Научная статья на тему 'Китай в глобальном мире: технологии управления будущим'

Китай в глобальном мире: технологии управления будущим Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
93
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / GLOBALIZATION / МЕЖДУНАРОДНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / INTERNATIONAL ECONOMIC COOPERATION / АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ASIA-PACIFIC ECONOMIC COOPERATION / АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКИЙ РЕГИОН / ASIA-PACIFIC REGION / ТРАНС-ТИХООКЕАНСКОЕ ПАРТНЕРСТВО / TRANS-PACIFIC PARTNERSHIP / ВСЕСТОРОННЕЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО / A COMPREHENSIVE REGIONAL ECONOMIC PARTNERSHIP / ТРАНСАТЛАНТИЧЕСКОЕ ТОРГОВОЕ И ИНВЕСТИЦИОННОЕ ПАРТНЕРСТВО / TRANSATLANTIC TRADE AND INVESTMENT PARTNERSHIP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аносова Людмила Александровна, Кабир Людмила Сергеевна

Взаимодействие России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) способствует постепенной корректировке и изменению внешнеэкономической политики страны. Активизация участия России в рамках Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) позволяет усилить интеграцию экономик стран форума и способствовать росту их инновационного развития, формированию новой инфраструктуры, экономическим реформам и т. д. Цель. В этой связи в исследовании центром внимания становится вопрос основных направлений «совместного строительства партнерских отношений в АТР». Результаты. В настоящем исследовании проанализированы основные тенденции развитии сферы глобального регулирования международных экономических и инвестиционных процессов в АТР. В результате определяется роль Китая как второй экономики мира и главной экономики АТР. Изучены стратегические инициативы Китая в сфере глобального экономического регулирования: целевая направленность, решаемые задачи, занимаемая страной роль в региональном и глобальном управлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

China in the Global World: Technology of Management of the Future

Interaction between Russia and countries of the AsiaPacific Region (APR) promotes gradual adjustment and change in foreign economic policy. Increased participation of Russia in the Asia-Pacific Economic Cooperation (APEC) allows to strengthen the integration of the economies of the region and contributes to the growth of innovative development, formation of new infrastructure, economic reforms, etc. Aim. In this regard, the center of attention of this study is the question of the main directions of “joint development of partnerships in the Asia-Pacific Region”. Results. The present study analyzed the main trends of the global regulation of international economic and investment developments in the Asia-Pacific region. As a result, the role of China is defined as the second in the world, and the main economy of Asia-Pacific Region. Analyzed are the strategic initiatives of China in global economic regulation: goal orientation, tasks, the role of the country in regional and global governance.

Текст научной работы на тему «Китай в глобальном мире: технологии управления будущим»

Китай в глобальном мире: технологии управления будущим

о

о

о о;

China in the Global World: Technology of Management of the Future

УДК 339.9

Аносова Людмила Александровна

начальник отдела — заместитель академика-секретаря Отделения общественных наук РАН (Москва), доктор экономических наук, почетный профессор СПбУУиЭ 119991, Москва, Ленинский пр., д. 32А

Anosova Lyudmila Aleksandrovna

Social Sciences Division of Russian Academy of Science (Moscow) Leninskiy Ave 32A, Moscow, Russian Federation, 119991

Кабир Людмила Сергеевна

главный научный сотрудник Научно-исследовательского финансового института Министерства финансов РФ (Москва), доктор экономических наук, профессор 127006, Москва, Настасьинский пер., д. 3, стр. 2

Kabir Lyudmila Sergeevna

Scientific-Research Institute of Finance by the Ministry of Finance of the Russian on (Moscow)

nskiy Lane 3/2, Moscow, Russian on, 127006

Взаимодействие России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) способствует постепенной корректировке и изменению внешнеэкономической политики страны. Активизация участия России в рамках Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) позволяет усилить интеграцию экономик стран форума и способствовать росту их инновационного развития, формированию новой инфраструктуры, экономическим реформам и т. д.

Цель. В этой связи в исследовании центром внимания становится вопрос основных направлений «совместного строительства партнерских отношений в АТР».

Результаты. В настоящем исследовании проанализированы основные тенденции развитии сферы глобального регулирования международных экономических и инвестиционных процессов в АТР. В результате определяется роль Китая как второй экономики мира и главной экономики АТР. Изучены стратегические инициативы Китая в сфере глобального экономического регулирования: целевая направленность, решаемые задачи, занимаемая страной роль в региональном и глобальном управлении.

Ключевые слова: глобализация, международное экономическое сотрудничество, Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество, Азиатско-Тихоокеанский регион, Транс-Тихоокеанское партнерство, Всестороннее региональное экономическое партнерство, Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнерство

Interaction between Russia and countries of the Asia-Pacific Region (APR) promotes gradual adjustment and change in foreign economic policy. Increased participation of Russia in the Asia-Pacific Economic Cooperation (APEC) allows to strengthen the integration of the economies of the region and contributes to the growth of innovative development, formation of new infrastructure, economic reforms, etc.

Aim. In this regard, the center of attention of this study is the question of the main directions of "joint development of partnerships in the Asia-Pacific Region".

Results. The present study analyzed the main trends of the global regulation of international economic and investment developments in the Asia-Pacific region. As a result, the role of China is defined as the second in the world, and the main economy of Asia-Pacific Region. Analyzed are the strategic initiatives of China in global economic regulation: goal orientation, tasks, the role of the country in regional and global governance.

Keywords: globalization, international economic cooperation, the Asia-Pacific Economic Cooperation, the Asia-

Pacific region, the Trans-Pacific Partnership, a comprehensive regional economic partnership, Transatlantic trade and investment partnership

Современный процесс экономической интеграции характеризуется тремя векторами развития:

1) продвижением к субрегиональному сотрудничеству, охватывающему части стран двух и более континентов;

2)стремлением к глобализации, когда к экономическому сотрудничеству привлекается большинство стран мира;

3) стремлением к экономическому регионализму, позволяющему обеспечить интересы группы стран региона [1].

Наибольший интерес представляет третье направление развития экономической интеграции, феномен которого наглядно проявился в конце ХХ — начале XXI в. в странах Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Его отличительной чертой является возможность реализации наиболее экономически развитыми странами АТР модели включения в процесс глобализации, смягчающей действие его негативных факторов, что позволяет азиатским государствам участвовать в формировании правил международной торговли и способствует реализации их внешнеэкономических стратегий [2].

Необходимость урегулирования целого ряда мировых и региональных проблем способствует усилению международного взаимодействия в рамках механизма АТЭС1. Его цель — расширение сотрудничества стран-участников, в том числе продвижение глобального экономического управления, когда развивающиеся страны и нарождающиеся рынки наделяются более высоким представительством.

Коррекция российской внешнеэкономической политики, направленная на постепенное изменение стратегии внешнеэкономической деятельности, предполагает перенесение основного акцента на развитие производственных отраслей, экспорт которых будет ориентирован на рынок АТР, а также на освоение и

1 Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) — форум для сотрудничества в области региональной торговли, облегчения и либерализации капиталовложений. Его участниками является 21 государство (большинство стран с береговой линией у Тихого океана).

расширение взаимосвязей нашей страны в области производства и торговли со странами региона, поиск точек соприкосновения интересов, создающих предпосылки для развития торгово-экономического сотрудничества.

Активизация участия России в сотрудничестве в рамках АТЭС позволяет расширить и углубить существующие взаимосвязи со странами региона и совместными усилиями активно продвигать интеграцию экономик стран форума, содействовать инновационному развитию, строительству инфраструктуры, расширению взаимосвязей, экономическим реформам, осуществлять меры по комфортизации правил торговли, предусмотренные соглашениями ВТО.

Основными направлениями «совместного строительства партнерских отношений в АТР» [3; 4], обсуждавшимися на саммите АТЭС — 2014, признаны следующие.

1) Создание зоны свободной торговли в АТР, концепция которой впервые была сформирована еще в 2004 г. Только через 10 лет, на Пекинском форуме АТЭС — 2014, были представлены «четкие соображения и конкретное расписание создания зоны свободной торговли в АТР» [5, с. 41]. Несмотря на множество разногласий, сегодня все 21 страна — участницы АТЭС демонстрируют решимость в создании единого рынка в АТР. В связи с этим, как представляется, долгосрочной целью развития содружества является создание зоны свободной торговли.

2) К цели, достижение которой планируется в среднесрочной перспективе, относятся инновационное развитие и экономическая трансформация на его основе. Главной проблемой этого направления является поиск ответа на вопрос: как обеспечить устойчивый и здоровый экономический рост посредством инноваций и повышения производительности в условиях, когда модель мирового экономического роста подтвердила серьезные изъяны, а США демонстрируют стремление переложить последствия кризиса на другие страны?

3) Дальнейшее продвижение по пути строительства взаимосвязанности1, где важнейшим признается развитие инфраструктурных взаимосвязей между странами АТР. Данное направления требует от членов сотрудничества концентрации усилий уже сегодня, поскольку является задачей текущего времени.

Первое направление — «создание Азиатско-Тихоокеанской зоны свободной торговли (АТЗСТ)» — имеет исключительную важность для стран региона. Его реализация невозможна без одновременной реализации второго и третьего направлений «совместного строительства партнерских отношений в АТР». Кроме того, существует ряд объективных причин геополитического характера, также обуславливающих его исключительную важность.

Во-первых, для АТР характерны наиболее активное движение капитала и торговля товарами, а также наиболее сложная ситуация с соглашениями о свободной

1 В настоящее время у стран — членов АТЭС еще не сформировалось единое мнение относительно того, что следует принимать за «взаимосвязанность». В общих чертах это понятие включает в себя традиционные торговые обмены, взаимное инвестирование, новые направления регионального экономического сотрудничества (обмен технологиями, энергетическое сотрудничество, финансовая взаимопомощь, инфраструктурная взаимосвязь, контакты людей, координация правил).

торговле [6, с. 30]. Поэтому после создания АТЗСТ ^ страны АТР смогут устранить недостатки многосто- ^ ронней торговой системы с помощью регионального о соглашения о свободной торговле. ^

Во-вторых, АТР — это регион с крайне высоким ^ уровнем дублирования, демонстрирующий рост реги- к ональной экономической интеграции и фрагментации, ^ что проявляется в существовании в нем множества ^ зон свободной торговли, в которых нередко участвуют « одни и те же страны [7] (табл. 1). ^

В-третьих, начиная с 2001 г. система международ- ^ ных торговых и инвестиционных правил претерпевает ш значительные изменения, что проявляется в фор- из мировании нового тренда. Он состоит в повторном 2 формировании вышеуказанной системы, в которой ' США и развитые страны Европы намереваются лишить з влияния Дохийский раунд. ^

ВТО2 с помощью ТТР, TISA3 [8] и других про- < цессов интеграции региональной экономики [9]. Од- н новременно эти процессы несут угрозу достижения < цели АТЭС, провозглашенной в Богоре (Индонезия) в 1994 г., — формированию системы свободной и открытой торговли и инвестирования для развитых экономик АТЭС к 2010 г. и для развивающихся — к 2020 г., поскольку их продвижение неизбежно приведет к невозможности достижения компромисса и удовлетворения интересов всех участников АТЭС, а также оттеснению на «периферию» международных отношений сотрудничества в рамках этого регионального форума.

В-четвертых, в формируемой новой системе переговоров по международным торговым правилам, инициируемой США в обход системы ВТО, исключается участие двух крупнейших государств АТР — России и Китая. Тем самым создаются условия, когда эти страны лишаются шанса участвовать в разработке новых международных торговых правил, формировании каких-либо инициатив в данной сфере, а также лишаются возможности интегрироваться на равно-

2 Имеются в виду переговоры ВТО в Дохе (Катар) о либерализации мировой торговли, состоявшиеся в ноябре 2001 г. Предметом обсуждения государств-участников были отмена экспортных барьеров и создание условий для более либеральной торговли между странами с разным уровнем развития через снижение высоких госдотаций сельскому хозяйству. Участникам переговоров не удалось достичь согласия по таким вопросам, как сокращение субсидирования сельскохозяйственной отрасли развитых стран — участниц ВТО, уменьшение таможенных пошлин ЕС, открытие рынков развивающихся стран для промышленной продукции из развитых стран. Причина разногласий заключалась в отсутствии договоренности об условиях доступа к внутренним рынкам развитых и развивающихся государств. США и ЕС стремились облегчить доступ своих компаний на рынки услуг развивающихся стран, в частности КНР и Индии, а развивающиеся страны были заинтересованы в более свободном доступе сельскохозяйственных продуктов на американские и европейские рынки. Отчасти неудача переговоров была обусловлена ростом цен на продукты питания и топливо — представители различных государств опасались открытия внутренних рынков перед лицом обострившейся международной конкуренции.

3 В 2012 г. группа государств, на которые приходится около 70% глобальной торговли услугами, начала переговоры о заключении нового соглашения по торговле услугами, известного как TISA. Они ведутся вне рамок ВТО, что ставит под вопрос будущую интеграцию TISA в систему этой организации, а также соотношение договоренностей с ГАТС. Кроме того, торговля услугами является важным аспектом переговоров по ^^ между США и ЕС. Наиболее проблемные моменты связаны с финансовыми услугами и национальным регулированием.

Таблица 1

Ключевые зоны свободной торговли в АТР

АСЕАН — Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (ASEAN — Association of SouthEast Asian Nations) АТЭС — Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (APEC — Asia-Pacific Economic Cooperation) Соглашение оТранс-Тихоокеанском партнерстве (TPP — Trans-Pacific Partnership) Всестороннее региональное экономическое партнерство (RCEP — Regional Comprehensive Economic Partnership) Соглашение о Трансатлантическом торговом и инвестиционном партнерстве (TTIP — Transatlantic Trade and Investment Partnership)

Страна Год Страна Год Страна Год Страна Год Страна Статус

Филиппины 1967 Австралия 1989 Новая Зеландия 2005 Индонезия 2011 США 2013, переговоры

Малайзия 1967 Бруней 1989 Сингапур 2005 Малайзия 2011 28 стран ЕС

Таиланд 1967 Канада 1989 Бруней 2005 Филиппины 2011

Индонезия 1967 Индонезия 1989 Чили 2005 Сингапур 2011

Сингапур 1967 Япония 1989 США 2008 Таиланд 2011

Бруней 1984 Республика Корея 1989 Австралия 2009 Бруней 2011

Вьетнам 1995 Малайзия 1989 Перу 2009 Вьетнам 2011

Лаос 1997 Новая Зеландия 1989 Малайзия 2010 Лаос 2011

Мьянма 1997 Филиппины 1989 Вьетнам 2010 Мьянма 2011

Камбоджа 1999 Сингапур 1989 Канада 2012 Камбоджа 2011

Таиланд 1989 Япония 2013 Китай 2011

США 1989 Япония 2011

Китайский Тайбэй 1991 Республика Корея 2011

Гонконг, Китай 1991 Индия 2011

КНР 1991 Австралия 2011

Мексика 1993 Новая Зеландия 2011

Папуа-Новая Гвинея 1993

Чили 1994

Перу 1998

Россия 1998

Вьетнам 1998

правных условиях во всемирную цепочку приращения стоимости.

В итоге складывается весьма неблагоприятная для России ситуация, которая может нарушить планы по освоению и расширению сотрудничества в области производства и торговли со странами АТР. В связи с этим показательными являются активные действия КНР в 2013-2014 гг., когда Китай выступил с новыми стратегическими инициативами, направленными на противодействие «выдавливанию» из участия в системе формирования новых международных торговых и инвестиционных правил. Они весьма показательны для нашей страны и достойны внимательного изучения.

Выделим следующие три ключевые стратегические инициативы Китая:

• изменение стратегии взаимодействия со странами мира сразу по двум направлениям: первое именуется «дипломатией на своем поле», а второе демонстрирует переход от политики реагирования к политике проявления инициатив;

• строительство «Экономической полосы Шелкового пути» как новая инновационная модель регионального сотрудничества;

• создание Шанхайской зоны свободной торговли, как инновационной площадки тестирования новых правил и новых стандартов международной торгов-

ли, характеризующихся максимальной либеральностью и открытостью, с целью распространения полученного опыта на экономику КНР и всех заинтересованных стран АТР.

Изменение стратегии взаимодействия со странами мира: «дипломатия на своем поле» и переход от «реагирования» к «проявлению инициатив»

В современных условиях углубляющейся глобализации одним из способов демонстрации мощи основными странами мира и повышения международного влияния является организация крупных международных мероприятий. Отсюда суть первой стратегической модели взаимодействия, взятой на вооружение КНР во внешнеполитической деятельности. Страна-устроитель (на территории которой проводится международная встреча глав правительств или иное значимое или крупное международное мероприятие) может использовать благоприятные условия и собственные преимущества для повышения значимости своих слов, разработки повестки дня и выдвижения важных для нее вопросов. Кроме того, у нее появляется возможность участия в разработке полезных для страны международных правил для двусторонних и многосторонних взаимодействий, достижения вза-

имопонимания, активизации контактов, улучшения и повышения уровня двусторонних отношений между устроителем и государствами-участниками.

В 2012-2014 гг. Китай выступил рядом дипломатических инициатив, направленных на создание благоприятных условий для совместного развития экономик стран АТР. Сегодня КНР уверенно проявляет инициативу на международных форумах, умеет задавать темы для обсуждения, изменять существующую обстановку и получать от этого больше выгод и право голоса в решении международных проблем и обсуждении вопросов.

Организация и проведение Китаем ряда международных мероприятий на своей территории, включая саммит АТЭС-2014 в Пекине, продемонстрировала, что КНР способна сформировать «дипломатическое поле» и развернуть соответствующую дипломатию [10], равно как и инициировать ряд значимых для региона процессов и механизмов. По итогам саммита АТЭС-2014 Китай стал не только активным инициатором и движущей силой регионального сотрудничества, но и его выгодоприобретателем, что подтверждается следующими результатами саммита.

1. Уточнены направления и цели будущего развития сотрудничества между странами — членами АТЭС: совместное создание в регионе партнерских отношений, направленных в будущее; продвижение региональной экономической интеграции; формирование в регионе экономической структуры открытого типа, способствующей инновациям, росту взаимосвязанности и гармонизации интересов; развитие отношений, основанных на взаимном доверии, инклюзивности, сотрудничестве и взаимной выгоде.

2. Решено приступить к созданию зоны свободной торговли в АТР (АТЗСТ). Утверждена соответствующая «дорожная карта».

3. Принят новый план по выстраиванию региональной транспортно-коммуникационной взаимосвязанности.

4. Одобрены пять новых направлений развития экономики АТР: экономические реформы, новая экономика, инновационное развитие, инклюзивная поддержка и урбанизация.

5. Открыты новые области сотрудничества с целью противодействия вызовам мирового характера и надлежащего реагирования на мировые проблемы: инфекционные заболевания, продовольственная и энергетическая безопасность, борьба с коррупцией.

Таким образом, Китаю удалось:

1) «перехватить» инициативу у США по выстраиванию новой системы международной торговли и инвестиций в АТР, нейтрализовав на настоящий момент времени угрозы системного раскола региона и распада АТЭС, формируемые в рамках продвигаемых по инициативе США соглашений ТТР, ТТ1Р и Т1БД;

2) придать новый стимул к взаимодействию и уверенность в достижении успеха, восстановив пошатнувшееся стремление стран — членов АТЭС к достижению Богорской цели к 2020 г.;

3) предоставить странам — членам АТЭС и всем заинтересованным государствам обоснованный механизм продвижения к построению зоны свободной торговли в АТР и четкий план действий, позволяющий включаться в процесс странам региона с учетом достигаемого уровня развития взаимоотношений и сложившегося уровня экономического развития;

4) добиться одобрения со стороны стран — членов ^ АТЭС национальной идеи КНР по стимулированию ^ роста мировой экономики на основе роста эконо- о мики АТР, которая инициируется и моделирует- ^ ся совместными усилиями стран — членов АТЭС ^ (так называемая «дорожная карта» по созданию к АТЗСТ); ^

5) продемонстрировать решимость страны по сохра- ^ нению и закреплению за собой права инициатора « и модератора строительства новой торговой зоны, ^ охватывающей АТР, взяв на себя роль эксперимен- ^ тальной площадки. ш

Стратегическая инициатива Китая ^

по строительству «Экономической полосы ш

Шелкового пути» Ел

С одной стороны, она является проявлением на прак- < тике новой модели взаимодействия со странами мира, н в которой инициатива принадлежит КНР, а с другой < стороны, представляет собой «китайскую инновацию» в построении региональной модели развития стран Азии.

Данная стратегическая инициатива была выдвинута лидером КНР Си Цзиньпином во время его визита в 2013 г. в страны Центральной Азии. Она предполагает объединение различных государств, направленное на превращение евразийского континента в регион мира, стабильности и экономического процветания. Основами формирования этой инициативы признаются [11]:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1) необходимость в условиях противодействия мировому финансовому кризису совершенствования системы глобального управления и демократизации международных отношений;

2) реализация современной дипломатической концепции Китая, в основе которой лежит поддержание мира, развития и совместного выигрыша;

3)развитие политических, транспортных, торговых, денежных взаимосвязей, поэтапно подтягивая все звенья и создавая условия для крупномасштабного сотрудничества прилегающих к экономической полосе Шелкового пути стран;

4) реализации стратегии продолжительного развития прилегающих к экономической полосе Шелкового пути стран, укрепляя их общее взаимопонимание;

5) развитие интеграционных организаций соответствующих регионов с целью предоставления им шанса и возможности взаимно дополнять друг друга. Целью данной стратегической инициативы, именуемой в Китае «дипломатией Шелкового пути» [12], является усиление взаимосвязанности между странами Евразии в капитале, ресурсах, персонале и идеях. Для этого предлагается прежде всего обеспечить взаимосвязанность национальных инфраструктур, создать мосты и связи для контактов. Для достижения заявленной цели Китай подписал меморандум с 21 страной (на 24 октября 2014 г.) и объявил об открытии Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (АБИИ), в задачи которого входит предоставление денежной поддержки для строительства инфраструктуры в странах вдоль Шелкового пути. В развитие этой идеи на саммите АТЭС-2014 руководитель Китая объявил о создании Фонда Шелкового пути (вложения КНП составили 40 млрд долл. США).

Реализация данной стратегической инициативы позволит Китаю последовательно достичь ряда целей: 1) построить эффективный механизм многостороннего сотрудничества между азиатскими странами;

о о

(X)

< >

Изменение стратегии взаимодействия со странами мира: «дипломатия на своем поле» и политика «проявления инициатив»

Экономическая полоса Шелкового пути — инновационная модель регионального сотрудничества

Создание Шанхайской зоны свободной торговли — инновационная площадка тестирования открытости

Роль — инициатор и движущая сила регионального сотрудничества в АТР

Роль — ключевой субъект, определяющий и формирующий региональную модель развития в АТР и Евразии

Роль — активный игрок, формирующий правила глобального экономического управления

Стратегические цели:

1) завладеть инициативой по выстраиванию новой системы международной торговли и инвестиций в АТР;

2) придать уверенность в достижении успеха и стремление стран — членов АТЭС к достижению Богорской цели к 2020 г.;

3) предоставить обоснованный механизм продвижения к построению зоны свободной торговли в АТР и четкий план действий;

4) добиться одобрения со стороны стран — членов АТЭС продвигаемой Китаем национальной идеи по стимулированию роста мировой экономики на основе роста экономики АТР;

5) продемонстрировать решимость страны по сохранению и закреплению

за собой права инициатора и модератора строительства новой торговой зоны, охватывающей АТР

Стратегические цели:

1) построения эффективного механизма многостороннего сотрудничества между азиатскими странами;

2) формирования новой движущей силы для экономического роста Азии;

3) формирования эффективного механизма превращения капитала Китая (по оценкам, валютные резервы достигли 4 трлн долл. США) в инвестиции в инфраструктурное строительство в странах АТР

и Евразии;

4) упрочения экономической мощи и активной роли Китая в регионе и мире

Стратегические цели:

1) убедительно продемонстрировать решимость страны бороться за господствующее положение в мировой экономической деятельности;

2) осуществить переход от политики одностороннего сопряжения с мировыми общепринятыми правилами международной торговли и инвестиций к политике перехватывания и удержания инициативы по разработке и продвижению новых правил;

3) определить для себя тот уровень либерализации и открытости страны, который позволяет ее руководителю и правительству реализовывать эффективное управление территорией

Рис. 1. Стратегические инициативы Китая

2) создать новую движущую силу экономического роста Азии;

3) сформировать эффективный механизм превращения капитала Китая (по оценкам, валютные резервы достигли 4 трлн долл.) в инвестиции в инфраструктурное строительство в странах АТР и Евразии;

4) упрочить экономическую мощь как основу активной роли КНР в регионе и в мире.

Третья стратегическая инициатива Китая — создание Шанхайской зоны свободной торговли (ШЗСТ) (учреждена 29 сентября 2013 г.)

Государственная стратегия построения зоны свободной торговли в Китае заключается во внедрении и распространении используемых в ней механизмов по всей стране. Это позволит Китаю занять должное место и играть важную роль в разработке правил международной торговли и инвестирования, с одной стороны, противодействуя «выдавливанию» страны на «периферию» процесса формирования новых международных торговых и инвестиционных правил, а с другой стороны, протестировать требования и критерии открытости, содержащиеся в соглашениях ТТР, ТТ1Р и Т1БД.

Выстраивая в границах ШЗСТ экономику с высоким уровнем открытости, Китай поставил перед собой следующие задачи:

• во-первых, проверить себя на способность выдержать конкуренцию открытой экономики;

• во-вторых, доказать, что китайская экономика способна не только поддерживать продолжительный рост; она может подняться на еще более высокую ступень посредством реформирования и совершен-

ствования социального обслуживания и стимулирования инновационных способностей. Некоторые итоги работы ШЗСТ уже внедряются по всей КНР. Согласно сообщениям китайских исследователей, в масштабах всей страны шесть механизмов по управлению инвестициями, столько же механизмов в области финансовых инноваций и девять механизмов по надзору и контролю за торговлей. Еще 30 механизмов проходят оценку, по итогам которой они также будут вводиться по всей стране в соответствующее время и в соответствующих объемах [13]. Таким образом, успешный опыт ШЗСТ, направленный на поиск путей реформ и открытости, постепенно распространяется по всей стране, стимулируя реформы и инновации.

Реализация данной стратегической инициативы, подкрепляемая результатами функционирования Шанхайской зоны свободной торговли, позволит Китаю:

1) убедительно продемонстрировать решимость бороться за господствующее положение в мировой экономической деятельности;

2) осуществить переход от политики одностороннего сопряжения с мировыми правилами международной торговли и инвестиций к политике перехвата и удержания инициативы по разработке и продвижению новых правил;

3) определить для себя тот уровень либерализации и открытости страны, который позволяет ее руководителю и правительству осуществлять эффективное управление.

В целом формируемая сегодня в Китае система стратегических инициатив (рис.1) позволяет ему, несмотря на все сложности и трудности современного этапа развития, решить ряд стратегических задач:

1) экспериментально определить необходимую и допустимую степень открытости «нового нормального состояния» в народном хозяйстве и глубину необходимых экономических реформ;

2) осуществить переформатирование структуры национальной экономики в соответствии с формирующимися внешними и внутренними угрозами развития;

3) создать условия для продвижения сотрудничества в регионе и определять его динамику по мере адаптации к новым условиям открытости (либерализации).

* * *

Системность, целостность и идейная завершенность проводимой Китаем политики, ее прагматичность и устремленность в будущее, подкрепленные широтой поиска и всесторонностью экономического и политического эксперимента, скорее всего, должны привести к получению запланированных руководством страны результатов. Существенно важно, что демонстрируются не только целеустремленность и прагматичность политики страны, но и наглядная вариативность выбора самостоятельной стратегии развития у присоединяющихся к стратегическим альтернативам Китая государств.

Литература

1. Аносова Л. А., Кабир Л. С. Экономическая интеграция в современном мире и экономический регионализм // Экономика и управление. 2014. № 3. С. 4-11.

2. Аносова Л. А. Некоторые итоги членства Китая в ВТО // Сборник трудов международной межвузовской научно-практической конференции «Россия и ВТО:проблемы и перспективы». М.: ВГНА, 2008. С. 9-12.

3. Хуан Ин. Строительство партнерских отношений в АТР — Саммит АТЭС в Пекине — 2014 // Китай. 2014. № 10. С. 26-27.

4. 2014 Leaders' Declaration / The 22nd APEC Ecomomic Leaders' Declaration — Beijing Agenda for an Integrated, Innovative and Interconnected Asia-Pacific: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.apec.org/Meeting-Papers/Leaders-Declarations/ 2014/2014_aelm.aspx. (Дата обращения: 11.12.2014).

5. Ю Шаньшань. Форум АТЭС в Пекине открыл новую страницу истории // Китай. 2014. № 12. С. 40-42.

6. Pathways to FTAAP: Leaders' Declarations: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.apec.org/Meeting-Papers/Leaders-Declarations/2010/2010_aelm/path ways-to-ftaap.aspx. (Дата обращения: 11.12.2014).

7. Цзун Хэ. Идеал и реальность — проблемы создания зоны свободной торговли в АТР // Китай. 2014. № 10. С. 28-30.

8. Торговля услугами — новые возможности для роста и развития // Мосты. Вып. 6. 2014: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://trade.ecoaccord.org/bridges/0614/ 0614.pdf. (Дата обращения: 11.12.2014).

9. Ю Шаньшань. Проверка на прочность // Китай. 2014. № 11. С. 34-35.

10. Чжан Ин. Мудрость «дипломатии на своем поле» // Китай. ^ 2014. № 12. С. 35.

11. Чжоу Ли. Экономическая полоса Шелкового пути — во- ^ площение мира, развития и процветания // Китай. 2014. ш № 12. С. 36-38. °

12. Ван Фан. Дипломатия: от «реагирования» до «проявле- го ния инициативы» // Китай. 2014. № 12. С. 32-33. ^

13. Ван Фан. Реформа не имеет границ // Китай. 2014. № 11. нС. 30-33. m

References з

s

1. Anosova L. A., Kabir L. S. Ekonomicheskaya integratsiya v ^ sovremennom mire i ekonomicheskiy regionalism [Economic ш integration and economic regionalism: Two types of global o_ movements]. Ekonomika i upravlenie, 2014, no. 3 (101), c

л -i-i ш

PP. 4-11. 3

2. Anosova L. A. Nekotorye itogi chlenstva Kitaya v VTO [Some ^ results of China's membership in the WTO]. Sb. tr. mezh- ^ dunar. mezhvuz. nauch.-prakt. konf. "Rossiya i VTO: pro- > blemy i perspektivy" [Int. inter-univ. sci.-pract. conf. Coll. v works "Russia and the WTO: Problems and prospects"], < Moscow, Russian State Tax Academy Publ., 2008, pp. 912.

3. Building partnerships in the Asia-Pacific region — APEC Summit in Beijing in 2014. Kitay, 2014, no. 10. Available at: http://www.kitaichina.com/se/txt/2014-11/25/content_653657. htm. (in Russ.).

4. 2014 Leaders' Declaration. The 22nd APEC Economic Leaders' Declaration - Beijing Agenda for an Integrated, Innovative and Interconnected Asia-Pacific. Available at: http://www.apec.org/Meeting-Papers/Leaders-Declarations/ 2014/2014_aelm.aspx. Accessed December 11, 2014.

5. Yu Shan'shan'. APEC forum in Beijing opened a new page of history. Kitay, 2014, no. 12, pp. 40-42. Available at: http:// www.kitaichina.com/se/txt/2015-01/12/content_662856.htm. (in Russ.).

6. Pathways to FTAAP: Leaders' Declarations. 2010. Available at: http://www.apec.org/Meeting-Papers/Leaders-Declara-tions/2010/2010_aelm/pathways-to-ftaap.aspx.

7. Tszun Khe. Ideal and the reality - the problem of creating a free trade zone in the Asia-Pacific region. Kitay, 2014, no. 10, pp. 28-30. Available at: http://www.kitaichina.com/ se/txt/2014-11/25/content_653658.htm. (in Russ.).

8. Services trade - new opportunities for growth and development. Mosty, September 2014, no. 6. Available at: http:// trade.ecoaccord.org/bridges/0614/0614.pdf. Accessed December 11, 2014. (in Russ.).

9. Yu Shan'shan'. The test of strength. Kitay, 2014, no. 11, pp. 34-35. Available at: http://www.kitaichina.com/se/txt/ 2014-11/26/content_654909.htm. (in Russ.).

10. Chzhan In. Wisdom of the "diplomacy on the home field". Kitay, 2014, no. 12, p. 35. Available at: http://www.kitaichina. com/se/txt/2015-01/12/content_662854.htm. (in Russ.).

11. Chzhou Li. Economic period of the Silk Road - the embodiment of peace, development and prosperity. Kitay, 2014, no. 12, pp. 36-38. Available at: http://www.kitaichina.com/ se/txt/2015-01/12/content_662855.htm. (in Russ.).

12. Van Fan. Diplomacy: From "response" to "taking initiative". Kitay, 2014, no. 12, pp. 32-33. Available at: http://www.ki-taichina.com/se/txt/2015-01/12/content_662853.htm. (in Russ.).

13. Van Fan. Reform has no boundaries. Kitay, 2014, no. 11, pp. 30-33. (in Russ.).

В следующем номере

Рекомендуем в следующем номере российского научного журнала «Экономика и управление»

ознакомиться с публикацией

Кузнецова С. В. Российская экономика между европейскими вызовами и концепцией саморазвития

Кузнецов Сергей Валентинович

директор Института проблем региональной экономики РАН (Санкт-Петербург), доктор экономических наук, профессор.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.