Научная статья на тему 'Китайская система взаимоотношений "гуаньси" и ее влияние на деловую этику и организационное поведение'

Китайская система взаимоотношений "гуаньси" и ее влияние на деловую этику и организационное поведение Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1357
196
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ / ГУАНЬСИ / ДЕЛОВАЯ ЭТИКА / BUSINESS ETHICS / ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ORGANIZATIONAL BEHAVIOR / SYSTEM OF RELATIONSHIPS / GUANXI

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Луцькая Екатерина Евгеньевна, Леонтьев Станислав Викторович, Лю Вэй

В статье раскрываются особенности китайской системы взаимоотношений «гуаньси», описаны ее составляющие и виды. Даны рекомендации по установлению взаимодействия с китайскими партнерами и китайскими сотрудниками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Chinese system of relationship "Guаnxi" аnd its impact on business ethics and organizational behavior

In the article the peculiarities of the Chinese system of relationship «Guanxi» are described. Recommendations for those who need to establish cooperation with Chinese partners and Chinese employees are made.

Текст научной работы на тему «Китайская система взаимоотношений "гуаньси" и ее влияние на деловую этику и организационное поведение»

Е.Е. ЛУЦЬКАЯ кандидат философских наук, доцент кафедры теоретической и специальной социологии МПГУ

С.В. ЛЕОНТЬЕВ доктор технических наук, профессор кафедры теоретической и специальной социологии МПГУ

ЛЮ ВЭЙ

аспирант кафедры теоретической и специальной социологии МПГУ*

Китайская система взаимоотношений «гуаньси» и ее влияние на деловую этику и организационное поведение

Китай, обладающий колоссальным экономическим потенциалом и являющийся «фабрикой мира», интересен для западных и российских предприятий, заботящихся о снижении издержек, а теперь, с появлением китайского среднего класса, и для тех, кто ищет новые рынки сбыта для своей продукции. Поэтому вполне понятен интерес к китайской деловой культуре, её формам и способам их проявления, без знания которых в современных условиях невозможно эффективно устанавливать деловые контакты и управлять персоналом в Китае. Знание особенностей китайской деловой культуры не только способствует гармонизации отношений в многонациональной фирме, но и помогает понять, какие из её компонентов необходимо учитывать российским компаниям, желающим вести дела с китайскими партнерами.

Одной из важнейших особенностей китайской деловой культуры является наличие системы взаимоотношений «гуаньси». В китайском обществе, которое ориентировано на взаимоотношения, все вопросы и проблемы решают через

* Луцькая Екатерина Евгеньевна, e-mail: ee.lutskaya@m.mpgu.edu; Леонтьев Станислав Викторович, e-mail: stas@roel.ru; Лю Вэй, e-mail: china321@mail.ru

контакты и связи, которые устанавливаются с родственниками, друзьями и партнерами. Для определения системы этих связей китайцы используют термин «гуаньси» (иногда в русскоязычной литературе встречается «гуанси»). Словом «гуаньси» в китайском языке обозначают особые отношения между человеком, который нуждается в чем-то, и человеком, который имеет возможность дать что-то. В данной статье мы определим гуаньси как процесс социального взаимодействия, в котором изначально участвуют два лица А и В. При этом А может или не может иметь особые отношения с В, А просит у В помощи (поддержки) в решении проблемы. B свою очередь, В может решить эту проблему, или, что бывает чаще, ему приходится искать дополнительную помощь от третьих лиц, запустив другой процесс «гуаньси»1. Гуаньси означает, что В помогает А в трудной ситуации и эта услуга может быть «оплачена» спустя месяцы и даже годы по другому поводу. Гуаньси - это доверие к потенциальной будущей пользе2.

Приведенное выше определение «гуаньси» подчеркивает следующие моменты: 1) гуаньси - это динамический процесс, который начинается с двух человек, но может привлечь больше участников на более поздних этапах; 2) в отношениях гуаньси один человек (В) в большинстве случаев может не иметь готового решения проблемы, даже если он готов предоставить услугу. Ему (В) приходится искать дополнительные связи для того, чтобы найти решение, т.е. играть роль посредника или «свахи», а не поставщика решений; 3) социальные отношения между людьми, как сильные, так и слабые, существуют всё время, но речь о гуаньси может пойти только тогда, когда есть необходимость сделать что-то с чужой помощью. Именно эта потребность запускает процесс гуаньси; 4) гуаньси включает в себя ряд мероприятий, в основном заранее запланированных и проведенных двумя или несколькими участниками сети гуаньси. Такая деятельность может включать что угодно - совместную трапезу, дарение или делание одолжения; 5) гуаньси может сложиться между двумя людьми, у которых изначально не было каких-либо общих связей. При этом,

1 Ying Fan Guanxi's consequences: personal gains at social cost // Journal of Business Ethics, 2002, vol. 38, № 4 (July), p. 371-380.

2 Vermeer M. Corruption, Guanxi, Family and Favors - An Intercultural Approach to Doing Business in Asia // ISPSW Strategy Series: Focus on Defense and International Security, 2014, January (№ 259), p. 1-7.

если А и В имеют особые отношения между собой, т. е. они разделяют базовые гуаньси, процесс начинается легче или быстрее; если у них когда-то были установлены гуаньси, они продлятся в новом совместном деле. Если у А никогда не было гуаньси с В, А может попробовать установить их до начала своего дела. Как вариант, А может воспользоваться помощью посредника С. Процесс установления связей не остановится до тех пор, пока не будет найдено необходимое решение или стороны не откажутся от задачи 1.

Подчеркнем также, что для гуаньси значимы не только личная привязанность, уважение, симпатия или общие воспоминания, но обоюдные обязательства участников взаимоотношений. Это коренным образом отличает гуаньси от таких систем неформальных отношений, как «клуб» (Великобритания, США), «инва» (Корея) или «блат» (Россия)2. Для поддержания гуаньси следует вкладывать в них деньги, любовь, время и энергию. Обе стороны должны соблюдать правила гуаньси, осознавать необходимость ответной благодарности. По мнению американского антрополога Э. Кип-ниса, для понимания сути гуаньси очень важно представлять себе значение трех понятий - «ганьцин» (ganqing - буквально «отклик», «отзыв», положительное влияние, симпатия), «жэньцин» (renqing - взаимная польза, благодарность) и «мяньцзы» (mianzi - лицо)3.

«Жэньцин» означает обязательство сделать что-то в ответ для дарителя/благодетеля. Должник согласно «жэньцин» должен отплатить благодетелю, когда позволят обстоятельства. Здравый смысл подсказывает, что почти во всех культурах есть нормы, предполагающие, что необходимо как-то отплатить благодетелю. Однако вид возврата в китайской культуре отличается от видов возвратов, привычных для западного мира. В западном мире погашение долгов базируется на симметричном возвратно-поступательном движении и сбалансированном обмене. В китайской культуре долг совсем не нужно немедленно погасить, наоборот, можно перенести этот долг в будущее. То есть должник

1 Ying Fan Guаnxi's consequences: personal gains at social cost // Journal of Business Ethics, 2002, vol. 38, № 4 (July), р. 371-380.

2 Любская К.А. Традиционные истоки гуаньси как бизнес-концепции Китая // Человек и культура Востока. Исследования и переводы, 2012, № 3, с. 53-59.

3 Kipnis A. Producing Guanxi: Sentiment, self and subculture in a North China Village. L., 1997.

осознает, что сможет погасить долг когда-то, в неопределенном будущем. И это устраивает и должника, и благодетеля. С другой стороны, обязательства «жэньцин» нельзя оплатить деньгами, они принципиально непереводимы в денежную форму и выступают одним из проявлений сбалансированной реципрокности. Мы считаем, что «гуаньси» -именно реципрокные, а не патрон-клиентские отношения, поскольку в отношениях гуаньси, как и в других реципрокных отношениях велика неопределенность вида/формы даров и сроков ответных действий, в сети взаимодействия гуаньси отсутствует иерархия, свойственная организациям, гуаньси меньше зависят от изменений формального порядка, роли дающего и принимающего в них чередуются, а не жестко закреплены1. Индивид может не занимать высокий пост в администрации и при этом иметь развитую сеть гуаньси.

«Ганьцин» относится к эмоциональной связи участников взаимоотношений. «Ганьцин» отражает содержание социальных отношений между двумя людьми или двумя группами. Считается, что индивиды развивают «ганьцин» обмениваясь чувствами, убеждениями, суждениями, мнениями и мыслями. «Ганьцин» также укрепляют преподнесением подарков, совершением ритуальных поклонов, произнесением тостов, приглашением на семейные торжества2. Можно говорить о наличии хорошего «ганьцин», если два индивида находятся в хороших отношениях, или глубокого «ганьцин», когда два индивида испытывают сильное положительное чувство (симпатия, восхищение и пр.) в отношении друг друга. Поэтому вклад в «ганьцин» имеет большое значение для участников. Как и «жэньцин», «ганьцин» не может быть переведён в денежную форму.

«Мяньцзы» - это понимание человеком своего образа через чужие мысли и реакции, на русский язык «мяньцзы» может быть переведено как «сохранение лица». В каких-то моментах это понятие сходно с понятиями социального статуса, репутации человека или имиджа в глазах окружающих. Действительно, «мяньцзы» определяется мнением окружающих. Китаец всеми силами будет защищать свою

1 Барсукова СЮ. Реципрокные взаимодействия. Сущность, функции, специфика // Социологические исследования, 2004, № 9, с. 20-29.

2 Kipnis A. Producing Guanxi: Sentiment, self and subculture in a North China Village.

личность в ходе взаимодействий в сети гуаньси, сохраняя свой социальный статус1. Поэтому большинство китайцев сделает все возможное, чтобы не выглядеть плохо в обществе, что часто проявляется в нежелании открыто признать свою вину или ошибку, какими бы малыми или незначительными эти ошибки не были. Ложь для сохранения лица допустима и не считается китайцами неправдой, когда очевидно, что целью или основным мотивом было не обмануть, а сохранить лицо. И это по сути противоположно лозунгу «быть, а не казаться», которого придерживаются многие представители западной цивилизации. Поэтому большинство иностранцев, принадлежащих к западной культуре, не может понять и принять такое поведение, считая китайцев лжецами. Стратегии сохранения лица на Западе почти исключительно предназначены для того, чтобы защитить себя от нарциссической травмы независимо от социального контекста, в то время как на Востоке они одновременно предназначены для сохранения и поддержания сильных социальных отношений2.

Поддержание «мяньцзы» других участников гуаньси тоже важно, нельзя стать причиной потери лица, особенно в присутствии посторонних, что обязательно следует учитывать российским бизнесменам в ходе их переговоров с китайскими партнерами. Например, не принято отказывать в просьбе прямо, напротив, индивиду необходимо найти предлог, чтобы отклонить запрос косвенно, поскольку прямой отрицательный ответ может вызвать обиду у просящего и чувство потери лица. Простого и привычного для нас ответа «спасибо, нет» на сделанное вам предложение в случае, когда вы имеете дело с китайцем, недостаточно. Лучше назвать уважительную причину, которая не позволила вам в данный момент принять его предложение, извиниться, поблагодарить, пообещать что-то на будущее3. Именно не-

1 Smith D. Guanxi, Mianzi, and Business: The Impact of Culture on Corporate Governance in China [Электронный ресурс] Публикация Международного форума «Global Corporate Governance Forum», 2012. Режим доступа: http://www.ifc.org

2 Mianzi and Guanxi [Электронный ресурс] Режим доступа: http://middlekingdomlife.com/guide/ mianzi-guanxi-china.htm

3 Галеева А.А. Китайская культура ведения бизнеса: особенности переговорного процесса // Культура в современном мире, 2013, № 1. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://infoculture.rsl.ru

обходимостью поддержания «мяньцзы» объясняется использование посредников для решения спорных и сложных вопросов, поскольку в этом случае «мяньцзы» обеих сторон, ведущих переговоры, «не страдает» при любом их исходе.

Ин Фань считает, что в китайском обществе одновременно существуют 3 вида гуаньси - семейный, помогающий (гуаньси-помощник) и бизнес-гуаньси. Исторически первым видом гуаньси был семейный, который содействовал укреплению связей внутри рода и повышал его шансы на выживание в тяжелых социальных условиях. В семейных гуаньси реципрокность желательна, но не обязательна, возможен даже определенный альтруизм. Затем появились гуаньси-помощник и бизнес-гуаньси. У каждого вида есть своя мотивация к формированию, свои особенности и ценности, ограничения и области применения. В данной работе мы рассматриваем, прежде всего, взаимоотношения бизнес-гуань-си, которые отличает строго взаимная реципрокность и иногда внутренняя оценка эквивалентности обмена1.

Гуаньси своими корнями уходит в глубину веков, в социум китайской деревни, где отношения четко ранжировались по степени близости: члены семьи, родственники, друзья, односельчане и добрые знакомые. Низшим уровнем гуаньси являются знакомые, а отношение к незнакомцам, которые не включены в сеть гуаньси, всегда было настороженным. Доверие всегда было атрибутом ближнего круга отношений, не распространяясь на незнакомых людей, и оно было и остается партикуляристским, основанным на личных отношениях. Незнакомец - это человек со стороны, чьё деловое поведение неизвестно, поэтому ему не принято доверять и его простительно обмануть. До сих пор это сказывается на деловых отношениях с китайцами: можно вести с ними дела так и не установив хоть каких-то отношений. Но поскольку здесь отсутствуют личный интерес и эмоциональный контакт, деловые отношения между китайцами и незнакомцем окажутся, скорее всего, краткосрочными. Если деловые отношения не переходят в отношения знакомых (низший уровень гуаньси), они вряд ли продлятся долго.

Сугубо прагматически гуаньси стали использовать в период Культурной Революции с её хаосом, дефицитом всего

1 Ying Fan Guanxi's consequences: personal gains at social cost // Journal of Business Ethics, 2002, vol. 38, № 4 (July), p. 371-380.

жизненно необходимого, в том числе и услуг. Благодаря гуаньси-помощнику люди могли отремонтировать вещи, вылечить зубы, достать лекарства или билет на поезд. После декабря 1978 г., когда на третьем Пленуме Центрального Комитета Коммунистической партии Китая было принято решение об отказе от классовой борьбы, открытии китайской экономики миру и начале рыночных реформ, в Китае начали постепенно реанимировать частный бизнес. Предприниматель перестал быть классовым врагом, число их постоянно росло на протяжении почти 40 лет, что дало основание ведущим западным специалистам заявить: «Сегодня Китай в значительной степени является страной с рыночной экономикой»1. В этой связи стал актуальным вопрос, насколько китайская деловая этика с встроенными гуаньси вписывается в условия современных рыночных отношений.

Некоторые авторы убеждены, что вести бизнес в Китае без гуаньси практически невозможно и необходимо использовать эти отношения во благо собственной компании. По мнению Ч. Минг-Джера, этнического китайца, поработавшего значительное время на Западе, в китайской деловой среде взаимоотношения гуаньси являются формой социального капитала, принадлежащего предпринимателям и ассоциируемого с компаниями2. Д. Смит считает, что гуаньси служит формой страхования рисков, неизбежных в китайской бизнес-среде: гуаньси помогают сохранить деньги инвестора и получить больший доход на каждый вложенный доллар3. Фан Ян подчеркивает, что чем сильнее у транснациональной компании сеть гуаньси, тем больше возможностей для развития бизнеса в Китае она будет иметь, в противном случае у компании могут возникнуть сложности с привлечением местных квалифицированных кадров и с доступом к некоторым дефицитным ресурсам 4.

Действительно, гуаньси может принести личную выгоду отдельным людям, дав им жизненно важные ресурсы или

1 Хуан Я. Капитализм по-китайски. Государство и бизнес. М., 2012, с. 322.

2 Минг-Джер Ч. Китайский бизнес изнутри: пособие по выстраиванию деловых отношений с китайскими партнерами. М., 2009.

3 Smith D. Guanxi, Mianzi, and Business: The Impact of Culture on Corporate Governance in China [Электронный ресурс] Публикация Международного форума «Global Corporate Governance Forum», 2012. Режим доступа: http://www.ifc.org

4 Fang Yang. The importance of guanxi to multinational companies in China // Asian Social Studies, 2011, vol. 7, № 7, р. 163-168.

сэкономив средства для их компании. К сожалению, эта выгода часто достигается за счет других лиц или компаний, а отношения бизнес-гуаньси могут создать существенные неудобства для предпринимателей или компаний, находящихся за пределами данной сети, что исключает возможность честной конкуренции и наносит ущерб всему обществу. Получается, что общественное благо приносится в жертву чьей-то личной выгоде. В последнее время всё чаще звучат голоса тех, кто считает гуаньси этически несостоятельным. Одним из таких авторов является Ин Фань. По его мнению, сторонники гуаньси защищают эти практики этического релятивизма, утверждая, что гуаньси опирается на принципы этики Востока и по определению не может быть этичным по этическим меркам Запада. А здесь, с точки зрения Ин Фаня, сторонники гуаньси видят только одну сторону медали. Конфуций создал набор принципов, которые регулируют межличностные отношения в китайском обществе, но гораздо больше он уделил внимания системе принципов нравственного поведения. Он чувствовал, что человек, который живет в соответствии с этими принципами, выработает у себя привычку к этичному поведению, и она глубоко укоренится в его личности. По мнению Конфуция, человек должен всегда ставить моральные ценности выше погони за интересами своего кошелька1-. Соотношение гуаньси и коррупции является интересной темой для исследования, но выходит за рамки данной статьи.

С приходом в Китай западного капитала и западных компаний различия в нормах ведения бизнеса и в правовых системах стран Запада и развивающихся стран, к которым первоначально относился Китай, проявились достаточно резко и осложнили ведение бизнеса западным партнерам. С того момента, как Китай взял на себя обязательства по полноправному участию в международной торговле и инвестициях в рамках членства в ВТО, вопрос о том, как он будет приспосабливаться к высоким требованиям к эффективности механизмов управления, встал на повестку дня. Необходимо также учитывать, что традиции ведения бизнеса и деловая культура Китая сильно пострадали и подверглись искажениям во времена Мао Цзедуна. Поэтому уже в начале XXI в. перед

1 Ying Fan Guanxi's consequences: personal gains at social cost // Journal of Business Ethics, 2002, vol. 38, № 4 (July), p. 371-380.

китайским бизнесом встала большая проблема, связанная с тем, в какой степени китайское руководство будет предпочитать использовать всемирно признанную «лучшую практику ведения бизнеса», а не свои «родные», культурно одобряемые принципы и практику. Учитывая нарастающее внешнее конкурентное давление, интересно понаблюдать в перспективе, будут ли китайские культурные атрибуты способствовать или препятствовать этому процессу.

Дж. Чайльд и М. Уорнер отмечают, что коллективистская ориентация, важность отношений и забота о гармонии, свойственные китайской культуре, могут помочь при выделении таких аспектов совместной работы, как общие цели, задачи взаимозависимости и направленности рабочей группы. С другой стороны, унаследованный от конфуцианства акцент на жесткую иерархию и уважение к лидерам, перерастающее подчас в беспрекословное повиновение, может поддерживать в организации жесткий контроль сверху вниз, что отрицательно влияет на возможности осуществления инноваций и обучения1.

Отношения гуаньси проявляются и на внутриорганиза-ционном уровне. По оценкам российских бизнесменов, одной из основных особенностей организационного поведения в китайских компаниях является установление гуаньси между начальником и подчиненным (работником и работодателем). Причем здесь наблюдается полная взаимность. Китайский сотрудник будет демонстрировать глубокую почтительность по отношению к начальнику, заботясь о сохранении его «лица», в случае необходимости он задержится на работе и не будет обременять себя подсчетами денег за сверхурочные часы, поскольку знает, что его поощрят. Необязательно сразу, возможно, когда будут определять размер новогоднего вознаграждения по итогам года, которое руководитель традиционно вручает своим сотрудникам в красных конвертах. А руководитель спокойно отнесется к раннему уходу своего подчиненного с работы или к пропуску им пары рабочих дней по семейным обстоятельствам. Благодаря отношениям гуаньси руководители, предпочитая разру-ливать спорные ситуации сразу и неформально, не придают

1 Child J., Warner M. Culture and management in China // Research Papers in Management Studies, 2003, № 03. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.jims.cam.ac.uk

большого значения положениям трудового кодекса. Во многих случаях хозяин или руководитель не станет увольнять даже того, кто не справляется со своими обязанностями. Скорее честного и старательного работника оставят, подыскав ему работу по силам. Единственное, чего не простят, это жульничества. Впрочем, и подчиненные, которые обременены прежде всего тем, чтобы их заработная плата окупала затраты их времени и сил и руководитель не требовал от них слишком много, также не будут глубоко вникать в положения трудового законодательства1.

Значение материального стимулирования в китайских организациях до сих пор велико, а персонал склонен и нематериальные стимулы (оплата обучения, турпоездки и пр.) переводить в денежный эквивалент. До сих пор жизненная задача многих китайцев состоит в том, чтобы как можно больше денег и имущества оставить своим детям или оплатить их образование. Поэтому китайцы предпочитают именно материальное стимулирование, которое позволяет им откладывать больше денег на будущее. Кроме того в Китае до сих пор работает отрицательная мотивация, которая опирается на уже знакомое нам «мяньцзы», боязнь потери лица: доски позора, прилюдное самобичевание и пр.

Ещё одной особенностью является то, что в Китае не приживаются западные методики оценки персонала, которые опираются на западное мышление, для которого характерна сильная тенденция к концентрации на измеряемых показателях, установлению «истины» и упорядочиванию организационного порядка. Связано это, прежде всего, с тем, что китайское мышление сосредоточивается на целостности гармонии и диалектике изменения. Западное мышление - тактическое, оно скользит по поверхности, обращая внимание на некоторые лежащие на поверхности факты, оно прагматично и дискретно. Китайское мышление - стратегическое, объемное и целостное, китаец ждет удобного момента, чтобы совершить какой-то поступок, оценивая события в целом и как бы изнутри. Западный человек озабочен тем, чтобы подстроить обстоятельства под себя, в то время как китаец ожидает, пока они сложатся самым благоприятным образом для него. На китайца лучше воздействует не логика доказательства, а

1 Марченко В.А. Как управляют персоналом в Китае: особенности китайского менталитета [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.gd.ru

указание на известный ему конкретный пример из прошлого или на соответствующую случаю цитату1. Поэтому компании, перед которой встала необходимость управлять китайским персоналом, следует подумать о разработке методов, учитывающих психологию китайцев, или о серьезной, с привлечением данных научных исследований, адаптации западных методов мотивации и оценки сотрудников2.

В последнее десятилетие миф о дешевизне китайских сотрудников был окончательно развеян. В 2015 г. впервые заработная плата среднестатистического китайца (820 долл. в пересчете на средний курс доллара) значительно обогнала среднюю заработную плату россиянина (33800 руб., что составило 564 долл. по тогдашнему среднему курсу)3. Китаевед Н. Нырова отмечает, что к удивлению руководства иностранных компаний китайцы неохотно устраиваются к ним на работу, поскольку организация труда иностранных фирм отличается строгой дисциплиной, отсутствием гибкости в графике работы, бюрократической отчетностью, большим количеством формальных правил и высокой интенсивностью труда4.

Поэтому в настоящее время подбор, развитие и удержание грамотных и высокопроизводительных китайских специалистов и руководителей является вызовом и проблемой для иностранных компаний, работающих в Китае. Один из важнейших вопросов, стоящих перед многонациональными корпорациями в Китае, заключается в том, должны ли они реализовать свою глобальную политику управления человеческими ресурсами в своих китайских отделениях и филиалах, или, наоборот, адаптировать управление человеческими ресурсами к китайской культуре и местным практикам управления персоналом. Западная и китайская модели управления персоналом существенно отличаются. Современные западные концепции управления персоналом рассматривают сотрудников как ценный ресурс, которым надо эф-

1 Kubatova J. Organizational behavior in eastern cultures - example of China // Slavickova P. Knowledge for Market Use 2016: Our Interconnected and Divided World. Olomouc, 2016, p. 262-269.

2 Тюрьмин К. «Искусство войны», или Стратегия переговоров с китайским партнером [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www. https://magazeta.com/author/juwenming/2013

3 Труд и занятость в России. 2015: Стат. сб. M., 2015.

4 Нырова Н. «Подводные камни» управления персоналом в Китае // Обозреватель-Observer, 2009, №3, с. 107-112.

фективно управлять. Поэтому они придают огромное значение систематическому отбору, обучению и развитию сотрудников, уделяют пристальное внимание мотивации через личное участие сотрудника в организации работы, а также оценке деятельности сотрудников и процедурам совершенствования и стимулирования. Такой подход редко встречается в китайских компаниях, в которых функции службы управления персоналом направлены, прежде всего, на поддержание контроля над сотрудниками1.

Возрастающая стоимость издержек иностранного бизнеса в Китае уже начала отпугивать инвесторов, которые стали предпочитать страны с меньшей стоимостью рабочей силы (Вьетнам, Таиланд и др.), минимальным влиянием профсоюзов и более либеральным трудовым законодательством, поэтому в скором времени Китаю придется предпринимать какие-то действия для повышения своей инвестиционной привлекательности. Эти действия могут коснуться и бизнес-гуаньси, которое может создавать проблемы для инвесторов, в особенности тех, кто не являются выходцами из китайской диаспоры. До сих пор в Китае иностранцы некитайского происхождения не могут развивать гуаньси так же, как китайцы, поскольку иностранцы полагаются на немногочисленные знакомства и сеть гуаньси у них слишком слаба, а связи в ней слишком хрупки и не представляют какой-либо долгосрочной ценности. Поэтому иностранные предприниматели, считающие, что они создали гуаньси в Китае, чаще всего обманывают себя. Они всегда будут в проигрыше в Китае, поскольку китайцы, как правило, пользуются сетью гуаньси, которая наработана многими поколениями и обладает большой прочностью и взаимозаменяемостью узлов (людей). Представителям иностранных компаний в Китае можно посоветовать не столько обхаживать представителей власти, сколько должным образом документировать свою деятельность и следить за соответствием её законам КНР. Потому что иначе в случае возникновения спорных моментов и смены обстоятельств невозможно защитить свои интересы. Даже наличие гуаньси с китайскими властями и

1 ChmieleckiM. HR challenges in China // Journal of Intercultural Management, 2012, vol. 4, №. 3, September 2012, р. 49-55.

местным бизнесом не отменяет для иностранных предпринимателей необходимости разумного расчета и соблюдения местного законодательства1.

Роль взаимоотношений гуаньси постепенно меняется в силу возросшей мобильности населения и вестернизации некоторых бизнес-практик, что, впрочем, не мешает этим взаимоотношениям оставаться важной социальной силой. Во многих жизненных ситуациях человек, обладающий большой сетью социальных связей, выигрывает2. Возможно, с течением времени и большим проникновением в Китай западного бизнеса и сопутствующей ему рационализации значимость и широта применения бизнес-гуаньси будут сужаться и ограничиваться. Но пока нет оснований считать, что в скором времени большинство китайцев будет, в терминологии Т. Парсонса, принимать универсалистскую этику вместо партикуляристской этики, каковой является гуаньси. Не будем забывать, что гуаньси - это весьма распространенное социальное явление, и поскольку люди эмоциональны и хотят иметь интересы и привязанности в социальных взаимодействиях, гуаньси не будет искоренено в Китае. Давая прогнозы по дальнейшему развитию гуаньси в огромном, неравномерно развитом Китае, не стоит забывать, что даже западные индивидуалистические общества не свободны полностью от кумовства и фаворитизма, имеют значительное количество социальных отношений, построенных на реципрокности, и членов общества, строящих свою жизнь отнюдь не на чистой рациональности3.

Луцькая Е.Е., Леонтьев С.В., Лю Вэй. Китайская система взаимоотношений «гуаньси» и ее влияние на деловую этику и организационное поведение. В статье раскрываются особенности

1 Харрис Д. Forbes: Значение «гуаньси» в бизнесе с Китаем слишком преувеличено / Пер. М. Гарбарт [Электронный ресурс] Режим доступа: http://ekd^me

2 Галеева А.А. Китайская культура ведения бизнеса: особенности переговорного процесса [Электронный ресурс] // Культура в современном мире, 2013, № 1. [Электронный ресурс] http://infoculture.rsl.ru

3 Guoping Jiang, Wing Lo T., Garris Christopher P. Formation and Trend of Guanxi Practice and Guanxi Phenomenon // International Journal of Criminology and Sociology, 2012, № 1, р. 207-220.

китайской системы взаимоотношений «гуаньси», описаны ее составляющие и виды. Даны рекомендации по установлению взаимодействия с китайскими партнерами и китайскими сотрудниками.

Ключевые слова: система взаимоотношений, гуаньси, деловая этика, организационное поведение.

Lutskaya E.E., Leontiev S.V., Liu Wei. The Chinese system of relationship «Guаnxi» 8nd its impact on business ethics and organizational behavior. In the article the peculiarities of the Chinese system of relationship «Guanxi» are described. Recommendations for those who need to establish cooperation with Chinese partners and Chinese employees are made.

Keywords: the system of relationships, Guanxi, business ethics, organizational behavior.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.