Научная статья на тему 'Китайская стратегическая инициатива «Один пояс, один путь» и развитие армяно-китайских отношений'

Китайская стратегическая инициатива «Один пояс, один путь» и развитие армяно-китайских отношений Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
628
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
21-й век
Ключевые слова
мировые тенденции глобализации / «Один пояс / один путь» / китайская инициатива / Великий шелковый путь / прямые инвестиции / мировая торговля / армяно-китайские отношения / зона свободной торговли / военная сфера / ВПК

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Карен Веранян

В статье вкратце представлены мировые экономические и политические тенденции глобализации последних лет и их последствия для мирового порядка. Представлен детальный анализ экономической роли Китая в новом многополярном миропорядке в контексте перспективы развития китайской инициативы «Один пояс, один путь». Исследованы также вопросы торгово-экономического сотрудничества Армении и Китая в рамках инициативы «Один пояс, один путь» и перспективы его развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ՉԻՆԱԿԱՆ ՌԱԶՄԱՎԱՐԱԿԱՆ «ՄԵԿ ԳՈՏԻ, ՄԵԿ ՃԱՆԱՊԱՐՀ» ՆԱԽԱՁԵՌՆՈՒԹՅՈՒՆԸ ԵՎ ՀԱՅ-ՉԻՆԱԿԱՆ ՀԱՐԱԲԵՐՈՒԹՅՈՒՆՆԵՐԻ ԶԱՐԳԱՑՈՒՄԸ

Հոդվածում համառոտ ներկայացված են վերջին տարիների գլոբալացման համաշխարհային տնտեսական և քաղաքական միտումներն ու համաշխարհային կարգի զարգացման վրա դրանց ունեցած հետևանքները։ Չինական «Մեկ գոտի, մեկ ճանապարհ» նախաձեռնության զարգացման համատեքստում հանգամանալիորեն վերլուծվել է Չինաստանի տնտեսական դերը նոր բազմաբևեռ աշխարհակարգում։ Նշյալ նախաձեռնության շրջանակներում հետազոտվել են նաև Հայաստանի և Չինաստանի առևտրատնտեսական համագործակցության հարցերը և զարգացման հեռանկարները։

Текст научной работы на тему «Китайская стратегическая инициатива «Один пояс, один путь» и развитие армяно-китайских отношений»

УДК 339.9:327(479.25+510)

КИТАЙСКАЯ СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ИНИЦИАТИВА «ОДИН ПОЯС, ОДИН ПУТЬ»

И РАЗВИТИЕ АРМЯНО-КИТАЙСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Карен Веранян

Ключевые слова: мировые тенденции глобализации, «Один пояс, один путь», китайская инициатива, Великий шелковый путь, прямые инвестиции, мировая торговля, армяно-китайские отношения, зона свободной торговли, военная сфера, ВПК

Инициатива «Один пояс, один путь».

В начале 21-го века выдвинутые Западом геоэкономические и геополитические глобализационные идеи оказались в кризисе. Безальтернативная направленность мировых экономических и политических процессов глобализации в итоге привела к мировому экономическому кризису в 2008г. Согласно последним статистическим данным Всемирного банка, значение ВВП мировой экспортно-импортной торговли с 52% в 2008г. снизилось до 45% в 2015г.* 1

Мировые процессы глобализации отрицательно повлияли не только на экономику стран мира и, в конечном итоге, на благополучие населения этих государств, но и на развитие цивилизационного диалога между разными странами и народами. В кризисной ситуации оказались ценности и духовность человечества, а также проблема восприятия этих ценностей.

С этой точки зрения, китайская инициатива «Один пояс, один путь» предлагает альтернативную направленность развития мировой экономи-

' Руководитель центра политических исследований НОФ «Нораванк».

1 http://ru.theorychina.org/xsqy_2477/201703/t20170308_350939.shtml, Содействие реализации «новой глобализации» является общей тенденцией, Ху Аньган, Ван Вэй, 08-03-2017.

ки, которая будет основываться на многополярности мирового порядка и открытость торговых взаимоотношений.

Китай объявил о новой стратегии экономического развития «Один пояс, один путь», направленной на создание инфраструктуры и налаживание взаимосвязей в первую очередь между странами и народами Евразийского пространства. Эта концепция, впервые выдвинутая председателем КНР Си Цзиньпином в 2013г., включает в себя «Экономический пояс Шелкового пути» и «Морской Шелковый путь XXI века».

На инициативу активно откликнулись многие страны, которые уже с разными экономическими проектами сотрудничают в рамках китайской инициативы. Согласно статистике, опубликованной Китаем, с января по сентябрь 2015г. страны, расположенные вдоль линии инициативы «Один пояс, один путь», создали более 1600 предприятий в Китае, а общая сумма иностранных инвестиций составляла $6.12 млрд.1 Китайские предприятия в свою очередь осуществляли инвестиции в 48 странах, расположенных вдоль линии «Один пояс, один путь». По разным оценкам, общий размер этих инвестиции составлял более $12 млрд. По китайским официальным источникам, с января по сентябрь 2015г. китайские предприятия подписали более 3000 контрактов в 57 странах, на общую сумму более $59 млрд.2

Как показывает статистика, по данным Международного валютного фонда, доля Китая в общемировом ВВП (по ППС) составляет более 17% и занимает первое место в мире по этому показателю. За Китаем непосредственно следуют США и Индия, у которых доля в общемировом ВВП (по ППС) составляет соответственно 15.8 и 7.02%.

1 http://russian.people.com.cn/n/2015/H19/c95181-8978846.html, Инициатива «Один пояс, один путь» укрепляет экономическую интеграцию в АТР.

2 http://acher.ru/novosti-armenii/news/20827-razvivaetsya-investitsionnoe-sotrudnichestvo-mezhdu -kitaem-i-stranami-raspolozhennymi-vdol-linii-odin-poyas-i-odin-put/, Развивается инвестиционное сотрудничество между Китаем и странами, расположенными вдоль линии «Один пояс, один путь», 05.11.2015.

График 1

Доля крупнейших 10 стран в общемировом ВВП (по ППС) по данным МВФ

Источник: http://www.imf.org/, International Monetary Fund,

World Economic Outlook Database, April 2016.

Ниже приведем другие статистические данные, где будут отражены показатели экспорта и импорта Китая в сравнении с другими странами. Объем экспорта отражает общую сумму экспорта товаров в долларах США. Как мы видим из таблицы 1, по показателю экспорта товаров Китай занимает первое место, в 2016г. экспортируя товары на общую сумму $2011 млрд.

Во второй таблице приведены статистические данные стран мира по показателю импорта товаров. Итак, по показателю импорта первое место в мире занимают США, которые по оценкам 2012г. импортировали товары на общую сумму $2 273 млрд. Соответствующий показатель Китая на 2013г. составлял $1950 млрд.

Таблица 1

Страны по экспорту (включаяреэкспорт), данные 2011-2014 гг.

Страна Экспорт ($ млн.) Год

Европейский союз 2 259 000 2014

КНР 2 011 000 2016

США 1 283 100 2016

Германия 1 283 000 2016

Япония 641 000 2016

Источник:https://www.cia.gov, The WorldFactbook

Объем экспорта Китая, $ млрд

График 2

Источник: https://www.cia.gov, The World Factbook

Таблица 2

Страны по импорту по данным 2011-2013 гг.

Страна Импорт ($ млн.) Год

Европейский союз 2 232 000 2012

США 2 273 000 2013

КНР 1 950 000 2013

Германия 1 233 000 2013

Великобритания 782 500 2013

Источник: https://www.cia.gov, The World Factbook

Общий объем прямых иностранных инвестиций (ПИИ) по всему миру вырос в 2015г. на 36% по сравнению с 2014г. и составил $1,7 трлн. Инвестиции в развивающиеся страны Азии увеличились на 15%1.

Ниже представлен перечень экономик с подтверждённой оценкой ПИИ по номинальному значению. Данные представлены по состоянию на 2013 год2. В список включены лидирующие страны мира по размеру прямых иностранных инвестиций (ПИИ), произведённых в их экономику в течение указанного года.

Таблица 3

Рейтинг стран по уровню прямых иностранных инвестиций.

World Development Indicators: Foreign Direct Investments 2014

Место Экономика Размер (ПИИ), $

1 Китай 347 848 740 397

2 США 294 971 000 000

3 Гонконг 76 638 677 437

4 Россия 70 653 718 709

5 Канада 67 581 373 072

Источник: The World Bank, http://data.worldbank.org/data-catalog/

Консалтинговая компания A.T.Kearney подготовила Рейтинг Foreign Direct Investment Confidence Index за 2016г. Самыми интересными для привлечения прямых иностранных инвестиций оказались США, Китай, Канада и Германия. Лидерство по привлечению прямых иностранных инвестиций удерживают США. Второе место рейтинга занимает Китай3.

ТОП-10 самых привлекательных стран для привлечения прямых иностранных инвестиций:

1 Топ-10 стран по объему иностранных инвестиций, 21.01.2016г., http://www.vestifinance.ru/articles/66544.

2 The World Bank, http://data.worldbank.org/data-catalog/.

3 Составлен рейтинг стран мира по инвестиционной привлекательности для иностранцев, 13.05.2016г., http://imperialworldinvest.com/news.php?nid=123,

A.T. Kearney, Foreign Direct Investment Confidence Index, 2016, https://www.atkearney.com/ documents/10192/8064626/2016+A.T.+Kearney+Foreign+Direct+Investment+Confidence+Index% E2%80%93FDI+on+the+Rebound.pdf/e61ec054-3923-4f96-b46c-d4b4227e7606.

1. США

2. Китай

3. Канада

4. Германия

5. Великобритания

6. Япония

7 Австралия

8. Франция

9. Индия

10. Сингапур

По международным экспертным оценкам, к 2030г. половина мирового объема капитала будет приходиться на страны развивающегося мира. При этом наиболее крупные объемы будут приходиться на страны Восточной Азии и Латинской Америки. Согласно прогнозам, в 2030г. Китай будет иметь значительно больше сбережений, чем любая другая развивающаяся страна.

Армяно-китайские отношения в контексте инициативы Один пояс, один путь»

Начало армяно-китайских отношений принято датировать I веком до н.э. Китайские товары имели большой спрос в древней Армении. Армянокитайские отношения особо развивались в контексте знаменитого Шелкового пути. На протяжении многих веков Армения имела активные торговые связи с Китаем. Армения, через территорию которой проходил Великий шелковый путь, соединяла Европу с Азией.

Первые армянские колонии в Китае начали появляться уже в начале Х111в. В Китае образовалась небольшая армянская община, которая, в свою очередь, сыграла и до сих пор играет немаловажную роль в развитии экономических, культурных взаимоотношений между двумя древними странами и народами.

Великий шелковый путь представлял как глобальный экономической проект на Евразийском пространстве, который смог играть важную

роль в развитии экономических отношений между разными странами и народами, а также в улучшении их благосостояния. Как известно, Великий шелковый путь стал площадкой для стран и народов на Евразийском пространстве для становления и развития цивилизационного диалога между ними.

Армяно-китайские отношения развиваются весьма динамично и на современном этапе. В 2000г. общий объем торговли составил $6 млн., а в 2013г. - уже около $500 млн. По результатам 2012-13гг. Китай занимал второе место после России в списке крупнейших торговых партнеров Армении по показателям импорта. В 2010г. в Армении было зарегистрировано более 40 предприятий с китайским капиталом. Отметим, что первый Институт Конфуция на Кавказе был открыт в Армении в 2008г. Осуществляется обмен студентами в рамках образовательного сотрудничества. Недавно правительство Армении приняло решение о включении Китая в число наиболее перспективных для Еревана в торгово-экономическом плане стран-партнеров. На заседании правительства Армении 4 августа 2017г. был утвержден список этих стран-партнеров, в котором вошли РФ, США, Китай, Иран, Грузия, ОАЭ, Франция, Германия, Италия, Канада, Ливан, страны Бенилюкса.

Во время встречи глав правительств стран-членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС), которая состоялась 12 августа 2016г. в Сочи, было заявлено, что на встрече была достигнута договоренность о создании в Мегри свободной экономической зоны, что позволит представителям бизнес-кругов стран ЕАЭС и Ирана основывать предприятия в указанной зоне, а также экспортировать продукцию на общий рынок ЕАЭС. Экономическая зона будет создана на границе двух стран, и возможности работы в ней станут открытыми для предпринимателей Армении, Ирана, а также и других стран, в том числе и Китая. Можно с уверенностью сказать, что этот проект также сможет быть результативной площадкой для создания представительств китайских крупных компаний, а также привлечения китайских инвестиций.

В первой половине текущего года в правительстве Армении во главе с премьер-министром Кареном Карапетяном состоялось совещание, в хо-

де которого были обсуждены текущие вопросы, связанные с созданием свободной экономической зоны в Сюникской области. Премьер-министр отметил, что принятием соответствующего решения правительство одобрит заявку на создание свободной экономической зоны в Сюни-ке, а осенью 2017г. СЭЗ начнет действовать1.

В этом контексте отметим, что в последние годы зоны свободной торговли Китая стали все активнее развиваться. Власти страны работают над созданием зон свободной торговли не только на территории Китая, но и разработкой, реализацией совместных торгово-экономических проектов, индустриальных парков и особых экономических зон на евразийском пространстве. В связи с этим можно сказать, что китайская сторона также может быть представлена на площадке зоны свободной торговли в Сюникской области как в виде разных китайских компаний, так и в плане привлечения китайских инвестиций.

С другой стороны, Армения отныне станет транзитной страной для осуществления мультимодальных (посредством различных транспортных средств) контейнерных перевозок грузов из Европы в Иран и обратно. В экспериментальном порядке 2 контейнера уже были доставлены водным путем в морской порт Поти (Грузия), затем по железной дороге в Армению - на станцию Ерасх, а отсюда на автотранспорте в Иран. Армения имеет возможность осуществления мультимодальных грузоперевозок не только в Россию, но и в Европу, как автомобильным транспортом, так и по железной дороге. По официальным источникам, первый груз прибыл в Иран из Германии через новый мультимодальный транзитный маршрут, соединяющий Иран и Европу через Черное море. Отметим, что в этом направлении также имеется большой потенциал для развития торгово-экономических взаимоотношений между Арменией и Китаем.

В последние месяцы активизировались разговоры о возможности открытия новых транспортных коридоров из Армении в Россию через Грузию. Отметим, что по итогам прошедшей 7 февраля 2017г. в Праге встречи

1 В Ереване подписано соглашение о создании СЭЗ на границе с Ираном, 19 апреля 2017г.,

https://eadaily.com/ru/news/2017/04/19/v-erevane-podpisano-soglashenie-o-sozdanii-sez-na-

granice-s-iranom.

спецпредставителя премьер-министра Грузии по вопросам урегулирования отношений с Россией Зураба Абашидзе с заместителем главы МИД РФ Григория Карасина появилась информация, что РФ и Грузия решили задействовать подписанное в 2011 году «Соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Грузии об основных принципах механизма таможенного администрирования и мониторинга торговли товарами». Договор предусматривает возможность развития транспортных коммуникаций через Абхазию и Южную Осетию. И надо сказать, что премьер-министр Армении, впервые сообщивший о возможности появления альтернативных Верхнему Ларсу транспортных путей в Россию после своего январского визита в Москву, сообщил о достигнутых по этому вопросу договоренностях со своим грузинским коллегой.

Армянская сторона заинтересована в том, чтобы состоялся определенный диалог между ЕАЭС и китайской инициативе «Один пояс, один путь». Являясь членом-страной Евразийского экономического союза, армянская сторона может стать мостом для развития экономических и торговых взаимоотношений в рамках формата ЕАЭС - инициатива «Один пояс, один путь». По этому вопросу интересно заявление посла КНР в РА Тянь Эрлуна о том, что «в отношениях с Арменией для китайской стороны ключевым является членство Армении в Евразийском экономическом союзе, через которую в древности проходил Великий шелковый путь».

Вопрос возможности участия Китая в интеграционных проектах ЕАЭС также поддерживается российской стороной, что и было подтверждено совместным заявлением во время встречи лидеров РФ и Китая еще в мае 2015г. Постепенно расширяются возможности сотрудничества между членами-государствами ЕАЭС и Китаем в таких направлениях, как, например, развитие и модернизация транспортной инфраструктуры, строительство, энергетика и добыча ресурсов, разработка совместных проектов научных исследований и высоких технологий. На сегодняшний день между сторонами обсуждаются некоторые совместные такие проекты, как инвестиции в строительный сектор и энергетику Армении, разработанный китайской машиностроительной корпорацией China Machinery Engi-

neering Corporation, строительство в Армении медеплавильного завода стоимостью в $300 млн1.

Добавим, что для активизации торгово-экономических связей между двумя странами можно также создать соответствующие совместные рабочие группы, которые будут заниматься разработкой совместных бизнес-проектов и вопросами их реализации.

В развитии армяно-китайских отношений символическое значение имеет строительство нового здания посольства Китая в Армении. Дело в том, что в Армении будет построено второе по величине на евразийском пространстве китайское посольство, после России. Посол КНР Тянь Эрлун подчеркнул, что «Китай намерен расширить свое присутствие в Армении. Размеры здания отражают новые масштабы и объемы двустороннего сотрудничества. Китай лучше и шире будет представлен в Армении»2.

В этой связи в армянских СМИ чаще стали появляться экспертные оценки о том, что в контексте инициативы «Один пояс, один путь» Китай в своей южно-кавказской региональной политике акценты делает именно на Армению. Напомним, что строительство нового посольства будет длиться 2 года, строительные работы будут проводиться армянскими и китайскими специалистами.

С обеих сторон есть заинтересованность развивать сотрудничество, в частности, в научно-исследовательской, экспертно-аналитической, культурной и других сферах. Надо отметить, что в последнее время активно развивается диалог в частности между академическими, мозговыми центрами и экспертным сообществом Армении и разными институтами Китайской академии общественных наук (КАОН). Напомним, что КАОН считается одним из самых известных и влиятельных академических, научно-исследовательских институтов не только в КНР, но и в мировом рейтинге мозговых центров. В начале сентября 2017г. в Армению посетила делегация Института России, Восточной Европы и Центральной Азии

1 Армения и сопряжение ЕАЭС и «Экономического пояса Шелкового пути», https://www.ritmeurasia.org/news--2017-09-H--armenia-i-soprjazhenie-eaes-i-ekonomicheskogo-pojasa-shelkovogo-puti-32259.

2 Китай строит новое посольство в Ереване,

https://eadaily.com/ru/news/2017/08/09/kitay-stroit-novoe-posolstvo-v-erevane.

Китайской академии общественных наук во главе замдиректора института, профессора Сунь Ли. В ходе встречи с разными академическими и экспертными кругами Армении обсуждались возможности развития армяно-китайского сотрудничества в научно-исследовательской сфере, вопросы разработки и реализации совместных проектов и инициатив.

В последнее время наблюдается тенденция активизации взаимоотношений по военному направлению. 4 сентября 2017г. по приглашению министра обороны Китайской Народной Республики делегация во главе с министром обороны Армении Вигеном Саргсяном с официальным визитом отправился в Китай. В рамках визита в Китай министром обороны Армении встретился со своим китайским коллегой Чан Ваньцуанем. В результате переговоров, между сторонами было подписано соглашение, согласно которому Китай предоставит Армении военную помощь в размере $1,5 млн. Важно отметить, что министр обороны Армении В.Саргсян в ходе официального визита в Китай встретился также с руководством корпорации «Poly group.», которая является одной из крупнейших военно-промышленных компаний в Китае. За последние годы компания представила на международном рынке несколько видов вооружений. Во время встречи с руководством компании «Poly group» стороны выразили желание продолжить активные обсуждения по вопросам перспектив сотрудничества.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Министр обороны Республики Армения также посетил компанию «Норинко». В ходе встречи с руководством компании обсуждались перспективы и возможности сотрудничества в оборонной сфере1. Армянская делегация также побывала в Академии национальной обороны КНР, с которой Армения имеет большой опыт сотрудничества.

Октябрь, 2017г.

Источники и литература

1. Содействие реализации «новой глобализации» является общей тенденцией, Ху Аньган, Ван Вэй, 08-03 2017г.

http://ru.theorychina.org/xsqy_2477/201703/t20170308_350939.shtml.

1 Министерство обороны Республики Армения, http://www.mil.am/ru/news/4942.

2. Инициатива «Один пояс, один путь» укрепляет экономическую интеграцию в АТР, 19/11/2015г., http://russian.people.com.en/n/2015/ni9/c95181-8978846.html.

3. Развивается инвестиционное сотрудничество между Китаем и странами, расположенными вдоль линии «Один пояс и один путь», 05.11.2015г., http://acher.ru/ novosti-armenii/news/20827-razvivaetsya-investitsionnoe-sotrudnichestvo-mezhdu-kitaem-i-stranami-raspolozhennymi-vdol-linii-odin-poyas-i-odin-put/.

4. CIA, The world Factbook, https://www.cia.gov.

5. Топ-10 стран по объему иностранных инвестиций, 21.01.2016г., http://www.vestifinance.ru/articles/66544.

6. The World Bank, http://data.worldbank.org/data-catalog/.

7. Составлен рейтинг стран мира по инвестиционной привлекательности для иностранцев, 13.05.2016г., http://imperialworldinvest.com/news.php7nidn23.

8. A. T Kearney, Foreign Direct Investment Confidence Index, 2016, https://www.atkearney.com/documents/10192/806462 6/2 016 + A.T. + Kearney+Foreign+Direct+Investment+Confidence+Index%E2%80% 93FDI+on+the+Rebound.pdf/e61ec054-3923-4f96-b46c-d4b4227e7606.

9. В Ереване подписано соглашение о создании СЭЗ на границе с Ираном, 19 апреля 2017г., https://eadaily.com/ru/news/2017/04/19/v-erevane-podpisano-soglashenie-o-sozdanii-sez-na-granice-s-iranom.

10. Армения и сопряжение ЕАЭС и «Экономического пояса Шелкового пути», https://www.ritmeurasia.org/news--2017-09-n--armenia-i-soprjazhenie-eaes-i-ekonomicheskogo-pojasa-shelkovogo-puti-32259.

11. Китай строит новое посольство в Ереване, https://eadaily.com/ru/news/2017/08/09/ kitay-stroit-novoe-posolstvo-v-erevane.

12. Министерство обороны Республики Армения, http://www.mil.am/ru/news/4942.

ՉԻՆԱԿԱՆ ՌԱԶՄԱՎԱՐԱԿԱՆ «ՄԵԿ ԳՈՏԻ, ՄԵԿ ՃԱՆԱՊԱՐՀ» ՆԱԽԱՁԵՌՆՈՒԹՅՈՒՆԸ ԵՎ ՀԱՅ-ՉԻՆԱԿԱՆ ՀԱՐԱԲԵՐՈՒԹՅՈՒՆՆԵՐԻ ԶԱՐԳԱՑՈՒՄԸ

Կտրեն Վերանյան

Ամփոփագիր

Հոդվածում համառոտ ներկայացված են վերջին տարիների գլոբալացման համաշխարհային տնտեսական և քաղաքական միտումներն ու համաշխարհային կարգի զարգացման վրա դրանց ունեցած հետևանքները: Չինական «Մեկ գոտի, մեկ ճանապարհ» նախաձեռնության զարգացման համատեքստում հանգա-մանալիորեն վերլուծվել է Չինաստանի տնտեսական դերը նոր բազմաբևեռ աշխարհակարգում: Նշյալ նախաձեռնության շրջանակներում հետազոտվել են նաև Հայաստանի և Չինաստանի առևտրատնտեսական համագործակցության հարցերը և զարգացման հեռանկարները:

КИТАЙСКАЯ СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ИНИЦИАТИВА «ОДИН ПОЯС, ОДИН ПУТЬ»

И РАЗВИТИЕ АРМЯНО-КИТАЙСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Карен Веранян

Резюме

В статье вкратце представлены мировые экономические и политические тенденции глобализации последних лет и их последствия для мирового порядка. Представлен детальный анализ экономической роли Китая в новом многополярном миропорядке в контексте перспективы развития китайской инициативы «Один пояс, один путь». Исследованы также вопросы торгово-экономического сотрудничества Армении и Китая в рамках инициативы «Один пояс, один путь» и перспективы его развития.

THE CHINESE STRATEGIC INITIATIVE ONE BELT, ONE ROAD AND THE DEVELOPMENT OF ARMENIAN-CHINESE RELATIONS

Karen Veranyan

Resume

The article briefly presents the world economic and political trends of globalization in recent years and their effects on the world order. A thorough analysis of China’s economic role in the new multi-polar world order is presented in the context of the Chinese initiative One Belt, One Road. In addition, the issues of trade and economic cooperation between Armenia and China within the framework of the One Belt, One Road initiative and its prospects are reviewed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.