Научная статья на тему 'Кинжал Тимофея Ящика, камер-казака при императоре Николае II и императрице Марии Федоровне'

Кинжал Тимофея Ящика, камер-казака при императоре Николае II и императрице Марии Федоровне Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
149
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИНЖАЛ / КАВКАЗ / ТИФЛИС / ЯЩИК / КАМЕР-КАЗАК / КОНВОЙ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Талантов Сергей

В статье презентуется кинжал кавказский типа «кама» в ножнах с надписью на устье. По мнению автора, надпись владельческая, свидетельствующая о принадлежности предмета кубанскому казаку Тимофею Ксенофонтовичу Ящику, который в 1902 году находился на службе в Тифлисе. Личность Тимофея Ящика и его удивительная судьба, тесно связанная с семьей последнего российского императора, представляет интерес для самой широкой аудитории, интересующейся не только историей оружия казачества, но и российской историей начала ХХ века. Кинжал камер-казака Тимофея Ящика является предметом, имеющим значительную историческую ценность, памятником славной истории камер-казаков, охранявших императора и императрицу, преданно и верно служивших до конца их дней, не изменивших присяге и своему воинскому долгу в годы лихолетья Гражданской войны и после эмиграции из России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кинжал Тимофея Ящика, камер-казака при императоре Николае II и императрице Марии Федоровне»

СЕРГЕЙ ТАЛАНТОВ

КИНЖАЛ ТИМОФЕЯ ЯЩИКА, КАМЕР-КАЗАКА ПРИ ИМПЕРАТОРЕ НИКОЛАЕ II И ИМПЕРАТРИЦЕ МАРИИ ФЕДОРОВНЕ

В статье презентуется кинжал кавказский типа «кама» в ножнах с надписью на устье. По мнению автора, надпись владельческая, свидетельствующая о принадлежности предмета кубанскому казаку Тимофею Ксенофонто-вичу Ящику, который в 1902 году находился на службе в Тифлисе. Личность Тимофея Ящика и его удивительная судьба, тесно связанная с семьей последнего российского императора, представляет интерес для самой широкой аудитории, интересующейся не только историей оружия казачества, но и российской историей начала ХХ века. Кинжал камер-казака Тимофея Ящика является предметом, имеющим значительную историческую ценность, памятником славной истории камер-казаков, охранявших императора и императрицу, преданно и верно служивших до конца их дней, не изменивших присяге и своему воинскому долгу в годы лихолетья Гражданской войны и после эмиграции из России.

Ключевые слова: кинжал, Кавказ, Тифлис, Ящик, камер-казак, конвой.

В конце 2015 года автору удалось найти и приобрести кинжал кавказский типа «кама» в ножнах с надписью на устье (рис. 1). Клинок кинжала стальной, трехдольный, долы клинка украшены примитивным растительным орнаментом, выполненным травлением. С лицевой стороны клинка долы не доходят до рукояти, образуя пяту, с обратной стороны клинка долы доходят до рукоя-

Рис. 1. Кинжал. Общий вид.

Рис. 2. Надпись на устье ножен.

ти и уходят под заднюю щечку рукояти. Ножны изготовлены из дерева, покрыты кожей; прибор ножен, состоящий из устья и наконечника, изготовлен из серебра, украшенного в технике гладкой черни. На лицевой стороне рукояти расположена накладка из серебра, хвостовик клинка между щечек рукояти, изготовленных из рога, закреплен тремя заклепками с серебряными шляпками. Клейм на серебре нет. Общая длина кинжала 55,4 см, длина клинка 37 см, ширина клинка у основания 4 см. На устье ножен с задней стороны имеется надпись «Т.К.Ящикъ Тифлисъ 1902 г.», выполненная чернью (рис.2). Подлинность кинжала и надписи сомнений не вызывает.

Автор считает, что надпись на задней стороне устья ножен кинжала владельческая свидетельствует о принадлежности предмета кубанскому казаку Тимофею Ксенофонтовичу Ящику, который в 1902 году находился на службе в Тифлисе. (рис.3) Личность Тимофея Ящика и его удивительная судьба, тесно связанная с семьей последнего российского императора, представляет ин -

Рис. 3. Тимофей Ящик.

терес для самой широкой аудитории, интересующейся не только историей оружия казачества, но и российской историей начала ХХ века.

Тимофей Ксенофонтович Ящик родился 15 (28) апреля 1878 года в кубанской станице Новоминской Ейского отдела. В 1900 году он призывается в Ейский полк, находившийся в Тифлисе. Из-за своей представительной внешности, он практически сразу был назначен в Конвой командующего войсками Кавказского военного округа генерал-адъютанта князя Г.С. Голицына. В 1904 году вместе с Голицыным Ящик прибывает в Петербург. Далее он был зачислен в императорский Собственный конвой во Вторую Кубанскую сотню. Там в подготовку казаков входили караульная служба, джигитовка, стрельба и ориентирование на местности. Через три года он увольняется со службы. Далее Ящик прожил в родной станице до 1912 года, когда его снова призвали на службу в Собственный конвой. Срок службы заканчивался в 1914 году. В этот момент Николай II выбирает его из многих претендентов на должность камер-казака. Основной обязанностью камер-казаков было круглосуточно находиться при особе императора. При императоре Ящик прослужил 9 месяцев.

В начале 1916 года он стал вторым личным телохранителем вдовствующей императрицы Марии Федоровны. После 1917 года Ящик оставался возле Марии Фёдоровны, охраняя её в Крыму. В 1918 году он вывез младшую сестру Николая II великую княгиню Ольгу Александровну в родную станицу, где та родила своего второго сына Гурия. Позже Тимофей Ящик организовал вывоз семьи великой княгини за границу.

После того как Мария Фёдоровна покинула Россию, Ящик сопровождал её в Англии и Дании. Он охранял императрицу до её смерти в 1928 году. После смерти Марии Фёдоровны Ящик остался в Дании, женившись на датчанке. На небольшое наследство, оставленное императрицей, он открыл магазин. Умер Тимофей Ящик в 1946 году. Похоронен вместе с женой на русском кладбище1.

В своих воспоминаниях, опубликованных в книге «Рядом с императрицей. Воспоминания лейб-казака» Тимофей Ящик так описывает Тифлис, где он прослужил 4 года: «Я провел четыре года в Тифлисе и расскажу немного об этом удивительном и пестром городе. Город расположен на обеих сторонах желтой и шумной Куры, окруженной голыми скалами. Местными жителями в скалы встроено много домов, называемых саклями. Если подняться на расположенную с запада от города гору Давида, то открывается великолепный вид на Тифлис. Много величественных зданий возвышается над массой жилых домов; сотни церквей устремляют вверх свои двенадцатигранные башни, и посеребренные шпили башен блестят на солнце. Как правило, голубое прекраснейшее небо образует свой свод над городом, а на севере, в чистом воздухе светится снежная вершина Казбека, как громадная сторожевая башня Кавказа. Наши казармы находились на главной улице, около собора и дворца.

Гуляя по Тифлису, встречаешь здесь самую пеструю смесь Европы и Азии. Элегантные русские дамы рядом с полу скрытыми вуалью армянками в огненно-красных платьях; маленькие суетливые армяне, одетые по-европейски, между высокими лениво гуляющими грузинами в длинных, местного покроя черкесках. Если в Берлине на Унтер ден Линден нельзя вы-

1 Ящик Т.К. Рядом с императрицей. Воспоминания лейб-казака. 2-е изд., испр. и доп. СПб.:Нестор-История, 2011. с. 113.

стрелить из пистолета, не ранив доктора, то здесь невозможно не прострелить той же самой пулей двух-трех местных князей.

По всему городу, на юге и востоке, работают ремесленники в открытых мастерских, и каждая улица имеет, как в средневековых городах, свое ремесло. Например, на одной улице можно увидеть только портных, которые сидят и шьют или крутят швейную машинку. Сам портной сидит с кинжалом и саблей, вооруженный до зубов, на случай, если возникнут проблемы с заказчиком. Целые кварталы полны оружейниками. Можно порадовать себя действительно красивым и редким оружием. Тогда еще делались кольчуги и шлемы, как для древних сарацинов, боевые булавы, нарукавники и щиты, мечи, кинжалы и ружья. Для того, чтобы показать заказчику, насколько хороша сталь, оружейник брал клинок и рубил им камень, выбивая искры. На лезвии не оставалось никаких повреждений»2. Очевидно, кинжал, обнаруженный автором, был заказан Тимофеем Ящиком у одного из тифлисских мастеров. Структура клинка кинжала является типичной для клинков закавказских кинжалов конца XIX - начала XX вв3. Кинжал интересен для современного оружиеведения также и тем, что он является наглядным примером того, что казаки заказывали и носили оружие произвольного внешнего вида. Это происходило повсеместно, несмотря на то, что с начала 1890-х годов в Кубанском казачьем войске бытовал образец уставного кинжала, позже утвержденный, как «Кинжал кавказских казачьих войск обр.1904 года»4.

В воспоминаниях Ящика о периоде службы в Санкт-Петербурге, мы находим интересную информацию о казачьем оружии и о жаловании за службу: «Наше оружие также являлось предметом восхищения из-за его качества и красивой чеканки. Каждый из казаков в лейб-гвардии царя имел кинжал и шашку, на рукоятках которых был выгравирован прекрасный извилистый орнамент. Гильзы патронов, которые высовывались из нагрудных карманов

2 Там же. С. 42-43.

3 Аствацатурян Э.Г. Оружие народов Кавказа, Изд.2-е дополненное; СПб: ООО «Издательство «Атлант»», 2004, с. 357.

4 Фролов Б.Е. Холодное оружие кубанских казаков; 2009. Краснодар: Диапазон-В. С. 241-242.

наших униформ, были также украшены орнаментом, выполненным по серебру. Наше оружие имело цену небольшого состояния, работа выполнялась у нас дома, нашими женщинами. Шашка была особенной гордостью. Она часто переходила по наследству от отца к сыну. Это фамильная драгоценность, с которой казак никогда не расставался. У меня до сих пор сохранилась моя шашка. Она следовала за мной из Санкт-Петербурга до Крыма и дальше в Данию. Люди полагают, что быть гвардейским казаком выгодно. Ничего нет более ошибочного. Это не должность, а дело чести. Когда мы поступали на службу, мы приносили с собой все снаряжение. Только винтовка и боеприпасы поставлялись государством. Когда я был рядовым в Тифлисе на рубеже веков, то получал 2 рубля 40 копеек (около 5 крон) жалованья в месяц. Когда я приехал в столицу и стал гвардейским казаком, мое жалованье повысилось до 12 рублей в месяц плюс еда и квартира, т.е. около 25 крон. Когда я стал казачьим урядником, мое жалованье составляло 40 рублей, но звание предполагало также разные обязанности. Это говорит само за себя: на эту сумму содержать семью было невозможно. Семья должна была содержать себя сама, но у нее в распоряжении была земля казака. Для казачьей семьи было честью содержать свое хозяйство так, чтобы глава семьи, казак, мог гордиться им. Время от времени мы получали отпуск, чтобы съездить на Кавказ и посмотреть на свое хозяйство. Тебя принимали, как князька, возвратившегося домой в свое частное поместье. Иногда родные навещали нас в Санкт-Петербурге. Недалеко от казарм был небольшой дом, где казаки могли жить со своими семьями, когда те приезжали в столицу»5.

В годы Первой Мировой войны Ящик сопровождал императора и Великую княгиню Ольгу в поездке на фронт. Наблюдая за императором, камер -казак отмечал личные качества Николая II: «В тот раз я понял, что царь был чересчур человечным, чтобы быть великим, надменным правителем. Судьбы отдельных маленьких людей глубоко трогали его. Он был слишком добр,

5 Ящик Т.К. Рядом с императрицей. Воспоминания лейб-казака. 2-е изд., испр. и доп. СПб. :Нестор-История, 2011. С.48-49.

чтобы быть царем России. Он и его сестра явно чувствовали себя лучше всего среди простого народа»6.

Описывая свою службу при вдовствующей императрице Марии Федоровне, Тимофей Ящик вспоминал: «Нас, лейб-казаков, было трое. У вдовствующей императрицы, императрицы и наследника было по три лейб-казака, и так было всегда. У императора было только двое, и они менялись через каждые шесть месяцев. Я был принят в качестве лейб-казака № 3, но так как одному из двух других было 85 лет, и он был почти слепым, то он не работал вместе с нами, а жил во дворце и был счастлив. Мы вдвоем делили его работу между собой, но объем работы был таков, что мы с ним легко справлялись. Аничков дворец - красивый, с большими гостиными, жилыми помещениями для слуг, церковью в самом дворце, конюшнями и гаражом. Вдовствующая императрица, конечно, принимала у себя небольшое количес тво гостей, но, кроме того, что она каждое воскресенье и во время многочис-

Рис. 4. Тимофей Ящик в форме камер -казака.

6 Там же. С. 64.

ленных праздников ходила в церковь, она редко выходила, поэтому жизнь у нас протекала довольно спокойно. Моего коллегу казака звали Поляков. У нас были хорошие отношения, и мы поделили службу таким образом, что работали каждую вторую неделю, а другую неделю отдыхали. У нас было много очень красивых униформ и большие серые военные шинели, подбитые медвежьей шкурой, что делало их настолько похожими на генеральскую форму, что офицеры и солдаты часто отдавали нам честь, когда встречали на улице» (рис. 4)

Следует подробнее сказать о форме одежды камер-казаков, которая

имела свои особенности. Поскольку казаки практически постоянно находились при дворе, для них завели несколько видов роскошных форменных мундиров, сшитых по мотивам традиционных казацких чекменей. При этом ка-мер-казаки правящей императрицы должны были носить парадный мундир, сшитый из прикладного сукна алого цвета, а вдовствующей императрицы — синего цвета. Траурный мундир, естественно, имел чёрный цвет.

Парадный мундир камер-казака включал в себя кафтан верхний, кафтан нижний, шаровары с лампасами и высокий каракулевый кивер (16 см), на котором крепился щиток с вензелем «хозяев». Нижний кафтан был белого цвета, он хорошо смотрелся в прорезных рукавах верхнего кафтана алого или синего цвета. Верхний кафтан обшивался золотым галуном, украшенным чёрными «романовскими» двуглавыми орлами. К парадному костюму полагалась сабля в роскошных ножнах, с рукоятью из слоновой кости с галунным

„ 7

темляком, с красной шёлковой нитью в галуне на золочёной цепочке .

Повседневный костюм камер-казака имел другую цветовую гамму. У камер-казаков правящей императрицы нижний кафтан был алого цвета, а верхний, с алой подкладкой — синего, с такими же прорезными рукавами, эффектно отброшенными за спину. У камер-казака вдовствующей императрицы повседневный мундир был выдержан в синих цветах: верхний кафтан — тёмно-синего, нижний — синего. (Рис. 5, 6) Оба кафтана отделывались золотым галуном с орлами. Также для камер-казаков предусматривался «чекмень во-яжный и рабочий» в традиционной цветовой гамме императриц, с которым полагалось носить фуражку. Заметим, что стоимость этой формы одежды была весьма велика. Изготавливалась она в мастерской фирмы «И.П. Лидваль», обшивавший весь служилый люд императорских резиденций.

Если говорить о конкретных судьбах камер-казаков, то далеко не все из них известны на уровне архивных документов. В этом отношении больше всех «повезло», пожалуй, камер-казакам императрицы Марии Фёдоровны. Одним из примеров такой относительно документированной судьбы является терской камер-казак Тихон Егорович Сидоров (1826—1888). Начав службу

7 «Высочайшего Двора служители». Ливрейный костюм конца XIX — начала XX века в собрании Эрмитажа. Каталог выставки. СПб., 2014. с. 163.

Рис. 5. Парадный костюм камер- Рис. 6. Повседневный костюм камер-казака. казака.

ещё при Николае I в 1847 году, 1854 году он стал урядником, получил три боевые награды, затем был переведён в Собственный ЕИВ конвой, откуда в 1865 году и был выбран в штат охраны императрицы Марии Александровны, поехавшей в Ниццу к умиравшему там старшему сыну Николаю, помолвленному, кстати, в 1864 году с датской принцессой Марией-Софией-Фредерикой-Дагмарой, вышедшей замуж после смерти цесаревича за его брата Александра — в 1881 году ставшего императором Александром III. Свадьба состоялась осенью 1866 года, после чего Сидорова перевели из конвоя в формирующийся комнатный штат молодой цесаревны Марии Фёдоровны на должность её камер-казака. (рис.7) В этой должности Сидоров находился до своей трагической гибели 17 октября 1888 года во время крушения поезда Александра III.

Довольно полная информация имеется и о коллегах Т.Е. Сидорова — П.И. Землине, А.А. Кудинове, К.И. Полякове. Пётр Иванович Землин (1831— 1916) родился в станице Екатерининской Первого Донского округа, начав военную службу в 1851 году. Получив чин старшего вахмистра лейб-гвардии Казачьего Его Величества полка, в 1866 году был определён камер-казаком к цесаревне Марии Федоровне. П.И. Землин участвовал в коронационных торжествах Александра II (1856), Александра III (1883) и Николая II (1896). Все годы службы он жил с семьёй в Аничковом дворце. В конце жизни камер -казак ослеп, но продолжал оставаться в штатной должности. (рис.8) Его обязанности исполняли камер-казаки К.И. Поляков и Т.К. Ящик. Умер П.И. Зем-лин в 1916 году.

Андрей Алексеевич Кудинов (1852—1915), уроженец села Медведицы Раздорской станицы IV военного отдела области Войска Донского, служил камер-казаком с 1879 года. Начав службу в 1871 году, Кудинов в 1876-м был произведён в унтер-офицеры, принимал участие в Русско-турецкой войне

Рис. 7. Камер-казак Тихон Егорович Рис. 8. Камер-казак Петр Иванович Сидоров. Землин.

1877—1878 гг., за мужество и храбрость получил Знак отличия военного ордена IV степени (с 1913 г. награда стала именоваться Георгиевским крестом). В августе 1877 года Кудинова назначили ординарцем к великому князю Александру Александровичу (будущему Александру III), который с июня 1877 года командовал Рущукским отрядом Дунайской армии. По возвращении в Петербург 26-летнего Кудинова назначили сверхштатным камер-казаком к Марии Фёдоровне8. На штатную должность Кудинов перешёл только в 1891 году. Всего же в должности камер-казака он прослужил более 36 лет, скончавшись в 1915 году.

Возвращаясь к кинжалу Тимофея Ящика, необходимо упомянуть о том, что шашка и кинжал (рис.9), с которыми он завершил свою службу, хранятся в музее в Дании. Обнаруженный автором кинжал, очевидно, более ранний и относится к "доконвойскому" периоду жизни Ящика - годам его службе в Тифлисе.

Рис. 9. Тимофей Ящик с кинжалом и Рис. 10. Тимофей Ящик и императрица шашкой, 1927 г. Миария Федоровна.

8 Там же. С. 355-357.

Рис. 11. Паспорт Тимофея Ящика в эмиграции.

В завершение, отметим, что кинжал камер-казака Тимофея Ящика является предметом, имеющим значительную историческую ценность, памятником славной истории камер-казаков, охранявших императора и императрицу, преданно и верно служивших до конца их дней, не изменивших присяге и своему воинскому долгу в годы лихолетья Гражданской войны и после эмиграции из России. (рис.10, 11)

Литература:

1. Аствацатурян Э.Г. Оружие народов Кавказа, Изд.2-е дополненное; СПб: ООО «Издательство «Атлант»», 2004,

2. Высочайшего Двора служители. Ливрейный костюм конца XIX — начала XX века в собрании Эрмитажа. Каталог выставки. СПб., 2014.

3. Фролов Б.Е. Холодное оружие кубанских казаков; 2009. Краснодар: Диапа-зон-В.

4. Ящик Т.К. Рядом с императрицей. Воспоминания лейб-казака. 2-е изд., испр. и доп. СПб.:Нестор-История, 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.