Научная статья на тему 'Кинообслуживание населения Горьковской области в послевоенное время (1946-1964 годы)'

Кинообслуживание населения Горьковской области в послевоенное время (1946-1964 годы) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
206
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЕ ГОРОДА / ВЛАСТЬ / КИНОТЕАТР / РЕПЕРТУАР / КИНОПРОКАТ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Тулякова Марина Александровна

В статье рассматриваются проблемы развития киносети в малых городах Горьковской области в 1946-1964 гг. На основе архивных документов показано, как идеологические установки и кампании ЦК ВКП (б) оказывали влияние на формирование репертуарного плана, осложняли деятельность кинопроката.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кинообслуживание населения Горьковской области в послевоенное время (1946-1964 годы)»

Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 12 (227). История. Вып. 45. С. 53-58.

КИНООБСЛУЖИВАНИЕ НАСЕЛЕНИЯГОРЬКОВСКОЙ ОБЛАСТИ В ПОСЛЕВОЕННОЕ ВРЕМЯ (1946-1964 ГОДЫ)

В статье рассматриваются проблемы развития киносети в малых городах Горьковской области в 1946-1964 гг. На основе архивных документов показано, как идеологические установки и кампании ЦК ВКП (б) оказывали влияние на формирование репертуарного плана, осложняли деятельность кинопроката.

Ключевые слова: малые города, власть, кинотеатр, репертуар, кинопрокат.

В комплексе проблем социального развития советского общества после Великой Отечественной войны особое место занимает тема послевоенного развития культуры. В период с 1946 по 1965 г. она представляла собой сложное явление. С одной стороны, деятельность многочисленных учреждений культуры и искусства способствовала мобилизации городского населения на решение задач по восстановлению народного хозяйства страны. С другой стороны, идеологическая деятельность партии и государства поставила всю духовную жизнь общества под жесткий контроль. В 1946 г. одна за другой последовали идеологические кампании, которые последовательно охватили литературу, философию, музыку, экономические науки, естествознание, живопись, архитектуру. Не являлось исключением и кино.

4 сентября 1946 г. было принято постановление ЦК ВКП (б) «О кинофильме "Большая жизнь"», в котором за легкомыслие и безответственность в работе многие мастера кинематографии были подвергнуты критике. Причинами такого положения, по мнению партийного руководства, являлись беспечность и беззаботность Министерства кинематографии, и прежде всего его руководителя Большакова, «в отношении идейно-политического содержания и художественных достоинств фильмов»1. В связи с этим перед кинематографией была поставлена задача в кратчайшие сроки устранить все указанные в постановлении ошибки.

В Горьковском областном управлении кинофикации решались те же проблемы, что и в культуре страны в целом. Вскоре после выхода постановления «О кинофильме "Большая жизнь"» в областном центре было созвано совещание работников искусства и литературы Горьковской области, где был представлен

доклад «Состояние и задачи идеологической работы в свете постановлений ЦК ВКП (б) "О журналах «Звезда» и «Ленинград»"», «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению» и «О кинофильме "Большая жизнь"»2. На совещании секретарь Горьковского обкома ВКП (б) И. Гурьев вслед за констатацией определенных успехов в целом деятельность учреждений культуры и искусства подверг жесткой критике, указав на недостатки. Истинная причина нападок на деятельность этих учреждений, на наш взгляд, заключалась в стремлении партийного руководства исключить развитие живой мысли в творческой среде, поскольку сразу же после окончания войны начали проявляться тенденции к свободе творчества.

С целью организации систематического контроля над сферой культуры обком ВКП (б) начал систематическое проведение совещаний творческих работников. Проходили они, как правило, не в творческой обстановке, а при отделе пропаганды обкома ВКП (б). В обсуждении мероприятий, направленных на повышение идейного и художественного уровня творчества работников искусства, ведущая роль принадлежала секретарям обкома, которые не отличались высокой культурой и знанием специфики художественного творчества. Цель этих мероприятий была одна - заставить интеллигенцию работать в соответствии с разрешенными средствами художественной выразительности, сообразуясь с идеологией «партийности» и «социалистического реализма». Соответственно перед работниками культуры и искусства ставилась проблема в решении не творческих, а общественных задач по «воспитанию» у населения художественного вкуса в нужном для власти направлении.

На практике борьба с «безыдейностью» и «отступлением от принципа партийности»

препятствовала естественному развитию творческого процесса, что негативно отразилось на последующем развитии киноискусства. В сложные условия был поставлен кинопрокат. С одной стороны, репертуар должен был соответствовать идеологическим требованиям. С другой стороны, необходимо было выполнять план и давать прибыль. По этой причине в отдаленных от столицы малых городах Горьковской области проводилась своя репертуарная политика. Вопреки указаниям о соотношении показа зарубежных и отечественных фильмов, в практической работе Главкинопрокат очень часто нарушал установленный порядок показа фильмов и производил необоснованные замены. И на это были причины.

Во-первых, Главкинопрокат не учитывал особенностей Горьковской области, имеющей разветвленную киносеть. Присылаемые копии новых фильмов ни в коей мере не могли удовлетворить потребности как городских, так и сельских киноустановок. Нередко на 380 киноустановок выделялось только 5 копий того или иного фильма3.

Между тем, областное Управление кинофикации, выполняя решения, принятые в постановлении Совнаркома СССР «О мероприятиях по улучшению кинообслуживания населения в 1946 г.», в большинстве районов Горьковской области создавало хорошие условия для бесперебойной работы киносети. Достаточно сказать, что в 1947 г. отделы кинофикации были утверждены в 42 районах Горьковской области. Из Арзамасского, Борского и Павловского районных отделов кинофикации в самостоятельные хозрасчетные единицы были выделены кинотеатры «Искра», «Нардом» и «Спартак»4.

Материально-техническая база киносети укреплялась за счет увеличения количества киноустановок. По сравнению с первым послевоенным годом общее число киноустановок к 1950 г. выросло более чем в 4 раза и составило 560 единиц5. На ремонт аппаратуры было затрачено 161042 р.6 Кинотеатры Арзамаса, Балахны, Богородска, Горбатова получили новую мебель, в том числе театральные кресла в количестве 2000 штук7.

Во-вторых, замена фильмов производилась из коммерческих соображений. Репертуар каждого конкретного кинотеатра составлялся районной кинодирекцией, которая работала на полном хозрасчете и была заинтересова-

на, прежде всего, в выполнении финансового плана. В праздничные дни, когда планировалось массовое посещение кинотеатров, в Лысковском районе показывали американские фильмы «Кружка пива», «Крысы»8. В Кстове 6, 7, 8 ноября 1949 г. в кинотеатре показывали фильм «Восстание в пустыне», в то время как обком ВКП (б) в дни массового посещения кинотеатров рекомендовал к показу фильмы о жизни и деятельности вождей9.

Сотрудник областной конторы Главкинопроката Андронов на областном совещании киноработников высказывал мнение, что «если будет проведена большая политическая работа, то товарищи с удовольствием посмотрят фильмы, которые связаны с жизнью и деятельностью вождей»10. Однако скучным и однообразным отечественным фильмам зрители предпочитали американские фильмы о капиталистическом образе жизни. Весьма красноречиво об этом свидетельствовало анонимное письмо в Комитет партийного контроля при ЦК ВКП (б)11. Автор был обеспокоен тем, что по всей стране в кинотеатрах демонстрировали фильмы об американском образе жизни, и предупреждал партийное руководство о сокрытии этих показов. В кинотеатрах устанавливали определенный час показа американского фильма, в то время как в афише на это время был запланирован показ советского фильма.

В ряде районов Горьковской области количество выпускаемых в прокат зарубежных фильмов было настолько велико, что бюро обкома партии вынуждено было издавать соответствующие директивные указания о соотношении показа зарубежных и отечественных фильмов. В 1949 г. за нарушение репертуарного плана в обслуживании сельского населения был освобожден от занимаемой должности управляющий областной конторы Главкинопроката Чернышев12.

Третьей, не менее важной причиной нарушения репертуарного плана следует назвать несогласованную работу кинопроката и районных отделов кинофикации. Работники указанных ведомств взаимно обвиняли друг друга в срыве работы, оказывали всевозможные давления в ущерб делу. Подобные факты были весьма характерным явлением для многих районных отделов кинофикации Горьковской области из-за низкого образовательного уровня административно-управленческого аппарата.

Статистика показывает, что из 69 начальников районных отделов кинофикации и директоров кинотеатров среднее образование имел 21 человек, ниже среднего - 42, и 6 человек имели начальное образование13. Подбор кадров на руководящие должности не определялся строгими критериями и нередко производился по принципу приятельских отношений, по различным перепискам. Отсутствие профессиональной подготовки и опыта работы в данной сфере являлись причинами постоянной текучести кадров. За один только 1950 г. из 42 начальников отделов кинофикации выбыло 25 человек, в том числе 13 человек как не обеспечивших руководство13.

О низком уровне образования начальников районных отделов кинофикации свидетельствуют курьезные случаи, которые были отмечены в телеграммных сообщениях. Из Арзамаса, где находилась база Главкинопроката, в Сергачский районный отдел кинофикации по вопросу кинофильма «Сыновья» была направлена телеграмма следующего содержания: «Высылайте за сыновьями нарочным». Начальник отдела Прохоров в телеграмме ответил, что все сыновья у него дома. Или другая телеграмма относительно кинофильма «Аринка»: «Прошу сообщить вес Аринки». Ответ был получен следующий: «16 кг 700 гр. вес Аринки»14.

Результатом несогласованной работы административно-управленческого аппарата стало систематическое невыполнение годового плана по городским кинотеатрам Горьковской области15.

Крайне негативное влияние на организацию работы киносети Горьковской области имел установленный правительством порядок применения гарантийного минимума за прокат кинофильмов. Прокатная плата за один сеанс напрямую зависела от количества мест в зрительном зале. Однако контингент зрителей не всегда соответствовал количеству мест в зале. Причиной тому была высокая стоимость билетов - 4 р. 50 коп.16 Для сравнения 1 кг ржаного хлеба стоил 1 р. 35 коп.17 Например, в городских кинотеатрах Арзамаса, Балахны, Городца, Павлова по сеансам план выполнялся на 100 %, а по количеству обслуженных зрителей на 68,8 %, то есть фильм «крутили впустую»18. Таким образом, кинотеатры, выполняя план по валовому сбору только на 63 %, вынуждены были выплачивать гарантию за прокат в полном

размере, вне зависимости от наполняемости зрительного зала.

Вопрос о кинообслуживании населения был предметом широкого обсуждения не только на районных и областных семинарах, но и в высших органах власти. После смерти Сталина благодаря усилиям министра культуры СССР Н. А. Михайлова в советском кинематографе произошли перемены. В первую очередь, Михайлов обратил внимание первого секретаря ЦК КПСС Н. С. Хрущева на сложное положении советского кинематографа. В аналитической записке он указывал на «болезненные явления среди киноработников, которые Министерству не удается преодолеть без помощи ЦК КПСС»19. Также он отметил, что «за последние несколько лет советское киноискусство не выдвигает темы борьбы коммунистической партии и советского народа за подъем тяжелой индустрии, за дальнейшее развитие сельского хозяйства. Некоторые работники кино оторвались от жизни, стоят в стороне от больших задач, предпочитая важным и злободневным темам лишь темы прошлого или темы отвлеченные»19. К предложению Министерства культуры СССР показывать в кино труд советского народа по расширению посевов кукурузы многие режиссеры отнеслись скептически, с насмешкой. Режиссер М. И. Ромм, например, по этому поводу, сказал: «Кукуруза - это спекуляция на злободневной теме»19.

Между тем, вопросы, поставленные в аналитической записке, заставили руководство страны обратить внимание на сложившуюся ситуацию. Именно тогда завершился период «малокартинья», и в 1954 г. на советские экраны вышло 38 фильмов. А к 1958 г. количество выпущенных фильмов увеличилось до 40020.

Советский кинопрокат стремился максимально удовлетворить вкусы и запросы рядовых зрителей. На экран выходили фильмы самых разных жанров, начиная от экранизации классических произведений и заканчивая оригинальными подражаниями американским боевикам. Постепенно в прокате стали появляться фильмы о криминальной жизни, как, например, детектив А. Рыбакова «Дело № 36». В сталинские годы фильмов в этом жанре не снимали, поскольку власти не хотели пропагандировать подобный образ жизни. Естественно, что после выхода на экран детектива зрительные залы кинотеатров были переполнены. Однако со стороны некоторых

зрителей, очарованных коммунистическим идеалом, выход подобных фильмов сопровождался резкой критикой.

Галина Сергеевна Жигарева вспоминает, как появление в кинопрокате города Арзамаса фильма о преступном мире вызвало отрицательную реакцию со стороны преподавателя одной из школ, которая была возмущена содержанием фильма21. Галина Сергеевна в личной беседе вынуждена была убеждать педагога и разъяснять важность поставленной в фильме проблемы. Большую помощь в этом вопросе оказывали сотрудники КГБ, проводившие перед сеансами лекции-беседы об усилении борьбы с преступностью21.

Благодаря выпуску кассовых фильмов улучшилась деятельность кинопроката. Ежегодно росло не только количество выпускаемых фильмов, но и число киноустановок. Прокатная сеть по сравнению с началом десятилетия выросла почти вдвое: к 1960 г. в стране насчитывалось 103387 киноустановки22. В 1945 г. по Горьковской области насчитывалось 270 киноустановок, а к 1965 г. их было уже 221223. Приведенные цифры являются ярким свидетельством того, что посещение кино было самым популярным у населения видом проведения досуга.

Несмотря на то, что проблемам киноотрасли неоднократно уделялось внимание в решениях, постановлениях и многочисленных проверках партийных органов, во второй половине 1950-х гг. положение провинциальных кинотеатров продолжало оставаться сложным. Дело в том, что решение поставленных правительством задач на разных уровнях власти происходило по-разному. «Верхи» на словах требовали увеличения количества зрителей, кассовых сборов, не учитывая при этом особенностей развития киносети в Горьковской области24.

Дело в том, что после войны в течение 15 лет киномеханическая промышленность продолжала выпускать устаревшие модели киносъемочной, кинокопировальной аппаратуры и другого оборудования. Кинотеатры были оснащены кинопроекционным оборудованием и аппаратурой с малым световым потоком и низким качеством звуковоспроизведения. Переоснащение киноустановок новым видом оборудования было сопряжено с рядом трудностей.

Для установки более современного оборудования и организации качественного кино-

показа в малых городах Горьковской области недоставало типовых зданий кинотеатров. Старые здания клубов и домов культуры требовали улучшения акустического благоустройства. Для решения этих проблем в 1958 г. Госпланом РСФСР было предусмотрено 120 млн р. за счет ссуд Госбанка на строительство летних кинотеатров и пристройку залов к существующим постоянным кинотеатрам25.

Благодаря принятым мерам с 1959 г. по 1964 г. в Горьковской области было введено 20 новых и летних кинотеатров на 6880 мест. Цифры открытой статистики должны были показать успехи в решении вопроса увеличения количества кинотеатров. В действительности по обеспеченности числом мест в кинотеатрах Горьковская область занимала 68-е место среди областей РСФСР26. На 1000 городского населения приходилось 28 мест27.

Кроме того, строительство кинотеатров происходило очень быстро, в спешке. Г. С. Жигарева приводит факты, как во время одного из сеансов в новом кинотеатре города Арзамаса на зрителей начал осыпаться потолок.

Помимо этого, серьезной проблемой было обеспечение пожарной безопасности кинотеатров. Вплоть до 1960-х гг. в СССР использовалась огнеопасная пленка, а значительная часть цветной пленки ввозилась из ГДР. Вопрос о переводе кинопленочной промышленности на выпуск пленки на безопасной основе рассматривался на XX съезде КПСС. Однако выполнить это решение не представлялось возможным по причине неготовности предприятий химической промышленности к выпуску основного сырья - метиленхлорида и триацетата целлюлозы28.

Размещение широкопленочной киноаппаратуры, работающей с кинофильмами на горючей основе, непосредственно в помещении для зрителей создавало постоянную угрозу для жизни людей, так как воспламенение ни-тропленки могло быть вызвано малейшей неосторожностью при обращении с огнем. Так, в 1963 г. проведение газосварочных работ в боксах Уренской межрайонной фильмобазы кинопроката, где хранилась пленка на горю-

29

чей основе, стало причиной пожара29.

Следует отметить, что в начале 1960-х гг., несмотря на указания партийных органов в отношении репертуарного плана, в кинотеатрах Горьковской области продолжали осуществлять показ зарубежных фильмов. И это

происходило не по причине безответственного отношения к составлению репертуара, а являлось результатом удовлетворения запросов зрителя. В связи с этим в 1961 г. Министерство культуры РСФСР вновь вернулось к вопросу о прокате зарубежных фильмов. В приказе «О мерах по улучшению проката фильмов» было отмечено, что «руководствуясь коммерческой стороной дела <...> некоторые работники киносети увлеклись чрезмерным показом фильмов капиталистических стран», в то время как «организация показа советских фильмов находилась в неудовлетворительном

30

состоянии»30.

В кинотеатрах, «самых зрелищных предприятиях малых городов», непосредственное отражение находили все события, происходящие в жизни страны. Министр культуры Н. Михайлов считал, что в кино необходимо показывать «борьбу коммунистической партии и советского народа за подъем тяжелой индустрии, за дальнейшее развитие сельского хозяйства, борьбу коллективов за дальнейший рост производства, подъем производительности труда»31. В представлении партийного руководства функции кино сводились к популяризации партийных решений. Но работники кинотеатров в отдаленных от столицы малых городах больше прислушивались к мнению массового зрителя, который отдавал предпочтение развлекательным фильмам. Таким образом, с одной стороны, при составлении репертуарного плана на ближайший месяц кинодирекция учитывала все праздничные даты и в кинопрокате подбирала фильмы соответствующей тематики. С другой стороны, в условиях полного хозрасчета главным критерием при подборе фильмов была его кас-совость. Вполне естественно, что в первую очередь кинодирекция была заинтересована в выполнении финансового плана

КраткийанализдеятельностиГорьковского областного управления кинофикации позволяет сделать вывод, что партийные органы ориентировали работу районных отделов кинофикации прежде всего на решение политических и идеологических задач. Жесткие рамки эстетических канонов «социалистического реализма» не только противоречили тенденциям развития современного искусства, но и отрицательно влияли на деятельность районных отделов кинофикации.

Рассмотрение ряда проблем послевоенного развития киносети позволяет говорить о

том, что в практической работе Горьковское областное управление культуры большое внимание уделяло вопросам укрепления материально-технической базы киносети. Однако увеличение количества киноустановок не согласовывалось с особенностями экономического развития провинциальных городов в послевоенное время. Проблема заключалась не в количественном изменении киносети, а в качественном. В малых городах Горьковской области необходимо было не только увеличить объем строительства кинотеатров и обеспечить их профессиональными кадрами, но и решить целый комплекс социально-экономических проблем. Тем не менее, в малых городах посещение кинотеатров было одним из любимых видов проведения досуга.

Примечания

1 Власть и художественная интеллигенция. Документы ЦК РКП(б) - ВКП (б), ВЧК -ОГПУ - НКВД о культурной политике. 19171953 / ред. А. Н. Яковлев ; сост. А. Н. Артизов, О. В. Наумов. М., 1999. С. 601.

2 См.: Общество и власть. Российская провинция (июнь 1941-1953) / сост. А. А. Кулаков, В. В. Смирнов и др. Т. 3. М. ; Н. Новгород, 2005. С. 567.

3 См.: Государственное учреждение Центральный архив Нижегородской области (далее - ГУ ЦАНО). Ф. 5890. Оп. 1. Д. 85. Л. 51.

4 Там же. Л. 9.

5 Там же. Д. 25. Л. 4.

6 Там же. Д. 85. Л. 10.

7 Там же. Л. 52.

8 См.: ГУ ЦАНО. Ф. 5914. Оп. 1. Д. 8. Л. 94.

9 См.: ГУ ЦАНО. Ф. 5890. Оп. 1. Д. 76. Л. 136.

10 Там же. Л. 138.

11 См.: Анонимное письмо в Комитет партийного контроля при ЦК ВКП (б) о пропаганде американского образа жизни через советский экран // Общество и власть. Российская провинция. 1917-1980-е гг. : по материалам нижегородских архивов / сост. А. А. Кулаков,

B. В. Смирнов. Т. 3. М. ; Н. Новгород, 2002.

C.851-856.

12 См.: ГУ ЦАНО. Ф. 5890. Оп. 1. Д. 76. Л. 143.

13 ГУ ЦАНО. Ф. 5890. Оп. 1. Д. 85. Л. 41.

14 Там же. Д. 54. Л. 54.

15 Там же. Д. 229. Л. 12.

16 Там же. Д. 85. Л. 88.

17 См.: Советская жизнь. 1945-1953 / сост. Е. Ю. Зубкова, Л. П. Кошелева, Г. А. Кузнецова, А. И. Минюк, Л. А. Роговая. М., 2003. С. 517.

18 См.: ГУ ЦАНО. Ф. 5890. Оп. 1. Д. 85. Л. 3.

19 Записка министра культуры СССР Н. А. Михайлова «О серьезных недостатках в советском киноискусстве» // Аппарат ЦК КПСС и культура. 1953-1957 : документы. М., 2001. С. 411.

20 См.: Исаева, К. М. История советского киноискусства в послевоенное десятилетие. М. : Логос, 1992. С. 10.

21 Запись беседы хранится в личном архиве Г. С. Жигаревой.

22 Исаева, К. М. История советского киноискусства... С. 10.

23 Народное хозяйство Горьковской области за 50 лет : стат. сб. Горький, 1967. С. 126.

24 См.: Российский государственный архив литературы и искусства. Ф. 970. Оп. 7. Д. 157. Л. 76.

25 Государственный архив Российской Федерации (далее - ГА РФ). Ф. 259. Оп. 42. Д. 686. Л. 54.

26 ГУ ЦАНО. Ф. 5890. Оп. 1. Д. 226. Л. 111.

27 ГА РФ. Ф. 259. Оп. 42. Д. 686. Л. 41.

28 См.: ГА РФ. Ф. 259. Оп. 42. Д. 686. Л. 5.

29 См.: ГУ ЦАНО. Ф. 5890. Оп. 1. Д. 226. Л. 123.

30 См.: ГА РФ. Ф. 501. Оп. 2. Д. 31. Л. 5.

31 См.: Кинематограф оттепели. Документы и свидетельства / сост. В. И. Фомин. М. : Материк, 1998. С. 61.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.