Научная статья на тему 'КИТАЙСКИЙ ОТВЕТ: КАК ПЕКИН ГОТОВИТСЯ К ОБОСТРЕНИЮ КОНФРОНТАЦИИ'

КИТАЙСКИЙ ОТВЕТ: КАК ПЕКИН ГОТОВИТСЯ К ОБОСТРЕНИЮ КОНФРОНТАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
32
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Тимофеев Иван Николаевич, Кашин Василий Борисович

КПК воспринимает действия США как системный курс по её ослаблению, подрыву перспектив развития страны и власти партии. Борьба становится одним из приоритетов политики Китаяв различных областях и влечёт за собой её перестройку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHINA'S ANSWER: HOW BEIJING PREPARES TO ESCALATE CONFRONTATION

The CCP perceives the actions of the United States as a systematic course to weaken it, undermine the prospects for the country's development and the power of the party. The struggle is becoming one of the priorities of China's policy in various fields and entails its restructuring.

Текст научной работы на тему «КИТАЙСКИЙ ОТВЕТ: КАК ПЕКИН ГОТОВИТСЯ К ОБОСТРЕНИЮ КОНФРОНТАЦИИ»

Китайский ответ: как Пекин готовится к обострению конфронтации

Иван Тимофеев, Василий Кашин

и.Н. Тимофеев - программный директор Российского совета по международным делам, программный директор Международного дискуссионного клуба «Валдай». В.Б. Кашин - ведущий научный сотрудник Центра комплексных европейских и международных исследований Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».

Данный материал представляет собой доработанный фрагмент доклада «Американо-китайские отношения: к новой холодной войне?», выпущенного Международным дискуссионным клубом «Валдай» в июне 2021 года. Полный текст можно прочитать на сайте Валдайского клуба https://ru.valdaiclub.eom/a/reports/amerika-kitai-novaya-kholodnaya/

Переход США к политике жёсткого сдерживания Китая в 2018 г. был в известной степени шоком для китайского внешнеполитического сообщества - как для чиновников, так и для экспертов. Китайская внешняя политика и кадры, обеспечивавшие её, формировались на протяжении более чем тридцати лет мирного развития (с момента окончательной нормализации отношений с СССР в 1989 г.) в крайне благоприятных внешних условиях, позволявших целиком сосредоточиться на интересах модернизации и экономического роста.

В этот период выработался своеобразный стиль китайской внешней политики - крайне осторожной, направленной на постепенное укрепление собственных позиций, уклонение от лидерства. В целом КНР проводила пассивную внешнюю политику во всех сферах, не затрагивающих так называемые «коренные интересы» Китая, под которыми понимались независимость, территориаль-

ная целостность и политическая система, а также важнейшие интересы экономического развития страны1.

Столкновение с Соединёнными Штатами рассматривалось как всё более вероятный вариант развития событий с конца 1990-х гг., но начало конфронтации застало китайских политиков врасплох. Китайская стратегия ответных действий появилась в 2018 г. и обрела общие очертания в 2020 г., когда на фоне спровоцированного коронавирусным кризисом нового обострения китайско-американских отношений КНР стала объектом беспрецедентного санк-ционного давления со стороны США. Фактически началась полноценная экономическая война, ведущаяся уже не ради изменения каких-либо аспектов поведения Пекина на международной арене, а с целью радикального ослабления Китая, либо даже смены правящего в стране режима.

американская атака

Инициатива в обострении отношений на протяжении последних двух лет неизменно принадлежала американцам. Политические заявления с китайской стороны, обозначавшие ужесточение политического поведения, следовали за конфронтационными шагами и действиями Вашингтона. Развёрнутое изложение китайского политического курса в ходе конфликта с США дал китайский лидер Си Цзиньпин 3 сентября 2020 г. в выступлении в связи с 75-й годовщиной победы над Японией. Оно может рассматриваться в качестве ответа на серию программных заявлений представителей американского руководства, включая вице-президента Майкла Пенса и госсекретаря Майкла Помпео.

Как представляется, особенно сильное впечатление на Пекин произвела речь Помпео в Никсоновской библиотеке 23 июля 2020 года. В этом выступлении в качестве причины проблем была названа природа китайской политической системы как «марксистско-ленинского режима, возглавляемого КПК». С точки зрения Помпео, это обуславливает стремление КНР к мировой гегемонии и вмешательству во внутренние дела других стран, превращая Ки-

1 White Paper: China's Peaceful Development // Embassy of the People's Republic of China in the Republic of India. URL: http://in.chineseembassy.org/eng/zt/peaceful/t855717.htm (дата обращения: 23.06.2021).

тай в угрозу американским «свободам»2. Речь, таким образом, идёт о смене правления в Пекине, что исключает компромисс.

Рассекреченный в последние недели администрации Трампа документ Совета национальной безопасности об американской стратегии в Индо-Тихоокеанском регионе3 свидетельствует о том, что публичные антикитайские заявления американских руководителей отражали реальные стратегические приоритеты. Соединённые Штаты реализовывали комплексную стратегию внешнеполитической и экономической изоляции Китая, подрыва его промышленного потенциала, военного и пропагандистского давления.

Несмотря на скандальный уход администрации Дональда Трампа и тяжёлый политический кризис, поразивший США на фоне президентских выборов 2020 г., политика сдерживания КНР является предметом широкого межпартийного консенсуса. И, скорее всего, сохранится в период президентства Джозефа Байдена4. Китай, судя по всему, не ожидал и не ожидает серьёзных позитивных изменений в связи со вступлением в должность нового президента. Тем более что целеустремлённость Байдена по сплачиванию союзников на антикитайской платформе и прочим мерам давления на Пекин превосходит прогнозы.

китайская реакция

Выступление Си 3 сентября 2020 г. широко комментировалось китайскими СМИ и, по китайской политической традиции, может быть сведено к ёмкой формуле - пять «никогда не соглашайся»5:

2 Speech of Michael Pompeo in Yorba Linda, California. 23.07.2020. «Communist China and the Free World's Future». URL: https://china.usembassy-china.org.cn/communist-china-and-the-free-worlds-future/ (дата обращения: 23.06.2021).

3 U.S. Strategic Framework for the Indo-Pacific. URL: https://trumpwhitehouse.archives.gov/ wp-content/uploads/2021/01/IPS-Final-Declass.pdf (дата обращения: 23.06.2021).

4 Rogin J. Opinion: Matthew Pottinger exits, but his China strategy is here to stay // Washington Post. 8.01.2021. URL: https://www.washingtonpost.com/opinions/global-opinions/matthew-pottinger-exits-but-his-china-strategy-is-here-to-stay/2021/01/07/0a54df32-512e-11eb-83e3-322644d82356_story.html (дата обращения: 23.06.2021).

5 Кун С. Пять «никогда не соглашайся» - сильные голоса эпохи мира и справедливости

^Р^ЖХЙШ^Ш^]. 22.09.2020. URL: http://www.dswxyjy.org.cn/ n1/2020/0922/c427152-31870465.html (дата обращения: 23.06.2021).

• Китайский народ никогда не согласится с попытками каких-либо сил или лиц очернить историю КПК, исказить её суть и её цели.

• Китайский народ никогда не согласится с попытками каких-либо сил или лиц исказить или изменить путь построения социализма с китайской спецификой, отрицать или опорочить великие достижения китайского народа в строительстве социализма.

• Китайский народ никогда не согласится с попытками каких-либо сил или лиц расколоть или противопоставить друг другу народ и КПК.

• Китайский народ никогда не согласится с попытками каких-либо сил или лиц путём запугивания навязать Китаю свою волю, изменить направление его развития и воспрепятствовать усилиям китайского народа по улучшению своей жизни.

• Китайский народ никогда не согласится с попытками каких-либо сил или лиц подорвать интересы его мирной жизни и развития, нарушить контакты и сотрудничество между китайским народом и народами других стран, нанести ущерб благородному делу мира и развития человечества.

Заявление даёт ответ на новую политическую линию Вашингтона и обозначает главные точки разрыва между двумя странами. КПК воспринимает действия США как системную политику ослабления Китая, подрыва перспектив его развития и власти самой партии и будет вести с этой политикой борьбу. Борьба становится одним из приоритетов политики в различных областях и влечёт за собой её перестройку.

Новый экономический курс обозначен до речи Си Цзиньпина о «пяти несогласиях» в серии выступлений и решений, касающихся проведения так называемой политики «двойной циркуляции». Стратегия «двойной циркуляции» одобрена Политбюро ЦК КПК в мае 2020 г. и включена в проект Плана 14-й пятилетки (2021-2025), поддержанного пятым Пленумом ЦК КПК 19 созыва в октябре 2020 года.

Стратегия «двойной циркуляции» (ЖШ^^Ю предполагает опору на развитие внутреннего спроса и импортозамещение (внутренняя циркуляция) при вспомогательной, хотя и важной роли внешней циркуляции - участия в международной системе хозяйственных связей. Предполагается, что обе циркуляции дополняют друг друга6. Реализуемый курс должен обеспечить устойчивость и социально-политическую стабильность в новых условиях. Сохранение качества и темпов экономического роста планируется достигать и за счёт проведения активной промышленной и инновационной политики. Кстати, амбициозные действия КНР в этой сфере и послужили одним из главных катализаторов китайско-американской конфронтации.

Внутри страны экономический курс, насколько можно судить, будет направлен на улучшение инвестиционного климата за счёт проведения реформ, стимулирования внутреннего потребления, в том числе путём развития системы социального обеспечения, на активную политику импортозамещения и снижения уязвимости страны перед мерами экономического воздействия со стороны США. Обеспечение качества экономического роста, снижение неравенства и борьба с бедностью, урбанизация и модернизация экономики декларируются в числе важнейших приоритетов, отодвигающих на второй план собственно темпы роста ВВП.

Роль внешней циркуляции является вспомогательной, но всё же важной. Высокая зависимость ряда отраслей индустрии от внешних рынков и зависимость всей китайской экономики от иностранного сырья и технологий (включая 70-процентную зависимость от импорта нефти7) делают любые попытки построения «крепости» бесперспективными. Успех Китая зависит от сложной и многоуровневой экономической дипломатии, инструментарий которой значительно варьируется в отношении различных групп стран.

6 Коммюнике Пятого пленума 19-го Центрального Комитета Коммунистической партии Китая + // Gov.cn. 29.10.2020. URL: http://www.gov.cn/xinwen/2020-10/29/content_5555877.htm (дата обращения: 23.06.2021).

7 Zheng X. Nation's reliance on crude oil imports set to continue // China Daily. 06.05.2019. URL: https://www.chinadaily.com.cn/global/2019-06/05/content_37477320. htm#:~:text=China%2C%20the%20world's%20largest%20importer,dependency%20ratio%20 reaching%2069.8%20percent (дата обращения: 23.06.2021).

размывать западное единство

Главная цель политики на американском направлении - замедление темпов эскалации противостояния в экономической и военной сфере за счёт опоры на различные группы интересов внутри США, прежде всего в секторах экономики, зависимых от партнёрства с КНР. При предыдущей администрации такая политика была не особенно успешна из-за изначально конфронтационных отношений Трампа со значительной частью американского бизнеса. При Байдене, как надеялись в Пекине, ситуация могла бы измениться, что позволит влиять на отдельные шаги администрации в области американо-китайских экономических связей. Впрочем, первые месяцы не подтвердили этих ожиданий.

Курс в отношении прочих индустриально развитых западных стран направлен на то, чтобы не позволить Вашингтону сформировать единый фронт для технологической и экономической изоляции КНР. Китай в нынешних условиях стремится к снижению политических разногласий с Японией и Евросоюзом, создавая дополнительные стимулы для проведения ими независимой от США линии в вопросах экономических связей с КНР.

Важным символическим успехом в данном контексте является заключение Всеобъемлющего соглашения об инвестиционном сотрудничестве между КНР и Евросоюзом, одобренное лидерами Китая и Европы во время видеоконференции 30 декабря 2020 г. (формальное подписание соглашения ожидается позже)8. Договорённость была достигнута, невзирая на давление на европейцев со стороны и администрации Трампа, и команды избранного президента Байдена, - она очертила пределы американского влияния. ЕС, Япония и Южная Корея, уступая в отдельных случаях американскому нажиму, сохраняют способность проводить независимую политику в развитии экономических связей с КНР. Экономическое ослабление крупных экономик относительно Китая по итогам коронавирусного кризиса лишь закрепляет возможности Пекина влиять на своих крупнейших экономических партнёров. Правда, Джо Байден предпринял в июне 2021 г. немалые и в целом доволь-

8 Key elements of the EU-China Comprehensive Agreement on Investment // European Commission. 30.12.2020. URL: https://ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/en/ ip_20_2542 (дата обращения: 23.06.2021).

но эффективные усилия по привлечению союзников по «Большой семёрке», НАТО и ЕС к антикитайскому курсу.

Политика КНР в Азии характеризуется сочетанием активных усилий по интеграции со странами региона со всё более широким применением мер экономического давления на те из них, кто проводит враждебную по отношению к Пекину политику. С этой точки зрения показательно, с одной стороны, подписание в ноябре 2020 г. соглашения о Всеобъемлющем региональном экономическом партнёрстве и заявленный КНР интерес ко Всеобъемлющему и прогрессивному соглашению для Транстихоокеанского партнёрства. С другой стороны, не менее демонстративна кампания экономического давления на Австралию, предусматривающая ряд болезненных ограничительных мер в сфере торговли и инвестиций в сочетании с многочисленными политическими требованиями.

Как представляется, подобное сочетание позитивных и негативных экономических стимулов и далее будет играть важную роль в китайской внешней политике. В 2020 г. Китай создал собственный инструмент проведения формализованной санк-ционной политики - список ненадёжных организаций, формируемый специальным подразделением Минкоммерции Китая и включающий в себя структуры, нарушившие обязательства перед китайскими контрагентами во исполнение иностранных экономических санкций, либо действовавших против интересов Пекина иным способом.

Китай предпринимает активные усилия по интенсификации экономического и технологического сотрудничества со странами БРИКС, в том числе с Россией. 2019-2020 гг. стали временем значительной активизации в России, прежде всего, подсанкци-онных китайских компаний, таких как Huawei, резко нарастивших численность своих российских исследовательских подразделений, расширивших сеть партнёрств и вошедших в капитал российских высокотехнологичных компаний. Китай, очевидно, будет стремиться максимально задействовать потенциал промышленного и научно-технического сотрудничества с незападными странами для снижения эффективности американской экономической войны.

Сохраняется линия на наращивание китайского глобального присутствия, в том числе и в рамках инициативы «Пояс и путь». Вместе с тем практические проекты, намеченные ранее, должны подвергнуться крайне серьёзной корректировке, когда появится возможность в полной мере оценить последствия коронавирус-ной катастрофы для мировой и региональных экономик.

Успехи Пекина в преодолении пандемии совпали с началом тяжелейшего экономического и политического кризиса в США. В течение 2020 г., начиная с весны, мы могли наблюдать радикализацию китайской внешнеполитической риторики (так называемая дипломатия «воина-волка») с навязчивой демонстрацией собственных успехов и преимуществ китайской политической системы во главе с КПК над любыми зарубежными аналогами. Изменение стиля китайской дипломатии, очевидно, отвечало внутреннему запросу и имело негативные для Китая последствия. Среди них были демарши министерств иностранных дел целого ряда стран, недовольных заявлениями и действиями китайских представителей на своей территории. Но самым тяжёлым последствием нового китайского стиля поведения на международной арене можно считать кровавые индийско-китайские пограничные столкновения в долине Галван в июне 2020 года. Результатом стал очевидный дрейф Индии в сторону партнёрства с Вашингтоном и подрыв китайско-индийского экономического сотрудничества.

К концу 2020 г. произошло некоторое снижение градуса китайской риторики и нормализация китайского поведения. Тем не менее разрушительные для престижа Соединённых Штатов события конца 2020 - начала 2021 г., дискредитация американской избирательной системы, штурм Капитолия и углубившийся раскол американского общества, видимо, будут способствовать закреплению тенденции к более наступательному поведению КНР на международной арене. С этой тенденцией связаны основные риски для китайской политики в предстоящие годы.

Вероятно, что в ближайшем будущем китайская политика на американском направлении будет скорректирована в зависимости от нескольких факторов. Среди них - параметры выхода Соединённых Штатов из экономического кризиса, вызванного

пандемией коронавируса, глубина сохраняющегося политического раскола американского общества, способность администрации Байдена проводить целенаправленную внутреннюю и внешнюю политику и вернуть влияние на европейских и азиатских союзников. В зависимости от успехов США в данных областях китайская стратегия нового противостояния сверхдержав может обрести окончательные очертания к концу текущего года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.