Секция «Двигателии энергетические установки летательньш и космических аппаратов»
УДК 629.7
КИСЛОРОДНО-МЕТАНОВЫЕ РАКЕТНЫЕ ДВИГАТЕЛИ
Г. С. Яцуненко Научный руководитель - В. Г. Яцуненко
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: [email protected]
Проведен обзор особенностей применения жидкостных ракетных двигателей, использующих в качестве горючего сжиженный метан.
Ключевые слова: ЖРД, СПГ, метан.
METHANE-FUELED ROCKET ENGINES
G. S. Yatsunenko Scientific Supervisor - V. G. Yatsunenko
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]
This article gives a review of the features inherent for methane-fueled rocket engines.
Keywords: liquid-propellant rocket, liquefued natural gas, methane.
В настоящий момент перед ракетно-космической отраслью стоит немало задач, среди которых можно особенно выделить снижение стоимости вывода полезной нагрузки на околоземную орбиту. Наиболее яркими примерами движения в данном направлении могут являться создание многоразовых ракет-носителей и переход на более экологичные и доступные виды топлива. Одним из возможных вариантов подобного топлива может выступать сжиженный природный газ (в частности, метан).
Исследования двигателей на СПГ велись еще в 80-х годах прошлого столетия, но лишь недавно двигатели, работающие на паре метан-кислород, начали создаваться некоторыми НПО для полноценного использования. Например, директор НПО «Энергомаш» заявил, что первый подобный двигатель будет готов уже в 2019 году.
Использование подобного рода двигателей способно снизить стоимость запуска РН почти в два раза по сравнению с двигателями, работающими на керосине. Это обусловлено низкой стоимостью природного газа по сравнению с керосином, который для некоторых видов ракет (например «Союз») в настоящее время синтезируется. Стоит отметить, что большая концентрация метана содержится в газообразной и твердой форме на некоторых других планетах Солнечной системы. Это позволяет рассматривать их как потенциальные межпланетные заправочные станции.
Помимо эффективной экономической составляющей, метан обладает и другими преимуществами: не является токсичным или опасным для здоровья человека, не образует копоть при сгорании, а также хорошо подходит для двигателей, которые предполагают использовать с многократными запусками. Последнее связано с тем, что метан легко испаряется, а значит, магистрали и полости двигателя намного легче очистить от остатков горючего [1].
Однако такой двигатель имеет и недостатки: плотность метана невелика [1], а потому запас горючего занимает в ракете места больше, чем при широко известных. Этот недостаток можно устранить повышением давление в баке, но в таком случае утолщение стенок бака приведет
Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2017. Том 1
к увеличению его массы. Другим недостатком является низкая температура кипения метана, которая создает дополнительные сложности в хранении и требует создания определенных особенностей в конструкции магистралей [2]; в частности, необходимо поддерживать низкую температуру трубопроводов для предотвращения закипания горючего. Помимо прочего, метан крайне взрывоопасен при определенной концентрации с воздухом.
В качестве примера двигателей на СПГ можно привести проекты КБ Химавтоматики (см. таблицу). РД0162 предполагается использовать для летной отработки многоразовой первой ступени МРКС-1. РД0162СД, в свою очередь, планируется применять в составе маршевой ДУ малогабаритной ракеты. Данные двигатели уже прорабатывались ранее, однако, в связи с новым поступлением финансов, исследования получили новый виток развития. Предполагаемая дата сдачи заказа - 25.11.2018.
Метановые проекты КБ Химавтоматики [3]
Основные параметры РД0162 РД0162СД
Тяга у Земли, кН 2 000 416,9
Удельный импульс тяги, м/с у Земли 3 149 2 948
в пустоте 3 492 3 404
Давление в камере, МПа 15,7 14,7
Кратность использования 25 25
Уровень форсирования по тяге, % 133 133
Время работы в полете, с 200 200
Начало разработки, год 2006 2012
Учитывая складывающуюся в мире ситуацию касательно нефтедобычи, а также все возрастающий спрос на транспортировку грузов на орбиту, возвращение к идее двигателей на природном газе является здравым решением. Хотя разработки ядерных и плазменных двигателей также имеют место, неизвестно как скоро они начнут широко применяться в ракетно-космической отрасли. И до тех пор ведущие позиции продолжат удерживать ЖРД.
Библиографические ссылки
1. Никольский Б. П. Справочник химика. 3-е изд., испр. Л. : Химия, 1971. Т. 2. 1168 с.
2. Мирошкин В. В. Повышение эффективности системы подачи топлива кислородно-метанового ЖРД с дожиганием восстановительного генераторного газа : автореферат дис. ... канд. техн. наук. М., 2005. 18 с.
3. Конструкторское бюро химавтоматики [Электронный ресурс]. URL: http://www.kbkha.ru (дата обращения: 14.03.2017).
© Яцуненко Г. С., 2017