DOI 10.47643/1815-1337_2023_6_10
КИТАЙСКИЙ ФАКТОР В АМЕРИКАНО-КУБИНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА The Chinese factor in US-Cuban relations at the beginning of the XXI century
ЕРМАКОВ Дмитрий Николаевич,
доктор экономических наук, доктор политических наук, кандидат исторических наук,
главный научный сотрудник центра мировой политики и стратегического анализа
Института Китая и современной Азии Российской академии наук (ИКСА РАН).
117997, Российская Федерация, г. Москва, Нахимовский проспект, 32.
профессор кафедры Мировых финансовых рынков и финтеха,
ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова».
117997, Российская Федерация, г. Москва, Стремянный пер., 36.
Researcher ID: AAS-7807-2020;
Scopus Author ID: 56610014800;
РИНЦ ID: 319114;
ORCID: 0000-0002-0811-0058;
E-mail: [email protected];
КОРШУНОВ Алексей Владимирович,
кандидат социологических наук,
доцент кафедры государственного управления и социальных технологий
ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)».
125993, Российская Федерация, г. Москва, Волоколамское шоссе, 4.
Author ID: 735296;
SPIN-код: 2642-7953;
E- mail: [email protected];
ЛУНИН Владимир Сергеевич,
аналитик,
Автономная некоммерческая организация «Институт развития креативных индустрий, спорта и туризма». 105484, Российская Федерация, г. Москва, 16-я Парковая ул., 27. E-mail: [email protected];
ERMAKOV Dmitry Nikolaevich,
Doctor of Sciences (Economics), Doctor of Political Sciences, Candidate of Sciences (History),
Chief Researcher at the Center for World Politics and Strategic Analysis
of the Institute of China and Modern Asia of the Russian Academy of Sciences (IKSA RAS).
32, Nakhimovsky prospect, Moscow, 117997, Russian Federation;
Professor of the Department of World Financial Markets and Fintech
FSBEI HE Russian University of Economics named after G.V. Plekhanov».
117997, Russian Federation, Moscow, Stremyanny per., 36.
Researcher ID: AAS-7807-2020;
Scopus Author ID: 56610014800;
РИНЦ ID: 319114;
ORCID: 0000-0002-0811-0058;
E-mail: [email protected];
KORSHUNOV Alexey Vladimirovich,
Candidate of Sociological Sciences,
Associate Professor of the Department of Public Administration and Social Technologies
of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education
"Moscow Aviation Institute (National Research University)".
125993, Moscow, Volokolamskoe highway, 4.
Author ID: 735296;
SPIN-код: 2642-7953;
E- mail: [email protected];
Lunin Vladimir Sergeevich,
Analyst,
Autonomous non-profit Organization "Institute for the Development of Creative Industries, Sports and Tourism". 105484, Russian Federation, Moscow, 16th Park Street, 27. E-mail: [email protected]
Краткая аннотация. В статье проводится анализ характера американо-кубинских отношений в их развитии, а также факторов, их предопределявших после прекращения холодной войны. Автор проследил путь развития этих отношений от готовности США к вооруженному конфликту с режимом Фиделя Кастро к плодотворному диалогу и сотрудничеству при администрации Барака Обамы, когда была выстроена новая архитектура американо-кубинских отношений, построенная на уважении официальным Вашингтоном суверенитета Кубинской республики. Автор показывает роль ООН в противодействии антикубинским мерам правительства США. В статье также показано стремление кубинского руководства во главе с Раулем Кастро к модернизации кубинской экономики и построению рыночной системы хозяйствования с активным государственным регулированием, что было противопоставлено идее либерализации и «шоковой терапии», которые предлагали американские правые. Автор показывает рост авторитета Кубы в последнее десятилетие как серьезного регионального политического игрока в рамках Латинской Америки.
Abstract: The article analyzes the nature of US-Cuban relations in their development, as well as the factors that predetermined them after the end of the Cold War. The author traced the path of development of these relations from the US readiness for armed conflict with Fidel Castro's regime to fruitful dialogue and cooperation under the administration of Barack Obama, when a new architecture of US-Cuban relations was built, built on official Washington's respect for the sovereignty of the Cuban Republic. The author shows the role of the UN in countering the anti-Cuban measures of the US government. The article also shows the desire of the Cuban leadership, led by Raul Castro, to modernize the Cuban economy and build a market-based management system with active state regulation, which was opposed to the idea of liberalization and "shock therapy" proposed by the American rights. The
author shows the growing authority of Cuba in the last decade as a serious regional political player within Latin America.
Ключевые слова: Кубинская революция, американские санкции против Кубы, экономические реформы на Кубе, внешняя политика
США.
Keywords: Cuban Revolution, US sanctions against Cuba, economic reforms in Cuba, US foreign policy.
Для цитирования: Ермаков Д.Н., Коршунов А.В., Лунин В.С. Китайский фактор в американо-кубинских отношениях в начале XXI века //Право и государство: теория и практика. 2023. № 6(222). С. 10-14. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_6_10.
For citation: Ermakov D.N., Korshunov A. V., Lunin V. S. The Chinese factor in US-Cuban relations at the beginning of the XXI century // Law and state: theory and practice. 2023. No. 6(222). pp. 10-14. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_6_10.
Статья поступила в редакцию: 20.05.2023
Опыт Кубы и американо-кубинских отношений становится для нас актуальным, в силу обострения ситуации вокруг украинского кризиса, одной из сторон которого является Белый дом. В связи с украинским кризисом Белый дом в конце 2014 г. предпринял новые шаги, направленные на улучшение отношений с Кубой1.
Экономические санкции против Кубинской республики после крушения коммунизма в Восточной Европе стали во многом продуктом ультраконсервативной политики администрации Джорджа Буша старшего, который считал, что кризис кубинской экономики приведет к коллапсу режима Фиделя Кастро. В 1992 появился знаменитый Акт о кубинской демократии (Cuban Democracy Act, ACD), в котором выдвигалось обоснование санкций, как мера, направленная на установление на Кубе демократии2.
Несмотря на весь либерализм по отношению к Кубе после поражения на президентских выборах Дж. Буша старшего, в 1996 г. Конгресс США выпустил бил Хермса-Бертона (Helms-Burton bill), согласно которому от режима Ф. Кастро требовалось вернуть земельную собственность и производственные активы старым владельцам, то есть, тем, кто владел ими до революции, только при выполнении таких условий Белый дом готов был пойти на пересмотр санкций3.
Администрация Б. Клинтона взяла курс на пересмотр отношений между США и Кубой в сторону потепления, однако официальному Вашингтону требовалось принимать во внимание мнение кубинской диаспоры, которая была настроена в 1990-е категорически против Ф. Кастро. Вместе с тем, сторонники улучшения отношений с Кубой выдвинули в американской политике достаточно весомый аргументы, что, если осуществлять меры по свержению диктатуры на Кубе, то почему в таком случае не сделать того же самого по отношению к Индонезии или Китайской народной республике4?
Агрессия США против Кубы в форме открытой военной интервенции в случае дестабилизации политического положения в этом государстве могло спровоцировать осложнение отношений с Китаем5, последнее было крайне невыгодно Белому дому на фоне непростой ситуации, в которой находились США на Ближнем Востоке и Балканах.
Была и региональная проблема, которая подтолкнула Б. Клинтона искать пути к примирению с Ф. Кастро, - увеличение потоков беженцев, спровоцированных упомянутым выше CDA, в связи с чем Б. Клинтон провел в 1994-1995 гг. секретные переговоры с Ф. Кастро, в ходе которых стороны пришли к соглашению об уменьшении количества беженцев в США до 20 000 человек в год6, официальная Гавана поэтому взяла на себя обязательство ужесточить контроль за своим побережьем.
Население Кубы страдало от санкций, в связи с чем в 2000 г. Конгрессом была утверждена реформа санкций, в рамках которой кубинцы получали доступ к американскому агропромышленному и медицинскому экспорту, в 2009 г. эта законодательная норма прошла улучшение. В результате этого закона США стали главным поставщиком продовольствия и медикаментов на Кубу с 2002 г. Товарооборот между странами достиг 962,8 млн. долларов в 2008 г., но упал до 401,9 млн. долларов в 2013 г.7, это было связано с тем, что многие насущные хозяйственные проблемы кубинского общества были решены к 2012-2013 гг. за счет улучшения экономики и роста иностранных инвестиций. К 2013 г. санкции уже не играли заметной роли для кубинской экономики8.
Переходный период на Кубе, в отличии от Восточной Европы, значительно затянулся, причиной тому была и длительная ортодоксия при Фиделе Кастро, который крайне неохотно в 1990-е гг. шел на преобразования, так и опасения затем правительства Рауля Кастро спровоцировать системный кризис экономики. В этой связи на постепенную отмену дуалистического курса песо официальная Гавана согласилась только в 2011 г. на фоне опасений по поводу девальвации кубинской валюты9, несмотря на то, что сохранение государственного курса требовало от бюджета невыгодного для кубинской экономики резервирования сумм долларов США в специальном фонде10.
Введение унифицированного, или рыночного, курса, по мнению ряда кубинских экономистов, могло привести к росту цен и обесцени-
1 Morris E. How Will US-Cuban Normalization Affect Economic Policy in Cuba? In Hershberg E. (ed.), LeoGrande W.M. (ed.). A New Chapter in US-Cuba Relations. Social, Political, and Economic Implications. UK, London: Palgrave Macmillan Cham, 2016, pp.115-127.
2 Morris M, McGillion C. Unfinished Business: America and Cuba after the Cold War, 1989-2001. New York: Cambridge University Press, 2002, p. 41.
3 Cuban Liberty and Democratic Solidarity (Libertad) Act of 1996. http://usinfo.state.gov/regional/ar/us-cuba/libertad.htm (date of access: 20.01.2023).
4 Sanger D. E. Real Politics: Why Suharto Is In and Castro Is Out // The New York Times. 31 Oct. 1995, p. 3.
5 Sanger D. E. Real Politics: Why Suharto Is In and Castro Is Out // The New York Times. 31 Oct. 1995, p. 3.
6 Vanderbush W., Haney P. J. Policy toward Cuba in the Clinton Administration // Political Science. Quarterly 114 (3), p. 399.
7 Romero A. F. Cuba: Economic Transformation, External Sector and the New Scenario for US-Cuban Relations // Center for International Economic Research at the University of Havana, Havana, Cuba. 08 Mar. 2016. URL: // https://www.academia.edu/31590429/Scholar_Commons (date of access: 20 Feb. 2023)
8 Romero A. F. Cuba: Economic Transformation, External Sector and the New Scenario for US-Cuban Relations // Center for International Economic Research at the University of Havana, Havana, Cuba. 08 Mar. 2016. URL: // https://www.academia.edu/31590429/Scholar_Commons (date of access: 20 Feb. 2023)
9 Morris E. How Will US-Cuban Normalization Affect Economic Policy in Cuba? In Hershberg E. (ed.), LeoGrande W.M. (ed.). A New Chapter in US-Cuba Relations. Social, Political, and Economic Implications. UK, London: Palgrave Macmillan Cham, 2016, p. 120.
10 Morris E. How Will US-Cuban Normalization Affect Economic Policy in Cuba? In Hershberg E. (ed.), LeoGrande W.M. (ed.). A New Chapter in US-Cuba Relations. Social, Political, and Economic Implications. UK, London: Palgrave Macmillan Cham, 2016, p. 120.
ваю и без того низких зарплат занятых в государственном секторе1, которых насчитывалось в середине 2010-х гг. около 3,6 миллиона человек2 (около 75% занятых в экономике в целом3). В этой связи песо предрекался коллапс, что, несомненно, должно было привести к кризису всего народного хозяйства Кубы4.
Одной из причин замедления транзитивных реформ на Кубе стала позиция США по отношению к официальной Гаване. Как мы сказали выше, Белый дом потребовал в 1996 г. вернуть всю собственность кубинским эмигрантам и их потомках, а также гражданам других государств, которая была утрачена ими в результате революции. Это требование входило в разряд невыполнимых.
Несмотря на продолжение следования курсу революции, режим Ф. Кастро выпустил в 1993 г., разрешавший предпринимательскую деятельность, этот было что-то похожее на Закон о кооперации в СССР во время «перестройки». Спустя несколько лет были разрешены частные предприятия с численностью наемных работников не более 100 человек. Приватизация и децентрализация коснулись экспортноориентированно-го сельского хозяйства, либеральные преобразования этого сектора усилились при Рауле Кастро5.
После 2000 г. Куба стала встречать симпатии у многих стран. Проведшие реформы своей экономики Вьетнам начал снабжать «Остров свободы» дешевым рисом. В 2008 г. 53 африканские государства выступили в ООН против антикубинских международных санкций, инициированных в свое время США. Это была дань благодарности Кубе за ее выступления против режима апартеида. В 2008 г. ЕС под влиянием ООН отменил дипломатические санкции против Кубы. Несомненно, это был внешнеполитический успех официальной Гаваны после почти полутора десятилетия поиска выхода из международной изоляции, которая была фактически не столь жесткой, но проблема заключалась в том, что кубинская экономика утратила поддержку России в лице исчезнувшего СССР.
В 1994 г. Ф. Кастро пошел на непопулярную среди кубинских коммунистов меру как вступление в Карибское сообщество (CARICOM), испытывая надежды на развитие экономического сотрудничества в рамках данной организации6. Введение дуалистического курса песо и обесценивание тем самым национальной валюты позволили режиму Ф. Кастро привлечь в 1990-е гг. зарубежных инвесторов7.
Другим важным событием для Кубы стало подписание пятилетнего соглашение о помощи с Канадой в 1996 г. Этому предшествовала смена политического курса в самой Канаде, когда в 1993 г. ее бывший премьер-министр Малруни, имевший репутацию консерватора, симпатизировавшего М. Тэтчер и Р. Рейгану, проиграл выборы Д. Кретиэну (Jean Chrétien), который видел североамериканскую экономическую интеграцию как игру равных, а не подчиненных США стран. Меры, предложенные Ф. Кастро канадцами, были направлены на улучшение инфраструктуры Кубы в первую очередь для создания в стране оптимального инвестиционного климата8. Канадский бизнес активно инвестировал в кубинскую экономику. Канадский МИД критиковал США по кубинскому вопросу за то, что Вашингтон применил двойные стандарты - расширял сотрудничество с Китаем, но при этом призывал международное сообщество поддерживать санкции против такого же коммунистического режима на Кубе9. Но товарооборот между Канадой и Кубой был не такой большой - 568,827 миллиона песо в 1999 г.10 В 1999 г. отношения между Кубой и Канадой испортились из-за конфликта вокруг группы политических диссидентов, официальная Оттава требовала смягчения отношения кубинской юстиции к несогласным, в ответ Ф. Кастро обвинил канадское правительство в поддержке американского антикубинского курса.11
В 2007 - 2008 гг. наступил поворотный этап в американо-кубинских отношениях. В 2007 г. Барак Обама во время своей предвыборной кампании заявил, что вся политика США по отношению к Кубе была провальной начиная с 1959 г.12 Таким образом, в понимании Б. Обамы, виновным в развитии революционной ситуации на Кубе и ее дальнейшей левой радикализации становились Соединенные Штаты. В 2009 г. Б. Обама восстанавливает программы культурного и академического сотрудничества, прекращенные Бушем младшим (эти программы были инициированы Б. Клинтоном). Ограничения на туризм и проживание американцев на Кубе были ослаблены администрацией Обамы. В то же время Рауль Кастро, официально избранный президентом Кубы в 2008 г., дал понять, что он намерен свернуть с политического курса
13
своего брата .
С 2009 г. в американо-кубинских отношениях началась «эра реализма», что выразилось в сотрудничестве в разных сферах, включая экологию. В декабре 2014 г. спустя год после встречи Б. Обамы и Р. Кастро в ЮАР произошло новое ослабление американских санкций. Однако эта мера имела больше моральный, нежели экономический эффект, будучи направленной политически больше против России, сотрудничество
1 Morris E. How Will US-Cuban Normalization Affect Economic Policy in Cuba? In Hershberg E. (ed.), LeoGrande W.M. (ed.). A New Chapter in US-Cuba Relations. Social, Political, and Economic Implications. UK, London: Palgrave Macmillan Cham, 2016, p. 119.
2 Morris E. How Will US-Cuban Normalization Affect Economic Policy in Cuba? In Hershberg E. (ed.), LeoGrande W.M. (ed.). A New Chapter in US-Cuba Relations. Social, Political, and Economic Implications. UK, London: Palgrave Macmillan Cham, 2016, p. 119.
3 Morris E. How Will US-Cuban Normalization Affect Economic Policy in Cuba? In Hershberg E. (ed.), LeoGrande W.M. (ed.). A New Chapter in US-Cuba Relations. Social, Political, and Economic Implications. UK, London: Palgrave Macmillan Cham, 2016, p. 121.
4 Morris E. How Will US-Cuban Normalization Affect Economic Policy in Cuba? In Hershberg E. (ed.), LeoGrande W.M. (ed.). A New Chapter in US-Cuba Relations. Social, Political, and Economic Implications. UK, London: Palgrave Macmillan Cham, 2016, p. 122.
5 Wong Á. B., Domínguez P. F. Agriculture: Historical Transformations and Future Directions, in Al Campbell (ed.) Cuban Economists on the Cuban Economy, Gainesville: University Press of Florida, 2013, pp. 270-291.
6 Pérez L. A. Cuba: Between Reform and Revolution. Third edit. New York: Oxford University Press, 2006, p. 304.
7 Bain M. J. 'Back to the future?' Cuban-Russian Relations under Raúl Castro // Communist and Post-Communist Studies, 2015, № 48 (2-3), p. 166.
8 McKenna P., Kirk J.M. Canada, Cuba and 'Constructive Engagment' in the 1990s. In Canada, the US and Cuba: Helms-Burton and Its Aftermath, ed. Heather N. Nicol. Kingston, Ontario: Centre for International Relations, Queen's University, 1999, p., 60.
9 McKenna P., Kirk J. M. Does the Canada-Cuba Relationship Offer Any Lessons for Washington? In Fifty Years of Revolution: Perspectives on Cuba, the United States, and the World, eds. Ronald W. Pruessen and Soraya M. Castro Mariño. Gainesville: University Press of Florida, 2012, p. 93.
10 Bain, M. J. "Globalization in Havana and Moscow." In Cuba: In Transition?: Pathways to Renewal, Long-Term Development and Global Reintegration, ed. Mauricio A. Font. New York: Bildner Center for Western Hemisphere Studies, The Graduate Center/The City University of New York, 2006, p. 178.
11 Cawthorne A. "Excluded Cuba slams 'brutal' Canada as U.S. Pawn." Reuters, 21 Apr. 2001, p. 9.
12 LeoGrande, William M., and Peter Kornbluh. 2015. Back Channel to Cuba: The Hidden History of Negotiations between Washington and Havana. Chapell Hill: The University of North Carolina Press., 415
13 LeoGrande, William M., and Peter Kornbluh. 2015. Back Channel to Cuba: The Hidden History of Negotiations between Washington and Havana. Chapell Hill: The University of North Carolina Press., 415
которой с Кубой вызывали и вызывают у Белого дома озабоченность1.
У американо-кубинских отношений была проблема, упомянутая выше, - Белый дом объявил в конце прошлого века Кубинскую республику государством, поддерживающим терроризм. Это было связано с тем, что официальная Гавана, по данным американской стороны, предоставляла с 1982 г. убежище баскским экстремистам из организации ETA (является террористической), а также колумбийцам из FARC. Однако администрация Б. Обамы исключила Кубу из списка государств, оказывающих помощь терроризму, о чем официальный Вашингтон объявил в 2015 г.2
Другой проблемой, созданной в 1996 г. как уступка Белого дома своим правым политикам, в американо-кубинских отношениях была компенсация убытков американским юридическим лицам от национализации их активов на Кубе в первый год революции. Сумма потерь для американского бизнеса не столь большая - 7 миллиардов долларов в ценах 1960 г.3, но суть проблемы для США больше не экономическая, а правовая.
У американо-кубинского сближения была и есть чисто экономическая сторона: потери экономики США от санкций оценивались в конце прошлого века как 1,2 миллиарда долларов в год4, в связи с чем агропромышленное лобби в Вашингтоне настаивало на отмене санкций.
Однако, значительного прогресса в инвестиционной политике американских корпораций относительно Кубы не произошло, в 2019 г. объем всех иностранных прямых инвестиций в экономику страны составил 1,7 миллиард долларов США, в 2020 - 1,9 млрд. долларов, но из последней суммы 1,22 млрд. пришлось на покупку 50% сигаретной кампании Habanos SA и еще нескольких более малых предприятий табачной отрасли корпорацией с резиденцией в Гонконге.5 Основными инвесторами в 2010 гг. на Кубе были фирмы из Испании, Канады, Венесуэлы, Франции и Италии. Это указывает на то, что американский бизнес не уверен в том, что между США и Кубой и далее будут сохраняться отношения, достигнутые на уровне периода администрации Б. Обамы. Надо сказать, что администрация Байдена делает шаги по увеличению американских инвестиций в кубинскую экономику. Негативный отпечаток на американо-кубинские отношения наложили решения администрации Трампа об ограничениях туристических поездок на Кубу и приема эмигрантов из этого государства.
Политика нормализации отношений с Кубой Барака Обамы была широко одобрена союзниками США в Латинской Америке и Европе. Возвращение Д. Трампа к политике давления на официальную Гавану почти не нашло поддержки во всем мире, за исключением консервативных правительств Бразилии и Колумбии. Ежегодное голосование Организации Объединенных Наций по кубинской резолюции, осуждающей экономические санкции США, свидетельствует о степени изоляции США в рамках международного сообщества по кубинскому вопросу. В ноябре 2019 года, 28-й год подряд, резолюция была принята подавляющим большинством голосов: 187 "за", 3 "против" (Соединенные Штаты, Израиль и Бразилия) и 2 воздержавшихся. Более того, более ни одна страна мира не поддерживает эмбарго против Кубы.
Куба и Китай в настоящее время развивают 13 совместных предприятия (7 из них на острове) в легкой и машиностроительной промышленности, в сфере связи, сельском хозяйстве и туризме. Потенциал туристического сектора и способность генерировать столь необходимые иностранные доходы делают его приоритетом развития Кубы. В феврале 2010 г. в Пекине был открыт отель «Гранд Мелиа Шанхай» с целью реализации соглашения между китайской государственной группой «Солнечное время» и кубинской фирмой Cubanacán, а также испанской сетью гостиниц Sol Meliá. Куба и КНР построили отель в Гаване, инвестировав в проект почти 117 млн долл. (51% акций принадлежит китайской стороне). Роскошный гостиничный комплекс состоит из 650 номеров на площади 7,5 га в туристическом центре «Марина Хемингуэй», расположенном к западу от столицы Кубы. К 2019 г. общий размер китайских инвестиций на Кубе превысил 0,7 млрд долл. . В местных агентствах по прокату автомобилей, обслуживающих иностранных гостей, китайские автомобильные бренды GAC Motor, Geely, BYD, BAIC и Maxus представляют 65% автопарка. Почти весь парк автобусов всех размеров поставляется китайскими компаниями, в основном Yutong и King Long . Запуск в 2015 г. еженедельного прямого рейса Пекин-Гавана, выполняемого авиакомпанией Air China, с технической остановкой в канадском городе Монреаль стал решающим фактором привлечения большего числа китайских туристов. В 2018 г. число китайских туристов выросло на 17% . В 2010 г. китайская корпорация Haier и группа электроники Министерства информации и коммуникаций Кубы создали смешанную компанию по производству электрического и компьютерного оборудования. Плодотворное научно-техническое сотрудничество и процветающий культурно-образовательный обмен позволили повсеместно расширить границы сотрудничества между странами. КНР и Куба подписали более 200 проектов научно-технического сотрудничества, охватывающих такие сектора, как сельское хозяйство, животноводство, легкая промышленность, металлургия, табак, биотехнология и информационные технологии. Продолжает функционировать Совместная комиссия по научно-техническому сотрудничеству. Кубинское и китайское руководство обладают общими представлениями по таким трансцендентным темам как борьба с гегемонизмом и однополярным миром, осуждение применения силы и нарушений международного права, повсеместное расширение участия стран в развитии мировой экономики и разработке международной политики, стремление к устойчивому развитию. Китайская народная республика сотрудничает с кубинскими Революционными вооруженными силами и участвует в военном строительстве на «Острове Свободы», во всестороннем развитии межармейских обменов.
В домах рядовых кубинцев продукция из Китая присутствует повсеместно: от телевизоров АтекПанда (Atec-Panda) до холодильников
1 Murati, Klisman. 2015. "US Watches as Cuba and Russia Strengthen Economic Ties." Global Risk Insights. http://globalriskinsights.com/2015/11/us-watches-as-cuba-andrussia-strengthen-economic-ties/ (date of access: 20 Feb. 2023).
2 Al Jazeera (April 15th 2015). What is the State Sponsors of Terrorism List?. Accessed on Feb. 17th 2022 on http://america.aljazeera.com/articles/2015/4/15/what-is-thestate-sponsors-of-terrorism-Nsthtml
3 Sullivan, M. P. (July 31 2014). Cuba: U.S. policy and Issues for the 113th Congress. Accessed on Feb. 14th 2022 on https://www.fas.org/sgp/crs/row/R43024.pdf
4 Scheid R. A. Statement of the U . S . Chamber of Commerce, 2009, p. 3.
Foreign direct investment (FDI) in Cuba URL: https://www.tradeclub.standardbank.com/portal/en/market-potential/cuba/investment# (date of access: 20.02.2023).
Хайер (Haier) или вентиляторов Эйрмат (Airmate). Комфортабельные автобусы Yutong и другие китайские легкие транспортные средства помогли улучшить транспортную структуру острова. Продвигаются соглашения в области энергети- 104 Выпуск 2(22) / 2019 Экономика, политика, культура ки, пищевой промышленности, фармацевтики, биотехнологии и многих других секторов. В 2003 г. Куба была первой страной, официально объявленной туристическим направлением для китайцев в Латинской Америке. Кубинцы открыли четыре офтальмологических больницы в китайских провинциях Циньхай, Хэнань, Шаньси и Аньхой в рамках двустороннего медицинского сотрудничества 1.
Официально Госдепартамент признает до сих пор Кубу авторитарным режимом, у которого большие проблемы в сфере прав человека2. Такое же мнение регулярно отражается в американской периодической печати. Так как кубинские власти предпочитают не распространять подробности по поводу ситуации с политической оппозицией в стране, то сложно судить об истинном положении с правами человека на Кубе именно в ракурсе преследований по политическим мотивам. «Международная амнистия» насчитала в начале 2020-х гг. 6 «узников совести» в кубинских тюрьмах3 (информация по состоянию на 2019 г.), были установлены имена только двух из них.
Заключение
Положение Кубы за счет вмешательство в ее давний спор с США ООН стало и остается стабильным, это доказывает все-таки действенность ООН. Но при этом мы должны признать, что влияние ООН на США в кубинском вопросе всегда было ограниченным, хозяева Белого дома проводили независимую политику.
Уязвимость положения Кубы связана во многом с географической близостью к США. Правда, снятие обвинения в помощи террористическим организациям, сделанное администрацией Б. Обамы в 2015 г., лишило Белый дом весомого повода для оказания давления на официальную Гавану.
Политика США по отношению к Кубе менялась в зависимости от того, какая политическая сила на выборах в президенты и в Конгрессе брала верх. В этой связи не прослеживается за весь период после окончания Холодной войны четкой последовательности в отношении Белого дома к Кубе. Стратегия Буша старшего навязывания Кубе либерализма и шоковой терапии потерпела крах, возврат к ней Буша младшего, пусть и в ограниченной форме, показал свою несостоятельность на фоне изменения отношения в мире к США, когда модель однополярного мира стала не устраивать с 1993 г. даже Канаду. Это все отразилось на отношении других стран к Кубе, оно в большинстве случаев было дружественным.
Несомненно, что «китайский фактор» оказывает важное влияние на корректировку политического курса американской администрации по мягкому переманиванию на свою сторону нового кубинского руководства.
Библиогра фия:
1. Зверева В. С. Куба: новые тенденции и противоречия политического развития // Социально-гуманитарные знания. 2020. №1. С. 324 - 329.
2. Кодзоев М. А. Реформы на Кубе в условиях ухудшения отношений с США // Politbook. 2018. №3. С. 92 - 111.
3. Al Jazeera. What is the State Sponsors of Terrorism List?, April 15th 2015. http://america.aljazeera.com/articles/2015/4/15/what-is-thestate-sponsors-of-terrorism-list.html (date of access: Feb. 17th 2023)
4. Amnesty International, "République de Cuba", annual report 2019. https://www.amnesty.be/infos/rapports-annuels/rapport-annuel-2019/ameriques-rapport-annuel-2019/article/cuba-rapport-annuel-2019 (Accessed 16 February 2023).
5. Bain M. J. "Globalization in Havana and Moscow." In Cuba: In Transition?: Pathways to Renewal, Long-Term Development and Global Reintegration, ed. Mauricio A. Font. New York: Bildner Center for Western Hemisphere Studies, The Graduate Center/The City University of New York, 2006, pp. 175-88.
6. Bain M. J. Russia and Cuba: 'doomed' comrades? // Communist and Post-Communist Studies, 2011, № 44 (2), pp. 111-118.
7. Bain M. J. 'Back to the future?' Cuban-Russian Relations under Raúl Castro //Communist and Post-Communist Studies, 2015, № 48 (2-3), pp. 159 - 168.
8. Castedo A. "Crisis en Venezuela: cómo Noruega se convirtió en un país clave en la resolución de conflictos" // BBC News Mundo, May 28, 2019, https://www.bbc.com/mundo/noticias-america-latina-48388560 (date of access: 20 Feb. 2023).
9. Cawthorne A. "Excluded Cuba slams 'brutal' Canada as U.S. Pawn." // Reuters, 21 Apr. 2001, p. 9.
10. Cuban Liberty and Democratic Solidarity (Libertad) Act of 1996. http://usinfo.state.gov/ regional/ar/us-cuba/libertad.htm (date of access: 20.01.2023).
11. Demarest G. The Cuba Contingency // Militam Review, Jan. l994, p. 63.
12. Foreign direct investment (FDI) in Cuba URL: https://www.tradeclub.standardbank.com/portal/en/market-potential/cuba/investment# (date of access:
20.02.2023).
13. Economy, Gainesville: University Press of Florida, 2013, pp. 270-291.
References:
1. Zvereva V. S. Cuba: new trends and contradictions of political development // Social and humanitarian knowledge. 2020. No. 1. pp. 324 - 329.
2. Kodzoev M. A. Reforms in Cuba in the context of deteriorating relations with the United States // Politbook. 2018. No.3. pp. 92 - 111.
3. Al Jazeera. What is the State Sponsors of Terrorism List?, April 15th 2015. http://america.aljazeera.com/articles/2015/4/15/what-is-thestate-sponsors-of-terrorism-list.html (date of access: Feb. 17th 2023)
4. Amnesty International, "République de Cuba", annual report 2019. https://www.amnesty.be/infos/rapports-annuels/rapport-annuel-2019/ameriques-rapport-annuel-2019/article/cuba-rapport-annuel-2019 (Accessed 16 February 2023).
5. Bain M. J. "Globalization in Havana and Moscow." In Cuba: In Transition?: Pathways to Renewal, Long-Term Development and Global Reintegration, ed. Mauricio A. Font. New York: Bildner Center for Western Hemisphere Studies, The Graduate Center/The City University of New York, 2006, pp. 175-88.
6. Bain M. J. Russia and Cuba: 'doomed' comrades? // Communist and Post-Communist Studies, 2011, № 44 (2), pp. 111-118.
7. Bain M. J. 'Back to the future?' Cuban-Russian Relations under Raúl Castro //Communist and Post-Communist Studies, 2015, № 48 (2-3), pp. 159 - 168.
8. Castedo A. "Crisis en Venezuela: cómo Noruega se convirtió en un país clave en la resolución de conflictos" // BBC News Mundo, May 28, 2019, https://www.bbc.com/mundo/noticias-america-latina-48388560 (date of access: 20 Feb. 2023).
9. Cawthorne A. "Excluded Cuba slams 'brutal' Canada as U.S. Pawn." // Reuters, 21 Apr. 2001, p. 9.
10. Cuban Liberty and Democratic Solidarity (Libertad) Act of 1996. http://usinfo.state.gov/ regional/ar/us-cuba/libertad.htm (date of access: 20.01.2023).
11. Demarest G. The Cuba Contingency // Militam Review, Jan. l994, p. 63.
12. Foreign direct investment (FDI) in Cuba URL: https://www.tradeclub.standardbank.com/portal/en/market-potential/cuba/investmen1# (date of access: 20.02.2023).
13. Economy, Gainesville: University Press of Florida, 2013, pp. 270-291.
1 Роблес Эррера, А. Китай и Куба в новой реальности XXI века / А. Роблес Эррера, Ю. Н. Трухин // Актуальные проблемы экономики и управления. - 2019. - № 2(22). - С. 100-107.
2 U.S. Department of State, "2019 Country Reports on Human Rights Practices: Cuba", 2019. https://wwwstate.gov/reports/2019-country-reports-on-human-nghts-practices/cuba/ (Accessed 8 February 2023).
Amnesty International, "République de Cuba", annual report 2019. https://www.amnesty.be/infos/rapports-annuels/rapport-annuel-2019/ameriques-rapport-annuel-2019/article/cuba-rapport-annuel-2019 (Accessed 16 February 2023).