Научная статья на тему 'Китайские региональные практики в контексте формирующегося трансграничного социокультурного пространства РФ и КНР'

Китайские региональные практики в контексте формирующегося трансграничного социокультурного пространства РФ и КНР Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
103
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ / СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО / РЕГИОНАЛИЗАЦИЯ / ТРАНСГРАНИЧНЫЙ / REGIONAL PRACTICES / SOCIAL-CULTURAL SPACE / REGIONALIZATION / CROSS-BORDER

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Хохрякова Анна Сергеевна

Рассматриваются особенности китайских региональных практик, определяется их влияние на процесс формирования трансграничного социокультурного пространства РФ и КНР

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Chinese Regional Practices in the Context of Russian-Chinese Cross-Border Social-Cultural Space

In the article the author inspects the Chinese regional practices' features and its influence on the formation of cross-border social-cultural space of Russia and China

Текст научной работы на тему «Китайские региональные практики в контексте формирующегося трансграничного социокультурного пространства РФ и КНР»

УДК 101.1.::316

Хохрякова Анна Сергеевна Anna Khokhryakova

КИТАЙСКИЕ РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРУЮЩЕГОСЯ ТРАНСГРАНИЧНОГО СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА РФ И КНР

CHINESE REGIONAL PRACTICES IN THE CONTEXT OF RUSSIAN-CHINESE CROSS-BORDER SOCIAL-CULTURAL SPACE

Рассматриваются особенности китайских региональных практик, определяется их влияние на процесс формирования трансграничного социокультурного пространства РФ и КНР

Ключевые слова: региональные практики, социокультурное пространство, регионализация, трансграничный

In the article the author inspects the Chinese regional practices' features and its influence on the formation of cross-border social-cultural space of Russia and China

Key words: regional practices, social-cultural space, regionalization, cross-border

В условиях взаимопроникающих процессов глобализации и регионализации, универсализации современного социума и его социокультурного разнообразия проблематика региональных практик становится особенно актуальной.

Концепт «региональные практики» вписывается в общефилософский дискурс и образуется посредством совмещения категории «практика» с региональной проблематикой. Понятие «практика» в соци-офилософском познании опирается на её понимание как осознанной, целенаправленной, материальной деятельности, имеющей общественно значимый характер и направленной на изменение, преобразование как природной, так и социальной реальности и раскрывается через категории субъекта и объекта, формируется, воспроизводится, развивается в единстве субъект-объектных и субъект-субъектных отношений.

Поскольку практика выступает основой субъект-объектных отношений, рассматривая понятие «региональные практи-

ки», следует четко обозначить, что в данном случае категория «субъекта» связывается с регионом, а «объекта» — его социокультурным пространством. Таким образом, в данной работе мы будем опираться на определение региональных практик как активной деятельности региона-субъекта, который осуществляет необходимые преобразования, направленные на реструктуризацию, трансформацию собственного социокультурного пространства, а также его составляющих (региональных экономик, социальных, политических структур, культуры и т.д.) в соответствии со своими целями, идеальной моделью развития, знаниями, культурными ценностями и т.д.

Региональные практики КНР — это сложный социокультурный феномен, отражающий процессы внутренней и внешней регионализации, которые отождествляются с дифференциацией и расширением китайского социокультурного пространства.

Использование термина «социокультурный» в пространственном контексте

помогает избежать одностороннего социологического (Э. Дюркгейм), экономико-технологического (К. Маркс, Т. Веблен) и культурного (Л. Уайт, А. Кардинер, М. Мид) детерминизма и применить многофакторный подход к анализу жизненных реалий, понимая неразрывную связь социальных и культурных компонентов общественного бытия и невозможности их строгого разграничения [1].

Пространство является «вместилищем» социокультурных процессов. Оно имеет определенную территориальную структуру и включает ареалы распространения экономических, политических, социальных и культурных систем. Оно многомерно и тесно взаимодействует с географическим делением, но не всегда совпадает с формальными территориально-административными границами. Социокультурная характеристика пространства является необходимой, так как современный социум нельзя исследовать, разграничивая социальное и культурное.

Как утверждает И.В. Тулиганова, собственно пространственная парадигма в социокультурном измерении позволяет увидеть культуру и социум как системное единство, обладающее особой структурой, определенными элементами однородности и, одновременно, — многомерности [2].

Социокультурное пространство может рассматриваться как совокупность социальных и культурных характеристик регионального сообщества. К социальным характеристикам относятся сферы общественной жизнедеятельности человека (экономика, политика, управление), т.е. все, что формирует социальные отношения и взаимосвязи, уровень качества жизни, направленность общественной деятельности и т.д. Культурные характеристики раскрываются через определение региональной культуры, включающей ценности, мировоззрения, нормы поведения, которые предопределяют характер деятельности регионального социума.

Таким образом, социокультурное пространство КНР представляет пространственную дифференцированную локали-

зацию экономических, политических, научно-технических, социальных, этнических, культурных характеристик Китая. Такая локализация определяется как особенностями самой китайской нации, так и отдельного внутреннего региона КНР, который становится субъектом практической деятельности.

Специфика активности внутренних регионов КНР определяется стратегией согласованного регионального развития, которая наделяет их способностью к самоорганизации, предоставляя тем самым больше возможностей для субъективной практической деятельности. В результате этого, внутренние регионы КНР не только успешно адаптируются к условиям модернизирующегося китайского общества, но и преобразуют собственное и окружающее их социокультурное пространство.

Стратегия согласованного регионального развития КНР, во-первых, имеет соор-ганизационное и гармонизирующее начало, т.е. способствует сочетаемости многообразия форм регионального развития и созданию равных возможностей для внутренних регионов с разным потенциалом развития. Внутренние регионы имеют собственную стратегию развития (например, «План возрождения старопромышленных баз Северо-Восточного региона»), исходя из их возможностей, но создаются условия для взаимодействия и взаимодоплняемости внутренних регионов на основе инструментов рынка, взаимопомощи, поддержки и сотрудничества. Во-вторых, в результате осуществления стратегии внутренние регионы наполняются синергетическим потенциалом, т.е. способностью к саморазвитию и самоорганизации.

В результате стратегия согласованного регионального развития способствует развитию процесса внутренней регионализации КНР, представляющего собой не только результат деятельности регионов, но также длительный синергетический процесс, характеризующийся постоянной циркуляцией, ведущий к упорядочению, стабилизации, гармонизации развития региональных социумов. При этом соорганизация внут-

ренних регионов КНР проявляется в комплиментарном их взаимодействии друг с другом, что способствует коэволюции их существования, преобразованию их социально-экономического разнообразия в дополнительный потенциал развития.

В результате, как мы видим, одной из основных задач региональной стратегии КНР является создание мощной структуры развития не только отдельного региона, но и регионального сотрудничества, кооперирования и соорганизации, что играет ведущую роль в согласовании развития всех регионов и построении гармоничного социалистического общества.

Наиболее точно, на наш взгляд, субъект-объектное практическое взаимодействие региона и его социокультурного пространства, а также процесс формирования трансграничного социокультурного пространства можно проанализировать на примере внутреннего Северо-Восточного региона КНР, в котором активно протекают процессы интеграции и регионализации.

Северо-Восточный регион (Дунбэй) — обширная территория в северо-восточной части Китая, включающая провинции Ляонин, Цзилинь, Хэйлунцзян и восточную часть автономного района Внутренняя Монголия (АРВМ). Граница Дунбэя с Россией составляет около 4200 км и основная ее часть приходится на приграничные провинции КНР — Хэйлунцзян, АРВМ и субъекты РФ — Приморский край, Амурскую

Г) о о о

область, Забайкальский край.

В последние годы в приграничном Северо-Восточном регионе наблюдаются заметные успехи в его социально-экономическом развитии, в то время как Дальний Восток и Байкальский регион РФ, также занимающие приграничное положение, остаются относительно слаборазвитыми. Успехи, достигнутые Дунбэем, детерминированы, на наш взгляд, стратегией развития этого региона, которая определяет его преобразующую практическую деятельность.

Современное развитие Северо-Восточного региона иллюстрирует сущность китайских региональных практик в построении гармоничного общества, результатом

которых становится самоорганизация региона, т.е. его регионализация. Понимание данного процесса может способствовать выработке адекватных стратегий трансграничного взаимодействия между приграничными регионами РФ и КНР.

Внутренний Северо-Восточный регион представляет собой, прежде всего, государственную административно-территориальную единицу, в отношении которой проводится комплексная региональная стратегия. Но, рассматривая Северо-Восточный регион в контексте трансформации его социокультурного пространства, представляется необходимым его анализ как ме-зоуровня горизонтальной дифференциации китайского социокультурного пространства и как гармонично расширяющейся социокультурной подсистемы КНР.

В отличие от макроуровня мезоуро-вень обеспечивает возможность выхода на конкретную социокультурную самобытность, что повышает гарант сохранения её уникальности. Роль мезоуровня диктуется задачей снятия противоречий между глобальным и региональным, в результате чего, как отмечает Р.Х. Симонян, мезо-уровнь представляет пространство, в котором пересекаются векторы социокультурных процессов в координатах «интеграция — дифференциация» [3]. Выступая как ме-зоуровень социокультурного пространства, регион преобразует его, адаптируя глобальные процессы к местным условиям.

В контексте китайского социокультурного пространства Дунбэй можно определить как сложную диалектическую подсистему, образующуюся в результате синергетического объединения всех её элементов (провинций и регионообразующих факторов) между собой, и обуславливающих друг друга в рамках этой системы.

Социокультурная подсистема как совокупность социальных и культурных характеристик включает условия, процессы, обуславливающие непрерывное развитие и воспроизводство территориальной общности (территория или территориальная организация, система воспроизводственных процессов, ресурсный потенциал региона),

а также систему культурных ценностей, характерные для данной региональной культуры.

Внутренний Северо-Восточный регион КНР — это социокультурное, историко-этническое, ландшафтно-географическое, административно-территориальное, экономическое пространство, сформировавшееся как естественным, эволюционным путем, в ходе развития экономических, политических, социокультурных связей и взаимодействия во всех сферах жизнедеятельности общества, так и исторически, посредством принятия КНР государственных решений по выделению этого региона в относительно самостоятельное экономическое пространство.

Институциональным механизмом определения Северо-Восточного региона как мезоуровня дифференциации китайского социокультурного пространства является стратегия согласованного развития внутренних регионов КНР, осуществление которой способствует самоорганизации и саморазвитию внутренних регионов. К числу институциональных регуляторов также можно отнести и стратегию развития рассматриваемого региона, т.е. «План возрождения старопромышленных баз СевероВосточного региона».

Поскольку Северо-Восточный регион КНР занимает приграничное положение, то следует полагать, что трансформация его социокультурного пространства проявляется и в формировании трансграничного региона, обладающего собственным социокультурным пространством. Как отмечает в своей работе Д.Г. Емченко, социокультурное пространство такого трансграничного региона формируется как единое «глокаль-ное» поле, где развертываются культурные формы человеческой жизнедеятельности

[4].

Трансграничный регион — это подсистема более масштабной системы, какой является государство. Обладая такими свойствами целого, которые не содержатся в составляющих его элементах, трансграничный регион связывает культуры и социумы двух или более приграничных регионов со-

предельных государств. Подобный регион порождает свою систему, которая обладает историей формирования и структурой, состоящей из ряда элементов, каждый из которых выполняет свои функции и, соответственно, связан с другими элементами [5].

Одним из условий формирования трансграничного региона является граница, которая может выполнять две функции — барьерную и контактную. В зависимости от соотношения барьерных и контактных свойств границы (которые отражают характер взаимоотношений между граничащими странами) различаются возможности трансграничного сотрудничества и формирования социокультурного пространства трансграничного региона. В условиях глобализации барьерные функции границы снижаются, границы становятся более проницаемыми, особенно для нематериальных потоков (капиталов, информации), роль которых по сравнению с потоками товаров и людей с развитием глобализации увеличивается [6]. Исходя из этого, можно предположить, что усиливается и процесс формирования трансграничного социокультурного пространства.

Нами трансграничный регион определяется как специфическая модель реструктуризации мезоуровневого социокультурного пространства, объединяющего социальные и культурные характеристики внутренних регионов РФ и КНР.

Оба региона находятся на территории Северо-Восточной Азии и имеют общую границу, протяженностью около 4200 км. Таким образом, они взаимодействуют друг с другом в рамках трансграничного сотрудничества для управления и сохранения своего жизненного пространства, т.е. жизнеобеспечивающей среды, условий существования и факторов развития региона.

Одним из факторов жизнеспособности региона выступает самодостаточность, способствующая его прогрессивному развитию на основе стратегических планов и программ, оптимального распределения финансовых ресурсов, определения инновационных точек роста, социокультурного, устойчивого развития и т.д. Для Северо-

Восточного региона КНР становление самодостаточности (экономической, политической, социокультурной) и гармонизации его социума возможно не только благодаря самоорганизации, регионализации и преобразования собственного социокультурного пространства государства, но и вследствие использования конкурентных преимуществ его региональной экономики и приграничного потенциала, т.е. преимуществ геополитического положения и сотрудничества с российскими внутренними регионами, в результате чего преобразующая деятельность региона приобретает транснациональный характер. Поэтому формирование трансграничного социокультурного пространства РФ и КНР реализуется через механизмы расширения и диверсификации форм приграничного сотрудничества в рамках политики «реформ и открытости», «выхода во вне», программы конструирования экономических, транспортных и культурных приграничных коридоров.

Российско-китайский трансграничный регион — это целенаправленные территориальные, воспроизводственные, ресурсные, ценностные изменения в приграничных внутренних регионах РФ и КНР, связан-

ные с формированием региональной (а не национальной) политической элиты, регионального имиджа [7]. Этот процесс трансформации трансграничного социокультурного пространства, помимо решения проблем внутригосударственного развития, связан с выработкой новых форм международного сотрудничества между странами, формированием каждым участником внешнего имиджа своих внутренних регионов.

Результатом этого процесса становится новая форма функционирования китайского социокультурного пространства «поверх» международных границ. Такая форма представляет собой китайский трансграничный регион, определяющий особенности гармоничного развития Северо-Восточного региона во взаимодействии с регионами РФ.

Таким образом, формирование трансграничного социокультурного пространства между Россией и Китаем представляет собой сложный диалектический процесс, вектор которого зависит от региональной политики двух стран. При этом региональные практики КНР оказывают сильнейшее влияние на данный процесс, что требует дальнейшего научного осмысления.

Литература

1. Хоруженко К.М. Культурология: энциклопедия слов. Ростов н/Д. С. 224.

2. Тулиганова И.В. Социокультурное пространство современного города: автореф ... дис. ... канд. филос. наук. Саратов, 2009. 24 с.

3. Симонян В.Х. Концепция мезоуровня применительно к региону // Социологические исследования. 2010. № 5. С. 56.

4. Емченко Д.Г. Трансграничный регион как социокультурный феномен: дальневосточная модель: автореферат дис. ... канд. культурологии. Челябинск, 2011. С. 20.

5. Цукерман В.С. Из работ прошлых лет: сб. статей. Челябинск, 2007. С. 61.

6. Корнеевец В.С. Транснациональные и трансграничные регионы как специфические формы территориальной организации социума: автореф. д-ра геогр. наук. СПб., 2010. С. 15.

7. Абрамов В.А. Глобализирующийся Китай: грани социокультурного измерения. М.: Восточная книга, 2011.С. 103.

Коротко об авторе_

Хохрякова А.С., канд. филос. наук, ассистент кафедры востоковедения, Забайкальский государственный университет (ЗабГУ) Тел.: (3022) 36-32-91

Научные интересы: востоковедение, региональные исследования

_Briefly about the author

A. Khokhryakova, Candidate of philosophical sciences, assistant, oriental studies depart-ment, Zabaikalsky State University

Scientific interests: oriental and regional studies

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.