Научная статья на тему 'Китай в мировой политике: ресурсы, цели, проблемы, отношения с Россией'

Китай в мировой политике: ресурсы, цели, проблемы, отношения с Россией Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2714
362
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ / НОАК / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ РЕГИОНОВ / МИГРАЦИЯ / ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКАЯ СДЕРЖАННОСТЬ / ВЕЛИКАЯ ДЕРЖАВА / ЭКСПАНСИЯ / CHINA / ECONOMIC GROWTH / DEMOGRAPHIC RESOURCES / PLA / SOCIAL-ECONOMIC DIFFERENTIATION OF REGIONS / MIGRATION / RESTRAINT IN FOREIGN POLICY / GREAT POWER / EXPANSION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Дробот Галина Анатольевна

Целью данной статьи является анализ места и роли Китая, являющегося новой силой в современных международных отношениях. Автор рассматривает такие стороны проблемы, как факторы влияния Китая на внешнюю политику, приоритеты внешней политики Китая, внутренние проблемы развития. Особое внимание обращено на отношения между Китаем и Россией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

China in international policy: resources, goals, problems, relations with Russia

The purpose of present article consists in analyzing a place and a role of China as the new world giant in modern international relations. The author allocates such aspects of a problem as factors of foreign policy influence of China, its foreign policy priorities, problems ofinternal development. The special attention is given to relations of China and Russia.

Текст научной работы на тему «Китай в мировой политике: ресурсы, цели, проблемы, отношения с Россией»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 18. СОЦИОЛОГИЯ И ПОЛИТОЛОГИЯ. 2009. № 1

ТЕНДЕНЦИИ СОВРЕМЕННОГО МИРА

Г.А. Дробот, доктор политических наук, профессор кафедры социологии международных отношений социологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова

КИТАЙ В МИРОВОЙ ПОЛИТИКЕ: РЕСУРСЫ, ЦЕЛИ, ПРОБЛЕМЫ, ОТНОШЕНИЯ С РОССИЕЙ

Целью данной статьи является анализ места и роли Китая, являющегося новой силой в современных международных отношениях. Автор рассматривает такие стороны проблемы, как факторы влияния Китая на внешнюю политику, приоритеты внешней политики Китая, внутренние проблемы развития. Особое внимание обращено на отношения между Китаем и Россией.

Ключевые слова: Китай, экономический рост, демографические ресурсы, НОАК, социально-экономическая дифференциация регионов, миграция, внешнеполитическая сдержанность, великая держава, экспансия.

The purpose of present article consists in analyzing a place and a role of China as the new world giant in modern international relations. The author allocates such aspects of a problem as factors of foreign policy influence of China, its foreign policy priorities, problems of internal development. The special attention is given to relations of China and Russia.

Key words: China, economic growth, Demographic resources, PLA, Social-economic differentiation of regions, migration, Restraint in foreign policy, great power, expansion.

Возникнув в 1949 г., современная Китайская Народная Республика (КНР) прошла через ряд драматических этапов в своей истории, включая разрушительную "культурную революцию", чтобы в конце 1970-х гг. начать внутренние социально-экономические реформы, которые в начале 2000-х гг. вывели страну на траекторию одного из лидеров мирового экономического развития. Стремительный экономический рост Китая, его ускоренная интеграция в мировую экономику и как следствие настоящее и будущее влияние на международные отношения сделали анализ роли КНР в мировой политике и экономике в последние годы весьма актуальной исследовательской темой. Китай (наряду с Индией) меняет мировую конфигурацию соотношения сил, сложившуюся политическую и экономическую иерархию стран. В нашей стране Китай воспринимается почти исключительно как страна, в высшей степени удачно проводящая рыночные реформы и демонстрирующая выдающийся пример динамичного развития. То, что проблем у этой страны достаточно много, покажет настоящая статья.

* Дробот Галина Анатольевна — [email protected]

Внешнеполитические ресурсы Китая

(факторы внешнеполитического влияния)

Экономические ресурсы. К 2005 г. китайская экономика заняла второе место в мире по объему ВВП (14,4% от мирового по сравнению с 20,42% у США). По внешней торговле (объем экспорта и импорта), а также объему привлеченнных прямых иностранных инвестиций китайская экономика также на втором месте в мире. КНР вышла на первое место в мире по величине валютных резервов, которые к началу 2007 г. составили 1066 млрд долл., или 11% мировых валютных резервов, и, по оценкам, увеличит их до 2 трлн долл. к концу нынешнего десятилетия. Часть этих средств размещается за рубежом в ценных бумагах казначейства США. В 2006 г. рост ВВП Китая превысил 10%, промышленности — 14,9%, инфляция составила всего 2,1%1. Приток прямых иностранных инвестиций в Китай существенно опережает данные показатели в других развивающихся странах. А если представить себе, что произошло "экономическое воссоединение" материкового Китая и Тайваня, то картина окажется еще более впечатляющей.

Отвлекаясь от цифр, следует отметить, что успехи Китая во внешней торговле во многом связаны с агрессивной внешнеторговой политикой. Разные эксперты называют разные факторы роста экспорта. Одни считают, что широкое использование дешевого труда в ряде отраслей пока еще остается конкурентным преимуществом Китая. "Китай в настоящее время — идеальная страна для организации трудоемких экспортных производств любого объема"2. Однако дешевизна рабочей силы сама по себе не определяет конкурентоспособность страны, особенно при низкой производительности труда (что имеет место в Китае). В противном случае самыми конкурентоспособными были бы африканские страны. Причину внушительного торгового успеха Китая, в частности в отношениях с США американские ученые усматривают в сосредоточении в КНР конечной сборочной стадии азиатских производственных цепочек в электронной промышленности и информационно-телекоммуникационном секторе в результате перемещения сюда производственных мощностей из соседних стран и территорий (Японии, Гонконга, Тайваня, Южной Кореи). Сборка из импортных деталей и комплектующих составляет в настоящее время 55% совокупного китайского экспорта, а по экспорту в США (основного импортера китайской продукции) — 65%.

1 Мировая экономика: прогноз до 2020 года / Под ред. А.А. Дынкина. М., 2007. С. 379—381; Потапов М. Каковы перспективы азиатского гиганта? // МЭиМО. 2007. № 9. С. 122; Брагина Е. КНР на современной мировой арене: между соперничеством и сотрудничеством // МЭиМО. 2007. № 10. С.110—111.

2 Китай в XXI веке: глобализация интересов безопасности / Отв. Г.И. Чуфрин. М., 2007. С. 63.

При этом две трети стоимости китайской экспортной продукции (фактически стоимость тех самых деталей и комплектующих) создается в других азиатских странах, откуда собственно в Китай и перемещена сборка3. Другими словами, ключевую роль играет внешнеторговая политика государства, способствующая привлечению в экономику Китая зарубежных поставок. Во многом это делается усилиями интенсивно создаваемых китайских транснациональных корпораций, на "мировые интересы" которых уже обратили внимание зарубежные аналитики.

Демографическиересурсы. Численность населения Китая в 2005 г составила 1311,4 млн чел., или 20,6% от общей численности населения мира. Правда, благодаря сдерживающей демографической политике прирост численности населения, по прогнозам, заметно сократится — к 2020 г. численность населения Китая ожидается не многим более 1380 млн чел.4 Однако при этом надо иметь в виду, что этнические китайцы расселены по многим странам мира, преимущественно в Юго-Восточной Азии, а также в США и России. В пределах "ареала распространения китайской цивилизации" (КНР, Тайвань, Сингапур и китайские диаспоры стран Юго-Восточной Азии) к 2025 г. будет проживать 21% населения мира. Очевидны попытки Китая структурировать это пространство различными путями (свободные экономические зоны, таможенные союзы, проект "АСЕАН+3", "юаневая валютная зона" и т.д.).

Военные ресурсы. Кроме того, что Китай с 1964 г. является ядерной державой, он обладает самой многочисленной в мире армией — 1600 тыс. человек. Для сравнения: выступая в Госдуме в феврале 2007 г., министр обороны РФ сообщил, что численность российской армии составляет 1130 тыс. человек, назвав этот показатель достаточным. Парк китайских вооружений пока в основном остается на уровне 1960—1970-х гг, хотя КНР проводит энергичную модернизацию своих вооруженных сил. Военный бюджет в абсолютных показателях увеличивается, поставлена задача его удвоения, а в перспективе и утроения5. При этом проводятся демонстрационные акции военной мощи Народно-освободительной армии Китая (НОАК), вызывая закономерный вопрос: кого эта могучая армия собирается освобождать. Если постоянный рост военных расходов, включая закупки современного вооружения за рубежом, ориентированы на гипотетические военные действия в Тайваньском проливе, то их явно многовато. Все это не может не

3 См.: Бергстен Ф, Гилл.Б, Ларди Н, Митчелл Д. Китай. Что следует знать о новой сверхдержаве / Пер. с англ. и предисл. В.В. Попова. М., 2007. С. 137—138.

4 Мировая экономика: прогноз до 2020 года. С. 354, 361.

5 См., например: Галенович Ю.М. Наказы Цзян Цзэминя. Принципы внешней и оборонной политики современного Китая. М., 2003 (раздел "Концепции строительства вооруженных сил и национальной обороны").

вызывать беспокойства у соседей по региону (совокупные военные расходы стран Азии за последние годы увеличились на 50%) и не только у них.

Политические ресурсы. В 1971 г. КНР как обладательница ядерного оружия и страна, обладающая огромными ресурсами, становится постоянным членом Совета Безопасности ООН (до этого ее место занимал Тайвань). С этого времени политический вес Китая на международной арене многократно возрастает.

Китай — участник многих региональных организаций, среди которых АТЭС и ШОС. В последней он наряду с Россией играет ведущую роль, активно распространяя свое влияние на других участников — государства Центральной Азии. Для Пекина Центральная Азия — в первую очередь Казахстан — представляет собой зону геостратегических интересов. Поэтапное расширение ШОС представляет две стороны одной политики — признание перспективного альянса России и КНР и одновременно противостояние продвижению США.

В 2000 г. Китай был принят во Всемирную торговую организацию (ВТО), что явилось отражением его стремительного экономического роста в последние десятилетия.

Внешнеполитическая идеология Китая исключительно миролюбива: он не позиционирует своих соперников в современном мире (что не означает их фактического отсутствия), подчеркивает приверженность принципам мирного сосуществования со всеми международными политическими силами (концепция "мирного возвышения Китая"). Важным фактором влияния Китая в Юго-Восточной Азии (и не только) является опора на обширную и экономически активную китайскую диаспору, которая способна выступать в роли лоббиста интересов КНР.

Идеологические ресурсы. Коммунистическая доктрина, которой официально придерживается китайское руководство, вряд ли может вдохновить многих. Однако Китай динамично пытается модернизировать ее и приспособить к современным запросам, сократив наиболее одиозные положения и совместив их с конфуцианской системой ценностей. Идея конфуцианского трудолюбия по преобразовательному потенциалу вполне может поспорить с концепцией протестантской этики. В "новой" китайской идеологии важна идея почитания властей и старших, стоическое восприятие жизни, а также такие "азиатские ценности", как трудолюбие, дисциплина, уважение семейных ценностей, авторитет власти, подчинение личных устремлений коллективному началу, вера в иерархическое устройство общества, важность консенсуса, стремление избежать конфронтации. Такая система взглядов проповедует господство государства над обществом и общества над индивидуумом, но "азиатского индивидуума" в этом устраивает отсутствие внутрен-

них конфликтов, опора на общинные ценности и "благожелательный" авторитаризм. Конечно, не все эти ценности универсальны для всех типов обществ, но восточноазиатской половине мира они вполне импонируют. Заметим, что при возможном воссоединении материкового Китая с Тайванем этот процесс универсализации модернизированного в соответствии с современными запросами конфуцианского мировоззрения может пойти еще быстрее, поскольку Тайвань очень удачно внедрил модель культурного синтеза западных экономических этических норм и конфуцианских ценностей. Это дает основания думать, что Китай (особенно, "Большой Китай", т.е. КНР, Тайвань и китайские диаспоры в Юго-Восточной Азии, поддержанные всеми китайскими диаспорами в разных государствах планеты) способен бросить вызов Западу и США не только экономически, но посредством выдвижения "духовной альтернативы" западной системе ценностей6.

Научные ресурсы. Китай стал активно позиционировать себя как государство, поощряющее науку и инновации. В стране действует 120 технопарков, еще в 1995 г. была принята специальная государственная программа развития высоких технологий, в которой приоритетными отраслями оказались объявлены: электроника, информатика, аэрокосмическая и оптоволоконная связь, энергосберегающие технологии. В программу уже вложены десятки миллиардов юаней. Китайское государство активно инвестирует в инфраструктуру университетов как центров приращения знаний. КНР стал третьей в мире космической державой, запуск Китаем пилотируемого космического корабля в 2003 г. стал символом этого технологического и инновационного скачка страны.

Внешнеполитические цели Китая

На сегодняшний день внешнеполитические позиции Китая могут быть выражены следующей формулой: страна является в основном региональным лидером, хотя вплотную приблизилась к позиции, с которой может рассчитывать на более высокий международный статус, но сама она эти претензии никак не обозначает.

Отношения Китая с ведущими политическими силами Запада строятся на неоднозначной основе. Наращивание стратегической мощи страны и рост ее влияния при сохранении монополии компартии на власть обусловливают противоречивость международного позиционирования Китая как экономически "своего", рыночного, хотя и конкурента, но политически "чужого" рыночным демократиям. Это создает интригу встраивания Китая в глобальные и региональные институты безопасности экономического развития.

6 См.: Воскресенский А.Д. Китай в контексте глобального лидерства? // Международные процессы. 2004. № 2.

Китай является одним из основных экономических партнеров США. Не одобряя американскую гегемонистскую внешнюю политику, он все же не хочет ссориться с американцами. В самих США с тревогой смотрят на возвышающийся Китай, памятуя о том, что эта страна долго чувствовала себя обиженной ведущими странами Запада и может воспользоваться своим растущим экономическим весом, чтобы попытаться пересмотреть принципы международного экономического порядка (в частности, собственную роль и роль других развивающихся стран в глобальных экономических организациях — ВТО, МВФ, Всемирном банке), а, может быть, в перспективе и структуру международного политического порядка. Американцы постоянно критикуют Китай за нарушение прав человека, используя это как расхожий способ давления. В стратегическом отношении в противовес Китаю США делают ставку на Индию, являющуюся скрытым политическим и экономическим соперником КНР.

Отношения Китая с Евросоюзом менее политизированы. Торговля между Европой и КНР является наиболее динамично развивающимся сегментом мировой экономики (в рамках АСЕМ — форума "Азия — Европа") и удваивается каждые 5—6 лет. Связку с Евросоюзом Китай противопоставляет связи США с Японией. Вместе с тем в Европе с опасением воспринимают растущий экономический вес Китая, в частности имея в виду количество контрафактной продуции, поступающей из этой страны (по имеющимся данным, Китай в этом вопросе — чемпион мира).

Откладывая актуализацию глобальных внешнеполитических целей, Китай в настойщее время добивается следующих стратеги-ческихрегиональных целей:

— признания мировым сообществом территориальной целостности Китая, включая его права на Тайвань, Тибет, Синьцзян;

— международного признания "особых" прав КНР на акваторию Южно-Китайского моря (где пересекаются нефтяные интересы девяти ее соседей по региону);

— распространения преобладающего влияния на Юго-Восточную Азию;

— приемлемого для Китая решения территориальных вопросов с соседними государствами (здесь речь идет прежде всего об Индии, отношения с которой, несмотря на объявляемые "годы индийско-китайской дружбы", носят, по оценкам обеих стран, характер стратегического соперничества; в краткострочной перспективе страны не намерены обострять отношения, придерживаясь "вялотекущей нормализации");

— обеспечения поддержки соседними государствами позиций КНР в спорах с США и другими странами Запада;

— фактического утверждения "особых отношений" между КНР и Монголией;

— приобретения де-факто "особого положения" в Центральной Азии;

— исключения шансов вступления других стран в антикитайские коалиции и военного противостояния с Китаем;

— навязывания другим странам торгово-инвестиционной политики, благоприятной для Китая;

— признания странами региона ведущей региональной роли КНР, выражающейся в виде неформальных, но обязательных консультаций с Пекином перед принятием важных внешнеполитических решений;

— обеспечения согласия других стран принимать китайских иммигрантов;

— закрепления "особых прав" китайских меньшинств за рубежом и признания права Пекина на их защиту;

— распространения китайского языка в Азии, обеспечения двуязычия в зарубежных районах компактного проживания этнических китайцев7.

В регионе Юго-Восточной Азии Китай создал такой задел влияния, к уровню которого не смогло приблизиться ни одно другое государство региона. Причем этот задел создан так корректно и осторожно, что это не вызвало открытого противодействия других государств и тем более образования антикитайской коалиции. Ни одно стратегическое решение в регионе теперь уже не может быть эффективно осуществлено без неформального одобрения КНР.

Резюме всего вышесказанного таково. Во-первых, внешняя политика Китая определяется сочетанием огромных амбиций с громадными возможностями. Во-вторых, определенная сдержанность Китая во внешней политике есть явление тактическое (период скрытого накопления сил), пока страна еще не закончила хозяйственные реформы и скована острейшими внутренними проблемами. Предсказать время и направление выброса накопленной энергии с должной точностью пока невозможно. Ясно одно, что здесь в полной мере реализуется модель "эффекта чайника", описываемая американскими аналитиками по международным отношениям (на примере Японии после революции Мэйдзи конца XIX в. и Германской империи после 1871 г.), в соответствии с которой, подобно закипевшему чайнику, выпускающему пар во внешнее пространство, набравшая внутренний потенциал держава стремится реализоваться на международной арене.

7 Подробнее см.: Китай в мировой политике / Отв. ред. А.Д. Воскресенский. М., 2001.

Внутренние и внешние проблемы Китая

В настоящее время наиболее острыми являются внутренние проблемы развития КНР.

Социально-экономические проблемы. В нашей стране Китай воспринимается почти исключительно как страна, в высшей степени удачно проводящая рыночные реформы и демонстрирующая выдающийся пример динамичного развития. Однако немногие знают о трудностях и проблемах этого развития.

Китайское "экономическое чудо" затрагивает лишь около 1/10 населения страны, в основном в ее юго-восточной части, где сосредоточены основные производственные мощности страны (экономический комплекс Шанхая, провинций Цзянсу и Чжэцзян). Концентрация грандиозных экономических и финансовых средств на ограниченной территории неизбежно означает сдерживание развития остальных регионов страны. В результате глубокая социально-экономическая дифференциация, сложившаяся исторически, стала сочетаться с процессом, воспроизводящим отсталость центральных и западных районов. Почти миллиард китайцев в центральных и западных районах страны живут не намного лучше, чем в XIX в. Среднемесячный заработок в КНР составляет 34—40 долл. США, а почасовая заработная плата в промышленности — 59 центов (для сравнения: в Индии — 43 цента, в Таиланде — 85, Малайзии — 278, Турции — 346)8. Китай прочно держится в списке стран с самыми низкими среднедушевыми доходами. В 2005 г. ВВП на душу населения составлял всего 1,7 тыс. долл./год, а в США этот показатель достиг 42 тыс.9 Удельный вес населения Китая, причисляемого Всемирным банком к среднему классу, не превышает 5%10.

Культивируемая площадь страны — 13,4%. Крестьяне, составляющие 60% населения, имеют мизерные наделы — от 0,15 до 0,3 га — являющиеся главным источником их существования11. Одним из главных факторов социально-экономического неравенства горожан и крестьян является игнорирование властью на протяжении почти четверти века интересов сельского хозяйства, деревни, крестьянства.

Власть подчинила всю жизнь общества и государства интересам форсирования темпов экономического роста на основе всемерного расширения экспортного производства. Большую часть периода "реформ и открытости" органы власти обеспечивали прикрепление горожан к предприятиям, крестьян — к земле. В 2000-е гг. после

8 Китай в XXI веке: глобализация интересов безопасности. С. 63.

9 См.: Бергстен Ф, Гилл.Б., Ларди Н., Митчелл Д. Указ. соч. С. 78.

10 См.: Брагина Е. Указ. соч. С. 110.

11 См.: Гельбрас В.Г. Цена экономических успехов Китая // МЭиМО. 2007. № 9. С. 32.

смягчения, а в ряде мест — отмены раздельной регистрации горожан и крестьян население начало мигрировать из неразвитых провинций в развивающиеся районы. Приток иммигрантов из сельской местности резко обострил конкуренцию на рынке труда. В результате возросла безработица, которая составляет по неофициальным данным 20—22% трудоспособных граждан12.

Нищета на одном полюсе контрастирует с богатством на другом. Китай занял второе место в Азиатско-Тихоокеанском регионе по числу богатейших людей. Почти все они — жители приморских провинций.

Глубокая дихотомия между современными и традиционными секторами экономики не только порождает пропасть между отдельными слоями населения Китая, но и создает макроэкономические трудности — риск неспособности экономики страны "переварить" интенсивный приток иностранных инвестиций.

Итоги экономического развития страны за последнюю четверть века показывают, что их невозможно оценить как однозначно положительные. Цена, которую общество заплатило и продолжает платить за форсированные темпы экономического роста, оказывается чрезмерно высокой.

Экологические проблемы. Как и в большинстве развивающихся стран, особенно с высокими темпами роста, охрана окружающей среды в КНР отнюдь не приоритетна, скорее действует принцип "сначала развитие, потом экология". Результатом стали кислотные дожди, водный кризис, опустынивание и эрозия почв. По имеющимся данным, только 60% сельского населения имеют возможность потреблять воду, соответствующую санитарным стандартам.

Китай не присоединился к Киотскому протоколу 1997 г. о сокращении выбросов "парниковых газов" (прежде всего речь идет об углекислом газе СО2). Между тем КНР — абсолютный мировой лидер по данному показателю.

По некоторым данным, экологическая ситуация в Китае едва ли не самая худшая в мире. Даже официальные лица этой очень закрытой страны начинают понемногу признавать, что если рост китайского ВВП считать с учетом ущерба, нанесенного окружающей среде, то он будут составлять не 8—14, а 1—3% в год.

Поскольку экологические проблемы трансграничны по своей сути, ухудшение обстановки в среде обитания в КНР прямо затрагивает интересы России. Это не только контрабандная торговля российской древесиной, достигающая половины ее импорта в Китай, но и повторяющиеся загрязнения приграничных рек (р. Амур и др.). С сожалением приходится отмечать вялую реакцию китайских властей на эти нарушения.

12 Там же. С. 33.

Энергетические проблемы. Китайская экономика крайне ресурсоемкая. Поэтому при нынешних темпах экономического роста Китай остро нуждается в энергоносителях. В 2004—2005 гг. на долю Китая пришлось 4—5% мирового ВВП. При этом удельный вес страны в мировом потреблении первичных энергоресурсов составил примерно 12%13. Собственные энергетические ресурсы Китая складываются из угля (одно из крупнейших в мире месторождений), в меньшей степени — нефти и газа. Поскольку рентабельность использования угля невысока, а разведанные запасы жидкого углеводорода недостаточны для обеспечения внутреннего рынка, упор делается на их импорт.

Политические проблемы. Они могут быть разделены на три категории. Во-первых, это проблемы сепаратизма, особенно обострившиеся в последнее время в связи с выступлениями за независимость в Тибете. Другие регионы, отмеченные сепаратистскими настроениями, — уйгурская территория и Внутренняя Монголия.

Во-вторых, на местном уровне социально-экономические проблемы вызывают раздражение и протест населения. Ответ властей часто сопряжен с использованием механизмов репрессивного аппарата.

В-третьих, существует нарастающее противоречие между рыночной экономикой Китая и авторитарным политическим режимом страны, которое не вылилось пока в серьезный кризис благодаря повышенному вниманию, уделяемому руководством страны этой проблеме. Единственное за последние десятилетия крупное антиправительственное выступление — протест пекинских студентов на площади Тяньаньмэнь в 1989 г., подавленное властями с использованием военной силы. В остальном политическая ситуация достаточно стабильная. Этому способствуют такие меры правящей элиты, как непротивление и даже поощрение дискуссий в обществе по вопросам модели реформ14 (хотя Коммунистическая партия Китая — КПК — держит их под своим контролем), включение в ряды КПК зарождающегося среднего класса предпринимателей и интеллигенции.

Компартия Китая хорошо усвоила уроки развала Советского Союза и КПСС. Пекин отверг проведение "шоковой терапии" путем радикальных политических реформ и заимствует опыт политического устройства у стран Восточной Азии, в частности Сингапура. Речь идет о так называемой "демократии участия", которая подразумевает лидерство авторитарной партии при небольшом расширении народного участия в политическом процессе, а также руководстве при помощи норм права.

13 Там же. С. 29.

14 См.: Борох О.Н, Ломаное А.В. Лекарство от сомнений // Россия в глобальной политике. 2006. № 4.

XVII съезд КПК 2007 г. предпринял попытки решения внутренних проблем Китая. Поставлена цель построения к 2020 г. "общества среднего достатка" на основе увеличения к этому времени уровня ВВП на душу населения в четыре раза по сравнению с показателями 2000 г. Однако достичь этой цели можно, лишь изменив экономическую политику. По мнению китайского руководства, экономика должна постепенно отходить от сформировавшейся в 1990-е гг. экспортно ориентированной модели, направленной на увеличение вывоза дешевых товаров из КНР и привлечение иностранных инвестиций в развитие производства за счет использования сравнительно дешевой рабочей силы. Вместо этого на съезде поставлена задача "увеличить капиталовложения в инновации и сделать упор на совершение прорыва в области ключевых технологий". Фактически речь идет о том, чтобы устранить зависимость Китая от импорта передовых технологий. Для этого предложено увеличить финансирование фундаментальных исследований, а также ускорить доведение их результатов до производства путем создания цепочек, объединяющих вузы, НИИ и предприятия. Кроме того, была поставлена задача усилить социальную составляющую политики, направленную на смягчение противоречий, обострившихся в период ускоренных реформ предшествующего периода. Наконец, концепция развития Китая не обходит вниманием и еще одну крайне важную проблему — борьбу с загрязнением окружающей среды.

Внешние проблемы. Сюда относится прежде всего мировой энергетический кризис, сопровождающийся длительным ростом цен на нефть. Ситуация усугубляется тем, что Китай поздно — в период высоких цен на нефть — приступил к созданию национального резервного нефтяного фонда и диверсификации источников поступления энергоресурсов. Цепочка последствий в этом случае может выглядеть так: рост цен на нефть и бензин в условиях продолжающегося "автомобильного бума"; рост инфляции; удорожание и как следствие падение темпов роста (или сокращение) экспорта и соответственно темпов роста ВВП, сверхмерно завязанного на внешние рынки.

Промежуточным фактором риска, имеющим как внутриполитическое, так и международное звучание, является тайваньская проблема. Схема кризиса весьма очевидна: провозглашение Тайванем независимости — война — международные санкции против Китая — кризис экспортного производства, отток иностранного капитала — инфляция, товарно-сырьевые дефициты — сокращение ВВП — социальный взрыв — кризис внутри КПК... Если, конечно, Китай пойдет на военные действия, о чем он, впрочем, недвусмысленно дает понять. Объективно выходом для китайского руководства является максимально возможное сохранение нынешнего статус-кво и поддержка тех политических сил на Тайване, прежде

всего партии Гоминьдана, которые придерживаются тех же позиций и обещают не поднимать вопрос о независимости в течение ближайших 50 лет.

Итак, угроза полномасштабного кризиса в Китае в ближайшие 5—10 лет существует и является весьма серьезной. В этом случае окажутся затронутыми не только китайские национальные интересы, но и интересы мирового сообщества, в том числе и России, от которых потребуются адекватные ответные действия. Мировое сообщество заинтересовано в сохранении динамичного и устойчивого развития Китая. Кризис в Китае — развиваясь по "эффекту домино", несет угрозы восточноазиатской и мировой экономике и политике15.

Отношения России и Китая

Взаимоотношения России и Китая нельзя назвать однозначными. С одной стороны, страны определили свои отношения как стратегическое партнерство, что закреплено в двух основополагающих межгосударственных договоренностях — Российско-китайской совместной декларации о многополярном мире и формировании нового международного порядка (1997) и Договоре о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Китайской Народной Республикой и Российской Федерацией (2001 г.). В соответствии с этими документами Россия и Китай выстраивают свою глобальную и двустороннюю политику. Важнейшее значение для обеих стран имеет то, что их позиции по ключевым международным проблемам совпадают (хотя Китай не позиционирует их так резко, как Россия). Это относится прежде всего к гегемонистской политике США и стран НАТО. Активно развиваются экономические и культурные взаимоотношения. Россия ведет строительство столь необходимого для Китая нефтепровода к его территории. При высоких потребностях КНР в нефти, газе и электроэнергии строительство энергомостов с Россией содержит для последней большие перспективы; при четком регулировании миграционных процессов несомненную пользу для России может принести использование китайской рабочей силы для строительства дорог, заготовки и переработки древесины, в сельском хозяйстве, в чем китайцы хорошо себя зарекомендовали. Китай является основным импортером российского вооружения. Контакты высшего руководства двух стран носят регулярный характер.

С другой стороны, если отвлечься от официальных межгосударственных отношений, то в контактах двух стран можно обнаружить достаточно подспудных камней. Прежде всего они связаны

15 Мировая экономика: прогноз до 2020 года. С. 325, 326.

с остротой внутренних проблем Китая, которые он не прочь решить за счет соседних стран, и с особенностями территорий России, примыкающих к КНР. Следует напомнить, что протяженность российско-китайской границы огромна — 4200 км. На всем этом пространстве российские территории отличаются крайне низкой плотностью населения, неразвитой инфраструктурой, оторванностью от Центра, слабостью государственных институтов, распыленностью экономических мощностей и при этом — огромным богатством природных ресурсов (нефть, газ, лес и др.). Напротив, территории Китая, примыкающие к российским, чрезвычайно плотно заселены (по ту сторону Амура, только в трех провинциях, проживают около 300 млн китайцев) и крайне бедны как плодородными почвами, так и природными ресурсами. Если добавить к этому отсутствие у России стратегии использования восточных территорий и наличие соответствующей стратегии у Китая в отношении решения своих проблем, то напрашивается естественный вывод о том, что существуют объективные условия для расширения экономических (а возможно, и территориальных) интересов КНР за счет соседней России.

Начнем с наихудшего сценария. Восток России (в лучшем случае пространство к востоку от Байкала, возможно — к востоку от Енисея, в худшем — к востоку от Урала) за пару десятилетий превратится в гигантское "Косово" в том смысле, что формально будет числиться за Россией, но реально станет частью Китая в финансово-экономическом и демографическом смысле (в отдельных гетто будут жить немногочисленные граждане России). Возможно, Россия продолжит держать рядом с этими гетто гарнизоны российской армии, которые все равно не будут иметь никаких шансов в случае реального столкновения с силами НОАК (от обмена ядерными ударами, стоит надеяться, стороны воздержатся). Китайская армия окажется на российской территории, просто перейдя ставшую чисто формальной границу. Казахстан, видимо, будет просто поглощен, на бумаге оставшись независимым.

Впрочем, в настоящее время явной угрозы суверенитету России со стороны Китая нет. Не надо ждать от него классической военной агрессии, ее вероятность невелика. Пекин "привязывает" восточные регионы России к себе экономически, а также демографически за счет поощрения миграции своих граждан в Россию. При этом проводимые в России опросы китайских мигрантов в последние годы показывают, что обосноваться в России планируют более 35%, а уехать через Россию в другие страны — свыше 14%. Вернуться на родину собираются менее половины респондентов16. Россия, не имея пока никакой стратегии и тем более "контрстратегии" на Дальнем Востоке, сама его "сдает".

16 http://www.strana-oz.ru/?numid=198&article=905

Китай практически не скрывает своих экспансионистских намерений. В стране полуофициально принята концепция "стратегических границ и жизненного пространства". Предполагается, что территориальные и пространственные рубежи обозначают лишь пределы, в которых государство с помощью реальной силы может "эффективно защищать свои интересы". "Стратегические границы жизненного пространства" должны перемещаться по мере роста "комплексной мощи государства". При этом НОАК в 2010 г. должна превратиться в силу, "гарантирующую расширение стратегических границ и жизненного пространства". В школьных учебниках истории Академии наук Китая история российско-китайских отношений рассматривается как агрессия России против Китая и захват его "исконных" земель. В академических кругах лишь ведется дискуссия на тему, где именно проходит западная граница этих самых исконных земель: доходит ли она до Урала, или можно ограничиться Енисеем, или достаточно восстановить границу по Нерчинскому договору 1689 г. (Читинская область). Таким образом, под возможные территориальные претензии подведена положенная идеологическая и пропагандистская база.

Экономическое сотрудничество России и Китая отражает, скорее, вчерашний день и не обращено в будущее. Экспорт РФ в Китай в основном состоит из сырьевых товаров, энергоносителей при сокращении доли готовых изделий. Исключение составляет военно-технический компонент, но и здесь "на горизонте времени" маячат сложности в недалеком будущем — отставание в поставках запасных частей, сервисных услуг, растущая конкуренция в этом динамичном сегменте мирового рынка. Подспудно назревает еще одна проблема: насколько стратегически оправдана преимущественная ориентация России на военно-коммерческое сотрудничество с КНР, как скоро его можно будет, по крайней мере, дополнить, если не заменить современной машиностроительной продукцией мирного назначения?

Китай же со своей стороны наводнил Россию дешевой продукцией повседневного спроса, не пренебрегая при этом широким сбытом контрафактной продукции. Последнее относится и к нарушению прав интеллектуальной собственности. Россию очень волнует тот факт, что Китай позволил себе в точности копировать, к примеру, российские истребители Су-27, выдавая их за китайскую разработку17.

Интерес представляют отношения России и Китая в рамках ШОС за пределами официальной риторики. Несмотря на активное сотрудничество и стремление к его расширению и качествен-

17 Известия. 2008. 26 мая.

ному росту, Москва и Пекин соперничают за право быть лидером в организации. Уже сейчас Китай активно заявляет о своем экономическом и военно-техническом участии в делах центральноази-атских участников ШОС — Казахстана, Узбекистана, Таджикистана и Киргизии. Его главное оружие — кредиты, поставка дешевых китайских товаров в Центральную Азию. Напрашивается вопрос: не стремится ли Китай сыграть для стран региона роль локомотива развития по модели К. Акамацу "летящие гуси"?18 Теоретически такая возможность существовала для России в 1990-е гг., но политические и экономические ресурсы страны не позволили ее реализовать, а сейчас первенство уже принадлежит Китаю. Соперничество за лидерство отмечается не только в экономической, но даже в военно-оперативной сфере19.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Бергстен Ф., Гилл Б., Ларди Н, Митчелл Д. Китай. Что следует знать о новой сверхдержаве / Пер. с англ. и предисл. В.В. Попова. М., 2007.

Борох О.Н., Ломанов А.В. Лекарство от сомнений // Россия в глобальной политике. 2006. № 4.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Брагина Е. КНР на современной мировой арене: между соперничеством и сотрудничеством // МЭиМО. 2007. № 10.

Воскресенский А.Д. Китай в контексте глобального лидерства? // Международные процессы. 2004. № 2.

Галенович Ю.М. Наказы Цзян Цзэминя. Принципы внешней и оборонной политики современного Китая. М., 2003 (раздел "Концепции строительства вооруженных сил и национальной обороны").

Гельбрас В.Г. Цена экономических успехов Китая // МЭиМО. 2007. № 9.

Известия. 2008. 26 мая.

Китай в мировой политике / Отв. ред. А.Д. Воскресенский. М., 2001.

Китай в XXI веке: глобализация интересов безопасности / Отв. ред. Г.И. Чуфрин. М., 2007.

Литовкин Д. Китайцы обеспечат "миссию мира" // Известия. 2007. 28 июня.

Мировая экономика: прогноз до 2020 года / Под ред. А.А. Дынкина. М., 2007.

Потапов М. Каковы перспективы азиатского гиганта? // МЭиМО. 2007. № 9.

http://www.strana-oz.ru/?numid=198&article=905

18 Эта модель используется в Восточной Азии с 70-х гг. ХХ в. Ее суть — передача технологий от одного эшелона стран к другому по мере перехода первых на более технологически емкие производства по образу и подобию летящего клина гусей (Япония — Южная Корея, Тайвань, Сингапур, Гонконг — Таиланд, Малайзия, Индонезия).

19 См.: Литовкин Д. Китайцы обеспечат "миссию мира" // Известия. 2007. 28 июня. 4 ВМУ, социология и политология, № 1 49

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.