Научная статья на тему 'Китайская политика во Внутренней Монголии в XIII-XIX вв.: историко-политический экскурс'

Китайская политика во Внутренней Монголии в XIII-XIX вв.: историко-политический экскурс Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
405
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНУТРЕННЯЯ МОНГОЛИЯ / КИТАЙ / АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ЕДИНИЦЫ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ СВЯЗИ / INNER MONGOLIA / CHINA / ADMINISTRATIVE UNITS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мажинский Станислав Витальевич

Выделяются и рассматриваются основные этапы отношений между Китаем и Внутренней Монголией в XIII-XIX вв. Анализируются политические реформы, проводимые в этот период в отношении Внутренней Монголии. Исследуются сложные процессы вхождения кочевого сообщества в симбиоз с земледельческой империей, согласования интересов элиты монголов и Китая. Прослеживаются административно-территориальная трансформация Внутренней Монголии и включение ее в состав Китая.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Chinese policy in Inner Mongolia: historical and political excursus

The article describes the Chinese policy in respect to Inner Mongolia in the 13th-19th centuries. The article tells about the main periods of frontier relations and cooperation between Mongols and the Chinese. The first period (Yuan's epoch, 1271-1368) is represented by the inclusion of the Chinese Empire into the Mongol Empire. But there were no direct contacts between the territories, because Mongols looted the northern frontiers, and Chinese administration could not organize the trade with Mongols in this region. The second period of relations (Ming's epoch, 1368-1644) is characterized by the Chinese spreading policy in respect to South Mongolia. Altan Khan (grandson of Dayan Khan) started to develop Thumed plain and built the trading city Hohhot. Also by Altan's initiative the exchange markets in Hohhot and Datong were opened. Altan Khan established solid relations with China and due to this South Mongolia could develop its economy and receive maintenance of Ming administration. He was one of the famous and powerful Mongolian khans after Kublai Khan, who established Yuan Dynasty in China. Also during Ming's epoch the legal immigration of Han's peasants from China to South Mongolia was opened. The South Mongolian lands started active agriculture development, in particular on Thumed plain. Also in this period the first border appeared between Khalkha and South Mongolia. The separation allowed South Mongolia to become more dependent on China. The third period (Qing's epoch, 1644-1911) is presented by the inclusion of South Mongolia (Inner Mongolia) and Khalkha (Outer Mongolia) into China and dramatically developing relations between China and Mongolian lands. Back then the name of Inner Mongolia appeared as describing a part of the Chinese Empire. Inner Mongolia was assigned the official administrative status of a Chinese province, but Outer Mongolia stayed in vassal relation with China. At the end of the17th century China started to provide strong policy in respect to Inner Mongolia and Khalkha in order to weaken these territories by a political way. In the 18th century the Chinese policy towards Inner Mongolia changed into the smooth way. Inner Mongolia and Khalkha obtained more political freedom and independence according to the policy of harmonization. These three phases show the difference of relations and cooperation between China and Inner Mongolia. It also shows the evolution of Chinese policy towards Inner Mongolia. The development of relations led to the economic and political dependency of Inner Mongolia from China.

Текст научной работы на тему «Китайская политика во Внутренней Монголии в XIII-XIX вв.: историко-политический экскурс»

С. В. Мажинский

КИТАЙСКАЯ ПОЛИТИКА ВО ВНУТРЕННЕЙ МОНГОЛИИ В Х111-Х1Х вв.: ИСТОРИКО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС

Выделяются и рассматриваются основные этапы отношений между Китаем и Внутренней Монголией в ХШ-Х1Х вв. Анализируются политические реформы, проводимые в этот период в отношении Внутренней Монголии. Исследуются сложные процессы вхождения кочевого сообщества в симбиоз с земледельческой империей, согласования интересов элиты монголов и Китая. Прослеживаются административно-территориальная трансформация Внутренней Монголии и включение ее в состав Китая. Ключевые слова: Внутренняя Монголия; Китай; административно-территориальные единицы; политические связи.

Чингисхан положил начало великой империи монголов, которая распространила свое влияние практически на всю Среднюю и Восточную Азию. После его смерти Монголия начала постепенно терять свою политическую целостность. Внутренние междоусобные войны раздробили империю на княжества и ослабили ее. Китайская торговля и политика оказали серьезное влияние на экономику Южной Монголии и Халхи, а позже и на политические процессы в этом регионе.

В 1271 г. в Китае приходит к власти династия Юань (1271-1368), которая была основана монгольским ханом Хубилаем. Включение Китая в состав Монгольской империи не привело к полному стиранию границ между бывшими китайскими и монгольскими территориями. Это позволило впоследствии монголам после падения Юаньской династии сохранить свою самостоятельность [1]. Несмотря на то что в период династии Юань произошло сочленение территорий Китайской и Монгольской империй и установился единый административный аппарат, после падения династии территории Монгольской империи остались самостоятельными. Вследствие того что север Китая был полностью разорен и большая часть населения северных территорий была убита в результате набегов со стороны монголов, пограничные контакты между двумя государствами были минимальны, что и позволило сохранить территориальную независимость Монгольской империи. С приходом к власти династии Мин (1368-1644) кардинально изменилась внутренняя и внешняя политика Китая. Особенностью политики Минской династии были активные попытки расширения влияния в регионах, которые традиционно не считались сферой интересов Китая [2]. Такая политика проводилась в отношении Кореи и Вьетнама, а также монгольских княжеств. В отношении Халхи действия была направлены на усиление торговых отношений, так как Китай был не способен вести военные кампании против сильного соседнего государства.

В середине XVI в. Алтан-хан (собственное имя Ам-да), внук Даян-хана, начинает проводить активное заселение и строительство на равнине Тумэт. С начала 1540-х гг. начинается заселение ханьских крестьян-иммигрантов в укрепленные поселения, которые назывались одним собирательным словом «баньшэн» (Ш^) - жилище. В середине 60-х гг. XVI в. поселения получили название «да баньшэн» (^Ш^) - большое жилище. Здесь был возведен дворец Алтан-хана, который вскоре положил начало строительству Хух-Хото [3]. Строительство Хух-Хото велось по планам, составленным ханьскими крестьянами-иммигрантами на основе древнекитайских принципов градостроительств

[Там же]. Для Алтан-хана присутствие китайских иммигрантов на территории Южной Монголии имело огромное значение. Они играли важную роль в возведении городов, освоении и развитии территорий равнины Тумэт, в усилении торговых отношений с Китаем, а также передавали необходимые знания.

В XV и XVI вв., несмотря на столкновения на пограничных территориях Китая и Монголии, велась активная торговля. После похода Алтана на Пекин и подписания мирного договора в 1551 г. [4] по его инициативе были созданы приграничные рынки, где монголы могли обменивать скот и лошадей на зерно и бобы из Китая для создания сельскохозяйственных угодий на равнине Тумэт [3]. В свою очередь, организация торговли в пограничной полосе находилась под строгим контролем Минской администрации. В 70-х гг. XVI в. меновые рынки были открыты в Датуне, Калгане, Синине и Хух-Хото, т.е. на территории Южной Монголии [Там же. С. 10].

Таким образом, торговые отношения выполняли важные функции: способствовали налаживанию добрососедских отношений с монголами, укрепляли приграничные китайские территории от набегов и формировали позитивную историческую память как у китайцев, так и у монголов.

Стоит обратить внимание и на личность самого Алтана. В 1570 г. он стал вассалом Минского императора и был возведен в ранг князя, что позволило ему получить высокий статус и экономические преимущества по сравнению с другими монгольскими князьями [1]. Статус Алтан-хана позволил Минской администрации получить определенный контроль над территориями Южной Монголии, а хану обеспечивал поддержку Китая в случае междоусобных войн в монгольских степях. Такие политические связи являются ярким примером сближения между Китаем и Южной Монголией, а также объясняют причины получения регионами Южной Монголии особых административных статусов.

Нестабильная ситуация в Китае в 20-40-х гг. XVII в. привела к тому, что Китай был завоеван маньчжурами. Внешняя политика маньчжурского правительства отличалась активностью. Это привело к тому, что территории к северу от Китая, завоеванные в разное время, - княжества Южной Монголии (Внутренней Монголии), Халхи (Внешней Монголии) и Джунгарии - постепенно включались в сферу интересов Цинов: в 1636 г. вошла в состав Цинской империи Внутренняя Монголия, а в 1691 г., после Долон-норского съезда, - Халха (Внешняя Монголия) [3]. Причинами завоевания и присоединения Южной Монголии к Китаю стали разобщенность южно-монгольских княжеств и умелое использование маньчжурскими правителями противоречий в лагере монгольских феодалов [5]. Несмотря на

включение монгольских земель в состав Китая, между Хал-хой и Южной Монголией сохранялась граница, которая была установлена в 1653 г. [6], что позволяло сдерживать набеги кочевников из Внешней Монголии до ее включения в состав Китая. Именно в этот период возникло название Внутренняя Монголия и произошло включение ее в состав Китая как особой административной единицы.

Для управления землями Халхи и Внутренней Монголии в XVII в. потребовалось создание особого органа -Лифаньюань (ЯШРл - Палата внешних сношений, или Палата по делам зависимых территорий). Он формировался полностью из членов Маньчжурской восьмизнаменной армии. Уложение Лифаньюаня определило положение Внутренней Монголии как более близкое к внутренним провинциям Китая, чем Халхи [1]. Культурные, экономические и политические связи Внутренней Монголии были достаточно устойчиво включены в структуру административного аппарата Китая. Территория Внутренней Монголии имела, по сути, статус провинции, а Халха находилась в вассальных отношениях с Китаем.

Вся территория Монголии после её включения в состав Китайской империи была поделена на административные единицы - знамена. Знамя формировалось как военно-административная единица, и в него включались войска, главы родов и поселений. Каждое знамя управлялось титулованным лицом, которое, в свою очередь, присягало на верность Цинской администрации. С целью ослабления Внутренней Монголии Цинским правительством проводились административные реформы в 1691, 1741 и 1765 гг. В результате увеличилось количество административных единиц, т.е. шел дальнейший процесс раздробления южно-монгольского общества и его политическое ослабление. В 1789 г. Цинская администрация полностью запретила покидать знамена князьям и жителям Внутренней Монголии без специального разрешения [Там же].

С одной стороны, эти меры позволяли не допустить усиления или объединения князей, а также препятствовали переходу подданных в другие знамена. Такая модель управления эффективно контролировала баланс сил во Внутренней Монголии, торговые отношения и общество, а также позволила встроить Монголию в политическую и экономическую структуру Китая. С другой -усложнила межэтнические взаимодействия, которые серьезно отразились в разных сферах жизни региона.

Лифаньюань играл важнейшую роль в управлении приграничными административно-территориальными единицами - Тибетом, Синьцзяном, Халхой и Внутренней Монголией.

Работа органа базировалась на двух принципах: политика и язык, что означало «соотношение силы с императорской добродетелью» и понималось, с одной стороны, как административное реформирование, с другой - как «консервативное правление с помощью традиций», т.е. провозглашение принципов сохранения языка и культурных особенностей [3]. Подобный подход к управлению означал политику гармоничного развития общества в рамках китайской политической культуры.

В конце XIX в. Цинская администрация начинает проводить более гибкую политику по отношению к Халхе, Внутренней Монголии, Тибету и Синьцзяну, что привело к политической трансформации в этих регионах. Предпринятые политические шаги объяснялись поражением Китая в опиумных войнах, колонизацией и усилением влияния Японии. В Халхе и Внутренней Монголии Цинское правительство начало использовать правящие элиты для управления территориями. В обмен на предоставление более широкой автономии монгольские ламы и князья должны были получить соответствующее разрешение от Цинского правительства на официальное управление. Такое реформирование политики по отношению к этим регионам получило название «ослабление повода» (1опд1ио) [7]. Внутренняя Монголия и Халха являлись периферийными территориями, и их усиление позволило Китаю обезопасить северные и западные границы.

Китайская политика во Внутренней Монголии в XШ-XIX вв. изменялась в соответствии со сменой династий, поэтому условно можно выделить 3 историче-сих этапа: Юаньский, Минский и Цинский. В Юань-ский период произошло сочленение Монгольской и Китайской империй, но в это время Китай не мог проводить активную политику в данном регионе. В Минский - китайская политика начала энергично расширять свое влияние. Сформировались торговые потоки между Китаем и Южной Монголией, открылись меновые рынки в приграничных городах. В Цинский - произошло включение территорий Южной Монголии и Халхи в состав Китая. На этом этапе Южная Монголия фактически получила провинциальный административно-территориальный статус и была включена в государственную структуру Китая.

Таким образом, три исторических этапа показывают путь Южной Монголии от независимости до полного ее включения в состав Китая, а также характеризуют эволюцию китайской политики в отношении этого региона.

ЛИТЕРАТУРА

1. Границы Китая: история формирования / под общ. ред. В.С. Мясникова, Е.Д. Степанова. М. : Памятники исторической мысли, 2001. 259 с.

2. История Китая / под ред. А.В. Меликсетова. 4-е изд. М. : Изд-во МГУ ; ОНИКС, 2007. 257-258.

3. Gaubatz P., Stevens S. Transforming a «Sea of Grass»: Urbanization, Nomadic Pastoralism, and Agricultural Colonization on the Sino-Mongolian Frontier, 1550-1930 // Prepared for the Agrarian Studies Colloquium, Yale University. April 7, 2006. P. 7. URL: http://www.rangelandcongress.com/ VIII%20Proceedings/seaofgrass.pdf (дата обращения: 15.01.2012)

4. ПокотиловД.Д. История восточных монголов в период династии Мин (1368-1634). СПб., 1893. С. 167-168.

5. Скрынникова Т.Д. Ламаистская церковь и государство. Внешняя Монголия. XVI - начало XX века. Новосибирск : Наука, 1988. 7 с.

6. ЕрмаченкоИ.С. Политика маньчжурской династии Цин в Южной и Северной Монголии в XVII в. М., 1977. 141 с.

7. Leibold J. Rethinking Guomindang National Minority Policy and the Case of Inner Mongolia. Lanham, MA : University Press of America. 2003. P. 3. URL: http://tlweb.latrobe.edu.au/humanities/profiles/ss/leibold/Leibold_Rethinking_Kuomintang_Minority_Policy_China_Reconstructs.pdf (дата обращения: 15.01.2012)

Статья представлена научной редакцией «История» 20 февраля 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.