Кирстен Лодж
РУССКИЙ ДЕКАДАНС В 1910-е: ВАЛЕРИЙ БРЮСОВ И КРАХ ИМПЕРИИ*
Основной чертой декадентского движения, которое возникло во Франции и в 90-х годах XIX в. появилось в России, была одержимость ослаблением и крахом Римской империи в IV в., напоминает автор реферируемой статьи американский литературовед Кирстен Лодж.
Известно, что когда Поль Верлен (1844-1896) в сонете «Томление» (1883) писал: «Я - римский мир периода упадка», то он имел в виду не только Рим, но и Францию, потерпевшую поражение во Франко-прусской войне. Валерий Брюсов в «Грядущих гуннах» (1905) восклицал: «Вас, кто меня уничтожит, встречаю приветственным гимном!» Он подразумевал не только революцию 1905 г. в России, но и историю Римской империи, ибо в последующие годы поэт стал работать над историческим романом «Алтарь победы: Повесть IV в.», который вышел в 1911-1912 гг.1 В 1912 г. Брюсов начал писать продолжение «Алтаря победы» - «Юпитер поверженный», но роман не был закончен. Действие в романах происходит в 382-383 гг. и 393-394 гг. н.э., причем они отражают декадентскую идею о романтическом упадке и крахе Римской империи.
* Lodge K. Russian Decadence in the 1910s: Valery Briusov and the collapse of empire // The Russian review. - Syracuse; N.Y., 2010. - Vol. 69, N 2. - P. 276-293.
1 Брюсов В.Я. Алтарь победы: Повесть IV в. - М.: Панорама, 1992. - 397 с. -(Б-ка ист. романа). 106
Русский декаданс в 1910-е
В романе «Алтарь победы» наряду с полностью вымышленным персонажем Децимом Юнием Норбаном действуют подлинные римляне Квинт Аврелий Симмах (ок. 345-403) - латинский оратор, в 384-385 гг. - префект Рима, в 391 г. - консул, а также римский император Флавий Грациан (359-383), который был убит, когда начался мятеж узурпатора Максима из Британии. Сюжетная линия романа «Алтарь победы» разворачивается вокруг документированного события, т.е. решения императора Грациана удалить из здания Сената знаменитый Алтарь Победы в 382 г. Сенаторы пытались убедить императора возвратить алтарь на свое место, но император, ставший христианином, отказал в этой просьбе. Согласно сюжету романа Брюсова «Алтарь победы» именно Юнию сенаторы поручают убить императора, но сюжет этот полностью вымышленный. В конце романа императора Грациана убивает вовсе не Юний, а вооруженные люди узурпатора Максима, которые провозглашают последнего императором.
Герой романа «Алтарь победы» Децим Юний Норбан любит двух женщин: холодную и жестокую Гесперию, стоящую во главе римских сенаторов, и девушку по имени Реа, которая возглавила христианскую секту и была убита легионариями Римского войска. Роман «Юпитер поверженный» начинается с призыва Гесперии к Юнию вернуться к ней. Образы этих двух женщин позволяют говорить о символистской, а отнюдь не реалистической направленности исторических романов Брюсова, полагает автор реферируемой статьи. Однако при этом он подчеркивает, что атмосфера Римской империи IV в. описана в полном соответствии с такими работами, как «История упадка и разрушения Римской империи» (1776-1788) английского историка Эдуарда Гиббона (в трех томах), работами по истории Рима Теодора Моммзена, Гастона Буасье и др.
В своих неопубликованных лекциях, хранящихся в Российской государственной библиотеке, Валерий Брюсов сравнивает уровень римской культуры до краха империи с уровнем культуры, которого Европа достигла к началу ХХ в. Он считал, что римские поэты периода упадка обладали умением создавать «поэзию намека», которой впоследствии прославились символисты, декаденты, футуристы. Словом, Брюсов проводит четкую параллель между римской культурой IV в. и русской культурой начала ХХ в.
Кирстен Лодж
Литература Рима IV в. была «чрезвычайно изысканна по форме и перегружена эрудицией по содержанию», говорится в брюсовских лекциях (с. 283). Римские поэты любили употреблять палиндромы (т.е. слова или фразы, одинаково читающиеся слева направо и справа налево, типа «кабак») и акростихи (т.е. стихи, в которых начальные буквы составляют имя автора или адресата)1. В качестве примера римских литературных произведений, которые напоминают творения декадентских русских поэтов, Брюсов приводит в своих лекциях эпистолы Квинта Аврелия Симмаха.
В романе «Алтарь победы» Брюсов описывает римские здания, которые «пришли в упадок», «мрамор многих стен потемнел», «ступени лестниц были обтерты и обломаны», «везде была грязь и нечистота», «всюду на роскоши строений, словно пятна на теле больного, виднелись нищие в грязных лохмотьях»2, т.е. обнищание общества, которое он видел в своей собственной стране, медленное осквернение старой культуры. Лекции Брюсова показывают, что он считал своим долгом защищать культурное наследие России во время войн и революций. При этом он думал не только о России, но и о европейской цивилизации в целом, поскольку Россия была частью этой цивилизации. Юний в «Алтаре победы» бродит по улицам Рима и видит, что город на глазах меняется. Брюсов бродил по Москве во время революции 1905 г. и восхищался жизненной энергией, которую проявляли массы провинциалов, хлынувших в Москву.
Автор реферируемой работы считает, что исторические романы «Алтарь победы» и «Юпитер поверженный» показывают, что символизм и декаданс в России существовали и в 1910-е годы в жанре романа. А брюсовский роман «Алтарь победы», по мнению К. Лоджа, «следует признать шедевром русской декадентской прозы» (с. 293).
И.Л. Галинская
1 Например, акростих В. Кузмина сонет-посвящение «Валерию Брюсову»:
Валы стремят свой яростный прибой,
А скалы все стоят неколебимо.
Летит орел, прицелов жалких мимо... (Прим. ред.).
2 Брюсов В.Я. Алтарь победы: Повесть IV в. - М.: Панорама, 1992. - 397 с. -(Б-ка ист. романа).