Научная статья на тему 'Кирьяков А.Г., Максимов В.А. Основы инновационного предпринимательства: Учеб пособие. Ростов н/Д, 2002'

Кирьяков А.Г., Максимов В.А. Основы инновационного предпринимательства: Учеб пособие. Ростов н/Д, 2002 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
183
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кирьяков А.Г., Максимов В.А. Основы инновационного предпринимательства: Учеб пособие. Ростов н/Д, 2002»

РЕЦЕНЗИИ

Кирьяков А. Г., Максимов В.А. Основы инновационного предпринимательства: Учеб. пособие. Ростов н/Д, 2002

Преодоление кризисных явлений в российской экономике связано с проведением активной промышленноинвестиционной политики, первоочередной задачей которой является обновление производственного аппарата отраслей экономики, для чего необходимо формирование инфраструктуры инновационного предпринимательства, т.е. создание новых товаров и технологий посредством практического использования идей и изобретений.

Учебное пособие А.Г. Кирьякова и В.А. Максимова рассчитано на тех, кто только знакомится с основами инновационного предпринимательства, и на работающих в этой сфере. Изложение материала начинается с представления авторского видения понятийного аппарата и сущности инновационного предпринимательства, подробного анализа элементов инновационного процесса. Существенное внимание уделено организации и управлению инновационным предпринимательством, в том числе и со стороны государства. Завершается пособие главами, посвященными инфраструктуре и выбору форм инновационного предпринимательства.

На настоящий момент в учебной и научной литературе представлено достаточное количество определений предпринимательства. С одной стороны, это свидетельствует о том, что данное учебно-практическое направление еще окончательно не оформилось, а с другой - налагает на ученых, исследователей и преподавателей определенную ответственность по его «позиционированию» относительно других экономических дисциплин. В этой связи авторы проделали большую работу по анализу понятия «предпринимательство» и его типизации. Основанием же для перехода к инновационному подвиду предпринимательства послужила авторская трактовка связки трех основополагающих понятий «инновация - нововведение - новшество». Однако авторы не останавливаются на статическом уровне понятийно-классификационных описаний и опираются на динамический процессный подход. В частности, в порядке генезиса выделен ряд моделей, характеризующих внутреннюю структуру инновационного процесса, длительность которого описывается понятием «инновационный цикл». Справедливо указывается на существующий разрыв между странами в длительности этого цикла, но, к сожалению, не указаны меры и инструменты воздействия на нее. Интересны выводы, к которым может прийти читатель после ознакомления с разделом, в котором сформулировано определение инновационного предпринимательства. По сути авторы принимают точку зрения И. Шумпетера о признании новаторства и новизны как неотъемлемых черт предпринимательства в целом, что позволяет предположить, что они видят в инновационном предпринимательстве не отраслевую или функциональную подотрасль «общего предпринимательства», а скорее его ядро или по крайней мере его важнейшую, системообразующую часть.

Особенности инновационного предпринимательства проявляются, в частности, в специфичности ресурсного обеспечения, состава субъектов инновационного процесса и способов распространения научно-технической продукции. По мнению авторов, важнейший ресурс инновационного процесса - новая идея или некое явление физического мира или социальных и иных систем, способное такую идею породить. Вместе с тем, по нашему мнению, следовало бы расширить изложение данного вопроса, включив в него описание прикладных методов генерирования нового знания. Анализируя субъекты инновационного предпринимательства, авторы пособия провели масштабную работу по построению классификатора инновационных предприятий и выявлению их специфических черт, что представляет несомненный интерес с точки зрения создания системы управления инновационной сферой.

Планирование инновационной деятельности является задачей стратегического уровня, поэтому закономерно, что Кирьяков и Максимов посвятили третью главу пособия формированию стратегии инновационного предпринимательства. Они фактически полемизируют с традиционной точкой зрения, отводящей инновационной стратегии второстепенную функциональную роль, и в их изложении она становится основным содержательным базисом общей или маркетинговой стратегии.

Уделяется существенное внимание начальным стадиям формирования инновационной стратегии - анализу конкурентов и спроса на инновационную продукцию. В этой связи положительно следует оценить приведенную схему идентификации инновационного продукта, которая имеет больщую практическую ценность. Не забыты и вопросы, конкретизирующие выбранную стратегию, в частности стратегические, в области ценообразования на инновационную продукцию. Однако можно было бы поспорить с авторами о применимости параметрических методов для установления цен на продукцию в инновационной сфере.

Воплощение задуманной инновационной стратегии предполагает создание у хозяйствующего субъекта комплексной системы управления инновационными процессами. В связи с этим авторы показывают генезис современных форм организации инновационной деятельности, прошедших путь от простейших последовательных до современных интегральных форм, получивших практическое воплощение в параллельном инжиниринге.

Создание системы управления инновационными процессами также предполагает выбор номенклатуры технических инновационных служб. Авторам удалось предложить интересные практические рекомендации по выбору органи-' зационной структуры управления инновационными процессами в зависимости от интенсивности и масштаба осуществляемого нововведения. Управление инновационными процессами не может не учитывать возникающих при этом

рисков, так как указанные процессы по своей природе вероятностны, а значит - в большей степени рискованны, чем другие виды деятельности. Учет рисков предполагает их идентификацию и выбор методов по их снижению. В пособии удачно, с нашей точки зрения, обозначены как. традиционные для инновационного предпринимательства риски, так и специфические, присущие переходной • экономике России, и в соответствии списку рисков приведен перечень мер их снижения.

Одна из серьезнейших проблем, затронутая авторами в пятой главе, касается степени и форм участия государства в инновационном предпринимательстве. Анализ зарубежного опыта, выявил несколько моделей поддержки инновационного предпринимательства, которые хорош® зарекомендовали себя в разных странах. Вопрос же о выборе российской модели и построения соответствующей ей национальной инновационной системы остается по существу открытым. Надеемся, что идеи и рекомендации, разработанные авторами пособия, найдут свое воплощение в формирующейся инновационной политике России.

Для поддержки инновационного предпринимательства государство может использовать не только методы прямого, но и косвенного вмешательства. В частности, велика роль государства в формировании инфраструктуры инновационной сферы. В первую очередь речь идет о правовом обеспечении инновационного процесса. Значительная часть нормативной инфраструктуры, как отмечают авторы, уже создана - особенно это касается правовой охраны объектов интеллектуальной собственности. Однако это законодательство еще не заработало в полную меру. Второй важной частью правового обеспечения инновационной сферы являются нормативные акты, предоставляющие налоговые льготы и тем самым стимулирующие НИОКР. В работе приводится ряд иллюстративных примеров использования мер льготирования в международной практике. Стоит лишь сожалеть о том, что в нашей стране льготы, связанные с инвестированием, наоборот, отменяются. Важную роль в развитии инновационного предпринимательства играет его финансовая инфраструктура. Хотя все из перечисленных авторами элементов финансовой инфраструктуры имеются в наличии в

российской экономике, но тревожит их выключенность не только из инновационного, но даже из инвестиционного процесса. Наряду с правовой и финансовой требуется воссоздание на новой технологической базе информационной инфраструктуры, представленной справочной, патентной, технической и конъюнктурно-аналитической информацией. В целом соглашаясь с авторами, выделившими необходимую для инновационного предпринимательства структуру источников информации, хотим отметить возрастающую потребность у хозяйствующих субъектов в достоверной макроэкономической и конъюнктурной информации. Именно в этой области у государственной статистики существуют наибольшие проблемы, что в свою очередь мешает предпринимателям прогнозировать свою деятельность.

Инновационная предпринимательская фирма в стадии своего зарождения и развития - это довольно хрупкий организм, живучесть которого можно обеспечить, лишь встраивая его в различные организационные формы предпринимательства, адекватные фазе его развития. Только в этом случае удачливая инновационная фирма имеет шанс «дожить» до публичного размещения акций или стать подразделением крупной фирмы. В этой связи в седьмой главе пособия авторы подробно рассматривают формы и механизмы организационных структур инновационного бизнеса: от технопо-лисовых и технопарковых структур до венчурных предприятий и финансово-промышленных групп. При этом они особо выделяют венчурный бизнес, который, по их мнению, перерастает границы собственно бизнеса и приобретает функции механизма управления НТП в современных условиях, содействуя, с одной стороны, внедрению в производство новейших достижений науки, а с другой - минимизируя финансовый риск отдельных инвесторов.

В заключение необходимо добавить, что в пособии широко представлен справочный и иллюстративный материал, удачно подобрана литература, импонируют доступный стиль изложения и проблемный характер рассмотрения учебных вопросов. Студенты, аспиранты, работники научной сферы и предприниматели получили издание, способное помочь им в овладении новыми знаниями в практической и теоретической работе в сфере инноваций.

_________________________В.М. Белоусов, М.А. Спиридонов

Комплексный атлас «Ростовская область. История и современность» / Под ред. Н.Г. Родзянко. Ростов н/Д, 2002

Двадцать девять лет назад увидел свет «Атлас Ростовской области» - первое издание, которое знакомило ростовчан с помощью карт с природой, хозяйством, населением, историей Донского края. Атлас создал творческий коллектив, состоявший преимущественно из сотрудников геологогеографического, биолого-почвенного и исторического факультетов Ростовского государственного университета. Значение «Атласа Ростовской области» трудно переоценить. Он использовался работниками различных областных структур, проектных институтов, научными работниками, ' хозяйственниками, стал важным пособием в средней школе при изучении краеведческих тем.

Шло время. Блок карт атласа, отражавших хозяйственный комплекс, с годами начал устаревать. Появилась острая

необходимость в новом атласе. За его подготовку взялись кафедра социально-экономической географии и природопользования РГУ и Ростовский региональный общественный экологический фонд. Творческий коллектив возглавил заведующий кафедрой социально-экономической географии и природопользования профессор Н.Г. Родзянко.

За достаточно короткий срок, чуть более одного года, была проделана огромная работа по составлению макетов карт, текстовых материалов и совместно с Ростовским государственным экономическим университетом, Южным аэрогеодезическим предприятием при поддержке и участии администрации Ростовской области, ОАО «Роствертол» был издан комплексный атлас «Ростовская область. История и современность».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.