УДК 93
Захарьев Ярослав Олегович
аспирант. Московский государственный лингвистический университет [email protected]
Родь правового обычая
ДЛЯ КИТАЙСКОЙ ОБЩИНЫ ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ КАК ФАКТОРА И ОБЪЕКТА МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ В 2000-2010 гг.
Yaroslav O. Zakharyev
graduate student.Moscow State Linguistic University [email protected]
The role of legal custom
FOR THE CHINESE COMMUNITY OF SOUTHEAST ASIA AS A FACTOR AND A SUBJECT OF INTERNATIONAL RELATIONS IN 2000-2010
Аннотация. В статье отражен вопрос роли обычного права на систему организации китайского меньшинства в Юго-Восточной Азии. Витальность обычного права объясняется пробелами в национальных законодательствах стран региона. Несмотря на это, обычное право приспосабливается к новым условиям правовой культуры данных стран. Для хуацяо обычное право - инструмент правового регулирования, позволяющий китайскому меньшинству занять новые ниши на рынках государств АСЕАН. Эволюция обычного права на примере китайской общины дает представление об особом статусе данного инструмента правового регулирования для государств, региона, мира в условиях глобализации и регионализации, всемирного экономического кризиса. В то время как пробелы правовой системы не могут быть решены, обычай справляется успешно с данной задачей...
Ключевые слова: хуацяо, обычное право, правовое регулирование, правовая культура, международные отношения, витальность обычая, китайская община, Юго-Восточная Азия.
The article reflects on the role of customary law in the system of organization of the Chinese minorities in Southeast Asia. The vitality of customary law is due to gaps in the national legislation of the countries of the region. Despite this, common law adapts to the new conditions of legal culture of these countries. For Huaqiao customary law - a tool of legal regulation, allowing Chinese minorities occupy new niches in the markets of ASEAN. The evolution of customary law on the example of the Chinese community gives an idea of the special status of the instrument of legal regulation for the States of the region of the world in the context of globalization and regionalization of the world economic crisis. While the gaps of the legal system can not be resolved, custom cope successfully with this task...
Keywords: huaqiao, customary law, legal regulation, legal culture, foreign relations, custom’s vitality, Chinese community, Southeast Asia.
Правовое регулирование внутри организаций национальных меньшинств всегда базировалась на различных видах источников права [1]. Обычное право-старейший регулятор общественных отношений. В отличие от норм права, обычаи не имеют письменной традиции, передаются из поколения в поколения, при этом их юридическая и моральная силы превосходят зачастую национальные доказательства. Для хуацяо Юго-Восточной Азии обычное право выступало и является специфическим регулятором общественных отношений внутри сообщества. Данный правовой инструмент выступает специфической формой решения тех вопросов, где нормы права либо не имеют силы, либо не готовы дать ответ ввиду специфики отношений информационного общества, которому также характерны черты скорости процесса получения информации, синтеза и решения. Здесь устная традиция ввиду отсутствия необходимости проходить инстанции государственных органов одерживает верх над письменной традицией.
Для общины хуацяо Юго-Восточной Азии в начале XXI века правовой обычай [2] важен тем, что охватывает комплексно экономическую, политическую и социальную сферу жизни сообщества и помогает выстраивать отношения с другими этносами и китайцами, не входящих в данный институт.
Механизм воздействия обычного права на роль и влияние китайской общины на систему международных отношений [2] в Юго-Восточной Азии можно проследить в сферах построения иерархии (вертикали) клановой структуры деловой элиты хуацяо, где руководитель компании - глава семьи, обладающий широким объемом полномочий в отношении управления предприятиями, и членами подконтрольного клана. Прием-ственность власти в семьях деловой элиты китай-цев-граждан Юго-Восточной Азии, также происходит по обычаю - к старшему или наследнику -родственнику, не обязательно старшему (реже). Авторитет главы клана не оспаривается никем, и нет механизмов смещения главы семьи, кроме как его естественной смерти.
170
Почему обычное право хуацяо выжило и развивается в начале XXI века? Ответ прост: различные уровни развития государств ЮВА создали особые уникальные условия для выживания китайских этнических групп, которые вынуждены были адаптироваться в выживать в инонациональной культурной среде. Обычай, как быстрая устная соблюдаемая традиция, быстро создавался, просто излагался и оперативно выполнялся всеми членами общины для выживания, что обеспечило ему витальность [3]. Далее с усложнением общества и технологий национальные законодательства не успевали применять правовую инициативу, в то время как китайский капитал хуацяо требовал постоянного расширения и реинвестирования для получения прибыли. Так возник теневой рынок ЮгоВосточной Азии, где также нет понятия преступных письменных законов, где все решает традиция, проще говоря устные договоренности - обычаи. Однако после 1960х гг. и по настоящее время началась эпоха информационных техоноло-гий, которая привела к информационному обществу, где также не все отношения отрегулированы нормативными актами, и опять быстрейшим регулятором выступает традиция -обычай. На полях интернет-бизнеса, общения, денежных переводов и прочих обычай работать со своими фирмами у хуацяо закреплен проверенными годами связями. Во-первых, это удобно для них, во-вторых, обычай хорошо занимает ниши пробелов национального законодательства, позволяя легально решать спорные экономические и социальные вопросы, в -третьих, обычное право по большей части не противоречит национальным законодательствам ЮВА, т.е. у китайцев есть альтернативный путь решения вопросов, если их бизнес или социальная сфера внутри сообщества требует каких-либо разрешений. В-четвертых, как фактор и объект международных отношений, китайская община ЮВА прежде всего представлена в тех экономических и политических нишах, которые задает традиция - обычай: банковская сфера, гостиничный бизнес, производство и др. Как правило, на момент прихода потоков китайской рабочей силы данные ниши были свободны, что позволяло какое-то время избегать конфликтов с титульным большинством каждого государства. В - пятых, обычай - не универсальная категория на все времена. Именно неукоснительное следование традиции презрения «варваров»-титульного большинства и отказ глав китайской деловой элиты ставить чужих талантливых лиц на руководящие посты привели к тому, что во время Азиатского кризиса 1997-1998 гг. произошла серия погромов и массовых убийств хуацяо на Филиппинах и в Индонезии, параллельно фирмы китайцев из-за неэффективного внутрисемейного менеджмента терпели огромные убытки. В-шестых, правовая культура обычного права хуацяо может извлекать уроки и изменяться ввиду внешних и внутренних объективных факторов. После понесенных убытков хуацяо наняли опытных менеджеров, не состоящих в родстве с руководителями компаний, что позволило бизнесу восстановить потери и двигаться в необходимом для роста и развития направлении. В отношении угрозы новых антикитайских демонстраций также были
сделаны выводы, пришло понимание, что мир необходим для процветания. Это менило риторику презрения к «должникам варварам».
В контексте роли обычая для китайской общины, как фактора и объекта международных отношений, можно отметить, что именно благодаря этому институту правового регулирования [4] хуацяо смогли оправиться от потрясений кризиса 1997-1998, минимизировать потери во время продолжающихся волн Всемирного кризиса 2008 г., развивать партнерские и конкурентные отношения с китайскими фирмами из КНР и других стран. Патриархи китайских семей, являясь публичными людьми (не всегда политиками) воспринимаются как эксперты, мнение которых может повлечь изменение курса как конкретной деловой семьи, так и всей элиты хуацяо. Таких знаковых примеров достаточно много: переброс части или ряда производств из ЮВА в провинции КНР, активные перемещения капиталов через Сингапур, Гонгконг, Шанхай, Джакарту и Макао в зависимости от налогообложения и получения иных выгод. Решения об эстренной эвакуации на примере погромов в Индонезии и Филиппинах, которые параллельно сопровождались и вывозом капиталов в безопасные Сингапур и Гонгконг, обескровило экономики двух стран в кратчайшие сроки и охладило пыл реакционеров, изгнавших «враждебное богатое меньшинство», а в месте с ним и деньги.
Такая оперативность и всесторонность обычного права как регулятора, дающего китайской общине региона ряд преимуществ для усиления своей роли и влияния, объясняется тем, что в течение более ста лет обычное право изменялось в зависимости от конъюнктуры рынка, рисков для хуацяо, возможностей оперативно решить вопросы там, где национальное, а до него право колонизаторов, не имели возможности дать ответ на поставленные вопросы. Другими словами, именно изменчивость и вариативность объясняют, почему и как обычное право выжило в ХХ1 веке и дает хуацяо возможности существовать и продолжать борьбу за ресурсы и политическое влияние в регионе [5].
Перспективы эволюции обычного права хуацяо ЮВА
В эпоху информационного общества возникают новые правовые отношения, которые государства часто не успевают оперативно отрегулировать. Экономика и социальная сфера идут быстрее, чем нормативное правотворчество. Ввиду этого образуются пробелы в национальных, региональных и международных пластах, временным регулятором которых выступает обычай или традиция. Если же в истории практики применения обычая у хуацяо не было прецедента, то применяется математический метод подстановки, определяющий способы и формы решения того или иного вопроса. Данный сценарий эволюции правового обычая для хуацяо ЮВА, как фактора и объекта международных отношений, позволяет говорить, что обычное право будет еще длительное время сопровождать хуацяо и помогать восполнять пробелы в правовом законодательстве развитых и развивающихся стран
171
региона. Что же касается уже отрегулированных законами пластов, то обычное право вытесняется на вторые роли, но выступает в роли дополнительного инструментария в разрешении спорных ситуаций. Другими словами, при изменении его роли, оно сохраняется в сокращенной дополнительной форме к основным нормативным актам. Еще один пласт, где обычай полностью сохранится, - это культурная сфера жизни китайского национального меньшинства, где обыч-
Литература:
1. Молчанов ИВ. Обычай в системе источников права // Сборник тезисов Всероссийской научнотеоретической конференции «Системность в государственно-правовых явлениях и институтах»: теоретические и исторические проблемы. Екатеринбург. 2006
2. Захарьев Я.О. Роль и влияние китайской общины в государственном управлении в странах Юго-Восточной Азии в 2000-2010 гг.: правовые аспекты. Москва. 2014.
3. Daljit Singh. Southeast Asian Affairs. 2001, 2002, 2009, 2010, 2011, 2012.
4. Xinhua 16.05.2014.
5. Daljit Singh. Southeast Asian Affairs. 2013.
ное право - механизм, позволяющий сохранить и передать культурную идентичность, сохраняя ее в многообразии окружающей среды национальных элит с их традициями и воззрениями.
В перспективе подобная комплексная витальность обычая окажет на хуацяо особое влияние, открыв новые ниши и метод оперативного регулирования возникающих в будущем пластов архитектуры новых международных отношений.
Literature:
1. Molchanov I. V. Custom in the system of sources of law // Abstracts of the All-Russian scientific-theoretical conference «Consistency in state-legal phenomena and institutions»: theoretical and historical problems. Ekaterinburg, 2006.
2. Zakharov Y.O. The role and influence of the Chinese community in public administration in South-East Asia in 2000-2010.: legal aspects. Moscow, 2014.
3. Daljit Singh. Southeast Asian Affairs. 2001, 2002, 2009, 2010, 2011, 2012.
4. Xinhua. 16.05.2014.
5. Daljit Singh. Southeast Asian Affairs. 2013.
172