Научная статья на тему 'Кинокомикс в кино США и проблема авторского дискурса'

Кинокомикс в кино США и проблема авторского дискурса Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
168
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИНОКОМИКС / КОМИКС / КИНО / ГРАФИЧЕСКИЙ РОМАН / ПОСТМОДЕРНИЗМ / КИНОВЕДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Спутницкая Нина Юрьевна

Статья посвящена актуальной проблеме новейших трансформаций кинокомикса США. Фильм «Человек-паук: через вселенные» является примером использования приемов авторского кино для создания кинокомикса. Автор уделяет особое внимание анализу эклектизма графических элементов комикса, кино и анимации, иронической интерпретации нарративных стереотипов мейнстрима.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кинокомикс в кино США и проблема авторского дискурса»

УДК 778.5

Кинокомикс в кино США и проблема авторского дискурса

Спутницкая н. ю.

Аннотация

Статья посвящена актуальной проблеме новейших трансформаций кинокомикса США. Фильм «Человек-паук: через вселенные» является примером использования приемов авторского кино для создания кинокомикса. Автор уделяет особое внимание анализу эклектизма графических элементов комикса, кино и анимации, иронической интерпретации нарративных стереотипов мейнстрима.

Ключевые слова

Кинокомикс, комикс, кино, графический роман, постмодернизм, киноведение.

Film comics in the US cinema and the problem of author's discourse

SPUTNITSKAYA П. Y. Abstract

The article is devoted to the actual problem of the latest transformations of the us film mix. The film "Spider-Man: Into the Spider-Verse" is an example of using the techniques of author's cinema to create a film mix. The author pays special attention to the analysis of eclecticism of graphic elements of comics, cinema and animation, ironic interpretation of narrative stereotypes of the mainstream.

Key words

Kinomax, comic book, movie, graphic novel, postmodernism, film studies.

Внимание авторов новой киноверсии приключений человека-паука к миру ребенка не случайно: главный герой фильма еще не состоялся как супергерой, но уже стал героем своего времени [5, c. 58-66]. Его свободный серфинг между параллельными вселенными и разнообразными анимационными стилями всего лишь означает, что у каждой эпохи свои неврозы и что на смену «именам отца» Жака Лакана грядет новое поколение, открытое диалогу в интерьерах нескольких измерений, экранизированных с помощью различных вариаций идеи поликадра.

Условием развертывания сюжета в фильме «Человек-паук: через вселенные» режиссеров Боба Персичетти и Питера Рэмзи становится смерть героя Питера Паркера, не только потому, что зритель уже порядком подустал от его врагов и друзей, но потому как один человек не может спасти всех. Мотив смерти героя и весьма оперативной его замены очень знаменателен. Сегодня производителей кинокомиксов определенно интересуют психолого-педагогические и психоаналитические проблемы личности героя: трудное детство и желание принести себя в жертву во имя светлого будущего.

Детская травма послужила пусковым механизмом для культового фильма с Майклом Китоном и Джеком Николсоном «Бэтмен» о Бэтмена (убийство родителей в темном переулке Готем сити). В фильме «Темный рыцарь: Возвращение легенды» (реж. Кристофер Нолан) супергерой приносил себя не столько в жертву населению Готэм-сити, сколько правовой системе (берет на себя вину за обезумевшего прокурора города Харли Дента (по прозвищу «Двуликий»), ставшего преступником, чтобы не бросать тень на систему. Сегодня зритель привыкает, что старость, смертность и возможность воскресения подвержены такие незыблемые супергерои как Супермен («Смерть Супермена», «Лига справедливости») и Россомаха («Логан», реж. Дж. Мэнголд) [1].

В «Человек-паук: через вселенные» к мотивам смертности и старости, то есть к признакам человечности супергероя, авторы добавляют психологизм европейского романа: Майлс в лучших традициях Марселя Пруста или Джеймса Джойса ведет внутренний диалог со своим собственным сознанием о том, что он размышляет слишком громко и все читают мысли. По части убедительной пропаганды толерантности «Человек-паук: через вселенные» одержал безоговорочную победу. Но красочная мультикультурная вселенная — не единственный его козырь. Это и опыт совмещения под весьма предсказуемой вывеской и сюжетными клише нескольких художественных традиций и культурных кодов, и безжалостная, но ненавязчивая критика мифологии супергероя и реконструкция базового сюжета [3; 4].

Анимационное переосмысление знаменитой франшизы после множества сиквелов, спин-оффов с тех пор, как в 2002 году Сэм Рэйми возобновил франшизу, было поручено продюсерам Филу Лорду и Крису Миллеру. Дуэт, известный блестящей перезагрузкой Бэтмэна посредством Lego, подаривший новую жизнь и молодость Хану Соло (Solo: A Star Wars Stor), решил поиграть с идеей дупликации и представил широкой аудитории веер новых спайдер-менов, каждый из которых родом из своей собственной параллельной вселенной. Альтернативные персонажи не каноничной серии комиксов «Ultimate Comics Spider-Man» до сей поры знакомые довольно узкой субкультуре, сегодня стали мировыми знаменитостями. В фильме Питер Паркер (Джейк Джонсон) перепоручает важную миссию Майлсу Моралесу (Шамейк Мур), которого поддерживает дружный коллектив. Итак, в паучьей компании оказываются девушка-паук, одноклассница Майлса Гвен Стейси (Hailee Steinfeld), свинка-паук Питер Поркер (Джон Муланей), обитательница футуристического аниме Пени Паркер (Кимико Гленн) и, пожалуй, самый стильный Человек-Паук Нуар (Николас Кейдж) прибыл на выручку подростка с богатым опытам противостояния нацистам из 1933 года.

ТЕЛЕКИНЕТ 2019 март. #1(6)

В серии графических романов Ultimate Comics Spider-Man чернокожий подросток Майлс Моралес появился в 2011 как реакция на вступление в должность президента США Барака Обамы [2]. А конфликт по-прежнему прост и очевиден: мир под угрозой. В новом фильме супер-злодей в законе (Лив Шрайбер), симпатизирующий идеям квантовой теории и ведущий дружбу с учеными, разрывает пространственно-временной континуум, катапультируя разномастный квинтет в, своего рода, чистилище. Новые супергерои выступают против заговора о смешении измерений. Поэтому в пространстве одного кадра виртуозно соединены несколько стилей анимации, благополучно соседствуют несколько темпо-ритмов, несколько экранов, вмещающих и классический комикс, и скупые штриховки, и компьютерную графику, и плашки с репликами, и даже ностальгические тангированные сетки Бен-Дэя. Гарнировано зрелище потрясающим «тактильным» звукорядом, имитирующим шелест графических романов. При этом авторы экранизировали и физически ощутимое раздражение от необходимости смотреть одни и те же коллизии из не примечательной жизни Питера Паркера.

Итак, Питер Паркер погиб, узнав эту новость по ТВ, поклонники супергероя устремляются на поиски артефактов и затевают пафосную костюмированную вечеринку, ибо понимают, что наступил некий рубеж. Покупая свой костюм на развале, Майлс встречает бесчисленное количество желающих стать героем. Но как отличить подлинник от симулякра? Лишь избранным суждено выскочить из карнавала и обратиться к симуляции пространств повседневности, к «другим пространствам», идеальным, по Барту, пространствам для субъективации. Неслучайно в арсенал Майлса добавлена способность становится невидимым. Важная составляющая успеха «Человек-паук: через вселенные» — тин-психология, бытописание взаимоотношений Майлса с родственниками и одноклассниками. Узнаваемые детской аудиторией бытовые ситуации поданы деликатно и емко, и, конечно, находится место лирической линии.

На внеурочных занятиях по физике Майлс усвоил в этом мире все относительно, но примерял теории к своим, сугубо детско-подростковым проблемам. Он получает задание написать сочинение на тему «Каким ты хочешь стать человеком». Таким образом, сохранено ядро центрального образа, с которым связывал успех героя у аудитории создатель комикса Стэн Ли. Графический роман «Человек-паук», в котором после укуса паука школьник становится отважным и ловким супергероем,— это, прежде всего, история взросления/воспитания. Слияние двух ипостасей — паука как зооморфного существа и подростка неслучайно пришлось на 1960-е годы. Человек-паук исторически — это подросток, реакция на молодежную культуру и общественно-политические события 60-х гг. XX в., прежде всего,— на освоение космоса, испытания ядерного оружия, борьба с криминальными структурами. Не случайно, в комплект обмундирования Человека-паука не входит плащ — атрибут старшего поколения супергероев. Парень-ботаник противостоял стихийному, пытаясь ужиться со своей новой, монструозной, по сути своей, природой. Подвиг для него — мера вынужденная. В анимационном фильме у него есть наставники, котрые, однако, не слишком удачно интегрированы в современное общество. Неслучайно неприкаянный Питер Паркер называет героя «Малыш», а Гвен, лишь на год старше Майлса,— «Паучком». Он не успел стать супергероем, но уже стал героем комикса. Его переход в плоскость графики, это и диалог поколений и на сюжетном, и на изобразительном уровне.

Литература

1. Ковалева Л. С. Образ супергероя в современном американском кинокомиксе // Артикульт. 2018. № 1 (29). С. 104-108.

2. Садуов Р. Т. Феномен политического дискурса Барака Х. Обамы: лингвокультурологический и семиотический анализ: монография. Уфа: РИЦ БашГУ, 2012. 136 с.

3. Цыркун Н. Американский кинокомикс. Эволюция жанра. М.: ВГИК, 2014. 250 с.

4. Энгль Е. А. Концептуальная интеграция в ментальном пространстве «Spider-man» (на материале комиксов о человеке-пауке) // Тюменский индустриальный университет. 2016. № 12. С. 132-137.

5. Sputnitskaia N. Elements of the figurative structure of a science fiction film // Studies in Russian and Soviet Cinema. 2018. № 1. P. 58-66.

Фильмография

Человек-паук: через вселенные (Spider-Man: Into the Spider-Verse, 2018, реж. Б. Персикетти, П. Рамзи, Р. Ротман, США), игр. References

1. Kovaleva L. S. Obraz supergeroya v sovremennom amerikanskom kinokomikse [Kovaleva L. S. the image of the superhero in modern American kinomomente] // Artikul't. 2018. № 1 (29). S. 104-108.

2. Saduov R. T. Fenomen politicheskogo diskursa Baraka H. Obamy: lingvokuTturologicheskij i semioticheskij analiz: monografiya [Saduov R. T. the Phenomenon of Barack Obama's political discourse: linguocultural and semiotic analysis]. Ufa: RIC BashGU, 2012. 136 s.

3. Cyrkun N. Amerikanskij kinokomiks. Evolyuciya zhanra [Tsirkun N. American Kinomax. The evolution of the genre]. M.: VGIK, 2014. 250 s.

4. Engl' Е. A. Konceptual'naya integraciya v mental'nom prostranstve «Spider-man» (na materiale komiksov o cheloveke-pauke) [Engel E. A. Conceptual integration in the mental space "Spider-man" (by the material of comics about spider-man)] // Tyumenskij industrial'nyj universitet. 2016. № 12. S. 132-137.

5. Sputnitskaia N. Elements of the figurative structure of a science fiction film // Studies in Russian and Soviet Cinema. 2018. № 1. P. 58-66.

Filmography

Spider-Man: Into the Spider-Verse, 2018, dir. Bob Persichetti, Peter Ramsey, Rodney Rothman, USA, feature.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.