместном противодействии угрозам эпидемий на пространстве Шанхайской организации сотрудничества, которое сохраняет свою актуальность при условии растущих региональных и глобальных интеграционных процессов [27]. В 2020 г., когда в г. Ухань произошла масштабная вспышка коронавирусной пневмонии, Россия оказала поддержку принятых китайским правительством мер и медицинскую помощь. В Заявлении Совета глав государств — членов Шанхайской организации сотрудничества о совместном противодействии новой коронавирусной инфекции (СОУГО-19) Китай и Россия обозначили параметры сотрудничества с партнерами в области профилактики распространения новой коро-навирусной инфекции, контроля над инфекционными заболеваниями и совместного реагирования на чрезвычайные ситуации в сфере здравоохранения, связанного с обменом информацией и медицинскими сотрудниками [28].

Для сбережения здоровья населения важно не только формирование медицинской инфраструктуры и обслуживания, но и физическое развитие людей. Китайско-российское сотрудничество в области спорта, несомненно, является необходимым шагом для улучшения физического состояния граждан и качества их жизни. В Уставе ШОС утверждается, что расширение взаимодействия в области спорта — важнейшее направление сотрудничества в рамках Организации [29]. В декабре 2016 г. международный культурно-спортивный проект «Марафон ШОС» был реализован на основе Куньминьского марафона (КНР) [30], продолжавшегося в течение трех лет. Однако, помимо политической поддержки и освещения в средствах массовой информации, необходимы активное участие общества в марафонском проекте и постоянная смена города-организатора. В 2019 г. в г. Бишкеке принято Соглашение между уполномоченными органами государств — членов ШОС о сотрудничестве в сфере физической культуры и спорта [31], в котором утверждается цель сотрудничества стран — членов ШОС: укрепление многостороннего взаимодействия для развития олимпийских и неолимпийских видов спорта; повышение профессионализма спортсменов и поощрение их к участию в международных соревнованиях. Китайско-российские физкультурные

Вестник Поволжского института управления • 2023. Том 23. № 4 21

обмены имеют значение не только в укреплении дружбы, взаимопонимания и гармонии между народами, но и в содействии развитию олимпийского и паралимпийского движений с целью деполитизации спортсменов и спортивных мероприятий.

Сотрудничество в области медицины и здравоохранения между Китаем и Россией в рамках ШОС осуществляется в контексте механизма, выработанного Совещанием министров здравоохранения. Стороны достигли существенных результатов в обмене информацией профилактики масштабных инфекций, медицинскими сотрудниками и методами традиционной медицины. Однако при возникновении опасных ситуаций, связанных с общественным здравоохранением в регионе или мире, страны — члены ШОС могут лишь выразить свою реакцию на государственном уровне, так как отсутствие общего координирующего органа не позволяет проводить им эффективную работу по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Современное китайско-российское сотрудничество в области здравоохранения в рамках ШОС основано исключительно на академическом обмене, что не предполагает взаимодействия в сфере клинических экспериментов. В сфере физической культуры китайско-российское сотрудничество в рамках ШОС обладает постоянной правительственной поддержкой и эффективным правовым обоснованием, но участие общественности в спортивных мероприятиях при этом не предусмотрено, что снижает массовый энтузиазм. Соответственно, достигнутые результаты в китайско-российском спортивном обмене далеки от ожидаемых целей.

Другие области сотрудничества. С развитием ШОС и ростом ее влияния сфера и содержание китайско-российского гуманитарного сотрудничества в рамках Организации становятся более продуктивными. Наряду с развитием взаимодействия между Китаем и Россией в области образования и науки, культуры и туризма, здравоохранения и спорта двустороннее сотрудничество в рамках ШОС в сферах СМИ, молодежного обмена, женского движения также активизируется.

В современном мире СМИ занимают ключевую позицию в международных отношениях. Китай и Россия усилили двустороннее взаимодействие в отрасли пресс-службы и цифрового пространства на платформе ШОС. Уже в 2009 г. в Соглашении между правительствами государств — членов ШОС о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности было закреплено положение о современном китайско-российском медийном сотрудничестве [32]. Тем не менее реальное двустороннее взаимодействие

2.2 Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2023. Vol. 23. № 4

между Пекином и Москвой в данной отрасли стало развиваться достаточно поздно. По инициативе председателя КНР Си Цзиньпина первый медиафорум ШОС состоялся в июне 2018 г. в Пекине, а в мае 2019 г. — в Бишкеке, столице Кыргызстана [33]. Эти медиафорумы в рамках ШОС предоставили Китаю и России шанс международного диалога с целью налаживания более глубокого сотрудничества в сфере средств массовой информации на региональном уровне. Принятое в июне 2019 г. Соглашение между правительствами государств — членов ШОС о сотрудничестве в области средств массовой информации [34] обеспечило юридические гарантии и выработало перспективные направления развития китайско-российского сотрудничества в области СМИ в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Китайская и российская молодежь — это стратегическое будущее китайско-российских отношений, а укрепление молодежных обменов является значимым проектом двух сторон в рамках ШОС. Заметным достижением китайско-российской политики в сфере молодежных стратегий стало учреждение Молодежного совета ШОС в 2009 г. [35]. В 2018 г. приоритетные цели и направления китайско-российского молодежного сотрудничества были подтверждены в Совместном обращении глав государств — членов Шанхайской организации сотрудничества к молодежи: воспитание всесторонне развитой гармоничной личности; укрепление интеллектуального потенциала; выработка иммунитета и защитных мер против экстремизма; приобщение молодежи к современным знаниям; развитие культуры толерантности и гуманизма, умения вести межцивилизационный диалог [36]. Основные направления молодежного взаимодействия в рамках ШОС — вовлечение молодых людей в общественно-политическую, торгово-экономическую деятельность и развитие научно-инновационных проектов [36]. Практические совместные китайско-российские мероприятия Молодежного научно-технического и инновационного форума ШОС и Молодежного лагеря ШОС оказались достаточно успешными.

В культурно-гуманитарном сотрудничестве на платформе ШОС Китайская Народная Республика и Российская Федерация уделяют особое внимание повышению роли женщин в социально-политической, общественно-экономической и других сферах деятельности. Так, в мае 2018 г. в Пекине был проведен Первый женский форум Шанхайской организации сотрудничества [37], где обсуждались актуальные вопросы, касающиеся китайских и российских женщин: «Женщины и инновационное развитие», «Женщины и прекрасный мир», «Женщины и взаимовыгодное сотрудничество» [37]. Во Втором женском форуме в 2019 г. приняли участие не только представители государств-членов,

Вестник Поволжского института управления • 2023. Том 23. № 4 23

но и участники женских общественных организаций и движений из стран-наблюдателей и партнеров по диалогу ШОС [38], что обогатило содержание гуманитарного китайско-российского сотрудничества в рамках ШОС.

Таким образом, культурно-гуманитарное сотрудничество Китая и России в рамках ШОС в 2001—2020 гг. оказалось достаточно плодотворным. За этот период формы китайско-российского гуманитарного сотрудничества на платформе ШОС претерпели определенную диверсификацию. При этом достигнуты реальные успехи в формулировании основных направлений сотрудничества, определении рабочего механизма ШОС, построении правовой базы в сферах образования и науки, культуры и туризма, здравоохранения и спорта, СМИ, молодежного обмена и повышения роли женщин в общественной жизни.

При усилиях Китайской Народной Республики, Российской Федерации и других государств-членов многостороннее сотрудничество в сфере образования и науки находится в состоянии устойчивого развития. Сформировалась образовательная система Университета ШОС, в рамках которого осуществляются плодотворные научно-технические обмены и подготовка региональных кадров. Китайская и российская стороны проводят эффективный культурный обмен; наращивают туристические взаимодействия на региональном и международном уровнях посредством сотрудничества с ЮНЕСКО. Китайско-российская совместная деятельность в отрасли здравоохранения и физкультуры получила стабильное правовое обеспечение и приобрела особенную актуальность в условиях распространения коронавирусной инфекции.

Вместе с тем в гуманитарном сотрудничестве КНР и Российской Федерации все еще существуют такие трудности, как совместимость систем образования и науки в обеих странах, усложнение процесса культурных и туристических обменов из-за усложненного визового режима, отсутствие координатора в развитии регионального здравоохранения и недостаточное участие граждан в спортивных мероприятиях. Эти проблемы привели к тому, что результаты китайско-российского гуманитарного сотрудничества в рамках ШОС пока не соответствуют заявленным целям двусторонней политики. На основе достигнутых результатов в построении рабочей структуры и оформлении юридической документации культурно-гуманитарному сотрудничеству Китая и России целесообразно перейти на более высокий уровень долгосрочного, практического и углубленного двустороннего взаимодействия в рамках ШОС, направленного на выполнение официально заявленных задач сотрудничества.

Ви11ейп Ае Уо^а Яе^оп ¡шй^е ЛЛшшз^айоп • 2023. Уо1. 23. № 4

Библиографический список

1. Колегова О.Ю. Ключевые сферы международного сотрудничества в рамках ШОС // Вестник МГИМО - Ун-та. Международные отношения. 2013. № 6 (33). С. 160-169.

2. Песцов С.К. Стратегическое партнерство России и Китая: место и роль гуманитарного сотрудничества // Труды ИИАЭ ДВО РАН. Международные процессы в странах АТР. 2020. № 29 (4). С. 137-165.

3. Цвык Г.И. Российско-китайское гуманитарное сотрудничество в рамках ШОС // Вестник РУДН. Сер.: Международные отношения. 2018. № 18 (2). С. 415-428.

4. Морозов Ю.В., Сафронова Е.И. Значение гуманитарного сотрудничества России и Китая с Центральноазиатскими партнерами в рамках Шанхайской организации сотрудничества // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. Международное сотрудничество. 2014. № 32 (269). С. 35-49.

5. Цзэн Сянхун, Ло Цзинь Гуманитарное сотрудничество в рамках Шанхайской организации сотрудничества: обзор и перспективы // Журнал Уханьского научно-технического университета. 2022. № 24 (2). С. 175-184 (на кит. яз.).

6. Ли Жуйсы. Гуманитарное сотрудничество в рамках ШОС: текущее состояние, проблемы и ответные меры // Журнал «Исследования России». 2021. № 3. С. 56-69 (на кит. яз.).

7. Ли Ци. Теоретическое значение и практическое достижение продвижения построения гуманистического сообщества Шанхайской организации сотрудничества // Журнал Шэньсийского педагогического университета. 2021. № 2. С. 5-23 (на кит. яз.).

8. Ван Шо, Ван Чжиюн, Сун Синьян, Лу Есинь. Анализ состояния и стратегии сотрудничества в области традиционной медицины в рамках Шанхайской организации сотрудничества // Журнал традиционной китайской медицины. 2022. № 3. С. 1786-1789 (на кит. яз.).

9. Соглашение между правительствами государств - членов Шанхайской организации сотрудничества о сотрудничестве в области образования // Секретариат Шанхайской организации сотрудничества. 15 июня 2006 г. URL: http://rus.sectsco. org/load/203431/

10. Совещание министров образования // Секретариат Шанхайской организации сотрудничества. 2023. URL: http://rus.sectsco.org/structure/20190716/565346.html

11. Университет ШОС // Секретариат Шанхайской организации сотрудничества. 2023. URL: http://rus.sectsco.org/about_sco/20190716/565375.html

12. Пояснительная записка к проекту Федерального закона № 121965-6 «Об образовании в Российской Федерации» // Правительство Российской Федерации. 2023. URL: http://gov.garant.ru/document?id=57962847&byPara=1&sub=328

13. Об установлении квоты на образование иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 18 дек. 2020 г. № 2150 // Правительство Российской Федерации. 2020. URL: http://gov.garant.ru/doc-ument?id=74991924&byPara=1&sub=4

14. В Пекине состоялось первое совещание министров науки и технологий стран -членов ШОС // Министерство науки и технологий Китайской Народной Республи-

Вестник Поволжского института управления • 2023. Том 23. № 4 25

ки. 19 мая 2010 г. URL: https://www.most.gov.cn/kjbgz/201005/t20100518_77545.html (на кит. яз.).

15. Соглашение между правительствами государств - членов Шанхайской организации сотрудничества о научно-техническом сотрудничестве // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. 13 сент. 2013 г. URL: https:// docs.cntd.ru/document/499074151

16. В государствах - членах ШОС упростится доступ специалистов к научно-технической инфраструктуре // Сайт председательства Российской Федерации в Шанхайской организации сотрудничества в 2019-2020 гг. 21 нояб. 2019 г. URL: https://sco-mssia2020.ru/news/20191121/182577/V-gosudarstvakh-chlenakh-Sh0S-up-rostitsya-dostup-spetsialistov-k-nauchno-tekhnicheskoy-infrastrukture-.html

17. О создании в структуре СО РАН Российско-Китайского научно-исследовательского Центра материалов и технологий для охраны окружающей среды: постановление президиума от 31 авг. 2020 г. № 234 // Федеральный исследовательский центр угля и углехимии сибирского отделения российской академии наук. 31 авг. 2020 г. URL: http://www.coal.sbras.ru/wp-content/uploads/2022/08/%D0%9F%D0%A1 %D0%9E-234-%D0%BE-%D1%81%D0%BE%D0%B7%D0%B4%D0%B0%D0%BD% D0%B8%D0%B8-%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81 %D0%BA%D0%BE-%D0%9A%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%B9%D1%81%D0% BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D1%86%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%80%D 0%B0.pdf

18. РАСПП открывает Российско-китайский центр научно-технического и инновационного сотрудничества // Русско-Азиатский Союз промышленников и предпринимателей. 16 дек. 2019 г. URL: https://raspp.ru/business_news/rauie-opens-russian-chinese-center-for-scientific-techonological-and-innovation-cooperation/

19. Соглашение между правительствами государств - членов ШОС о сотрудничестве в области культуры // Секретариат Шанхайской организации сотрудничества. 16 авг. 2007 г. URL: http://rus.sectsco.org/load/203607/

20. Встреча руководителей национальных туристических администраций // Секретариат Шанхайской организации сотрудничества. 2023. URL: http://rus.sectsco. org/structure/20190716/565223.html

21. Программа по развитию сотрудничества государств - членов Шанхайской организации сотрудничества в сфере туризма // Секретариат Шанхайской организации сотрудничества. 24 июня 2016 г. URL: http://rus.sectsco.org/load/181398/

22. Совещание министров культуры // Секретариат Шанхайской организации сотрудничества. 2023. URL: http://rus.sectsco.org/structure/20190716/565332.html

23. Выступление на расширенном заседании Совета глав государств - членов Шанхайской организации сотрудничества // Президент России. 16 авг. 2007 г. URL: http://kremlin.ru/events/president/transcripts/24469

24. Совместное заявление о борьбе с инфекционными болезнями на пространстве Шанхайской организации сотрудничества // Секретариат Шанхайской организации сотрудничества. 14 окт. 2009 г. URL: http://rus.sectsco.org/load/46400/

25. В Астане состоялось первое Совещание министров здравоохранения государств - членов ШОС // Секретариат Шанхайской организации сотрудничества. 18 нояб. 2010 г. URL: http://rus.sectsco.org/news/20101118/207.html

26 Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2023. Vol. 23. № 4

26. Соглашение между правительствами государств - членов Шанхайской организации сотрудничества о сотрудничестве в сфере здравоохранения // Официальное опубликование правовых актов. 15 июня 2011 г. URL: http://publication.pravo.gov.ru/ Document/View/0001202202170018

27. Заявление глав государств - членов Шанхайской организации сотрудничества о совместном противодействии угрозам эпидемий на пространстве Шанхайской организации сотрудничества // Секретариат Шанхайской организации сотрудничества. 10 июня 2018 г. URL: http://rus.sectsco.org/load/442972/

28. Заявление Совета глав государств - членов Шанхайской организации сотрудничества о совместном противодействии новой коронавирусной инфекции (COVID-19) // Секретариат Шанхайской организации сотрудничества. 10 нояб. 2020 г. URL: http://rus.sectsco.org/load/690032/

29. Хартия Шанхайской организации сотрудничества // Секретариат Шанхайской организации сотрудничества. 7 июня 2002 г. URL: http://rus.sectsco.org/load/43573/

30. Марафон ШОС // Секретариат Шанхайской организации сотрудничества. 2023. URL: http://rus.sectsco.org/about_sco/20190716/565245.html

31. Соглашения между уполномоченными органами государств - членов ШОС о сотрудничестве в сфере физической культуры и спорта // Интерактивный музей спорта. 14 июня 2019 г. URL: https://museum-sport.spb.ru/news/soglashenie-chlen-ov-shos-v-sfere-fizicheskoy-kultury-i-sporta/

32. Соглашение между правительствами государств - членов ШОС о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности // Секретариат Шанхайской организации сотрудничества. 16 июня 2009 г. URL: http:// rus.sectsco.org/load/203996/

33. Третий медиафорум стран ШОС состоялся в онлайн-режиме // Синьхуа новости. 6 авг. 2021 г. URL: http://russian.news.cn/2021-08/06/c_1310112294.htm

34. Соглашение между правительствами государств - членов ШОС о сотрудничестве в области средств массовой информации // Официальное опубликование правовых актов. 14 июня 2019 г. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001202202170017

35. Молодежный совет ШОС // Секретариат Шанхайской организации сотрудничества. 2023. URL: http://rus.sectsco.org/about_sco/20190716/565283.html

36. Совместное обращение глав государств - членов Шанхайской организации сотрудничества к молодежи // Секретариат Шанхайской организации сотрудничества. 10 июня 2018 г. URL: http://rus.sectsco.org/load/442961/

37. Р. Алимов: «У ШОС есть и женское лицо. Всем нам необходим и женский взгляд на наше общее будущее». В Пекине открылся Первый Форум женщин ШОС // Секретариат Шанхайской организации сотрудничества. 16 мая 2018 г. URL: http://rus.sectsco.org/news/20180516/424870.html

38. В Бишкеке прошел Второй форум женщин стран ШОС // Секретариат Шанхайской организации сотрудничества. 16 мая 2019 г. URL: http://rus.sectsco.org/ news/20190516/539387.html

Вестник Поволжского института управления • 2023. Том 23. № 4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.