Научная статья на тему 'Китай – Якутия: молодые фортепианные культуры'

Китай – Якутия: молодые фортепианные культуры Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
17
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
пианисты / фортепианное образование / композиторское творчество / фольклор как основа композиторского творчества Якутии / pianists / piano education / composing / folklore as the basis of composing in Yakutia

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Варламова Александра Васильевна

В статье сделана попытка исследовать общие черты развития моло-дых фортепианных культур Китая и Якутии. Вкратце рассмотрены периоды зарождения, становления фортепианного искусства названных стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article attempts to investigate the common features of the development of young piano cultures in China and Yakutia. The periods of the birth, formation of the piano art of the named countries are briefly considered.

Текст научной работы на тему «Китай – Якутия: молодые фортепианные культуры»

DOI: 10.24412/cl-37114-2023-1-78-83 Варламова Александра Васильевна

мшшшш^шшшжщтшт

Высшая школа музыки Республики Саха (Якутия) (институт) им. В.А. Босикова. Доцент/профессор, 1УШ1/Ш1

Китай - Якутия: молодые фортепианные культуры

Аннотация. В статье сделана попытка исследовать общие черты развития молодых фортепианных культур Китая и Якутии. Вкратце рассмотрены периоды зарождения, становления фортепианного искусства названных стран. Ключевые слова: пианисты, фортепианное образование, композиторское творчество, фольклор как основа композиторского творчества Якутии. Abstract. The article attempts to investigate the common features of the development of young piano cultures in China and Yakutia. The periods of the birth, formation of the piano art of the named countries are briefly considered.

Key words: pianists, piano education, composing, folklore as the basis of composing in Yakutia.

Фортепиано, клавирное искусство принадлежат музыкальной Европе, в некотором роде даже являются ее символами. Отделенные тысячами километров, на другом конце континента, Китай и Якутия долгое время находились в колыбели фольклорного типа культуры. А между тем, в музыкальном мире Европы и России уже зародились, звучали и проносились судьбоносные стили Ренессанса, Барокко, Классицизма, Романтизма, Импрессионизма. Медленно, но верно век за веком фортепианное искусство прокладывало дорогу на Восток. Среди предпосылок, относящихся не только к фортепианному искусству, но и к культуре в целом, в качестве важнейшей обозначена присущая народам Китая и Якутии известная толерантность к европейской культуре. Цивилизационные ценности Запада и России чаще всего не вызывали отторжения, встречая доброжелательный и настойчивый интерес. Этим и объясняется привлекательность фортепиано в качестве атрибута европеизации, интерес к роялю как инструменту одного из «знаковых» элементов западной культуры.

Известно, что история зарождения фортепианного искусства в Китае берет начало с середины XIX века, при этом в процессе первоначальной адаптации фортепианной культуры была очень значительна роль протестантских миссионеров. А в Якутске фортепиано впервые появилось также в первой половине XIX века. Некоторые сведения об его распространении приводит Н. С. Щукин3. В книге «Поездка в Якутск», изданной в 1833 году (СПб, переиздана в 1844 г.) говорилось, что «в городе есть клуб, в нем есть театр, на коем служащая и торгующая молодежь ломает комедии <...> в трех домах есть фортепианы, но домы эти не здешние, и живут не по-якутски». Очевидно, фортепиано имелось в домах политических ссыльных, которые отправлялись в студеный край на долгие годы.

В Китае начало фортепианного образования исследователи относят к началу XX столетия. Получив образование в Японии, первые китайские пианисты начали

3 Щукин Н. С. (1792-1883) сибирский историк-краевед, писатель и общественный деятель, посетивший Якутск в 1829 г.

реформу музыкального образования по образцу Страны восходящего солнца. Именно они возглавили фортепианные отделения открывшихся первых профессиональных учебных заведений, к которым можно отнести Нанкинское высшее педагогическое училище и Шанхайскую женскую школу. Очень большое значение для утверждения фортепианного профессионализма имела и открывшееся в 1927 г. Национальная консерватория в Шанхае. При этом нельзя не отметить, что весомую роль сыграли и возглавляемые русскими эмигрантами музыкальные учебные заведения Харбина.

Обращаясь же к развитию профессиональной подготовки пианистов в Якутии, надо, прежде всего, отметить, что большим сдерживающим фактором была очевидная замедленность становления здесь музыкального образования. Первая музыкальная школа здесь появилась только в 1944 году, а профессиональное заведение - Якутское музыкальное училище лишь в 1948, где фортепианное отделение открылось в 1949 г. Тем не менее, за исторически короткий срок в Якутии полностью сформировалась трехзвенная система профессионального образования пианистов («школа-училище-вуз»), способная устойчиво обеспечивать подготовку одаренных музыкантов на уровне современных академических требований. Значительным достижением якутского фортепианного образования стало появление новых имен лауреатов Международных, Российских и региональных конкурсов - воспитанников Высшей школы музыки.

Обратившись к периодам пианистического образования в Якутии, отметим, что в самом начале становления фортепианно-педагогической практики первые профессиональные пианисты народа саха получали музыкальное образование за пределами республики (со второй половины 40-х гг.) - в Специальных музыкальных школах-десятилетках при Ленинградской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова и Московской консерватории им. П. И. Чайковского, затем в этих же вузах и Уральской консерватории им. М. П. Мусоргского.

Также и в Китае выдающиеся представители фортепианной культуры дальневосточных стран, определившие выход своих национальных школ за пределы собственного культурного ареала, лишь начинали обучение у отечественных педагогов. Китайские пианисты все чаще рассматривали обучение у высококвалифицированных специалистов, работавших в стране, лишь в качестве предварительного этапа для обучения за рубежом. Лучшие воспитанники Китая в 40-х годах продолжили обучение в Париже, Брюсселе и Лондоне.

Надо отметить, что в Китае, несмотря на наличие признаков формирования национальной педагогической школы, ключевая роль иностранных специалистов в целом не снижалась. А в Якутии решение проблем, связанных со становлением профессионального пианистического образования, республика решала за счет специалистов, приглашенных из других регионов России - постоянным притоком извне свежих творческих сил - выпускников различных консерваторий и училищ страны.

В Якутии второй этап фортепианного образования охватывает период с конца 1950-х - начала 60-х до начала 90-х годов. Он характеризуется формированием широкой сети музыкально-образовательных учреждений по всей Якутии (к концу этого периода функционировало более ста музыкальных школ), где педагогами уже становились выпускники Якутского музыкального училища. Таким образом, начальное музыкальное и среднее специальное образование осуществлялось уже в самой Якутии, а высшее - за пределами республики.

На заключительной стадии становления фортепианного искусства в Китае основным критерием завершения периода явилось достижение стабильной преемственности в профессиональном фортепианном образовании, а также появление плодов данного образования - значимых художественных результатов. С. А. Ай-зентштадт, исследуя эту фортепианную школу, отмечает, что усилия, предпринятые

в 50-е годы правительством Китайской Народной Республики для стимулирования национального пианистического искусства, открытие специальных музыкальных учебных заведений обеспечило переход на качественно новый уровень. Совершенствовалась система фортепианного обучения в Шанхайской консерватории, открывались новые центры профессионального фортепианного образования (консерватории в Тяньцзине, Пекине, Шеньяне и др.). Айзентштадт также отмечает, что развитие фортепианного искусства в КНР происходило при активной помощи фортепианных школ социалистических стран, в первую очередь - советской (Т. Кравченко, Д. Серов, А. Татулян и др.). Молодые пианисты направлялись и для учебы за пределами Китая - прежде всего в СССР.

Исследователи подчеркивают, что прохождение этого периода не было безоблачным: на него пришлось одно из самых мрачных явлений в истории не только дальневосточного, но и мирового пианистического искусства: гонения на фортепиано в эпоху китайской «культурной революции» (1967-1977). Тем не менее, трагические события не смогли переломить общий ход развития китайской фортепианной культуры. После окончания «культурной революции» фортепианная школа КНР достаточно быстро восстановила утраченные позиции. На данной фазе исторического развития в Китайской Народной Республике сложилась весьма развитая система фортепианного образования с разветвленной инфраструктурой, включающей весь образовательный комплекс, предназначенный как для начинающих, так и для пианистов-профессионалов высокого уровня. Фортепианные отделения лучших учебных заведений, отвечающие самым высоким критериям качества подготовки пианистов-профессионалов, были укомплектованы национальными педагогическими кадрами. Фортепианное искусство страны не только получило безоговорочное мировое признание, но и стало оказывать существенное воздействие на мировой пианизм. Успехи молодых исполнителей из Китая на престижных международных состязаниях не только перестали быть единичными, но и демонстрируют доминирование ее представителей на мировой конкурсной арене. Лучших исполнителей Китая вполне можно причислить к ключевым фигурам современной пианистической культуры. Здесь же необходимо заметить такое явление, как «фортепианный бум» - стремительное увеличение числа китайских обучающихся на инструменте, отчетливо наблюдаемого в 80-е годы и окончательно определившегося в начале следующего десятилетия в качестве одной из важнейших тенденций, коренным образом повлиявшей на ситуацию в Китае. В Якутии также наблюдался приоритет выбора фортепиано начиная со второй половины 60-х годов. Во всех многочисленных музыкальных школах республики фортепианные классы были самыми популярными и многочисленными.

В Якутии точка отсчета третьего этапа фортепианного образования - 1993 год, когда открылась Высшая школа музыки РС (Я) - учебное заведение с трехступенной системой обучения - начальной, средней и высшей. Появление высшего музыкального учебного заведения знаменует качественный скачок в системе музыкального образования: впервые в Якутии началась подготовка специалистов-музыкантов высшей квалификации. В настоящее время, особенно с появлением республиканского проекта «Музыка для всех» (с 2013 г.) интерес к фортепиано опять возрос. Этот проект ставит перед собой цель развития музыкальной культуры в Республике Саха (Якутия) как живого капитала общества и признания на государственном уровне роли и значения музыкального образования в качестве существенной части национальной культуры и одного из приоритетных направлений ее развития. Ставиться задача, чтобы каждый ученик общеобразовательной школы мог играть на классическом инструменте. И здесь фортепиано является самым популярным инструментом.

Говоря о фортепианном творчестве, отметим, что в последний период развития фортепианного искусства в Китае значительно укрепилась композиторская школа. Сочинения, созданные ведущими китайскими композиторами, активно входят в

национальный пианистический репертуар. Продолжается интенсивное освоение и созданных ранее опусов китайских композиторов. Однако в основе репертуара фортепианной школы Китая все же по-прежнему остаются произведения композиторов Запада. Приоритетная ориентация на освоение европейского фортепианного искусства отнюдь не привела к утрате стилевого своеобразия. Адаптация западных культурных ценностей теснейшим образом увязана с органичным претворением коренных национальных традиций в фортепианной авторской музыке.

Якутская же фортепианная музыка с первых шагов своего развития складывалась в результате взаимодействия двух истоков. Одним из них стала якутская народно-бытовая песенная, танцевальная и, отчасти, инструментальная музыка. При этом, естественно, менялись формы претворения интонационного строя народных песен в профессиональной музыке. Так, национальные мелодии в композиторском творчестве подвергаются радикальной переработке, приобретая совершенно иной индивидуальный облик, при этом ладовые, интонационные и ритмические особенности якутского фольклора передаются в них с большой тонкостью и чуткостью. Огромный интерес к фольклору мотивирован профессиональными музыкантами прежде всего осознанием его как основы профессионального творчества. Это тем более важно, что фольклор - и как живое творчество, и как система - возникал снизу, в качестве спонтанного самовыражения эстетических и этических потребностей народа, его философии, принимая при этом определенные формы без влияния европейской культуры. Другим важнейшим истоком фортепианных сочинений якутских авторов стали многовековые традиции европейской музыки.

Таким образом, фортепианная культура Якутии прошла стремительный путь развития, которое ныне интенсивно продолжается - в настоящее время в этой сфере работают самобытные композиторы, яркие исполнители, авторитетные преподаватели, творческая деятельность которых вносит весомый вклад в художественную, духовную жизнь республики. В течение 60-ти лет была создана довольно обширная фортепианная литература, представленная произведениями различных жанров и форм, отличающаяся богатством тематизма, многообразием фактуры, выразительных пианистических средств и интерпретаторских возможностей. Наиболее яркие из них, самобытные постоянно звучат на концертной эстраде не только в Якутии, России, но в последнее время и за рубежом. Сегодня якутская фортепианная культура являет собой образец ярко выраженной интеграции европейского и национального и является неотъемлемой составной частью многонациональной российской культуры.

В Китайской Народной Республике также развитие национальной фортепианной культуры было быстрым, она справедливо считается одной из наиболее ярких и характерных явлений современной музыкальной жизни. В условиях кризисных явлений, наметившихся в последние десятилетия в сфере академического музыкального искусства, фортепианное искусство Китая играет важную роль в поддержании стабильности современной мировой пианистической школы. Резкий скачок интереса к фортепиано, наблюдаемый в Китае в последние десятилетия, привел к тому, что к началу XXI века китайское пианистическое образование достигло массовых масштабов. Повышенная потребность в квалифицированных педагогических кадрах влечет за собой постоянное возрастание числа западных - в том числе и российских - преподавателей, выезжающих на работу в Китай. Одновременно увеличивается и количество китайских учащихся, направляющихся для совершенствования мастерства за пределы национального пространства - в государства, где пианистическая культура находится на более высокой ступени развития.

В конце статьи отметим, что эти молодые национальные фортепианные культуры, сложившиеся относительно недавно, имеют ряд общих черт:

- если европейские фортепианные школы складывались, главным образом на протяжении XVIII и XIX веков, то основные процессы формирования молодых фортепианных культур Китая и Якутии относятся к XX столетию;

- обе национальные фортепианные культуры сформированы в результате адаптации европейской музыкальной модели к их неевропейской национальной культуре. При этом приоритетная ориентация на освоение европейского фортепианного искусства отнюдь не привела к утрате своего национального своеобразия;

- в процессе формирования фортепианного образования в Китае и Якутии обнаруживается примерно одинаковая периодичность. Первый - это период зарождения; второй - период становления; третий - отмечается выходом на международную арену. При этом каждый из периодов включает несколько этапов. В целом, период становления названных молодых фортепианных культур примерно одинаков в своих типологических характеристиках. Это рост сети музыкально-образовательных учреждений (в том числе высших учебных заведений), развитие фортепианной педагогики, появление национального своеобразия музыки, первые успехи на международной арене. Попутно отметим, что и в Китае, и в Якутии трудный процесс зарождения фортепианной культуры сопровождался продолжительными паузами, в результате которых развитие необходимо было вновь начинать почти «с чистого листа».

- обе фортепианные культуры роднит тот факт, что в обеих республиках одним из ключевых факторов, обеспечивших успешность развития фортепианного образования и исполнительства, является влияние русской фортепианной школы;

- первые профессиональные пианисты Китая и Якутии получали образование за пределами родины; при возникновении первых учебных заведений, зачастую там работали приезжие специалисты.

Таким образом, фортепианное исполнительство Якутии, вступив на путь активного созидания по сути дела, лишь с середины 60-х годов, стало к настоящему времени серьезным и самобытным художественным явлением. И, несмотря на то, что Якутия позднее других национальных регионов СССР вступила на путь профессионального музыкального искусства, ныне сложилась достаточно крепкая пианистическая школа, которая позволяет фортепианному исполнительству на арктическом Севере России успешно и интенсивно развиваться и активней заявлять о себе, она уверенно выходит на международный уровень. Здесь можно привести уже хрестоматийный пример, когда на международном фестивале-конкурсе им. Рихтера во Франции, студентка пианистка Высшей школы музыки помимо завоеванного лауреатского звания, отмечена специальным призом за лучшее исполнение современного произведения и это произведение якутского автора - соната Полины Ивановой. Или другой пример - Высшая школа музыки успешно проводит совместно с Московской государственной консерваторией международный пианистический конкурс имени родоначальника профессионального музыкального образования Якутии Марка Николаевича Жиркова. В программных требованиях двух туров классический фортепианный репертуар и обязательное исполнение одного произведения якутского автора. Пианисты их Якутии в конкурсных баталиях с честью представляют свою фортепианную школу.

Сегодня в китайской фортепианной культуре существует разветвленная сеть учебных заведений, интенсивно развивается педагогика. Уровень преподавания в лучших музыкальных ВУЗах в настоящее время соответствует самым высоким стандартам фортепианного обучения. Мы рассматриваем китайское фортепианное искусство в качестве особого, во многом уникального явления, сформированного в тесной связи с общими тенденциями развития мирового фортепианного искусства.

Ссылки на источники

1. Айзенштадт, С. А. Зарождение фортепианного искусства в странах Дальневосточного региона / С. А. Айзенштадт // Идеи и идеалы. - 2012. - № 4. Т. 2. - С. 101-109. 48

2. Айзенштадт, С. А. О роли русской фортепианной школы в процессе формирования пианистического искусства Китая и Японии / С. А. Ай- зенштадт // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов : Грамота, 2015. - № 3. Ч. 1. - С. 22-26.

3. Айзенштадт, С. А. Стилевые искания в фортепианном исполнительстве стран Дальневосточного региона / С. А. Айзенштадт // Проблемы музыкальной науки. - 2011. - № 2. -С. 184-188.

4. Айзенштадт, С. А. Фортепианная культура Китая и Кореи глазами американских исследователей / С. А. Айзенштадт // Проблемы музыкальной науки. - 2013. - № 2. - С. 6-11.

5. Айзенштадт, С. А. Фортепианные школы стран Дальнего Востока на конкурсной арене / С. А. Айзенштадт // Проблемы музыкальной науки. - 2011. -№ 1 - С. 200-204.

6. Айзенштадт, А. С. Русские основоположники китайской фортепианной школы: мифы и реальность на изломах истории / С. А. Айзенштадт // «Родная земля»: образ и идея русской культуры: Сб. докладов научно- практической конференции «Свиридовские чтения». - Курск, 2012. - С. 108-114.

7. Айзенштадт, С. А. Фортепианная культура Китая и музыкальное мышление Востока / С. А. Айзенштадт // Культура Дальнего Востока России и стран АТР. Сборник статей по материалам научной конференции. Вып. 11. -Владивосток : Изд-во Тихоокеанского государственного эко- номического университета. 2005. - С 58-61.

8. Варламова А. В. Фортепианное исполнительство Якутии: истоки и пути развития. -Якутск: РИО РНМЦ НТ и СКД им. А. Е. Кулаковского, 2006.

9. Головнева Н.И. Становление якутской профессиональной музыкальной культуры (19201985 гг.). - Новосибирск: ЯНЦ АН РФ, 1994. - С. 384.

10. Щукин Н.С. Поездка в Якутск. - СПб, 1844.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.