Научная статья на тему 'КИНОЗВЕЗДЫ НА ПОДИУМЕ: КОСТЮМЫ И ЭСТЕТИКА МОДНЫХ ПОКАЗОВ В КЛАССИЧЕСКИХ ГОЛЛИВУДСКИХ ФИЛЬМАХ О МАНЕКЕНЩИЦАХ'

КИНОЗВЕЗДЫ НА ПОДИУМЕ: КОСТЮМЫ И ЭСТЕТИКА МОДНЫХ ПОКАЗОВ В КЛАССИЧЕСКИХ ГОЛЛИВУДСКИХ ФИЛЬМАХ О МАНЕКЕНЩИЦАХ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
97
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОСТЮМ В КИНО / МОДНЫЙ ПОКАЗ / КЛАССИЧЕСКИЙ ГОЛЛИВУД / МАНЕКЕНЩИЦА / ИСТОРИЯ КИНО / МОДА И КИНЕМАТОГРАФ / МОДНЫЙ СИЛУЭТ / АНАЛИЗ ФИЛЬМА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Бакина Татьяна Викторовна

Внимание кинематографистов к демонстрации функций костюмов в классических голливудских фильмах способствовало поиску новых художественных решений, которые позволяли наиболее эффектно представить произведения студийных художников по костюмам на экране. Одним из таких решений становится включение в повествовательную канву фильмов эпизодов, выстроенных в формате модного показа. Чаще всего такие сцены интегрировались в сюжеты кинокартин, рассказывающих о модельерах или манекенщицах. При этом, именно в фильмах о манекенщицах показы мод могли более мягко встраиваться режиссерами в визуальную ткань кинокартины, предоставляя кинематографистам больше свободы в отношении тематического и жанрового своеобразия фильма. В историях о модельерах, напротив, модные дефиле чаще становились кульминационными эпизодами, достаточно продолжительными и помпезными. Кинематографические фэшн-шоу привлекали внимание зрителей к стильным костюмам персонажей кинокартины, а также создавали дополнительный акцент на ключевых звездах фильма. И, если функции модных показов в кино с течением времени изменились достаточно мало, то их структурные и эстетические особенности трансформировались на протяжении десятилетий согласно веяниям времени и актуальным тенденциям как в моде, так и в кинематографе. Исследованию визуальной стилистики модных показов и определению места этих эпизодов в структуре фильмов о манекенщицах посвящена данная статья. На примере кинокартин 1920 - 1950-х годов показано, как именно трансформировалась репрезентация роли манекенщицы в этих фильмах, какие формы принимают модные показы в разные десятилетия этого периода в голливудской истории. Акцент сделан и на анализе костюмов, представленных в рамках подобных фэшн-шоу, поскольку именно демонстрируемые костюмные ансамбли, а иногда целые коллекции одежды, являются смысловым ядром модных показов в кино.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FILM STARS ON A CATWALK: COSTUMES AND AESTHETICS OF FASHION SHOWS IN CLASSIC HOLLYWOOD FILMS ABOUT FASHION MODELS

While demonstrative functions of costumes in classic Hollywood films continued to intensify, the search for new artistic ways for effective on-screen presentation of studio costume designers’ creations has started. Among these artistic choices was the fashion show - a visual form of fashion representation that could easily take its place within the narrative structure of a film. Fashion shows were most common in films about fashion designers and models. The latter subject was even more convenient when it came to a certain film’s genre and themes. Stories about fashion models gave the filmmakers more freedom regarding the presentation of film costumes in a form of a fashion show, while the fashion designer type of the stories usually required the fashion show as a big climactic scene. Cinematic fashion parades drew the attention of the audience to the stylish film costumes, and they also emphasized the image of film stars. The functions of these fashion shows in film haven’t changed significantly over the years, unlike their ever-changing structural and aesthetic features that corresponded with current tendencies in both fashion and film. The article explores the aesthetics of film costumes presented in an entertaining form of cinematic fashion parades in classic Hollywood films about fashion models. The author also addresses the changes in visual patterns and style of fashion shows, as well as their place within the film’s narrative structure. The study of several 1920 - 1950s films will be crucial for the analysis of both the image of fashion models in film and the changing methods of displaying film costumes over the decades.

Текст научной работы на тему «КИНОЗВЕЗДЫ НА ПОДИУМЕ: КОСТЮМЫ И ЭСТЕТИКА МОДНЫХ ПОКАЗОВ В КЛАССИЧЕСКИХ ГОЛЛИВУДСКИХ ФИЛЬМАХ О МАНЕКЕНЩИЦАХ»

ПОЛИТИКИ ПОКАЗА, ВЫСТАВКА И МУЗЕЙ В КУЛЬТУРЕ XXI ВЕКА

Татьяна Викторовна БАКИНА

| Кинозвезды на подиуме: костюмы и эстетика модных показов в классических голливудских фильмах о манекенщицах |

Татьяна Викторовна БАКИНА

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» 101000, Российская Федерация, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20. Старший преподаватель Школы дизайна Факультета коммуникаций, медиа и дизайна

Всероссийский государственный институт кинематографии им. С. А. Герасимова 129226, Российская Федерация, г. Москва, ул. Вильгельма Пика, д. 3. Соискатель кафедры киноведения сценарно-киноведческого факультета

Магистр культурологии ORCID: 0000-0002-6821-9194 E-mail: tbakina.hse@gmail.com

КИНОЗВЕЗДЫ НА ПОДИУМЕ: КОСТЮМЫ И ЭСТЕТИКА МОДНЫХ ПОКАЗОВ В КЛАССИЧЕСКИХ ГОЛЛИВУДСКИХ ФИЛЬМАХ О МАНЕКЕНЩИЦАХ

Внимание кинематографистов к демонстрации функций костюмов в классических голливудских фильмах способствовало поиску новых художественных решений, которые позволяли наиболее эффектно представить произведения студийных художников по костюмам на экране. Одним из таких решений становится включение в повествовательную канву фильмов эпизодов, выстроенных в формате модного показа. Чаще всего такие сцены интегрировались в сюжеты кинокартин, рассказывающих о модельерах или манекенщицах. При этом, именно в фильмах о манекенщицах показы мод могли более мягко встраиваться режиссерами в визуальную ткань кинокартины, предоставляя кинематографистам больше свободы в отношении тематического и жанрового своеобразия фильма. В историях о модельерах, напротив, модные дефиле чаще становились кульминационными эпизодами, достаточно продолжительными и помпезными. Кинематографические фэшн-шоу привлекали внимание зрителей к стильным костюмам персонажей кинокартины, а также создавали дополнительный акцент

на ключевых звездах фильма. И, если функции модных показов в кино с течением времени изменились достаточно мало, то их структурные и эстетические особенности трансформировались на протяжении десятилетий согласно веяниям времени и актуальным тенденциям как в моде, так и в кинематографе. 85 Исследованию визуальной стилистики модных показов и определению места этих эпизодов в структуре фильмов о манекенщицах посвящена данная статья. На примере кинокартин 1920 - 1950-х годов показано, как именно трансформировалась репрезентация роли манекенщицы в этих фильмах, какие формы принимают модные показы в разные десятилетия этого периода в голливудской истории. Акцент сделан и на анализе костюмов, представленных в рамках подобных фэшн-шоу, поскольку именно демонстрируемые костюмные ансамбли, а иногда целые коллекции одежды, являются смысловым ядром модных показов в кино.

Ключевые слова: костюм в кино, модный показ, классический Голливуд, манекенщица, история кино, мода и кинематограф, модный силуэт, анализ фильма.

П

оявление в классических голливудских фильмах отдельных эпизодов, воссоздающих структуру и эстетику модного

показа, становится закономерным следствием усиливающегося интереса американских киностудий к развитию коммерческого потенциала

| 1 (46) 2022 |

Татьяна Викторовна БАКИНА

| Кинозвезды на подиуме: костюмы и эстетика модных показов в классических голливудских фильмах о манекенщицах |

материальной культуры фильмов, и в первую очередь, костюмов. Безусловно, одежда героев на экране была важным выразительным средством, способным дополнить психологический портрет персонажа и подчеркнуть другие особенности его идентичности, но не менее важными были и демонстративные функции костюмов в голливудских фильмах.

Привлекательная одежда и модные силуэты на экране уже в период немого кино создавались с целью заинтересовать зрительскую аудиторию, и особенно - женскую ее часть1, но, если в фильмах 1920-х годов в силу специфики немого кино костюмы на экране были более эксцентричными и вычурными, то в 1930-е годы формируется новый подход к конструкции

2 "

«голливудского стиля»2, который является художественным переосмыслением ключевых модных тенденций того времени, и, хотя декоративная преувеличенность остается характерной чертой нового «голливудского стиля», в целом костюмы в американских фильмах этой эпохи становятся более элегантными.

Коммерческий потенциал костюмов в кино также усиливается в этот период. Экранные образы ведущих голливудских звезд становятся мощным рекламным инструментом в руках голливудских студий. В материалах, которые публиковали журналы Photoplay, Motion

1 Cook, P. (2005) Screening the Past: Memory and Nostalgia in Cinema. London: Routledge. P. 66.

2 «Голливудский стиль» - это почти дословный перевод фразы Hollywood Line (буквально - «голливудская линия одежды»), которую использует художник по костюмам Говард Грир, комментируя влияние костюмов в кино на некоторые тенденции в моде. Albert, K. (1929, November) Hollywood Leads Paris in Fashions. Photoplay Magazine, 36(6), 56-57, 138. URL: https://archive.org/details/photoplay3637movi/page/n65 3/mode/2up

Picture Classic, Moving Picture World и другие, освещались творения студийных художников по костюмам и публиковались развороты с фотографиями костюмов из новинок проката3. Открытие бутиков «Cinema Fashions» Бернарда Уолдмана и его аналогов в лице «Studio Styles» от киностудии Warner Bros4 обозначило усиление влияния идей голливудских художников по костюмам на тенденции в массовой моде.

Концепция нового «голливудского стиля» как своеобразного альтернативного модного журнала для массовой аудитории закономерно привела к усовершенствованию способов эффектной демонстрации костюмов на экране. В частности, кинематографисты обращаются к визуальному языку и форматам презентации, которые уже существовали в индустрии моды. Так в фильмах появляются эпизоды модных показов, которые иногда могли быть связаны с сюжетом фильма, но чаще имели лишь косвенную привязку к основной линии сюжета. Иными словами, ключевой целью таких модных показов в игровых голливудских фильмах была демонстрация привлекательной одежды на популярных звездах кино.

Структурные и эстетические особенности эпизодов фэшн-шоу в кино восходят к трем основным источникам. Ключевые принципы визуализации заимствуются из модной кинохроники и женских киножурналов 1910-1920-х годов, для которых были характерны простейшие повествовательные элементы, позволявшие внести разнообразие в структуру модного дефиле. Чаще всего это были сценки, имитирую-

86

3 Higashi, S. (2014) Stars, Fans, and Consumption in the 1950s: Reading Photoplay. New York: Palgrave Macmillan. P. 169.

4 Eckert, Ch. (1991) Carole Lombard in Macy's Window. In Ch. Gledhill (Ed.), Stardom: Industry of Desire (pp. 30-40). London: Routledge. P. 34.

| 1 (46) 2022 |

Татьяна Викторовна БАКИНА

| Кинозвезды на подиуме: костюмы и эстетика модных показов в классических голливудских фильмах о манекенщицах |

щие разные аспекты светской жизни, и воссоздающие повседневные ситуации, с которыми себя могли соотнести кинозрительницы5. Другим важным источником голливудских модных показов становится музыкально-театральная среда. Эстетические принципы и особенности хореографии голливудских показов мод восходят к различным музыкальным шоу и ревю-программам, вроде «Безумств Зигфельда»6. Завораживающие дефиле хористок под музыкальное сопровождение, а также степенно спускающиеся по лестницам девушки в костюмах от звездных модных дизайнеров были частыми атрибутами подобных представлений. Наконец, многое заимствуется и из настоящих модных показов, особенно из различных концепций дефиле в домах мод и престижных универмагах, которые достаточно активно развивались на протяжении первой трети ХХ века7. Такое многообразие источников приводит к тому, что модные показы в голливудских фильмах сочетают в себе как черты классических дефиле в модных салонах, так и черты стилистики представлений музыкального театра.

Поскольку модный показ в кино можно включить в канву повествования далеко не каждого фильма, этот формат чаще использовался в кинокартинах, которые тематически связаны с индустрией моды, или рассказывают о ее представителях - например, модельерах или манекенщицах. Формат фэшн-шоу является

5 Evans, C. (2011) The Walkies: Early French Fashion Shows as a Cinema of Attractions. In A. Munich (Ed.), Fashion in Film (pp. 110-134). Bloomington: Indiana University Press. P. 124-126.

6 Butchart, A. J. (2016) The Fashion of Film: How Cinema has Inspired Fashion. London: Mitchell Beazley Publishers. P. 40.

7 Berry, S. (2000) Screen Style: Fashion and Femininity in 1930s Hollywood. Minneapolis: University of Minnesota Press. P. 53-55.

удачной визуализациеи сюжетов о создании модной коллекции вымышленными киномодельерами, или же фиксацией успеха в карьерном пути героини-манекенщицы. В фильмах о дизайнерах моды фэшн-шоу чаще всего становятся кульминацией кинокартины, поскольку демонстрируют консолидацию усилий главных героев в разработке коллекции одежды и ее демонстрации в рамках высококлассного модного дефиле. Примерами могут служить фильмы «Роберта» (Roberta, 1935, реж. Уильям А. Сай-тер) и «Модные тенденции 1938 года» (Vogues of 1938, 1937, реж. Ирвинг Каммингс).

В свою очередь, фильмы о манекенщицах могут быть меньше сконцентрированы на тематике моды. По сути, достаточным обоснованием для включения эпизода модного показа в сюжетную канву фильма является сама профессия манекенщицы. Ее профессиональной карьере может уделяться минимальное внимание, а повествование фильма может развиваться в относительно стандартном мелодраматическом или романтически-комедийной ключе. Зато эффектное фэшн-шоу с участием главной героини может не только разнообразить визуальную стилистику фильма, но и создать дополнительный акцент на модных костюмах.

Функции модных показов в кино, а также их место в сюжете, варьируются от фильма к фильму, чтобы очертить своеобразие и эстетические особенности этих эпизодов, обратимся к более подробному анализу голливудских фильмов о манекенщицах, где фигурирует формат фэшн-шоу. Появление фильмов о манекенщицах можно зафиксировать еще в период немого кино. При этом ремесло модели в фильмах 1920-х годов едва ли было изображено в лестном свете. Героини, участвующие в модных показах, испытывают дискомфорт и даже чувство

87

| 1 (46) 2022 |

Татьяна Викторовна БАКИНА

| Кинозвезды на подиуме: костюмы и эстетика модных показов в классических голливудских фильмах о манекенщицах |

стыда, когда узнают о том, что на модном дефиле с их участием присутствуют их мужья или родители. Обратимся к двум примерам, иллюстрирующим эту тенденцию.

В фильме «Ирэн» (Irene, 1926, реж. Альфред Э. Грин) главная героиня в исполнении Колин Мур лишается работы в универмаге и покидает родной город в поисках лучшей жизни. Оказавшись в Нью Йорке, героиня устраивается на работу манекенщицей в дом мод «Мадам Люси», где в течение месяца осваивает навыки позирования и готовится к участию в дефиле.

Илл. 1 и Илл. 2

Модный показ в фильме «Ирэн» (Irene), режиссер Альфред Э. Грин, 1926 год. Киностудия First National Pictures (США).

Модный показ в фильме разделен на четыре части в соответствии с временами года, и разыгрывается почти как театрализованное представление. В сценке «Весна» героиня Колин Мур появляется на экране в вечернем платье с широкой юбкой (моду на такие платья, в частности, ввела в двадцатые годы французский модельер Жанна Ланвен8), символизирующем цветок. Девушка плавно разводит руки в стороны, «дирижируя» другими манекенщицами в костюмах водяных лилий. Вслед за этим вступлением на подиум одна за одной выходят модели в платьях с каркасными юбками, явно вдохновленными идеями Ланвен. Некоторые из этих платьев больше похожи на маскарадные костюмы, что объясняется акцентом на театральность и концептуальность подобных модных показов.

В сценке «Лето», напротив, отсутствуют слишком экстравагантные образы - модели демонстрируют лаконичные спортивные костюмы и купальники. Но уже в «осеннем» эпизоде мы вновь видим вычурные предметы верхней одежды, а манекенщицы разыгрывают сценку внезапной встречи двух старых знакомых в парке, где предметом их разговора, разумеется, становятся костюмы друг друга. Девушки кружатся вокруг своей оси и демонстрируют зрителям меховое пальто с тигровым узором, а также платье, юбка которого имитирует опавшую листву. Наконец, в «зимней» части представления модели облачены в вечерние платья, а сама сценка озаглавлена как «Сон в зимнюю ночь». Модели одежды скорее напоминают парадные варианты для празднования рождественских и новогодних праздников. Вновь ма-

88

8 Kirke B. (2002) Lanvin. In T. Benbow-Pfalzgraf (Ed.), Contemporary Fashion (pp. 405-407). Farmington Hills, MI: St. James Press. P. 406.

| 1 (46) 2022 |

Татьяна Викторовна БАКИНА

| Кинозвезды на подиуме: костюмы и эстетика модных показов в классических голливудских фильмах о манекенщицах |

некенщицами дирижирует Колин Мур: взмах ее руки означает команду к действию, и модель, на которую она указывает, «оживает» из застывшей позы и начинает двигаться. В финальной части модного показа модели выходят на подиум в шубах и пальто, после чего каждая последовательно распахивает верхнюю одежду на несколько секунд, чтобы продемонстрировать комбинации и неглиже.

Представленное на экране фэшн-шоу является кульминацией фильма. Важность эпизода подчеркивается и тем, что это единственная часть кинокартины, выполненная в цвете. И хотя двухцветная колоризация кинопленки была далека от полноцветного изображения, она нередко использовалась для того, чтобы выделить кульминационный эпизод фильма, представив его максимально технологичным и запоминающимся.

Модный показ как единственный цветной эпизод фильма задумывался и для кинокартины «Фиговые листья» (Fig Leaves, 1926, реж. Говард Хоукс)9, однако в дошедшей до наших дней копии эта сцена присутствует только в черно-белом варианте. Сюжет этого фильма рассказывает о молодой семейной паре, которая переживает небольшой кризис. Главной героине постоянно хочется пополнять свой гардероб, поэтому она регулярно просит у мужа деньги на свои капризы и жалуется, что ей всегда нечего надеть. По воле случая девушка знакомится с импозантным дизайнером одежды по имени Жозеф Андрэ. Он провозглашает ее своей новой музой и приглашает работать манекенщицей в свой дом мод. Девушка поначалу

9 Allen, J. T. (1990) Fig Leaves in Hollywood: Female Representation and Consumer Culture. In J. Gaines, Ch. Herzog (Eds.), Fabrications: Costume and the Female Body (pp. 122-133). London: Routledge. P. 126.

отказывается, но в дальнейшем все-таки принимает предложение дизайнера, чтобы насолить мужу, которого подозревает в измене.

Л V

Ш

Г

89

Илл. 3 и Илл. 4

Модный показ в фильме «Фиговые листья» (Fig Leaves), режиссер Говард Хоукс, 1926 год. Киностудия Fox Film Corporation (США).

При этом модный дом Жозефа Андрэ едва ли нуждается в новых манекенщицах - его сотрудницы уже не удивляются постоянным увлечениям модельера, который раз за разом разыгрывает сцену творческого вдохновения для новых девушек. Каждую новую «музу» он приглашает позировать на показах, рассчитывая в дальнейшем соблазнить доверчивых девушек.

| 1 (46) 2022 |

Татьяна Викторовна БАКИНА

| Кинозвезды на подиуме: костюмы и эстетика модных показов в классических голливудских фильмах о манекенщицах |

Прежние пассии в обиде не остаются - одна из девушек демонстрирует браслет на руке, подаренный любвеобильным дизайнером.

Для главной героини модельер создает несколько тематических ансамблей и приглашает ее поучаствовать в предстоящем модном показе. Процессу создания этих костюмов уделяется немало внимания, особенно с учетом восторженных комментариев, модельера, который рисует романтические образы о весне и испанских садах. Придуманные им костюмы соответствуют логике модных тенденций этого времени, однако обилие декоративных деталей и аксессуаров делают эти образы более зрелищными и слегка театральными.

Фэшн-шоу в фильме представлено как классическое дефиле манекенщиц в салоне, где каждая из девушек появляется в роскошных декорациях зала в стиле ар деко, а затем спускается к гостям показа. Каждый ансамбль сначала показан целиком, а потом и крупным планом, чтобы у зрителей была возможность рассмотреть отдельные детали образа и аксессуары. При этом стоит отметить необычный эротизм показа. Большинство моделей появляются в роскошных шубах, пальто и накидках, которые они затем распахивают на некоторое время, обнажая неглиже, комбинации и другие предметы нижнего белья. Дневные и вечерние ансамбли также присутствуют на экране, но их заметно меньше. На этом фоне выход главной героини фильма в облегающем платье с вырезом на груди выглядит почти целомудренным. Фэшн-шоу в этом фильме, таким образом, почти граничит с форматом бурлескного представления. Не удивительно, что муж главной героини, не знавший о ее работе манекенщицей, был шокирован, застав жену в таком почти непристойном действе.

Ремесло манекенщиц в фильмах 1920-х годов едва ли показано как престижное занятие. До поколения моделей, которые были светскими львицами и звездами модной индустрии было еще не одно десятилетие. Тем не менее, уже в фильмах 1930-х годов работа манекенщиц показана в менее противоречивых тонах. При этом сюжеты таких кинокартин чаще мелодраматичны, и сфокусированы не столько на модном контексте, сколько на жизненных перипетиях главных героев. Тем не менее, в таких фильмах практически всегда присутствуют эпизоды модных показов, поскольку они помогают создать дополнительный акцент на главной героине фильма через целенаправленную демонстрацию привлекательных и модных костюмов.

90

Илл. 5

Модный показ в фильме «Манекенщица» (Mannequin), режиссер Фрэнк Борзейги, 1937 год. Киностудия Metro-Goldwyn-Mayer (MGM) (США).

Например, несмотря на свое название, фильм «Манекенщица» (Mannequin, 1937, реж. Фрэнк Борзейги) в большей степени посвящен непростой личной жизни героини Джоан Кро-уфорд, а не ее модельной карьере. За работу манекенщицей героиня берется, чтобы начать новую самостоятельную жизнь после своего

| 1 (46) 2022 |

Татьяна Викторовна БАКИНА

| Кинозвезды на подиуме: костюмы и эстетика модных показов в классических голливудских фильмах о манекенщицах |

решения уйти от мужа. Эпизод модного показа также вторичен по отношению к сюжету, однако, очевидно, что его наличие, равно как и громкое название фильма, свидетельствуют о стремлении создателей кинокартины акцентировать внимание зрителей на роскошных костюмах Джоан Кроуфорд.

Длительность фэшн-шоу в этом фильме составляет чуть больше двух с половиной минут, оно проходит в шоуруме модного салона, где модели сначала выходят на подиум, после чего спускаются с небольшой лестницы и выходят в зал к сидящим за столиками гостям. Конферансье анонсирует выходы манекенщиц в соответствии с назначением модных туалетов (для званого обеда, послеполуденного чая и др.). При этом все костюмы, в которых на подиуме появляется героиня Кроуфорд, куда более экстравагантны, чем одеяния других манекенщиц. Акцент ставится за счет сложных сочетаний фактур и формы изделий (меховые элементы, объемные конструкции плечевых изделий, жаккардовые ткани). Костюмы актрисы прогрессируют от сложных и угловатых изделий к более минималистичным и нежным, что соответствует характеру развития сцены. В числе гостей модного показа присутствует и главный герой, симпатизирующий персонажу Джоан Кроуфорд. Прямо во время шоу, когда девушка приближается к его столику, он настойчиво предлагает ей свидание во время каждого выхода героини. Ее лаконичные «нет» становятся громче с каждым разом, но в конце концов она смягчается и принимает приглашение. Так модный показ почти бесшовным образом интегрируется в повествование фильма.

Примечательно, что в кинокартинах 1930-х годов увеличивается и число женских персонажей, которые занимаются дизайном

одежды. Например, в фильме «Украденный праздник» (Stolen Holiday, 1937, реж. Майкл Кёртиц) героиня Кей Фрэнсис начинает свой карьерный путь в индустрии моды в качестве модели, а затем становится модельером. Ее амбициозность прослеживалась с самого начала. По сравнению с другими манекенщицами она отличалась своенравностью, чувством собственного достоинства, а в ее костюмах прослеживаются строгость и черты мужского стиля. Возможность открыть собственный дом мод героиня получает благодаря удачному знакомству. За несколько лет ее бизнес вырос до уровня уважаемого французского ателье, а показ осенне-зимней коллекции становится одним из главных светских событий сезона. Эпизод модного показа не слишком продолжителен (около четырех минут), но демонстрирует скрупулезное отношение героини к собственному делу. Например, она лично инструктирует манекенщиц в отношении их походки, ритма и языка тела.

j^jj »

Илл. 6

Модный показ в фильме «Украденный праздник» (Stolen Holiday), режиссер Майкл Кёртиц, 1937 год. Киностудия Warner Bros. - First National Picture (США).

91

| 1 (46) 2022 |

Татьяна Викторовна БАКИНА

| Кинозвезды на подиуме: костюмы и эстетика модных показов в классических голливудских фильмах о манекенщицах |

Фэшн-шоу, таким образом, становится важным свидетельством профессионального успеха главной героини, и вместе с тем помогает зрителям обратить внимание на аспекты ее творчества. Важно, что ее профессиональная реализация происходит уже в первой трети фильма. В дальнейшем сюжет в большей степени раскрывает личную жизнь героини. Однако о специфике ее профессии продолжают напоминать модные ансамбли, в которых она появляется на протяжении кинокартины.

Фильмы о моделях были одной из долгоиграющих тенденций в классическом голливудском кино. Среди более поздних примеров подобных кинокартин можно отметить фильм «Как выйти замуж за миллионера» (How to Marry a Millionaire, 1953, реж. Жан Негулеско). Его главные героини работают манекенщицами и притворяются светскими львицами, чтобы познакомиться с обеспеченными мужчинами и впоследствии выйти за них замуж. Здесь, как и в фильме «Манекенщица», личной жизни девушек уделяется куда больше времени, чем их модельной карьере, а эпизод модного показа с точки зрения сюжета предстает поводом для свидания одного из главных мужских персонажей с героиней Лорен Бэколл. Он заказывает частное дефиле под предлогом поиска пляжного ансамбля для своей родственницы, поэтому представленные на модном показе изделия относятся к дневной одежде и пляжной моде. Эти костюмы контрастируют с более экстравагантными костюмами главных героинь, которые они носят на протяжении действия фильма. В этом смысле нельзя не отметить то, что в этом фильме функция модного показа на самом деле заключается в том, чтобы акцентировать внимание зрителей на пикантных пляжных образах,

в особенности у героинь Мэрилин Монро и Бэтти Грейбл.

Стоит сказать и о контексте фильма. «Как выйти замуж за миллионера» является вольным римейком картины «У греков есть для них слово» (The Greeks Had a Word for Them, 1932, реж. Лоуэлл Шерман) - в основе обоих фильмов лежит одна пьеса. Будучи произведением Голливуда до усиления Кинопроизводственного кодекса в 1934 году (также известного как «кодекс Хейса»), эта киноверсия не нуждалась в сцене модного показа, где были бы продемонстрированы пляжные образы, так как в некоторых костюмах главных героинь и так присутствовали пикантные акценты, как и в большинстве кинокостюмов в фильмах этой эпохи. Например, героини появлялись на экране в неглиже и вызывающих элементах нижнего белья, а фотографии в этих образах были частью рекламной кампании фильма. Костюмы для трех главных героинь также были инструментом, с помощью которого они пытались приобщиться к светской жизни. Их гардероб был создан Коко Шанель в рамках последней коллаборации кутюрье с голливудским продюсером Сэмюэлем Голдвином10.

В римейке 1954 года, созданном уже в эпоху Производственного кодекса, откровенные образы были невозможны в силу соответствующих ограничений, поэтому модный показ пляжной коллекции компенсирует отсутствие вызывающих костюмов главных героинь.

Структурно фэшн-шоу в фильме 1954 года представлено как короткое дефиле с единственным выходом каждой из манекенщиц. По очереди девушки выходят из-за ширмы в салон,

92

10 Tolini Finamore, M. (2013) Hollywood Before Glamour: Fashion in American Silent Film. New York: Palgrave Macmillan. P. 177-178.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

| 1 (46) 2022 |

Татьяна Викторовна БАКИНА

| Кинозвезды на подиуме: костюмы и эстетика модных показов в классических голливудских фильмах о манекенщицах |

принимают ряд модельных поз, которые показывают одежду в наиболее выгодном ракурсе, совершают несколько поворотов, после чего занимают место на специальном помосте, где установлен ряд поручней, на которые можно облокотиться. После того, как последняя манекенщица занимает свое место на помосте, застывшие в привлекательных позах модели предстают на экране так, словно участвуют в композиции из жанра «живых картин» - популярного в начале ХХ века вида пантомимы, в рамках которого участники застывали в определенной позе, формируя статичную объемную композицию. Появление такого визуального приема в фильме 1950-х годов - скорее запоминающаяся редкость, чем правило.

Илл. 7

Модный показ в фильме «Как выйти замуж за миллионера» (How to Marry a Millionaire), режиссер Жан Негулеско, 1953 год. Киностудия Twentieth Century Fox (США).

Необычный подход к концепции фэшн-шоу на экране демонстрируют фильмы о фотомоделях. Классический модный показ в таких кинокартинах нередко заменен на процесс фотосъемки для глянцевых модных журналов, что отнюдь не отменяет акцента на модной одежде главных персонажей фильма. Пожалуй, наиболее очевидным примером такой категории кинокартин будет фильм «Забавная мордашка»

(Funny Face, 1957, реж. Стэнли Донен) с участием Одри Хепберн. В финале картины ее героиня действительно участвует в модном показе, будучи единственной моделью, однако все четыре выхода девушки выглядят достаточно дежурными, а сам эпизод не является цельным, поскольку его регулярно прерывают вмонтированные сцены, связанные с драматическим конфликтом вокруг героя Фреда Астера.

I,:"-' Н*

Илл. 8

93

Эпизод фотосъемки в фильме «Забавная мордашка» (Funny Face), режиссер Стенли Донен, 1957 год. Киностудия Paramount Pictures (США).

Куда более важным с точки зрения акцента на модной одежде является эпизод фотосессии героини Хепберн, во время которого она не только начинает осваивать модельное ремесло с нуля, но и делает первые шаги в направлении образа гламурной леди, которую из героини-битника старательно создавали визажисты и стилисты. Персонаж Фреда Астера, будучи профессиональным фэшн-фотографом, учит героиню Одри Хепберн правильно вести себя перед фотокамерой, создавая короткие сюжетные зарисовки для модели. Постановка каждой сценки в разных локациях и образах завершается фиксацией лучшего кадра. Фотограф настаивает на том, чтобы модель находилась в движении, поэтому каждая зарисовка с легкостью воспринимается как отдельный выход мане-

| 1 (46) 2022 |

Татьяна Викторовна БАКИНА

| Кинозвезды на подиуме: костюмы и эстетика модных показов в классических голливудских фильмах о манекенщицах |

кенщицы на импровизированном подиуме. На протяжении эпизода героиня Одри Хепберн появляется в дневных и вечерних образах, созданных для актрисы французским модельером Юбером де Живанши. Важно и то, что фотосъемка проходит не в салоне или студии, а в парижских локациях (фойе Опера Гарнье, залы Лувра, арка на площади Каррузель и др.), что подчеркивает французский колорит эпизода, в котором демонстрируются изделия парижского кутюрье.

Последнее платье, в котором позирует героиня - свадебное. Это не случайно, так как именно свадебными платьями традиционно заканчивались модные показы. В этом же платье героиня завершает показ коллекции в конце фильма, а композиция кинокартины закольцовывается - возлюбленные герои встречаются в том же месте, где проходила последняя фотосъемка. Таким образом, парижская фотосессия героини Хепберн сохраняет в себе ключевые функции модных показов в кино, но предстает в необычном исполнении, которое соответствует духу времени, а именно - подчеркивает усилившуюся позицию модной фотографии как основного способа статичной трансляции модных образов в печатных медиа.

Похожим образом реализован эпизод модного показа как театрализованной фотосъемки в более раннем фильме - «Девушка с обложки» (Cover Girl, 1944, реж. Чарльз Ви-дор). Эпизод начинается как музыкально-театральный номер, прославляющий красоту «девушек с обложки» модных журналов. В центральной части сцены на подиуме двигаются по кругу манекенщицы, после чего на сцену опускается декорация, имитирующая объектив фотокамеры. Далее фотомодели по очереди предстают перед зрителями на абстрактном фоне,

срабатывает затвор, и на экране демонстрируется обложка журнала с получившейся фотографией. Экран поделен на две части: слева модель предстает в полный рост и в движении, справа -ее лицо крупным планом. Обложки журналов и их тематика сменяются, после чего на экране появляется главная героиня в исполнении Риты Хэйуорт, и начинается музыкально-танцевальное представление с ее участием.

94

Илл. 9

Театрализованный модный показ, имитирующий фотосъемку, в фильме «Девушка с обложки» (Cover Girl), режиссер Чарльз Видор, 1944 год. Киностудия Columbia Pictures (США).

Любопытно, что главной героини не было среди тех «девушек с обложки», которые фигурировали в этой сцене ранее. Ее дальнейшее появление на экране и участие в танцевальном фрагменте эпизода ставит ее в позицию самой главной «девушки с обложки», однако предшествующая сцена фиксирует несколько иную идею. Действие фильма происходит во время Второй мировой войны, что практически не отражено в сюжете, за исключением небольших, но важных деталей. Например, в тексте песни, которая сопровождает эпизод модной фотосъемки, прослеживается призыв к силе красоты

| 1 (46) 2022 |

Татьяна Викторовна БАКИНА

| Кинозвезды на подиуме: костюмы и эстетика модных показов в классических голливудских фильмах о манекенщицах |

в трудные времена. «Военные и гражданские -все хотят видеть девушку с обложки»11, - поет хор мужчин на фоне двигающихся по круговому подиуму манекенщиц. Другой намек на военное время присутствует в образе одной из фотомоделей, которая предстает на экране в военной форме. Так, красота девушек с обложки как своеобразная витальная сила противопоставлена мрачному контексту военного времени и служит отдушиной для людей - примерно такой же, как и некоторые эскапистские голливудские кинокартины этого периода.

Таким образом, структурные особенности и визуальная стилистика модных показов в классических голливудских фильмах меняются согласно веяниям времени и актуальным тенденциям, в то время как их ключевые функции на протяжении 1920-1950-х годов остаются практически неизменными. Включение формата фэшн-шоу в сюжетную канву фильма позволяло акцентировать внимание зрителей на главных персонажах и их костюмах. Эффектные модные показы также усиливали зрелищность фильма. Эти эпизоды одновременно сочетали в себе эстетические особенности музыкально-театральных шоу и структуру модного дефиле как привычной формы визуализации элитарной высокой моды. Нередко они заимствовали и характерные черты различных форматов массовых развлечений, которые были связаны с костюмами и практиками переодевания и перевоплощения - к таким относятся, например, конкурсы красоты. Наконец, показы мод в кино в своей адаптированной под вкусы массовой аудитории и более зрелищной форме способствуют популяризации образа модного дефиле в те годы, когда визуальное присутствие фэшн-

шоу в массовой культуре было еще не столь широким и явным, как во второй половине ХХ века.

Стоит отметить, что модные показы остаются важной частью эстетики и современных фильмов о модной индустрии, а отдельные черты, напоминающие конструкцию дефиле, фигурируют и в тех сюжетах, фокус которых далек от мира моды. Чаще всего наследие визуальных особенностей классических фэшн-шоу в кино прослеживается в историях о внешних трансформациях и преображениях главных героев. Стоит вспомнить эпизод перевоплощения персонажа Джулии Робертс в фильме «Красотка» (Pretty Woman, 1990, реж. Гарри Маршалл), которая после успешного шоппинга идет в своем новом образе по улице словно по подиуму.

Возвращаясь к классическим фильмам о манекенщицах, подчеркнем и то, что модные показы в этих кинокартинах также были формой «мягкой рекламы» костюмов на экране, с помощью которой голливудский кинематограф транслировал зрительницам визуальную информацию о языке тела и пластике моделей, о

12

походке и характерных жестах манекенщиц12. Иными словами, модные показы в голливудских фильмах не только рекламировали модные силуэты и эффектные костюмы от студийных дизайнеров, но также презентовали определенный язык тела и тип поведения манекенщиц. Эти находки зрительницы вполне могли использовать и в реальной жизни, чтобы эффектно презентовать себя, частично сближаясь с образами, навеянными голливудскими фильмами.

95

11 Soldiers and civilians, people by the millions - want to see the perfect cover girl.

12 Herzog, Ch. (1990) "Powder Puff" Promotion: The Fashion Show-in-the-Film. In J. Gaines, Ch. Herzog (Eds.), Fabrications: Costume and the Female Body. London: Routledge. P. 150.

| 1 (46) 2022 |

Татьяна Викторовна БАКИНА

| Кинозвезды на подиуме: костюмы и эстетика модных показов в классических голливудских фильмах о манекенщицах |

Список литературы

Cook, P. (2005) Screening the Past: Memory and Nostalgia in Cinema. London: Routledge.

Albert, K. (1929, November) Hollywood Leads Paris in Fashions. Photoplay Magazine, 36(6), 56-57, 138. URL:

https://archive.org/details/photoplay3637movi/page/n65 3/mode/2up

Higashi, S. (2014) Stars, Fans, and Consumption in the 1950s: Reading Photoplay. New York: Palgrave Mac-millan.

Eckert, Ch. (1991) Carole Lombard in Macy's Window. In Ch. Gledhill (Ed.), Stardom: Industry of Desire. London: Routledge, 30-40.

Evans, C. (2011) The Walkies: Early French Fashion Shows as a Cinema of Attractions. In A. Munich (Ed.), Fashion in Film. Bloomington: Indiana University Press, 110-134.

Butchart, A. J. (2016) The Fashion of Film: How Cinema has Inspired Fashion. London: Mitchell Beazley Publishers.

Berry, S. (2000) Screen Style: Fashion and Femininity in 1930s Hollywood. Minneapolis: University of Minnesota Press.

Kirke B. (2002) Lanvin. In T. Benbow-Pfalzgraf (Ed.), Contemporary Fashion. Farmington Hills, MI: St. James Press, 405-407.

Allen, J. T. (1990) Fig Leaves in Hollywood: Female Representation and Consumer Culture. In J. Gaines, Ch. Herzog (Eds.), Fabrications: Costume and the Female Body. London: Routledge, 122-133.

Tolini Finamore, M. (2013) Hollywood Before Glamour: Fashion in American Silent Film. New York: Palgrave Macmillan.

Herzog, Ch. (1990) "Powder Puff" Promotion: The Fashion Show-in-the-Film. In J. Gaines, Ch. Herzog (Eds.), Fabrications: Costume and the Female Body. London: Routledge, 134-159.

96

| 1 (46) 2022 |

DISPLAY POLITICIANS, EXHIBITION AND MUSEUM IN THE CULTURE OF THE XXI CENTURY

Tatiana V. BAKINA

| Film Stars on a Catwalk: Costumes and Aesthetics of Fashion Shows in Classic Hollywood Films about Fashion Models |

Tatiana V. BAKINA

HSE University (National Research University - Higher School of Economics) 20, Myasnitskaya Street, Moscow, Russian Federation, 101000 Senior Lecturer in HSE Art and Design School, Faculty of Communication, Media and Design

All-Russian State Institute of Cinematography named after S.A. Gerasimov 3, Wilhelm Pieck Street, Moscow, Russian Federation, 129226 Competitor for PhD degree, Department of Cinema Studies, Faculty of Screenwriting and Cinema Studies

MA in Cultural Studies ORCID: 0000-0002-6821-9194 E-mail: tbakina.hse@gmail.com

FILM STARS ON A CATWALK: COSTUMES AND AESTHETICS OF FASHION SHOWS IN CLASSIC HOLLYWOOD FILMS

ABOUT FASHION MODELS

While demonstrative functions of costumes in classic Hollywood films continued to intensify, the search for new artistic ways for effective on-screen presentation of studio costume designers' creations has started. Among these artistic choices was the fashion show - a visual form of fashion representation that could easily take its place within the narrative structure of a film. Fashion shows were most common in films about fashion designers and models. The latter subject was even more convenient when it came to a certain film's genre and themes. Stories about fashion models gave the filmmakers more freedom regarding the presentation of film costumes in a form of a fashion show, while the fashion designer type of the stories usually required the fashion show as a big climactic scene. Cinematic fashion parades drew the attention of the audience to the stylish film costumes, and they also emphasized the image of film stars. The functions of these fashion shows in film haven't changed significantly

References

Cook, P. (2005) Screening the Past: Memory and Nostalgia in Cinema. London: Routledge.

Albert, K. (1929, November) Hollywood Leads Paris in Fashions. Photoplay Magazine, 36(6), 56-57, 138. URL:

https://archive.org/details/photoplay3637movi/page/n65 3/mode/2up

over the years, unlike their ever-changing structural and aesthetic features that corresponded with current tendencies in both fashion and film. The article explores the aesthetics of film costumes presented in an entertaining form of cinematic fashion parades in classic Hollywood films about fashion models. The author also addresses the changes in visual patterns and style of fashion shows, as well as their place within the film's narrative structure. The study of several 1920 - 1950s films will be crucial for the analysis of both the image of fashion models in film and the changing methods of displaying film costumes over the decades.

Key words: film costume, fashion show, classic Hollywood, fashion model, film history, fashion and film, fashionable silhouette, film analysis.

Higashi, S. (2014) Stars, Fans, and Consumption in the 1950s: Reading Photoplay. New York: Palgrave Mac-millan.

Eckert, Ch. (1991) Carole Lombard in Macy's Window. In Ch. Gledhill (Ed.), Stardom: Industry of Desire. London: Routledge, 30-40.

Evans, C. (2011) The Walkies: Early French Fashion Shows as a Cinema of Attractions. In A. Munich (Ed.), Fashion in Film. Bloomington: Indiana University Press, 110-134.

97

| 1 (46) 2022 |

DISPLAY POLITICIANS, EXHIBITION AND MUSEUM IN THE CULTURE OF THE XXI CENTURY

Tatiana V. BAKINA

| Film Stars on a Catwalk: Costumes and Aesthetics of Fashion Shows in Classic Hollywood Films about Fashion Models |

Butchart, A. J. (2016) The Fashion of Film: How Cinema has Inspired Fashion. London: Mitchell Beazley Publishers.

Berry, S. (2000) Screen Style: Fashion and Femininity in 1930s Hollywood. Minneapolis: University of Minnesota Press.

Kirke B. (2002) Lanvin. In T. Benbow-Pfalzgraf (Ed.), Contemporary Fashion. Farmington Hills, MI: St. James Press, 405-407.

Allen, J. T. (1990) Fig Leaves in Hollywood: Female Representation and Consumer Culture. In J. Gaines, Ch. Herzog (Eds.), Fabrications: Costume and the Female Body. London: Routledge, 122-133.

Tolini Finamore, M. (2013) Hollywood Before Glamour: Fashion in American Silent Film. New York: Palgrave Macmillan.

Herzog, Ch. (1990) "Powder Puff" Promotion: The Fashion Show-in-the-Film. In J. Gaines, Ch. Herzog (Eds.), Fabrications: Costume and the Female Body. London: Routledge, 134-159.

98

| 1 (46) 2022 |

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.