Захарьев Я.О.
Аспирант. Дипломатическая академия МИД РФ.
Китайская община Юго-Восточной Азии
в начале ХХ! века: вопросы сохранения власти и влияния*
Аннотация. В статье изложена специфика власти и влияния китайской общины Юго-Восточной Азии в 2000-2020х гг. Отражены особенности продвижения китайцев в странах АСЕАН. Объясняется, почему хуацяо организованы именно в общину, а не диаспору с т.з. целей и задач. На основе авторитетных источников дан прогноз развития роли китайской общины Юго-Восточной Азии в регионе. Сделаны выводы о проблемах сохранения ниш хуацяо в условиях активной конкуренции с корпорациями из Китайской Народной Республики, с описанием разнообразных решений, определяющих стратегию хуацяо в странах АСЕАН и иных регионах их интересов.
Ключевые слова: китайская община Юго-Восточной Азии, хуацяо Юго-Восточной Азии, Юго-Восточная Азия, АСЕАН, ЮВА, китайское национальное меньшинство, общины и диаспоры, хуацяо, китайская община, китайский фактор, китайский вопрос, власть и национальные меньшинства, национальное меньшинство, мультикультурализм.
Zakharyev Y.O.
Graduate student. Diplomatic Academy of the Russian Foreign Ministry.
Chinese community of Southeast Asia at the beginning of the 21st century: issues of maintaining power and influence
Abstract. The article outlines the specifics of the power and influence of the Chinese community of Southeast Asia in the 2000-2020s. The features of the promotion of the Chinese in ASEAN countries are reflected. It is explained why the Huaqiao are organized specifically into a community, and not a diaspora with t.z. goals and objectives. Based on authoritative sources, a forecast is given for the development of the role of the Chinese community of Southeast Asia in the region. Conclusions are drawn about the problems of preserving the niches of huaqiao in conditions of active competition with
© Захарьев Я.О., 2024.
corporations from the People's Republic of China, with a description of the various solutions that determine the strategy of huaqiao in the ASEAN countries and other regions of their interests.
Key words: Chinese community of Southeast Asia, huaqiao of Southeast Asia, Southeast Asia, ASEAN, Southeast Asia, Chinese national minority, communities and diasporas, huaqiao, Chinese community, Chinese factor, Chinese question, power and national minorities, national minority, multiculturalism.
Введение.
Китайская община Юго-Восточной Азии (далее ЮВА) -одно из наиболее влиятельных национальных меньшинств стран АСЕАН. Хуацяо представляют собой именно общину, поскольку объединение заинтересовано не просто в сохранении культурных традиций и подкрепление коллективной идентичности, как диаспоры других народов, а именно в контексте сохранения, приумножения и развития своих власти и влияния в регионе и за его пределами в сопряженных Южном Тихоокеанском регионе и Юго-Восточной Африке.
Цель исследования: показать специфику влияния хуацяо в Юго-Восточной Азии в начале XXI века.
Задачи исследования:
1. На основе авторитетной источниковой базы показать собенности реализации власти и влияция китайской общины в странах АСЕАН.
2. Показать специфику продвижения и конкуренции бизнеса хуацяо Юго-Восточной Азии с китайским бизнесом КНР
3. Дать прогноз перспектив роста и развития влияния хуацяо в регионе в 2030-2040е гг.
Основная часть. Какие способы власти и влияния реализуют китайцы в Юго-Восточной Азии? Традиционно они начинаются с экономики государства-резидента. Китайцы приезжали волнами в регион с XIII по XX вв. не с пустыми руками: открывали свои деловые предприятия разного толка сначала в портовых городах ЮВА, далее, лоббируя свои ниши или доли капитала в континентальных проектах всех стран блока АСЕАН [1-41].
Xуацяо смогли достаточно быстро организовать институты и институции организованного управления общим ресурсом [12, 14], что на фоне титульного большинства во всех странах Юго-Восточной Азии дало китайцам огромные преимущества. Те были лучше организованы и оперативно реагировали на возможности экспансии в ключевые экономические ниши с учетом национальной специфика в кадом конкретном государстве региона.
Общинное руководство формировалось по принципам достоинства и
национального тендерного равенства в вопросах владения имуществом и его управления. Другими словами, и мужчины, и женщины могли занимать должности в руководстве ячеек китайской общины, проходить объективные ротации и участвовать в жизни национального меньшинства не только с т.з. сохранения традиций и идентичности (как это делается в диаспорах) но и в вопросах сохранения, защиты, продвижения власти и влияния в субрегионах и государствах, что куда шире [1-11, 13, 15-41].
На рубеже XIX и ХХ веков встал вопрос проблемы диалектов китайского языка и необходимости неких общих форм делового общения между деловыми элитами хуацяо в Юго-Восточной Азии, а также с регионами Китая, откуда те были выходцами, либо с которыми имели деловые или родственные контакты.
К началу XXI века такими вариантами служат путунхуа версии полных иероглифов (тайваньский вариант), диалекты наньминьхуа и кантонский (гуандунский) и английский язык для международных ТНК, таких как ОСВС [6, 10, 11, 13, 32-41].
Несмотря на то, что экономическое влияние предполагает неоткрытое участие жизни государства, уже к 1960-м гг. китайцы-граждане стран ЮВА активно пошли в политику и к второй четверти XX- началу XXI века мы можем проследить прямые политические династии, напрямую участвующие исторически в политической жизни государств АСЕАН: на Филиппинах-президенты клана Корасон-Кохуанго-Акино (мать и сын, скорее подходит к властным полномочиям и внук), Таиланд (Таксин и Йинглак Чинават), в Индонезии клан Пангесту (ярчайший представитель государственный деятель с тридцатилетним опытом медиации Элка-бывший министр торговли) и др. [1-13, 15-41].
Власть в регионе хуацяо сохраняют благодаря тому, что в их руках находится серьезная составляющая ключевых финансовых организаций, промышленности, объектов индустрии развлечений (казино, гостиницы, куророты, парки аттракционов, рестораны, питейные заведения и др.) стран АСЕАН. Помимо этого, на примере династических браков внутри китайской элиты хуацяо Филиппин (к 1970м гг. кланы Корасон, Кохуанго и Акино стали одной семьей, давшей стране двух президентов и сосредоточившей в руках значительный кластей промышленности страны), начался идентичных процесс слияния и поглощений корпораций в Таиланде, Малайзии, Индонезии, Сингапуре, благодаря которому к 2030-2040-м гг. ожидается укрупнение сложных холдингов хуацяо в странах АСЕАН если не под управлением если не 15 семей из 60 действующих сейчас (2024г) то, близкое к данному состоянию владение предприятиями через новое и старое родство данных кланов бизнесменов-хуацяо [1-13, 15-41].
В Малайзии и Индонезии они представлены группами: Robert Kuok
Group (Kuok), Lippo Group (Riady), Salim Group (Salim), Genting Group (Lim), Berjaya Group (Tan), Hong Leong Group (Chan), IGB GROUP (Tan Boon Seng), Astra Group (Rachmat), Ciputa Group (Ciputa), Widjaja, Dhar-mala Group (Gondokusumo), Barito Pasific (Pangetsu) [1, 3-11, 13, 15-39, 41].
В Таиланде: Saha Pathana (Boosithi Chokwattana), Shinawatra Group (Таксин Чинават и его сестра), Thai Farmer Bank ^Х Банк Таиланда Lam-sam), Bangkok Bank (Sophompanich), Bangkok Land (Laohothai), Saha-Union (Panyarachun), Charoen Pokhand (Cearavonot) (они же: CP GROUP, CP All), Charoen Pokphand Foods, True Corpotation Thailand, Lotus Supermarket Chain, Concordian International School, Magnolias Development., Siam Motors (производство и экспорт мотоциклов и мопедов по всей ЮВА) (Narongdej), Sukri Group (Sukri Bodhiratanangkura) [1, 3-5, 7-9, 15-37].
В Сингапуре: OCBC (Overseas Chinese Banking Group) (Lee Seng Wee), Hong Leong Group (Kwek), Far East Organisation Group (Ngu Teng Fong) United Overseas Banking Group (Wee), Overseas Union BankGroup (Lien), Goodwood Park Hotel Group (Khoo) [3-10, 13, 15-39].
На Филиппинах: SM Prime Holdings (Sy), Yuchengco Group (Yucheng-co, Yangyinglin , Philippines Long-Distance Telephone (Cojuangco, фамилия клана на китайском языке звучит как Hsu, полностью — Kho hoan-ko), Tan Yu Group (Tan Yu) J.G. Summit Holdings (Gongkongwei), Fortune Tobacco (Tan), George Ty Group (Ty) [6, 10, 13, 18-39].
Развитию регионального экономического сотрудничества китайского бизнеса способствует создание странами АСЕАН совместно с КНР «точек роста» — свободных экономических зон. По экономическому проекту они объединены в единую конструкцию, названную «одна ось, два крыла». Ось — «экономический коридор» «Нанкин — Сингапур», а «крылья» — проект «Большой Меконг» и «Кольца» в заливе Бакбо (Бэйбу).
При этом, опыт Азиатского кризиса 1997-1998 гг., вылившийся в тотальные убытки для хуацяо и погромами китайцев в Индонезии с массовыми жертвами в среде хуацяо, не забыт. Бизнесмены предпочитают нанимать теперь компетентных управленцев разных уровней менеджмента вместо некомпетентных родственников. Анализ полученных проблем был оперативно принят к сведению, что способствовало быстрому процветанию хуацяо даже после серьёзного ущерба от указанных ранее событий [12].
Несмотря на достаточно оперативное и эффективное преодаление кризиса 1998 года. Хуацяо столкнулись с новыми вызовами своим благополучию и стабильности в занимаемых нишах. Бизнес КНР стал активно при государственной поддержке Пекина на высшем уровне и с немалыми средствами проникать сначала в наименее развитые Лаос (ЛНДР) и Камбоджу, затем в активно развивающиеся Мьянму, Таиланд, Индонезию, Малайзию и Бруней, а также в незначительных долях за отсутствием ниш на законо-
дательном уровне в Сингапур и в Социалистическую Республику Вьетнам (СРВ). Чтобы спасти часть проектов в зоне риска от краха бизнес хуацяо попытался перенести активы в соседний Южный Тихоокеанский регион (ЮТР). Там местами малайзийскому бизнесу удалось получить ниши в расчищенной от каннибалов зоне в Папуа-Новой Гвинее (ПНГ), однако массив инвестиций хуацяо столкнулся с активной экспансией бизнеса КНР и в данном регионе. Таким образом чудо транзита китайских капиталов из АСЕАН и ЮТР не произошло по сценарию, ожидаемому в деловых кругах хуацяо [1-41].
Понимая, что и в Африке КНР проводит активную внешнюю политику, хуацяо пытаются получить определенные ниши подрядного толка.
В итоге, путем переговоров между хуацяо и бизнесом КНР в каждом конкретном случае конкуренции в странах АСЕАН, ЮТР и Юго-Восточной Африки, были достигнуты определенные договоренности паритетов [1-13, 15-41], сотрудничества или очень редко ухода из ниш компаний китайской общины ЮВА. Существуют и субподрядные отношения в вопросах логистики и транзита, где китайский бизнес хуацяо и КНР дополняет друг друга, как в заявленных выше регионах, так и вне: Латинская Америка, Европа, Восточная Азия, Россия и др.
Исходя из всего ранее изложенного материала, можно сделать выводы:
1. Китайская община Юго-Восточной Азии, благодаря обширному бизнесу и прямому или косвенному политическому влиянию в странах АСЕАН остается влиятельным национальным меньшинством.
2. Xуацяо будут продолжать развивать и продвигать свое влияние в комплексных проектах как внутри ЮВА, так в и ЮТР и Юго-Восточной Африке.
3. Китайская община АСЕАН-самостоятельный игрок регионального значения, а вовсе не инструмент давления Китайской Народной Республики.
4. Конкуренция между бизнесом хуацяо ЮВА и корпорациями КНР в АСЕАН идет активными темпами с тенденциями того, что бизнес Китая теснит первых из ряда ниш. Однако большинство разногласий стороны успешно разрешают путем мирных переговоров и поиском компромиссов.
5. Ряд детерминированных ниш хуацяо успешно сохраняют методами слияния и поглощения, формирования новых сложных холдингов с взаимообменом долями бизнеса с перспективами формирования суперкланов в ЮВА по модели филиппинской семьи бизнесменов-хуацяо Корасон-Ко-хуанго-Акино.
Библиографический список / Reference
1. Дейч Т.Л. Политика Китая в Африке. - М.: Институт Африки РАН, 2008. С. 30-115.
2. Малетин Н.П. АСЕАН: четыре десятилетия развития. - М.: МГИМО-Университет, 2007. 310 с.
3. Малявин В.В. История Китая. - М.: Муравей, 2005. 340 с.
4. Мясников В.С. Кастальский ключ китаеведа. - М.: Наука, 2014. 562 с.
5. Мясников В.С. Квадратура китайского круга. - М.: ИДВ РАН, 2006. С. 1-105.
6. Райков Ю.А. Лаос в системе международных отношений Азиатско-Тихоокеанского региона в начале XXI века. - М.: Восток-Запад, 2010. 263 с.
7. Тюрин В.А. История Индонезии. - М.: ИВРАН, 2012. 360 с.
8. Тюрин В.А. История Юго-Восточной Азии. - М.: ИВРАН, 2006. 456 с.
9. Шейко А.В. Правовой обычай и правовая традиция, как ключ к разгадке «китайской идентичности» // Россия в глобальном мире: новые вызовы и возможности - 2017: сборник работ V Всероссийской студенческой конференции. - СПб.: Скифия-принт. С. 229-238.
10. Bemg P.K. Overseas Chinese. How powerful are they? // Asia Times online. 10.12.2009 // URL: http://www. atimes.com/ atimes/China/DL10Ad04.html
11. China Overseas. 28.06.2011 // URL: www.Chinaqw.com.cn
12. Chua A. World on fire. - New York: Doubleday, 2003. P. 10-70.
13. Freeman N. Laos: sedately seguing into the twenty-first century // Southeast Asian Affairs. 2002. Vol. 2002. № 1. P. 145-156.
14. Ostrom E. Governing the commons. - New York: Cambrige University press, 1990. P. 76-200.
15. Singh В. Southeast Asian Affairs. - Singapore: ISEAS, 2000. P. 1-250.
16. Singh B. Southeast Asian Affairs. - Singapore: ISEAS, 2001. P. 20-179.
17. Singh В. Southeast Asian Affairs. - Singapore: ISEAS, 2002. P. 10-212.
18. Singh В. Southeast Asian Affairs. - Singapore: ISEAS, 2003. P. 20-179.
19. Singh В. Southeast Asian Affairs. - Singapore: ISEAS, 2004. P. 3-220.
20. Singh В. Southeast Asian Affairs. - Singapore: ISEAS, 2005. P. 1-25.
21. Singh В. Southeast Asian Affairs. - Singapore: ISEAS, 2006. P. 2-180.
22. Singh В. Southeast Asian Affairs. - Singapore: ISEAS, 2007. P. 20-179.
23. Singh В. Southeast Asian Affairs. - Singapore: ISEAS, 2008. P. 1-89.
24. Singh В. Southeast Asian Affairs. - Singapore: ISEAS, 2009. P. 32-215.
25. Singh В. Southeast Asian Affairs. - Singapore: ISEAS, 2010. P. 3-200.
26. Singh В. Southeast Asian Affairs. - Singapore: ISEAS, 2011. P. 20-179.
27. Singh В. Southeast Asian Affairs. - Singapore: ISEAS, 2012. P. 4-210.
28. Singh В. Southeast Asian Affairs. - Singapore: ISEAS, 2013. P. 8-196.
29. Singh В. Southeast Asian Affairs. - Singapore: ISEAS, 2014. P. 4-207.
30. Singh В. Southeast Asian Affairs. - Singapore: ISEAS, 2015. P. 3-145. 32. Singh В. Southeast Asian Affairs. - Singapore: ISEAS, 2016. P. 15-179.
32. Singh В. Southeast Asian Affairs. - Singapore: ISEAS, 2017. P. 5-220.
33. Singh В. Southeast Asian Affairs. - Singapore: ISEAS, 2018. P. 10-199.
34. Singh В. Southeast Asian Affairs. - Singapore: ISEAS, 2019. P. 4-215.
35. Singh В. Southeast Asian Affairs. - Singapore: ISEAS, 2020. P. 25-142.
36. Singh В. Southeast Asian Affairs. - Singapore: ISEAS, 2021. P. 4-213.
37. Singh В. Southeast Asian Affairs. - Singapore: ISEAS, 2022. P. 4-175.
38. The Sino-Thai Special Relationship // China Brief. 2007. Vol. 6. № 19.
39. The Wall Street Journal. 05.06.1997. P. 18.
40. Wei L. Southeast Asia. - ISEAS, 2005. P. 10-60.
41. Zhang X. Southeast Asia and energy: gateway to stability // China security. World Security Institute. 2007. Vol. 3. № 2. P. 18-25.