КИОТСКИЙ ПРОТОКОЛ: УПУЩЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ
Марьин Е.В.*
к.ю.н., доцент evgenii_marin@mail.ru
*ФГБОУ ВО «Московский государственный университет геодезии и картографии», Москва, Россия
Аннотация:
В статье рассматриваются механизмы практической реализации положений Киотского протокола (в частности механизм чистого развития) в их применении к российским условиям, обозначены последствия для экономической и экологической сфер, возникшие в связи с выходом РФ из Киотского протокола.
Ключевые слова:
Рамочная Конвенция ООН об изменении климата, Киотский протокол, механизм чистого развития, экологическая политика, парниковые газы, глобальное потепление
УДК 339.7
Р01: 10.24411/2658-6932-2020-10005
Для цитирования: Марьин Е.В. Киотский протокол: упущенные возможности / Е.В. Марьин // Кон-тентус. - 2021. - № 2. - С. 34 - 42.
Проблемы выбросов в атмосферу Земли парниковых газов, приводящих к глобальному потеплению, давно является международной. Так, уже «в 1980-е гг. зарождается понятие «экологическая безопасность». Человечество столкнулось с такими явлениями, как озоновые дыры, кислотные дожди, опустынивание. Начинает происходить перестройка геосистем. Для решения актуальной проблемы поиска ответа на изменения климата необходимо сотрудничество всех стран» [1, с. 63]. После принятия в 1992 году в Рио-де-Жанейро Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата (РКИК ООН) Межправительственная группа экспертов по изменению климата (МГЭИК) регулярно проводит инвентаризацию ситуации. Параллельно с этим, политические представители всех стран планеты регулярно встречаются для оценки прогресса в борьбе с изменением климата в рамках Киотского
протокола, принятого в 1997 году и вступившего в силу в 2005 году, который определяет цели и средства для реализовать РКИК ООН.
Статья 12 Киотского протокола устанавливает механизм чистого развития (далее - МЧР), один из так называемых инструментов «гибкости», позволяющих промышленно развитым странам выполнять, по крайней мере частично, свои обязательства в -третьих странах. Два других механизма - это торгуемые разрешения и совместное исполнение - долгое время МЧР игнорировался из-за неправильного понимания, однако сейчас МЧР вызывает растущий интерес как со стороны государственных органов, так и со стороны компаний, которые в самом ближайшем будущем столкнутся с обязательствами по сокращению выбросов парниковых газов. «Применение возобновляемых источников энергии, таких как ветер и солнце, решает проблему выбросов парниковых газов в прин-ципе»^^.^].
Принцип МЧР был впервые определен в Киотском протоколе: проекты по сокращению выбросов парниковых газов, осуществляемые в развивающихся странах, генерируют кредиты, которые могут быть использованы промышленно развитыми странами для выполнения своих обязательств. Для стран Севера преимущество механизма состоит в том, что они имеют доступ к потенциалу сокращения выбросов с меньшими затратами. Развивающиеся страны видят в этом возможность ускорить передачу технологий Север-Юг и получить выгоду от различных положительных побочных эффектов проектов. Эта двойная цель была подтверждена в статье 12 протокола.
В плане практической реализации положения Киотского протокола встает вполне закономерный вопрос: что поможет взаимодействовать с другими национальными системами торговли? Конечно развитие национальной системы торговли квотами. При этом схема «зеленых» инвестиций имеет хороший потенциал.
Торговля выбросами, более известная под английским названием «EmissionTrading», позволяет странам, имеющим обязательства по сокращению выбросов парниковых газов, торговать своими выделенными правами на выбросы для выполнения своих обязательств. Таким образом, торговля квотами на выбросы осуществляется только между развитыми странами или странами с переходной экономикой. С помощью системы торговли квотами на выбросы можно обмениваться правами на выбросы: между промышленно развитыми странами и между промышленными компаниями. С другой стороны, страна, которая сокращает свои выбросы больше, чем это необходимо для выполнения взятых на
себя обязательств, сможет передать свои «излишки» прав на выбросы тем странам, для которых их цели труднее или дороже достичь.
Точно так же промышленный объекты могут покупать права на выбросы на рынке, потому что-либо технически невозможно достичь установленных сокращений выбросов, либо цена этих прав на выбросы на рынке ниже, чем предельная стоимость мер, необходимых для достижения установленных сокращений выбросов. Наоборот, компания, которая вкладывает средства в сокращение выбросов парниковых газов сверх установленных требований, может продать свои права на избыточные выбросы другой компании, следовательно, частично компенсируя свои собственные инвестиции.
Проекты, которые предложены Киотским протоколом, заинтересовали лидеров России с финансовой точки зрения, так как при реализации проекта, привлекаются новые инвесторы [4, с. 53]. В этом случае данная реализация проекта будет иметь большой потенциал. Так, по мнению исследователей, РФ могла бы «получить на торговле квотами СО 2 около8 млрд дол. Форвардная продажа небольшой части избыточных разрешений на выбросы уже сегодня могла бы принести нашей стране значительные средства, на основе чего можно образовать соответствующий фонд и аккумулировать стартовый капитал для «декарбонизации» национальной экономики» [2, с.39].
Переход от угля к газу и при этом внедрение энергосберегающих технологий являются самыми главными и перспективными путями реализации Киотского протокола в российских условиях. Такие компании как «Газпром» и другие крупные производители заинтересованы, прежде всего, в проектах, где предполагаются ремонт и замена износившихся газопроводов.
Киотское соглашение заключается на таких условиях, что любая из сторон может расторгнуть соглашение по истечению 3 лет. По политическим и в меньшей степени экономическим причинам Россия вышла из Киотского соглашения. Это связано с тем, что по оценкам Российской союза промышленников и предпринимателей, в таком случае РФ будет обречена на отсутствие торговли квотами, что в результате приведёт к большой потери средств, которые ранее инвестировали для реализации проектов, задуманных до 2020-2021 гг. Из-за данной практики наша страна вряд ли еще согласится когда-нибудь заключить двусторонний договор для проекта, который уменьшит выбросы [9].
После того, как США покинули данный протокол, квоты, которые используются для продажи имеют огромный спрос. Так получилось, что после ухода США цена на квоты снизилась в 25 раз! Между тем страны Ев-
росоюза и Япония являются одними из инвесторов и распределителей квот. На данный момент Япония не заинтересована в том, чтобы использовать российские квоты [7].
Так вышло, что не все страны согласны с данным сообществом и не готовы тратить деньги для покупки так называемого "горячего воздуха"? Что происходит в таких случаях? Почему исчезает спрос?
Страны Центральной и Восточной Европы конкурируют между собой. Россия и Украина являются главными поставщиками избыточных квот, это произошло, так как наше производство работает в сокращенных объемах.Но не всегда позиция России принималась во внимание [3, с 93]. Параллельно Казахстан в 2007 г. заключил сделку с Японией о передаче ежегодной квоты в количестве 62 тыс. тонн углекислого газа на период 2008 - 2012 гг. После того как другие страны стали присоединяться к Европейскому союзу спрос на российские избыточные квоты уменьшился.
Однако Киотское соглашение не всегда точно учитывает специфику конкретных стран. Так, на данный момент, Россия имеет станции, которые наблюдают за выбросами в атмосферу парниковых газов, на данный момент их всего 4 на всю страну. Поэтому необходимо привлечение инвестиций с целью улучшения инфраструктуры. Однако имеются большие сомнения насчет того, что Европейский союз хоть как то проявит позитивную инициативу в плане инвестиций в российскую промышленность.
В результате выхода России из Киотских договоренностей, ущерб нанесен и экономической и экологической сферам. Ведь Киотский протокол создает механизм чистого развития, который позволяет промыш-ленно развитым странам выделять кредиты на проекты по сокращению выбросов в развивающихся странах. Реализация таких механизмов потребует создания сложной институциональной структуры для наблюдения за всеми процессами.
В соответствии с Киотским протоколом промышленно развитые страны обязались соблюдать квоты для ограничения выбросов парниковых газов (ПГ) на первый и второй периоды обязательств (2008-2012 и 2013-2020 годы соответственно).
Чтобы государства могли достичь своих целей более экономически эффективно, Протокол предусматривает создание трех механизмов гибкости: обмен единиц установленного количества (ЕУК), механизм чистого развития (МЧР) и совместное осуществление (СО). Эти механизмы позволяют приобретать углеродные единицы государствами, выбросы которых превышают их потолок. Затем они добавляются к запасу ЕУК, кото-
рый был им первоначально выпущен. Эти механизмы используются в дополнение к политике и мерам, принятым на национальном уровне .
Для развития МЧР важно, чтобы государственные органы России играли свою роль, устанавливая простые и прозрачные правила игры, гарантирующие экологическую и социальную целостность проектов при соответствующем внедрении новых норм [5]. Кроме того, не менее важно, чтобы участники, которые могут инвестировать в этот инструмент, мобилизовались и осознали все его преимущества, будь то компании, или сами государственные органы. МЧР представляет собой оригинальный инструмент государственной политики. Он смог бы внести конкретный вклад в более устойчивое развитие и способствовать развитию экономики и решению экологических и социальных проблем на национальном уровне[8].
Список использованных источников
1. Васильева Г. М. Полемика вокруг Киотского протокола: разумная деятельность человека общественного. / Г. М. Васильева // Идеи и идеалы, 2018, № 1 (38). С. 63-77.
2. Галашев А.Е., Галашева А.А. Киотский протокол и экономический рост в России / А.Е. Галашев, А.А. Галашева // Всероссийский экономический журнал ЭКО, 2006 № 12 (390). С. 25-41.
3. Гершинкова Д. А. О нарушении правил процедуры на Конференции ООН по климату в Дохе в декабре 2012 года. / Д. А. Гершинкова // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика, 2013 № 8. С. 91-97.
4. Гордиенко А. Чем привлекателен Киотский протокол для российского бизнеса? / А. Гордиенко // Общество и экономика. 2011. N 3. С. 163 - 172.
5. Гутброд М. Юридические требования для модернизации в сфере энергетического законодательства / М. Гутброд // Энергетическое право. 2011. N 2. С. 19 - 22.
6. Досаев Н.Т. Казахстан: энергетикаи экология в контексте Киотского протокола. Киотский протокол как фактор стабилизации экологической ситуации в энергетике / Н.Т. Досаев // Российское предпринимательство. 2012. N 14. С. 127 - 132.
7. Казаков О.И. Япония охладевает к глобальному потеплению и Киотскому протоколу / О.И. Казаков // Япония наших дней. 2011. N 3 (9). С. 112 - 121.
8. Киевич А. В. Социальная сфера как драйвер экономического роста / А. В. Киевич // Современные аспекты экономики. 2017. № 12 (244). С. 93-98.
9. Коротков В. Н., Романовская, А. А., Карабань, Р. Т., Смирнов, Н. С. Оценка углеродного бюджета лесов России в рамках отчетности по Киотскому протоколу. Лесной вестник // Forestrybulletin, 2012. № 7 (90). С. 58-64.
KYOTO PROTOCOL: MISSED OPPORTUNITIES
Marin E.V.**
Candidate of Law, Associate Professor evgenii_marin@mail.ru
**Moscow State University of Geodesy and Cartography, Moscow, Russia
Abstract:
The article discusses the mechanisms of implementation of the Kyoto Protocol (in particular the clean development mechanism) in their application to Russian conditions, and identifies implications for economic and environmental spheres arising in connection with the RF output of the Kyoto Protocol.
Keywords:
Kyoto Protocol, Framework Convention on Climate Change, clean development mechanism, environmental policy, greenhouse gases, global warming.