Научная статья на тему 'Китайским реформам -30 лет'

Китайским реформам -30 лет Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
83
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Россия и АТР
ВАК
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Китайским реформам -30 лет»

НАУЧНАЯ ХРОНИКА

КИТАЙСКИМ РЕФОРМАМ - 30 ЛЕТ

А ноября 2008 г. в Институте истории, археологии и этнографии на-

I родов Дальнего Востока ДВО РАН состоялся «круглый стол» (КС), посвящённый 30-летию экономических реформ в КНР, организованный сотрудниками отдела востоковедения. Заседание началось с выступления председателя Г.П. Белоглазова о результатах реформ, их значении как для самого Китая, так и для России. Затем выступил директор ИИАЭ, профессор В.Л. Ларин, который отметил необходимость изучения опыта Китая в реформировании нашей страны и подчеркнул, что успехи КНР за последние 30 лет показывают, что «систему социализма пока рано списывать в анналы истории». В приветственной речи консула Владивостокского отделения Генерального консульства КНР в г. Хабаровске господина Чжоу Цзяньцзюня были освещены итоги реформ в Китае. Своё выступление Чжоу Цзяньцзюнь завершил пожеланием успешной работы участникам «круглого стола». Далее последовали выступления участников, о направленности и проблематике их сообщений можно судить по представленным ниже резюме. Н.П. Рябченко в докладе «Китайская реформа на весах истории: предварительный анализ» отметил, что Китай, допустив рыночные отношения в процессе реформ (своего рода нэп), увеличил производство продовольствия, товаров первой необходимости и таким образом снизил социальную напряжённость в обществе, что дало возможность избежать коллапса, подобного советскому. В развитие своего видения последствий рыночных преобразований в КНР он заметил, что, начав рыночные реформы и проводя политику открытости во внешний мир, Китай в полной мере ощутил негативное воздействие мирового капиталистического рынка. Развитые страны «благородно» взяли на себя «тяжкий труд» заниматься финансами, оставив Китаю трудоёмкие, грязные, ресурсо- и энергозатратные производства. Проблематично стал выглядеть первоначальный замысел инициаторов реформ: сначала пусть богатеет часть людей и районов, а потом остальные. Поэтому, по мысли докладчика, ограничение рыночной стихии стало неизбежным. Тем более, что с точки зрения институциональной теории, для Запада более характерна рыночная экономика, а для Востока—раздаточная, связанная с активной ролью государства в хозяйственной жизни. Благодаря регулирующей роли государства Китай укрепил своё экономическое и политическое положение в мире, сегодня он играет роль ядра всего Востока. Н.П. Рябченко прогнозирует: завершение процесса экономического сближения Китая, стран АСЕАН, Японии и Кореи будет означать формирование восточного полюса мировой цивилизации. Мир примет явно выраженную двухполюсную структуру Восток— Запад, отражающую его естественное строение.

Г. Н. Романова в докладе «Опыт экономических реформ в Китае и России: сравнительный анализ» показала особенности и сопоставила отличия экономических реформ в Китае и России. Указывая на специфику

китайского социализма в развитии рыночной экономики, она солидаризируется с предыдущим выступающим, отмечая, что рыночные преобразования проводятся с учётом государственного макрорегулирования и макроконтроля. В докладе показана трёхчленная система управления и отмечается, что реформирование общества началось с экономической системы, и благодаря этому удалось в течение всего 30-летнего периода реформ в отличие от России достичь высоких темпов роста и сформировать в стране изначально социально ориентированную модель рыночной экономики.

Последним изменениям в законодательной политике и анализу новых документов и планов правительства страны по реформированию аграрной сферы экономики Китая был посвящён доклад Г.П. Белоглазова «Современная китайская деревня—новый раунд реформирования аграрной сферы КНР». Он отметил, что на недавно (9—12 октября 2008 г.) состоявшемся 3-ем Пленуме ЦК КПК 17-го созыва было объявлено: первый этап плана реформирования деревни до 2020 г. закончен на один год раньше срока, и вторая десятилетка началась с осуществления программы модернизации АПКдо 2020 г., т.е. завершения строительства «новой социалистической деревни», к концу которого (к 2020 г.) предстоит вдвое повысить доходы сельского населения, в основном решив вопрос бедности в сельских районах. При обсуждении программных документов на Пленуме звучала озабоченность усилившейся дифференциацией в доходах различных сло-ёв сельского населения. Г.П. Белоглазов заметил, что при сравнении с ситуацией в нашей стране бросается в глаза резкая дифференциация доходов в Китае и в России, пояснив, что в России разница в доходах самых бедных и самых богатых достигает очень высокого уровня—в 40 раз; в Китае она значительно ниже—в 5—6 раз. Но в отличие от России в Китае дифференциация доходов на фоне роста жизненного уровня всего населения страны происходит не за счёт снижения жизненного уровня большинства населения, а за счёт быстрого роста благосостояния и даже сильного обогащения части членов общества. Поэтому уровень абсолютных доходов каждой социальной прослойки, в том числе и бедной, растёт.

Доклад Н.П. Гридиной «К проблеме диспропорций территориального развития КНР в условиях экономических реформ» был посвящён в основном региональным проблемам. Она подчеркнула, что в процессе реформ упор на ускоренное развитие приморских и восточных регионов страны, более интегрированных в мировую экономику, повлёк за собой обострение целого ряда территориально-производственных проблем: депопуляцию периферийных районов, дефицит капиталов для хозяйственной деятельности на огромных территориях, снижение жизненного уровня проживающих здесь народов и др. Отмечена опасность возникновения политической дезинтеграции страны и возрождения сепаратизма. Центральные власти КНР, понимая серьёзность проблемы, предприняли ряд законодательных и финансовых мер для снижения напряжённости. В частности, была принята программа возрождения старой промышленной базы Северо-Востока, предусматривающая социально-экономическое развитие региона

и превращение его в экономический региональный центр Северо-Восточной Азии. Другие намеченные меры китайских властей по осуществлению внутрирегиональных программ призваны вывести депрессивные регионы на новый уровень экономического и общественно-политического развития с равноценными и заинтересованными участниками единого процесса укрепления китайской государственности.

Два следующих доклада—Л.В.Забровской и Г.В. Кондратенко —посвящались социальной политике китайских властей в различных областях жизни населения. Л.В.Забровская в своём выступлении «Проблемы социально-экономических реформ в КНР в 1990-е годы» сделала основной упор на проблемах, возникших в последние годы в результате внедрения рыночных отношений, которые затронули многие слои социально-уязвимых людей —пенсионеров, инвалидов, безработных и др. Она отметила, в частности, что меры, предпринимаемые китайским правительством, пока не совсем адекватны сложной ситуации в ряде областей социального обеспечения населения страны. Последний тезис вызвал дискуссию среди участников КС. Доклад Г.В. Кондратенко «Реформа социального страхования и введение выплат прожиточного минимума—два вектора социальной политики в КНР» дополнил некоторые утверждения Л.В. Забровской своим видением ситуации, сложившейся в ходе реформирования социальной сферы и изменения условий и уровня жизни различных слоёв китайского общества.

В докладе И.В. Ставрова «Национальная политика в Китае: проблемы и достижения» показана эволюция подходов китайского руководства в области национального вопроса за 30-летний период преобразования общества. Он отметил, что на начальном этапе политики реформ был снят деструктивный тезис о «национальном вопросе как классовом вопросе». Основное внимание стало уделяться социально-экономическому развитию районов национальной автономии, оно признано стратегически важным для «судеб всего государства» — пересмотрена законодательная база в области национальных отношений, районам неханьских национальностей предоставлены субсидии для развития производства. Однако к концу 1990-х гг. накопился ряд противоречий в сфере межнациональных отношений, возросла угроза этнического сепаратизма и терроризма, причинами которых стало значительное экономическое отставание западных (в основном национальных) районов от восточных, а также распад СССР и приобретение независимости национальными республиками, непосредственно граничащими с районами неханьских национальностей КНР, населёнными родственными народами. Однако предпринятые китайским руководством экстренные меры в области межнациональных отношений (например, программа освоения Запада) способствовали ускоренному развитию экономического потенциала национальных регионов и подъёму уровня жизни проживающих в нём неханьцев, хотя многие этнические проблемы и попытки сепаратизма всё ещё требуют своего решения.

Г. С. Каретина в своём выступлении «Традиционная культура и процесс модернизации Китая» обратила внимание присутствующих на то, что

в период реформ в экономической сфере очень важной составляющей успеха этих преобразований и обеспечения стабильности в обществе является политика в духовной, социокультурной сфере, предусматривающая использование ценностей традиционной культуры, ядром которой является конфуцианство.

В докладе Г.А. Сухачёвой «Высшее образование в КНР в период реформ: достижения и проблемы» охарактеризованы этапы реформирования высшего профессионального образования (ВПО) за последние 30 лет. В 1988—1998 гг. реформирование системы ВПО носило «поисковый» характер, с 1999 г. начинается «разворачивание» полномасштабной структурной перестройки. В начале XXI в. на фоне амбициозных планов прорыва страны в информационное общество на первое место выдвинулась задача налаживания инновационных процессов в науке, технике и производстве знаний, что диктует необходимость в кратчайшие сроки восполнить нехватку высококвалифицированных кадров, соответствующих передовому мировому уровню. Включение рыночных механизмов в систему ВПО означало активизацию предпринимательской деятельности и расширение платного обучения. Принципиально новым моментом нынешнего этапа реформы ВПО является опора на подготовку специалистов высшей квалификации внутри страны при более активном привлечении к сотрудничеству зарубежных специалистов нового поколения, владеющих знаниями высоких технологий, а также создание совместных китай-ско-иностранных университетов. Докладчик также отметила, что форсированные темпы роста количества вузов и числа студентов вызвали ряд серьёзных проблем, прежде всего в дисбалансе структуры подготовки кадров и координации с запросами рынка труда, дефиците государственных вложений, сохраняющемся неравенстве шансов на получение качественного ВПО различных социальных слоёв населения страны, особенно среди сельских жителей.

Сообщения выступавших на КС были выслушаны с должным вниманием и вызвали ряд дискуссий. Задаваемые всем докладчикам вопросы и ответы на них отличались высокой степенью тактичности и профессионализма. В дискуссии участвовал также консул Чжоу Цзяньцзюнь, который сообщил некоторые дополнительные сведения о решаемых на 3-м Пленуме ЦК КПК 17-го созыва вопросах дальнейшего реформирования страны. Он, в частности, отметил, что одной из ключевых задач создания современного сельского хозяйства является строительство на сельских территориях современных крупных сельскохозяйственных объединений, основанных на механизированном, автоматизированном и высокотехнологичном производстве и переработке аграрной продукции.

В заключение участники «круглого стола» отметили важность проведённого мероприятия и необходимость дальнейшего изучения реформ в КНР с тем, чтобы иметь возможность перенять какой-то опыт в условиях реформируемой России.

Г. П. БЕЛ0ГЛА30В.

кандидат исторических наук

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.