МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ 95
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ
Научная статья УДК 159.9.07(510)
КИТАЙСКАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НАУКА: ОБЗОР АКТУАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Денис Алексеевич Курдин1
1 Академии ФСИН России, Рязань, Россия, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-9292-7342
Аннотация. В статье представлен обзор организации китайской психологической науки. Перечислены некоторые сообщества, занимающиеся исследованиями в области психологии. Китайская психологическая ассоциация - это общественная академическая организация, состоящая из психологов Китайской Народной Республики. Институт психологии Китайской академии наук решает задачи проведения перспективных фундаментальных и прикладных исследований. Автором рассмотрена система организации публикаций психологических исследований. Сбор и обработка научных данных о публикациях происходит в наукометрической системе CNKI. Приведен анализ журналов, которые публикуют научные достижения в данной области. Рассмотрены последние опубликованные исследования. В выводе отмечено, что современная китайская психология все еще не так широко изучена и распространена за пределами Китая, особенно в России.
Ключевые слова: Китай, китайская психология, Китайское психологическое общество, институт психологии Китая, обзор исследований
Для цитирования
Курдин Д. А. Китайская психологическая наука: обзор актуальных исследований // Векторы психолого-педагогических исследований. 2024. № 3(04). С. 95-104.
© Курдин Д. А., 2024
/й)®®@ Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative Commons by nc sa Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0
96 МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ
INTERNATIONAL EXPERIENCE
Original article
CHINESE PSYCHOLOGICAL SCIENCE: AN OVERVIEW OF CURRENT RESEARCH
Denis Alekseevich Kurdin1
1 Academy of the FPS of Russia, Ryazan, Russia, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-9292-7342
Abstract. The article presents an overview of the organization of Chinese psychological science. Some communities involved in research in the field of psychology are listed. The Chinese Psychological Association is a public academic organization consisting of psychologists from the People's Republic of China. Institute of Psychology of the Chinese Academy of Sciences conducts promising fundamental and applied research. The review of the system of organization of publications of psychological research is considered. The collection and processing of scientific data on publications takes place in the CNKI scientometric system. The analysis of journals that publish scientific achievements in this field is given. The latest published studies are reviewed. The conclusion notes that modern Chinese psychology is still not so widely studied and widespread outside of China, especially in Russia.
Keywords: China, Chinese psychology, Chinese Psychological Society, Institute of Psychology of China, research review
For citation
Kurdin, D. A. 2024, 'Chinese psychological science: an overview of current research', Vectors of psychological and pedagogical research, iss. 3(04), pp. 95-104.
Вектор развития отечественной психологии сегодня если не очерчен, то во всяком случае осознаваем большинством ученых-психологов. Новые веяния психологического дискурса вполне оценимы специалистами. Западная психологическая мысль легко интерпретируется отечественными психологами, почти так же легко, как и отечественная.
Реалии современной политики вносят свои коррективы, возникает необходимость смотреть шире на мир в том числе и обратить внимание на восток, где также есть большие успехи в области психологической науки. Один из центров научного мира находится в Китайской Народной Республике (КНР).
История современной китайской психологии началась в конце XIX века и включает в себя процесс становления и развития психологии как самостоятельной дисциплины. Развитие психологии в Китае возможно разделить на шесть этапов.
Первый этап (1840-1920 гг.). Древняя китайская психология имеет долгую историю, но в условиях длительного феодального правления ей не хватило условий для развития в самостоятельную дисциплину. В Китай после «опиумных» войн начала проникать западная культура, включая русскую и советскую психологию.
Второй этап (1921-1937 гг.). В 1921 г. была создана Китайская психологическая ассоциация, до начала войны с Японией количество китайских специалистов, учрежде-
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ 97
ний и публикаций в области психологии быстро росло. Китайский ученый Цай Юаньпэй руководил созданием Центрального научно-исследовательского института и основал Институт психологии (1928 г.).
Третий этап (1937-1949 гг.). Психологическое общество прекратило свою деятельность, начался период упадка в развитии китайской психологии. В чрезвычайно сложных условиях продолжались научные исследования и были достигнуты определенные результаты. Была подготовлена группа аспирантов, опубликовано несколько важных работ и основано новое издание — «Исследования в области психологии образования».
Четвертый этап (1949-1965 гг.). После основания Китайской Народной Республики (КНР) в 1949 г. с развитием социалистического экономического строительства, научные, культурные и образовательные мероприятия развивались быстрыми темпами, были открыты широкие перспективы для развития китайской психологии. С тех пор китайская психология вступила в новый исторический период.
Пятый этап (1966-1976 гг.). Во время «Культурной революции» наступил кризис психологии, так как психологию оклеветали как буржуазную лженауку, она понесла серьезные потери. Развитие психологии приостановилось. Но все же есть психологи, которые настаивали на изучении и написании работ по психологии в сложных условиях. «Краткие психологические заметки» Пань Шу (1984 г.) были написаны в этот особый период.
Шестой этап (1977-2021 гг.). Это важный этап развития китайской национальной психологии. После «Культурной революции» Китай вступил в новый период исторического развития. Психологическая наука постепенно восстанавливалась и развивалась. Институт психологии при Китайской академии наук, а также секции и группы преподавания и исследования психологии различных колледжей и университетов во всем Китае возобновляют свою деятельность. [2]
Рассматривая основные векторы развития китайской психологической науки, следует отметить, что психология носит официальный статус науки и преподается во многих вузах страны. В КНР существует Китайское психологическое общество (КПС). Это одна из первых академических организаций среди существующих национальных обществ. КПС было основано в 1921 г.
Китайская психологическая ассоциация - это общественная академическая организация, состоящая из психологов КНР. Ее цель - объединить психологов, осуществлять научную деятельность и проводить дискуссии в целях содействия процветанию и развитию психологической науки в стране. Содействовать популяризации и продвижению знаний в области психологической науки, а также способствовать росту, совершенствованию и развитию талантливых специалистов.
вйуктгъшЧШ Chinese Psychological Society
Рис. 1. Официальный символ Китайского психологического общества
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ
Рис. 2. Профессиональный комитет по культурной психологии
Фтщтт/ьттпт
ЩШу INSTITUTE OF PSYCHOLOGY, CAS
Рис. 3. Официальный символ Института психологии
В КПС в настоящее время насчитывается около 25 000 зарегистрированных членов. Российское психологическое общество (РПО) на сегодняшний день насчитывает около 5000 членов. В структуре РПО - 62 региональных отделения и 16 научных секций. В структуру КПС входит Совет. Совет - орган управления, избирается членами общества на срок 4 года. Советом руководит избранный председатель. В настоящее время генеральный секретарь КПС - Фу Сяолань. Стоит отметить, что одним из выдающихся психологов и председателем КПС в течении 30 лет был Пань Шу.
Китайское психологическое общество состоит 43 профессиональных комитета по различным отраслям психологии, 13 рабочих комитетов и 2 редакционных комитетов журналов. КПС также объединяет региональные психологические ассоциации в 31 провинции, автономных районах и муниципалитетах страны. Китайское психологическое общество осуществляет активное сотрудничество и входит в состав Международного союза психологических наук (IUPsyS) с 1980 г., а также Международной ассоциации прикладной психологии (1ААР) с 1984 г. КПС осуществляет свою деятельность на основании соответствующего Положения. Приведем несколько статей из данного положения.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ 99
Статья 3. Целью СПК является соблюдение принципов марксизма-ленинизма, идей Мао Цзэдуна, теории Дэн Сяопина, важной идеи «Трех представительств», научного взгляда на развитие и идей Си Цзиньпина о социализме с китайской спецификой.
Статья 4. СПК придерживается общего руководства Коммунистической партии Китая и в соответствии с положениями Конституции Коммунистической партии Китая.
Кроме КПС вопросами психологических исследований занимается Институт психологии Китайской академии наук.
Институт психологии Китайской академии наук (далее - Институт психологии) создан в 1951 г. Ранее известен как Институт психологии Академии Синика, основан в 1929 г. Основными задачами Института психологии является проведение перспективных фундаментальных и прикладных исследований, создание отечественной научно-технологической платформы поддержки, поддержка исследовательских коллективов высокого уровня, формирование институционального механизма и инновационной системы современного научно-исследовательского познания.
Институт психологии состоит из трех лабораторий: 1) медицинской и генетической психологии, 2) когнитивной психологии и психологии развития, 3) социальной и инженерной психологии. По состоянию на 2022 г. в Институте психологии работает в общей сложности 217 сотрудников, в том числе 156 научных сотрудников, а так же обучается около 500 студентов.
В последнее время институте было проведено 759 новых научно-исследовательских проектов с общим объемом финансирования около 640 миллионов юаней (около 8 млрд рублей). Ключевыми вопросами исследований являлись: изучение нейронного механизма внимания; когнитивные исследования; исследования визуальной обработки биологической информации о движении; зрительное восприятие человека, а также изучение в области «социальных изменений» и «системы социально-психологических услуг» и др. Публикация научных исследований, а также сбор и обработка научных данных о публикациях происходит в наукометрической системе (аналог Российского индекса научного цитирования) CNKI.
CNKI - наукометрическая база данных Китайской Народной Республики, которая на протяжении почти двадцати лет занимается индексацией статей на китайском языке, покрывая огромную площадь исследований в Китае.
Рассмотрим журналы, которые публикуют научные достижения в области психологической науки.
«Acta Psychologica Sinica» - ежемесячный журнал, спонсируемый Китайским психологическим обществом и Институтом психологии Китайской академии наук, издаваемый издательством Science Press. В нем публикуются новейшие психологические науч-
0rKitfl*«4
w www.cnki.net Ф М ^ liUMa i* Л л-
Рис. 4. Официальный символ наукометрической базы данных Китайской Народной Республики
100 МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ
но-технические работы самого высокого уровня, написанные китайскими психологами. Журнал был основан в 1956 г. К концу 2010 г. было опубликовано в общей сложности 49 томов и 284 выпуска. С 2008 года издается ежемесячно.
«Journal of Psychological Science» - издание, выходящее раз в два месяца, спонсируется Китайским психологическим обществом, организовано Восточно-Китайским педагогическим университетом и публикуется редакционным отделом психологических наук. Это комплексный академический журнал по психологии, всесторонне отражающий новейшие разработки в различных областях психологии и публикующий как теоретические, так и практические статьи. Журнал основан в 1964 г.
«Advances in Psychological Science» - журнал, издаваемый Институтом психологии Китайской академии наук. Цель журнала - отразить последние достижения исследований в различных областях психологии. В журнале публикуются обзоры литературы и комментарии, которые могут отражать новый прогресс, новые тенденции и новые достижения в различных областях психологии в КНР и за рубежом. Журнал был впервые опубликован в 1983 г. Журнал 11 лет подряд был признан CNKI «самым влиятельным международным научным журналом Китая» (2013-2023 гг.).
Исследования китайских психологов.
Анализируя последние исследования в области психологии возможно привести их к типологии. Перечислим несколько актуальных тем и направлений исследований для китайской психологии согласно публикациям в журналах.
1. Обзорные психологические исследования и исследования в области организационной психологии (строительство университетских психологических лабораторий: проблемы и меры противодействия) [6]. Развитие прикладной психологии: проблемы и меры противодействия (на примере Тяньцзиньского университета технологий и образования) [3].Кросс-культурная психология и локализация психологии [4].
2. Исследования в области психологии образования и педагогической психологии: Изучение и практика системы обучения «пять в одном» для студентов бакалавриата по прикладной психологии [9]. Самосовершенствование классного руководителя [1]. Стратегии развития у студентов колледжа способности к самоуправлению на основе позитивной психологии [8].
3. Исследования в области криминальной психологии: применение технологии криминалистического психологического тестирования при расследовании сложных дел [10]. Исследование системы управления уголовно-психологической коррекцией на основе PDCA [5]. Влияние когнитивной нагрузки на индивидуальные ответы в тестах на криминальное сознание [12].
Отдельно выделим исследования находящиеся на стыке психологии, физиологии и последних достижений искусственного интеллекта. Рассмотрим подробнее наиболее интересные.
Ван Юйлин, Лу Сяовэй, У Цзунцзе, Ли Гогэнь, Чжан Линь - ученые из Института психологии университета Нинбо в своей статье «Процесс кросс-канальной интеграции в оценке привлекательности лица» [13] описали проведенное ими исследование психологической оценки лиц.
В своем исследовании они подтвердили, что существует взаимосвязь между различной сенсорной информацией в оценке привлекательности лица, которое интегрировано по всем сенсорным каналам. Таким образом, на основе предыдущих исследований, пространственная модель лица и байесовская модель причинно-следственного вывода
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ 101
синтезированы. Решение о привлекательности лица люди принимают на основе сенсорных стимулов и существующих лиц, они интегрируют различную сенсорную информацию в мозге, чтобы сформировать модель привлекательности.
Ученые из департамента психологических наук и психического здоровья Аньхойского медицинского университета, Хэфэй, Китай: Слива Корё, Ван Кай, Ли Даньдань опубликовали труд «Применение социальных роботов у детей с расстройством аутистического спектра», в котором описали исследования применения успешной коррекции нарушения социального взаимодействия с помощью социальных роботов [11].
Социальные роботы - это роботы, созданные для взаимодействия и общения с людьми в общественных местах и домах. Кроме того, различают понятие «социальные роботы для реабилитации», которые являются элементами социальной робототехники, призванными помогать и вовлекать пожилых людей или инвалидов в общественную жизнь (общение, учебу или работу).
Кроме того, данные ученые предлагают выявлять структуру взаимоотношений человек - социальный робот, они продвинулись в разработке новых сценариев взаимодействия роботов с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра.
Ученые-психологи из Шэньчжэньского университета Цинхуа, Шэньчжэнь Китай: Хоу Ханьчао, Ни Шигуан, Линь Шуя, Ван Пушенг - провели исследование по оценки эмпа-тии людей с помощью искусственного интеллекта. Они описали данное исследование в статье «Когда ИИ учится эмпатии: темы, сценарии и оптимизация вычислений эмпатии с точки зрения психологии» [7].
Эмпатические вычисления - это новая область исследований, которая объединяет искусственный интеллект (ИИ) и технологии больших данных для прогнозирования, идентификации, моделирования и создания человеческой эмпатии. Эта область опирается на психологические исследования с точки зрения концепций, измерений, нейронных основ и приложений эмпатии, а также использует инновационные вычислительные подходы для анализа и моделирования эмпатии. В статье дается критический обзор текущих исследований в области эмпатических вычислений и обсуждаются их будущие направления с психологической точки зрения, с целью содействия фундаментальным исследованиям и практическим приложениям в этой области.
Ученые, используя классические в психодиагностике методы тестирования, а именно тесты: Многофакторный опросник эмпатии (Interpersonal Reactivity Index, IRI); Опросник эмоциональной эмпатии (Emotional Empathie Tendency Scale, EETS); Опросник когнитивной и аффективной эмпатии, ЭКА (Questionnaire of Cognitive and Affective Empathy, QCAE); Пертская шкала эмпатии (Perth Empathy Scale; PES), также вычисления с помощью методов искусственного интеллекта (ИИ), технологий больших данных для прогнозирования. Они построили универсальную исследовательскую структуру. Данная структура позволила классифицировать эмпатические высказывания, построить систему эмпатического реагирования и генерацию эмпатического диалога, а также установить сценарные инновации для психологических приложений (рис. 5). Ученые доказали, что ответы, основанные на сотрудничестве с ИИ, демонстрируют более высокий уровень сочувствия.
Современная китайская психология все еще не так широко изучена и распространена за пределами Китая, особенно в России, но ее уникальные аспекты и традиции являются объектами изучения. В статье мы рассмотрели лишь часть огромного пласта психологических исследований в КНР. Возможно, в качестве вывода следует отметить,
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ
Рис. 5. Схема примера оценки эмпатии в диалоге
что психологическая наука в данной момент находится на подъеме. Современные тенденции, которые раньше организовала психологическая наука западных стран, перестают быть перспективными для исследования. Первенство в исследованиях отдается синтезу научных мыслей со всего мира, часть которых принадлежит России занял Китаю.
Список источников
1. Юньшэн Цзюй, Матвеев М. О. Обзор истории китайской психологии // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 2022. № 2. С. 3-31.
2. Ю Хуэй. С точки зрения психологии я расскажу о самосовершенствовании классного руководителя. 2024. № 4. С. 41-42.
3. Вуч Жэнь, Ли Цзе, Лу Чи. Развитие специальности «Прикладная психология»: проблемы и меры противодействия - на примере Тяньцзиньского университета технологий и образования. 2008. № 18 С. 52-56. URL: https://cnki.net/KCMS/detail/detail.aspx ?dbcode=CJFD&dbname=CJFD2008&fNename=TJJB200804016&uniplatform=OVERSEA& v=Xs5nx_vhWiZmCB21LiIjHICwJZ7CGNH4dNBNu5Q3As_JmQ1Gxi5GFF1-5kz1yxdT (дата обращения: 24.03.2024).
4. Ву Фан. Краткий доклад о кросс-культурной психологии и локализации психологии. 2008. № 8 С. 82-83.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ 103
5. Сюэ Фэй. Исследование системы управления уголовно-психологической коррекцией на основе PDCA. 2022. URL: https://cnki.net/KCMS/detail/detail.aspx?dbcode=CMF D&dbname=CMFD202301&filename=1023431611.nh&uniplatform=0VERSEA&v=adzEjV-ht 8AcZK4AO5NIlEZ2id2pJdkRLedJRf8eU5mQy2KhpzHiD4Z72CxDYuy2 (дата обращения: 24.03.2024).
6. Цзы-Юнь, Цянь Сяо-ли. Строительство университетских психологических лабораторий: проблемы и меры противодействия. 2008. № 12. С. 87-89.
7. Хоу Ханьчао, Ни Шигуан, Линь Шуя, Ван Пушэн. Когда ИИ учится эмпатии: темы, сценарии и оптимизация вычислений эмпатии с точки зрения психологии. 2024. № 32. С. 845-858.
8. Чжа Сяоле. Стратегии развития у студентов колледжа способности к самоуправлению на основе позитивной психологии. 2024. № 10. С. 105-108.
9. Чжэн Тин, Ма Чао, Цяо Циньцай. Изучение и практика системы обучения «пять в одном» для студентов бакалавриата по прикладной психологии. 2024. № 34. С. 47-52.
10. Фань Синь. Применение технологии криминалистического психологического тестирования при расследовании сложных дел. 2014.
11. Слива Коре, Ван Кай, Ли Даньдань. Применение социальных роботов у детей с расстройством аутистического спектра. 2024. № 32. С. 834-844.
12. Ван Ли. Влияние когнитивной нагрузки на индивидуальные ответы в тестах на криминальное сознание. 2022. URL: https://cnki.net/KCMS/detail/detail.aspx?dbcode=CMFD&dbn ame=CMFD202202&filename=1022547836.nh&uniplatform=0VERSEA&v=DAFRnNRShHm9rD DLgvG8_mUawphoXHUugF4ddtm7ql9IvbPFEs8s0bJf0Ut47aNJ (дата обращения: 24.03.2024).
13. Ван Юйлин, Лу Сяовэй, Ву Цзунцзе, Ли Гогэнь, Чжан Линь. Процесс кросс-канальной интеграции в оценке привлекательности лица. 2024. № 32 С. 790-799.
References
1. Yunsheng, Ju. & Matveev, M. O. 2022, 'Review of the history of Chinese psychology', Bulletin of the Moscow University. Series 14. Psychology, iss. 2, pp. 3-31.
2. Yu, Hui 2024, From the point of view of psychology, I will tell you about the self-improvement of the class teacher, iss. 4, pp. 41-42.
3. Wu, Zhen, LI, Jie & Lu, Chi 2008, Development of the specialty "Applied psychology": problems and counteraction measures - on the example of Tianjin University of Technology and Education, iss. 18, pp. 52-56.
4. Wu, Fan 2008, A brief report on cross-cultural psychology and localization of psychology, iss. 8, pp. 82-83.
5. Xue, Fei 2022, A study of the management system of criminal psychological correction based on PDCA, viewed 24 March 2024, https://cnki.net/KCMS/detail/detail.aspx?dbcode=CM FD&dbname=CMFD202301&fNename=1023431611.nh&uniplatform=0VERSEA&v=adzEjV-ht 8AcZK4AO5NIlEZ2id2pJdkRLedJRf8eU5mQy2KhpzHiD4Z72CxDYuy2.
6. Tzu-Yun & Qian, Xiao-Li 2008, Construction of University psychological laboratories: problems and counteraction measures, iss. 12, pp. 87-89.
7. Hou, Hanchao, Ni, Shiguang, Lin, Shuya & Wang, Pusheng 2024, When AIlearns empathy: topics, scenarios, and optimization of empathy calculations from the point of view of psychology, iss. 32, pp. 845-858.
8. Ja, Saale 2024, Strategies for the development of college students' ability to self-government based on positive psychology, iss. 10, pp. 105-108.
104 МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ
9. Zheng, Ting, Ma, Chao & Qiao Cincy 2024, The study and practice of the five-in-one learning system for undergraduate students in applied psychology, iss. 34, pp. 47-52.
10. Fang, Xin 2014, Application of the technology of forensic psychological testing in the investigation of complex cases.
11. Sliva, Koryo, Wang, Kai, Li, Dandan 2024, The use of social robots in children with autism spectrum disorder, iss. 32, pp. 834-844.
12. Wang, Li 2022, The influence of cognitive load on the individual responses in tests for criminal minds, viewed 24 March 2024, https://cnki.net/KCMS/detail/detail.aspx?dbcode=CMF D&dbname=CMFD202202&filename=1022547836.nh&uniplatform=0VERSEA&v=DAFRnNR ShHm9rDDLgvG8_mUawphoXHUugF4ddtm7ql9IvbPFEs8s0bJf0Ut47aNJ.
13. Van, Yilin, Lou, Saava, Wu, Suntze, Whether, Hogan, Zhang, Lin 2024, The process of cross-channel integration in the assessment of facial attractiveness, iss. 32, pp. 790-799.
Информация об авторе
Д. А. Курдин - кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и педагогической психологии.
Information about the author
D. A. Kurdin - PhD (Psychology), associate professor of the Department of general and pedagogical psychology.
Примечание
Содержание статьи соответствует научной специальности 5.3.9. Юридическая психология и психология безопасности (психологические науки).
Статья поступила в редакцию 17.06.2024; одобрена после рецензирования 30.06.2024; принята к публикации 03.07.2024.
The article was submitted 17.06.2024; approved after reviewing 30.06.2024; accepted for publication 03.07.2024.