Научная статья на тему 'Киноискусство в системе нравственно-эстетического воспитания подростков'

Киноискусство в системе нравственно-эстетического воспитания подростков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3919
569
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Киноискусство в системе нравственно-эстетического воспитания подростков»

Литература

1. Аналитика культурологии: эл. науч. издание. - 2008. - Вып. 2 (11). - [Электронный ресурс]. - URL: http: // www.analiculturolog.ru. (14.11.2012).

2. Борецкий, Р. А. Осторожно, телевидение! / Р. А. Борецкий. - Москва: Изд-во ИКАР, 2002. - 260 с.

3. Вдовина, М.В. Межпоколенные конфликты в современной российской семье / М.В. Вдовина // Социологические исследования. - 2005. - №

1. - С.102-104.

4. Гражданский Кодекс Российской Федерации (ГК РФ) Ч. 4 от 18.12.2006 N 230-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.11.2006) (действующая редакция) Ст. 1274: Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях. - [Электронный ресурс] - URL: www.consultant.ru / popular / gkrf4 / (14.11.2012).

5. Зенкин, С.Н. «Поколение»: опыт деконструкции понятия / С.Н. Зенкин // Поколение в социо-культурном контексте ХХ века. - Москва: Наука, 2005. - С. 130-136.

А.А. Кравченко

Киноискусство

в системе нравственно-эстетического воспитания подростков

В настоящее время остро стоит проблема, связанная с общей культурой подрастающего поколения, с их нравственным обликом и эстетической воспитанностью. А ведь именно подростковый возраст -это самый важный период для становления личности, во время которого активно протекает процесс формирования мировоззрения. Развитие общей культуры и эстетическое воспитание проходит под влиянием разнообразных факторов, таких как: семья, школа и, конечно же, средства массовой информации. СМИ часто называют параллельной школой, так как прекратить их влияние на подрастающее поколение невозможно.

Известно, что авторитет экранных искусств у подростков очень велик и было бы ошибкой утверждать, будто основная масса современной публики совсем не интересуется кинематографом. Но это, как правило, случайные сведения по поводу нашумевшего фильма или популярного голливудского актера. Поэтому в процессе формирования мировоззрения подросткам так необходима киноориентация, которая должна решать, по крайней мере, две основные задачи: пропагандировать подлинные произведения искусства и уберечь детей от пустой траты времени на просмотр произведений низкопробной массовой культуры.

Кинообразование можно понимать двояко: как подготовку в специальных учебных заведениях работников кинематографии и как эстетическое воспитание кинозрителей. Нам, безусловно, интересен этот термин во втором его значении, синонимом которого является схожее понятие «киновоспитание».

Кинообразование принципиально отличается от других форм просвещения подростков тем, что ничего им не диктует, не навязывает, а лишь формирует эстетический запрос - потребность в хорошем, серьезном кино. А, в свою очередь, общение с выдающимися произведениями киноискусства создает предпосылки для противостояния личности социальному, психологическому, моральному кризису общества.

Сегодня в большинстве образовательных учреждений и учреждениях дополнительного образования детей (далее УДОД) отсутствует целенаправленное педагогическое руководство интересами и потребностями воспитанников в области экранных искусств, нет установки на систематическое аудиовизуальное образование школьников. Недостаточно внимания уделяется разработке теории и методики использования киноматериала в нравственном, эстетическом воспитании и художественном развитии подрастающего поколения.

Кратчайший путь в направлении воспитания грамотного зрителя -организация киноклубов на базах школ и УДОД. Основной задачей киноклубов являются просмотры и коллективные обсуждения фильмов, изучение киноискусства. Специфика работы в киноклубе основывается на активном участии воспитанников в обсуждениях и дискуссиях, в основе ее лежат групповые формы работы. Педагог такого клуба должен ставить перед собой задачу - помочь подросткам научиться ориентироваться в текущем кинорепертуаре, научить их ценить произведения, которые заслуженно считаются гордостью художественной культуры. Подобные клубы необходимы современному обществу, так как интерес к киноязыку как и к искусству теряется с каждым днем. Подрастающие поколение не интересует киноклассика, а ведь это именно те фильмы, которые позволяют формировать нравственные качества личности.

Один из самых активных руководителей киноклубного движения С.Н. Пензин считал, что специфика киноклуба заключается в его полифункциональности. Киноклуб выполняет несколько взаимосвязанных функций, среди которых основными являются следующие:

1. кинообразование («роль» своеобразного факультатива, киноуниверситета);

2. пропаганда киноискусства;

3. прокат «трудных» фильмов («роль» специализированного кинотеатра);

4. рецензирование фильмов («роль» критика);

5. анкетирование публики («роль» социолога);

6. общение (место встреч и проведения досуга) [1: 126-127].

Организаторы подростковых киноклубов, в первую очередь, должны учитывать именно потребность в общении этой возрастной группы. Молодым людям особенно важно самостоятельно разбираться в явлениях окружающего мира и в самих себе, определить свое место в коллективе, в жизни. Важными психологическими предпосылками формирования мировоззрения является также бурный рост интереса к другим людям и развитие самосознания. И поэтому, несмотря на обилие кинотеатров и возможность смотреть кино дома, подростки, в первую очередь, нуждаясь в общении, предпочитают именно киноклубы.

В 2009 году во Дворце детского и юношеского творчества «У Вознесенского моста» в рамках районной программы, посвященной толерантности «Весь мир в твоем районе», проходил кинопоказ серии картин, раскрывающих проблематику данной темы. Подростки Адмиралтейского района принимали активное участие в обсуждениях кинофильмов, дискуссиях, затрагивающих социальные, политические, культурные аспекты проблемы, делились жизненным опытом. Организаторы данной программы заметили огромный интерес, возникший у подростков к этой форме работы. Был устроен еще ряд подобных мероприятий, посвященных Дню Победы. Педагоги убедились, что такая форма, как киноклуб, актуальна и востребована в наше время. Начиная писать образовательную программу киноклуба для подростков, в первую очередь, важно было познакомиться с общим уровнем запросов подростковой публики в отношении кинематографа, выяснить, что интересует современного зрителя. Опрос проводился среди школьников 8-х классов (возраст 13-14 лет) школ Адмиралтейского района. Проведенное исследование показало, что практически все школьники (92%) обнаруживают свою осведомленность в кинорепертуаре. Причем многие опрошенные среди перечисленных видов искусства на одно из первых мест поставили именно кино. 74% школьников называют кино любимым видом искусства.

Кино, в отличие от изобразительного искусства, музыки и художественной литературы, не является учебной дисциплиной, а число факультативов и специальных кружков, где школьники занимаются изучением специфики киноискусства, крайне мало. Основные знания об этом виде искусства подростки получают благодаря Интернету и телевидению.

Следовательно, в своих кинопредпочтениях школьники, с одной стороны, обнаруживают самые высокие показатели насмотренности и эмоциональной увлеченности, с другой - невысокий уровень знаний в области киноискусства. Низкий уровень кинокультуры становится причиной поверхностного и потребительского отношения к кинематографу. Для подростков посещение кинотеатра - развлечение, отдых, средство проведения свободного времени, поэтому выбор

кинофильма для просмотра у школьников является отражением текущего кинорепертуара и, как правило, носит случайный характер.

Сроки проката фильмов, которые школьники отмечали как наиболее впечатляющие, не превышали 10-12 месяцев с момента опроса. На долю кинорепертуара, по времени находившегося за пределами этой зоны, приходится всего лишь 5,5% понравившихся фильмов. Также необходимо сказать о том, что все эти ленты можно отнести к так называемому развлекательному кино, все они являются хрестоматийными сборниками практически всех голливудских штампов и клише остросюжетных блокбастеров.

Посещение подростками кинотеатров является, в большинстве своем, процессом неосознанным, стихийным и, с педагогической стороны, бесконтрольным. Свой выбор школьники останавливают на фильмах, исходя из определения популярности кинопроизведения. Треть школьников (28%) ориентируется в кинорепертуаре с помощью рекламы кинопроката: имена создателей фильма, жанр, наименование киностудии, выпустившей фильм и т. п.

Мы видим, что идейно-художественный уровень кинопроизведения является далеко не первым критерием при выборе картины для просмотра. Мода, сиюминутный успех, развлекательность определяют современный рейтинг школьников.

Учитывая результаты проведенного исследования, потенциал киноискусства в нравственно-эстетическом воспитании школьников, социально-психологические особенности подросткового возраста и специфические принципы обучения, связанные с материалом киноискусства, в 2010 году в ДД(Ю)Т «У Вознесенского моста» была разработана образовательная программа «Клуб кинолюбителей «Точка зрения». Данная программа имеет культурологическую направленность и рассчитана на приобщение к мировому киноискусству, развитие критического мышления, эстетического вкуса и творческой индивидуальности у воспитанников.

В течение первого года обучения воспитанники знакомятся с историей мирового кинематографа и теорией киноискусства, учатся анализировать и понимать философские, моральные смыслы и подтексты кинопроизведений. Также на первых встречах клуба уделяется большое внимание формированию зрительской культуры подростков. На втором году обучения члены клуба изучают историю и современные тенденции отечественного, европейского, азиатского и американского киноискусства, знакомятся с творчеством выдающихся режиссеров планеты. Программа третьего года ставит задачу познакомить воспитанников с основами кинокритики, сформировать у них способность самостоятельно анализировать кинотексты.

О кино рассказывать «на пальцах» невозможно, поэтому устное изложение теоретического материала в киноклубе всегда сопровождается

«зрительным рядом»: фотографиями, фрагментами из фильмов, видео -презентациями, ведь порой на лекциях дается довольно непростой материал, который изучают в высших учебных заведениях. Педагог клуба демонстрирует воспитанникам телевизионные передачи о кино, выступления режиссеров и других членов съемочного коллектива, репортажи о кинофестивалях, вручении престижных отечественных и зарубежных кинопремий.

Во время третьего года обучения воспитанники клуба учатся писать кинорецензии и статьи. Рецензия на фильм - сложный жанр литературного творчества, это письменное суждение о достоинствах и недостатках кинопроизведений. Но зато она помогает воспитанникам клуба глубже осмыслить идейный замысел фильма. Для руководителя киноклуба рецензии особенно важны как документ, точно отражающий уровень знаний и психологические особенности воспитанников.

Учитывая, что кинообразование - это, в первую очередь, «воспитывающее обучение», педагог клуба старается подбирать такой репертуар, который независимо от задач занятия или лекции, определенным образом влияет на формирование личности воспитанника: на его отношение к жизни, на его нравственные чувства. Следовательно, немаловажным является, на каких примерах воспитанники клуба будут изучать основы киноискусства.

Анализируя вместе с педагогом просмотренные фильмы, подростки проясняют свои впечатления, осмысливают увиденное, уточняют свое отношение к автору. Основной формой работы в клубе является дискуссия, которая является, пожалуй, наиболее эффективным способом развития творческой активности старшеклассников. Спор и размышления для них неразрывны. Благодаря доверительной атмосфере в клубе, подростки, в силу своего возраста, легко и естественно чувствуют себя в атмосфере дружеского обмена впечатлениями, в условиях спора, требующего и предварительного, и последующего обдумывания.

Использование игровых интерактивных технологий в образовательном процессе позволяет наладить многосторонний тип коммуникации между педагогом и воспитанниками, а также между самими членами клуба. Такие формы занятий как «Интервью с главным персонажем», «Суд над героем фильма», «Обсуждение фильма с точки зрения представителей различных мировоззренческих позиций», позволяют старшеклассникам формулировать свою позицию в рамках проблематики фильма, развить умение самостоятельно оценивать кинопроизведение, обосновывать свою точку зрения, предоставляют возможность для проявления коммуникативных способностей. Сочетание познавательных и игровых элементов является важной составной частью учебного процесса в киноклубе. В атмосфере соревнований и игры укрепляются знания, полученные на занятиях, развивается активная творческая память

воспитанников. Игры в киноклубе часто сопровождаются показом кинофрагментов, фотографий, прослушиванием музыки, работой с текстом. Максимальная наглядность игр хорошо развивает зрительную и слуховую память членов клуба. Диагностика образовательного процесса в клубе кинолюбителей «Точка зрения» также проводится нетрадиционными методами: с помощью викторин, тематических игр, турниров, киноаукционов, в ходе которых и отслеживается результативность программы.

В киноклубе педагог занимается не только кинообразованием, но и медиаобразованием вцелом. Среди многообразия современных кинопередач, прессы и киносайтов трудно не заблудиться. Мы помогаем подросткам определиться и остановиться на наиболее интересных и, в частности, полезных. Члены клуба работают с определенным списком периодических Интернет-изданий, сайтов, на которых доступны информационные разделы, связанные с новостями кино, кинообзорами и интервью. Эти сайты сочетают в себе как функции информационных ресурсов, так и площадки для общения любителей кино. Также у клуба есть своя страничка в социальной сети «В контакте», где также проходит обмен информацией, обсуждение просмотренных лент, решаются организационные вопросы. Таким образом у членов киноклуба создана своя информационно-образовательная среда, которая делает процесс обучения более продуктивным, мобильным и информационно емким.

Необходимо сказать, что, помимо формирования художественного вкуса, кино как важнейшая социально-психологическая сила способно освобождать подростка от комплексов, фобий, фрустраций и напряжения, связанного с теми или иными психологическими и социальными проблемами, это своеобразная арт-терапия - фильмотерапия. В таком случае одной из задач групповых дискуссий в киноклубе является повышение психологической компетенции воспитанников относительно своих проблем и внутренних процессов. Педагог клуба старается выбирать именно те темы, затронутые в кинофильме, которые близки воспитанникам. Таким образом, подросток может наблюдать разные сценарии разрешения проблемных ситуаций. Члены клуба говорят о себе и своей жизни в том ракурсе, который задает им фильм. Именно так очень часто воспитанники открывают новые стороны своей жизни и себя, а через обмен своим опытом в группе могут находить решение проблем, которое потом переносится в жизнь.

Опытно-экспериментальные исследования образовательного процесса киноклуба показали, что разработанная программа кинообразования подростков создает благоприятные условия для поэтапного приобщения старшеклассников к экранным искусствам. Воспитанники киноклуба «Точка зрения» уже по окончанию первого года обучения приобретают навыки оценки, анализа идейно-художественного содержания

фильма, умения использовать эти знания и навыки в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных учреждений.

Реализация системы кинообразования создает благоприятные условия, при которых экранные искусства могут стать действенным средством формирования высоких нравственных качеств, выработка которых является задачей как образовательных учреждений, так и УДОД.

К концу второго года обучения воспитанники клуба уже овладевают развитым эстетическим сознанием, члены клуба способны осмыслить идейно-эстетическую концепцию в художественной структуре фильма, а также способны воспринимать образное содержание киноповествования, выявлять внутреннюю смысловую связь сюжетных линий фильма, оценивать концепцию кинокартины, аргументировано формулировать свое отношение к ее идейно-художественному содержанию. А сформированные навыки самостоятельной нравственно-эстетической оценки произведений киноискусства воспитывают у школьников умения отстаивать в дискуссиях свои убеждения.

Таким образом, мы видим, что образовательная программа «Клуб кинолюбителй «Точка зрения» реализует потенциальные возможности кино как комплексного средства нравственно-эстетического воспитания подростков. Организация подобных киноклубов на базе школ, домов культуры, в УДОД позволит подготовить подростков, умеющих ориентироваться в современном медиапространстве, обладающих художественно-эстетическим восприятием и способностью к квалифицированному анализу кинопроизведения, посредством разнообразия творческих форм и игровых методик преподнесения материала. А их приобщение к киноискусству в процессе анализа идейнохудожественной структуры фильмов позволит педагогу рассмотреть со старшеклассниками такие актуальные проблемы, как будущие семейные отношения, наркомания, алкоголизм и общение с противоположным полом, с которыми сталкивается современная молодежь.

Литература

1. Пензин, С.Н. Кино и эстетическое воспитание: методологические проблемы / С.Н. Пензин. - Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 1987. -176 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.