Научная статья на тему 'КИОТСКИЙ ПРОТОКОЛ: БАЗОВАЯ ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА'

КИОТСКИЙ ПРОТОКОЛ: БАЗОВАЯ ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
41
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИОТСКИЙ ПРОТОКОЛ / МЕХАНИЗМ ЧИСТОГО РАЗВИТИЯ / УГЛЕРОДНЫЕ РЫНКИ / УГЛЕРОДНЫЕ КРЕДИТЫ / КОМПЕНСАЦИЯ ВЫБРОСОВ УГЛЕРОДА / ДОБРОВОЛЬНЫЙ РЫНОК / ВЫБРОСЫ ПАРНИКОВЫХ ГАЗОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Марьин Евгений Владимирович

В статье анализируются основные экономически подходы, принятые в рамках реализации Киотского протокола для достижения лучшего контроля над выбросами парниковых газов (ПГ). Выбросы 37 развитых стран, которые имели цели по сокращению выбросов, снизились более чем на 22% по сравнению с 1990 годом, что намного превышает первоначальную цель в 5% с 1990 года. Раскрыты основные механизмы, способствовавшие достижению данного результата, наиболее подробно описан механизм чистого развития (МЧР) и практические аспекты его реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KYOTO PROTOCOL: BASIC ECOLOGICAL AND ECONOMIC PARADIGM

The article analyzes the main economic approaches adopted within the framework of the implementation of the Kyoto Protocol to achieve better control over greenhouse gas (GHG) emissions. Emissions from 37 developed countries that had emission reduction targets decreased by more than 22% compared to 1990, far exceeding the original target of 5% since 1990. The main mechanisms contributing to the achievement of this result are disclosed, the clean development mechanism (CDM) and practical aspects of its implementation are described in the most detail.

Текст научной работы на тему «КИОТСКИЙ ПРОТОКОЛ: БАЗОВАЯ ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА»

DOI: 10.47581/2022/IE.3.61.07 Марьин Евгений Владимирович, к.ю.н., доцент (e-mail: evgenii_marin@mail.ru)

Московский государственный университет геодезии и картографии (МИИГАиК), г.Москва, Россия

КИОТСКИЙ ПРОТОКОЛ: БАЗОВАЯ ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА

Аннотация. В статье анализируются основные экономически подходы, принятые в рамках реализации Киотского протокола для достижения лучшего контроля над выбросами парниковых газов (ПГ). Выбросы 37развитых стран, которые имели цели по сокращению выбросов, снизились более чем на 22% по сравнению с 1990 годом, что намного превышает первоначальную цель в 5% с 1990 года. Раскрыты основные механизмы, способствовавшие достижению данного результата, наиболее подробно описан механизм чистого развития (МЧР) и практические аспекты его реализации.

Ключевые слова: Киотский протокол, механизм чистого развития, углеродные рынки, углеродные кредиты, компенсация выбросов углерода, добровольный рынок, выбросы парниковых газов.

Глобальное потепление представляет собой одну из наиболее серьезных проблем для устойчивого развития нашей планеты и в долгосрочной перспективе для выживания человечества, особенно потому, что оно угрожает ресурсам или жизненно важным областям, таким как окружающая среда, продукты питания, здоровье. Это требует общей, сплоченной и ответственной реакции со стороны международного сообщества c целью преодоления кризисных явлений, как в социальной, так и в экономической сферах

[5].

Парламентская ассамблея Совета Европы определяет свою неизменную приверженность устойчивому развитию и, в частности, свою поддержку Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата, направленной на стабилизацию концентрации парниковых газов в атмосфере [7, c. 113].

Чтобы продолжить международный процесс защиты климата после 2020 года, было необходимо новое климатическое соглашение. Парижское соглашение было принято на конференции, состоявшейся в Париже в 2015 году, и впервые сформулировало конкретную цель по ограничению глобального потепления менее чем на 2°C по сравнению с уровнем доиндуст-риальной эпохи. Для этого государства устанавливают собственные цели по сокращению выбросов. Обзор и усиление усилий по защите климата следует проводить каждые пять лет. [4, c.159].

Оно основано на реализации национальных вкладов, то есть обязательств, которые подписавшие страны взяли на себя в отношении борьбы с изменением климата, с точки зрения уменьшения выбросов парниковых газов. [ 2, а 26].

Киотское соглашение в свою очередь предусматривало, что большинство стран, являющихся основными источниками выбросов парниковых газов, сократят свои выбросы. «Квоты на выбросы используются практически в любом производстве, поскольку они потребляются тогда, когда сжигается ископаемое топливо. Следовательно, новый ресурс имеет положительную экономическую оценку, так как он может использоваться в производственном процессе, продаваться или сберегаться для будущего использования, как и другие факторы производства» [1, ^ 66]. Стоимость этих усилий снижается за счет механизмов гибкости: углеродных рынков.

Этих механизмов три:

- «разрешения на выбросы», это положение разрешает продажу или покупку прав на выбросы между промышленно развитыми странами , «при которых государства или отдельные хозяйствующие субъекты на его территории могут продавать или покупать квоты на выбросы парниковых газов на национальном, региональном или международном рынках [3, а 148];

- «совместное осуществление»: промышленно развитые страны и страны с переходной экономикой могут достичь своих целей по сокращению выбросов путем дезактивации объектов в других странах (также промышлен-но развитых или находящихся на переходном этапе) - где дезактивация обходится дешевле. Это снижение загрязняющих веществ зачисляется на счет страны, финансирующей очистку, в то время как принимающая страна получает выгоду от дополнительного сокращения загрязнения [8, ^ 25];

- «механизм чистого развития» (МЧР), близкий к предыдущей системе, с той разницей, что инвестиции производятся развитой страной, в развивающейся стране [2, ^ 27]

Эти механизмы «компенсации» позволили промышленно развитым странам инвестировать в менее развитые страны - исходя из предположения, что затраты на сокращение выбросов углерода там ниже - чтобы облегчить бремя сокращения выбросов парниковых газов (ПГ) в промыш-ленно развитых странах (что считается более дорогим).

Государства-члены устанавливают для каждого периода целевые показатели сокращения выбросов для каждой из соответствующих установок посредством национального плана распределения квот (известного как PNAQ). В начале каждого периода они распределяют определенный объем разрешений между операторами установок на основе выбросов от соответствующих видов деятельности.

Таким образом, последние могут покупать или продавать свои квоты на выбросы между собой; они также могут получать углеродные кредиты от

проектов, осуществляемых в развивающихся странах (Китае, Индии, Бразилии и т. д.) [3].

Механизм чистого развития (МЧР), преследует двойную экономическую и экологическую цель: позволить промышленно развитым государствам экономить деньги за счет сокращения выбросов парниковых газов в других странах; поддерживать развивающиеся страны на пути к устойчивому развитию.

В конце 2015 года Парижское соглашение заложило основы (пункт 4 статьи 6) нового механизма, очень похожего на МЧР. После 2020 года - года, когда закончилось действие Киотского протокола - новый проектный механизм должен заменить МЧР, даже если последний вызывает очень сильное недоверие, особенно со стороны неправительственных организаций, которые неоднократно указывали на его недостатки.

Так называемые углеродные рынки - это рынки для торговли квотами на выбросы парниковых газов (не только CO2). Они заключаются в назначении цены за права на выброс парниковых газов (ПГ), чтобы побудить участников - государства или компании - сокращать свои собственные выбросы, обмениваясь «правами на загрязнение» между собой. «Квота» обычно соответствует разрешению на выброс одной тонны эквивалента диоксида углерода (CO2) и представляет собой общепринятый ориентир для торгов-ли[3].

Европейская система торговли выбросами парниковых газов в данном конкретном случае является примером углеродного рынка между компаниями. Он действует с 1 января 2005 года. Государства-члены устанавливают потолок выбросов соответствующих установок (в секторах производства электроэнергии, тепловых сетей, стали, цемента, рафинирования, стекла, бумаги), авиации и так далее, на которые приходится более 40% выбросов парниковых газов в Европе), затем им распределяют квоты, соответствующие этому потолку. В конце каждого года предприятия должны сдавать ряд разрешений, эквивалентных их фактическим выбросам.

Европейская углеродная биржа (ETS) - крупнейшая в мире система торговли углеродными кредитами. Это дает возможность установить квоту на выбросы парниковых газов для каждой компании. Они могут купить или продать свое «право на загрязнение» на углеродном рынке. ETS представляет собой систему, которая вознаграждает компании, делающие усилия по сокращению выбросов парниковых газов и наказывает тех, кто превысил свой потолок, заставляя их покупать дополнительные квоты у компаний, которые более экологически ответственны, например заботятся о сохранении лесов «легких» нашей планеты [10, с. 218].

«Механизм чистого развития в целом призван мотивировать предприятия на сокращение выбросов, благодаря этой политике ценовая политика будет более гибкой, что, в свою очередь, увеличит эффективность экологических проектов» [9, ^31] Углеродный рынок может подтолкнуть компании, уже соблюдающие свои квоты на выбросы парниковых газов (квота

в зависимости от страны) к тому, чтобы они приложили больше усилий для сокращения своих выбросов, потому что они, таким образом, смогут получить в обмен углеродные кредиты. Углеродные кредиты - это не что иное, как кредиты, полученные за каждую тонну CO2, которая не выбрасывается в атмосферу благодаря принятым мерам. Компании, которым не удается выполнить свою квоту, благодаря углеродному рынку, имеют возможность купить права на загрязнение: таким образом, они могут увеличить свою квоту на выбросы.

Создание углеродного рынка в первую очередь предполагает разграничение его объема с точки зрения парниковых газов и участников. Целеустремленность введенной торговой системы определяется уровнем предельных значений выбросов для каждого эмитента парниковых газов. Наличие «предела», который нельзя превышать, должно создавать дефицит, необходимый для стимулирования торговли. Цена надбавок определяется спросом и предложением [6, ^ 279].

В отсутствие налогообложения углерода ETS является единственным экономическим инструментом, созданным ЕС, чтобы помочь европейским странам выполнить свои национальные обязательства. Согласно Европейской комиссии, интерес также носит экономический характер: поскольку квоты являются торговыми, сокращение выбросов производится там, где они наименее затратны. ETS исходит из того, что наиболее рентабельным решением сокращения выбросов парниковых газов является установление цены на углерод.

Участники углеродного рынка очень разнообразны: страны, регионы, компании, финансовые участники, фондовые биржи, органы управления и аудита, НПО и т. д.

МЧР позволяет промышленно развитым странам инвестировать в современные технологии в развивающихся странах, получая при этом компенсацию за сертификаты сокращения выбросов (ССВ), которые могут использоваться для достижения их собственных целей по выбросам.

Киотские договоренности позволяют компаниям в промышленно развитых странах, а также самим странам внедрять технологии сокращения выбросов парниковых газов в развивающихся странах, с тем чтобы разделить с ними кредиты за эти сокращения. С этой точки зрения развивающиеся страны включались в процесс сокращения выбросов по Киотскому протоколу еще до того, как официально принимали участие в соглашении. Гибкие механизмы также определяли единственный принцип исключения из протокола, а именно запрет на участие лиц, не являющихся членами, или их компаний.

Для достижения этой цели требуется рынок сокращения выбросов, в котором в основном участвуют страны с формирующимся углеродным рынком. Политика предотвращения - не единственный ответ на изменение климата, и некоторые из его последствий будут сопровождать нас независимо от наших действий. Только в этих условиях изменение климата и его

наиболее серьезные последствия для экономики и безопасности могут быть взяты под контроль.

Список источников

1. Ануфриев В.П., Чазов А.В. Углеродная валюта // Новый товар на новых рынках. Всероссийский экономический журнал ЭКО, 2006. № 1 (379). С. 61-77.

2. Буквич Р. М. Рыночные механизмы сокращения выбросов парниковых газов, активности и перспективы России // Вестник НГИЭИ, 2015. № 9 (52), С. 23-38.

3. Буквич Р. М., Петрович Д. Р. Парниковый эффект и Рыночные механизмы // Киотского протокола. Вестник НГИЭИ, 2017. № 1 (68). С. 139158.4.

4. Высторобец Е. А., Ермолина, М. А. Климат и право: исследования Киотского протокола // Журнал российского права, 2010. № 4 (160). С. 159165.

5. Киевич А. В. Отрезвляющая реальность: глобальная экономика переживает худший кризис // Современные аспекты экономики. 2019. № 5 (261). С. 189-194.

6. Косовцев В. В. Эколого-экономические механизмы Киотского протокола. Записки Горного института, 2006 № 2 (167) . С. 278-280.

7. Путилина М. И. Этапы международно-правового регулирования в области сохранения климата // Вестник Брянского государственного университета, 2021. № 2 (48). С. 108-116.

8. Седов С.Б. Экономические и экологические аспекты глобального распространения современных технологий //Российское предпринимательство. 2009. № 7 (2) С. 23-28.

9. Силвестр Э. Н. Принятие решений мировым сообществом по проблеме глобального потепления // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения, 2009. № 3. С. 28-33.

10. Троицкая Л. В. Правовое регулирование охраны лесов как поглотителей парниковых газов в зарубежном праве // Вестник экономики, права и социологии, 2016 № 2. С. 213-220.

Статья поступила в редакцию 11.04.2022; одобрена после рецензирования 18.04.2022; принята к публикации 20.04.2022.

Maryin Evgeniy.V.

(e-mail: evgenii_marin@mail.ru) PhD, associate professor

Moscow State University of Geodesy and Cartography Moscow, Russia KYOTO PROTOCOL: BASIC ECOLOGICAL AND ECONOMIC PARADIGM

The article analyzes the main economic approaches adopted within the framework of the implementation of the Kyoto Protocol to achieve better control over greenhouse gas (GHG) emissions. Emissions from 37 developed countries that had emission reduction targets decreased by more than 22% compared to 1990, far exceeding the original target of 5% since 1990. The main mechanisms contributing to the achievement of this result are disclosed, the clean development mechanism (CDM) and practical aspects of its implementation are described in the most detail.

Keywords: Kyoto Protocol, clean development mechanism, carbon markets, carbon credits, carbon emissions compensation, voluntary market, greenhouse gas emissions.

DOI: 10.47581/2022/IE.3.61.08

Назилин Виктор Сергеевич, магистр (e-mail: nvitya1999@Jcloud.com) Силакова Любовь Владимировна, к.э.н., доцент (e-mail: silevery@yandex.ru)

Национальный исследовательский университет ИТМО, г.Санкт-Петербург, Россия

ПРИМЕНЕНИЕ ERP-СИСТЕМ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГА НИЗАЦИЙ

Аннотация. На определенном этапе своего развития компании сталкиваются с проблемой оптимизации бизнес-процессов. Представляя компанию как систему, механическую или органическую, можно определить, что успешная работа этой системы напрямую зависит от того, как отдельные элементы соединены и подходят друг к другу. Повышенное внимание к изучению бизнес-процессов со стороны ученых и компаний в последние годы связано с тем, что оптимизированное функционирование системы напрямую влияет на успех бизнеса с точки зрения увеличения прибыли, увеличения доли рынка. Одним из наиболее применимых решений в сфере оптимизации бизнес-процессов с помощью цифровых технологий является внедрение ERP-систем.

Ключевые слова: цифровая трансформация, бизнес-процессы, операционная эффективность, цифровые системы.

Одним из наиболее применимых решений в сфере оптимизации бизнес-процессов с помощью цифровых технологий является внедрение ERP-систем. Мир продолжает меняться, и поэтому у бизнеса возникают проблемы и возможности. Сегодняшний мир является цифровым и сетевым

[4].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.