Научная статья на тему 'Китай — КНДР: проблема сохранения традиционных отношений'

Китай — КНДР: проблема сохранения традиционных отношений Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
222
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Китай — КНДР: проблема сохранения традиционных отношений»

КИТАЙ - КНДР: ПРОБЛЕМА СОХРАНЕНИЯ ТРАДИЦИОННЫХ ОТНОШЕНИЙ*

Разумов Егор Александрович

старший лаборант Лаборатории ситуационного анализа Центра Азиатско-Тихоокеанских исследований Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН, г Владивосток E-mail: razumov.egor@gmail.com

Razumov Egor A.

Postgraduate student of Laboratory for Strategic Case-studies, Centre for Asia-Pacific Studies, Institute of history, archeology and ethnography of Peoples of Far East FEB RAS, Vladivostok E-mail: razumov.egor@gmail.com

Китай стремится играть ведущую роль в делах Корейского полуострова. Вместе с тем, в свете последних событий, связанных с межкорейским потеплением и началом переговорного процесса с США, Пхеньян стал предпринимать попытки ухода от патерналистского влияния Пекина. Такая линия северокорейского руководства заметно обеспокоила Китай. Свидетельством этого стали четыре визита Ким Чен Ына в КНР, в ходе которых лидеры обсуждали итоги переговоров с президентами Южной Кореи и США.

Несмотря на то, что Китай поддержал санкции ООН в отношении КНДР, он стремится оставаться главным модератором процесса северокорейского ядерного урегулирования. Другой вопрос — насколько успешно ему это удаётся? Хотя Д. Трамп неоднократно заявлял о решающей роли Пекина в денуклеаризации Северной Кореи, он инициировал стратегию по вовлечению КНДР в сферу американских интересов и устранению ядерной угрозы, исходящей от Северной Кореи. Это является ключевой причиной недовольства китайского руководства: его настораживает вероятность быть отодвинутым на вторую роль и утратить влияние на Ким Чен Ына.

В ходе брифингов официальные представители МИД КНР неоднократно заявляли, что Китай всегда выступал и выступает за конструктивный диалог между КНДР и США [1]. В то же время Китай опасается

* Материал подготовлен при поддержке гранта ДВО РАН (проект № 18-5-040 «Конфликтный потенциал и зоны напряжённости на восточных рубежах России: структурные трансформации и прогнозы развития»).

развития ситуации, не отвечающей его ожиданиям. Это подтверждается материалами китайской пропаганды, посвящённые визиту министра иностранных дел Вьетнама в Пхеньян. Они были нацелены на "очернение" Вьетнама, а также поднятие спорных моментов в китайско-вьетнамских отношений. Стоит отметить, что подобная практика не нова, и хорошо себя зарекомендовала в моменты обострения отношений Китая с другими странами. С одной стороны, китайское руководство таким образом формирует информационный национализм внутри китайского населения. С другой стороны, Китай мягко, но настойчиво даёт понять другим акторам о своей позиции.

Что касается экономического аспекта, то параллельно с подготовкой американской и северокорейской сторонами саммита во Вьетнаме проходили переговоры между КНР и США по обсуждению проблемных вопросов двусторонней торговли. Возникшее торгово-экономическое противостояние носит не только экономический, но и политический характер. И здесь у китайского руководства мало рычагов влияния на американских партнёров. Постепенно торговая война между Китаем и США перетекает в борьбу двух крупнейших экономик мира за передел мирового рынка информационных технологий. Китайская корпорация Huawei Technologies является крупнейшим поставщиком информационного оборудования не только на территории Поднебесной, но и на мировом рынке. Арест канадскими властями финансового директора этой китайской корпорации Huawei Technologies Мэн Ваньчжоу с последующей депортацией в США — не что иное как попытка психологического давления американской стороны на Китай [2].

Возвращаясь к проблемам Северной Кореи, то, несмотря на попытки диалога с США, КНДР продолжает находиться под жёстким санкционным давлением, что изолирует её от внешнего мира и приближает к серьёзным гуманитарным проблемам, таким как вероятность остановки предприятий и острый дефицит продуктов питания и медикаментов. Китай это серьёзно беспокоит и он, чтобы обезопасить себя от последствий гуманитарной катастрофы в Северной Корее, стал использовать возможности общей китайско-северокорейской границы для осуществления нелегальной торговли в обход санкций ООН. В настоящее время контрабанда товаров и грузов, особенно на даньдунском направлении, осуществляемая мелкими и средними коммерческими компаниями, если не поощряется, то во всяком случае не пресекается соответствующими китайскими инстанциями. Таким образом Китай старается сохранять статус-кво в китайско-северокорейских отношениях. Подтверждением тому служит тот факт, что буквально за неделю до второго американо-северокорейского саммита, местные китайские власти официально заявили об открытии транспортного сообщения с КНДР через погранпереход "Даньдун-Синычжу". А 23 февраля 2019 г. через Даньдун прошёл северокорейский бронированный состав, на котором Ким Чен Ын через

всю территорию КНР направился на саммит во Вьетнам [3]. Таким образом лидер КНДР показал своё доверие Китаю.

Руководство КНР внимательно отслеживает переговорный процесс США и КНДР, так как, если Ким Чен Ын поддастся давлению Трампа, то это может привести к частичному снятию санкций с КНДР. Этим воспользуется южнокорейский и, возможно, американский бизнес. В результате, Китай потеряет единоличное экономическое влияние на КНДР.

Если в ходе американо-северокорейского саммита в Ханое, КНДР и США смогут достигнуть консенсуса, то тогда Ким Чен Ын получит благоприятную возможность постепенного проведения внутри страны реформ, схожих с теми, которые проводил Вьетнам в 80-ых годах прошлого века. Основной вектор этих реформ будет направлен на формирование основ для либерализации северокорейской экономики. Однако на сегодняшний день такой сценарий внутреннего развития Северной Кореи маловероятен потому, что это повлечёт за собой трансформацию и существенные изменение в социально-экономической и политической жизни страны. Нынешний руководитель КНДР Ким Чен Ын учился за рубежом и полученные знания дают ему возможность понимать и оценивать западную модель развития рыночной экономики.

Надежды китайской стороны на более активное участие в переговорном процессе по денуклеаризации Корейского полуострова основаны на том, что между Пхеньяном и Вашингтоном нет взаимного доверия. Анализ действий китайского руководства в период между американо-северокорейскими саммитами в 2018—2019 гг., убеждает нас в том, что Пекин никогда не откажется от своей прежней роли в делах Корейского полуострова. В свою очередь, Ким Чен Ын даёт понять, что роль Китая по-прежнему велика, и Пхеньян и в дальнейшем будет координировать свою политику с оглядкой на "старшего брата". Неслучайно задолго саммита китайскими СМИ было заявлено, что после переговоров во Вьетнаме Ким направится в китайский город Гуанчжоу [3], где встретится с китайским лидером и проинформирует его об итогах переговоров с президентом США. Примечательно, что в прошлом году Ким Чен Ын сделал это через неделю после встречи с Дональдом Трампом.

Скорее всего, на втором американо-северокорейском саммите будет обсуждаться подписание декларации об окончании войны на Корейской полуострове 1950—1953 гг., что совсем невыгодно для Китая, так как он хочет быть одной из стран-участниц переговорного процесса, без учёта интересов которой недопустимо достижение каких-либо договорённостей. В случае негативного сценария, Китай может инициировать организацию повторного раунда переговоров. А в случае, если переговоры пойдут по позитивному сценарию, то Пекин явно заявит о своей лидирующей роли в корейском урегулировании.

ГСЫЛКИ / REFERENCES

1. = 27 февраля 2019 года официальный представитель пресс-службы МИД КНР Лу Кан провёл очередную пресс-конференцию. URL: https://www.fmprc.sina.com.cn/web/fyrbt_673021/ jzhsl_673025/t1641429.shtml (дата обращения: 27.02.2019) (In Chin.)

2. = Huawei ответил на арест финансового директора Мэн Ваньчжоу в Канаде: ложное сообщение. URL: http:// finance.sina.com.cn/cnanjing/gsnews/2018-12-06/doc-ihmutuec6601208.shtml (дата обращния: 10.02.2019). (In Chin.)

3. = 66 часов от Пхеньяна до Донгданг: спецпоезд Ким Чен Ына преодолеет расстояние в 4500 км. URL: http://www.world.huanqiu.com/article/2019-02/14413679. html?agt=61 (дата обращения: 26.02.2019). (In Chin.)

НЕИЗМЕННАЯ ПОЗИЦИЯ В МЕНЯЮЩЕЙСЯ СИТУАЦИИ: РОССИЯ И ПРОБЛЕМА КОРЕЙСКОГО ПОЛУОСТРОВА 2018 г.

Песцов Сергей Константинович

д.полит.н., заведующий Отделом международных отношений и проблем безопасности Центра азиатско-Тихоокеанских исследований Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН, г. Владивосток E-mail: skpfox@yandex.ru

Pestsov Sergei K.

doctor of Political sciences, Head of Department of International Relations and Security Issues, Centre for Asia-Pacific Studies, Institute of history, archeology and ethnography of Peoples of Far East FEB RAS, Vladivostok E-mail: skpfox@yandex.ru

Прошедший год с полным основанием может рассматриваться как своеобразный рубеж в динамике одной из самых важных для безопасности региона Северо-Восточной Азии конфликтной ситуации, связанной с ракетно-ядерной программой КНДР. Несмотря на то, что перспективы выхода из неё, устраивающего все заинтересованные стороны, остаются почти столь же неопределёнными, существенным образом меняется общий контекст конфликта. Наиболее значимую роль в этом, несомненно, сыграл неожиданный дипломатический

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.