Научная статья на тему 'Китайский грач Corvus frugilegus pastinator в агроландшафтах Тувы'

Китайский грач Corvus frugilegus pastinator в агроландшафтах Тувы Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
276
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Забелин Владимир Иванович

Второе издание. Первая публикация: Забелин В.И. 2016. Китайский грач Corvus frugilegus pastinator в агроландшафтах Тувы // Птицы и сельское хозяйство: Материалы Международ. орнитол. конф. М.: 92-96.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Китайский грач Corvus frugilegus pastinator в агроландшафтах Тувы»

лись на насыпных ледовых барьерах среди скопления других чаек.

Всего за охваченный наблюдениями период зарегистрировано 20 встреч клуш, из них 17 весной, 1 летом и 2 — осенью. Как и моевки, клуши встречались одиночными особями (в группах чаек других видов), лишь два раза отмечены по 2 и один раз 3 клуши одновременно.

Все встреченные нами моевки оказались неполовозрелыми особями 1-2-го года жизни. Напротив, все отмеченные клуши были взрослыми птицами. Здесь следует подчеркнуть, что речь идёт именно о клуше L. fuscus, а не о восточной клуше, или халее Larus heuglini, подтверждением чему в большинстве случаев являются фотографии. Халей, хоть в целом был и немногочислен в районе наших наблюдений, но всё же встречался чаще клуши.

Литератур а

Гаврилов Э.И. 1999. Фауна и распространение птиц Казахстана. Алматы: 1-198. Долгушин И.А. 1962. Отряд Чайки - Lariformes // Птицы Казахстана. Алма-Ата, 2: 246327.

Ковшарь А.Ф. 2012. Ревизия орнитофауны и современный список птиц Казахстана //

Орнитол. вест. Казахстана и Средней Азии 1: 51-70. Gavrilov E., Gavrilov A. 2005. The Birds of Kazakhstan // Tethys Ornithological Research. Almaty, 2: 1-228.

Ю ^

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2017, Том 26, Экспресс-выпуск 1436: 1693-1697

Китайский грач Corvus frugilegus pastinator в агроландшафтах Тувы

В.И.Забелин

Второе издание. Первая публикация в 2016*

Грач Corvus frugilegus в европейской части России издавна считается исконным и массовым обитателем земледельческих районов. В Туве грач также тяготеет к сельскохозяйственным землям, хотя обитает и вне связи с хозяйственной деятельностью человека. Кроме того, он довольно редок, распространён спорадически и зачастую не имеет постоянных мест гнездования. Причиной тому являются природные условия Тувы, обитание на её территории восточного подвида грача Corvus frugilegus pastinator Gould, 1845, отличающегося по некоторым признакам и распространению от номинативной расы C. f. frugilegus Lin-

* Забелин В.И. 2016. Китайский грач ^пш frugilegus pastinator в агроландшафтах Тувы // Птицы и сельское хозяйство: Материалы Международ. орнитол. конф. М.: 92-96.

naeus, 1758, населяющей европейскую часть России и Западную Сибирь, а также особенности развития сельского хозяйства на территории Тувы.

Расположенная в центре Азии Тува является горно-котловинной страной с резко континентальным климатом и большим разнообразием ландшафтов. Около 80% её площади занимают горы и 20% приходится на равнинные участки — межгорные котловины, озёрные и речные долины. Находясь в верховьях Енисея, территория Тувы приподнята над уровнем моря и её абсолютные отметки колеблются от 500 до 4000 м. Немногочисленное местное население — тувинцы — издавна занимается преимущественно отгонным животноводством, хотя с эпохи бронзы сохранились следы примитивного поливного возделывания земли. В начале прошлого века земледелие по-прежнему играло незначительную роль и велось крайне примитивно. Весной производился полив, затем земля разрыхлялась деревянной сохой, семена разбрасывались по пашне и заделывались волокушей. Ухода за посевами не осуществлялось, уборка урожая производилась путём срезания колосьев ножами или выдёргиванием растений. Обмолот зерна совершался «вытаптыванием» копытами лошадей или волов. Сеяли преимущественно просо и ячмень.

Русские крестьяне, переселявшиеся в конце XIX — начале XX века в Туву, также занимались скотоводством, хотя и предпочитали земледелие. Они сеяли пшеницу, овёс и другие зерновые, разводили бахчи, огороды, возделывали технические культуры (подсолнечник, лён, коноплю, табак и др.) (Вайнштейн, Маннай-оола 2001). К 1935 году площадь обрабатываемой в Туве земли составляла 12.4 тыс. га, а в начале 1970-х годов после вхождения в 1944 году Тувы в состав СССР она достигла за счёт освоения целинных земель 355 тыс. га. Максимальное развитие агроландшафтов в Туве приходится на 1970-1980-е годы, и в это время фиксировался массовый вылет на поля, особенно осенью, гусеобразных, журавлиных, курообразных и голубей. Среди них отмечались и эпизодические встречи одиночных птиц или небольших групп грачей, как осенью, так и весной, и обычно в стаях даурских галок Cor-vus dauuricus.

На редкость грача в Туве обратил внимание и один из первых исследователей птиц Южной Сибири и Алтая П.П.Сушкин, который по итогам своих работ 1902 года пришёл к выводу, что грач совершенно не характерен для здешних степных ландшафтов, хотя, возможно, и гнездится. При посещении озера Чагытай 6 и 7 августа в его окрестностях среди чёрных ворон Corvus corone orientalis им были встречено несколько одиночных молодых птиц и он счёл их принадлежащими восточной форме обыкновенного грача Trypanocorax frugilegus tschusii (Сушкин 1914). К этой же форме отнёс двух добытых молодых грачей

на реке Бий-Хем в августе 1914 года и 0.Olsen, по наблюдениям которого следовало, что она действительно встречается редко, но помимо её на Енисее обитает и ещё более редкий восточный (китайский) грач Corvus pastinator (Olsen 1921, 1924). Впоследствии, с 1914 по 1962 год, ни одна из этих форм грача не была отмечена работавшими здесь орнитологами, включая и сотрудников Лаборатории зоологии позвоночных животных Западно-Сибирского филиала АН СССР под руководством А.И.Янушевича, охватившим в 1945-1948 годах исследованиями почти всю Туву (Янушевич 1952). Довольно редким на юге Средней Сибири считала грача и Э.В.Рогачёва, хотя в некоторых местах Минусинской котловины в связи с сельскохозяйственным освоением территории во второй половине XX века численность вида заметно увеличилась, а кое-где он стал даже многочисленным (Рогачёва 1988).

В Туве, по нашим наблюдениям, эпизодические встречи грачей начали фиксироваться с 1962 года, причём не в агроландшафтах, а на больших лесных полянах в таёжном поясе или в степи (10 апреля 1962 в верховьях реки Ак-Хем в Западном Саяне; в начале мая 1970 года в Центральном Саяне; 3 июня 1975 возле посёлка Аргузун в Центрально-Тувинской котловине и др.). Это были одиночные птицы или небольшие группы залётных или пролётных грачей, иногда вместе с даурскими галками. К концу 1980-х годов встречи грачей участились, особенно осенью, и возможно, где-то в Туве они уже начали гнездиться.

В первой обнаруженной нами колонии в районе посёлка Элегест (июль 2005 года) было 4 гнезда. Гнёзда находились среди густых зарослей ивы, обрамляющих берега арыка и располагались группой в 1-2 м друг от друга на разных высотах в 2-3 м над землёй. Арыком ранее обводнялось обширное картофельное поле, впоследствии заброшенное и превратившееся в заросшую сорняками залежь. Грачи вблизи гнёзд обнаруженной колонии не наблюдались. На следующий год число гнёзд в колонии увеличилось до 10. 10 июня 2006 все они были заселены, а лётные молодые птицы 11 июля 2006 в количестве 10 особей держались возле гнёзд. В 2007 году колония расширилась до 26 гнёзд, но вода в арык перестала поступать и к июлю находящиеся на его берегах деревья погибли. Гнездование грачей, однако, прошло успешно и 31 июля 2007 в 10 км к юго-западу от колонии на лугу вблизи реки Элегест была встречена стая грачей в количестве порядка 50 особей, преимущественно молодых птиц; возможно, это было население описываемой колонии, а также другой, состоящей из 7 гнёзд и появившейся в центре посёлка Кочетово в кронах высоких тополей в 16 км к востоку от первой колонии. Следующей весной грачи на арыке гнездиться перестали и, вероятно, переселились в Кочетово, поскольку количество гнёзд там увеличилось до 20 и уже ряд лет держится примерно на этом уровне.

В 2014 году грачи загнездились в небольшой тополёвой роще на берегу реки Енисей в пределах городской застройки Кызыла. Здесь по соседству с ранее существовавшим гнездом чёрного коршуна Milvus migrans было построено 10 гнёзд грачей, в которых вывелось по 2-4 птенца, поднявшихся на крыло в первой декаде июня. В 2015 году гнездование здесь повторилось, количество гнёзд осталось прежним, а в 2016 году колония разделилась надвое, при этом 5 гнёзд осталось на том же месте, а 5 было построено на высоких тополях в другом сквере, расположенном южнее через две улицы ближе к центру города.

Подвидовая принадлежность всех экземпляров грачей, встреченных нами за время наблюдений, базируется на визуальных определениях и мы склонны отнести его к восточному подвиду C. f. pastinator (китайскому грачу) на следующих основаниях. У взрослых птиц не-оперённый участок кожи в основании клюва образует узкую светлую полоску, иногда сливающуюся с голым подбородком, хотя у большинства особей подбородок оперён полностью. У ряда птиц голое пространство вокруг основания клюва тёмное и на фоне чёрного оперения передней части головы вообще не просматривается. Клюв относительно короче, тоньше и острее, чем у европейского грача, и сама птица выглядит меньше, стройнее и изящнее. Встречались и совсем мелкие взрослые особи, ненамного превосходящие по размерам галку. Оперение взрослой особи чёрное с хорошо проявленным сине-фиолетовым металлическим блеском, но зелёный оттенок на верхней стороне тела, как это указывается в некоторых описаниях (Степанян 1990), проявлен слабо либо вовсе не устанавливается.

По данным фрагментарных наблюдений, грачи и галки весной появляются в Центрально-Тувинской котловине с запада из расположенной на границе с Алтаем Хемчикской впадины, где галки в связи с её малоснежьем нередко остаются на зимовку. Осенью пролёт проходит в обратном направлении и предполагается, что из западной части Тувы грачи мигрируют в Котловину Больших Озёр Монголии, где в окрестностях городов Улангом и Ховд, по нашим наблюдениям, они довольно обычны в стаях даурских галок на убранных полях. В последних числах сентября 2013 года с автомобиля, шедшего по маршруту Кызыл-Улан-Батор (1200 км) за 2 дня наблюдений нами было учтено на территории Монголии 43 грача, 132 галки, около 200 чёрных ворон и 10 воронов Corvus corax, при этом стаи грачей и галок держались на лугах в поймах степных рек и перемещались в западном и юго-западном направлениях.

В Туве для кормёжки грачи вылетают в открытые биотопы: на прибрежные луга и прилегающие к ним степные участки, на поля и заросшие сорняками залежи. Здесь, по нашим наблюдениям, они собирают зёрна диких и культурных злаков и поедают различных насекомых,

нередко гоняясь за саранчовыми и мелкими грызунами. Особый интерес вызывает осеннее питание грачей семенами дикой конопли, которая обильно растёт в Туве на заброшенных полях и по обочинам дорог. Подобное наблюдение было сделано О.И. и В.Н.Скалон в 1931 году на Ангаре в Усть-Удинском районе в 300 км ниже Иркутска. По данным вскрытия ими 8 желудков грачей, в двух из них, добытых в середине сентября, содержалась масса измельчённых и почти сотни целых семян конопли, а также много насекомых, личинок и гусениц бабочек -вредителей сельскохозяйственных растений. На этом основании был сделан вывод о положительном значении восточносибирского грача для условий изученной местности в отличие от западносибирского подвида, который оказывался вредоносным преимущественно осенью, когда был склонен расхищать зерно из снопов (Скалон, Скалон 1935).

Подобное заключение, вероятно, можно сделать и в отношении китайского грача в Туве, который за последнее десятилетие заметно увеличил свою численность и это несмотря на то, что площадь агроланд-шафтов в Республике сократилась до минимума (в 2009 году под овсом и пшеницей было всего 44 тыс. га, под картофелем 4 тыс. га, под овощами 1 тыс. га). Китайский грач проявляет всё большую способность к синантропизации, его поселения появились не только в сёлах, но и в городах, однако в питании он по-прежнему больше связан с естественными степными и луговыми биотопами.

Литература

Вайнштейн С.И., Маннай-оола М.Х. (ред.) 2001. История Тувы. 2-е изд., перераб. и

доп. Новосибирск, 1: 1-367. Рогачёва Э.В. 1988. Птицы Средней Сибири. М.: 1-309.

Скалон О.И., Скалон В.Н. 1935. Материалы к познанию биологического значения вра-новых Верхнего Приангарья // Изв. Гос. противочумного ин-та Сибири и ДВК 2: 130-155.

Степанян Л.С. 1990. Конспект орнитологической фауны СССР. М.: 1-728.

Сушкин П.П. 1914. Птицы Минусинского края, Западного Саяна и Урянхайской земли //

Материалы к познанию фауны и флоры Российской империи. Отд. зоол. 13: 1-551. Янушевич А.И. 1952. Фауна позвоночных животных Тувинской области. Новосибирск: 1-143.

Olsen 0. 1921. Ornitologisk material indsamlet under den norske Siberie-ekspedition Som-

meren 1914 // Troms0 Museums Arsheffer 44, 1: 1-61. Olsen 0. 1924. Ornitologisk material indsamlet under den norske Siberie-ekspedition Som-meren 1914 // Troms0 Museums Arsheffer 46 (1923), 3: 1-64.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.